Все это суть такие моменты, исполнение которых, a следовательно и надлежащее выяснение, имело произойти впереди. A потому совершенно достаточно, если Иисус Христос в данном случае выражал, хотя некоторые прикровенные указания на все представленные моменты Его царского служения роду человеческому. О сошествии во ад находят указание в словах Иисуса Христа, что Ему подобает быть в сердце земли, подобно тому, как Иона пророк был во чреве кита три дня и три ночи. О воскресении своем Иисус Христос довольно часто говорил вместе с тем, когда говорил о смерти, и притом сравнение себя Иисусом Христом, в этом случае, с пшеничным зерном, по справедливости, может служить эпиграфом к раскрытию ап. Павлом учения о воскресении Иисуса Христа и значении его по отношению к воскресению наших тел, – в послании к Коринфянам. Равным образом, неоднократно указывал Иисус Христос и на вознесение Свое на небо, говоря, что Он идет туда, где был прежде, как сшедший с небес; что он идет уготовать место для Апостолов, – умолит Отца Своего небесного о ниспослании иного утешителя ( Ин.14:16 ) и всегда будет исполнять прошения верующих и просящих во имя Его ( Ин.14:14 ). Так ясно и определенно Сам Иисус Христос сказал своим современникам о Лице и деле своем! И не сказал только, но и показал себя пред ними Таким, как сказал, и дело Свое совершил ( Ин.17:4, 19:30 ), воочию их! Пророчество о Нем Симеона Богоприимца ( Лк.2:34–35 ), очевидно, начало сбываться. – При виде Его Лица и дела открылись уже от многих сердец помышления; послужил Он своим современникам в знамение пререкаемое; многим во Израили был Он на востание: приобрел более 500 верующих ( 1Кор.15:6 ), но многим, многим – и на падение: явились, заблуждающиеся о Его Лице и деле и с намерением искажавшие то и другое, враги и еретики. Отдел второй Еретики из иудеев и язычников современные Апостолам. – Апостольское учение о Лице и деле Иисуса Христа 1. Еретики современные Апостолам Кроме того, что злобные враги Иисуса Христа, по Его славном воскресении, распустили слух, при помощи подкупленной стражи, будто Он не воскрес, a украден ночью своими учениками ( Мф.28:11–15 ), – еще при жизни Апостолов уже появились, так называемые, еретики (Смотри указание на них: 1Ин.2:19 ; Откр.2:14–15 ; Иуд.1:19 ; 1Тим.6:20 ; Гал.2:4 : Тит.3:10 ; Деян.8:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Ненависть сатанистов именно к традиционному христианству объясняется тем, что только в этом вероучении Бог есть Личность, “Отец”, “Любовь”, “Свет и нет в Нем никакой тьмы” ( 1Ин. 4, 7; 4, 8; 4, 12; 4, 16 ; 2Кор. 13, 11 ; 1Ин. 1, 5 ; Откр. 22, 5 ). Христиане верят, что Бог именно с точки зрения высших принципов духовности и нравственности творит лишь добро и не является источником никакого зла. Согласно православному учению, зло проявляется в мире лишь вследствие добровольного отпадения личности от Бога. Поэтому зла как сущности в мире нет (так же как тень не существует сама по себе, но есть лишь результат того , что какой предмет заслоняет собой свет). Оно есть отказ личности от Добра (Бога), обуславливающий недостаток истинного добра в ее поступках, приводящий к самообману и самооправданию. Тайна православного богословия о единосущной Святой Троице заключена в вести о самодостаточной Троичной Любви как сверхсамопожертвовании и сверхобщении ( Мф. 28, 19 ; 2Кор. 13, 13 ; 1Петр. 1, 2 ; 1Ин. 5, 7 ; Ефес.4, 6 ; ; Деян. 7, 55 ; 1Кор. 12. 4–6 ; Мк. 1, 10–11 ; Лк. 3, 22 ; Иуд.20:21 ). Здесь же раскрывается тайна Крестной искупительной Жертвы Иисуса Христа, принесенной Им ради всех людей и всего мира. Православие учит, что лишь через веру в Святую Троицу и в Ней Самой (через Иисуса Христа в Духе Святом) осуществляетсяподлинная встреча человека с Богом, происходит по благодати исцеление, стяжание Духа Святого и жение тварной (всегда несамодостаточной и зависимой) личности. Именно благодаря воздействию Троичной Любви христианство призывает возлюбить своего врага, а не мстить ему, ненавидеть грех , а не грешника (например, Мф. 5, 44 ). Однако эта любовь не мягкотелая, бесплодная и пассивная, а сильная, творческая и деятельная. Доказывая верность этого утверждения, вспомним, что православная дореволюционная Россия была одной из передовых стран мира. В свою очередь отказ вероучений от Откровения о Святой Троице приводит к искажению и сущностному опустошению идеала – любви – и иных положительных ориентиров, к подмене их духовно-нравственными лозунгами и тоталитарной организации всей внутренней жизни, злоупотреблению методами управления людьми, к театрализованным ритуалам и экзальтации, к чрезмерному увлечению психотехникой, к духовному бизнесу и практике искусственного духовного опьянения (в корне отличающегося от православного трезвения). Это отречение от Троичной Любви вызывает серьезные негативные социальные, духовные, психические, этические и правовые (прежде всего криминологические) последствия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

Описание. §16. Ангелы суть существа духовные, разумные, приснодвижимые, конечные, самовластные, бестелесные, по благодати бессмертие приемшие, от Бога благими, святыми, и праведными созданные для Божия прославления и для услужения человеку и чтоб вечно блаженством наслаждаться. О свойствах. §17. Свойства, благим и злым ангелам общие, здесь заметим следующие: 1)Ангелы суть духи бестелесные, ибо явственно Св. Писание их так называет ( Пс. 103:4 ; Мф. 8:5 ; Евр. 1:14 ). А отсюда следует, что они бестелесны и бесплотны ( Лк. 24:39 ; Еф. 6:12 ), почему и не удерживаются от стен, дверей, заключений и печатей ( Деян. 12:7 ; Мф. 2:13 ), также и невидимы. А хотя являлись некогда во плоти и едали с людьми, однако оное тело брали на себя тогда ангелы ( как некоторые думают ) от воздуха на краткое токмо время, пока дел посольства своего не отправят; а едали не аки требующие пищи, но утаевая свое естество пред людьми. Пищу же оную, которую, как казалось, во уста влагали и ели, силою ангельскою в ничто превращали, как бы огнем истребляя. 2) Знатнейшим разумом одарены и превосходнейшим человеческого, однако не всеведущи, почему и не знают будущего, хотя и прорицают иногда святые ангелы, по Божию откровению прорекают, чего ради и сбываются предсказания их. Злые же духи предсказывают, но или то, что сами после чрез злых людей, яко их орудия, сделать намерены, или о том, чему уже некоторые начатки находятся, или по некоторым признакам угадывающе, чего ради и лгут многократно. Также ангелы при сотворении своем и самовластием были украшены. О разуме и самовластии ангелов следующие места нас уверяют: 2Цар. 4:20 ; Мф. 24:36 ; 1Пет. 1:12 . Также из свойств духа сие явствует. 3) Первобытная правда и святость, ибо вся, елика сотвори Господь, добра зело ( Быт. 1:31 ). Да и именно об ангелах показуется, что они от Бога созданы добрыми и были сначала совершенны и непричастны никакому злу. Ибо св. апостол Иуда называет злых не соблюдшими своего начала, но оставившими жилище свое ( Иуд. 1:6 ), отчего      ясно, что и злые ныне ангелы в начале своем добрые были и сожители Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

е. оно должно прийти к такому убеждению, которое не оставит в нём места ни малейшему сомнению ( Рим.4:21, 14:5 ; Евр.10:22 и т. д.). При том существительном, которое употреблено здесь евангелистом Лукою, именно πραγματα – происшествия, дела, нам кажется, что πληροφορειν может быть принято только в первом значении. Притом выражение πληροφορειν, которое гораздо многозначительнее, чем простое πληρουν, употреблено в рассматриваемом месте евангелистом Лукою не бесцельно, но чтоб яснее выразить ту мысль, что события, о которых он поведёт речь, были не простыми обыкновенными событиями, но исполнением предначертаний Промысла, мерою полноты, божественною мыслью, которая пришла в исполнение не вдруг, но мало-помалу. Что касается того, что некоторые толковники (Беза, Гроций, Ольсгаузен, Мейер и др.) придают этому слову значение полноты мыслимой, то против них говорит сам евангелист Лука, который как бы нарочито добавил, что события, о которых он поведёт речь, исполнились пред ними, т. е. что апостолы и евангелисты были свидетелями и очевидцами дел Иисуса Христа (срав. Ин.1:14, 20:30 ), а не все иудеи и не весь мир, как предполагают упомянутые богословы. Второй стих ( Лк.1:2 ), начинаясь союзом якоже: якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе, содержит в себе придаточное предложение, которое относится не к последующему: изволися и мне писати..., а к предыдущему, и при том к целому предложению: начаша чинити повесть..., а не к дополнительным только словам: о извествованных в нас вещех, как хочет того Ольсгаузен. В этом втором стихе евангелист говорит, как нам известно уже, об устном апостольском предании, из которого почерпали свои сведения все составители евангельских сказаний и которое одно только и было достовернейшим источником для всех письменных рассказов о жизни Спасителя и Его учении. Так мы говорим, между прочим, ещё потому, что в первое время христианства Евангелие распространялось исключительно чрез устное предание, изустные рассказы ( Мк.7:13 ; Деян.6:14 ; 1Kop.11:2, 23; 2Пет.2:21 ; Иуд.1:3 ) очевидцев и служителей Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

По учению православия, зло проявляется в мире из-за добровольного отпадения личности от Бога. Поэтому зла как сущности в мире нет (так же как тень есть лишь результат заслонения света). Оно появляется, когда возникает отречение личности от Добра (Бога), что приводит к недостатку истинного добра в ее поступках, к самообману, своеволию и самооправданию. Тайна православного богословия о Единосущной и Нераздельной Пресвятой Троице заключена в вести о самодостаточной Троичной Любви как сверхсамопожертвования, сверхобщения, сверхуважения ( Мф.28:19 ; 2Кор.13:13 ; 1Петр.1:2 ; 1Ин.5:7 ; Ефес.4:6 ; Ин.1:14, 1:18, 3:16, 15:26, 14:1617, 14:26 ; Деян.7:55 ; 1Кор.12:4–6 ; Мк.1:10,11 ; Лк.3:22 ; Иуд.20:21 ). Здесь же раскрывается тайна Крестной Жертвы и Искупления Господа Иисуса Христа ради всех людей и всего мира. Православие учит, что лишь через Пресвятую Троицу и в Ней (через Иисуса Христа в Духе Святом) осуществляется подлинная встреча человека с Богом, происходит по благодати исцеление, стяжание Духа Святого и обóжение тварной (всегда несамодостаточной и зависимой от огромного числа факторов) личности. Именно благодаря воздействию Троичной Любви христианство призывает возлюбить своего врага, а не мстить ему, ненавидеть грех, а не грешника. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Мф.5:44 ). В свою очередь, отказ от откровения о Пресвятой Троице приводит в вероучениях к искажению и сущностному опустошению идеала – любви и иных положительных ориентиров, к подмене их духовно-нравственными лозунгами и тоталитарной организацией всей внутренней жизни. В подобных учениях неизбежно возникают злоупотребления методами управления толпой, театрализованные ритуалы, увлечение психотехникой, духовный бизнес и практика искусственного духовного опьянения (в корне отличающаяся от православного трезвения). Отрешение от Троичной Любви вызывает серьезные негативные социальные, духовные, психические, этические и правовые (прежде всего криминологические) последствия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сколько раз и в моей личной жизни казалось мне, что если бы исполнилось желание мое, я был бы воистину счастлив. Но Господь не исполнил желаний моих, и лишь по прошествии известного времени приходилось убеждаться в слепоте своей и в мудрости Господа промышляющего. Батюшка всегда мне на это указывал. Для укрепления в себе веры в Промысел Божий Батюшка указывает беседу с Господом, как средство верное, надежное и спасительное. Беседа с Господом большей частью рекомендовалась Батюшкой в форме молитвенного обращения к Нему. Молитва настоящая, слезная, искренняя, по учению Батюшки, есть драгоценное свойство души христианина, которое достигается не без труда. Чтобы дойти до такой степени молитвы, нужно преодолеть много препятствий, и главное из них – леность и привязанность к мирскому. «Преступно и нехорошо, – пишет Батюшка, – заведя беседу с Господом, стремиться скорее окончить ее». Для предотвращения этого Батюшка рекомендовал даже механическое чтение молитв. «Молись хоть сначала по молитвеннику, механически, а потом Господь, видя усердие твое, пошлет тебе дар истинной молитвы». Для побуждения к молитве Батюшка как-то написал мне места из Свящ. Писания, говорящие о молитве, и советовал чаще читать их, чтобы приобретать вкус к молитве. Вот эти места: Евангелия: Апостол: Мф. 6:5–9 9–14 14–15 7:7–12 Деян. 4:8–10 11:31–32 Иак. 5:13–14 Мк. 14:32–40 Иуд. 1:20–21 Лк. 11:5–14 18:1–15 Рим. Ефес. 8:21 6 Ин. 4:5–25 15:4–8 16:23–25 Фес. Тим. 5:18 2:1–5 Особенно и как можно чаще советовал Батюшка творить молитву Иисусову, как это указывалось уже раньше. Ревность Батюшки по молитве становится особенно понятной для тех, кто знал великий молитвенный дух Батюшки. Он и в письмах имел обыкновение подписываться: «Твой богомолец». «Скольким людям, – говорил он, – мы не имеем возможности оказать личную реальную помощь? Сколь спасительна тогда горячая молитва за них перед престолом Божиим, а особенно во времена Св.Жертвы?» «Я помолюсь, я буду молиться», – отвечал Батюшка на многочисленные просьбы труждающихся и обремененных. И он действительно молился. Только лишь придет Литургический час поминания живых и усопших, он вынимает свою всегдашнюю записную книжечку со множеством еще вложенных в нее записок и начинает читать, надолго приостанавливая течение службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Послание Св. Апостола Иуды Сведения о писателе В Евангелии упоминаются два лица с именем Иуды, которым можно бы усвоить находящееся в нашем каноне соборное послание. Один был в числе 12-ти апостолов – это Иуда не искариотский ( Ин. 14:22 ), называемый Иудой Яковлевым ( Лк. 6:16 ; Деян. 1:13 ), а другой Иуда, не бывший в двенадцати-численном лике апостольском, но доводившийся сводным братом Господу Иисусу Христу по первой жене мнимого отца Его Иосифа, и имевший родных братьев Иакова, Иосия и Симона ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3 ). Который же Иуда был писателем послания? Так как писатель прямо называет себя в заглавии братом Иакова ( Иуд. 1 ) и довольно ясно дает заметить, что сам он не принадлежит к числу Апостолов ( Иуд. 17, 18 ), то и надо полагать, что писателем послания был именно Иуда брат Божий, а не Апостол из двенадцати 20 . К сему можно прибавить и то обстоятельство, что Апостол Иуда из 12-ти, по древнему преданию, трудился в благовестии Христовом в Сирии и скончался в Едесе. Если бы он написал послание, то, конечно, в Сирской церкви оно скорее всего и получило бы свою известность, а между тем Сирская-то церковь именно и не принимала в древности Иудова послания, как это можно заключить из его отсутствия в Сирском переводе Пешито. Итак, писатель послания был Иуда брат Божий и родной брат Иакову, писателю известного тоже соборного послания 21 . Повод к написанию Внутренним поводом к написанию послания была пастырская ревность Св. Иуды «об общем спасении душ» христианских, как это он сам объясняет в начале послания. «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым (т. е. христианам – Иуд. 3 ). Внешним же поводом для пастырской ревности Св. Ап. Иуды было то, как опять сам же он объясняет, что «вкрались с своим пагубным влиянием в христианские общины и умножились некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые (еретики)» ( Иуд. 4 ). Судя по характеру убеждений и по направлению жизни сих еретиков, как их описывает Св. Иуда, видно, что они весьма сближались с самыми зловредным гностическими лжеучениями, проповедовавшими разврат под предлогом свободы и для истощения плоти, а мир считавшими не творением Сына или Слова Божия, а произведением низших, даже враждебных Богу Отцу сил. По подлинным словам Иуды, это были люди «обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству, и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» ( Иуд. 4 ). Подобны были сим людям и те, которых описывает Святой Апостол Иоанн в своем Апокалипсисе ( Откр. 2 и 3). Цель написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Самое последнее место в списке занимает Иуда Искариот не только по отсутствию таких впечатлений, но и в виду его предательства и исчезновения из апостольской среды, на что евангелисты выразительно указывают своими дополнительными о нем замечаниями: κα παραδος ατν Мф.10:4 ς κα παρδωκεν ατν Мк. 3:19 , ς κα γνετο προδτης Лк. 6:16 . У Иоанна нет апостольского списка. Но в Ин.6:70–71 предполагается избрание Двенадцати апостолов (οκ γ μς τος δδεκα ξελεξμην?), причем также указывается на Иуду, как на будущего изменника (κα ξ μν ες διβολς στι). Последнее место в апостольском списке предполагается для Иуды и в Деян. 1:13 сл. ср. Деян.1:17 . Так как в перечне апостолов замечается явное намерение называть имена попарно, вероятно как посылались они Христом на проповедь и апостольствовали при жизни Господа ( Мк. 6:7 ср. о других Семидесяти учениках у Лк. 10:1 ), то для ближайшего уяснения личности Иуды Предателя не безразличным представляется – точно определить его пару. Дело в том, что пары – не случайны, но определяются: а. одни – родством, как родные братья Андрей и Петр, сыновья Заведея – Иаков и Иоанн (у Мф. и Лк. ясно указано это родство, – у Мк. Андрей стоит после Иоанна, хотя в нек. латинских имеется вариант согласный Матфею, – очевидно Марк перечисляет уже по позднейшему значению апостолов в христианской церкви, как «столпов церкви» Гал. 2:9 , – тоже в Деян. Андрей поставлен после Петра, хотя код. Е читает согласно Мф. и Лк.), Иаков и Иуда Леввей-Фаддей Алфеевы (Мф. и Мк. Иаков и Фаддей, Лк. и Деян. Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот, – очевидно для сопоставления двух Иуд сделано отступление от пар апостольского списка Мф. и Мк.), – б. другие – какими-либо особенными отношениями до следования за Христом и после, как Филипп и Нафанаил-Варфоломей ( Ин. 1:43–45 – пара у Мф. Мк. Лк, но Деян. Филипп стоит в паре с Фомою, а Варфоломей с Матфеем, вероятно по каким-либо обстоятельствам уже позднейшей деятельности апостолов в христианстве). Не совсем ясны только отношения пары Фомы и Матфея (у Мф.) или обратно – Матфея и Фомы (Мк. и Лк.), хотя прозвание «двойник» и своеобразный скепсис Фомы пожалуй могут духовно сближать его с «мытарем» Матфеем-Левием. Во всяком случае совершенно ясно указанная близость отношений в первых четырех парах позволяет искать каких-либо следов подобного же сближения и между апостолами последней пары – Иудиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Лука приводит резюме проповеди Петра ( Деян.2:14–36 ). Оно начинается с объяснения столь необычного события. По словам Петра, так исполнилось пророчество ветхозаветного пророка Иоиля о том, что до начала мессианского суда на Израиль должен сойти Дух ( Иоил.2:28–32 ). Затем Петр объявил Иисуса Мессией, чьи смерть и воскресение произошли «по определенному решению и предвидению Божию» ( Деян.2:23 ). Как указал апостол, Дух дается Богом при условии покаяния за грехи и крещения во имя Иисуса Христа. Проповедь Петра пробудила веру во многих слушателях. К завершению дня Пятидесятницы число христиан увеличилось приблизительно на 3 ООО человек ( Деян.2:41 ). Эти люди, сообщает Лука, «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Под «учением апостолов» имеется в виду наставление о жизни и учении Иисуса в свете Ветхого Завета. «Преломление хлеба» – это общие трапезы, которые совершали верующие у себя в домах (ср. Деян.2:46 ); их кульминацией была вечеря Господня. Такие трапезы назывались «вечерями любви» ( Иуд. 12 ). Из рассказа Луки о первоначальной церкви видно: ее члены были тесно сплоченной группой внутри иудейской общины. Все первые христиане либо родились иудеями, либо были иудейскими прозелитами ( Деян.2:5–10 ). Хотя церковь считала себя истинным Израилем Божьим (1ал 6:16) и народом нового Завета ( 2Кор.3:6 ), внешне она практически не отличалась от многочисленных иерусалимских синагог. Подобно членам других синагог, христиане участвовали в регулярном храмовом богослужении ( Лк.24:53 ; Деян.2:46:3:1 ), соблюдали иудейские праздники и, в целом, исполняли Закон Моисеев. Согласно первым главам Деяний, население Иерусалима было благорасположено к христианам ( Деян.2:47 ), и в христианство даже обратились некоторые священники и фарисеи ( Деян.4:4:5:14; 6:7:15:5 ). При этом ни из чего не видно, что эти священники перестали исполнять свои обязанности при храме, или что фарисеи прекратили следовать своим строгим установлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

По утверждению Христа Спасителя, сатана в течение 18 лет мучил несчастную скорченную женщину ( Лк.13:11–16 ); он же просил Господа сеять апостолов, как пшеницу ( Лк.22:31 ). В других местах святого Евангелия приводятся слова Иисуса Христа, о том, что существует целое царство злых духов, что диавол – злобный князь сего царства, имеет слуг своих и называется поэтому князем бесовским ( Мф.12:25–27 ; Лк.11:17–20 ), что диавол – князь бесовский – есть «князь мира сего» ( Ин.12:31 ), что диавол и ангелы его действуют совместно, не препятствуя, а поддерживая друг друга ко вреду людей ( Мф.12:25–27 ; Мк.3:23–24 ; Лк.11:17–20 ). Не сомневались в бытии диавола и святые апостолы. Подобно Иисусу Христу, они учили о душевредной деятельности злых духов, о пагубном влиянии их на род человеческий. Говоря о Христе, что Он исцелял всех, одержимых диаволом ( Деян.10:38 ), апостолы и сами, по примеру своего Божественного Учителя, исцеляли бесноватых ( Деян.5:15,16 ) и, проповедуя людям Христа, смотрели на переход из язычества в христианство , как на переход от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ). По учению апостолов, Христос воспринял нашу плоть и кровь для того, чтобы Своею смертью лишить власти имеющего державу смерти, т.е. диавола (Евр.2:14). Диавол есть действительное лицо, иначе апостол Иуда не стал бы его изображать спорящим о теле Моисея с архангелом Михаилом ( Иуд.1:9 ). Апостолы учили, что демоны – духи разумные ( Иак.3:15 ), но злые ( Деян.19:13 ). Будучи многочисленны ( Откр.12:4 ), они образуют свое царство, во главе которого стоит сатана. Из этих мест писаний апостольских ясно, что диавол есть лицо действительно существующее. Так эти места и поняли святые отцы Церкви. Святой Игнатий Богоносец неоднократно в своих посланиях увещевает избегать коварства и ухищрения князя века сего и укрепляться против диавольских козней кротостью, верой и любовью. Ангел, который по своему первородству был мудрее прочих, за свое преступление и ослушание стал демоном, а вместе с ним, и те, которые подражали ему и увлекались его мечтами, составили полк демонов. Диавол, по учению святого Иринея Лионского , есть творение Божие, как и прочие ангелы. Он сам был причиной своего отступничества. По убеждению Тертуллиана , все, что оскорбляет Бога, должно быть приписано демонам и нечистым духам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010