Семь изречений Христа на Кресте Человек страдает, но под болью человеческой сокрыта одна тайна. 10 апреля, 2015 Человек страдает, но под болью человеческой сокрыта одна тайна. Вам хочется узнать значение семи изречений Господа на Кресте. Разве оно не достаточно ясно? Первое изречение: “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34). Этими словами Иисус проявил безграничное милосердие к Своим палачам, чье жестокосердие не оттаяло даже тогда, когда Он переносил страшные муки на Кресте. Кроме того, Он изрек со скалы Голгофского холма одну установленную, но не осознанную истину, а именно: творящие зло никогда не понимают, что делают. Убивая праведника, себя убивают, а его прославляют. Преступая Закон Божий, они не видят незримо спускающегося на них жернова, который сокрушит их. Гневя Бога, они не видят своих лиц, постепенно превращающихся в звериные морды. Объятые злобой, они никогда не ведают, что творят. Второе изречение: “истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23:43). Эти слова обращены к раскаявшемуся разбойнику на кресте. Очень утешительное слово для грешников, которые каются хотя бы в самую последнюю минуту. Милость Божия безгранична. Господь исполняет Свою миссию даже на Кресте. До последнего Своего вздоха Он спасает всех, кто имеет хоть малейшую волю к спасению. Третье изречение: “Жено! се, сын Твой” (Ин. 19:26). Так сказал Господь Своей Святой Матери, стоявшей под Крестом с “распятой” душой. А апостолу Иоанну Он сказал: “се, Матерь твоя” (Ин. 19:27). В этих словах Его сыновняя забота, обязательная для всякого по отношению к родителям. Ибо Бог дал людям заповедь: “Почитай отца твоего и мать твою” (Исх. 20:12), и Сам исполняет ее до последнего часа. Четвертое изречение: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф. 27:46) Эти слова говорят не только о немощи человеческой, но и о прозорливости Господа. Ибо человек страдает, но под болью человеческой сокрыта одна тайна. Только эти слова смогли разрушить ересь, спустя несколько веков потрясшую Церковь: она ложно учила, что на Кресте страдало Божество. А между тем вечный Сын Божий для того и вочеловечился, чтобы и телом, и душой пострадать за людей и умереть за них как человек. Ибо, если во Христе пострадало Божество, – значит, Божество во Христе и умерло. А это невозможно. Вдумайтесь как можно глубже в эти великие и страшные слова: “Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?”

http://pravmir.ru/sem-izrecheniy-hrista-...

Вопрос: Великий пост имеет определенную продолжительность. С каким событием это связано? Почему именно столько дней необходимо его соблюдать для верующих. Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Пост, приготовляющий нас к святой Пасхе , называется Великим не только ввиду его духовной значимости, но и по причине продолжительности – 48 дней. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы. В ветхозаветный период Священной истории прообразами Четыредесятницы были 40-дневные посты пророков Моисея (Исх.34:28) и Илии (3Цар.19:8). В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Господа нашего Спасителя (Мф.4:2; Лк.4:2). Иисус Христос (сорок дней … ничего не ел в эти дни) не только освятил пост личным примером, но и повелел поститься ученикам Своим (Мф.17:21; Лк.5:33-35). Святые апостолы приготовляли себя к службе постом (Деян.13:2; 14:23). Они повелели поститься всем христианам. Это нашло письменное выражение в таком каноническом документе, как «Правила Святых Апостолов»: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою , или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен» (Правило 69). Известный канонист епископ Никодим (Милош) пишет: «Что эти правила заслуживают в полном смысле авторитетного имени Св. Апостолов и того уважения, какое признает за ними Вселенская Церковь, и что они служат точным выражением того, что Апостолы излагали в своих сочинениях письменно и предали своим первым преемникам устно, – доказательством служить полное согласие этих правил в основных своих мыслях с тем учением, которое содержится в канонических книгах новозаветного Св. Писания» (Правила Православной Церкви, М., 2001, т. 1, с. 10-11). Святые отцы часто писали, что 40 дней поста мы храним в подражание нашему Божественному Учителю: – «Хорошо поститься во всякое время; но лучше всего проводить со Христом в посте св. Четыредесятницу , потому что ее Христос освятил своим постом. Кто из христиан не постится в св. Четыредесятницу , тот обнаруживает вероломство и упорство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон. Ибо когда ты не постишься по примеру Господа: то какой ты будешь христианин, если пресыщаешься в то время, когда Господь постился; услаждаешься тогда, когда Он алкал; страшишься поститься за грехи тогда, когда Он жаждал ради спасения твоего». (Св. Амвросий Медиоланский. Слово перед Четыредесятницей ).

http://pravoslavie.ru/7071.html

составитель К.В. Гриценко Закон Божий (см. Заповедь) Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Пс.118,72 Да придёт ко мне милосердие Твоё, и я буду жить; ибо закон Твой – утешение моё. Пс.118,77 …закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных.., и для всего, что противно здравому учению. 1Тим.1,8 Ты же соблюдай закон и повеления и будь любомилостив и справедлив, чтобы хорошо было тебе. Тов.4,9 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. Ос.8,12 Закон исполняется без обмана, и мудрость в устах верных совершается. Сир.34,8 ..ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время. 2Макк.4,17 ..не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов, но каждый за своё преступление должен умереть. 2Пар.25,4 Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять всё написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево. Нав.23,6 Но мы не слушали гласа Его, чтобы ходить в повелениях Господних, которые Он дал пред лицем нашим. Вар.2,10 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Лк.16,16 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт. Лк.16,17 ..ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их . Рим.2,14–15 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Рим.4,14–15 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Рим.5,13 Разве вы не знаете, братия, что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Рим.7,1 Ищущий закона насытится им, а лицемер преткнётся в нём. Сир.32,17 Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда. Сир.32,25

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

С благодарностью склоняемся перед трудами отца Константина, который начал свою миссионерскую деятельность со своего родного села в Саратовской епархии, а потом продолжал блестящие миссионерские труды в течении 19 лет в Саратовской епархии. Они обратили внимание на этого выдающегося миссионера со стороны митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского), который и призвал его в этот град для того, чтобы он просвещал Светом Христовым местное население, и за 23 года он много сделал. Поэтому неслучайно, что такие изуверства, человекоубийство и ненависть были обращены в отношении его со стороны богоборцев. Сердце кровью обливается, когда мы видим, как раненого закапывали в могилу. Сохранились сведения, о которых мы узнали, когда готовили канонизацию отца Константина. Народ, шедший за ним, слышал, как отец Константин повторял слова Господа: " Не ведают, что творят " (Лк. 23:34). Как первые мученики проливали свою кровь за Христа, так и он без страха, без унижения перед убийцами не просил о помиловании, а когда его еще живого закапывали в могилу, он только просил, чтобы уж они до конца исполнили то, что задумали. И можно представить обстановку вокруг этой святой могилы: женщина, которая умоляла убийц прекратить это беззаконие, была убита, а воин, отказавшийся исполнить повеление богомерзкое, тоже был убит, и это были два мученика, которых мы тоже прославили как пострадавших за Христа. Сохранились и местные сведения о том, что тот, кто стрелял в него, по фамилии Белов, буквально разума лишился, и ему неоднократно являлся священномученик Константин, и однажды, когда входила в комнату его жена с распущенными, неубранными волосами, ему представилось, что это явился к нему отец Константин, и он застрелил ее, а потом убил и себя. Мы, пришедшие сегодня ко гробу, к мощам священномученика Константина, должны заглянуть в свою совесть, как живем мы, как мы веруем, повторяем ли мы подвиг верности Святой Церкви, который совершил отец Константин. Мы знаем, что он был добрый пастырь, и мы веруем, что когда приступаем к нему в молитве, он исполняет волю нашу, обращая эти молитвы ко Господу, прося Его милости и небесного благословения. Пусть же предстательством и молитвами отца Константина Господь хранит в верности Святой Церкви народ Богородской земли, пусть помогает Он всем жителям в их трудах, укрепляет их в вере и помогает им нести их жизненный крест».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1638067...

  Бурное море, недавно взыгравшее вокруг темы последней царской семьи, вновь вернуло в центр общественной дискуссии вопрос «за что канонизирован император Николай II»? Кто-то опять стал говорить: «Какой он святой? От престола отрекся, страну погубил, царем был никудышным» и т.д. Значит, вновь надо объяснять, что такое святость, в христианском понимании, и почему Церковь приняла решение канонизировать царскую семью. Святой — это не тот, кто никогда не грешил и тем более не ошибался. Библия прямо говорит, что нет человека, который жил бы и не согрешал. Святой — это тот, кто стремится к Богу, приближается к Богу и силой благодати Божией побеждает зло — в себе и в окружающем мире. Скажем, святые мученики — это люди, которые оказались в ситуации выбора между жизнью и верностью Христу. Они выбрали верность Христу и потеряли жизнь. Исповедники — это те, кто открыто исповедовали веру во время гонений. Бессребреники — святые, которые отличались особым нестяжательством и щедростью ради христианской веры. В церковном наименовании царская семья именуется страстотерпцами. Страстотерпцы — это люди, которые пострадали и которых убили не за то, что они были христианами. Но их убили без вины, а они к своим гонителям и убийцам отнеслись с христианской кротостью и любовью, исполнив тем самым заповеди Божии. Пример такой любви, пример подобного отношения дан нам, христианам, Самим Христом. Будучи совершенно невиновным, на голгофском кресте Спаситель произнес слова, которые перевернули историю человечества. Говоря о солдатах, которые стояли у креста и абсолютно не понимали, что происходит, они не понимали, Кто сейчас умирает на Кресте. Они бросали жребий — кому какую часть одежды Спасителя забрать себе, — об этом они думали. И Христос сказал: «Господи, прости им, ибо не ведают что творят». (Лк. 23:34). Государь Николай и вся его семья также смиренно приняли несправедливые гонения и встретили смерть от рук палачей. Хорошо известно, что императору предлагали покинуть страну. Он мог согласиться и избежать страшной кончины. Эмигрировать, сохранить жизнь — себе и близким. Но он сознательно не захотел этого, он сознательно остался в России.

http://sinfo-mp.ru/za-chto-kanonizirovan...

§ 32. Божество Св. Духа и Его личное свойство Верование в равенство и единосущие Духа Св. с Отцом и Сыном всегда существовало в церкви. Для доказательства достаточно указать на крещальную формулу – во имя Отца, Сына и Св. Духа. Но предметом подробного раскрытая вопрос о равенстве и единосущии Духа Св. с Отцом и Сыном сделался после того, как появилась духоборческая ересь Македония, еп. константинопольского. Македоний учил, что Дух Св. несравненно ниже Отца и Сына, что Он по отношению к Ним – служебная тварь, именно есть творение Сына и никак не может быть именуем Богом. Против духоборцев в защиту православного учения о равенстве Св. Духа Отцу и Сыну прежде других выступили Афанасий Алекс, и Василий Великий . Они выходили из понятия Троицы. «Ежели есть Троица и вера в Троицу, то пусть скажут: всегда ли Она – Троица, или было, когда не была Троицей? И если Троица есть вечная, то вечно присущий Слову и в Нем пребывающий Дух – не тварь. Если же Дух есть тварь, то явно, что было, когда была не Троичность, а Двойственность». Духоборцы требовали доказательств Божества Св. Духа из св. пис. Григорий Богослов находит в нём «рой таких свидетельств». Так, говорит Богослов, «Христос рождается, – Дух предшествует Ему ( Лк. 1:35 ), Христос крещается, – Дух свидетельствует ( Ин. 1:33:34 ), Христос искушается, – Дух возводить Его ( Мф.4:1 ), Христос совершает чудеса, – Дух сопутствует Ему, Христос возносится, – Дух заменяет Его». В кн. Деяний апост. Дух Св. прямо называется Богом. Ап. Петр говорить солгавшему Анании: «почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? Не человеком солгал еси, не Богу» (5: 3). Дух Св. обладает всеведением, ибо «Дух вся испытует и глубины Божия“ ( 1Кор.2:10 ), всемогуществом до совершения чудес, ибо Христос, по Его словам, Духом Божиим изгонял бесов ( Мф.12:28 ), везде присутствующем, ибо Он живёт во всех христианах: «не вести ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор.3:16 ). Значить, Ему принадлежат Божеские свойства. Но Ему, сверх того, усвояются и Божеские действия. Так, Ему усвояется возрождение в царстве благодати, ибо, говорили Христос Никодиму: «аще кто не родится водою и Духом, не можетъ внити в царствие Божие» ( Ин. 3: 5 ), – затем отпущение грехов, ибо в Своем явлении ученикам по воскресении Христос говорил: «приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» ( Ин.20:23 ). Св. Духу усвояется столь высокая честь, что, по словам Христа, „всякий, грех и хула отпустятся человеком, а яже на Духа хула не отпустится человеком» – ни в сей Век, ни в будущий ( Мф.12:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Блаженнейший Митрополит Владимир ЖМП 4 апрель 2011 /  9 апреля 2012 г. 16:50 Дело нашего спасения Блаженнейший Митрополит Владимир: Спаситель наш настолько любвеобильный, что все, что делается во имя Его для бедных, беспризорных и страждущих больных, Он принимает как то, что делается непосредственно для Него Самого. Помня об этом, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчить страдания Господа посредством помощи Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ею в дни Страстной седмицы Смерть... Каким страхом овеяна она и какой таинственностью! Смерть уравнивала все возрасты и ранги, сильных мира сего и простых одинаково заключала в свои холодные объятия. Смерть страшна потому, и прежде всего потому, что она неизбежна. Надлежит всем человекам однажды умереть (Евр. 9, 27). В Страстную Пятницу мы прикасаемся к смерти нашего Спасителя. Понятна ли она нам? Нет. И это предвидело Божественное Откровение, когда устами Симеона Богоприимца в Иерусалимском храме о Христе говорила Божественная истина: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих» (Лк. 2, 34), а апостол Павел в свое время добавил, что как слово о Кресте, так и все дело Христово для иудеев — соблазн, а для еллинов — безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христос — Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 23-24). Смерть — злейший враг человека. Она — результат греха, нарушения человеком Божественной гармонии. Велика была вина человека и, следовательно, страшен результат вины — смерть. До пришествия в мир Христа Спасителя смерть была страшной, потому что за ней следовали вечный мрак и отчаяние. Победить это могла только сверхъестественная сила. И вот «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Христос стал Человеком, Своею смертью Он победил смерть. С тех пор, хотя на земле по-прежнему люди умирают, на смерть мы смотрим по-иному. После смерти Спасовой смерть стала для нас рождением, переходом в новую жизнь. Первое наше рождение — через утробу матери, второе рождение — через утробу смерти. В первом рождении мы получаем жизнь, во втором рождении мы тоже получаем жизнь. Первое рождение совершается в болезни, и второе рождение — в болезни. В первом рождении человек встречается с действительностью этого мира, со слезами, с криком беспомощности, и во втором рождении — те же слезы, нередко отчаянные вопли, старческая беспомощность. Но таков закон: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24).

http://e-vestnik.ru/church/delo_nashego_...

Отныне и тебя будут называть архипастырем. Молюсь, дабы это наименование было не просто красивым церковным словом, к которому привыкают, не просто данью традиции, но неким сердечным ответом верующих на твою искреннюю заботу о них и твои ревностные труды по созиданию Тела Христова (Еф. 4:12), по ограждению паствы твоей от всякого духовного врага и супостата. Многоразличны и весьма сложны обязанности епископа, но самое ценное, что должно быть в нашем служении, — это живые отношения пастыря с паствой, отношения, основывающиеся не столько на власти, сколько на любви и преданности друг другу. Твой прямой долг, по слову Господа, — хорошо наблюдать за стадом и иметь о нем попечение (Притч. 27:23), защищать его от лютых волков (Деян. 20:29), снисходительно относиться к каждому человеку, не уклоняться от поиска даже одной пропавшей овцы (Лк. 15:4) и с любовью заботиться о слабых и беспомощных, потому что слабого и беспомощного особенно легко похитить зверю лютому. Вдохновляйся в этом делании примером нашего Господа, Который агнцев берет на руки и носит на груди Своей (Ис. 40:11). На всякий день и час своего архиерейского служения помни предостережение Божие, реченное через пророка Иезекииля: «Горе пастырям, которые пасли себя самих Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез. 34:2-4). Дабы не впасть в такое состояние, постоянно пребывай в подвиге очищения своего сердца, памятуя, что нельзя служить Господу, имея оскверненную грехами душу. Недостойно пастыря Церкви призывать врученный народ жить по заповедям Спасителя, если он сам не стремится к нравственному совершенству и не живет по этим заповедям. Об этом замечательно говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал» (Пастырь. 3.1). В то же время не страшись неизбежных трудностей и, смиряясь под крепкую руку Господню (1 Пет. 5:6), не унывай и помни, что Пастыреначальник Христос, по великой милости призвавший тебя к этому деланию, непременно подаст Свою силу для преодоления испытаний и достойного несения архиерейского креста. Утешением для тебя пусть будут слова Спасителя, сказанные Им апостолам: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это значит, что со всеми нами, последователями святых апостолов, Господь пребывает и будет пребывать до скончания века.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6109351...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богоуподобление — 1) духовное преображение человеческой личности ; раскрытие черт образа Божьего в человеке в соответствии с его высшим призванием и предназначением, осуществляемое при содействии Божественной благодати ; 2) подражание Богу, основанное на совершении дел добра, стяжании, приумножении и развитии добродетелей . Чем богоуподобление отличается от обожения? Термины «богоуподобление» и « обожение » нередко используются как близкие по значению слова. Однако они не являются совершенно тождественными. Обожение человека подразумевает его уподобление Богу . Богоуподобление рассматривается в этом контексте как один из аспектов. Помимо уподобления Богу обожение подразумевает теснейшее духовно-благодатное единение человека и Бога. Уподобляясь Господу и вступая в единение с Ним, человек становится богом по благодати. Этот процесс и называется обожением. Возможно ли совершенное богоуподобление человека при его земной жизни? Человек не может уподобиться Богу в абсолютной степени, так как это означало бы стать равным Богу. Но это невозможно в принципе: Бог безграничен, а человек ограничен по естеству, индивидуальным особенностям и пр. В полноте, максимально возможной для человека, был обожен Господь Иисус Христос : «В Нём обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). В процессе земной жизни человек может обожиться лишь в некоторой мере (степень обожения зависит от его веры, стремлений, усердия в области христианского делания и пр.). Более высокая степень будет достижима праведниками после всеобщего воскресения . Процесс их обожения не прекратится и в Царстве Славы, Царстве святых. Когда человек уподобляется Богу? «Мы уподобляемся Богу, — пишет свт. Иоанн Златоуст , — тогда, когда делаем правду , показываем человеколюбие, бываем добрыми и кроткими, оказываем милосердие к ближним, упражняемся во всякой добродетели». Почему прощение обидчиков иногда относят к одной из форм уподобления Богу? Яркий пример прощения обидчиков явил нам Сам Господь Иисус Христос: когда Он находился на Кресте , Он молил Отца о том, чтобы люди, желавшие Его смерти и грубо оскорблявшие Его, были прощены: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Связан ли процесс богоуподобления человека с проявлением свободы его воли, или этот процесс целиком обусловлен лишь действием Божьим?

http://azbyka.ru/bogoupodoblenie

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Возлюби ближнего: как понять, что необходимый уровень любви достигнут? 3 мин., 01.04.2022 От людей, которые занимаются изучением подвига новомучеников, я не раз слышал очень, на мой взгляд, важные слова: мы почитаем их не потому, что они страдали или погибли, а потому что они любили Христа и Его Церковь. Но ведь страдание и смерть за веру — факт, и очень конкретный. А как конкретизировать любовь? Как измерить ее и сделать вывод: да, количество любви, необходимое для святости, достигнуто? Однако абсурдность, на которую эти вопросы пытаются указать, свидетельствует не о том, что на них нет ответа. А о том, что с помощью нашей обычной логики его не найти. Потому что христианство выходит за рамки этой логики. У Сергея Сергеевича Аверинцева в книге «Другой Рим» есть такие размышления: «Заповеди и определения, моральные и обрядовые требования того же иудаизма, того же ислама исполнять трудно. Не будем врать, что легко, — очень трудно. Праведников, которые исполняют до конца свой религиозный долг, в каждой из этих религий, конечно, очень мало. Но можно представить себе человека, который в системе иудаизма или в системе ислама исполнил бы ВСЕ, что от него требует религия, и честно знал бы, что все в порядке. Христианину такая перспектива не угрожает. Он не может выполнить ВСЕГО». В центре веры христиан — Сам Христос. А верить — значит следовать за Ним во всем, понимая, что твоих сил для этого недостаточно. Конечно, с точки зрения логики, если идеал заведомо недостижим, возникает вопрос: какой смысл к нему стремиться? Но для христианина здесь нет сущностного противоречия. Потому что святой — это не человек, который все исполнил. Святой — это человек, который смог войти в резонанс с Богом. Вот откуда слова о любви как о свидетельстве святости. Она не результат праведной жизни, который можно измерить. Она способ этой жизни, практика синхронизации ее с Промыслом Бога. Именно практика, потому что, несмотря на всю недостижимость идеала, христианами нас делает волевое усилие движения в его сторону. Вот мы говорим: мученики любили Христа. Что это означает? Да то, что все их отношение к миру — к жизни, к людям, к ситуации, в которой они оказались, — было не таким, как у других, и мы, прославляя их, говорим: то, как они себя вели, как относились к тем, кто был рядом, к тем, кто их мучил, — на это способен только человек, который любит Бога. Потому что такой человек не может не стараться жить так, как заповедал Христос, Который на кресте молил: Отче, прости их, ибо они не ведают, что творят (Лк 23:34).

http://foma.ru/vozljubi-blizhnego-kak-po...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010