Скачать epub pdf 6. 5 неделя по Пятидесятнице. Об исцелении Гадаринских бесноватых. Без хотения нет спасения 83 (Мф. 8:23–9:1) «Увидевши Иисуса, просили Его, чтобы Он отошёл от пределов их» ( Мф. 8:34 ). Мы слышали, братия и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом Гадаринских бесноватых. Этому чуду сопутствовало другое событие, которое тоже можно назвать чудом: низвержение со скалы в море свиного стада. Многое удивляет и поражает нас в этих событиях: и страшная власть над человеком бесовской силы, и нечеловеческие мучения бесноватого, и многое другое. Более же всего нас удивляет отношение к этим событиям – чудесам гадаринского народа: народ ужаснулся ( Лк. 8:35 ) чуду исцеления бесноватых, впал в великий страх ( Лк. 8:36 ) от этого чуда и потопления стада. Но ни то, ни другое чудо не вразумило, однако, народ, не просветило его, не приковало внутренний взор его к Христу, не пробудило потребности в духовном возрождении. Нет, сбежавшийся по зову пастухов на эти чудесные события, гадаринский народ не захотел побеседовать с Христом, послушать Его, попросить Его духовно-просветительной помощи. Нет. Он попросил Его только об одном: покинуть пределы страны, т. е. не принял Его, не захотел Его. Мы знаем, братия и сестры, другой результат встречи Христа с народом самарянским ( Ин. 4:3–42 ). Беседа Христа с самарянкой у колодца Иаковлева открыла ей глаза на Христа, как на Источник воды живой, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). И она, оставив водоносы у колодца, поспешила в город сообщить народу о Христе. И многие самаряне уверовали во Христа по слову самарянки и, придя к Христу, попросил Его побыть у них, и Он пробыл там два дня ( Ин. 4:40 ). И ещё большее число уверовало, что Он истинно Спаситель мира, Христос ( Ин. 4:41–42 ) Как видно, народ самарийский захотел принять Христа и сам просил Его побыть с ними. Это хотение открыло их сердца к духовному просвещению и уразумению, что Христос есть Тот Спаситель мира, Которого жаждали все народы земли того времени. Не так поступили гадаринцы. Они не захотели принять Христа. Они сознательно уклонились от встречи с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЧЕРЯ Вéчеря [греч. δεπνον], слав. название вечерней трапезы. Кроме собственно слова «В.» (обозначающего просто ужин) в богословской лит-ре употребительны сочетания «Тайная вечеря» и «Вечеря любви». Тайная вечеря (Мф 26. 17-30; Мк 14. 12-31; Лк 22. 7-38; Ин 13; 1 Кор 11. 18-34) является одним из важнейших событий в истории совершенного Господом Иисусом Христом домостроительства спасения. Будучи тесно связанной с ветхозаветной Пасхой , она вместе с тем предначинала собой Страсти Христовы и была установлением таинства Евхаристии , главного таинства Церкви (подробнее см. ст. Тайная вечеря ). Вечери любви или агапы ,- это, по распространенному в лит-ре мнению, особые трапезы христиан первых веков, отделенные от Евхаристии (или отделившиеся от нее со временем) и проходившие по особому чину. Любые упоминания о неевхаристической вечерней трапезе ранних христиан (напр., описание «вечери общины» в «Апостольском предании» III в.) мн. исследователи отождествляют с агапой. Однако, как показывает анализ источников, все разнообразие типов общинных трапез у первых христиан не может быть сведено к противопоставлению агапы и Евхаристии; более того, сам термин «агапа» у мн. авторов является просто синонимом Евхаристии или же употребляется в неопределенном значении. Единственный ранний автор, недвусмысленно описывающий неевхаристическую вечернюю трапезу христиан и при этом называющий ее агапой,- это Тертуллиан (Apol. 39). Трапеза, о к-рой он говорит, представляет собой христианизированный вариант античного симпосия (см.: Leyerle B. Meal Customs in the Greco-Roman World//Passover and Easter: Origin and History to Modern Times/Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre-Dame (Ind.), 1999. P. 29-61). Поэтому безошибочно можно утверждать только то, что центром церковной жизни ранних христиан (так же как и во все последующие эпохи) всегда была лишь Евхаристия, в то время как в тех или иных общинах существовали также и различные формы общинных трапез, вовсе не обязательно называвшиеся «Вечерями любви» и не имевшие единой традиции их проведения (см.: McGowan A. Naming the Feast: The Agape and the Diversity of Early Christian Meals//StPatr. 1997. Vol. 30. P. 314-318). Ежедневная В.

http://pravenc.ru/text/158312.html

Разделы портала «Азбука веры» Скоромная пища . (Слово скоромная связано в этимологическом отношении с др.-русск. скоромъ «жир, масло»; в некоторых русских губерниях до Октябрьской революции встречалось синонимическое понятие и сходное по звучанию «скоровный», то есть букв. «с коровы», то есть мясо-молочный продукт). В православной традиции в противовес постной пище, скоромная пища — это пища, вкушать которую не дозволяется в пост; к скоромным продуктам относятся любые продовольственные продукты, имеющие в своем составе плоть или продукты жизнедеятельности теплокровных животных, такие как (молоко, яйца). Рыба и морепродукты в православной традиции занимают особое срединное место между постной и скоромной пищей, однако, в большинстве строгих постов подобные продукты также запрещены к употреблению, что позволяет отнести их к скоромной пище. В переносном смысле слова понятие «скоромный» обозначает нескромного, похотливого, плотского человека (антоним: целомудренный). Скоромная пища в православной традиции Понятие о скоромности пищи напрямую связано с понимаем того, что есть постная пища. В свою очередь понятие «постная пища» может иметь разные границы, включать разные виды пищевых продуктов, в зависимости от степени строгости поста, который накладывается на верующего (это возможно либо в соответствии с требованиями, касающимися конкретного поста, либо в соответствии с особыми частными обстоятельствами (например, пост может быть усилен верующим по его личной инициативе и благословению духовника, либо, наоборот, ослаблен, скажем, в связи с тяжелой болезнью). Древнейшей, известной еще с ветхозаветных времен, и наиболее строгой формой поста (совершенный пост) является полное воздержание от принятия пищи. Именно так было принято дважды в  неделю поститься у фарисеев времен земной жизни Христа (напр.: в известной притче такой пост ставил себе в заслугу фарисей ( Лк.18:9-14 )), хотя Моисеев закон этого не предписывал: Пост полагался в День Очищений — Йом Кипур, кроме того человек мог соблюдать пост после того, как давал обет Господу. Особое значение для народа Израиля имел сорокадневный пост Моисея во время его пребывания на горе ( Исх.34:28 ). Господь Иисус Христос, приступая к общественному служению, тоже совершил сорокадневный пост (Μф.4:1–11; Мк.1:12-13 ). Пост, предполагающий полное воздержание от пищи, практиковали и христиане первых веков. Такой пост мог быть связан с покаянным деланием, или с духовной подготовкой к какому-либо событию в жизни конкретного человека. Понятно, что при таком посте разделение пищи на постную и скоромную не могло иметь места. Указанное разделение появляется в связи с развитием христианского монашества и разработкой опытным путем развитых рекомендаций относительно того, какая пища и в каких количествах допустима/уместна тогда-то и тогда-то. Совершенный пост до сих пор предписывается уставом в некоторых случаях (например, в Сочельник перед Рождеством Христовым).

http://azbyka.ru/skoromnaya-pishha

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ЗАЧЕМ ПРОЗРЕВАТЬ СЛЕПЫМ? 3 мин., 01.01.2008 Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому? В Евангелии от Матфея (Мф 20 :30–34) и от Марка (Мк 10 :46–52) рассказывается об исцелении слепых. В первом случае говорится о двух слепцах, во втором — об одном, но последовательность событий в том и в другом Евангелиях совершенно одинакова: слепец на дороге кричит Иисусу: Сын Давидов, помилуй меня, то есть исповедует Его Мессией, Господом, и приносит Ему покаяние к большому возмущению окружающих. Спаситель спрашивает, чего же слепцы хотят, и получает ответ: прозреть. И в отличие от многих других исцеленных обретшие зрение следуют за Ним. Об исцелении тещи Петра рассказывается в трех Евангелиях: Мф 8 :14–15; Мк 1 :30; Лк 4 :38—39. Эта женщина, явно весьма немолодая, болела тяжело, с высокой температурой (лежала в горячке). Христос с учениками пришел к Петру из синагоги, и едва Он коснулся ее рукой, женщина встала и начала хлопотать, встречая гостей, как подобает (служила им). В этих случаях нам вроде бы ясно, что исцеленные поступили так, как и следовало. Но часто ли так бывает в нашей жизни? Разве не привычнее, что человек, избавившись от напасти, получивший исцеление (или просто вылеченный) никаких выводов не делает, а с увлечением предается тому же образу жизни, который и довел его до беды? Впрочем, дело здесь даже и не в способности делать выводы, а в притупленности того, что можно было бы назвать религиозным чувством. Распространено мнение, что верующий — это тот, кто в той или иной степени убежден в том, что существует мир невидимый. Но между таким убеждением и христианством лежит громадное расстояние, если не пропасть. Здесь не место писать о том, во что верят христиане, это сказано в Символе веры. А из Символа веры следует, что главная наша «ценность» — это отнюдь не здоровье и успех, хотя они и не противопоказаны, а общение с Богом. Он создал нас для Себя, как отметил блаженный Августин, то есть для любви и свободы, которые мы можем найти только в Нем. Если человек исцелен, то для того, чтобы следовать за Христом.

http://foma.ru/zachem-prozrevat-slepyim....

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Еврейский (древнееврейский) язык Еврейский (древнееврейский) язык – язык израил. народа. Весь ВЗ ( 4Цар. 18:26.28 ; 2Пар. 32:18 ; Ис. 36:11.13 ), за искл. некоторых фрагментов, изложенных на ⇒ арамейском , написан на Е.Я. Из семитских языков, родственных евр., известны угаритский (по текстам Рас-Шамры, обнаруженным в сев. Сирии), финикийский, отчасти ханаанский и моавитский (по надписи на ⇒ камне Меши ). Вместе эти языки образуют группу сев.-зап. семитских языков, к которым относится и арамейский. Считается, что Е.Я. возник из сплава арам. и ханаан. языков и что Авраам перенял его еще в Ханаане. Во всяком случае, это тот самый язык, на котором говорили Иаков и его семейство во время переселения в Египет. См. также Быт. 31:47 , где Лаван называет холм из камней по-арам., а Иаков дает ему соотв. евр. название. Вероятно, Е.Я. с самого начала имел и письм. форму. Алфавит, созданный на основе финик., состоит из 22 согласных; значки, которыми в совр. текстах обозначаются гласные, были добавлены масоретами, иуд. учеными, в 600–800 гг. по Р.Х., сделавшими это в соответствии с установившейся практикой чтения. Кроме ВЗ, существуют и другие памятники письменности. Самые значит. среди них – календарь из Гезера (ок. 900 г. до Р.Х.), керамич. черепки (остраки) из Самарии (VIII в. до Р.Х.), надпись в Силоамском туннеле, относящаяся ко времени царя Езекии (ок. 700 г. до Р.Х.), послания из Лакиша (Лахиса), написанные незадолго до разрушения Иерусалима (587 г. до Р.Х.), и ⇒ рукописи Мертвого моря . Если письм. евр. язык развивался на единой основе, то в живом разговорном языке, вероятно, возникали различные диалекты, на которых говорили представители разных колен. Примером этому могут служить варианты произношения одного и того же слова в Суд. 12 («шибболет» – «сибболет»). Во время вавил. плена и после него на Е.Я. все большее влияние оказывал арам. язык, который постепенно стал средством международного общения (каким во II тысячел. до Р.Х. был аккад.). В ВЗ, кроме отдельно встречающихся арам. слов, на арам. частично написаны Книга Даниила и Книга Ездры. Позднее евр. язык стал преимущ. языком богослужений и ученых. Ко времени Иисуса и апостолов языком повседневного общения в Палестине стал арам. Он всегда подразумевается там, где в НЗ говорится о Е.Я. или упоминаются евр. имена собственные ( Лк. 23:38 ; Ин. 5:2 ; Ин. 19:13.17.20 ; Деян. 21:40 ; Деян. 22:2 ; Деян. 26:14 ; Откр. 9:11 ; Откр. 16:16 ). Там, где авторы НЗ прибегают к транслитерации, напр. в Мк. 5:41 ; Мк. 7:34 ; Ин. 20:16 , они во всех случаях передают арам. слова. В Деян. 6:1 делается различие между иудеохристианами, говорящими на арам. и греч. языках. В конце XIX – начале XX вв. под влиянием движения сионизма на основе древнеевр. языка возник совр. евр. язык, устный и письм. (новоевр., или иврит), который в настоящее время является официальным языком государства Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Примирять, умилостивлять, примирение, умиротворение, умилостивление I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 1) основное значение евр. глагола киппэр, переводимого в Синод. пер. словами «примирять», «умилостивлять» и др. – «покрывать» (такой перевод также встречается в Синод. пер.); родств. ему сущ. кофэр означает ⇒ выкуп (1). Принимая во внимание значения обоих слов, можно предположить, что речь идет о заглаживании некой ⇒ вины путем принесения даров. Применительно к богослужению слово киппэр означает ⇒ «жертвой искупить вину перед Богом и таким образом достичь ⇒ прощения» (прежде всего в книгах Левит и Числа), но оно также встречается и в общем значении – «искупить вину перед тем, перед кем провинился»; 2) греч. слово гиласкомай имеет широкое значение – от «умилостивить» (Бога или человека) до «подкупить». В Септуагинте этим словом обычно переводится евр. киппэр, в НЗ оно встречается только в Лк. 18 («будь милостив ко мне»), а в Евр. 2:17 ; в 1Ин. 2:2 ; 1Ин. 4употреблено сущ. гиласмос. В НЗ чаще употребляется глагол (апо)каталлассо и сущ. каталлагэ ( Рим. 5:10.11 ; Рим. 11:15 ; 1Кор. 7:11 ; 2Кор. 5:18–20 ; Еф. 2:16 ; Кол. 1:20.22 ), а также диалассомай ( Мф. 5:24 ). Эти слова первонач. означали «произвести изменения», «обменять», «поменяться друг с другом» и «подмена», «путаница», а затем они также получили значение «примирение» и в этом значении использовались и в разговорном греч. языке. II. УМИРОТВОРЕНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ «Умиротворение» в первую очередь означает «достижение примирения между людьми». Так, Иаков пытался умиротворить своего брата Исава, который, как ему казалось, гневается из-за соверш. Иаковом обмана, выслав ему навстречу богатые дары ( Быт. 32:20 ). Мудрый человек может умилостивить цар. гнев ( Притч. 16:14 ; ср. Притч. 25:15 ); но муж, жена которого изменила ему, не поспешит примириться с ней ( Притч. 6:34–15 ). Иисус заповедует верующему примириться со своим братом (по вере) перед принесением дара Богу ( Мф. 5:24 ). В 1Кор. 7 " примириться» означает восстановить распавшийся брак. Во всех перечисл. случаях подразумевается восстановление человеч. общения, разруш. в результате истинной или предполагаемой вины к.-л. III. ПРИМИРЕНИЕ С БОГОМ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

протоиерей Лев Липеровский Скачать epub pdf ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО В КАПЕРНАУМЕ ( Лк. 4:31–37 ; Мк. 1:21–28 ) Одним из первых чудес, совершенным Христом в Галилее, после проповеди в синагоге Назаретской, было чудо изгнания беса в Капернауме. Придя в Капернаум, город Галилейский, Христос учил там народ по субботам в местных синагогах. Слушатели дивились учению Плотника из Назарета, «ибо Слово Его было со властью». Во время одной из таких проповедей Христа, в синагогу явился «человек, имевший нечистого духа бесовского», который закричал громким голосом: «оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел, погубить нас, знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Но Христос запретил духу бесовскому, сказав: «замолчи и выйди из него». И немедленно дух повиновался властному слову Христа, Повергнув одержимого человека посреди синагоги, «бес вышел из него, нимало не повредив ему». «И напал на всех ужас, – свидетельствует ап. Лука, – и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? ( Лк. 4:36 ). Для современников Христа нисколько не было удивительно, что бесы вселялись в человеков и овладевали ими, но народ поражался тому, что явился Человек, со властью повелевавший этой нечистой силой, и изгонявший ее из людей. Это было актом милосердия Божия к павшему человеческому роду. «И разнесся слух» о чуде Христовом «по всем окрестным местам», – говорит евангелист. ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯЧКИ ТЕЩИ СИМОНА ПЕТРА ( Мф. 8:14–17 ; Мк. 1:29–34 ; Лк. 4:38–41 ) Выйдя из синагоги Капернаумской, вскоре после изгнания из человека духа нечистого, Христос вместе с группою учеников своих, с Иаковом и Иоанном, пришел в дом Симона и Андрея. Это было здесь же в Капернауме. Быть может, Христос хотел отдохнуть в семье Своих учеников и подкрепиться пищей, а быть может Петр и Андрей зная, что хозяйка дома тяжело больна, надеялись на помощь Учителя, но молчали. Когда же Христос вошел в дом Петров, то «увидел тещу его, лежащую в сильной горячке» и «просили Его о ней». Тогда, «подойдя к ней», Он «коснулся руки ее» и «запретил горячке». И «она тотчас встала и служила им».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Филипп Филипп («любитель лошадей»): 1) сын ⇒ Ирода Великого и Мариамны, первый муж ⇒ Иродиады ( Мф. 14:3 ; Мк. 6:17 ; Лк. 3:19 ) и отец ⇒ Саломии (2). Жена Ф. покинула его, т.к. он не отвечал ее честолюбивым устремлениям, и вышла замуж за сводного брата Ф. ⇒ Ирода Антипу, страстно в нее влюбленного; 2) сын Ирода Великого и Клеопатры, четвертовластник (тетрарх). Вместе со сводными братьями Архелаем и Иродом Антипой Ф. воспитывался в Риме. При разделе царства после смерти отца он унаследовал Батанею, Трахонитскую область и Авранитиду – области, лежащие сев.-вост. Геннисаретского озера и юж. Дамаска. Позднее Тиберий добавил к владениям Ф. Итурею. В Лк. 3:1 Ф. назван властителем этих областей. Он управлял ими с 4 по 34 гг. по Р.Х. Женой Ф. была Саломия, дочь Иродиады (от первого брака с его сводным братом, тоже Филиппом). Ф. расширил город Панею у истока Иордана и в честь имп. (кесаря) Тиберия переименовал его в Кесарию; впоследствии этот город стали называть Кесарией Филипповой ( Мф. 16:13 ), чтобы отличить его от Кесарии, располож. на морском побережье. кроме того, Ф. повысил статус селения Вифсаиды до города, который в честь дочери Августа и жены Тиберия был назван Ливией. Бесспорно, Ф. был лучшим правителем из своего рода, он правил гуманно и справедливо, проявляя подлинную заботу о своих подданных. Период его правления был продолжит. и мирным. У Ф. не было наследников, и поэтому после его смерти его царство было объединено с провинцией Сирией. В 37 г. имп. Калигула передал бывшие владения Ф. ⇒ Ироду Агриппе I. 3) ап. Ф., который, так же как Петр и Андрей, был родом из Вифсаиды ( Ин. 1:43–45 ). Иисус призвал его в ученики в Иудее. Ф. привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) ( Ин. 1:46 ). Известны лишь некоторые обстоят-ва жизни Ф. Иисус испытывал его вопросом перед тем, как совершить первое чудо насыщения народа ( Ин. 6:5–7 ). К Ф. обращались говорившие по-гречески иудеи, которые хотели видеть Иисуса ( Ин. 12:20 ). В Ин. 14:8–10 сообщается, что Ф. не понял слов Иисуса и попросил Его показать ученикам Отца. Имя Ф. встречается во всех списках апостолов, причем, за искл. Деян. 1:13 , оно стоит рядом с именем Варфоломея, т.е. Нафанаила ( Мф. 10:3 ; Мк. 3:18 ; Лк. 6:14 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

составитель К.В. Гриценко Закон Божий (см. Заповедь) Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Пс.118,72 Да придёт ко мне милосердие Твоё, и я буду жить; ибо закон Твой – утешение моё. Пс.118,77 …закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных.., и для всего, что противно здравому учению. 1Тим.1,8 Ты же соблюдай закон и повеления и будь любомилостив и справедлив, чтобы хорошо было тебе. Тов.4,9 Написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. Ос.8,12 Закон исполняется без обмана, и мудрость в устах верных совершается. Сир.34,8 ..ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время. 2Макк.4,17 ..не должны быть умерщвляемы отцы за детей, и дети не должны быть умерщвляемы за отцов, но каждый за своё преступление должен умереть. 2Пар.25,4 Посему во всей точности старайтесь хранить и исполнять всё написанное в книге закона Моисеева, не уклоняясь от него ни направо, ни налево. Нав.23,6 Но мы не слушали гласа Его, чтобы ходить в повелениях Господних, которые Он дал пред лицем нашим. Вар.2,10 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Лк.16,16 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт. Лк.16,17 ..ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их . Рим.2,14–15 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Рим.4,14–15 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Рим.5,13 Разве вы не знаете, братия, что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Рим.7,1 Ищущий закона насытится им, а лицемер преткнётся в нём. Сир.32,17 Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда. Сир.32,25

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Прииде жена имущи алавастр мира нардного пистикия многоценна, и сокрушши алавастр, возливаше Ему на главу. Кто была сия жена, – Мария ли сестра Лазарева ( Ин. 12:3 ), или другая подобная ей по вере и усердию к Спасателю, для нас знать это в настоящем случае не важно; важно то в особенности, что эта жена одобрена была Господом, хотя и осуждена другими. Важно то, что Господь дал высокое значение этому излиянию мира: Возлиявши бо сия, говорит, миро на тело Мое, на погребение Мя сотвори, то есть приготовила тело Господа на смерть и погребение. Если же смерть и погребение Спасителя мира составляют тайну высочайшую, то и приготовление к ним не должно ли иметь также свою таинственность священную? Чтобы уразуметь таинственное священнодействие жены, представим себе и Агнца Божия, вземлющаго грехи всего мира, Единородного Сына Божия. Вот Он, полный благодати и истины, от исполнения Коего мы все приемлем благодать возблагодать ( Ин. 1:14, 16 ), не в меру приявши Духа ( Ин. 3:34 ), помазанный елеем радости, паче причастник Своих ( Пс. 44:8 ), давно обрек Себя на жертву крестную для того, чтобы по принесении пресвятого Тела Своего на жертвеннике крестном разлить, как миро, благодать Свою на всех верующих и любящих Его. И сего-то Божественного мира излияние образовало то излияние мира драгоценного, которое совершила благочестивая жена в Вифании. Она сокрушает алавастр свой в знамение того, что и живоносному Телу Господню надлежало быть сокрушену на кресте для излияния всеочистительной Крови и всеосвящающей благодати. Миро возливается на главу Спасителя, – почему? Потому что глава сия есть злато избранно, очи его яко голубицы на исполнениих вод, – ланиты его аки фиалы аромат, прозябающия благовоние, устне его крины, каплющии смирну полну ( Песн. 5:11, 12, 13 ); то есть миро вещественное изливается на главу, точащую миро духовное, Божественное. Вся храмина исполнилась благовония от излиянного мира. Не так ли исполнилось благовония благодатного все человечество после того, как сокрушился Божественный алавастр мира крестною смертию? Вот еще при самом кресте ощущает это благовоние разбойник и верою и покаянием переводится к благовониям рая небесного; здесь же один из распинателей – Лонгин-сотник – изменяется благоуханием мира Божественного в исповедника Христова и вопиет: воистину Божий Сын бе Сей ( Мф. 27:34 ). Силу святого благоухания почувствовал и народ; ибо еси, сказано, пришедшии на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя возвращахуся ( Лк. 23:48 ). Благоухание того же мира привлекает к Господу, уже умершему, Иосифа и Никодима, прежде тайных чтителей Его. Что сказать о дальнейших следствиях? Воня разума Христова, говорит апостол, является во всяком месте ( 2Кор. 2:12 ). Благоухание мира Христова отгоняет зловоние неверия и мертвый запах беззаконий в целых народах и повсюду являет жизнь новую, произращая прекрасный сад добродетелей, достойных неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010