8. Лк 2, 4. Греч. оборот " Восходя " весьма характерен для еврейского языка и свидетельствует о семитическом подтексте евангельского рассказа. 9. Евангелие Иакова, XVII, 2 (по одной из его версий). 10. См.: К. Гейки. Жизнь и учение Христа, в. 1, с. 287. Пер. с англ. Слово " каталума " (греч.) в Новом Завете обычно означает не гостиницу, а горницу, комнату для гостей. См.: Мк 14, 14, Лк 22, 11 11. Лк 2, 6-7. «Первенцем» в Израиле (и в других странах) называли первого мальчика в семье, даже если он и оставался единственным. 12. То, что Рождество совершилось в пещере, известно из древнего предания (см.: св. Иустин. Диалог, 70, 8). Оно подтверждается упоминанием в Евангелии яслей. Они могли быть только в хлеву, который на Востоке часто помещался в пещере. 13. Лк 2, 10. «Я возвещаю тебе великую радость» — традиционные слова, которыми на Востоке сообщают отцу о рождении сына. 14. См.: W. Keller. The Bible as History. London, 1963, p.338. 15. Лк 2, 29-32. Возможно, гимн праведного Симеона был измененным вариантом одного из псалмов «чающих». Одна из главных особенностей гимна — универсализм в духе Второисайи. Ср. Ис 49, 6. 16. Это признают даже те авторы, которые ставят под сомнение историчность рассказа о волхвах См.: А. Ревиль. Иисус Назарянин, т. I. СПб.,1909, с. 295, А. Paul. L " Evangile de l " Enfance selon st. Matthieu. Paris, 1968, р. 123-124. В сказании есть сходство с некоторыми местами из Ветхого Завета и поздними «мидрашами», но, как отмечает К. Леон-Дюфур, нет и доказательств, что событие, рассказанное Матфеем, не могло произойти ( X. Leon-Dufour. Тне Gospels and the Jesus of History. 1970, р. 217). О ранних устных источниках евангелий см.: иером. Лев (Жилле). В поисках первоначального евангельского предания. «Путь», Париж, 1932, с.81 сл. 17. См.: И. Флавий. Арх. XVII, 1, 1-2; Иуд. война, II, 18, 2, III, 2, 1. О связи Месопотамии (входившей тогда в Парфянское царство) с Иудеей см.: J. Jeremias. Jerusalem in the Time of Jesus, р. 66. 18. Evangelium infantiae Salvatoris arabicum, XN-XIII, ed. Tischendorf, 1853; FNT, р. 80-82. Этот апокриф в настоящем своем виде написан не ранее VI b., но автор его пользовался более древними источниками. Значение, которое маги придавали светилам, отмечено еще у Геродота (VII, 37). В одной древней рукописи Евангелия Иакова (гл. XXI) сказано, что маги пришли из Ирана. Об иранском спасителе-Саошианте говорится в Авесте (Вендидад, XIX, 18, 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " умерший " . 856  В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " Когда понял, что следует скорее радоваться, что Господь уже пригрел [его] на своем лоне " . 857 В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " ..., ибо благочестиво и радоваться Мартину и оплакивать его " . 858  Последнее предложение, взятое в скобки, отсутствует в Брешианском и Кведлибургском кодексах, а также в изданиях Момбриция и Гизелина. В Веронском кодексе после этих слов далее следует: " Его успение имело место за 3 дня до ноябрьских календ (т.е. 11 ноября - А.Д.) " , в Августанском кодексе конец предложения выглядит так: " ... прочитавшую, хранимую Христом " . И далее: " Который с Отцом и Святым Духом живет и правит, Бог во веки веков. Аминь " . 859 Впервые это письмо было издано Валузием на основе рукописи, находящейся в Тринити Колледже, Кентербери (В, 2, 35). 860 См.: Лк. 9:62. 861 Иез. 18:24. 862 Быт. 18. 863 Исх. 20:14. 864 Лев. 19,18. 865 Втор. 6:13. 866 Имеется в виду то, что родословная Иисуса восходит к Давиду и через него к Аврааму (см. Мф. 1:1-17). 867 Пс. 112:1. 868 Пс. 149:5. 869 Пс. 112:10 870 Ис.5:8. 871 Ср.: Мф. 22:13; 25:30. 872 Пс. 34:10. 873 Там же. 874 Публиканы - откупщики государственных налогов. По роду своей деятельности вызывали еще большую ненависть, чем простые сборщики податей. 875  В Кентерберийской рукописи после этих слов далее следует: “Окончено письмо пресвитера Севера к сестре своей Клавдии. Начинается письмо святого Севера к ней же о девстве”. 876 В издании Луки Холстения в “Приложении к спискам монашеских Уставов” (Париж, 1663. С. 8 и сл.) это письмо озаглавлено: “Увещевание св. Афанасия к невесте Христовой”. 877 Имеется в виду обряд пострижения. 878 Т.е. человек, созданный по образу и подобию Божьему, приносящий в жертву самого себя. 879 Рим. 12:1. 880 1 Кор. 6:17. 881 Ис. 56:5. О евнухах здесь говорится, конечно же, в духовном смысле. 882 Мф. 19:12. 883  Откр. 14:4. 884 Мф. 19:17. 885 1 Кор. 7:25. 886

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

– Но таковые обетования сделаны по соображению с разумением народа, который находясь в нравственном младенчестве жил большею частью в чувственной сфере, и не совсем способен был к высшим духовным понятиям. Впрочем мысль о вечном воздаянии не могла остаться неизвестною для Израильтян. Между прочими указаниями на будущую жизнь, Екклесиаст определенно говорит, «яко все творение приведет Бог на суд о всяком тайном деле, аще благо и аще лукаво» ( Еккл.12:14 ; ср. Еккл.11:9 ). А сего суда надлежит ожидать по ту сторону гроба. Даниил еще определеннее говорит о «востании из земной персти, или в жизнь вечную, или в укоризну и стыдение вечное» ( Дан.12:2 ). Точно также мы находим у Иудеев понятия о воздаянии в день смерти ( Сир.11:26 ), о создании человека в неистление, о мире праведных по отшествии от нас, о их уповании бессмертия исполненном ( Прем.2:23, 3:3–4 ), и даже о воскресении ( 2Мак.12:43–44 ), наконец во время земной жизни Иисуса Христа мысль о вечной жизни была всем известна. Впрочем для нас в настоящем случае не то нужно знать, как Иудеи разумели оные обещания наград, а как мы сами должны понимать их. Но мы не можем сомневаться, что оные временные награды не только не исключают вечных, но даже их предполагают. Ибо кто угодил Богу, и награждается от Бога временными благами: тот и в будущей жизни не лишится награды и вообще милости Божией, если к тому не будет с его же стороны особенной причины. Иисус Христос показывает, что оные обетования относились не только к сей жизни, но и к вечности. Именно живот за соблюдение заповедей ( Лев.18:5 ; ср. Гал.3:12 ) есть живот вечный ( Мф.19:17, 18:19 ; Лк.10:25 и сл.). И так должно заключить, что награды или казни возвещаемые за исполнение или нарушение заповедей Божиих означают в Ветхом Завете не только временные блага или казни, но и вечную жизнь или вечную погибель. Но вечная погибель, вечные казни возвещаемые за нарушение завета тогда только неизбежны и непреложны, когда кто упорно остается и умирает в нечестии. Между тем и для грешников указано средство ко спасению в их обращении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

    5:13. Иудаистская традиция учила, что бесы смертны, поэтому многие древние читатели, вероятно, думали, что бесы были уничтожены (или, по меньшей мере, обезврежены) вместе со свиньями. (Согласно одним преданиям, встречаются бесы, боящиеся воды [Завет Соломона 5:11,12], хотя в других сообщается, что бесы могут жить в воде. Важно отметить, что, в отличие от других источников того времени, в евангельских повествованиях зависимость бесов от своих «хозяев» отражена более определенно.)     5:14—17. Противостояние Иисусу усиливается как по материальной причине (потеря большого стада свиней), так и под влиянием греческих представлений о том, что могущественные чудотворцы опасны для окружающих.     5:18. В древних историях излечившиеся от безумия могут не помнить о своем предшествующем состоянии (напр., Левкипп у греческого писателя Ахилла Тация), но так происходит не всегда (Дан. 4:34—37).     5:19,20.Иисус, не желая, чтобы Его мессианство было истолковано неверно, скрывал его там, где проживали преимущественно иудеи. Однако в районах с преобладающим нееврейским населением, например в Десятиградии, где Его принимали за мага, Он повелевает Своему новому ученику разнести весть о том, что совершил Господь, исправляя тем самым ошибочные представления народа (ср.: 2 Мак. 3:36).     5:21—43Исцеление девицыи отверженной женщины    Этот раздел включает два примера ритуальной нечистоты: женщину с непрекращающимся кровотечением и мертвое тело (см.: Лев. 15:19—33; Чис. 19:11—22). Даже после прекращения кровотечения женщина оставалась нечистой еще семь дней (Лев. 15:28); прикосновение же к мертвому телу тем более оскверняло человека (Чис. 19:11).     5:21—24. «Начальниками «синагоги» были видные члены обшины, облеченные властью (в отличие от служителей, Лк. 4:20). Дочь Иаира была несовершеннолетней, и из-за своего возраста и пола была практически лишена всяких социальных прав. Пасть ниц перед человеком, занимающим гораздо более высокое положение (напр., перед царем), или перед Богом считалось естественным, но уничижение столь важного лица перед Иисусом означало, что он со всей серьезностью признает Его могущество.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Примечания. 8 По поводу слова трезвитесь см.: 1:3 и 4:7. Бодрствуйте: здесь примечательная параллель со словами Иисуса, обращенными к Петру ( Мф. 26:41 ; Мк. 14:38 ). Противник (греч. antidikos) – перевод евр. слова satan, которое использовалось для обозначения «противника душ», сатаны (напр.: Иов. 1:6 ). Здесь, как и в других местах, сатана – это тот, кто приносит страдания и провоцирует преследования, испытывая и, по возможности, разрушая веру детей Божьих. Петру было хорошо это известно (см.: Мф. 16:23 ; Лк. 22:31 ) Диавол – греч. слово, означающее «клеветник». В своем стремлении подорвать веру дьявол клевещет Богу на человека ( Быт. 3:1,4,5 ), а людям на Бога ( Иов. 1:9–11; 2:4,5 ). Выражение как рыкающий лев находит свою параллель в мысли, заложенной во фразе «обошел землю» ( Иов. 1:7; 2:2 ). 9 Противостойте: совет, аналогичный данному Иаковом (4:7), как вести себя с дьяволом (ср.: 6:11–17). Нельзя потворствовать плотским наклонностям своей натуры ( 1Тим. 6:11 ; 2Тим. 2:22 ). Словом твердою описывают сопротивление материала. Вера при этом не поможет быть поверхностной, потому что цель врага – путем преследований заставить человека отступить от веры. В Отк. 12:11 дается более развернутый совет по поводу того, как одерживать победу в таких испытаниях. В мире: имеется в виду по всему миру, что противопоставляется группе церквей в Малой Азии (1:1), к которым обращено послание. 10 Призыв сохранять стойкость согласуется с учением о том, что Бог сохранит нас на нашем пути. Поскольку Бог призвал нас разделить с Ним вечную славу во Христе, мы можем безоговорочно положиться на Него, веря, что Он беспрепятственно проведет нас через все преграды на пути к этой славе (см.: Флп. 1:6 ; 1Фес. 5:24 ; Иуд. 24 ). Вариант перевода «восстановит» вместо более широко принятого «совершит» представляется более предпочтительным: это обетование, а не молитва . Глагол «восстанавливать» ассоциируется с восстановлением, реконструкцией кораблей после сражения или бури. Укрепит (утвердит): (см.: Лк. 22:32 ) используется в первую очередь по отношению к физическим объектам и может означать фиксацию позиции; утвердит же относится скорее к твердости целей и намерений, тогда как фраза соделает непоколебимыми указывает на создание прочного основания. 11 Держава (греч. kratos, «сила», «могущество», от которого происходит прилагательное «крепкий», ст. 6) – особое слово, которое описывает всемогущество Божье, гарантирующее христианам преодоление всех препятствий на их пути. 5:12–14 Персональные приветствия

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

6 не хотите ли и вы отойти? Вопрос Иисуса вызывает твердое исповедание Петра, который выразил мнение всех двенадцати учеников (см. Мф. 16,13–20 ; Мк. 8,27–29 ; Лк. 9,18–20 ). Глава 7 7 праздник Иудейский поставление кущей. Самый продолжительный из иудейских праздников (длился семь дней), праздник Кущей следовал за еврейским Новым Годом и днем Искупления (Лев., гл. 23; Втор., гл. 16). Его отмечали в воспоминание о милостивом попечении, которое Бог проявлял к израильтянам в пустыне. Особой торжественностью сопровождались обряды добывания воды (в память о том, как Бог дал израильтянам воду в пустыне, Чис. 20,2–13 ) и зажигания светильников. Первый из этих обрядов дал Иисусу повод для Его заявления, записанного в 7,37.38, а второй для утверждения, записанного в 8,12. 7:3.5.10 братья Его. Ср. 2,12 и Мф. 12,46 . 7 Мое время. См. 2,4; 7,8.30; 8,20; 12,23; 13,1; 17,1; Мф. 26,18 ; Мк. 14,41 . Использованное здесь греческое слово «кайрос» часто имеет значение «установленное, назначенное время». Действия Иисуса носили не спонтанный характер, а совершались Им в предусмотренные Богом «времена и сроки». 7 мир. Имеется в виду человеческий род, противящийся Богу и установленной Им цели. Братья Иисуса, по их неверию, тоже примыкали в то время к миру, но позднее, по крайней мере некоторые из них, стали верующими ( Деян. 1,14 ). дела его злы. Делающие зло противятся всему доброму, потому что присутствие добра делает зло явным (3,19.20). 7 Я еще не пойду на сей праздник. Эти слова не следует воспринимать как противоречащие ст. 10, где говорится, что Иисус все-таки пришел туда. Братья спрашивали Его, пойдет ли Он на праздник открыто, чтобы предстать там перед толпами народа, и Иисус заверил их, что не собирается поступать подобным образом. 7 Он добр. Свидетельство из уст непредвзятых наблюдателей. Это утверждение более справедливо, чем они сами могли вообразить (ср. Мк. 10,18 ). 7 боясь Иудеев. Слово «иудеи» обозначает здесь не всю нацию генетических потомков Авраама, а иудейских религиозных вождей и государственных чиновников, в частности тех из них, кто был особенно враждебен к Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Наконец, специально о молитве говорит также уже приведенный выше текст, как своего рода параллель к Матфею 6:33: «Просите великого, и малое приложится вам. просите небесного, и приложится вам земное " . 163 2. Отношение к ближним Отношение к ближним определяется по Евангелию рядом связанных друг с другом свойств, обязательных для христианина, которые сходятся, как в фокусе, в «царственном законе» любви к ближнему «как к самому себе» ( Мф. 22:35–40 ; Иак. 2:8 ). Это, во-первых, так сказать, пассивные качества : кротость, смирение, терпение, незлобивость, неосуждение ближнего ( Мф. 5:5, 22; 7:1 ), прощение обид и, со своей стороны, воздержание от зла и соблазна ближнего ( Мф. 5:38 сл.; 6:14–15); во-вторых, добродетели активные сострадание (сочувствие) и милосердие к ближнему (содействие), – одним словом, не только так называемое «золотое правило», известное уже и ветхозаветному периоду, 164 – не желать и не делать другому того, чего не желаешь себе самому, но и вытекающее из «царственнаго закона» ( Иак. 2:8 ; ср. Лев. 19:18 ) распространение этого «золотого правила» в святое требование, до бесконечности его усиливающее: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф. 7:12 ; Лк. 6:31 ). Все эти разнообразные проявления любви к ближним и вообще заповедь отрешения от человеческого эгоизма находят себе полное выражение и в наших Agrapha. Мы отметим среди них следующие, отчасти уже нам известные из предыдущего, отчасти новые. 1. Воздержание от зла: – Не воздавайте злом за зло (к Мф. 5:38 – см. выше, изр. 8). – Солнце да не зайдет во гневе вашем ( Еф. 4:26 – см. выше, изр. 7). – Кто возмущает дух брата своего, повинен в тяжком грехе ( см. выше, изр. 17). 2. Активное добро : а) братское сочувствие к людям: – И радостными не будьте, как только если смотрите на брата вашего с любовью (см. выше, изр. 16). Кроме того, текст, приводимый Сирийской «Дидаскалией» (III века), как изречение Спасителя: 35 Блаженны сокрушающиеся о погибели неверующих. Μακριοι ο πενθοντες περ τς τν πιστων πωλεας 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

Все эти предписания закона указывают на религиозную цель празднования субботнего года, состоящую в том, чтобы верующий искал своего успокоения и наслаждения в Боге, в исполнении Его воли, выраженной в законе, и в братском общении со всеми членами Церкви, как братьями о Господе. 2. Какое значение празднования юбилейного года? – Значение и цель празднования юбилея те же, какие выражаются и в праздновании субботнего года, только они в праздновании юбилея достигают. высшего своего развития и выражения. Так, идея покоя земли с ее произведениями и обитателями в юбилей имеет высшее свое выражение в том, что покой земли в этом случае продолжается с ряду целых два года (в седьмой субботний, т. е. 49-й год, и 50-й юбилейный) и что в этом случае долг прекращения земледелия, обеспечивающий главным образом продовольствие страны, Бог дает обетование о чудесном обильном урожай шестого (пред седьмым субботним) года ( Лев.25:21 и 22). Затем идея свободы от рабства греху и тлению и возвращения потерянных чрез духовное обнищание благ в царстве Божием выражается во всей полноте в юбилейных узаконениях об освобождении рабов и о возвращении обнищавшим их недвижимых имуществ, а также и в том, что начало этого освобождения и возвращения имуществ провозглашалось трубным звуком именно в день очищения, когда все общество верующих получало разрешение и прощение грехов от Господа. Посему юбилейный год был прообразом того «лета Господнего благоприятного», когда Мессия, помазанный Духом Господним, явится «благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы» ( Ис.61:1–2 ср. Лк.4:17–22 ). 3. Закон об освобождении рабов в юбилейный год чем отличается от закона о праве, предоставленном (см. Исх.21:2–4 и Вт.15:12–14) рабам Евреям уходить от своею хозяина в седьмой год своей работы? – По мнению одних, под седьмым годом, в который рабы имели право уходить от своего господина, нужно разуметь год субботний, и в таком случае юбилейный закон об освобождении рабов составляет только распространение такого же субботнего закона, состоящее в том, что в юбилей могли отходить на свободу вместе с рабами и их семейства, хотя бы приобретенные в состоянии рабства, чего в седьмой год не допускалось ( Исх.21:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Кроме того, часто Бог говорит «через» пророка ( 3Цар.14:18, 16:12, 34 ; 4Цар.9:36, 14:25 ; Иер.37:2 ; Зах.7:7:12 ). Таким образом, то, что пророк произносит от имени Бога, говорит Сам Бог ( 3Цар.13:26 ; 3Цар.21:19 ; 4Цар 9:25–26 ; Агг.1:12 ; ср.: 1Цар.15:3:18 ). В этих и других местах Ветхого Завета слова, произнесённые пророками, являются также словами Самого Бога. Таким образом, неверие или неповиновение пророку является неверием в Самого Бога и неповиновением Ему ( Втор.18:19 ; 1Цар.10:8; 13:13–14; 15:3,19,23 ; 3Цар.20:35–36 ) 122 . Так же, можно обратиться и к учению Господа нашего Иисуса Христа. Если Он есть Сын Божий, то Его отношение к Писанию даст лучший ответ на вопрос о безошибочности. Во-первых, Христос последовательно рассматривает исторические повествования Ветхого Завета как достоверные описания событий. Христом были упомянуты: Авель ( Лк.11:51 ), Ной ( Мф.24:37–39 ; Лк.17:26–27 ), Авраам ( Ин.8:56 ), установление обрезания ( Ин.7:22 ; ср. Быт.17:10–12 ; Лев.12:3 ), Содом и Гоморра ( Мф.10:15; 11:23–24 ; Лк.10:12 ), Лот ( Лк.17:28–32 ), Исаак и Иаков ( Мф.8:11 ; Лк.13:28 ), манна ( Ин.6:31,49:58 ), медный змей в пустыне ( Ин.3:14 ), Давид как псалмопевец ( Мф.22:43 ; Мк.12:36 ; Лк.20:42 ), евший хлебы предложения ( Мф.12:3–4 ; Мк.2:25–26 ; Лк.6:3–4 ), Соломон ( Мф.6:29; 12:42 ; Лк.11:31; 12:27 ), Илия ( Лк4:25–26 ), Елисей ( Лк.4 ,:27), Иона ( Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–30:32 ), Захария ( Лк.11:51 ). Был упомянут Моисей как законодатель ( Мф.8:4; 19:8 ; Мк.1:44, 7:10, 10:5, 12:26 ; Лк.5:14; 20:37 ; Ин.5:46; 7:19 ); часто упоминались страдания пророков ( Мф.5:12; 13:57; 21:34–36; 23:29–37 ; Мк.6:4 ср. Лк.4:24 ; Ин.4:44; 12:2–5 ; Лк.6:23; 11:47–51; 13:34; 20:10–12 ). Христос подтверждает достоверность рассказов из Бытия 1 и 2 ( Мф.19:4–5 ; Мк.10:6–8 ). Хотя цитаты, приведённые нашим Господом, были взяты из разных частей Ветхого Завета, а также одни периоды истории упоминались чаще, чем другие, совершенно очевидно, что Он знал события Ветхого Завета и считал их правдивой историей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Предметом споров остается сравнение общественной трапезы в К. о. (1QS 6. 2-7; 1QSa (1Q28a) 2. 11-22) и Тайной вечери Иисуса. Предположение о том, что различные датировки Тайной вечери у синоптиков (казнь Иисуса в пятницу после пасхальной ночи) и в Евангелии от Иоанна (распятие в пятницу непосредственно перед пасхальной ночью) можно объяснить тем, что Иисус совершил вечерю согласно кумран. солнечному календарю, в ночь со вторника на среду ( Jaubert. 1957; Pixner. 1996. S. 222-224), не получило поддержки в академической науке ( Kuhn H.-W. 2011. Р. 1257). III. Тора и галаха. Очевидны принципиальные различия между строгим, буквалистичным пониманием Торы в К. о. и отношением Иисуса к предписаниям Закона, особенно в вопросах о чистом и нечистом и о соблюдении субботы (ср.: Harrington. 2004. P. 46). Характерным примером подобного различия является отношение к трапезам, в которых участвуют и внешние по отношению к общине люди. Напротив, в К. о. даже те, кто прошли первый этап посвящения, «постигли наставление» (1QS 6. 14-16) и прожили в общине 1 год, не могли «касаться чистоты [пищи] старших [т. е. полноправных членов]», пока не прошли испытание (1QS 6. 16-20), а весь последующий год - и их «питья (  )» (1QS 6. 20-23; см.: Harrington. Purity. 2004. Col. 725b). Совершенно иное отношение к участникам трапезы было у Иисуса и Его сторонников. Общие трапезы с «мытарями и грешниками» были для них характерны (Мк 2. 15-17; Мф 9. 10-13; Лк 5. 29-32; ср.: Лк 7. 33-34; 19. 7). «Устав общины» требовал исключения из К. о. всех увечных (среди прочих - парализованных, хромых и слепых) как не пригодных для участия в культе (1QSa 2. 3-11; ср.: Лев 21. 16-24). Слова Иисуса в Лк 14. 12-14 звучат как альтернативная по отношению к кумранской программа: наряду с «нищими» (ср.:   как самообозначение членов К. о.- 1QHab 12. 3, 6, ср.: 10; 1QM 11 и др.; см.: Wold B. G.  //Theologisches Wörterbuch zu den Qumrantexten. Bd. 1. Sp. 13-17) Он приглашает на пир «увечных, хромых, слепых» (в притче о пире этот призыв повторяется - Лк 14. 21).

http://pravenc.ru/text/2462245.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010