тесно связаны между собой, поскольку содержат информацию об одних и тех же событиях, в к-рых принимал участие И., названный в этих историях пока только братом Господним. В Деян 1. 13-14 братья Господни упоминаются наряду с 11 апостолами, но не называются по именам. Однако в Деян 1. 13 упоминается ап. Иуда Иаковлев (ср.: Лк 6. 16), прозвище к-рого, как в Иуд 1. 1, иногда толкуют как указание на его брата - И. (в этом случае упомянутый чуть раньше в этом же стихе Иаков Алфеев - это и есть И.). Но мн. экзегеты отвергают такую интерпретацию, считая, что «Иаковлев» - это указание на имя отца ап. Иуды. Несомненно, И. имеется в виду, когда повествуется о том, как ап. Петр, освобожденный ангелом из темницы, первым делом просит уведомить об этом «Иакова и братьев» (Деян 12. 17). В Деян 15 говорится о роли И. на Апостольском Соборе в Иерусалиме, а в Деян 21 - о его отношениях с ап. Павлом во время его последнего визита в Иерусалим перед арестом. Возникает вопрос: как И. мог стать столь влиятельной фигурой в ранней Церкви, если он не принадлежал к числу 12 апостолов? Нек-рый свет на это проливают свидетельства ап. Павла, который в 1 Кор 15. 7 особо выделяет И. среди тех, кому Господь являлся после Воскресения. Хотя делались предположения, что данное место есть интерполяция или соединяет 2 альтернативных предания о явлениях Христа и отражает рост влияния И. в общине после ухода ап. Петра из Иерусалима ( Harnack. 1922). В наст. время признано, что этот пассаж не лит. композиция, а вероисповедная формула, полученная ап. Павлом из церковного Предания (косвенное подтверждение раннего бытования рассказа о явлении Христа И. содержится в апокрифическом «Евангелии евреев»). Вероятно, явление Воскресшего Господа стало одним из решающих факторов в выдвижении И. в лидеры иерусалимской общины, тем более что 12 апостолов постепенно разошлись по сторонам света, проповедуя Евангелие. Ап. Иаков, брат Господень. Фрагмент миниатюры из Евангелия. XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1051. Л. 10 об.) Ап. Иаков, брат Господень. Фрагмент миниатюры из Евангелия. XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1051. Л. 10 об.)

http://pravenc.ru/text/200153.html

Так, в приветствии архангела Св. Деве: обрела благодать (χριν) у Бога (Лк 1, 30; сн. 2, 40, 52; Деян 7, 46), слово «благодать» означает, очевидно, благоволение Божие к Пресвятой Деве. В приветствиях ап. Павла в начале многих из его посланий, в которых он желает христианам от Бога благодати, милости и мира или просто благодати и мира, словом «благодать», сопоставляемым с милостью и миром, очевидно, обозначается благоволительное отношение Бога к людям, т. е. проявление Его свойства по отношению к ним. В этом же смысле ап. Петр называет Бога Богом всякия благодати (1 Пет 5, 10), Подателем многоразличной благодати (4, 10), a ап. Павел говорит ο Нем, что Он силен обогатить нас всякою благодатью (2 Кор 9, 8), т. е. различными благами, земными и духовными. Но особенно часто этим словом обозначается любовь Божия к падшему человеку, явленная в деле искупления человечества. Во Христе явися благодать Божия спасительная ( χρις το Θεο σωτριος) всем человеком (Тит 2, 11; сн. 3, 4). Иногда же словом «благодать» обозначаются частные стороны и проявления искупительного дела Христова. Так, в евангелии Иоанна благодатью названо данное чрез И. Христа откровение, Его Евангелие, напр., в словах: Слово плоть бысть… исполнь благодати и истины… благодать и истина Иисус Христом бысть (1, 16–17; сн. Лк 4, 22). Апостольская проповедь евангелия также нередко называется благодатью (Деян 14, 3, 26; 18, 27–28; 20, 24–25, 32; 1 Пет 5, 12; Иуд 4). Полнота любви Божией явленная вообще в искуплении, изливается на людей и в форме живой и деятельной силы, которая усвояет людям плоды искупления, возрождает и вспомоществует им соделывать свое спасение. Благодать есть особая сила Божия, сила Христова. Так, И. Христос, повелевая апостолам от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча ο ниспослании Св. Духа, говорил им: приимете силу (δναμιν), нашедшу Св. Духу на вы (Деян 1, 4, 8). При чрезвычайном явлении Своем ап. Павлу, после троекратной молитвы апостола об удалении от него жала в плоть, ангела сатаны, Он сказал: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Самаряне Самаряне в НЗ – это народ, возникший в результате этнич. смешения евреев, населявших Северное, т.е. Израильское, царство, с переселенцами из разных областей ассир. империи ( 4Цар. 17:24 ; 1Езд. 4:9.10 ), которые заселили города Самарии, после того как израильтяне были уведены в плен. По приказу ассир. царя один из плененных священников был возвращен в Самарию, чтобы учить языч. переселенцев бояться и почитать Господа ( 4Цар. 17:27 ), при этом от них не требовали отказаться от их прежних богов. Реформа ⇒ Иосии, затронувшая и область прежнего Северного царства, не имела здесь длит. действия. После возвращения евреев из вавил. плена С. выразили желание участвовать в восстановлении Иерусалимского храма, но евреи отказали им в этом ( 1Езд. 4:2 ), вероятно, из-за того, что С. поклонялись идолам и не были чистокровными израильтянами. С этого времени между иудеями и С. началась вражда. С. построили себе храм на горе Гаризим. Когда это произошло, неизвестно; этот храм был разрушен Иоанном Гирканом (⇒ Маккавеи) после смерти Антиоха VII (128 г. до Р.Х.) и с тех пор не восстанавливался. Поскольку С. признавали Пятикнижие Моисея как Свящ. Писание, то в этом храме они, вероятно, поклонялись Господу. Главный спор между евреями и С. во времена Иисуса возник в связи с вопросом о месте, где следовало поклоняться Господу – в Иерусалиме или на горе Гаризим ( Ин. 4:20 ; ср. Лк. 9:25 ), иначе говоря, признавать ли за Иерусалимским храмом право быть единств. святилищем Господа. При всех противоречиях с офиц. иудаизмом С. нередко показывали себя более открытыми для Иисуса и Его вести ( Лк. 17:15.16 ; Ин. 4 ), чем жители других областей; именно среди С. появились первые христиане-неевреи ( Деян. 8:5–25 ; Деян. 9:31 ). Милосердный самарянин в притче Иисуса ( Лк. 10:33–35 ) смог исполнить заповедь любви ( Лев. 19:18 ), т.к. не был, подобно иуд. священнику или левиту, скован заповедями о культовой чистоте ( Лев. 21:1 ) и предписаниями об их исполнении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Веровать в Бога – значит творить волю Его. (Св. Ирин. кн. V гл. 2, стр. 326) Есть христианские общества, которые не находят ничего общего между верою и добрыми делами, и не только почитают последние ненужными для спасения 1 , но называют их даже греховными 2 . Не вдаваясь в такую крайность, православная Церковь постоянно учила и учит, что вера во Христа Спасителя тогда только и бывает для христианина предвестницею спасения, когда сопровождается добрыми делами 3 ; равно и добрые дела – верные поручители за сокровенный в сердце глагол веры – имеют свою цену только при благодатной вере 4 . Чтобы сознательно убедиться в истине сего православного учения, укажем по возможности на это взаимное отношение между верою и добрыми делами. Что вера действительно находится во внутренней связи с христианской деятельностью и имеет непосредственное влияние на нее, как живое ее начало, – это видно из самого понятия, какое усвоено ей словом Божиим и практикой православной Церкви, из ее предмета и содержания, и, наконец, – из тех качеств, какие приписываются вере словом Божиим. Что такое вера? Со словами «вера» и «веровать» в св. Писании соединяется не одно значение: они иногда означают просто – согласие в истине, утвержденной свидетельствами ( Лк.24:25 ; Ин. 3:12; 12:42; 16:30 ); действительное принятие предлагаемого учения, или поступление в число учеников и последователей ( Деян.2:44; 5:14 ; Рим.1:5 ); иногда словом вера означается самое учение Иисуса Христа и Апостолов ( Иуд.1:3 ; Деян.6:7 ; Рим.1:5 ; Гал.3:2–5 ; Еф.4:5 ); упование на милость и помощь Божию ( Евр.11:33–34 ); надежда на Его обетование ( Рим.4:20 ); особенно же упование на заслуги Спасителя ( Деян.15:11 ; 2Кор. 5:7 ). Какое же из сих значений приличнее усвоить вере, как принимательному началу нашего спасения? По указанию православной кафолической Церкви, «вера в Бога есть живая уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и сердечное принятие откровенного слова Его о спасении рода человеческого» 5 . Из этого понятия видно, что вера объемлет вместе ум и сердце, и что принадлежности, составляющие существо ее, есть познание и убеждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Синагога I. Греч. слово сюнагоге в Синод. пер. чаще всего передается как С., но иногда и как «собрание» ( Иак. 2:2 ). Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан ( Иак. 2 – букв. «в синагогу вашу»); иногда словом С. именуется и собрание еретиков (см. Откр. 2:9 ; Откр. 3 – в Синод. пер. – «сборище сатанинское»). В новозаветное время С. были как в Палестине ( Мк. 1:21 ; Лк. 4:33 ), так и в ⇒ рассеянии ( Деян. 13:5 ; Деян. 17:17 ), и вообще «по всем городам» ( Деян. 15:21 ). В Септуагинте под С. также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С. Господня. В 4Цар. 4:38 говорится о собрании пророков (в Синод. пер. – «сыны пророческие»). Важно то, что Пс. 21применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синод. пер. – «скопище»), а Иак. 2относит и к христ. собранию (в Синод. пер. – «собрание»). II. Ни в ВЗ, ни в древнейших иуд. толкованиях Закона не встречается предписаний, которые требовали бы сооружения особых зданий как мест для собраний. Вполне возможно, что С. стали возникать после вавил. плена, т.к. в изгнании их необходимость оказалась очевидной. Там потребовались места, где иудеи могли бы собираться, молиться и слушать Закон. До этого С., как постоянных религ. учреждений наряду с центральным святилищем в Иерусалиме, не существовало. Возможно, свою роль в возникновении С. сыграла реформа Иосии, который разрушил капища на высотах и увел служивших там священников в Иерусалим ( 4Цар. 23:8 ; в Синод. пер. здесь евр. коганим – «священники» передано как «жрецы»). «Места собраний Божиих», о которых упоминается в Пс. 73:8 , возможно, были связаны с более строгим соблюдением предписаний о субботе, что также могло быть следствием реформы Иосии. Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, которые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С. ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме. Появление С. скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С. укоренились не в Палестине. Существование одной из С. в Египте засвидетельствовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247–221 гг. до Р.Х.). В сир. Антиохии С. существует с периода правления Антиоха Епифана (175–164 гг. до Р.Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

По воскресении Своем из мертвых, Христос Спаситель удостоил нареченного брата Своего Иакова особенного Своего явления ( 1Кор. 15:7 ). По вознесении Господнем на небо, и по сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, Иаков брат Господень поставлен от верховных Апостолов первым иерархом, или епископом Иерусалимским, быв предназначен к тому Самим Пастыреначальником Христом. К нему питали особенное уважение и первоверховные Апостолы ( Деян. 12:17 ); оттого на соборе апостольском в Иерусалиме он председательствовал ( Деян. 15:13 ), а Иуда, или Фаддей, один из 12-ти, отличен именем брата его ( Лк. 6:16 ; Деян. 1:13 ; Иуд. 1:1 ). За свою особенную святость, как строгий и ревностный исполнитель закона, Иаков брат Господень с самых времен апостольских получил имя праведного, не только от верующих, но и от неверных. За исповедание имени Христова был сброшен иудеями с кровли храма, и, побиваемый камнями, молился за своих убийц: скончался от удара скалкой сукновала по голове. Как первый иерарх, святой Иаков составил Божественную литургию, которая и доныне совершается в Иерусалиме в день его памяти. Как богомудрый Апостол, он написал первое из соборных посланий. 373 Все вышеизложенные черты жизни и деятельности святого апостола Иакова брата Господня изображены и в церковной службе в день его памяти. Тот же святитель Феофан Исповедник и митрополит Никейский 9-го века, который почтил священными песнопениями память святого Иакова Алфеева, составил канон и соименному ему брату Господню. 374 По выражению церковных песней, Иаков брат Господень происходит из колена Иудова, и есть именно сын Иосифа обручника, с которым и с Богоматерью сопутствовал Господу в Египет. «Веселится о тебе колено Иудово днесь, Христовыми светлостьми видя тя светло облистающа. 375 «Рождение тя Иосифово, Иерусалимов перваго иерарха, Иакове Боговидче, и Господня брата, песньми похвальными воспоем верно, и к тебе возопием: даруй нам дар совершен от Отца светов ( Иак. 1:17 ), и отжени скорбь настоящую от множества прегрешений. 376 «Еже по плоти Господяя желания, мудре, брат показался еси, ученик и самовидец божественных таин, бегаяй с Ним, и во Египте быв со Иосифом, Материю же Иисусовою. 377

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

II. Но придет день, последний день для всего рода человеческого ( Ин. 6:39, 40 ), как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века и мира ( Мф. 13:39 ), как бывает день смерти человека, – придет день уставленный Богом, воньже хощет Он судити вселенней в правде ( Деян. 17:31 ), т.е. произвести суд всеобщий и решительный. Этот день, потому, называется в Писании днем судным ( Мф. 11:22, 24 ), днем суда ( 2Пет. 3:7 ), днем гнева и откровения, праведнаго суда Божия ( Рим. 2:5 ). Называется также днем Сына Человеческаго ( Лк. 17:22, 24, 26 ), Господним ( 2Пет. 3:10 ), Христовым ( 2Сол. 2:2 ), днем Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор. 1:14 ), потому что Он явится тогда на землю уже во славе Своей, чтобы судить живых и мертвых; днем великим ( Деян. 2:20 ; Иуд. 6 ) – по тем великим событиям, которые тогда совершатся. III. Когда придет этот великий, предустановленный день, Господу не угодно было открыть нам, для нашей же нравственной пользы. О дни том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един ( Мф. 24:36 ), – сказал Христос ученикам Своим, вопрошавшим Его о сем. И присовокупил: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет ( Мф. 24:42 ). Впрочем, для ободрения праведников и вразумления грешников, бесконечно-Благий и Премудрый, как Сам непосредственно, так и через Апостолов, благоволил предъуказать некоторые знамения Своего второго пришествия и кончины века, некоторые признаки приближения великого дня судного. Главнейшими из таких признаков будут: 1. С одной стороны, необычайные успехи добра на земле, распространение Евангелия Христова во всем мире. И проповестся сие евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина ( Мф. 24:14 ), – сказал Сам Спаситель. 2. С другой стороны, необычайные успехи зла и явление на земле Антихриста. В последния дни, – говорит св. Апостол Павел, – настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хульницы... сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшися ( 2Тим. 3:1–5 ), так что Сын Человеческий пришед убо обрящет ли (си) веру на земли ( Лк. 18:8 ). Недовольствуясь обыкновенными своими средствами, диавол воздвигнет тогда, по допущению Божию ( 2Сол. 2:11 ), чрезвычайное для себя орудие в лице Антихриста, чтобы вести через него брань с царством Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Беспредельное могущество Божие, бесконечная и безграничная премудрость Божия, являемая в мироправлении и продолжающая созидать и восстановлять то, что, казалось, уже разрушено воздействием злой воли, должны вызывать новую и новую злобу и ожесточение в диаволе и злых духах, и вместе с этим должны заставлять прибегать к хитрости, коварству, обману, обольщению, к тонко продуманному соображению и искусству там, где действительны только истина и правда. Св. Писание, говоря о личности диавола, свидетельствует, с одной стороны, о том, что внутреннее состояние диавола есть, действительно, мрачное и злобное, переполненное враждою и ненавистью ко всему, что носит в себе печать помазания Божия; с другой стороны, свидетельствует также о том, что коварство, хитрость, обман, ложь и обольщение диавола чрезвычайно велики. И, свидетельствуя о сем, Св. Писание нисколько не умаляет действительной силы и широких пределов, многообъемлимости способностей и дарований диавола, и в этом случае силу и могущество действий диавола Св. Писание ограничивает только всемогуществом воли Божией. Так, в таинственном споре о теле пророка Моисея между Архангелом Михаилом и диаволом Архангел не дает совершиться воле диавола только потому, что действует во имя и именем Божиим: «Да запретит тебе Господь» ( Иуд. 9 ), – говорит он диаволу, и диавол отступает от задуманного и предпринятого им дела. Влияние и сила воздействия диавола, по свидетельству Св. Писания, таковы, что он достаточен, чтобы обольщать всю вселенную ( Откр.12:9 ), что по действию его могут совершаться знамения и чудеса ( 2Сол.2:9 ), что он обладает немалою мудростью ( Иак.3:15 ), весьма изобретателен в хитрых замыслах ( 2Кор.2:11, 11:3 ), обтекает всю поднебесную ( Иов.1:6–7 ), как лев рыкающий «иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). Вместе с добрым семенем слова Божия диавол от себя сеет в мир плевелы ( Мф.13:25 ), и даже посеянное в душе людей семя Слова Божия в состоянии бывает исторгнуть, «да не веровавше спасутся» ( Лк.8:12 ). В частности, в уме человека диавол может производить душепагубное помрачение ( 2Кор.4:4 ), может возбуждать в сердце человека душевредные ощущения и ослаблять добрые впечатления, может волю человека не только располагать ко злу ( 2Тим.2:26 ; Деян.5:3 ), но даже удерживать ее как бы в своей воле, чрез что может овладевать движениями и действиями человека, так что может таким образом самое тело человека иметь в некотором роде орудием своего действия ( Мк.1:23, 24, 3:15, 5:7, 8; 16:17 ; Мф.8:28, 10:1 ; Лк.4:33–38 ; Деян.19:12–13, 16:16–18, 8:7, 19:13 ); может производить желаемое для своих целей, даже воздействие на видимую природу, но во всех тех, однако, своих действиях, в которых диавол желал бы сделать насильственное нападение на человека, он ограничен волею Божиею и чинит в дозволенном нападение на человека только тогда, когда не получает себе воспрещения от Бога ( Иов.1:12, 2:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Путем к жизни, таким образом, является духовно-нравственное учение Иисуса, изложенное, в частности, в Нагорной проповеди. Идти узким путем – значит быть нищим духом, плачущим, кротким, алчущим и жаждущим правды, милостивым, чистым сердцем, миротворцем, изгнанным за правду. Идти узким путем – значит претерпевать гонения за Иисуса, быть солью земли и светом мира, не гневаться, соблюдать супружескую верность, не воздавать злом за зло, любить врагов, избегать показной праведности, не судить людей, но прощать им долги, не собирать сокровища на земле, не пытаться одновременно служить Богу и маммоне, не заботиться о завтрашнем дне, искать прежде всего Царства Божия и правды его. В обобщенном смысле путем к жизни является Сам Иисус. Чтобы быть Его учеником, недостаточно просто исполнять некую сумму нравственных предписаний, нужно еще быть членом Его общины – Церкви. Ученик Иисуса идет по тесному пути исполнения Его заповедей не один: с ним вместе идет вся община учеников, во главе которой стоит Иисус. Характерно, что в версии Луки слова об узком пути являются ответом на вопрос: Господи! неужели мало спасающихся? ( Лк. 13:23 ). Термин «спасение» отсутствует в Евангелиях от Матфея, Марка и Иоанна, но неоднократно встречается в корпусе писаний Луки ( Лк. 1:69, 77; 2:30; 19:9–10 ; Деян. 4:11; 7:25; 13:26; 13:47; 28:28 ), в соборных посланиях ( Иак. 1:5, 9–10 ; 1Пет. 2:2 ; Иуд. 3 ) и в посланиях апостола Павла ( Рим. 1:16; 10:1, 10; 11:11; 13:11 и др.). Что же касается глаголов «спасать» и «спасаться», то они присутствуют во всем корпусе новозаветных писаний, включая все четыре Евангелия. Идея спасения, таким образом, занимает центральное место в Новом Завете. Она встречается в том числе и в прямой речи Иисуса ( Мф. 18:11 ; Мк. 3:4 ; Лк. 6:9; 19:10 ; Ин. 12:47 ). Синонимом «спасения» является «жизнь» в том значении, в котором этот термин употреблен в рассматриваемом фрагменте Нагорной проповеди; антонимом – «погибель» (πλεια). Термин «погибель» во всем корпусе Евангелий встречается дважды: первый раз – в Нагорной проповеди, второй – в словах Иисуса об Иуде Искариоте, который назван сыном погибели ( Ин. 17:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иисус Христос открывает соответствие времен потопа со временами своего пришествия (Мф. XXIV, 37–39. Лк. XVII. 2527). Он как бы с намерением не определяет при сем того, о каком говорит пришествии (Лк. XVII. 20), но по свойству вещей потоп может быть признан преобразованием и первого благодатного и нового славного Христова пришествия. Сходство сих трех великих происшествий в слове Божием указуется общим для них действием и наименованием суда (Евр. XI. 7. Ин. XII. 31. Апок. XX. 11. 12) и определенной кончины (Быт. VI. 13. Дан. К. 24–27. Гал. IV. 4. Мф. XXIV. 14). В первом пришествии Своем Иисус Христос явился другим Ноем. Он так же, как сей, возвещал предстоящий суд роду развращенному и для спасения верующих от потопа вечного проклятия создал нерукотворенный ковчег — Свою новую Церковь. Он Сам соделался дверью (Ин. X. 9) сего ковчега, и приял в него диких и кротких, чистых и нечистых животных, пшеницу и плевелы, дабы всем уготовать довлеющие обители у Отца Своего (Ин. XIV. 2) и всем приобресть Его духовное благословение. Но как в ковчег Ноев не вошли те самые, которые вспомоществовали Ною в его созидании, так книжники и фарисеи, долженствовавшие назидать Церковь, отвергли камень, который долженствовал быть во главу угла (Мф. XXI. 42) и затворяли Царствие Небесное для себя и других (Мф. XXIII. 13). Так иудеи, соделавшись из чад обетования чадами гнева, рассеяны и погружены в водах народов языческих. Ковчег Ноев долго носился по водам, но потом остановился на твердой горе и дал из себя жителей всей земле; так Церковь Христова, долго сражаясь с волнами искушений и бед, наконец побеждает, утверждается над царствами и царями земными, начиная от высокой державы Рима, и распространяется во все концы вселенной. Новым пришествием Христовым разрешится судьба последнего мира, подобно как в потопе разрешена судьба первого мира. Бедствие первого мира предуготовлено смешением сынов Божиих со дщерями человеческими и умножением исполинов; дух блужения и преобладания в естественных и духовных вещах, представленный в Откровении любодеицею и зверем (Апок. XIII. 17), произведет бедствия мира последнего. Суд первого мира предвозвещен двумя Пророками: Енохом (Иуд. 14. 15) и Ноем (2 Пет. II. 5); в последнем мире также являются два свидетеля Иисусовы пророчествующие (Апок. XI. 3). Но как пророчество Ноя не обрело веры в слышавших оное и долгое время предсказываемый потоп водный настал неожиданно, так Сын человеческий, npuuieguiu, едва ли найдет веру на земле (Лк. XVIII, 8), и день огненного потопа приидет как тать (2 Пет. III. 3—10). Наконец, как первая кончина мира была точию обновлением его, так и после грядущих времен последних явится новое небо и земля новая (Апок. XXI. 1). Впрочем, здесь не измеряется расстояние между судом (Апок. XVII. 1) и судом (XX. 12) между пришествием (XIX. 11) и пришествием (XX. 41). Ибо сему здесь не место, а может быть еще и не время (Деян. I 6. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010