Кроме того, нельзя забывать, что, согласно учению Православия, оно основано непосредственно Самим воплотившимся Богом – Богочеловеком Иисусом Христом, Сыном Божиим по сущности и природе, Богом-Словом, одним из трех Лиц единосущной Святой Троицы ( Мф. 22, 44 ; Мк. 12, 36 ; Лк. 20, 42 ; Лк. 23, 42 ; Ин. 1, 1–18 ; Ин.19:7–8 ). Основаноединожды ( Евр.7, 26–28 ), во всей духовной полноте ( Еф.1, 23 ; Еф. 3, 19 ; Кол.2:9–10 ), неизменно ( Тит. 1, 2 ) и навсегда ( Мф. 16, 18 ; Ин.14:16 ). Православная Церковь имеет апостольское преемство, а потому является хранительницей истинного христианского Священного Предания, в частности, семи необходимых для спасения Таинств (Крещения и Миропомазания, Покаяния и Причащения, Священства, Брака, Елеосвящения), которые даны в наивысшей полноте Самим Иисусом Христом ( Евр. 6. 2 ; Мф. 13, 11 ; 2Фес. 2, 15 ; Мф. 28, 20 ; Иуд. 3 ). Вопросы преемства и возложения рук (рукоположения) исключительно важны в любом вероучении. Это один из критериев их правильности по отношению к духовному содержанию первичного учения и каноническим вероучебным книгам. Зачастую религиозные организации, не имеющие преемства из-за недавнего возникновения или изменения вероучения, заявляют о незначительности этого критерия и соответствующих обрядов. Однако все они стремятся как можно быстрее создать свою собственную преемственность и всячески оправдать ее. Православие же неизменно сохраняет преемство и сам характер таинства рукоположения, установленные Господом Иисусом Христом ( Деян. 6, 2–6; 8, 18; 14, 23; 19, 2–6 ; 1Тим. 4. 14 ; Евр. 6, 2 ; Еф. 2, 19–20 ), то есть данные Богом, а не придуманные человеком. Причем это легко проверить документально по многовековым спискам рукоположенных православных епископов. Другим не менее надежным и доступным инструментом проверки православного вероучения является изучение истории развития богослужебных текстов. Самые первые литургии (основное православное богослужение) были составлены апостолами Иаковом и Марком. И в настоящее время существующие православные литургии (св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого ) в своих ключевых элементах точно повторяют эти древнейшие апостольские обряды и Таинство Причащения. Более того – неотъемлемой частью в православное богослужение преемственно входят также многие обряды и молитвы, берущие свое начало еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

Духа ( Деян.15 ). Именем Иакова отличен брат его, ап. Иуда ( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ), который Соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова ( Иуд.1:1 ) и тем показывает особенную важность ап. Иакова в Церкви апостольской 1088 . Даже еретики евиониты хвалились девством ради Иакова, брата Господня. О великом, всеобщем уважении к нему свидетельствует особенно мученическая его кончина, обстоятельства которой с подробностью изображает Евсевий на основании древних церковных преданий. Он пишет 1089 : «Когда Павел, по требованию себе суда у Кесаря, отправлен был Фестом в Рим, тогда иудеи, потеряв надежду на исполнение своих замыслов против Павла, обратились на Иакова, брата Господня, коему апостолы вверили епископский престол в Иерусалиме 1090 . Иаков, брат Господень, от времен апостолов и доныне всеми именуемый праведным, был свят от утробы матери своей, не пил вина и сикера, не ел ничего мясного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному дозволено было входить во Святая, потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. Во храм входил он один, и его обретали там стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу. От непрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колена его ожестели. За сие-то превосходство своей правоты и назван праведным и овлиасом ( ωβλιας), что значит: защита или оплот народа и правда. Церковь Иерусалимская особенно обязана умножением и утверждением верующих св. ап. Иакову. По его свидетельству уверовали во Иисуса Христа иудеи, и уверовавших оказалось много, даже и между старейшинами. Недовольные умножением христиан, книжники и фарисеи начали кричать и говорить, что таким образом, пожалуй, и весь народ признает Иисуса за Христа. Посему, собравшись к Иакову, они сказали ему: “Просим тебя, удержи народ: ведь он в заблуждении признает Иисуса Христом. Вот теперь сошлись все на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе это, потому что сами вместе с народом признаем, что ты праведен и беспристрастен.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Закон бессмертия принадлежит душе и телу, так как сотворен был человек для вечности. В сущности, и воскресение и «вырастание» есть все-таки всемогущественное и непостижимое действие Божье. Не может гордый, глубоко падший ум объяснить первого, да не объяснит и второго: как из земного тела вырастает духовное. Искажать истину человек может, но истребить, уничтожить, прекратить ее бытие не имеет сил, и она, где нужно, сама себя высказывает. Учение о воскресении мертвых (т.е. тел) не есть безумие, как выражались афинские философы, но это учение истинное, основанное и на истинной вере в Начальника нашего воскресения, и на здравом разуме, на понятии о назначении человека, Богом созданного для вечности; а человек от сотворения его состоит из тела, души и духа. Окончательный суд Божий над существами нравственными: всеобщий суд – суд над христианами и над нехристианами Придет некогда день, последний день для этого рода человеческого ( Ин.6:39 ); как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века и мира ( Мф.13:39 ), как бывает день смерти человека, – придет день, установленный Богом, «в который будет праведно судить вселенную» ( Деян.17:31 ), т.е. суд всеобщий и решительный. Этот день потому и называется в Писании днем судным ( Мф.11:22,24 ); днем суда ( 2Пет.3:7 ); днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим.2:5 ); днем Сына человеческого ( Лк.17:22 ); днем Господним ( 2Пет.3:10 ); днем Христовым ( 2Сол.2:2 ); днем Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.1:14 ), потому что Господь Иисус Христос явится на землю уже во славе Своей, чтобы судить живых и мертвых; днем великим ( Деян.2:21 ; Иуд.6 ), по тем великим событиям, которые тогда совершатся (Богословие Митр. Макария Харьк. Т. 2, стр. 618). Второе пришествие на землю Господа Иисуса Христа есть догмат православия и содержится в седьмом члене Символа Веры . В этом же члене изложен и догмат будущего страшного Суда Божьего над человечеством за его земную жизнь, за его дела. Понятно, что открытие суда предворяет пришествие судьи и потом явление на суд судимых: человеков и бесов. Следовательно, все свидетельства св. Писания о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа на землю, о воскресении мертвых – остаются свидетельствами о действительности всеобщего суда. Вот свидетельство Самого Господа Иисуса Христа об окончательном суде, свидетельства св. Апостолов, св. Отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

82 Свт. Герман (ок. 645–740) занимал патриарший престол с 715 по 730 г. За твердый отказ следовать политике иконоборчества был отстранен от патриаршества императором Львом Исавром, после чего император нашел послушного кандидата Анастасия и сделал его патриархом. Анастасий издал послание в пользу иконоборцев, послужившее официальной санкцией для дальнейшего разгорания смуты. 83 Лев III Исавр (ок. 680–741) – византийский император, талантливый политик и полководец, отец Константина Копронима. Именно он положил начало иконоборчеству. 84 Евсевий Кесарийский Памфил (260–339) – историк, христианский мыслитель и епископ. 85 Никифор Каллист († 1350) – монах константинопольского Софийского монастыря. Оставил обширные исторические труды, а также написал ряд богослужебных текстов и последований. 86 Господь избрал из Своих последователей семьдесят апостолов ( Лк.10:1–2 ). Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен b V–VI вв. Список носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. Таким образом, в этот день Церковь вспоминает не только семьдесят апостолов, но и все первое христианское поколение. 87 См.: Деян.17:34 . 88 Деян.16:1–3 ; 1Тим.12. 89 Книги Еноха – апокрифические книги. Первая из трех книг Еноха – весьма значимый ветхозаветный апокриф, на который ссылается в своем послании апостол Иуда, брат Господень ( Иуд.1:5 ). 90 Свт. Амвросий (340–397) – епископ Медиоланский, богослов, проповедник и автор ряда богослужебных текстов. 91 Еще один важный аспект – дидактический, т. е. в иконе не должно быть никакой вымышленной аллегоричности. Например, изображение Бога Отца, Которого никто никогда не видел ( Ин.1:18 ), в образе старца с седой бородой является отступлением от соборного разума Церкви и богословия иконы. 92 Павел Флоренский (1882–1937) – выдающийся философ и ученый. Разделил участь большинства православных священнослужителей в период большевистских гонений. В 1933 г. был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь. Через четыре года после ареста был расстрелян по приговору особой тройки НКВД.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

Ангелы являются слугами Божиими, которым поручается защищать праведных (см. Пс. 90, 11–13; Евр. 1, 14), расстраивать козни демонов (см. Тов. 8, 3), возносить молитвы людей к Богу (см. Тов. 12, 12), отводить душу в загробную жизнь (см. Лк. 16, 22), отделять добрых от злых на последнем Страшном Суде (см. Мф. 13, 49). К каждому из людей приставлен Ангел для помощи ему в добрых делах; такой Ангел обыкновенно называется Ангелом Хранителем. Вера в Ангела Хранителя была уже у первых христиан: когда апостол Петр, чудесно освобожденный из темницы, явился к христианам, то они удивлены были и говорили друг с другом, что это Ангел (см. Деян. 12, 15). Каждый народ также имеет своего особого Ангела, который служит его хранителем. В книге Даниила упоминается об Ангеле греков и Ангеле персов (см. Дан. 10, 13, 21). Кроме того, по переводу 70-ти, Бог разделил землю на народы по числу Своих Ангелов (см. Втор. 32, 8). Ангел народа иудейского был Михаил (см. Дан. 10, 13, 21; 12, 1; Иуд. 1, 9), который теперь является особым покровителем Церкви Вселенской (см. Откр. 12, 7). Верование в Ангелов Хранителей не было особенностью иудеев и христиан; оно существовало у персов, греков и других народов. Стефан первомученик (см. Деян. 7, 53) и апостол Павел (см. Евр. 2, 2; Гал. 3, 19) говорят, что закон и откровение Моисеевы были даны иудеям через Ангелов. Хотя в Священном Писании рассказывается о явлении Ангелов людям в человеческом виде, однако не утверждается, что им свойственно иметь тело. Иов говорит, что Ангелы не имеют, подобно людям, тел, составленных из земли (см. Иов. 4, 18, 19). Ангелы невидимы (см. Кол. 1, 16), только по видимости они принимают пищу, которую предлагают им люди (см. Тов. 12, 19). Ангелы составляют неисчислимое множество (см. Евр 12, 22; Откр. 5, 11). Иаков (см. Быт. 32, 2) встретил их целое воинство. Пророк Даниил говорит, что миллионы («тысячи тысяч») Ангелов служили Ветхому Деньми и миллиарды («тьмы тем») находились в Его присутствии (см. Дан. 7, 10). Спаситель говорил апостолам, что мог бы получить от Своего Отца более двенадцати легионов Ангелов (см. Мф. 26, 53).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Нав.5:14–15 ; 1Пар.21:16 и др.) ангелы не отвергали поклонения. Достойно внимания, что апостол, несмотря на отклонение ангелом его земного поклона ( Откр.19:10 ), увидев вторично ангела, падает вновь к ногам его ( Откр.22:8 ), очевидно, в век апостольский Церковь почитала ангелов. 3) Ангелы все творят не по своей воле, а по воле Божией ( Евр.1:14 ), поэтому не следует их почитать. Ангелы имеют свободную волю ( Иуд.1:6 ) и неуклонно исполняют волю Божию, споспешествуя спасению нашему, а «кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» ( Рим.14:18 ). Сектанты, отвергая почитание ангелов, верных слуг Божиих, Им посылаемых, отвергаются Посылающего их (ср. Лк.10:16 ; Мф.10:40 ). Молитвы за умерших Частный суд Божий. Умершие христиане есть члены Христовой Церкви. Учение православной Церкви о молитве за умерших. До всеобщего суда участь умерших может быть изменена. Господь освобождает от уз ада. Заповедь о молитве. Совершение литургии за умерших. Примеры молитвенного поминовения усопших. Свидетельства древних отцов. Опровержение возражений. Смерти подвергается одно тело человека, душа же его, как существо не материальное, а духовное, бессмертна ( Мф.10:28 ; Деян.7:59 ; Евр.12:22–23 ; Откр.6:9–10 и др.) Она по разлучении с телом продолжает существовать и, соответственно своему духовно-нравственному состоянию, приобретенному во время земной жизни, испытывает блаженство или мучение. Частный суд Божий Бог назначает человеку непосредственно после смерти его ту или другую участь, в соответствии с определившимся духовно-нравственным направлением его или к добру, или к злу. Этот суд Божий называется частным, в отличие от суда всеобщего, по воскресении тел. Частный суд Божий происходит над каждой душой порознь и имеет целью определить участь ее не на всю вечность, а только на время до суда всеобщего, когда все люди получат полное воздаяние: «пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» ( Мф.25:46 ; 2Фес.1:5–10 ; 2Кор.5:10 и др.). Сам Господь Иисус Христос дал ясные указания о суде частном ( Лк.16:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Подобная же ограниченность свойственна ангелам и со стороны их воли и чувства. Так, могущество ангелов не простирается до того, чтобы они своей силой могли творить чудеса; только один Бог может творить чудеса Пс 71, 18). Прав. Иов исповедует что Бог и в ангелах усматривает нечто стропотно (Иов 4, 18), a следовательно, как совершенства воли ангелов, так и движения их чувства не простираются до святости совершенной. § 44. Число ангелов. Небесная иерархия. Семь высших ангелов. I. Ahreлы существуют в неисчислимо великом множестве. Поэтому Писание не определяет и приблизительно их числа, но только дает разуметь, что оно весьма велико. Так, патр. Иаков видел целые ополчения ангелов Божиих (Быт 32, 1–2); тьмы ангелов были посредниками при законодательстве на Синае (Втор 33, 2; сн. Деян 7, 53; Гал 3, 19). Пророк Даниил видел, что когда Ветхий деньми седе на престоле Своем, то тысящи тысящ (т. е. миллионы) ангелов служаху Ему и тьмы тем (миллиарды) предстояху Ему (Дан 7, 9–10). Новозаветный тайнозритель также видел окрест престола Божия и слышал глас ангелов многих, и бе число их тысяща тысящами (Апок 5, 11). Множество вой небесных восхваляли рождение Спасителя мира (Лк 2, 13) и они же тьмами будут сопровождать Его при втором Его пришествии (Иуд 1, 14; Мф 16, 27; 24, 25, 31). И. Христос, когда ап. Петр обнажил меч на Его защиту, сказал, что по молитве Его могли бы предстать на помощь Ему более, нежели двенадцать легионов ангелов, если бы то было Ему угодно (Мф 26, 53). На основании таких указаний Писания древние отцы и учители церкви утверждали, что «бесчисленно блаженное воинство премирных умов» (О неб. иер. 14). «Существуют, — говорит св. И. Златоуст, — мириады мириад ангелов, существуют и тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их» (Пр. аном. II, 4. Сн. блаж. Феодор. Сокр. изл. бож. догм. 7 гл.). Для нагляднейшего представления неисчислимого множества ангелов некоторые из них пользовались известным образом притчи Спасителя ο потерянной овце (одной из ста), отыскивая которую владелец оставил в пустыне девяносто девять овец (Лк 15, 4–5; Мф 18, 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Елеонская или масличная гора получила свое название от растущих на ней в большом количестве маслин; она лежит к востоку от Иерусалима и часто упоминается в Священном Писании, особенно Нового Завета. Архангел — начальник ангелов (1 Фес.4:16; Иуд.1:9). Геенна есть воспроизведение еврейского слова, означающего долина Еннома или «сынов Еннома»; под этой долиной разумеется глубокая, узкая горловина, где иудеи некогда, в период царей, приносили своих детей в жертву Молоху (4 Цар.23:10; Иер.7:31). В позднейшие времена она служила местом для свалки всякого рода нечистот, причем для уничтожения последних здесь постоянно поддерживался огонь; поэтому долина Еннома сделалась символом места вечных мучений. В этом именно смысле, в смысле ада, и употребляется слово геенна в Новом Завете (Мф.5:29–30; 10:28; 18:9;23:15; Мрк.9:43,45; Лк.12:5; Иак.3:6). Гефсимания с еврейского «масличное точило» — место подножия Елеонской горы, знаменитое тем, что тут совершилось искупительное томление Спасителя и была принесена Им Его первосвященническая молитва (Мрк.14:26,32; Лк.22:39; Иоан.18:1); по преданию, восходящему к 4 веку, Гефсимания лежала в 50-ти саженях к востоку от моста через Кедрон. Св. Дионисий Ареопагит, член афинского ареопага, был, по свидетельству Деяний апостольских (17:34) обращен св. Апостолом Павлом. По словам церковного историка Евсевия он был первым афинским епископом и запечатлел свое служение, как говорит апология Аристида, мученическою смертью при Домициане в 96 г. Св. Иерофей тоже был членом афинского ареопага и также обращен в христианство св. Апостолом Павлом; им же он был поставлен во епископа афинского; св. Иерофей скончался в 1 веке. Св. Тимофей, уроженец Малой Азии, Дервии или Листры (Деян.16:1; 20:4; 2 Тим.3:4); своим обращением ко Христу обязан проповеди св. ап. Павла, который, поэтому называет его своим сыном (1 Кор.4:17; 1 Тим.1:2); он был постоянным спутником св. Ап. Павла в его путешествиях с проповедью Евангелия (Рим.16:21; 1 Кор.16:10; 1 Фес.3:2). Рукоположенный впоследствии, по преданию, самим Апостолом, во епископа Ефесской церкви, Тимофей свое 15-летнее епископское служение окончил мученическою смертью по одним в царствование Домициана (81–96 гг.) по другим Нервы (96–98 гг.): св. Тимофея побила камнями в один языческий праздник толпа язычников, раздраженная его обличительной проповедью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

2) Ангел отверг поклонение ему ( Откр. 19:10; 22:8 ). Ангел не принял поклонения от апостола, потому, что последний, удостоенный откровения, был «сослужителем» ему и, следовательно, был равный по достоинству ангелу, а по слову Божию: «без всякого же прекословия меньший благословляется большим» ( Евр. 7:7 ), а не равным. В других случаях ( Нав. 5:14,15 ; 1Пар. 21:16 и др.) ангелы не отвергали поклонения. Достойно внимания, что апостол, несмотря на отклонение ангелом его земного поклона (– 19:10), увидев вторично ангела, падает вновь к ногам его (– 22:8), очевидно, в век апостольский Церковь почитала ангелов. 3) Ангелы все творят не по своей воле, а по воле Божией ( Евр. 1:14 ), поэтому не следует их почитать. Ангелы имеют свободную волю ( Иуд. 1:6 ) и неуклонно исполняют волю Божию, споспешествуя спасению нашему, а «кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» ( Рим. 14:18 ). Сектанты, отвергая почитание ангелов, верных слуг Божиих, Им посылаемых, отвергаются Посылающего их (сн. Лк.10:16 ; Мф, 10:40). Молитвы за умерших Смерти подвергается одно тело человека, душа же его, как существо не материальное, а духовное, бессмертна (Мф. 10:28; Деян. 7:59 ; Евр. 12:22,23 ; Откр. 6:9,10 и др.) Она, по разлучении с телом, продолжает существовать и, соответственно своему духовно-нравственному состоянию, прибретенному во время земной жизни, испытывает блаженство или мучение. Частный суд Божий Бог назначает человеку непосредственно после смерти его ту или другую участь, в соответствие с определившимся духовно-нравственным направлением его или к добру, или к злу. Этот суд Божий называется частным, в отличие от суда всеобщего, по воскресении тел. Частный суд Божий происходит над каждой душой порознь и имеет целью определить участь ее не на всю вечность, а только на время до суда всеобщего, когда все люди получат полное воздаяние: «пойдут сии (грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46; 2Сол. 1:5–10 ; 2Кор. 5:10 и др.). Сам Господь Иисус Христос дал ясные указания о суде частном ( Лк. 16:22,23 ). Блаженное состояние души Лазаря и мучения багача непосредственно после их смерти предполагают, очевидно, суд Божий, решающий загробную участь умершего. Умершие христиане есть члены Христовой Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

начальник ангелов (1 Фес.4:16; Иуд.1:9). есть воспроизведение еврейского слова, означающего долина Еннома или «сынов Еннома»; под этой долиной разумеется глубокая, узкая горловина, где иудеи некогда, в период царей, приносили своих детей в жертву Молоху (4 Цар.23:10; Иер.7:31). В позднейшие времена она служила местом для свалки всякого рода нечистот, причем для уничтожения последних здесь постоянно поддерживался огонь; поэтому долина Еннома сделалась символом места вечных мучений. В этом именно смысле, в смысле ада, и употребляется слово геенна в Новом Завете (Мф.5:29–30; 10:28; 18:9;23:15; Мрк.9:43,45; Лк.12:5; Иак.3:6). с еврейского «масличное точило» — место подножия Елеонской горы, знаменитое тем, что тут совершилось искупительное томление Спасителя и была принесена Им Его первосвященническая молитва (Мрк.14:26,32; Лк.22:39; Иоан.18:1); по преданию, восходящему к 4 веку, Гефсимания лежала в 50-ти саженях к востоку от моста через Кедрон. Дионисий Ареопагит, член афинского ареопага, был, по свидетельству Деяний апостольских (17:34) обращен св. Апостолом Павлом. По словам церковного историка Евсевия он был первым афинским епископом и запечатлел свое служение, как говорит апология Аристида, мученическою смертью при Домициане в 96 г. ( < < back) Иерофей тоже был членом афинского ареопага и также обращен в христианство св. Апостолом Павлом; им же он был поставлен во епископа афинского; св. Иерофей скончался в 1 веке. ( < < back) Тимофей, уроженец Малой Азии, Дервии или Листры (Деян.16:1; 20:4; 2 Тим.3:4); своим обращением ко Христу обязан проповеди св. ап. Павла, который, поэтому называет его своим сыном (1 Кор.4:17; 1 Тим.1:2); он был постоянным спутником св. Ап. Павла в его путешествиях с проповедью Евангелия (Рим.16:21; 1 Кор.16:10; 1 Фес.3:2). Рукоположенный впоследствии, по преданию, самим Апостолом, во епископа Ефесской церкви, Тимофей свое 15-летнее епископское служение окончил мученическою смертью по одним в царствование Домициана (81–96 гг.) по другим Нервы (96–98 гг.): св. Тимофея побила камнями в один языческий праздник толпа язычников, раздраженная его обличительной проповедью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010