3 июля 1867 г. ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ К ЧТЕНИЮ КНИГИ БЫТИЯ I. HAЗBAHUE КНИГИ БЫТИЯ Название книги Бытия не всегда было ее названием. Священные писатели сию и прочии книги Моисеевы приводят под одним наименованием Закона Моисеева или Моисея (Лк. XXIV. 27.44). Ныне евреи каждую из пяти книг Моисеевых называют тем словом, которым начинается ее текст: почему книга Бытия у них надписывается TPVDNH Берешиф, что значит В начале. Греческое имя ее γενεσ9, которое означает бытие, рождение, происхождение, заимствовано из нее самой (II. 4. V. 1) и приличествует ее содержанию. II. EE ПИСАТЕЛЬ О Моисее, как писателе книги Бытия и вместе с нею четырех следующих книг Священного Писания, составляющих в сем отношении одно с нею в течение трех тысяч лет от времен Моисея, не изъявляли сомнения даже и такие люди, как Цельс, Порфирий и Иулиан. Смелое суждение некоторых новейших испытателей, которые или совсем отъемлют у него его писания, или мнят видеть их поврежденными, уже довольно слабое по своей новости, опровергается рассматриванием самых сих писаний и непререкаемым о них свидетельством последующих писателей священных и Самого Иисуса Христа. Три рода предметов находятся в пятикнижии: а) то, что было до Моисея. И сие, без прекословия, могло быть описано Моисеем; б) то, что происходило в его время и пред его глазами. Что сие действительно писано Моисеем, то ясно видеть можно из многих мест пятикнижия. Он написал заповеди, полученные от Бога на горе (Hex. XXIV. 4), и читал сию книгу Завета пред народом (7). Беседуя с народом пред вступлением его в землю обетованную, он указывал уже на существующую книгу Закона (Втор. XXVIII. 58.61, XXIX. 20. 27) и потом, дополнив ее, отдал для хранения при ковчеге Завета (XXXI. 9. 24 — 26). Бог в особенности повелел ему написать свой суд на Амалика (Hex. XVII. 14), обличительную и пророчественную песнь о судьбе народа израильского (Втор. XXXI. 19), и даже порядок станов, или мест, где останавливался он во время путешествия (Числ. XXXIII. 2). Из сего нетрудно сделать заключение о писателе всего пятикнижия, в котором современные Моисею происшествия описываются таким образом, что показывают писателя самовидца. Все же вообще находятся в столь тесной взаимной связи, что показывают одного писателя, например. Быт. 11.3. Исх. XVI. 23. Быт. VII. 2. 3. Лев. I. 2. 14. XI;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

8) Благочестивые суть мравия. α) Мравия предвидят время наступающей весны: так благочестивых долг есть всегда печься о времени, дабы им в поругание оные Иеремии слова сказаны не были: Еродиа на небеси позна время свое, горлица и ластовица селная, врабия сохраниша времена входов своих: людие же мои сии не познаша судеб Господних ( Иер.8:7 ). Должны познать время посещения, которого не понимали жители Иерусалима – потому-то говорит Бог во гневе ко Иерусалиму: и разбиют тя и чада твоя в тебе, и не оставят камень на камени в тебе; понеже не разумел еси времене посещения твоего ( Лк.19:44 ). Должны познать день спасения по оному: се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор.6:2 ). β) Мравия собирают пшеницу: так благочестивые должны собирать пшеницу – пищу духовную – которою бы душа могла питаться. Сия пища есть Христос, плоть Его истинно есть брашно ( Ин.6:55 ), и ядый его, той жив будет во веки ( Ин.6:58 ). γ) Мравия собранное сохраняют, и пшеницу, затёкшую от дождя, выносят на солнце, дабы иссушить: так благочестивые если в душах их духовная пища по причине искушений уменьшится, должны оную Солнцу правды Христу предложить, дабы Он теплотой благодати Своей согрел и оживил. δ) Мравия сохраняемую ими пшеницу во внутренней части дома полагают, дабы от птицы расхищена, или ветром рассеяна не была: семя есть слово Божие, которое благочестивые должны сохранять во внутренней части дома души своей, как Израилю Бог повелевает: да будут словеса сия, яже аз заповедаю тебе днесь, в сердце твоем и в душе твоей ( Втор.6:6 ): так сохраняющие в себе словеса Господни, блаженными называются от Бога, о чём Он Сам говорит: се, гряду скоро, блажен соблюдаяй словеса пророчества книги сея ( Откр.22:7 ). 9) Благочестивые суть древа не гниющие, то есть благочестивые не тлеют в похотях своих – из таких-то дерев – ковчег Божий духовный состоит: они-то суть жители райские, коим даст Господь ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия ( Откр.2:7 ). Они суть светила, разливающие свет свой по земле: учением, доброю жизнью, благочестивым советом, изрядным примером. Сей свет не знает запада: праведницы бо воссияют яко звёзды во славе Отца Небесного ( Мф.23:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

е. из-за малодушия и слепоты ума. Помимо тех трех лет, какие они провели в покаянии, им должно понести еще один год епитимии, но не более, поскольку и они, несмотря ни на что, предали себя на страдание за имя Христово, хотя и получали успокоение и утешение в тюрьме от других братьев. (Как видно, христиане, не схваченные гонителями, приносили необходимые вещи тем, кто находился в тюрьме, и ухаживали за ними.) Намного большую плату они воздадут им за этот покой, если, подвергнув себя бóльшим стеснениям, будут избавлены от горького рабства диавола, в которое попали через отречение. И пусть помнят изречение прор. Исаии, произнесенное как бы от лица Господа: «На Мне Дух Господень, Который Меня помазал и послал Меня принести добрую весть нищим, проповедать плененным освобождение, слепым – прозрение, дабы Я отпустил на свободу злостраждущих и возвестил повсюду о том, что пришло угодное Богу время и день освобождения» 58 . Смотри также Анкир. 4. Правило 3 К тем же, которые не претерпели вообще ничего подобного и не показали плода веры, но добровольно перешли на сторону зла, которому их предало малодушие и страх, а теперь приходят к покаянию, необходимо и прилично приложить притчу о бесплодной смоковнице: как говорит Господь, некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее, чтобы не занимала землю. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее ( Лк.13:6–9 ). Обратив взоры на эту притчу и показав достойный плод покаяния, в продолжение такого же времени, они получат большую пользу. Толкование Относительно же тех, которые не претерпели никаких жестокостей из упомянутых выше, но добровольно отреклись единственно по страху и малодушию, а сейчас каются, настоящее правило выносит такое определение. Им должно иметь перед мысленным взором ту смоковницу, к которой ее хозяин приходил в течение трех лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ст. 3. Начальника над пятидесятью. Синекдохически частью означается целое. Как сотниками называются начальствующие над сотнею воинов, и тысячниками начальствующие над тысячею, которых мы называем трибунами, потому что они начальствуют над трибою: так в Израильском войске пятидесятниками назывались те, которые стояли в главе пятидесяти воинов. Поэтому же и десятниками мы называем начальствующих над десятком людей. И неудивительно, если у Иудеев исчез всякий чин воинский, когда они не имеют возможности сражаться с мечом и носить оружие. Но так как пятидесятое число всегда относится к покаянию, а начальник покаяния и глава спасающихся чрез покаяние есть Христос, то раскроем вкратце тайны этого числа. В Бытии читаем, что при ходатайстве Авраама к Господу начиная с пятидесяти праведников, Бог сказал, что город будет спасен, если в нем найдется пятьдесят праведников. И семь седмиц, по книге Числ, то есть Пятидесятница, составляют торжественнейшее празднество. Также и юбилей, то есть год отпущения, слагающийся из семи седмиц лет, то есть из сорока девяти лет, в который звучат трубы и всем возвращаются прежние владения, содержит это таинство. Поэтому и Давид в пятидесятом числе пишет псалом покаяния. В той же книге Числ читаем, что из добычи и прибыли пятидесятую голову как из людей, так из скота, получают священники и пятидесятую левиты, стерегущие двери скинии. К такому же разумению относится и та евангельская притча ( Лк. 7 ), в которой говорится о двух должниках, из которых один был должен пять сот динариев, а другой пятьдесят. Поэтому и апостол у Ефесян, которым он раскрыл все тайны, хочет остаться до Пятидесятницы, пока не обратятся вполне к Господу, говоря: «ибо для меня отверста великая и широкая дверь, но много противников» ( 1Кор. 16:9 ). И диавол подражает израильскому войску, относительно которого Иофор дал зятю своему Моисею совет, чтобы он поставил над народом трибунотников и пятидесятников ( Исх. 18 ). Потому нечестивый царь ( 4Цар. 1 ) посылает двух пятидесятников с подчиненными им воинами взять Илию; но они были уничтожены божественным огнем, третий же из них, обратившись к молитве и познавший тайны покаяния, спасается. Поэтому и Иудеи, не желая признать Господа совершенным и пятидесятиначальником, говорят к Нему: пятидесяти лет не у имаши, и Авраама ли еси видел ( Ин. 8:57 )? Но Он, зная, что Он есть Начальник не только кающихся, но и праведных, ответил: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (там же, ст. 58). А что Господь есть пятидесятиначальник, это мы можем уразумевать из одного праздника, о котором Он говорит: Господь есть субботы сын человеческий ( Мф. 12:8 ). Если же субботы, то и новомесячий; если пасхи, то и юбилея; если юбилея, то и кущей; если кущей, то и пятидесятницы, которая относится к пятидесятому числу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

и) в делании добра: Которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, Господь воздает жизнь вечную ( Рим.2:6–7 ). Верных сохраняет в постоянстве а) страх Божий: Дам Израилю одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни ко благу своему и благу детей своих; страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня ( Иер.32:39–40 ); б) вера: Силою Божиею чрез веру вы соблюдаетесь ко спасению ( 1Петр.1:5 ); в) надежда на Бога: Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек ( Пс.124:1 ); г) Бог: Господь хранит верных; мужайтесь и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа ( Пс.30:24–25 ). Я уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа ( Флп.1:6 ). Господь утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными ( 1Кор.1:8 ). Увещание к постоянству: Берегитесь, чтобы вам не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати ( 2Петр.3:17 ). Будьте тверды, братья мои возлюбленные, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем ( 1Кор.15:58 ). Желаем, чтобы каждый из вас оказывал ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования ( Евр.6:11–12 ). Что имеете, держите пока Я приду ( Откр.2:25 ). Се гряду скоро, держи, что имеешь ( Откр.3:11 ). Постоянным в добре уготованы венцы: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни ( Откр.2:10 ; см. еще 2Тим.4:7–8 ). Недостаток постоянства, представленный в двух притчах: Семя, упадшее на камень, это те, которые, когда услышать слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, непостоянны, временем веруют, а во время искушения отпадают ( Лк.8:13 ). Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия ( Лк.9:62 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 августа, 2021 2 августа, 2013 1 августа, 2015 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

На мой взгляд, эти акции отчетливо проясняют ситуацию, становится очевидно, что акция в храме Христа Спасителя была не просто политическим протестом, как казалось многим наивным людям, в том числе и некоторым православным. В этом смысле даже хорошо, что после приговора последовали такие реакции — не остается места для разных пониманий того, что произошло в феврале. А что делать, если к нам придут? Ничего не делать. Понятно, что храм надо защищать, конечно, нужно усилить охрану, но также понятно, что полностью защититься от вандалов и кощунников все равно никогда не удастся. Мне кажется, что это в значительной степени тоже задача государства — обезопасить своих граждан от всевозможных нападок. Я вот сам недавно вернулся из отпуска и несколько раз в метро и на улице столкнулся с негативным отношением к себе подвыпивших молодых людей. Просто из-за того, что я с бородой – я даже не в подряснике был. Безусловно, определенная часть наших граждан относится к Церкви не просто негативно, но агрессивно. Нам остается только принять это. Но думаю, что после такой реакции многим здравомыслящим людям станет понятнее позиция Церкви и приговор суда. Протоиерей Алексий Потокин: Представьте, что это ваши родные Я хочу напомнить слова Христа: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9, 58). То есть не было для Него места, где чисто и свято, и мы знаем, что Его, чистого, безгрешного, Который всем помогал и всех исцелял, распяли. Как можно после Креста удивляться, что на земле творится зло? Конечно, мы должны стремиться ко благу, но при этом надо помнить, что в этом мире ничего не бывает твердо и навсегда. Все могут разрушить, осквернить, и в истории много тому примеров – люди теряли не только дома, но и города и страны. Всегда в мире были предательства, ложь, гонения, убийства. Как я понимаю, жизнь на земле продолжается только благодаря Искупительной Жертве Спасителя и Его прощению. Христос пришел на землю наказывать или дать возможность жить даже тому, кто предал? Разве Он Своих гонителей не прощал? Конечно, бывают моменты, когда злу надо противодействовать. Но меру может подсказать только совесть.

http://pravmir.ru/svyashhenniki-ob-ugroz...

Часто бывало так, что днём он не знал, где останется ночевать Здесь он долгие годы жил скитальчески, по примеру Спасителя, «не имея, где главы приклонить» (ср. Лк. 9, 58). Часто бывало так, что днём он не знал, где останется ночевать. Однако всегда находились верующие люди, которые брали «старичка», как он сам себя называл, к себе на ночлег. У кого-то он жил долго, у кого-то только один день. Часто, преследуемый милицией и НКВД, он подолгу не имел постоянного места жительства. Тем не менее люди с радостью брали его к себе домой, почитая старца за большого молитвенника, кем он и был в действительности. Известен такой случай, когда батюшка остался у добрых людей, и к ним с обыском нагрянула милиция. Тогда старец спрятался за занавеской, успокоив хозяев и сказав, что никто туда не заглянет. Так и произошло. Милиционер всё тщательно обыскал, а к занавеске даже не подошёл. Такова была сила молитвы преподобного Илии Макеевского. Постоянными спутницами преподобного с некоторого времени стали четыре послушницы: нищая девица Фёкла, странница Паша и вдова Мария с дочерью Еленой. Они-то и находили ему жильё, когда негде было остановиться, помогали по хозяйственной части, в то время как сам старец основную часть времени проводил в молитве, а также принимал всех приходящих к нему людей. Всех, у кого преподобный останавливался, он тоже поднимал на ночную молитву, которую высоко ценил. Когда были открыты храмы, преподобный посещал все богослужения. В другие, более трудные времена священники тайно приезжали причащать его на дому. Сам старец священнического сана не имел. Только в 1944-м году, приношениями приходивших к старцу послушниц, купили ему небольшой домик в Старо-Рабочем городке в одном из районов Макеевки. Здесь он и прожил вместе со своими послушницами последние 2 года своей жизни. Старец принимал всех до последнего, как будто не ощущая усталости Людям стало легче попасть к «дедушке», как многие его называли, теперь они знали, где он живёт. Старец принимал всех до последнего, как будто не ощущая усталости. Приношения, которые он принимал от одних приходящих, шли на угощение другим – нуждающимся. На прощание всем давал Крещенской воды и просфору.

http://pravoslavie.ru/113255.html

В ранней рукописи этого Типикона (Patm. gr. 266, IX-X вв.) отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на В., отмечена лишь память события ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 26; то же и в месяцеслове греч. Евангелия Sinait. gr. 150, X-XI вв.- Там же. С. 203). Согласно 2 рукописям X-XI вв., служба на В. пелась в храме Пресв. Богородицы в Халкопратии (обычное место наряду с Влахернским храмом для служб на Богородичные праздники), куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития с участием Патриарха. На утрене (на Пс 50) и малом входе литургии пели тропарь 4-го гласа «Σμερον τς εδοκας Θεο τ προομιον» (        ); чтения на литургии: прокимен 3-го гласа (Лк 1. 46а-47), Евр 9. 1-7, аллилуиарий (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), Лк 1. 39-50, 56; причастен - Пс 115. 4 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 110). В студийских Типиконах использовавшихся в Византии до нач. XIII в., а на Руси до нач. XV в., праздничный цикл В. уже состоит из 3 или 4 дней: предпразднства 20 нояб., собственно праздника 21 нояб., попразднства 22 (или 22-23) нояб. Разные редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевский 1034 г. (отражает к-польскую практику 1-й пол. XI в.), Евергетидский (отражает практику к-польского монашества кон. XI в.), Георгия Мтацминдели (отражает практику афонского монашества сер. XI в.), Мессинский 1131 г. (отражает южноитал. (калабро-сицилийскую) практику XII в.) Типиконы - излагают порядок служб введенского цикла с нек-рыми различиями (см.: Пентковский. Типикон. С. 296-298; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 319-323, 813; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 241; Arranz. Typicon. P. 58-61). В более раннем Студийско-Алексиевском, а также южноитал. Мессинском и Николо-Казолянском Типиконах и студийских Минеях XI-XII вв. ( Ягич. Служебные Минеи. С. 431-436) попразднство составляет 1 день; в Евергетидском и Георгия Мтацминдели Типиконах - 2. Поздний южноитал. Типикон мон-ря Гроттаферрата (Crypt. A. II. 7, 1300 г.) распространяет попразднство на 3 дня ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 365). День отдания праздника В. в студийских Типиконах не выделяется.

http://pravenc.ru/text/149979.html

часто встречаются религ. З. б. (1 Енох 58. 2; 81. 4; 82. 4; 99. 10; 103. 5; 2 Енох 41. 1; 42. 6-14 (9 заповедей); 44. 4; 48. 9; 52. 1-14 (7 заповедей); 61. 3; 62. 1; 66. 7; Sib. Or. 3. 371-372; Ps. Solom. 4. 26; 5. 18; 6. 1; 10. 1; 17. 50; 18. 7; 4 Макк 18. 9). Во мн. случаях З. б. связаны с эсхатологическими ожиданиями. Так, если в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, блаженными называются те, кто видели прор. Илию (Сир 48. 11), то в Псалмах Соломона восхваляются те, кто родятся во дни Мессии и увидят успех Израиля и благодеяния Господа (Ps. Solom. 17. 50; 18. 7). Среди кумран. находок встречаются фрагменты некоего произведения, содержащего серию из неск. З. б.: 4Q525 (4QBeatitudes) (изд.: Puech É. Qumrân Grotte 4. XVIII: Textes hébreux (4Q521-4Q528, 4Q576-4Q579). Oxf., 1998. (DJD; 25)). Фрагменты свитков датируются ранним иродианским временем, но произведение могло быть составлено ок. 200 г. до Р. Х. ( Puech. 1993). В З. б. доминирует тема премудрости (ближайшие параллели - Сир 14. 21-27 и Притч 3. 13; 8. 32-34, а также Пс 15 и 1QH vi). В целом сочинение, вероятно, представляло собой обращение к праведнику, к-рый противостоит грешникам. Лексический анализ показал, что оно принадлежит к кругу сектантской лит-ры. Согласно реконструкции Э. Пюша, композиция кумран. З. б.- 8 кратких строф и одна длинная - в структурном отношении близка к З. б. в Евангелии от Матфея и может свидетельствовать об эволюции данной лит. формы в межзаветный период ( Puech. 1993). В раввинистической традиции З. б. встречаются редко и в основном копируют ветхозаветные оригиналы (но имеются и особые восхваления отдельных раввинов - Вавилонский Талмуд. Берахот. 61b). В Новом Завете находится 37 примеров З. б. (Мф 5. 3-11; 11. 6; 13. 16; 16. 17; 24. 46; Лк 1. 45; 6. 20-21 (дважды), 22; 7. 23; 10. 23; 11. 27-28; 12. 37, 43; 14. 15; 23. 29; Ин 20. 29; Рим 4. 7-8; 14. 22; Иак 1. 12; Откр 1. 3; 14. 13; 16. 15; 19. 9; 20. 6; 22. 7). Часть из них представляют собой параллельные места (Мф 5. 3=Лк 6. 20b; Мф 5. 4=Лк 6. 21b; Мф 5. 6=Лк 6. 21a; Мф 5. 11=Лк 6. 22; Мф 11. 6=Лк 7. 23; Мф 13. 16=Лк 10. 23; Мф 24. 46=Лк 12. 43), другие же являются ветхозаветными цитатами (Рим 4. 7-8=Пс 32. 1-2). Т. о., в НЗ содержится 28 новых З. б. Из них 17 речений принадлежит Иисусу Христу. За исключением Нагорной проповеди, новозаветные З. б. не образуют сложных композиций (только в Откровении Иоанна Богослова они обрамляют основное повествование - Откр 1. 3; 22. 7).

http://pravenc.ru/text/182595.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010