Истина есть слово Небесного Отца, возвестить которое Христос пришёл к людям на землю. Имеется в виду не только учение Господа, как принятое от Отца, но всё дело Спасителя, которое Отец поручил Ему исполнить ( Ин.17:4 ). Слова Христа сливались с Его жизнью. Он жил в них, так же, как и в делах. Всё служение Христа было цельным – проповедью истины. Достаточно было для Него простой беседы, чтобы говорить истину и об Истине. Он не тратил Себя на запоминание обид, чужд был самолюбия и тщеславия, всегда творил добро и был открыт всему доброму, в каких бы обстоятельствах оно ни проявлялось. Он исцелял больных, утешал скорбящих, кормил голодных... Христос не презирал и не отталкивал от Себя никого. Сила Его любви всех соединяла и вливала новые силы духа в их бытие. Вся Его жизнь, совершавшаяся в истине, была проникнута любовью. Любовь привела Его в мир и на Крест ( Ин. 3,16 ; Рим.5:8 ). Она же соединила Его последователей во Святую Церковь . Истина есть, пожалуй, сущность духовной жизни, потому что, усвояя её, человек встречается с подобным себе и приближается к Небесному миру. Трудно представить духовное общение вне познания истины. Если человек не знает или неправильно представляет Бога, людей, то как он может иметь отношение с ними? Ученики уже пребывали в истине, ибо учение, которое передал им от Отца Христос, «они приняли и уразумели... и уверовали» в своего Наставника как Мессию ( Ин.17:8 ). Спаситель молится теперь, чтобы Отец освятил их, то есть Духом Святым просветил, сообщил им силу, мужество, решимость, радость. Словами освяти их истиною Твоею ( Ин.17:17 ), – как говорит святой Кирилл Александрийский , – Христос «ясно указует на руководство к восприятию истины через просвещение истины. Это потому, что никто не может прийти к познанию истины без просвещения через Духа, ни приобрести себе точное усвоение Божественных догматов, разумеется в доступной людям мере» ( Кирилл Александрийский , свт. Творения. Ч. 15. Сергиев Посад, 1912. С. 87). «Однажды запечатлённые Святым Духом, – продолжает тот же святой отец Церкви, – и получив в ум залог благодати, они имеют защищённое сердце, как облекшиеся и силою свыше ( Лк.24:19 )» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой», – обращается Христос к Богу Отцу ( Лк. 23:46 ). Смерть не властна над Богочеловеком, она не в силах прийти и взять душу Спасителя в свои ледяные объятия. Всесильный Сам изволяет принять кончину. Господь являет любовь к человеку до Собственной смерти. При этом в лице Христа дух человека впервые, разлучаясь с телом, предается не властителю ада, а Небесному Отцу. Завершается Крестный подвиг. Спаситель, «преклонив главу, предал дух» ( Ин. 19:30 ). Господь претерпел реальную физическую смерть. Его Пречистая Душа разлучается с Телом. Природа, ощущая совершившееся, состраждет смерти Господа сильнейшим землетрясением. Что-то необычное воцаряется в мире, так что «весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» ( Лк. 23:48 ). Быстрая смерть Христа вызвала у властей удивление, и один из воинов, желая, видимо, удостовериться в происшедшем, пронзил тело Господа копьем. Из раны истекли кровь и вода. Апостол Иоанн, как непосредственный свидетель, специально указывает на данный факт ( Ин. 19:31–87 ). Близкие Спасителю люди просили отдать им Тело Господа для погребения. Им позволили: святое Тело было умащено ароматным составом из смирны и алоя, обернуто плащаницей (погребальным полотном) и положено недалеко в саду, в пещере, высеченной в скале. Огромный камень закрыл вход в пещеру. Иудейские власти, остерегаясь похищения тела, наложили на камень печать и установили возле пещеры пост охраны. Туринская Плащаница (В данном случае мы опираемся на сведения священника Глеба Каледы , который суммировал и обобщил различные научные данные о Туринской плащанице.) В итальянском городе Турине в соборе святого Иоанна Крестителя хранится большое полотно длиной 4,3 метра, шириной 1,1 метра. Полотно древнее, на его желтовато-белом фоне выделяются пятна коричневых тонов. Издали в них можно распознать очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и длинными волосами. Согласно свидетельству церковного предания и выводам большинства научных исследователей, это та самая Плащаница, в которую было обернуто тело Христа при погребении.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Свт. Василий Великий (Беседа на 33 Псалом) говорит: «Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Примиряет человека с его ангелом-хранителем покаяние, от которого у ангелов бывает радость на небе ( Лк.15:10 ). Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 48–50; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 83–87. Вопрос 31. Бытие злых духов: их природа, число и степени. Этимология слов «демон», «диавол», «сатана». Падение злых духов, искажение их природы (Иуд.6; Откр.12:9; Лк.10:18; Ин.12:31; 2Кор.4:4; Прем.2:24; 1Ин.3:8). Отношение злых духов к человеку (1Пет.5:8; Ин.8:44). Промысл Божий о злых духах (Иов.1:12; Иак.1:12; 1Кор.10:13; 2Кор. 12:17) Ответ. Из Книги Бытие (1 гл.) мы знаем, что все творение «хорошо весьма». Это есть надвременная характеристика всего творения, творение вышло из рук Божиих, и поэтому оно – благо. Возникает вопрос: откуда в мире зло? Сама по себе проблема зла – проблема по существу христианская. В дуалистических учениях зло рассматривается как порождение совечного Богу злого начала, как необходимый элемент в структуре мироздания, без которого невозможна мировая гармония. Пантеистические учения монистичны, реальность зла в монистических учениях не признается, зло понимается здесь как некая иллюзия, как следствие недоразвитости человеческого сознания. В различных гуманистических учениях зло обычно воспринимается как недостаток природы, т. е. не природа как таковая, а то, чего в природе, в силу тех или иных причин, не достает. Действительно, и с точки зрения христианского учения зло не может иметь места среди тварных сущностей, но, тем не менее, духовный опыт человечества, в особенности человечества христианского, однозначно свидетельствует, что зло не есть просто некоторый недостаток, несовершенство природы. Зло имеет свою собственную активность. Ответ на вопрос о природе зла нам дает Сам Господь Иисус Христос в единственной молитве, которую Он нам оставил, в молитве Господней. Молитва «Отче наш» заканчивается прошением избавить нас от лукавого. Лукавый не есть нечто, не есть сущность, это некто, некоторая личность. Поэтому зло есть не природа, а состояние природы, или точнее говоря, состояние воли, ложно направленной по отношению к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Это соединение видим в миниатюре кодекса Григория Богослова 510 1614 (л. 87 об.). В лицевых Евангелиях они разделены, но композиции сходны: Спаситель приближается к лодке, в которой сидит ап. Иаков, в нимбе, с удочкой в руках или с мережей, извлекаемой им при помощи Иоанна и отца Зеведея из воды; а затем все эти лица идут вслед за Иисусом Христом. Евангелие 74, л. 8, 93 об. и 94. Елисаветградское Евангелие, зач. 9. Гелатское Евангелие, л. 23 об. Существуют изображения, относящиеся также к призванию Симона, Филиппа и Нафанаила по Евангелию Иоанна ( Ин. 1:41–51 ): Андрей приводит к Иисусу Христу своего брата Симона (Евангелие 74, л. 169 об. Елисав., зач. 4); Филипп и Нафанаил присоединяются к Иисусу Христу (Евангелие 74, л. 170. Елисав., зач. 5. Гелат., л. 213): согласно с Евангелием Иоанна ( Ин. 1:48 ) сцена призвания Нафанаила дополняется изображением этого апостола, стоящего под смоковницей, в виде дитяти; следовательно, византийские художники предполагали, что слова Спасителя о неизвестной встрече Его с Нафанаилом относятся к более или менее отдаленному прошлому. Помимо личных соображений, художниками могло руководить и древнее предание о встрече Иисуса Христа с Нафанаилом в детстве. Призвание Левия имеет характер своеобразный. Согласно с Мф. 9:9 , Мк. 2:14  и Лк. 5:27 , Левий изображается сидящим или стоящим перед столом, на котором лежат деньги. Иисус Христос обращается к нему со словами: «Следуй за мной» 1615 . Кодекс Григория Богослова 510 1616 . Евангелие гелатское, л. 34 об.; на л. 161 об. Левий следует за Иисусом Христом, а на л. 97 – вечеря в доме Левия; последняя служит единственной формой призвания этого апостола в Евангелии 74, л. 17, 67 об. и 116 об. Греческий подлинник 1617 изменяет древнее изображение в духе нового времени: Христос стоит у дверей мытаря с апостолами; перед Ним коленопреклоненный Матфей; позади видны палаты с сундуками, счетные книги и письменные приборы; вверху весы ( σεντοκια κα κατστιχα κα καλαμρια κα ζγι). Исцеление кровоточивой ( Мф. 9:18–22 ; Мк. 5:25–34 ; Лк. 8:43–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

1907. С. 137-138); в это время в храме Св. Ирины выставлялось для поклонения св. копье (в Великий четверг оно выставлялось в храме Св. Софии), которым, по преданию, было прободено ребро Спасителя (Ин 19. 34). Авторы VII-VIII вв. Аркульф и Беда Достопочтенный упоминают, что в Великие четверг, пятницу и субботу в Константинополе совершалось поклонение Честному Древу Креста Господня (видимо, в подражание иерусалимской практике), но в послеиконоборческую эпоху и позднее чин особого поклонения Кресту в связи с Пасхой стал совершаться в дни Крестопоклонной седмицы Великого поста, а в Великие четверг и пятницу его место в Константинополе занял чин поклонения св. копью, которое было перенесено в Константинополь в 614 г. Этот чин завершался служением тритекти, на 3-м антифоне которого пели тропари " Покланяемся копию " и " Распеншуся ти Христе " ; следовали прокимен из Пс 69, паремия (Зах 11. 10-13). После тритекти в храме Св. Ирины Патриарх совершал ради оглашаемых чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, т. е. чин окончания великопостного огласительного цикла (Goar. Euchologion. P. 279-281; Дмитриевский. 1907. С. 153-156; большая часть текстов византийского огласительного цикла сохраняется в православных богослужебных книгах и доныне - см. ст. Оглашение). Вечером в Великую Пятницу совершалась вечерня, за которой читались 2 рядовые паремии из книг Исход и Иова (как и в прочие дни Страстной седмицы): Исх 33. 1-23 и Иов 42. 12-17d, с прокимнами из Пс 34. 21 в начале и конце 2-й; затем читались паремия (Ис 52. 13-53. 12) и Апостол (1 Кор 1. 18-2. 2; предваряется прокимном из Пс 87) о Страстях Христовых; следовали аллилуиарий со стихами из Пс 68 и составное Евангелие (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), затем возглашалась сугубая ектения и совершалась литургия Преждеосвященных Даров (к нач. XIII в. литургия Преждеосвященных Даров в Великую Пятницу в Константинополе, по сообщениям паломников, уже не совершалась). Богослужение Великой Пятницы в Православной Церкви в XI-XII вв.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

III. Иисусу Христу, как единому Лицу, как Богочеловеку, подобает единое, нераздельное Божеское поклонение и по Божеству и по человечеству, – потому именно, что Божество и человечество соединены в Нем нераздельно; потому, что человечество Его, хотя пребывает человечеством, но воспринято Им в единство Его Божеской Ипостаси, и есть собственное человечество Бога Слова. Такое нераздельное Божеское поклонение Иисусу Христу, Богочеловеку, ясно проповедует Св. Писание. Сюда относятся: а) слова Самого Спасителя: Отец бо не судит никомуже, но суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца: (а) иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшаго Его ( Ин. 5:22, 23 ); б) слова св. Апостола Павла о Спасителе: темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове, всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних ( Фил. 2:9, 10 ). IV. Во Иисусе Христе – две воли и два действования: догмат, естественно вытекающий из учения о неслитном и непреложном соединении двух естеств во Иисусе Христе, но нарочно рассмотренный, по случаю ереси монофелитов, на шестом вселенском Соборе, и торжественно выраженный в следующих словах: «и две естественныя воли или хотения в Нем, и два естественныя действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно, по учению св. отцов наших, такожде проповедуем: два же естественныя хотения не противныя, да не будут, якоже нечестивии еретицы рекоша, но Его человеческое хотение, последующее и не противостоящее, или противоборствующее, паче же и подчиняющееся Его Божественному и всемогущему хотению». Действительность двух воль и двух действований во Христе, или действительность того, что в Нем, вопреки лжеучению монофелитов, не одна только воля Божеская, но остается целою и воля человеческая, видна из Слова Божьих. Так, Сам Спаситель говорил о Себе: снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю Пославшаго Мя ( Ин. 6:38 ), и в саду Гефсиманском молился к Отцу: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия; обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты ( Мф. 26:39 ), не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк. 22:42 ). Различая в обоих этих случаях волю Свою от воли Отца, и подчиняя первую последней, Господь Иисус указывает, без сомнения, на Свою волю человеческую; потому что Божеская Его воля не различна от воли Отца, а одна и та же с нею. Евангелисты неоднократно упоминают об обнаружениях воли Его собственно человеческой, например: даша Ему пити оцет с желчию смешен; и вкуш, не хотяше пити ( Мф. 27:34; 26:17 ; снес. Мк. 6:48; 7:24; 9:30 ). § 87. б) – По отношению к Пресвятой Деве, Матери Господа Иисуса

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

5 . Апостол Филипп проповедовал, по преданию, в Галилее, Греции и Аравии. Был распят в возрасте 87 лет. 6 . Апостол Фома , который не сразу поверил в Воскресение Христово ( Ин.20:24–29 ), проповедовал слово Божие в Персии, Месопотамии и Индии, где и кончил жизнь мученически. 7 . Апостол Варфоломей сначала проповедовал вместе с Апостолом Филиппом в Сирии, а потом в Армении, где и принял мученическую смерть. 8 . Апостол и Евангелист Матфей проповедовал в Иудее, Сирии и Эфиопии, где кончил жизнь мученически. 9 . Апостол Иаков , сын Алфея, проповедовал в Палестине и Египте, где и погиб мученически. 10 . Апостол Симон Зилот , по преданию, был тем женихом, на свадьбе которого Христос превратил воду в вино ( Ин.2:1–11 ). Он проповедовал в Иудее, Ливии, Египте. По преданию, погиб мученически на Кавказе. 11 . Апостол Иуда , называемый также Фаддеем , проповедовал в Галилее, Самарии, Аравии, Месопотамии и Армении, где пострадал за Христа около 80-го года. 12, Апостол Матфий, один из Семидесяти учеников Господа Иисуса, был избран в число Двенадцати на место Иуды Искариота, предавшего Христа. Проповедовал в Малой Азии и на Кавказе. Был побит камнями, а после смерти ему отсекли голову. Дополнительные занятия для самоподготовки: 1 . Найти на карте Палестины Самарию и Иоппию, где проповедовал Апостол Петр, согласно книге Деяний. 2 . На карте Римской Империи указать Сирию, Малую Азию и Рим, где трудился Апостол Петр. 3 . Пользуясь картами Древнего мира и современными политическими картами, найти места трудов Двенадцати Апостолов. 4 . Прочитать в Евангелиях те слова Господа Иисуса Христа, где Он говорит о том, что Благая Весть о Нем будет проповедана всем народам: Мф.26:13; 28:19–20 ; Мк.14:9; 16:15 ; Лк.13:29; 24:46–47 . 5 . Для собеседования в классе подготовить ответ на вопрос: – Каково было отношение Первоначальной Церкви к собственности и к дарам Святого Духа? Дополнительная литература: Библейская энциклопедия. Μ.: Российское Библейское Общество, 1996. – Раздел «Атлас библейской истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Им было открыто, что пустая гробница была следствием воскресения Христа. Евангелист Марк, подчеркивая страх и ужас женщин, говорит нам, что пустая гробница была первым видимым признаком воскресения. Их страх является подлинным примером опыта, который Рудольф Отто охарактеризовал как mysterium trendum 86 . Их ответом на это неожиданное, трансцендентное событие жизни, явившееся из гробницы, стали благоговение и молчание – молчание более выразительное, чем слова. Св. Лука описывает женщин смущенными и испуганными. Увидев «двух мужей», т. е. двух ангелов, стоявших рядом, они склонили свои лица к земле. «Что вы ищете живого среди мертвых?» – спросили их ангелы ( Лк.24:5 ). Подобный опыт испытали женщины и в Евангелии от Матфея. Мария Магдалина и «другая Мария» ушли от гробницы «со страхом и радостью» ( Мф.28:8 ), ибо, как пишет св. Иоанна Златоуст , «они увидели вещь восхитительную и неожиданную, пустую гробницу, в которой, как они видели накануне, лежал (Иисус)» 87 . Возвещено ли о воскресении «ангелом», как у Матфея, или «двумя мужами», как у Луки, сообщение остается ясным и авторитетным: произошло событие воскресения. Во всех четырех сообщениях о воскресении Мария Магдалина и с нею другие женщины упоминаются в качестве первых свидетелей пустой гробницы 88 . Апостол Иоанн упоминает лишь Марию Магдалину, но это не исключает возможности того, что в это знаменательное утро с нею были некоторые другие женщины (см. Ин.20:2 – «мы не знаем, где положили Его»). Также именно она первой увидела воскресшего Христа ( Ин.20:11–18 ; Мк.16:9 ). Наименее вероятно, чтобы рассказы о женщинах и пустой гробнице были созданы позднее для удовлетворения некой нужды Церкви. Какую выгоду могла бы извлечь Церковь из этого? Евангелия были написаны в мире и в атмосфере, в которой не было доверия к свидетельству женщин. Тем не менее евангелисты, продолжая предание Церкви, записали их имена и их свидетельства. Эти женщины последовали за Иисусом из Галилеи в Иерусалим; они служили Ему, видели Его распятым и погребенным и свидетельствовали об обнаружении пустой гробницы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

Если рассмотреть слова Пророка Захарии, то, кажется, он видел пред лицем своим Христа на жребяти осли седящего, и входящего во святой град Иерусалим, «радуйся», говорит он, «зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се, Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток и всед на подъяремника и жребца юна» (Зах.9:9).    Раскройте книгу Псалмов Давидовых, гораздо древнейшую книг помянутых Пророков: в ней вы увидите предсказания о страданиях Иисуса Христа, о смерти, о воскресении, и о вознесении Его на небеса. «Даша», говорит Пророк сей, «в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта» (Пс.68:22). Вот и Евангельское свидетельство о сем: «воини же даша Ему пити оцет с желчью смешен» (Мф.27:34). Пророк предсказал: «вси видящии мя поругашамися, глаголаша устнама, покиваша главою» (Пс.21:8): а Евангелист написал: «мимоходящии же хуляху Его, покивающе главами своими и глаголюще: разоряяй Церковь и треми денми созидаяй, спасися сам, аще Сын еси Божий, сниди со креста» (Мф.27:39-40). Пророк, предвозвещая имеющее быть, сказал: «разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий» (Пс.21:19): и Евангелист, бывший самовидцем события того, говорит: «воини же, егда пропяша Иисуса, прияша ризы Его, и сотвориша четыри части, коемуждо воину часть, и хитон: Бе же хитон нешвен, свыше исткан весь. Реша же к себе: не предерем его, но метнем жребия о нем, кому будет» (Ин.19:23-24). «Положиша мя», сказал Пророк, «в рове преисподнем, в темных и сени смертней» (Пс.87:7). Иосиф же, говорит Евангелист, «прием тело Иисусово, обвит е плащаницею чистою, и положи е в новем своем гробе» (Мф.27:59-60). О воскресении же Иисуса Христа Пророк приводит во-первых самого Иисуса Христа, глаголющего: «Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления» (Пс.15:10): а Евангелист пишет, что Иисус Христос сказал: «Яко аз душу мою полагаю, да паки приму ю» (Ин.10:17). Потом Пророк молится и просит о воскресении Христовом: «востани, слава моя», говорит, «востани, Псалтирю и гусли» (Пс.56:9). Не подумайте, чтобы Пророк просто и случайно произнес сии три именования: нет, он предложил их яко символы трех лиц Божиих, и яко знамения Божества души и тела того, о немже молился, да воскреснет из мертвых. После сей Пророческой молитвы слышан и глас, вещающий: «востану рано». А Евангелист, описывая время воскресения Христова, говорит: «зело рано приидоша на гроб», (то есть мироносицы), «обретоша же камень отвален от гроба. И вшедше не обретоста телесе Господа Иисуса» (Лк.24:1-3). Пророк, предусмотря вознесение Христово на небеса, воспел в веселии: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» (Пс.46:6): а Евангелист то свидетельствовал, глаголя: «Господь же убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк.16:19). Но не достает мне времени, если я буду изъяснять все то, что Пророки предсказали о Иисусе Христе, и на нем получили совершение своих пророчеств.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Софии в XI-XII вв. закрывали, чтобы помыть и приготовить к службам Великой субботы и Пасхи ( Дмитриевский. 1907. С. 137-138); в это время в храме Св. Ирины выставлялось для поклонения св. копье (в Великий четверг оно выставлялось в храме Св. Софии), к-рым, по преданию, было прободено ребро Спасителя (Ин 19. 34). Авторы VII-VIII вв. Аркульф и Беда Достопочтенный упоминают, что в Великие четверг, пятницу и субботу в К-поле совершалось поклонение Честному Древу Креста Господня (видимо, в подражание иерусалимской практике), но в послеиконоборческую эпоху и позднее чин особого поклонения Кресту в связи с Пасхой стал совершаться в дни Крестопоклонной седмицы Великого поста, а в Великие четверг и пятницу его место в К-поле занял чин поклонения св. копью, к-рое было перенесено в К-поль в 614 г. Этот чин завершался служением тритекти, на 3-м антифоне к-рого пели тропари «Προσκυνομεν τν λγχην» (    ) и «Σταυρωθντος σου, Χριστ» (      ); следовали прокимен из Пс 69, паремия (Зах 11. 10-13). После тритекти в храме Св. Ирины Патриарх совершал для оглашаемых чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, т. е. чин окончания великопостного огласительного цикла ( Goar. Euchologion. P. 279-281; Дмитриевский. 1907. С. 153-156; большая часть текстов визант. огласительного цикла сохраняется в правосл. богослужебных книгах и доныне - см. ст. Оглашение ). Вечером в В. п. совершалась вечерня, за к-рой читались 2 рядовые паремии из книг Исход и Иова (как и в проч. дни Страстной седмицы): Исх 33. 1-23 и Иов 42. 12-17d, с прокимнами из Пс 34. 21 в начале и конце 2-й; затем читались паремия (Ис 52. 13 - 53. 12) и Апостол (1 Кор 1. 18 - 2. 2; предваряется прокимном из Пс 87) о Страстях Христовых; следовали аллилуиарий со стихами из Пс 68 и составное Евангелие (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43 + Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), затем возглашалась сугубая ектения и совершалась литургия Преждеосвященных Даров (к нач. XIII в. литургия Преждеосвященных Даров в В. п. в К-поле, по сообщениям паломников, уже не совершалась).

http://pravenc.ru/text/150067.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010