Пилат умывает руки. Фреска. XVI век. Греция. Афон. Дионисиат      То ли я все эти годы читала Евангелие слишком поверхностно и рассеянно… то ли оно впрямь столь лаконично, сколь же и неисчерпаемо. То и дело открываю для себя нечто совершенно новое – на давно знакомых, казалось бы, страницах; читаю сотни раз читаный эпизод – как будто впервые; внезапно натыкаюсь на то, о чем вообще ни разу не задумалась… Перечитывая Евангелие, то и дело открываю для себя нечто совершенно новое – на давно знакомых, казалось бы, страницах Вот недавно обратила, наконец, внимание на эпизод страшной ночи – последней перед Распятием Христа – который почему-то есть только у евангелиста Луки: «Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему…» (Лк. 23: 6–8). Да, это тот самый Ирод Антипа Четвертовластник, сын Ирода Великого, который ради своего хмельного пустого слова велел отсечь голову Иоанну Крестителю. Таинственный Галилеянин волнует его давно. Одно время Ирод, слыша «молву об Иисусе», думал даже, что это Иоанн воскрес и творит чудо за чудом (см.: Мф. 14: 1–2). Потом он, видимо, понял, что это все-таки не Иоанн, и задал себе вопрос: а не лучше ли поступить с Ним так же, как с Иоанном? Во всяком случае, определенные люди из фарисеев предупредили Иисуса о замыслах властителя Галилеи. Но Он, как мы помним, ответил: «…пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу (Лк. 13: 32). А дальше мы слышим плач Сына Человеческого об Иерусалиме, который «избивает пророков и камнями побивает посланных к нему» (ср.: Лк. 13: 34–35) и на раскаяние, на обращение которого Он, несмотря ни на что, надеется… И вот у Ирода Антипы появляется возможность непосредственно увидеть этого необычного Человека и поговорить с Ним. Ирод не испытывает уже ни страха, ни ненависти: схваченный и связанный Иисус перестал быть опасным, и правителю Галилеи нет никакой нужды Его убивать. Четвертовластник по природе своей любопытен: он хочет видеть необычное, чудесное. Ему не терпится вступить в диалог с этим Галилеянином и узнать от Него нечто особенное. Живое любопытство Ирода, воспитанного в иудейской религиозной среде (хотя по отцу он был идумей, а по матери самарянин), контрастирует с холодным скепсисом римлянина Пилата – «Что есть истина?» (Ин. 18: 38). Ирод вообще человек неоднозначный: вспомним, что и Иоанна, посаженного уже в темницу, он, пока мог, берег , «зная, что он муж праведный и святой, и (…) многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6: 20). Он и Этого своего подданного послушал бы с тем же удовольствием, может быть. Но Галилеянин молчит. И вот это уже обидно.

http://pravoslavie.ru/155300.html

Нужен ли Богу храм? Размышления на праздник освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме Роман Савчук Православный придел храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А. Поспелов/Православие.Ru      Есть одна очень важная мысль, которая часто звучит в полемике православных с протестантами. «Зачем вы строите такие огромные храмы , тратите столько денег и средств на устройство места поклонения Богу, Который ясно сказал: “Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин.4:21, 23–24). Неужели вы думаете, что Богу нужны эти храмы, пышные облачения, дорогие убранства?» — с нескрываемым удовлетворением спрашивают нас. Но именно последняя мысль должна нас ободрить. Значит, люди, которые с нами говорят, не далеки от Православия, значит, мы сможем понять друг друга, потому что на этом и основывается православное отношение к храму: он Богу не нужен!.. Евангелие невозможно понять, если подходить к нему лишь с точки зрения Божественной логики. Христос пришел не для того, чтобы сказать нам, что нужно Богу. Бог — Вседовольный, Он ни в чем не нуждается. Спаситель открыл нам истину о том, что нужно человеку! Это очень важная мысль. Она пронизывает все Евангелие. Иначе невозможно объяснить, почему Всемогущий Бог исцеляет слепого не одним повелением, не словом только, но употребляет для этого столько ненужных веществ и непонятных действий: «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:6,7). Непонятно, почему Господь, одним словом Создавший Вселенную, «не может» сразу же исцелить слепого, но несколько раз возлагает на него руки и употребляет другие действия: «взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно» (Мк. 8:23–25). Оказывается, в Евангелии мы видим Бога, Который приходит к нам, слушает нас и понимает наши немощи, Который разговаривает с человеком на понятном для него языке пространства и времени: насыщает хлебом голодных (Мф. 14:17–21), прикасается к глазам слепых (Мф. 20:34), телам прокаженных (Лк. 5:13), одрам мертвых (Лк. 7:14), хотя и все может совершить одним словом, мыслию. И эта евангельская правда о Создателе, это непонятное для нас Его умаление поражают, повергая в недоумение: зачем это все нужно Ему?..

http://pravoslavie.ru/73920.html

О мудрости, которая выше Соломоновой, уроках Золотой рыбки и драгоценном союзе в молитве Христовой рассказывает митрофорный протоиерей Валериан Кречетов , настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Одинцовского района Московской области. Нам всем необходимо покаяние – Отец Валериан, как осознать свой собственный крест и не отказаться от него? – Мы имеем, прежде всего, евангельское к нам обращение Господа: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). О Кресте Христовом мы знаем из Евангелий: как Господь был распят. Но в чем смысл Крестных Страданий Христовых? Не только в телесных муках. И разбойники прошли через эту пытку, испытали и другую боль, потому что им еще и голени перебили. Суть Христовых Страстей духовна. В свое время поэт Иван Никитин писал: Позор людской, позор веков; Все на Себя Я принимаю, Но Сам, под тяжестью оков, Как человек, изнемогаю… В этом тяжесть. Бывает, делаешь что-то, и так трудно, а тебя еще и поносят: «Кто ты вообще такой? Чего это ты тут напридумывал?» Так и над Господом насмехались. Он молится за распинателей: «Отче, отпусти им: не ведают, что творят» (Лк. 23, 34), – а над Ним, Распятым, изгаляются: «Спаси Себя Самого и сойди со креста ... других спасал, а Себя не может спасти» (Мк. 15, 30–31). Страдания от этой злобы человеческой, жестокости – более тяжкие. Телесная боль нестерпима, но тяжелее страдания души. Господь во время моления о Чаше, зная, как Бог, все, что Ему предлежит воспринять на Себя, молился в Гефсимании до кровавого пота. Крест Христов – это Крест, понесенный Господом за наши грехи. Поскольку Господь для Себя избрал именно Крест очищением наших грехов, то и свое очищение человек совершает посредством креста. Крест – это то, что дает человеку очиститься от греха. Крест – это то, что дает человеку очиститься от греха Есть такое выражение: древо крестное растет на почве нашего сердца. Поэтому Господь сказал: «Иже не приимет креста своего и вслед мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 10, 38). То есть если и идешь за Господом, но не несешь креста своего, недостоин Его. «Иже не носит креста своего и вслед Мене грядет, не может мой быти ученик» (Лк. 14, 27).

http://pravoslavie.ru/122692.html

Таинство будущего века Стать причастным немеркнущему и невещественному Свету – одна из главных целей всей жизни, устремлённой ко Христу: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» 19 августа, 2014 Стать причастным немеркнущему и невещественному Свету – одна из главных целей всей жизни, устремлённой ко Христу: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» Те короткие моменты воистину неземного счастья даются любому христианину как раз в память о том, что и от Фавора до Голгофы недалеко, и от Голгофы до окончательного Воскресения и Преображения – ещё ближе! Прежде чем, взойдя на гору, Иисус явил ученикам славу, которую имел всегда, все евангелисты приводят одни и те же Его слова об отвержении себя и о несении креста. Священник Филипп Парфенов « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою ?» (Мф. 16, 24–26). Иисус прежде всего напоминает и о Своем будущем кресте. От Фавора до Голгофы остаётся не так уж долго – примерно полгода или чуть больше. Поскольку все евангелисты упоминают о трех кущах (Мф. 17, 4; Мк. 9, 5; Лк. 9, 33), отсюда следует, что был великий еврейский праздник Суккот (Кущей), приходившийся на седьмой месяц Тишри (по современному календарю конец сентября – начало октября) – см. Исход 23, 16 или Левит 23, 34–36. Праздник отмечался в конце сельскохозяйственного года, так что благословение новых плодов земли, сохраненное до сих пор, – давняя и древняя библейская традиция. В это время еще можно было ночевать под открытым небом, и израильтяне селились в кущах, вспоминая странствование своих далёких предков по пустыне. Ко времени земной жизни Иисуса праздничные церемонии обогатились и усложнились. В одной из современных библейских энциклопедий, например, можно прочитать про ритуал возлияния воды, связанный с Ис. 12, 3, где сказано: «в радости будете почерпать воду из источников спасения», и в эти же самые праздничные дни возобновлялись просьбы о ниспослании дождя после длительной летней палестинской засухи.

http://pravmir.ru/tainstvo-budushhego-ve...

Arhiva De srbtoarea Soborului Noilor Mucenici i Mrturisitori ai Bisericii Ruse mitropolitul de Krutiî Iuvenaliy a svârit Dumnezeiasca Liturghie în Catedrala „Hristos Mântuitorul” din Moscova 8 februarie 2021 18:16 7 февраля 2021 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патриарший наместник Московской епархии, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, благочинный Центрального округа  Московской городской епархии протопресвитер Владимир Диваков , ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , столичное духовенство. После сугубой ектении владыка Ювеналий вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия. По заамвонной молитве были совершены лития о упокоении душ «усопших рабов Божиих, в годину гонений за веру Христову и правду пострадавших и убиенных, от болезней, глада и хлада в темницах и узах скончавшихся архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян», а также молебен новомученикам и исповедникам Церкви Русской. По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к духовенству и мирянам с архипастырским словом: «Всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днем и с праздником земли нашей — днем памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской! Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое мученичество за Христа? Своими крестными страданиями Спаситель показал, что это такое: оставляя земной мир, Он молился Отцу Небесному: " Отче! прости им, ибо не знают, что делают " (Лк. 23:34). Он молился даже о Своих гонителях, распинателях, и все Его апостолы, за исключением Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину. А апостол Петр, когда до него дошла очередь, сказал: " Я не достоин быть распятым на кресте, как мой Учитель " , — и был распят вниз головой. Все последующие мученики оставляли этот мир с любовью и радостью. Новомученики и исповедники Церкви Русской тоже принимали мученический венец с горячей верой во Христа и не имели озлобления в своем сердце.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5769563...

В прошлое воскресенье, 9 октября, мы праздновали день памяти апостола любви – святого евангелиста и ближайшего ученика Христова Иоанна Богослова, который написал такие великие слова, как «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).      И вопрос, выведенный в заглавие статьи и являющийся для многих из нас животрепещущим и острым (ведь мы родились и воспитывались в атеистическом советском государстве), напрямую касается любви. И потому, конечно же, молиться можно о всех людях, включая еретиков, раскольников и некрещеных. Но только в домашней келейной молитве. Примеры молитвы за некрещеных, раскольников и еретиков, мне кажется, подает нам сам Господь. Вспомним евангельские стихи: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:44). А кто в I веке гнал и мучил христиан? Иудеи, римляне, язычники различных культов. Также вспомним о страданиях Спасителя: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:32–34). О ком молился в тот момент Господь наш Иисус Христос? О римских воинах-язычниках, не знавших о том, что Он и есть Мессия. Важны и Павловы Послания: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1–4). Причем заметим, дорогие братья и сестры, что это было Послание, написанное святым апостолом-боговидцем архиерею (Павел рукоположил святого апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви) как руководство к действию. Кто же такие были, например, упомянутые здесь цари или начальствующие? Если вся ойкумена (с греч. «заселенная земля») была на 99 процентов языческой, включая царей и начальствующих. Кроме того, святой первоверховный апостол Павел выводит в Первом Послании к Тимофею воистину Божественную, исполненную милосердия мысль о том, что нам, христианам, потребно молиться о всех людях, «чтобы все… спаслись и достигли познания истины». Значит, можно и нужно нам молиться о вразумлении еретиков, богоборцев, раскольников, некрещеных, чтобы с помощью нашей любви, нашего усиленного келейного моления Господь наш Иисус Христос вразумил их и привел к православной вере.

http://pravoslavie.ru/97781.html

В.Р. Легойда призвал журналистов не игнорировать тему церковной помощи женщинам в кризисной ситуации Май 31, 2018 Взаимоотношения со СМИ , Новости , Событие Москва, 31 мая . Накануне Дня защиты детей в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная общецерковному сбору средств на нужды беременных и женщин с детьми в кризисной ситуации, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пройдет 3 июня 2018 года во всех храмах Русской Православной Церкви. В конференции принял участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, который в своем выступлении сделал акцент на реальных делах Церкви в области кризисной помощи семьям и матерям и призвал представителей СМИ не замалчивать тему церковной благотворительности. «Если спросить обывателя, что он знает о позиции Церкви и ее делах, связанных с темой материнства, то чаще всего, к сожалению, скажут, что Церковь выступает против абортов. Само это послание правильное, но главное не в том, что Церковь против абортов, а в том, что Церковь за жизнь», — заявил В.Р. Легойда. «Церковь не может просто заниматься декларациями. Патриарх Кирилл многократно подчеркивал, что Церковь не просто выступает против абортов, но готова помогать и уже помогает женщинам и семьям, которые оказались в сложной ситуации», — добавил он. Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ напомнил, что Русская Православная Церковь ведет реальную масштабную работу с семьями и женщинами, оказавшимися в кризисной ситуации. «Мы ежегодно проводим сборы " всем миром " в помощь нуждающимся. В 2011 году у нас был всего один приют для женщин в Иваново. Сегодня их 54. Конечно, это очень мало на огромную Россию, но это в 54 раза больше, чем всего несколько лет назад», — отметил он. «Когда-то герой Владимира Высоцкого в фильме " Место встречи изменить нельзя " сказал критически, но очень точно: " Милосердие — это поповское слово " . Эра милосердия началась 2000 лет назад, когда Христос сказал: " Отче! прости им, ибо не знают, что делают " (Лк. 23:34). После этого история человечества перевернулась: невозможно игнорировать то, что произошло на Голгофе. Это наполняет смыслом нашу жизнь и деятельность», — подчеркнул представитель Церкви.

http://sinfo-mp.ru/v-r-legoyda-prizval-z...

Душа Сербии Душа Сербии: Сб./Пер. с сербского Н. Феофановой; под редакцией С. Луганской. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 672 с. Знаменитый сербский архиерей XX века, недавно прославленный в лике святых, святитель Николай (Велимирович) в последние годы стал хорошо известен русском читателю. Его произведения все больше переводятся на русский язык и пользуются заслуженной любовью. В настоящий сборник вошли книги святителя Николая: " Сто слов о вере " , " Жатвы Господни " , " Беседы под горой " , " Мысли о добре и зле " , а также впервые публикуемая работа " Душа Сербии " . Приводим отрывок из книги: ЖАТВЫ ГОСПОДНИ. ЖАТВА ПЕРВАЯ Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Первым современником Иисуса, восхищенным в рай, был покаявшийся разбойник с голгофского креста, в 20-й год правления кесаря Тиберия и в 34-й год от воплощения Бога Слова. Таким образом, Небесное Царство Христа началось с одного-единственного человека. И с какого человека? Не с великого апостола, не с Пресвятой Девы Марии, Матери Иисусовой, а началось с преступника, но с преступника покаявшегося, чтобы он стал символом всего рода человеческого, из любви к которому Христос претерпел страдания и пролил Свою безгрешную кровь, и чтобы подчеркнуть спасительность Таинства покаяния, одного из семи великих православных Таинств. Мы говорим о людях, а не об Ангелах, ибо задолго до разумного разбойника бесчисленное воинство Ангелов обитало там рядом с Господом, предводителем их. Спускались они из Небесного Царства на землю и возносились на небо, служа явленному Мессии в Его деле спасения людей (Мф. 4, 11). Но недолго спасенный разбойник оставался единственным человеком на небесах. В тот же день, в великую пятницу, Иисус душой сошел во ад, в шеол-преисподнюю, чтобы явить Себя и объявить Свою Благую Весть усопшим со времен Адама, которые  веками ожидали окончательного решения своей судьбы. И Он, Господь Иисус Христос, находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал Евангелие, ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1 Пет. 3, 19; 4, 6).

http://pravoslavie.ru/6073.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Грехи прощаются на исповеди, а за преступление человек несет ответственность по закону 19 марта 2012 г. 17:58 17 марта 2012 года на телеканале «Россия-24» вышел очередной выпуск передачи «Церковь и мир» с участием председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона . Основной темой передачи стало обсуждение вопросов, касающихся публичных актов богохульства, а также реакции в обществе на различные инициативы Церкви. В частности, владыке Илариону был задан вопрос о том, как, с точки зрения православного богословия, относится Бог к хуле на Него. «Святые отцы учат нас, что Бог — не виновник зла, но Он попускает тому совершиться, потому что источником зла является свободная воля человека. Священное Писание учит нас, что Бог " долготерпелив и многомилостив " (Пс. 144:8). Бог терпит поругание от людей. Когда Господь Иисус Христос был на кресте, то и разбойники Его осуждали, и народ, который находился вокруг. Спаситель же произносил только одну молитву: " Отче! Прости им, ибо не знают, что делают " (Лк. 23:34). Так Бог относится к грехам людей, в том числе и к богохульству», — объяснил митрополит Иларион. Митрополит Иларион также прокомментировал ситуацию с кощунственным «панк-молебном», совершенным в Храме Христа Спасителя. «В реакции на подобные события мы должны избегать крайностей. Важно понимать, что храм существует для молитвы, любое осквернение храма является и богохульством, и нарушением прав верующих, поэтому оно должно наказываться в соответствии с законом», — ответил владыка Иларион. «Если эти девицы хотели устроить перформанс, они могли для этого найти какое-либо другое место, арендовать помещение, как это делают другие богохульники. Но они решили совершить свое кощунственное действие в самой сердцевине церковной жизни — там, где совершается молитва, где совершается богослужение, притом на амвоне, предназначенном для проповеди священника. Поэтому я думаю, что они должны понести наказание соответственно с гражданским законодательством», — продолжил он, добавив, что «независимо от религиозных убеждений есть нормы этикета».

http://patriarchia.ru/db/text/2090560.ht...

Осквернения и захваты храмов. О духовных причинах и необходимости переосвящения Архимандрит Спиридон (Ходанич) Источник: Портал «Православная жизнь» В последнее время мы наблюдаем ожесточенные и наглые попытки захватов и осквернения православных храмов раскольниками на территории Украины. Что нужно делать после подобных поползновений, рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).      – Отче, в каких случаях нужно переосвящать храмы, святыни в них? – Наболевший вопрос Вы затронули. Каждый раз анализируя те страшные события, которые происходят сегодня в Церкви и в государстве, приходят мысли о том, что несколько лет тому назад никто даже и помыслить не мог, что люди, проживающие в одной стране, так смогут возненавидеть друг друга. В то время, когда война поглощает все большее количество человеческих жизней, казалось бы, каждый человек, который позиционирует себя как верующий, должен приложить максимальные усилия для того, дабы явить свою любовь и молитвенную поддержку всем страждущим, но, к сожалению, наоборот, мы видим, что зло алчно и ненасытен человек в нем. Враг рода человеческого всегда находит для себя орудия в виде людей. Те, которые громче всех кричат о патриотизме и любви к Церкви и государству, как раз и усугубляют ситуацию, настраивая население друг против друга, сея вражду и злобу, углубляют и без того уже большую кровоточащую рану на Теле нашей Святой Церкви – рану раскола. Происходят захваты православных храмов раскольниками: более 30 уже захвачено, 10 под угрозой. И все это преподносится как добровольный переход общины, а делается насильственным путем при помощи националистов. Более всего страдают от захватов Волынская, Ровенская, Тернопольская, Львовская и Черновицкая области. Когда видишь, как зверски избивают людей на территории храмов, как ругаются над святынями – сердце обливается кровью и на ум приходят слова нашего Господа, произнесенные Им со Креста: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Эта ситуация глубокой болью отзывается в моей душе. Вспоминаются слова священномученика Киприана, епископа Карфагенского, сказанные в III веке: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».

http://pravoslavie.ru/90009.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010