Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архангел. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1043–1046 гг. [греч. ρχγγελος - начальник ангелов], в небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (CH 9. 1), 8-й, предпоследний ангельский чин (см. в ст. «Ангелология» ). Слово «А.» в Свящ. Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (4. 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впосл. это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1. 9; 1 Фес 4. 16) и христ. лит-рой. Кроме арх. Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще неск. А. Первое место среди них принадлежит арх. Михаилу (евр.  - кто как Бог). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (слав.      ) (Нав 5. 14-15), т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр 12. 7-9). В Книге пророка Даниила (12. 1) арх. Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла. Еще одно имя А. - Гавриил (   - муж Божий или сила Божия) (Дан 8. 16; Лк 1. 19). А. с этим именем известен как служитель Божественных таин ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 36; Ioan. Chrysost. Contr. anom. III 5; Areop. CH 8. 2). Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Крестителя (Лк 1. 19) и Деве Марии о зачатии и рождении Иисуса Христа (Лк 1. 26-38). Имена четырех А. упоминаются в неканонических книгах Свящ. Писания: Рафаил (  - исцеление Божие) (Тов 3. 16), Уриил (  - свет или огонь Божий) (3 Езд 4. 1), Салафиил (   - молитва к Богу) (3 Езд 5. 16, 31) и Иеремиил (  - высота Божия) (3 Езд 4. 36). Два архангельских имени - Иегудиил (   - хвала Божия) и Варахиил (  - благословение Божие) - сохраняются в церковном Предании. Все эти А. совершают различные служения, особенности к-рых в основном отражены в их именах ( Orig. De princip. I 8. 1; Ioan. Chrysost. In synaxim archangelorum [spuria]//PG. 59. Col. 755). Поскольку по роду своего служения эти А. приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.

http://pravenc.ru/text/Архангел.html

протоиерей Лев Липеровский Скачать epub pdf ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО В КАПЕРНАУМЕ ( Лк. 4:31–37 ; Мк. 1:21–28 ) Одним из первых чудес, совершенным Христом в Галилее, после проповеди в синагоге Назаретской, было чудо изгнания беса в Капернауме. Придя в Капернаум, город Галилейский, Христос учил там народ по субботам в местных синагогах. Слушатели дивились учению Плотника из Назарета, «ибо Слово Его было со властью». Во время одной из таких проповедей Христа, в синагогу явился «человек, имевший нечистого духа бесовского», который закричал громким голосом: «оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел, погубить нас, знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Но Христос запретил духу бесовскому, сказав: «замолчи и выйди из него». И немедленно дух повиновался властному слову Христа, Повергнув одержимого человека посреди синагоги, «бес вышел из него, нимало не повредив ему». «И напал на всех ужас, – свидетельствует ап. Лука, – и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? ( Лк. 4:36 ). Для современников Христа нисколько не было удивительно, что бесы вселялись в человеков и овладевали ими, но народ поражался тому, что явился Человек, со властью повелевавший этой нечистой силой, и изгонявший ее из людей. Это было актом милосердия Божия к павшему человеческому роду. «И разнесся слух» о чуде Христовом «по всем окрестным местам», – говорит евангелист. ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯЧКИ ТЕЩИ СИМОНА ПЕТРА ( Мф. 8:14–17 ; Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–41 ) Выйдя из синагоги Капернаумской, вскоре после изгнания из человека духа нечистого, Христос вместе с группою учеников своих, с Иаковом и Иоанном, пришел в дом Симона и Андрея. Это было здесь же в Капернауме. Быть может, Христос хотел отдохнуть в семье Своих учеников и подкрепиться пищей, а быть может Петр и Андрей зная, что хозяйка дома тяжело больна, надеялись на помощь Учителя, но молчали. Когда же Христос вошел в дом Петров, то «увидел тещу его, лежащую в сильной горячке» и «просили Его о ней». Тогда, «подойдя к ней», Он «коснулся руки ее» и «запретил горячке». И «она тотчас встала и служила им».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения ( Мк. 9, 38 - 40 ; Лк. 9; 49 - 50 : Лк. 9, 54 - 56 ) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова " сынами грома " (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру ( Ин. 8, 34 ; 1 Ин. 3, 4 ; 1 Ин. 3, 8 - 9 ). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может ( 1 Ин. 2, 22 ; 1 Ин. 14, 3 ). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи ( 1 Ин. 2, 21 - 22 ). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму ( Ин. 8, 12 ; Ин. 12, 35 - 36 ). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа ( Ин. 1, 1 - 18 ; 1 Ин. 5, 1 - 12 ).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=815

Скачать epub pdf Житие преподобного Космы, скопца отшельника Память 3 августа В книге Лимонарь 4975 передается следующий рассказ пресвитера Викантийского монастыря аввы Василия о преподобном Косме. «Во время моего пребывания в Антиохии, – говорил пресвитер, – из Иерусалима пришел к святейшему патриарху Григорию авва Косма, скопец из лавры 4976 Фаранской, это был строгий постник, ревнитель веры, твердый хранитель догматов церковных, отлично знающий Святое Писание. Спустя немного дней после своего прибытия в Антиохию, старец преставился; патриарх приказал положить его честное тело в своем монастыре, где был погребен некоторый епископ. Однажды я пошел ко гробу святого старца, чтобы поклониться его праху и здесь увидел нищего, просившего милостыню у входивших в церковь . Заметив меня, он трижды поклонился при гробе и, сотворив иерейскую молитву об упокоении преставившегося, сказал мне: – Велик, господин авва 4977 , старец, которого вы погребли здесь два месяца назад. – Почему ты знаешь? – спросил я. Он отвечал: – Я был двенадцать лет расслабленным, – истину говорю, не лгу, – и через этого старца Господь даровал мне исцеление. Когда я нахожусь в скорби, он приходит и утешает меня, доставляя мне облегчение. Я не скрою от тебя и другого чуда о нем же: с того самого времени, как вы похоронили его, я слышу каждую ночь, как он говорит епископу: «Не прикасайся ко мне и не приближайся еретик, ты враг святой кафолической церкви». Выслушав это, я пошел к патриарху и передал ему свой разговор с нищим; вместе с тем я просил патриарха взять тело старца и положить в другом месте. Но святейший патриарх сказал на это: – Верь мне, сын мой, что ничего вредного не может причинить еретик святому Косме: всё рассказанное тобою произошло затем, чтобы от нас не была скрыта ревность по вере и добродетель старца и – чтобы обнаружилось нечестие епископа, и он не почитался бы как православный». Этот же пресвитер Василий передает о преподобном Косме и другой рассказ: «Я пришел к нему в лавру, и старец рассказал мне о себе, что однажды ему пришла на ум мысль, – что означают слова Господа, обращенные к ученикам: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» ( Лк.22:36 ), и ответ Его: «довольно», когда они сказали: «вот, здесь два меча» ( Лк.22:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Знак ордена св. Анны 1-й степени. Кон. XVIII в. (ГИМ) Российской империи, учрежден в 1735 г. Шлезвиг-Гольштейн-Готторпским герц. Карлом Фридрихом в память об умершей в 1728 г. супруге Анне Петровне, дочери имп. Петра I , «для вечной и непременной славы и памяти достохвальной Государыни сего имени и к побуждению и поощрению всех благородных к справедливости, к страху Божию и верности, по примеру упоминаемых ради славных сих качеств в Священном Писании (1 Цар 1, 2 и Лк 2. 36-38) достохвальных обеих Анн». Сын Карла Фридриха и Анны Петровны Карл Петр Ульрих (буд. имп. Петр III ) в 1742 г. приехал в Россию наследником рус. престола и стал награждать орденом российских подданных. Орден имел одну степень. В 1797 г. причислен к российским орденам, с этого времени имел 3 степени, с 1815 г.- 4 степени. А. с. о. награждались военные и гражданские чиновники, купечество и духовенство; в обязанности кавалеров ордена входило попечение над больницами и богадельнями. А. с. о. 1-й и 2-й степени награждались настоятели крупнейших храмов России: кафедрального Исаакиевского, Успенского и др. соборов. Архиереи РПЦ, представленные к награждению Андрея Первозванного орденом , получали одновременно и знак А. с. о. 1-й степени. Диаконы военного ведомства за выслугу 35 лет приобретали право на получение А. с. о. 3-й степени. Священники, прослужившие 12 лет в должности настоятеля храма или члена епархиального попечительства о бедных, правления семинарии, ДУ, получали право на награждение А. с. о. 3-й степени. Такое же право получали священнослужители за преподавание Закона Божия в учебных заведениях в течение 25 лет, а диаконы - за 50-летнюю службу. А. с. о. 3-й степени награждались купцы, построившие за свой счет церковь, богадельню или уч-ще при церкви. До 1826 г. получение любой степени ордена давало право на потомственное дворянство, позднее такое право давал только А. с. о. 1-й степени, остальные степени - на личное дворянство, представители купечества получали звание почетного гражданина. Девиз ордена - «Amantibus justitiam, pietatem, fidem» (любящим справедливость, благочестие, веру). Герц. Карл Фридрих, учреждая орден, специально отметил в статуте, что начальные буквы в словах девиза AJPF являются также начальными буквами имени Анны Петровны: «Anna, Imperatoris Petri Filia» (Анна, императора Петра дочь).

http://pravenc.ru/text/115644.html

Разделы портала «Азбука веры» Была ли Мария Магдалина блудницей? Похожие вопросы 5 Ответов Нет, не была. Таких данных нет ни в Священном Писании, ни в Священном Предании. Миф о том, что до встречи со Спасителем Мария Магдалина была блудницей, является вымыслом времен европейского “Возрождения” и не соответствует истине. С уважением, Святой Тарасий Константинопольский предполагал, что была: “Мы знаем и про Марию, что она прежде была блудницею, а потом соделалась целомудренною; однакоже она не была зачислена в диакониссы, хотя и соделалась святою и изъятою от всякаго постыднаго дела”. (Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский. Послание Иоанну, пресвитеру и игумену). Некоторые комментаторы Нового Завета, например, Климент Александрийский , Блаженный Иероним, Блаженный Августин отождествляют Марию Магдалину, с Марией сестрой Лазаря и с блудницей, которая помазала ноги Иисуса драгоценным миром во время трапезы в доме фарисея Симона  (Лк.7:36–38) . Такое мнение восходит к талмудическому методу толкования Священного Писания, согласно которому одержимость бесами означала многочисленные нравственные пороки человека. Именно на этом основании в Западной церкви возникает предание о том, что Мария Магдалина до обращения своего к Христу была блудницей. Однако Предание Восточной Церкви, основываясь на мнении таких авторитетных отцов, как Иоанн Златоуст , Епифаний Кипрский , Блаженный Феодорит, отвергает это мнение. Мария Магдалина почитается Православной Церковью в чине равноапостольных святых, а так же среди святых жен мироносиц. Память ее совершается 4 августа по новому стилю и в неделю святых жен-мироносиц (третье воскресенье Пасхи). Скорее всего нет. В Евангелии от Марка есть только указание, что Христос изгнал из нее 7 бесов ( Мк. 16:9 ), однако это — не указание на греховную жизнь, а скорее на ее душевную болезнь. У отдельных отцов были мнения относительно ее отождествления с той женщиной блудницей, которая помазала ноги Христа, но это очень редкие, единичные высказывания. В целом же святоотеческая традиция высоко ценит добродетели св. Марии Магдалины и в основном восхваляет ее.

http://azbyka.ru/vopros/byla-li-mariya-m...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию вместе с иерархом Болгарской Православной Церкви 4 февраля 2019 г. 12:41 3 февраля 2019 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили митрополит Старозагорский Киприан ( Болгарская Православная Церковь ), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров) , священноэконом Цветан Иванов, протоиерей Живко Желев, клирики храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Константин Барган. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине. Затем владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Киприан! Ваше Высокопреподобие, отец архимандрит Феоктист! Дорогие отцы, братья и сестры! В сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки мы слышали о том, как Господь Иисус Христос исцелил в Иерихоне слепого человека. Этот человек взывал к Нему: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38). Отвечая ему, Господь спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» (Лк. 18:41) — словно не зная, чего хотел от Него этот человек. Слепой же сказал: «Чтобы мне прозреть» (Лк. 18:41). И в ответ на его просьбу, его мольбу Господь даровал ему исцеление от слепоты. Святые отцы, комментируя этот евангельский отрывок, ставят вопрос: почему Господь Иисус Христос спросил у слепца, чего тот хочет? Неужели Он не знал по какой причине взывал к Нему этот несчастный? Святые отцы отвечают так: Господь задал ему этот вопрос для того, чтобы человек сам сформулировал свою просьбу и выразил свое желание. Господь говорит нам, что Его Отец прежде всякого нашего отношения, обращенного к Нему, уже знает, о чем Его просят. И прежде, чем мы сформулируем ту или другую нашу нужду, и обратим к Богу наше прошение, Господь уже знает не только то, о чем мы попросим, но и то, что нам необходимо. И, тем не менее, Господь поучает нас непрестанно молиться и обращаться к Богу с молитвами и прошениями. Об этом говорил Сам Господь Иисус Христос, об этом говорили и Его апостолы. Молитва является не просто нашим долгом перед Богом. Молитва является главным содержанием нашей жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5367574.ht...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Почему Господь допустил сгореть во время пожара верующей семье из Щербинки? Отвечает священник Филипп Парфенов: Здравствуйте, Галина! На подобные вопросы прямых ответов обычно не находится. Только косвенные. Возьмите Библию от начала до конца и поразмыслите, вспомнив судьбы многих праведных людей, святых: многие ли из них жили безмятежно, счастливо и благополучно с внешней, общечеловеческой точки зрения? Совсем нет. Апостол Павел пишет, например, в послании к Евреям (гл. 11-я): …Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. То есть, степень веры или неверия людей с их внешним благополучием/неблагополучием, с их кончиной мирной или немирной никак впрямую не связана. Иисус в Евангелии об этом как раз и говорит: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 1-5). В общем, Иисус просто предлагает помнить о последнем часе своей жизни, который может наступить совершенно непредвиденно, внезапно, когда никто не ждет. Чтобы уйти из этой жизни примиренным с людьми и Богом в своей совести.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pochemu-g...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Рим.15:7-16 Ев.- Мф.12:38-45 прмц.: Лит.: Ап.- 2Кор.6:1-10 Ев.- Лк.7:36-50 блгвв. кнн.: Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Мф.4:25-5:12 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. преподобномученице Февронии деве Тропарь преподобномученице Февронии деве, глас 4 Агница Твоя, Иисусе, Феврония/зовет велиим гласом:/Тебе, Женише мой, люблю,/и, Тебе ищущи, страдальчествую,/и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/и стражду Тебе ради,/яко да царствую в Тебе,/и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе.//Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. Кондак преподобномученице Февронии деве, глас 6 Женише мой, сладчайший Христе, — взываше Феврония, —/не трудно ми тещи во след Тебе,/ибо сладость любве Твоея душу мою надеждею впери/и красота милости Твоея сердце мое услади/испити чашу страданий по Тебе,/да достойну мя в чертозе с мудрыми девами ликовствовати о Тебе сопричтеши./Темже, преподобная страстотерпице,/почитающе подвиги трудов твоих, молим тя://моли не затворитися и нам чертога дверем. благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам Тропарь благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8 Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси,/добре во благочестии пожив, блаженне Петре,/тако и с супружницею твоею премудрою Феврониею,/в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся./С нимиже молитеся Господеви,/сохранити без вреда отечество ваше,//да вас непрестанно почитаем. Кондак благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2020-07-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННА [греч. λδβλθυοτεΑννα, евр.  ,   - милость, благодать], дочь Фануила, пророчица из колена Асира (пам. 3 фев. и 28 августа), упомянутая в Евангелии от Луки в рассказе о Сретении Господнем , «достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2. 36-37). А.- единственная женщина, названная в НЗ «пророчицей», возможно, св. Лука проводит сравнение с ветхозаветными пророчицами, такими, как Девора или Иудифь , к-рая была посвящена, дожила до 105 лет и не вышла повторно замуж, когда ее супруг скончался (Иудифь 16. 23). Постоянное присутствие А. в храме можно было бы объяснить существованием особого чина вдовиц (см. Вдовство и вдовы ), к-рые имели свое служение (напр., молитвенное) при иерусалимском храме ( Witherington. P. 140-141). Увидев рожденного Спасителя, А. в подтверждение пророчества Симеона Богоприимца (Лк 2. 29-35) пошла проповедовать благую весть о Мессии «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2. 38). В контексте писаний евангелиста Луки проповедь А., видимо, прообразует одно из служений, к-рые получат уверовавшие женщины (ср.: Прискилла в Деян 18). В сцене Сретения А., возможно, прообразует то, что произойдет в Пятидесятницу , когда Св. Дух изольется на всякую плоть, и сыны и дщери будут пророчествовать (Деян 1-2). Т. к. особое место в Евангелии от Луки занимает тема благовестия бедным (Лк 4. 18; 16. 19-20) (см. Бедность ), высказывается предположение, что А. изображается как одна из благочестивых иудейских бедняков, тем самым она являет пример воздействия благой вести на их жизнь ( Brown. P. 446). Прав. Иосиф и пророчица Анна. Фреска из ц. Успения Богоматери на Волотовом поле в Новгороде. Кон. 80-х гг. Копия Н. И. Толмачевской. Прав. Иосиф и пророчица Анна. Фреска из ц. Успения Богоматери на Волотовом поле в Новгороде. Кон. 80-х гг. Копия Н. И. Толмачевской.

http://pravenc.ru/text/115542.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010