45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. 46 А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. 47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. 48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. 49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. 51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, 52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. 53 С этого дня положили убить Его. 54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. 55 Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. 56 Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? 57 Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его. Как и в других рассказах о чудесах Иисуса, Евангелист указывает на реакцию свидетелей. Эта реакция двоякая: одни уверовали в Иисуса, другие, наоборот, еще больше ожесточились. Так воскрешение Лазаря стало одной из главных причин осуждения Иисуса на смерть. Заговор первосвященников против Иисуса описан и у синоптиков ( Мф. 26:1–5 ; Мр. 14:1–2 ; Лк. 22:1–2 ). Однако повествование Иоанна значительно отличается от того, что мы читаем у них. Описанное ими совещание происходит за два дня до пасхи, а то, о котором говорит Иоанн, по-видимому, имеет место за несколько недель до нее. Очевидно, что у Иоанна речь идет об ином совещании, состоявшемся несколько ранее, чем описанное у синоптиков. В период между двумя совещаниями Иисус удаляется в Ефраим, где пребывает с учениками. Упоминание об этом у синоптиков отсутствует, и сама идентификация города является предметом споров между учеными. Некоторые отождествляют Ефраим с «Ваал-Гацором, близ Ефрема», упоминаемым во 2-й Книге Царств ( 2Цар. 13:23 ). Другие ученые отождествляют Ефраим с Офрой ( Нав. 18:23 ; Суд. 6:11 ; 1Цар. 13:17 ), Ефроном ( 2Пар. 13:19 )или Аферемой (1 Макк. 11:34). Однако еще в IV веке Евсевий Кесарийский помещал Ефраим на расстояние 20 миль (около 30 км) от Иерусалима. В настоящее время большинство ученых отождествляет Ефраим с селением Эт-Тайиба, расположенным в 24 км от Иерусалима на высоком холме, откуда видна долина Иерихона и Мертвое море.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

6273. БОРОВОЙ В., протопресвитер. Россия и Богоматерь. – 1988, 8, 52. 6274. ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ) , архиеп. Помощница в скорбях. (Слово в день празднования иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”). – 1992, 11–12, 50. 6275. ЕГО ЖЕ. Гора Божия, Гора тучная…( Пс.67, 16 ). – 1991, 4, 41. 6276. АЛЕКСИЙ II, патр. Заступница усердная. (Слово, сказанное в Казанском храме в Коломенском (Москва) 15 марта 1991 года, в день празднования иконе Божией Матери “Державная”). – 1993, 3, 30. 6277. ЛЕВ, еп. Духовное возрождение. (Слово в день празднования иконы Божией Матери “Знамение”, 10 декабря 1991 года). – 1992, 2, 2. 6278. СКУРАТ К. , проф. В день празднования Курской иконы Божией Матери “Знамение”. – 1995, 9–10, 60. 6279. МОЖАРОВ М., свящ. В день прославления Иверской иконы Пресвятой Богородицы. – 1987, 10, 44. 6280. НИКОЛЬСКИЙ Н. , прот. Поучение на праздник Казанской иконы Божией Матери. – 1995, 11, 66. 6281. РИГИН В., прот. “Неопалимая Купина”. – 1991, 9, 45. 6282. ДИМИТРИЙ Ростовский , свт. Матерь милосердия. (Об иконе Божией Матери “Нечаянная Радость”). – 1989, 12, 38. 6283. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена. (Произнесено в канун празднования иконы “Споручница грешных”). – 1985, 3, 36. 6284. АЛЕКСИЙ II, патр. Слово в день празднования 600-летия явления Тихвинской иконы Божией Матери. (Произнесено 9 июля 1983 года в Тихвинском храме в с. Алексеевском в Москве будучи митрополитом Таллиннским и Эстонским). – 1994, 2, 54. 7.4 Проповеди и размышления на воскресные дни (недели по Пятидесятнице) 6285. ВЛАДИМИР, архиеп. О вере и неверии. (Слово на 3-е евангельской чтение на воскресной утрени). – 1999, 11, 58. 6286. ЕГО ЖЕ. О поиске Спасителя. (Слово на 4-е евангельское чтение на воскресной утрени). – 1999, 12, 71. 6287. СМИРНОВ Д. , свящ. На 8-е воскресное Евангелие ( Ин.20:11–18 ). – 1986, 2, 43. 6288. СТАРК Б., прот. Встреча с Воскресшим Христом ( Лк.24:12–35 ). – 1990, 4, 43. -------- Неделя 2-я по Пятидесятнице 6289. СЕРГИЙ, игум. “Иди за Мною”. – 1984, 6, 28. Неделя 3-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

„Заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией“, говорит Спаситель таким саддукеям. Толстой, тоже, слышать ничего не хочет о религиозном значении Ветхого Завета. Ветхий Завет совсем не подходит к его размышлениям. Он об этом говорит уже в предисловии к своему „евангелию“ (стр. 9–24). Радикализм его в этом отношении может быть сравним только с радикализмом генерала Людендорфа. Оторвать Евангелие от Библии хочет в мире еще и третья сила: раввинизм. Современные последователи Талмуда, так же не веруют в Искупителя мира, Истинного Богочеловека Христа и отвергают Его слово, чтобы народ их имел только национальную религию… (Парадоксальные сопоставления, но показывающие ясно, что богопротивление в мире и восстание против Божественной Истины, в сущности, – одно). „Исследуйте Писания“, говорит Спаситель, „ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне. Не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы веровали Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, – как поверите Моим словам?“ ( Ин. 5:39,45–47 )… „О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял сказанное о Нем во всем писании“ ( Лк. 24:25–27 )… Но – многие, говорящие о Писаниях, не думают через них иметь жизнь вечную. А Спаситель говорит лишь с теми, для тех и отвечает лишь тем, которые ищут жизнь вечную и думают ее иметь через истину св. Библии 42 . Слова Льва Николаевича в 1884 году Слова Льва Николаевича в 1894 году „Я читал не одну нагорную проповедь , я читал все Евангелия, все богословские комментарии на них… 43 И вот после многих, многих тщетных исканий, изучений того, что было писано об этом в доказательство божественности этого учения и в доказательство небожественности его… 44 Читаю послание ап. Павла… 45 Справляюсь (о том же непротивлении злу) с учителями церкви первых веков… 46 Обратился к толкованиям Церкви с пятого века… 47 Справляюсь у греческих, католических, протестантских писателей и писателей тюбингенской школы и школы исторической… 48 Справляюсь, как переводятся в Евангелиях эти слова на разные языки… в Вулегате, у Лютера… 49 Справляюсь с общим лексиконом… Справляюсь с лексиконом Нового Завета… Справляюсь с контекстами… 50 Хорошо зная академическую литературу… 51 Справляюсь с вариантами. Справляюсь по Грисбаху“ … 52 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   Стяжания различные - ими покушаются угасить жажду вожделений и похоть очес.     Чести, достоинства и отличия - они служат к угашению жажды к возвышенности и совершенству.     (Не закончено)  Слово в день Вознесения Господня     Извед же их (Апостолов) вон до Вифании и воздвиг руце Свои, (и) благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему и возвратишася во Иерусалим с радостию великою (Лк. 24; 50-52)     Так окончилось земное поприще Спасителя нашего и Господа! Много страдал Он, много и прославлен. Не было скорби, как Его скорбь, и нет славы, как Его слава.  Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповестъ, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2; 8-11).     Узрим ли мы когда-либо эту славу Господа нашего? Не только, братие, узрим, но каждый, в своей мере, будет и наслаждаться сей славою, если только не сделает себя того недостойным. Узрим, ибо Господь в последней великой молитве Своей Сам молил о сем Отца Своего:  да видят, -говорил Он, -  славу Мою, юже дал еси Мне (Ин. 17; 24). И Ангелы, по вознесении Господа, явившиеся апостолам, свидетельствовали, что Господь приидет ко всем нам в последний день таким же образом, каким апостолы видели Его восходящим на небо (Деян. 1; 11). Будем даже участвовать в славе вознесшегося Господа, если только не сделаем себя того недостойными, ибо Он для того и вознесся на небо, дабы приготовить его к принятию всех истинных последователей Своих.  Иду, - говорил Он апостолам, а в лице их всех нам, -  иду уготовати место вам: и аще уготовлю место вам, паки прииду и пойму вы к Себе, да идеже есмъ Аз, и вы будете (Ин. 14; 2-3). Что это милостивое определение касательно нас нисколько не переменилось и по вознесении, свидетель тому святой Павел, который говорит, что в последний день пришествия Господа, верующие  восхищени будут на облацех в сретение Его  на воздусе (1 Фес. 4; 17). Значит, с нами, даже по видимости, произойдет нечто подобное тому, что произошло ныне с Самим Господом на горе Елеонской. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

В последний день Своего видимого пребывания на земле Господь, явившись Своим ученикам и Апостолам, заповедал им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им сошествия Духа Святого. Ведя их на гору Елеонскую, покрытую маслинами отстоящую от Иерусалима на субботний путь ( Деян.1:12 ) 564 , Господь обещал им чудодейственную силу: вы приимете силу, нашедшу Св. Духу на вы, и будете Ми свидетели, даже до последних земли ( Деян.1:8 ). По глаголании же к ученикам и Апостолам, Господь воздвиг руци Свои и благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо. И тии поклонишася Иму ( Лк.24:50–52 ), и смотрели на небо, во время восхождения Его, и облак подъят Его от очию их. И се мужа два стаста пред ними в одежди беле и сказали: сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян.1:9–11 ). Апостолы возвратились в Иерусалим с радостью великою и до сошествия на них Св. Духа пребывали всегда во храме, хваля и благословляя Бога. Так, совершив искупление мира, Сын Божий в 40 день после славного Своего воскресения паки восшел на небо к Богу Отцу Своим человечеством и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ). Одесную сев еси Отца, Слове, Веру учеников известншую показавый 565 . Спаситель восшел на небо не как Енох или Илия: сии взяты, а Он вознесся Сам Своим всемогуществом. Древность и важность праздника В воспоминание славного вознесения Господня издревле установлен Церковью праздник, ежегодно совершаемый в четверток шестой по Пасхе недели. Этот праздник есть Апостольский; об нем упоминается в постановлениях Апостольских и говорится: «по прошествии 40 дней от перваго воскреснаго дня празднуйте Вознесение Господне» 566 . Об Апостольском происхождении праздника Вознесения Господня свидетельствует также блаженный Августин в письме своем к Яннуарию, где говорит он: «что храним мы не по писанию, а преданию, и что сохраняется во всем мире, то предано или от самих Апостолов, или от Соборов. По спасительному установлению, сохраняются в Церкви правила и постановления, напр. касательно ежегодного празднования страданий, воскресения и вознесения Господа на небо и сошествии Св. Духа. В IV веке праздник Вознесения прославляется в поучениях пастырей и писателей Христианской Церкви разных мест, как-то: в поучениях св. Афанасия Великого , Григория Нисского , Иоанна Златоуста 567 , Августина и многих других. В IV веке в память и славу вознесения Господня на месте события св. Равноапостольная Елена соорудила храм 568 . В VIII в. св. Иоанн Дамаскин , в IX в. – Иосиф Студит составили канон на день Вознесения, ныне поемый в день праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В то же время, в Америке в день своего 85-летия протоиерей Дмитрий Григорьев, настоятель Вашингтонского Свято-Николаевского кафедрального собора Православной Церкви, сказал , «что нельзя не приветствовать начало переговоров и появившуюся возможность установления нормальных отношений Русской Зарубежной Церкви с Русской Церковью-Матерью. Церковный раскол всегда трагичен, всегда ранит сердца верующих людей».  21 мая делегация Русской Православной Церкви Заграницей выехала в Екатеринбургскую епархию. Программу пребывания делегации РПЦЗ на Урале можно прочитать на сайте «Православной газеты»  . В аэропорту Екатеринбурга делегацию встречали архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и духовенство епархии. «В соборном доме при кафедральном храме святого Иоанна Крестителя состоялась братская трапеза. Обращаясь к гостям, архиепископ Викентий подчеркнул важность визита в Россию делегации Русской Зарубежной Церкви именно в то время, когда сложились условия для объединения усилий в деле возрождения и укрепления православия в России», - сообщает «Благовест-Инфо» . «В ответном слове Митрополит Лавр отметил, что визит официальной делегации и паломников Зарубежной Церкви в Россию свидетельствует об особом промысле Божием. «Мы почитаем за милость Господа возможность пребывать на месте, освященном кровью тысяч мучеников и исповедников и, в частности, святых царственных мучеников», – сказал он». Вечером в тот же день члены делегации Русской Зарубежной Церкви молились в Храме-на-Крови. «По окончании богослужения состоялась встреча губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя с Митрополитом Лавром и сопровождающими его лицами», - пишет корреспондент «Страны. Ru » . Накануне Праздника Вознесения Господня «Глава Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр впервые в истории обратился с проповедью к прихожанам Московского Патриархата.  Произошло это в храме Сретенского монастыря Москвы по окончании всенощного бдения», - сообщает сайт «Единое Отечество» . В четверг прошлой недели Русская Православная Церковь отмечала один из особо почитаемых праздников – Вознесение Господне . «Согласно Евангелию, по своем Воскресении Христос не раз являлся апостолам. В сороковой день во время своего последнего явления им Господь дал ученикам обещание о скором ниспослании миру Святого Духа, «и вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк 24: 50-52). «Церковь учит, что Вознесением завершилось земное служение Бога-Сына. «Искупив человечество» , Он в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и «предуготовил естество человека к принятию Святого Духа».

http://pravoslavie.ru/4897.html

В этот день начало и конец службы совершается так же, как и в самый праздник Пасхи. Поются радостные стихи: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его...», «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь...». Возглашая эти стихи, священник кадит весь храм с пасхальным трисвечником в .руках, и в ответ на каждый стих несется радостное – «Христос воскресе». Прощаемся с Пасхой, «отдаем» ее до следующего года. И как будто должно было быть грустно на душе. Однако вместо грусти ниспосылается нам новая радость. Радость созерцания, празднования Вознесения Господня. О самом этом событии в Евангелии рассказано так. Дав ученикам последние наставления, Господь вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой ( Лк.24:50–52 ). С радостью великой... О чем эта великая радость, которая продолжается и до наших дней и таким удивительным светом вспыхивает в празднике Вознесения? Ведь как будто ушел, оставил их Христос, это был день разлуки. Впереди – длинный-длинный путь проповеди, гонений, мучений, соблазнов; до самых краев полна ими история христианства и Церкви. Кончилась, как будто, радость земного, ежедневного общения со Христом, покров Его силы, Его божества. Но как хорошо один проповедник озаглавил свою проповедь на праздник Вознесения, назвав его «радостью разлуки!» Ибо, конечно, не уход Христа празднует Церковь . Христос сказал: Я с вами до скончания века ( Мф.28:20 ), и вся радость христианской веры – от сознания Его присутствия, от Его слов: где два или три собраны во имя Мое, там Я посреди Них ( Мф.18:20 ). Не уход Христа, а Его вознесение на небо. Праздник Вознесения – это праздник неба, открытого человеку, неба как нового и вечного дома, обители, неба как нашей подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными, низменными, к земле обращенными и землей одной живущими. Грех – это предательство неба в душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Видевшие славу Его ( Иоан. 1:14 ), слышавшие свидетельство Бога Отца о Нем ( 2Петр.1:16–18 ), уверенные в Его воскресении, зревшие его вознесение ( Лк.24:50–52 ), исповедовавшие Его Богом и Христом, получившие обетованного Им Духа Святого, наставившего их на всякую истину ( Деян.2:1 и дал.), они всем сердцем веровали в Него, как Бога, и кровию запечатлели эту веру. – Должно же сознаться наконец, что в апостольских писаниях совершенно одинаковое учение как вообще, так и христология в особенности, только неодинаково полно у каждого раскрыто оно в писаниях их по особенным обстоятельствам происхождения их писаний, что представление, будто учение о Логосе приложено к учению о Христе в после-апостольский период, – совершенно ложное представление. В доказательство этого можно указать на противоречие себе в этом пункте самих последователей или представителей Бауровой школы. Сами же они признают Апокалипсис подлинным произведением апостола Иоанна, а там Христос прямо именуется Словом Божиим ( Откр.19, 13 ). 373 – Справедливо ли же не признавать учение о Слове в Евангелии от Иоанна – Иоанновым потому только, что здесь оно раскрыто несколько полнее, чем в Апокалипсисе и в других апостольских писаниях? IV. В этом Евангелии вообще, говорят, господствует свободное, универсальное воззрение», а Иоанн был не с таким воззрением, судя потому, как его характеризует апостол Павел ( Гал. 2:9 ), поставляя его наряду с Петром и Иаковом – апостолами иудеев; следовательно он был с иудействующим воззрением. 374 «Иудействующее воззрение ; свободное воззрение!» Но мы уже имели случай замечать, что это – фразы, лишенные всякого основания, когда они прилагаются к апостолам, что воззрение апостолов всех совершенно одинаково, только те или другие из них раскрывали те или другие стороны его полнее, по требованию известных обстоятельств. Не будем более говорить об этом. – Заметим только по сему случаю странные приемы поборников отрицания. – Видят ли в Евангелии иудействующее воззрение, иудейский партикуляризм, как выражаются они, и – на этом основывают подозрения в неподлинности Евангелия (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

Ин.4:51 .  На дороге встретили его слуги его и сказали:сын твой здоров. Ин.4:52 .  Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Ин.4:53 .  Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Царедворец, по-видимому, отправился в путь только к вечеру и затем всю ночь провел в путешествии (между Каной и Капернаумом считалось около 25 миль). Утром его встретили на дороге слуги, поспешившие доложить своему господину о том, что его сын благополучно перенес кризис болезни. Оказалось, что этот кризис совершился именно в 7-м часу или в первом часу пополудни, когда и Христос сказал царедворцу, что его сын выздоровел. «И уверовал сам..». Хотя царедворец и ранее уже с верою принял слово Христа (стих 50), но теперь он уверовал во Христа как в истинного Мессию, вступил в число Его последователей вместе со всем своим домом. Ин.4:54 .  Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею. Это чудо было вторым знамением после чуда претворения воды в вино, совершенного месяцев девять назад. И после этого чуда Иоанн не сообщает ни о каком другом, которое бы совершил Христос в это время в Галилее. Очевидно, что Христос еще не хотел выступать в Галилее как учитель и проповедник, Он до сих пор еще не призвал и учеников Своих к постоянному следованию за Собою. Только со 2-го стиха 6-й главы Иоанн начинает изображение последовательной деятельности Христа в Галилее. Можно полагать, что Христос первоначально хотел еще раз пройти по Своему «отечеству» – Иудее, чтобы ему первому возвестить слово спасения. Чудотворение, описываемое здесь Иоанном, не одно и то же с чудотворением, о котором сообщают Матфей ( Мф.8:5–13 ) и Лука ( Лк.7:1–10 ). Прежде всего, не одинаково время того и другого события. У синоптиков речь идет о событии, которое падает на время великой галилейской деятельности Христа, которая началась после взятия под стражу Иоанна Крестителя ( Мф.4:12 ), а здесь – о событии, случившемся тогда, когда Креститель был еще на свободе ( Ин.3:24 ). Затем, то чудо было совершено в Капернауме, а это – в Кане. Там выступает сотник – язычник, а здесь чиновник – еврей; последнего Христос прямо причисляет к тем галилеянам, которые ждали от Него чудес (стих 48). Больной у синоптиков – слуга, а здесь – сын, который притом был болен горячкой, тогда как слуга лежал в расслаблении. Наконец, там сотник является образцом усердной веры: по его убеждению, Христос и одним словом Своим может исцелить больного; а царедворца Христос обличает в слабости веры: по представлению царедворца, в самом деле, Христу нужно для совершения исцеления пойти и навестить больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наконец, он, как духовный, духовными очами приносит жертвы. Ибо «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин. 4:24 ). 47 5. Ведь, как научает [апостол] Павел, «видимое временно», будь то жертвы или приношения, а «невидимое вечно» ( 2Кор. 4:18 ); Это же невидимое есть то, что в сердце происходит «в духе и истине», что не видел глаз, что «не слышало [ухо]» и что «не приходило на сердце человеку» до Пришествия Христа, но что приготовил и открыл Бог ( 1Кор. 2:9 ) нам через Духа Своего, обитающего в нас 48 . Тот, кто удостоился стяжать эти [блага], как обженный вселением Бога в него, сам в себе поклоняется [Богу], или даже сам в себе поклоняется самому себе и чтит себя, видя плоть свою, [ставшую] скинией Бога ( Откр. 21:3 ) и представляющую собой жилище, жертвенник и святилище Бога. Таковой [подвижник] не почитает ни неба, ни Ангелов, ни зримую жертву и ничего иного из того, что в мире, паче собственного храма своего тела, в котором видит обитающую [в нем] полноту Троицы». 6. Вот ты услышал о тайнах, дарованных нам Христом через Его Пришествие к нам. 49 Вопрос 7. Если кто-нибудь неверующий [во Христа, например], иудей или самаритянин, творит много благих [дел], то войдет ли он в Царство Небесное? Ответ Поскольку Господь говорит Никодиму: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» ( Ин. 3:5 ), 50 то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» ( Лк. 16:25 ), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много ( Ин. 14:2 ) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний. 51 Вопрос 8. В каком смысле говорится, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10:35)? Ответ 1. Когда слова эти были сказаны святым апостолом, то почти весь мир являлся неверующим, а все народы были беззаконными. Поэтому в то время боящийся Господа и поступающий по правде, как, например, сотник Корнилий, был приятен Богу независимо от того, являлся ли он иудеем или эллином; [таковыми] были жители Ниневии ( Иона. 3:10 ) и друзья Иова. 52

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010