Из слов: «Родившийся во плоти Христос насадил церковь » вовсе не следует, что с рождением Христа уже открылась церковь со всеми благодарованными ей средствами спасения. Христос, во время своей земной жизни, созидал церковь, то есть приобретал общество последователей, но это общество ещё не было возглавлено во Христе ( Кол.1:18–20 ; Деян.20:28 ), не было освящено благодатью Святого Духа ( Ин.7:39; 16:7 ), следовательно, это общество, или церковь, не была ещё чистой, святой ( Еф.5:25–27 ), то есть той, о которой говорится в Символе и вне которой нет спасения. О составе церкви блаженный Иероним говорит в той же книге: «Неужели ты думаешь, что одинакова заслуга и тех, которые раждаются, и того, который рождает? Потому-то и глупо вздумал ты утверждать, что мы все члены равно любим и не предпочитаем ни глаза пальцу, ни руку уху, но при потере каждого из членов бывает общая болезнь, – глупо, когда апостол учит к коринфянам, что одни члены более почётны, другие более скромны и те, кои более скромны, окружаются большей честью, а которые честны сами к себе, не нуждаются в нашей заботливости ( 1Кор.12:22–33 ). Неужели ты ставишь в одном разряде и считаешь одинакового достоинства рот и желудок, глаза и проходы, которыми низвергается помет и урина? „Светильник, – говорит, – тела твоего есть глаз твой. Если глаз будет слеп, всё тело во тьме“ ( Лк.11:34 ). Ежели отрежешь палец, конец уха, то хотя бывает боль, но не такой вред, не такое с болью безобразие, какое бывает, если выколешь глаза, вырвешь ноздри, рассечёшь губы. Без одних членов можем жить, без других совершенно не можем» (с.280–281). Блаженный Иероним ясно указывает на различное достоинство членов церкви, называя отожествление «глупым», и при лишении главных членов в церкви находит таковую «безобразной». По его свидетельству, «Церковь не существует без священников» (с.85); в ней, как в ковчеге Ноевом, вмещавшем все роды животных «имеющей множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами» (с.86). «Не одни овцы находятся в церкви» (с.87), – говорит блаженный Иероним.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Или Христос сам хотел, чтобы ученики свои внутренние явления признали за внешние? Но в таком случае Он сам был бы первый виновник лжи, и тогда необходимо уничтожились бы все нравственные понятия, когда бы с этою ложью могло уживаться столь высокое нравственное достоинство Иисуса Христа». 86 Наконец, если мы сопоставим проявления экстатического состояния в больных такого рода и состояние учеников Христовых, то окончательно и всецело обнаружится несостоятельность рассматриваемого предположения. В экстатиках замечается чрезмерное раздражение и возбуждение всех психических и физических способностей, мечтательность, нетрезвость духа. Не то в учениках Христовых. Здесь нет мечтательности и чрезмерного возбуждения; напротив, ясность и спокойствие духа, строгость нравственного настроения. Об Апостоле Петре говорится: отыде, в себе дивяся бывшему ( Лк.24:12 ). Еммаусские ученики говорят: мы же надеяхомся, яко сей есть хотяй избавити Израиля (ст. 21). При явлении на горе Галилейской из увидевших Воскресшего овии усомнишася (Мф.28:17). Апостол Фома говорит: Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинные, не иму веры ( Ин.20:25 ). У экстатиков их возбужденные и раздражительные состояния продолжаются и усиливаются до тех пор, пока не наступит обратное движение к расслаблению. Не то у учеников Христовых. Явления Воскресшего еще задолго до обращения Павла прекратились, и, однако же, нет никакого признака обратного движения от возбуждения к ослаблению. Напротив, уверенность в воскресении более и более укрепляется и обосновывается, среди тяжкой борьбы с неверием не ослабляется, но лишь более усиливается. Пусть враги христианства, строящие такие предположения, без предубеждения посмотрят на действительное состояние древней церкви, – они необходимо сознаются, что в основе ее было не болезненное состояние. Да уже и самое прекращение явлений, как справедливо замечает Кейм 87 , не ясно ли говорит против гипотезы видений? Если видения с быстротою электрической искры распространяются от одного до пятисот, то психологически скорее надлежит заключить к постоянному усилению этого болезненного состояния, чем к переходу в состояние здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Во второй полемической части трактата содержится опровержение возражений, делаемых протестантами против почитания св. мощей. Так, (Гл. I) 1) протестанты говорят, что будто бы Господь Иисус Христос порицал Иудеев за то, что они строили гробы пророков и украшали раки праведников ( Мф.23:29 ; Лк.11:48 ). В ответ на это возражение «Камень веры» замечает, что приведенные места св. Писания более говорят в пользу православного почитания св. мощей, чем против него, так как свидетельствуют об обычае Иудеев воздавать честь останкам пророков. Что же касается обличения, сделанного со стороны Господа Иудеям по поводу этого обычая, то предмет этого обличения был не тот, который указывают протестанты. «Не о сем убо обличает их Христос, яко гробы святых украшаху, сие бо дело есть благо: но обличает их за их лицемерие, яко нечестиви суще внутрь, благочестие являху по видимому» (289 а ). 2) На основании послания Ап. Иуды (1:9) протестанты говорят: «мощи святых скрывати подобает, а не полагати явственне в поклонение, да не когда в идолопоклонство людие впадут» (289 б ). В опровержение этого возражения «Камень веры» указывает на различие между Иудеями и православными в отношении к вере: первые, весьма склонные к идолопоклонству ( Исх.33:4 ; 3Цар.12:28 ; 4Цар.18:4 ), могли обоготворить тело Моисея, тогда как для православных почитание мощей не может служить поводом к идолопоклонству. «Мы бо взирающе на мощи святых, не почитаем тыя, яко боги, ниже когда слышано бысть у нас сицево юродство. Но паче прославляем Бога, дивного во святых своих, и не точию живыми угодниками своими, но и спящими их телесами чудеса творящаго» (290 а ). 3) Протестанты говорят: «от мертвых телес кая могут быти чудеса» ( Пс.87:11 )? На это возражение «Камень веры», указавши на последующие слова того же псалма, отвечает: «мы бо святых угодников Божиих, от сея жизни отшедших, не нарицаем мертвыми, но спящими: ниже сынами погибели, но сынами света и царствия Божия. Сего же научихомся от самого Христа, иже о Лазаре глаголаше: Лазарь друг наш усне ( Ин.11:11 ). Что же речете противницы о теле Ели ссея Пророка: прикосновением мертвого воскресившем ( 4Цар.13:21 )? Не мертво ли тогда бяше, егда сицево чудо содеяся? Но что на мериле весити то, еже от коварства цену погубляет?» (290 б –291 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

В Мартириуме (главной базилике) сразу начиналась вечерня, Эгерия отмечает то, что она совершалась по тому же чину, что и в предшествующие дни Страстной седмицы. После вечерни в часовне Воскресения (соответствует совр. кувуклии) читали Евангелие о погребении тела Христа Иосифом; следовали молитва, благословение оглашаемых и отпуст; на этом цикл служб В. п. завершался. Армянский перевод иерусалимского Лекционария сохранился в ряде рукописей, нек-рые из них отражают богослужебную практику V в. (в древнейших и важнейших рукописях арм. Лекционария - Hieros. Arm. 121, 1192 г., и Paris. Arm. 44, X в.,- отражена практика нач. и кон. V в. соответственно - см.: Renoux. Lectionnaire arménien. P. 45-49, 133-155). Согласно этим рукописям, в В. п. в Иерусалиме совершались те же службы, что описаны в «Паломничестве» Эгерии: ночное бдение, дневная служба чтений (предварявшаяся обрядом поклонения Кресту) и вечерня (Ibid. P. 269-295). В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 «остановкам» во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й «остановке» (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал ( gwbaxaj ) - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31) - 18. 1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) На следующих «остановках» на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14.

http://pravenc.ru/text/150067.html

49 Втор. XIV:22—29; XXVI, 12; сравни: Лк. XVIII:12. 50 1 Тим. VI:7. 51 Деян. XVII:25. 52 Рим. VIII:18. 53 Мф. V:36; VI, 27. 54 Рим. V:2; Еф. II:8—9; 2 Тим. I:9; Тит. III:4—5 и мн. др. 55 1 Кор. VI:20. 56 1 Кор. VI:19. 57 Иак. I:25. 58 Деян. V:4. 59 Ин. XIII:35. 60 Ин. XIII:34; XV, 12. 61 Мф. V:39—40. 62 Лк. XIV:33. 63 Ин. XV:13. 64 Лк. VI:30; сравни: Мф. V:42. 65 Мф. IV:20, 22; Мк. I:18, 20; Лк. V:11; Мф. XIX:27; Лк. XIX:28. 66 Лк. XII:33. 67 Мф. XIX:21. 68 Мф. VI:19—24. 69 Лк. VI:38; XI, 41; XII, 15, 33 и др. 70 Лк. VIII:3. 71 Мф. IV:42, 44; Лк. VI:30, 35, 38 и др. 72 Мф. VI:24—34. 73 Лк. XIV:33. 74 Лк. VI:30. 75 Мф. XXIII:8—10. 76 Лк. VIII:3. 77 Ин. XII:6; XIII, 29. 78 1 Петр. II:21. 79 Мф. VIII:20; Лк. IX:58. 80 Мф. XII:1; Мк. II:23; Лк. VI:1. 81 Мф. XXI:19; Мк. XI:20—21. 82 Лк. VIII:3. 83 Ин. XII:6. 84 Ин. XIII:29. 85 Деян. III:6. 86 2 Кор. VI:10. 87 1 Тим. VI:8. 88 2 Фес. III:8. 89 Деян. XX:34—35. 90 2 Кор. XI:27. 91 Например, Иак. II:14—17; 1 Петр. IV:8—10; 1 Ин. III:17; Рим. XII:20; 1 Кор. XVI:1—3; 2 Кор. VIII:11—15; IX, 6—10; Гал. II:10; 1 Тим. VI:18 и др. 92 Деян. II:44—46; IV, 32—35. 93 Деян. V:3. 94 1 Кор. VI:10; Еф. IV:28; Тит. II:10. 95 М. А. Олесницкий, «Из системы христианского нравоучения», стр. 409. 96 2 Кор. VIII:14. 97 Деян. V:3. 98 Гл. 19, русский перевод протоиерея П. Преображенского. 99 Вид. 3, гл. 9. 100 Заповедь 2. 101 Подобие 1, рус. перевод протоиерея Преображенского. 102 Подобие 10, гл. 4. 103 Гл. 1, рус. перевод проф. Попова. 104 Гл. 4. 105 Гл. 14, рус. перевод протоиерея Преображенского. 106 Гл. 47. 107 «Против ересей», кн. IV, гл. 18, рус. перевод протоиерея Преображенского. 108 Гл. 7, рус. перевод Карнеева. 109 Гл. 39, рус. перевод Карнеева. 110 Гл. 12, рус. перевод Карнеева. 111 Гл. 31, рус. перевод Климент Александрийский. Кто из богатых спасется и Увещевание к эллинам. С греч. пер. с примечаниями Н. Корсунского. Ярославль. Тип. Губерн. Земской Управы. 1888г. 112 Там же. 113 Гл. 37. 114 II, 12, перевод Корсунского. 115 «Кто из богатых спасется», гл. 16, рус. перевод Корсунского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

Parisot 1894, xxii; Nau F. Aphraate le Sage//Dictionnaire d " Histoire et de Geographie Ecclesiastique, t.3. Paris, 1924. Col. 936; Baarda 1975, 5. 13 Aphraate le Sage Persan 1988, 36. 14 См.: Duval R. La litterature syriaque. Paris,1899. P. 218–219; Parisot 1894, XIII; Theodoret de Cyr 1977, 24. 15 Theodor. Hist. rel. 8,1:1–15:16 (TLG 4089/4). См. Theodoret de Cyr 1977, 372–379. 16 Theodoret de Cyr 1977, 47. 17 Муравьев А. В. Афраат//Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С.184. 18 Aphraate le Sage Persan 1988, 38. 19 Baarda 1975, 1–2. 20 Aphraate le Sage Persan 1988, 65–66. 21 Parisot 1894, col.1049. 22 Parisot 1894, col.1,4. 23 Parisot 1894, col.2–3. 24 Wright 1869, 6–43 (сирийская пагинация). 25 Начало Письма не сохранилось в оригинале, но есть в армянском переводе. Мы воспользовались его латинским переводом. 26 Мф. 10:8. 27 Мф. 25:29. 28 Мф. 7:24–27; Лк 6:44–49. 29 Рим. 8:30. 30 Иер. 7:4–5. 31 2 Кор. 6:16; Лев. 26:12. 32 1 Кор. 3:16; 6:19; 2 Кор. 6:16. 33 Ин. 14:20. 34 1 Кор 3:10. 35 1 Кор 3:11. 36 1 Кор 3:16. 37 Ин 10:30. 38 Пс 117:22. 39 Ин 19:15. 40 Лк 19:12–14. 41 Иез 13:10–11. 42 Иез 22:30. 43 Ис 28:16. 44 Мф 21:44. 45 Дан 2:34. 46 Пс 84:12. 47 Пс 84:12. 48 Дан 2:34–35. 49 Пс 18:5; Рим 10:18. 50 Мф 28:19 51 Зах 4:7 52 Ин 1:1. 53 Ин 15:12. 54 Ин 15:15. 55 Еф 2:4–5. 56 Еф 5:2. 57 Зах 3:9. 58 Ис 11:2–3. 59 Зах 4:10. 60 Ис 49:6. 61 Пс 118:105. 62 Ин 1:1. 63 Ин 1:5. 64 Ин 1:11. 65 Мф 10:27. 66 Мф 5:14. 67 Мф 5:16. 68 Ин 12:35. 69 Ин 12:36. 70 Ин 8:12. 71 Мф 5:15; Мк 4:21; Лк 8:16. 72 Пс 118:105. 73 Ос 10:12. 74 Лк 15:8. 75 Исх 20:2; Втор 5:6. 76 Ос 10:12. 77 Ис 55:6–7. 78 Ин 1:5. 79 Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44. 80 Зах 14:6–7; Ам 8:9. 81 1 Кор 3:10–12. 82 1 Кор 3:13. 83 Дан 3:21–22. 84 Дан 3:48. 85 Быт 19:24–28. 86 Чис 3:4; Лев 10:1–2. 87 Чис 16:35. 88 4 Цар 1:9–16. 89 4 Цар 2:11. 90 Дан 3:22. 91 Ис 66:16. 92 Ис 66:24. 93 1 Кор 3:11. 94 1 Кор 13:13. 95 Быт 4:4. 96 Быт 5:24. 97 Быт 6:9. 98 Быт 15:6; Рим 4:9. 99 Мал 1:2–3; Рим 9:13. 100 Пс 80:6. 101 Исх 7:14 — 13:16. 102

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Телец упитанный – причащение – л. 4. Без причащения душа испытывает глад – л. 58 об. 63. Без причащения душа мертва есть – 94 лист. Именуются христианами только причащающиеся Тела и Крови Христовой: л.79 об. По причащении – будет Церковь Бога живого – 80 об. Трижды в лето причащаться; умершему без причащения лучше бы не родиться – л. 99. Не должно осуждать священнослужителей – л. 99. Илия и Енох и доныне живы суть – л. 19 об., 56 об. Антихрист будет за З12 года до второго Христова пришествия: л. 297. При апостолах было только два поста – л. 76 об. Радуйся благодатная – л. 136. Благовестник (старопечатный) О вечности церкви – Мф. зач. 67, л. 138 об., Лк. – 107, 224. О вечности евангельских обетований –Мк. л. 812. О трехчинной иерархии – Лк. зач. 95, л. 205. Очи – учители церковнии – Лк. зач. 45, л. 87. Разрешать грехи могут только приемшие власть – Мф. зач. 67, л. 329, зач. 76, л. 144. Благодать действует и недостойными священниками – Мф. зач. 23, л. 57; Лк. зач. 45, л. 92; Ин. зач. 65, л. 301. О необходимости св. причащения – Ин. зач. 23. л. 107 об. О пришествии Илии пророка – Мф. зач. 40, л. 83 (или 93), зач. 71, л. 135 (145), 136 (146); Мк. 39 , л. 50. Лк. зач. 2, л. 9; Ин. зач. 67, л. 310 об. Об антихристе – Ин. зач. 7, л. 86 об. Осьмой век – царствие Божие – Мк. зач. 64, к. 87 об.; Ин. зач. 14, л. 71. О четвероконечном кресте – Мф. зач. 413, л. 2о6 об., Ин. зач. 60, л. 288 об. О неисправности книг (в послесловии). Беседы Златоуста на 14 посланий апостола Павла О вечности церкви – стр. 574, 598, 1639. Должно следовать учению Церкви – предисл. стр. 5, 10. Без священства нет и христианства – стр. 2552. Как за веру, так и за хиротонию должно ратоватися – стр. 1692 и дал. Без епископа церковь не имеет света – стр. 2444. Епископ глава церковного тела – 1677. Благодать действует и чрез недостойного священника – стр. 601 и дал., 707, 1476, 2067, 2300, 2552, 3012, 3113. О вечности св. Причащения – стр. 871, 2057. О необходимости св. Причащения – стр. 3035. И диавол научает сохранять посты – стр. 1867.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

О пребывании в Церкви Духа Св. и о благодатных средствах оправдания и освящения человека . 1Кор. 6 :19, 3 :16; 1Пет. 2 :5; 2Кор. 6 :16; Еф. 2 :18–22; Рим. 8 :14–16; Евр. 4 :12; Иер. 23 :29; Деян. 2 :37–38; 2Кор. 7 :10; Лк. 18 :13; Пс. 50 :6; Деян. 17 :30; Ин. 6 :37; Мф. 11 :28; Деян. 4: 12; Рим. 3 :24, 25 :28. Рим. 8 :16–17; Гал. 4 :6; 1Ин. 5 :10–11; Еф. 1 :13–14; 1Кор. 1 :21–22; 1Фес. 1 :5; 1Кор. 2 :4–5; Ин. 6 :63; Деян. 10 :44–46; 1Ин. 3 :3; 1Пет. 1 :23; Гал. 6 :15; Деян. 16 :14; Еф. 5 :8–9; 1Кор. 2 :14; Еф. 2 :5–6. О крещении . Иов. 9 :30–31; Иер. 2 :22: Мф. 3 :11; Мф. 20 :22–23; Лк. 12 :50; Ин. 1 :26, 33; Ин. 4 :13–14; Ин. 7 :38–39; Деян. 1 :5; 1Пет. 3 :21; Рим. 6 :3–5; 1Кор. 10 :2; Еф. 5 :25–26; Кол. 2 :12; Евр. 6 :1–2; Евр. 10 :92–23; Мк. 16 :19; 1Кор. 7 :14; Мф. 19 :14. О миропомазании . Лк. 11 :13; Деян. 2 :38; Деян. 10 :44, 47; Деян. 15 :8; 1Фес. 4 :8; Евр. 6 :4–6; Деян. 2 :17–18; 1Пет. 1 :2, 22; 1Ин. 4 :13; Рим. 8 :15; 1Кор. 2 :12; Гал. 3 :2, 5 :14, 4 :6; Еф. 1 :16–17; 2Фес. 2 :13–14; 1Кор. 3 :16–17; 1Кор. 6 :19. О причащении . Притч. 9 :4–5; Ос. 9 :2; Мф. 4 :4; Ин. 5 :24; Ин. 6 :27, 63; Евр. 13 :9–10; Откр. 17 :3–5; 1Кор. 11 :26. О покаянии . 2Цар. 12 :13; Лк. 5 :21; 1Ин. 2 :1; Иак. 5 :16; Мф. 6 :12; 17 :5. О храме . Иер. 7 :4; Мк. 13 :1–2; Ин. 4 :21–24; Деян. 7 :48–50. Деян. 17 :24–25; 1Кор. 3 :16–17, 6 :19; 2Кор. 6 :19; Евр. 3 :6; 1Пет. 2 :5. О почитании икон . Исх. 33 :20–23. Втор. 4 :12–15; Ин. 4 :12; 1Тим. 6 :16; Евр. 9 :5; Исх. 20 :3–5; Лев. 19 :4, 26 :1; Втор. 4 :12–28, 5 :8; 7 :25–26, 27 :15; Пс. 113 :12–16, 134 :15–17; Прем. 13 :1–15, 19; Ис. 2 :18–20, 17 :8, 40 :19–20, 44 :9–20, 46 :6–7; 2 :20–28, 10 :2–5; Иез. 8 :5–12; Зах. 13 :2; Деян. 17 :29, 19 :26; 1Ин. 5 :21; Рим. 1 :21–23; 1Кор. 8 :4–7; Гал. 4 :8; Откр. 9 :20. О почитании св. креста . Втор. 21 :22–23; Гал. 3 :13; Прем. 14 :7–8; Мф. 10 :38; Кол. 2 :13–14. О почитании св. мощей . Быт. 49 :29, 50 :26; Втор. 34 :5–6; Пс. 87 :11; Ис. 8 :19; Иер. 8 :1–2; Мф. 23 :29; Деян. 8 :2; Деян. 13 :З6–37; Иуд. 1 :9; 1Кор. 15 :50; 2Кор. 5 :16.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 " остановкам " во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й " остановке " (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31)-18.1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. На следующих " остановках " на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14. 27-72 и Мф 26. 31-56. Затем процессия возвращалась в город и направлялась в сторону двора дома первосвященника Каиафы, где читалось Евангелие о суде над Христом и об отречении Петра (Мф 26. 57-75), после чего все шли с пением Пс 117 и 78 на Голгофу, где читали Ин 18. 2-27; наконец, с рассветом служба заканчивалась пением Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и чтением Ин 18. 28-19. 16a. К кон. V в. практика уже несколько изменилась: размеры евангельских чтений сокращены (Ин 13. 31-18. 1; Лк 22. 39-46; Мк 14. 33-42; Мф 36-56 для каждой из первых 4 " остановок " соответственно), а городская часть бдения имеет иной порядок (что связано с постройкой новых храмов в Иерусалиме в V в.), вместо двора первосвященника процессия отправляется с пением Пс 117 сначала на Голгофу, где читают Мф 26. 57-27. 2, затем во дворец Пилата, где читают Ин 18. 28-19. 16a и наконец снова на Голгофу, где служба заканчивается чтением Лк 23. 24-31. Утром в Великую Пятницу совершался чин поклонения Кресту; никакие особые песнопения или чтения, сопровождающие обряд, не отмечены. В полдень начиналась служба чтений Великой Пятницы, состоявшая из 8 следующих друг за другом одинаковых блоков, каждый включал псалом с антифоном (представлявшим собой стих того же псалма), чтение из ВЗ, апостольское чтение, евангельское чтение (только в последних 4 блоках), молитву с коленопреклонением. Для службы чтений были выбраны следующие отрывки из Свящ. Писания: Пс 34 (11; после N псалма в скобках указан N стиха-антифона), 37 (18), 90 (7b), 21 (19), 30 (6), 118 (22), 117 (5b), 110 (2); Зах 11. 11-14, Ис 3. 9b-15, Ис 50. 4-9a, Ам 8. 9-12, Ис 52. 13-53. 12, Ис 63. 1-6, Иер 11. 18-20, Зах 14. 5c-11; Гал 6. 14-18, Фил 2. 5-11, Рим 5. 6-11, 1 Кор 1. 18-31, Евр 2. 11-18, Евр 9. 11-28, Евр 10. 19-31, 1 Тим 6. 13-16; Мф 27. 1-56, Мк 15. 1-41, Лк 22. 66-23. 49, Ин 19. 16b-37 (в практике кон. V в. евангельские чтения сокращены: Мф 27. 3-56, Мк 15. 16-41, Лк 23. 32-49, Ин 19. 25-37).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

«На мне отяготела ярость Твоя и все... волны Твои... навел Ты на [меня]« ( Пс.87:8 ). Так как Он понес грехи рода человеческого, то по необходимости на Него пал гнев Божий на грешников; Он подвергся за нас смерти и стал клятвой, и с тех пор как исполнились на Нем, они более уже не господ­ствуют в роде человеческом. «И все... волны Твои... навел Ты на [меня]». Под волнами Божиими разумеется все высокое, – как царство, освя­щение, соседение рабов с Владыкой. Таким образом, как всему нашему уничижению Отец подверг Христа, так равным образом даровал Ему и все то, что принадлежит нам высокого. В Нем мы становимся участниками последнего. А что высотами называется высокое, это ясно показал Иеремия, говоря: «аще вознесется небо на высоту, рече Господь» ( Иер.31:35 ), т. е. станет выше самого себя. Следует перемена тона, так как, упомянув выше о гробе и смерти, пророк начинает говорить теперь о том, что им предшествовало – о предательстве и кресте. «Ты удалил... знаемых моих от меня: сочли меня отвратительным для се бя, я предан , и не имею выхода» ( Пс.87:9 ). 2. Об этом говорит теми же самыми словами Лука, когда излагает историю распятия: «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это» ( Лк.23:49 ). «Сочли меня отвратительным для се бя, я предан , и не имею выхода» ( Пс.87:9 ). И это исполнилось на Петре, когда он, во дворе первосвященника, испугавшись говоривших: «немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека» ( Мф.26:73–74 ). «Я предан , и не имею выхода». Хотя Он и мог войти, т.е. избежать, так как знал время нападения иудеев, почему и говорил учени­кам: «вы всё еще спите и почиваете?... вот, приблизился предающий Меня» ( Мф.26:45–46 ), но благоволил добровольно предать Себя. »Глаза мои изнемогли от страдания 7 : взывал я к Тебе, Господи, весь день, воздевал к Тебе руки мои» ( Пс.87:10 ). Нищетою называются страдания, почему и Павел говорит о Христе: «обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ). Итак, очи Его ослабели от страданий, потому что Он добровольно терпел свойственное человеку, и эти очи ослабели до такой степени, что Он даже возопил: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ). «Весь день, воздевал к Тебе руки мои» – разумеется на кресте, потому что Он совершил домостроительство страданий как первосвященник, приносящий за нас жертву, молитвенно простирая руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010