В предвечном совете Св. Троицы, прежде создания мира, было определено совершить спасение человеческого рода через Второе Лицо Св. Троицы, воплотившегося Единородного Сына Божия, Который и явился в последние времена ( 1Пет.1:19–20 ). в полноту времени ( Гал.4:4 ), Верою в Него, как имеющего некогда прийти на землю обетованного Мессию, жили и спасались все ветхозаветные патриархи, пророки и праведники. Он был предметом постоянного пламенного ожидания всей ветхозаветной Церкви ( Мф.13:17 ; Лк.10:24 ; Евр.11:13,39 ). Все ветхозаветное домостроительство спасения человеческого рода, начавшееся в раю первообетованием о семени жены, имеющем стереть главу змия ( Быт.3:15 ), приготовляло ветхозаветный мир к принятию Мессии ( Гал.3:24 ). Дабы истинные чада Церкви Божией могли узнать истинного Мессию и не увлекались обманом лже-мессий, являвшихся и после Христа Спасителя ( Деян.5:36–37 ), Дух Святый устами ветхозаветных пророков ( 2Пет.1:21 ), предсказал все обстоятельства явления и жизни на земле воплотившегося Сына Божия, Христа, начиная с одного из двенадцати колен Израилевых, от которого Он родился, времени и места Его рождения до Его славного вознесения на небеса и второго пришествия на землю для страшного суда, когда Христос Спаситель потребует от человеческого рода отчёта в том, как он воспользовался проповедью Евангелия и плодами крестных искупительных заслуг Христа Спасителя, благодатными дарами, споспешествующими и необходимыми для дела спасения человеческого рода. Пророк Моисей более чем за полторы тысячи лет и царь Давид более чем за тысячу лет предсказали, что Христос Спаситель родится от семени жены ( Быт.3:15 ), от семени Авраама ( Быт.22:18 ) и семени Давида ( Пс.89:36–37 . Иер.23:5–6 ). И в св. книгах нового завета мы видим точное исполнение этих пророчеств ( Мф.3:15 ; Гал.4:4 ; Мф.1:1 ; Лк.3:23–34 ; Гал.3:16 ; Ин.7:42 ; Деян.2:30,13:23 ; Рим.1:3 ; 2Тим.2:8 ). Патриарх Иаков более чем за 1800 лет предсказал, что Христос – Примиритель (человека с Богом) родится от колена Иудина и тогда, когда в царстве иудейском прекратится ряд своих, происходящих из своего народа и племени, царей, когда иудейское царство подпадёт под власть иноплеменных, чуждых для иудейского народа по своему происхождению, царей ( Быт.49:10 ). В Евангелии мы читаем исполнение сего пророчества, что Христос родился, во дни иудейского царя Ирода ( Мф.2:1 ), который, по свидетельству историка Евсевия, был у иудеев первым иноплеменным царём, происходившим по отцу от идумеянина, а по матери от аравитянки (Церк. ист. кн. 1 гл. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Царства Божия) внутреннюю природу. " Аще ли же Аз, - говорит Христос фарисеям, объяснявшим Его чудеса силой веельзевула, - о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие " (Мф.12:28). Итак, чудеса как сила над всякой другой силой и над природой, по словам Христа Спасителя, суть явный признак того, что достигло человека Царство Божие, но чудеса - творимые только о Дусе Святе. Вот почему и в другом случае, именно в Назаретской синагоге, Господь, прочитав место из Книги пророка Исаии: " Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя благовестити нищым, посла Мя изцелити сокрушенныя сердцем... проповедати лето Господне приятно... " (Ис.61:1-2. Лк.4:18-19), - и сказав, что это все ныне исполнилось на Нем, несомненно, указывал этим не только внешнее проявление Царства Божия - лета Господня приятна, но и самую внутреннюю его природу, говоря: " Дух Господень на Мне " . Так, и после Своего Воскресения Он заповедал апостолам оставаться в Иерусалиме, дондеже облекутся силою свыше (Лк.24:49) и приимут силу, нашедшу Святому Духу на них (Деян.1:8). Апостолы, несомненно, так и понимали раскрытие Царства Божия в лице и деле Иисуса Христа - как явление особой духовной силы, по природе своей сверхъестественной и несводимой на явления естественного порядка жизни. Евангелисты-синоптики прямо говорят, что Иисус Христос после Крещения, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лк.4:1) для искушения от диавола и там сорок дней ничего не ел, был со зверьми, и когда уже скончалось все искушение от диавола и Христос победил искушение, Он возвратился в силе духа в Галилею (Лк.4:14). Таким образом, Царство Божие, открываясь в мире в явлениях чудесных знамений и ставя в этом отношении человека выше всякой природной необходимости, несомненно, в своей природе носит высшую Божественную силу, как видим это не только из примера Богочеловека Иисуса Христа, но и из примера святых апостолов, коим Спаситель послал Святого Духа - силу Святого Духа, делающуюся, однако, как бы собственностью человеческой личности через особый процесс подвига, как показывает пример искушений Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/365/...

Чудеса     В Писании нет единого слова для обозначения чудес. Идея чуда включает понятия, выражаемые тремя различными терминами, которые можно перевести на русский язык как «чудо», «могучее деяние» и «знамение».    Чудо важнейшее из этих понятий подразумевает воздействие, произведенное событием или явлением. Чудо вызывает у наблюдающих его несомненную уверенность в Божьем присутствии и в Его силе. Провидение и предвидение, так же как и природные феномены, можно относить к разряду чудесного, поскольку в них явлены «вечная сила Его (Бога) и Божество» (Рим 1:20).    Могучие деяния (деяния силы) указывают на присутствие в библейской истории совершенных Богом сверхъестественных актов, в которых действовала сила, сотворившая мир из ничего. Так, воскрешение мертвых, которое трижды совершал Иисус (Лк 7:11—17, Лк 8:49—56, Ин 11:38—44) и по одному разу Илия, Елисей, Петр и Павел (3 Цар 17:17—24, 4 Цар 4:18—37, Деян 9:36—41, Деян 20:9—12), является действием этой созидательной силы, и его нельзя объяснить простым совпадением или естественной работой природных сил. То же самое касается и физических исцелений, о которых многократно повествуют Евангелия; в них также проявляются сверхъестественные силы воссоздания и восстановления.    Знамение, как слово, обозначающее чудо (в таком смысле оно постоянно используется в Евангелии от Иоанна, где описаны семь основных чудес), означает, что чудеса что-то собой знаменуют, другими словами, что в них содержится некое сообщение. Почти все чудеса в Писании происходили во времена исхода, пророков Илии и Елисея, во времена земного служения Христа и после, во времена Его апостолов. Прежде всего, знамения удостоверяют полномочия самих чудотворцев как Божьих представителей и посланников (ср. Исх 4:1—9, 3 Цар 17:24, Ин 10:38, Ин 14:11, 2 Кор 12:12, Евр 2:3—4), и, кроме того, они свидетельствуют о силе Божьей, спасающей и осуждающей. Чудеса, описанные в Библии, отнюдь не бессмысленны, не иррациональны и в еще меньшей степени совершены ради собственно чуда. Они непосредственно служат Божьим целям и являются выражением Его могущества и святости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Деян 6:7. Возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию — ясно, что здесь, как и в ст. 41, говорится о славе Христа, которую видел Исайя. Желание славы человеческой, то есть похвалы от людей и личной безопасности, — разновидность идолопоклонства, см. Мф 6:1–21; Рим 2:29. Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня — вера в Иисуса не есть вера в одного из людей, сколь угодно святого, а вера в Бога и Его откровение во Христе. Я свет пришел в мир — то же значение, что и в 8:12 (Я свет миру). Чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме — верующий приходит от тьмы к свету, см. 8:12; 9:39. Если кто услышит Мои слова и не поверит ( ‘не сохранит’) — о хранении, а не только о слышании слова, ср. у синоптиков Мф 7:24–27(=Лк 6:47–49). Я не сужу его — в нескольких местах Евангелия от Иоанна говорится, что Иисус — Судья (5:22,27; 8:16,26), и в нескольких — о том, что Он не судит (3:17; 8:15 и здесь). Нельзя предположить, что Иоанн не видел этого противоречия, которое мы встречаем и у Павла, — ср., например, Рим 8:33–34 с 2 Кор 5:10. Оправдание и осуждение — две стороны одного процесса: отвергающий любовь Бога во Христе, которая одна может оправдать человека, тем самым навлекает на себя осуждение. Я пришел не судить мир, но спасти мир — ср. 3:17; Лк 9:56. Отвергающий Меня — ср. Лк 10:16 (отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня). Слово, которое Я говорил, оно будет судить его — слово Иисуса становится новым законом, ср. 7:51 (судит ли закон наш человека). В Прем 9:4 Премудрость, которую часто отождествляли с законом (Торой), описывается как приседящая Престолу Божиему, что может означать, что она выступает как бы активным помощником Бога в Его суде. Ибо Я говорил не от Себя — аористная форма глагола ‘говорил’ предполагает, что служение Иисуса рассматривается как единое завершённое целое. Дал Мне заповедь — ср. 10:18. Что сказать и что говорить — такое употребление пар синонимов типично для стиля Иоанна, и незачем искать различия между глаголами сказать и говорить. Заповедь Его есть жизнь вечная — о том, что закон Моисеев, согласно иудейской вере, есть источник жизни, см. 5:39 и Втор 32:45–47; Лк 10:28; Мк 10:17–18. Но та заповедь, которую Иисус принимает от Отца и исполняет, заменяет ветхозаветный закон. Иисус Сам находит источник жизни в исполнении воли Отца (4:34: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня), несмотря на то, что Ему предстоит отдать жизнь согласно этой воле (10:18). Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец — ср. 8:26,28. Иисус отказывается от собственного величия и от собственного авторитета, отдельного от Отца. В первой части Евангелия, которая тут заканчивается, Иисус живёт в полном послушании воле Отца; во второй части Евангелия рассказано о том, как Он в послушании Его воле умирает. 29. Тайная вечеря (13:1–30)

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

8470 Подобное человекообразное представление невидимого, беспристрастного и страшного Суда Божия над грешниками находится и в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова ( Откр. 4:1–4 и др.). Самое ясное и точное мессианское пророчество заключается в третьем пророч. видении Даниила ( Дан. 9:1–27 .) о 70 седминах, имеющих пройти со времени издания указа о построении второго храма (в 453 г. до Р. Хр.) до явления Христа и совершения Им Нового завета. По смыслу данного Даниилу арх. Гавриилом объяснения, со времени указа Кира должно пройти 7 седмин до создания храма; после следующих 62 седмин убит будет Помазанник, утвердится Новый Завет и упразднятся жертвы и затем мерзость запустения станет на месте святом. Черты, какими обрисован здесь этот Помазанник, вполне приличествуют именно Иисусу Христу (Ср. Дан. 7:24–27 с Деян. 20:43 ; Лк. 3:24 ; Мф. 11:16 ; Лк. 24:25–27, 21:20 ). Под седминами можно разуметь только семилетия; ибо только при таком понимании их, между пророчествами Даниила и позднейшей историей будет полное соответствие. Именно 7 первых седмин вполне соответствуют 49 годам, протекшим от указа Кира до окончания построения города и храма Иерусалимского; следующие 62 седмины ­­ 434 годам, которые в соединении с 49 годами первой седмины – 483 годам вполне соответствуют периоду до явления Иисуса Христа на дело служения роду человеческому, в 15 год Тиверия. По пророчеству убиения Христа должно совершиться в половине последней седмины, т. е. чрез 3,5 г года после того явления, как действительно и было то по сказанию Евангелистов. После этой полседмины должна наступить мерзость запустения на месте святом, т. е. разрушения Иерусалима, что в свою очередь, указывая на слова Даниила, предсказал и Спаситель ( Мф. 24:15 ); так действительно и совершилось все это при разрушении Иерусалима Титом и Веспасианом. 8473 Экбатаны, – главный город Мидии и летняя резиденция персидских, а впоследствии парфянских царей. Город был очень древний, славился своим укрепленным замком и необыкновенною роскошью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

б. Женщины в Лк. и Деян. Евангелист Лука дает нам особенно ясный образ Девы Марии, описывая Благовещение, Сретение, встречу с прав. Елисаветой (гл. 1 – 2). В Лк. много женских образов, что соответствует основному тону Лк. – «Евангелия милосердия». Это прор. Анна (2:36 – 38); наинская вдова (7:11 – 16); грешница (7:36 – 50); женщины, служившие Христу (8:1 – 3); Марфа и Мария (10:38 – 42); скорченная (13:10 – 17); женщины на крестном пути (23:28) В книге Деяний вновь упоминается Матерь Божия. «Были единодушны в постоянной молитве с женщинами и с Мариам, Матерью Иисуса» (1:14), а женщины также занимают важное место в повествовании о жизни христианской общины. Это Тавифа, занимавшаяся благотворительностью (9:36 – 42); Рода, служанка в доме Иоанна Марка (12:13); Лидия, первая из уверовавших в Филиппах (16:14); Дамарь (17:34); Прискилла, приветствия которой есть в нескольких посланиях ап. Павла (18:2); пророчествующие дочери Филиппа благовестника (21:9) III. Действие Духа Святого Начало Евангельской истории ознаменовано пророчествами по действию Святого Духа; это пророчества прав. Елисаветы (1&41), прав. Захарии (1:67), прав. Симеона (2:25 – 26). Пришествие Мессии, по словам прав. Захарии, имеет целью прощение грехов (1&77) и дает возможность служить Богу «в святости и праведности» (1:75). Само Боговоплощение совершается содействием Св. Духа. «Дух Святой найдет на Тебя», – говорит Деве Архангел (1:35). В Крещении на Христа видимым образом нисходит Дух Святой (3:22), Дух же возводит Христа в пустыню для противоборства с сатаной (4:1), и повествование об общественном служений Спасителя ап. Лука начинает так: «И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею» (4:14). Первая проповедь Спасителя, в которой дается понятие о Его мессианском служении, содержит цитату из книги прор. Исаии: «Дух Господень на Мне» (4:18 паралл: Ис.. 61:1 – 2). Ученикам Господь говорит, что цель молитвы – стяжание Св. Духа (1:13). Завершается Евангелие обетованием сошествия Св. Духа на апостолов (24:49) Обетование Святого Духа в книге Деяний сразу связывается с проповедью всему миру: «Примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями» (1:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

б. Женщины в Лк. и Деян Евангелист Лука дает нам особенно ясный образ Девы Марии, описывая Благовещение, Сретение, встречу с прав. Елисаветой (гл. 1–2). В Лк. много женских образов, что соответствует основному тону Лк. – «Евангелия милосердия». Это прор. Анна (2. 36–38); наинская вдова (7. 11 – 16); грешница (7. 36–50); женщины, служившие Христу (8. 1–3); Марфа и Мария (10. 38–42); скорченная (13. 10–17); женщины на крестном пути (23. 28) В книге Деяний вновь упоминается Матерь Божия. «Были единодушны в постоянной молитве с женщинами и с Мариам, Матерью Иисуса» (1. 14), а женщины также занимают важное место в повествовании о жизни христианской общины. Это Тавифа, занимавшаяся благотворительностью (9. 36–42); Рода, служанка в доме Иоанна Марка (12. 13); Лидия, первая из уверовавших в Филиппах (16. 14); Дамарь (17. 34); Прискилла, приветствия которой есть в нескольких посланиях ап. Павла (18. 2); пророчествующие дочери Филиппа-благовестника (21.9) III. Действие Духа Святого Начало Евангельской истории ознаменовано пророчествами по действию Святого Духа: это пророчества прав. Елисаветы (1. 41), прав. Захарии (1. 67), прав. Симеона (2. 25–26). Пришествие Мессии, по словам прав. Захарии, имеет целью прощение грехов (1. 77) и дает возможность служить Богу «в святости и праведности» (1. 75). Само Боговоплошение совершается содействием Св. Духа. «Дух Святой найдет на Тебя», – говорит Деве Архангел (1. 35). В Крещении на Христа видимым образом нисходит Дух Святой (3. 22), Дух же возводит Христа в пустыню для противоборства с сатаной (4. 1), и повествование об общественном служении Спасителя ап. Лука начинает так: «И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею» (4. 14). Первая проповедь Спасителя, в которой дается понятие о Его мессианском служении, содержит цитату из книги прор. Исаии: «Дух Господень на Мне» (4. 18 паралл: Ис. 61. 1–2 ). Ученикам Господь говорит, что цель молитвы – стяжание Св. Духа (11. 13). Завершается Евангелие обетованием сошествия Св. Духа на апостолов (24.49)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Будучи Богочеловеком, Господь Иисус Христос не только напомнил о сути поста, но и Сам показал, что значит истинный пост перед Своим выходом на проповедь: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф.4:1-2 ; см. также: Мк.1:12-13 ; Лк.4:1-2 ). И во время Своего проповеднического служения Христос подтвердил необходимость поста: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк.2:18-20 ). И мы знаем, что впоследствии апостолы исполнили Его слова, последовав примеру Спасителя: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян.14:23 ). «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл… Они служили Господу и постились…» ( Деян.13:1-2 ). Помимо текстов Нового Завета о посте как существующем церковном явлении и даже спорах, которые возникали вокруг практики поста, сообщают исторические источники, начиная уже с рубежа I–II bekob. Одним из важных моментов в ранней Церкви был вопрос о том, надо ли христианам из язычников соблюдать установления ветхозаветного закона. Созванный в 49 году Апостольский Собор выработал решения об условиях принятия в лоно Церкви язычников, а также определил условия относительно их общения во время богослужения с христианами из иудеев. Решение Апостольского Собора было следующее: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили… угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» ( Деян.15:24-29 ). Эти принципы воздержания относятся непосредственно к содержанию христианского поста в условиях языческого мира.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Православной, совершается и утверждается благодатию Св. Духа, дающего избранному достоинство, власть и силы священнодействовать, учить и управлять, и посему есть таинство. Оно называется также Рукоположением (χειροτονα), потому что совершается по установлению Слова Божия, чрез священное Рукоположение ( 1Тим.5:22 ). О Священстве, как таинстве, Писание многократно и ясно говорит. По воскресении своем Господь облек силою свыше первоизбранных пастырей Церкви своей – Апостолов ( Лк.24:49 ) и посвятил их в ловцы человеков торжественным и чрезвычайным ниспосланием на них Св. Духа; и той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители в созидание тела Христова ( Еф.4:11–12 ). Сверх сего избрание на священное делание называется в Писании различными наименованиями, показывающими, что это избрание есть таинство, напр. поставлением от Св. Духа. Внимайте убо себе, – говорил некогда Ап. Павел пастырям ефесской Церкви, – и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы ( Деян.20:28 ). Отделением, призыванием и посланничеством, по власти Св. Духа. Служащим же им (Апостолам) и постящимся, рече Дух Святый: отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их. Сия убо послана бывша от Духа Свята ( Деян.13:2–4 ). Особенным даром Божиим; не неради, – пишет Ап. Павел Тимофею, епископу ефесскому, – о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть пророчеством с возложением рук священничества ( 1Тим.4:14 ): еяже ради вины воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею ( 2Тим.1:6 ). благодатная сила таинственного Рукоположения при Апостолах была столь чрезвычайна и ощутительна, что некто из неверующих во Христа Симон волхв, от имени коего произошло уничижительное выражение – симония, означающее духовное святотатства, видев, яко возложением рук апостольских дается Дух Святый, принесе им сребро, глаголя: дадите и мне власть сию, да на негоже аще положу руце, приимет Духа Святаго ( Деян.8:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Одна вера и одно крещение, а не многие. И над всеми (один Бог) через Промысл, и со всеми и во всех нас пребывает от крещения. Но каждому из нас дана благодать, не безразлично и поровну, но с различием, по мере дара Христова. Посему сказано (есть) : возшел в высоту, то есть на небо, и пленил плен, ибо Он обратил (к истине) плен, плененный заблуждением лжи, и, раздавая, дары дал людям (ср.: Пс. 67:19), — разумеется раздаяние даров Духа Святаго ученикам во время Пятидесятницы (Деян. 2:1–4). Но слово возшел что означает, как если не то, что телом Своим через смерть низшел в преисподнюю? ибо это означает преисподняя страна земли. Тот, Кто низшел, Он есть и Тот, Кто возшел превыше всех небес, то есть выше всех высот небесных, дабы исполнить все, что сказал, а говорил Он вот что: Которого (Духа Святаго) получаете вы не после многих дней, но даже до Пятидесятницы (Лк. 24:49. Деян. 1:4, 8). И Он, говорит, дал одних Апостолами — двенадцать и семьдесят два; других же Пророками, предрекающими наперед будущее, как Агап, предвозвестивший об имевшем быть по всей земле голоде (Деян. 11:28); и иных Евангелистами, то есть проповедниками, а иных Пастырями для водительства народом, и иных Учителями для воспитания разума верующих. Все же сие дело служения дано было в домостроение тела Христова, которое есть Церковь Христова. Доколе достигнем и мы все до единства веры, то есть чтобы объединились мы сообща в вере и владычестве Божием, до мужа, говорит, совершенного, до меры возраста совершенства (полноты) Христова, то есть чтобы быть нам подражателями Христа, да достигается мера возраста человека нашего внутреннего чрез Него. И как скоро Господь наш стал нашим знаменем совершенства, то уже да не будем как младенцы, смущаемые в умах своих, (не будем словно) волнующиеся и увлекающиеся всяким ветром от истинного учения Божия в учения лживых людей, кои в лукавстве своем (лукавством своим) стараются соблазнить нас посредством коварства обольщения. Но да будем тверды и, истинствуя в любви, таким именно образом утверждаемся в учении Христовом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010