Потому и сказал Господь Бог Вот, положу вражду между змеёй и между женой и её семенем, что от жены родился без семени Господь Бог наш и убил змия и бывшего в нем диавола. Слышав об этом, диавол боялся Божия рождения от жены, и потому говорил с Господом, когда Тот постился в пустыне. «И приступил диавол, искушая Божество Его, и сказал Богу: „Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами”» ( Мф. 4:3 ). И вы, окаянные иудеи, уподобились бесу, сказав: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» ( Мф. 26:68 ; ср.: Лк. 22:64 ). Господь же рече къ жен: «множа множю печали тво и въздыханиє твоє, и въ печалехъ родиши чада, и пакы къ мужеви своєму възвратишис, и тъ бо тобою обладаєть». Адамови же рече Господь Богъ: «аще послуша гласъ жены своє, снде древа, єго же ти заповдахъ не сти, того єси лъ, проклта земьл въ длехъ твоихъ, и въ печалехъ да си вьс дьни живота твоєго, терьниє и осотъ да прозбнеть тоб, и си траву сельную, въ пот лица твоєго си хлбъ твои, доньдєже възвратишис въ землю, не же възтъ єси». «Сказал Господь жене: „Умножая умножу скорби твои и воздыхания твои, и в печали [будешь] рождать детей; и опять к мужу твоему влечение 334 [твоё], и он будет господствовать над тобою”» ( Быт. 3:16 ). Адаму же Господь Бог сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе не есть, а ты ел от него, проклята земля в твоих делах; со скорбью будешь питаться во все дни жизни твоей; терния и осот произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою и в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» ( Быт. 3:17–19 ). Но аще ли речеши: «да почто (л.39б) насади Господь Богъ раи, хот изъгнати Адама, да въскую єму б тако на малъ часъ почтену быти», – вщаєть ны писаниє глагол: «того ради Владыка вс блага предасть Адаму, да въ тхъ бывъ, възненавидить грха, да или согршивъ, обънажитс толикыхъ дарованыхъ благъ». Тмъ же добр разумемъ, ко не по гнву наведе на ны Господь Богъ съмерьтьнаго вта, но мдростию. Рече Господь Богъ, да быхомъ мы не вдще своєго ошестви, когда си бдть, и творили быхомъ годна Богу, а соб полезна во бдщии вкъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

И показались им слова этих свидетелей-очевидцев пустыми, и не поверили им. В тот же день, когда все Апостолы, кроме Фомы, были вместе и, опасаясь преследования со стороны злобных первосвященников, тщательно заперли входные к ним двери, внезапно стал среди них Господь и сказал Свое обычное приветствие: «Мир вам!» ( Ин.20:19 ). Казалось бы, что как Клеопа и другой ученик узнали Иисуса по преломлению Им хлеба, так и десять Апостолов должны были бы узнать Его по голосу и по сказанному Им приветствию; но они не узнали Его, а смутились и даже испугались, приняв Явившегося им за призрак, за привидение, за дух. Но Господь сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И сказав это, показал им руки и ноги. И Апостолы стали подходить к Нему и рассматривать Его, и осязать руки и ноги Его, 11 и убеждаться таким образом, что это не дух; но, несмотря на все это, они все еще не верили, что перед ними стоит воскресший Учитель их; они дивились и, в предчувствии чего-то отрадного, успокоительного, обрадовались; лица их просияли. Видя такое неверие Апостолов, Иисус дал им еще одно доказательство Своего действительного воскресения: ел при них печеную рыбу и сотовый мед ( Лк.24:37–43 ). Фома не был при этом явлении Господа; и, когда ему рассказали обо всем происшедшем в его отсутствие, он не поверил и Апостолам-очевидцам, уже уверовавшим в воскресение Христово. На уверения их, что они действительно видели Господа, что осязали руки и ноги Его, и что Он ел при них рыбу и мед, Фома ответил: «Если сам не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, то словам вашим не поверю!» ( Ин.20:24–25 ). Вот как велико было недоверие Апостолов к чужим показаниям в таком деле! Через восемь дней Господь опять явился Апостолам, среди которых был и Фома. Фома был поражен, когда Господь прямо обратился к нему с требованием, чтобы он перстом осязал Его раны от гвоздей и рукой – прободенные ребра Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Таков идеальный человек. И таким бы он и оставался, если бы на заре истории не произошла величайшая трагедия — грехопадение человека, которое изменило это идеальное положение вещей. II. Nobecmbobahue о грехопадении мы находим в 3–й главе книги Бытия. Господь, создав человека, заповедал ему не вкушать от древа познания добра и зла. Диавол, приняв вид змея, заронил в жене сомнения в истинности этой Божией заповеди, а затем оклеветал Бога, и соблазнил жену тем, что после вкушения запретного плода откроются глаза ваши, и выбудете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3:5). Жена вкусила плода и дала и Адаму, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Быт. 3:7). Услышав голос Бога, ходящего в раю, Адам и его жена скрылись от Него. Господь стал обличать Адама в нарушении заповеди; Адам свалил все на жену, сказав: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3:12) (т. е. и Бога косвенно обвинил). Жена, в свою очередь, сказала: змий обольстил меня, и я ела (Быт. 3:13). Таким образом, ни в Адаме, ни в Еве не обнаружилось раскаяния за нарушение заповеди Божией. После этого Господь проклял диавола, и Своим определением изменил жизнь людей. В раю она была бесскорбна и легка; отныне она становится скорбной, тяжелой, трудовой; ради греха первых людей изменилась и природа, стала враждебной человеку. Кроме того, в ответ на внутренние изменения в людях, вызванные грехом, Господь изгнал Адама и Еву из рая (ведь Адам и Ева перестали соответствовать раю, т. е. непосредственно жизни с Богом), предварительно объявив Адаму, что теперь он стал смертен. И в знак того, что отныне рай для людей закрыт, у сада Эдемского был поставлен Херувим с огненным мечом, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт. 3:24). Но прежде грехопадения человека, как учит Церковь, совершилось падение в мире невидимом: первый ангел возгордился, и с третью частью небесных сил отпал от Бога (Лк. 10:18; Откр. 12:7:9; 12:4; Ис. 14:12, 15); позавидовав человеку, диавол, соблазнив, увлек его в падение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Лк. 4, 1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Искушения можно побеждать, только имея в себе Св. Духа, движений и побуждений Которого нужно слушаться. Христос, только будучи полон по человечеству благодати Св. Духа, терпел искушения от диавола: 2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. Так и мы не можем иметь их [искушения], если не имеем благодати, соответственной степени искушения и даже большей ее. Дух Божий может побуждать нас к разным поступкам: 1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. При искушении от диавола вследствие напряжения духа естественные потребности бывают весьма ограничены, а иногда даже как бы отсутствуют: 2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. Так и нам должно поститься, пока мы не вступили в свободу и силу духа благодати и еще боремся со своими страстями и подвергаемся искушению от диавола для очищения от них. Христос при искушениях от диавола постился, показав нам пример, как вести себя при них. Поэтому если нам и можно укреплять себя пищей при них, то лишь постольку, поскольку в этом есть крайняя необходимость, при упадке телесных сил. Вообще же время искушений нужно проводить в посте. Кроме того, при искушениях от диавола дух человека бывает напряжен, и его силой держится тело. После же них оно вступает в свое естественное состояние, а до того оно бывает нечувствительно к алчбе и жажде. 3И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом и 4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. Побеждена здесь Христом похоть естества. Здесь искушение плоти, коей был непричастен Христос, и естества. Отсюда видно, что последнее может быть побеждено духом и подчинено им. Так верующим во время установленных Церковью постов дается сила к воздержанию и преодолению искушений, по перенесении которых сила духа остается при верующих: 14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

У Иисуса было человеческое рождение. Согласно рассказу Луки, ...Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ( Лк. 2:4–7 ]. Ничего неестественного, и даже сверхъестественного, в рождении Иисуса не было. Мария перенесла девятимесячную беременность ( Лк. 1:26, 56, 57 ), она испытывала родовые муки, и Иисус родился через родовые пути, как и происходят естественные роды всех человеческих существ. Лука, ссылаясь на Моисеев закон, говорит о Иисусе: «младенец мужеского пола, разверзающий ложесна» ( Лк. 2:23 ), то есть употребляет именно тот оборот, который у иудеев относится ко всякому первенцу. Это были естественные роды, только в случае Марии у неё не было повитухи, поэтому она рожала сама ( Лк. 2:7 ). Павел говорит о человеческом рождении Иисуса совсем просто: «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал. 4:4 ). Он «родился от жены», как и все мы ( 1Кор. 11:12 ). У Иисуса было обычное человеческое детство. Хотя о детстве Иисуса известно мало, этого достаточно, чтобы прийти к выводу, что Он рос так же, как остальные дети, учился и нормально развивался. Как и все иудейские мальчики, Он был на восьмой день обрезан, а по истечении сорока дней был посвящён Господу в храме ( Лк. 2:21–22 ). Очевидно, Он был рано развившимся ребёнком ( Лк. 2:41–49 ) и в возрасте 12 лет поражал религиозных наставников Своими знаниями по духовным вопросам ( Лк. 2:42–47 ). С этого времени, сообщает Лука, Иисус «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2:52 ). В качестве человека Он был ограничен в Своём понимании. В качестве Бога Он был инфинитен во всём (см. троица). Иисус испытывал человеческий голод. Лука отмечает, что Иисус отправился в пустыню, где «сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал» ( Лк. 4:2 ). Тело Иисуса для жизнедеятельности нуждалось в пище.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

4) Устным исповеданием, когда веру нашу, которую в сердце имеем, устами исповедуем безбоязненно, где надлежит. Не молчим, где честь и слава имени Его требует. Не стыдимся от Девы рожденного и на Кресте распятого Богом нашим нарицать, хотя это для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, но для нас Христос – Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:23-24, 30). Так, в первую очередь, веры образец подает нам Святая Церковь: «Аще и ят был еси, Христе, от беззаконных мужей, но Ты ми еси Бог, и не постыждуся; биен был еси по плещема, и не отметаюся», и прочее. Так Павел святой не только не стыдится узником Христовым быть, но и не хочет хвалиться ничем, кроме креста Христова: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). И к Тимофею пишет: Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа (2 Тим. 1:8). Так исповедники и мученики святые не только не стыдились перед мучителями и врагами истины исповедовать Бога распятого, но и раны и смерть за славу имени Его претерпеть не отрекались. Так и нам не должно истину замалчивать, где потребно, но безбоязненным сердцем исповедовать, хотя бы не только чести и имения, но и жизни лишиться следовало от врагов истины, ибо сего вера наша от нас требует. Преславно нам исповедовать Того и хвалиться о Том, имя Которого свято и страшно, а для нас сладко. Хотя и зачался в девической утробе, но от Духа Святаго (Мф. 1:18), и есть собезначальный Отцу и Святому Духу. Родился в год (предопределенный) от Девы Матери (Лк. 2:7), но есть над всеми Бог, благословенный во веки (Рим. 9:5). Пеленами повился, как младенец (Лк. 2:7), но Тот, Кто одевается светом, как ризою (Пс. 103:2). Во храм Младенцем принесен руками матери (Лк. 2:22), но старца Симеона от временной отпустил к вечной жизни (Лк. 2:29). Иродом был гоним, но волхвов на поклонение Себе привел (Мф. 2-я). В Иордане крестился, но о Крещаемом Отец с небес свидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, – и Дух Святой, как голубь, сходя на Крещаемого, утверждал истину (Мф. 3:13-17). Искушаем был дьяволом, но посрамил искусителя (Мф. 4:3-11; Лк. 4:2-13). На земле между людьми жил, но от недр Отеческих не был отлучен (Ин. 1:18). В рабском образе пребывал (Флп. 2:7), но, как Господь, повелевал ветрам и морю – и слушались Его, повелевал демонам – и исходили, повелевал мертвым – и восставали, повелевал слепым – и прозревали, глухим – и слух обретали, немым – и говорили, прокаженным – и очищались (Мф. 15:30-31; 17:17; 9:25 и пр.). Голодал и жаждал, но многие тысячи пятью хлебами питал (Мф. 17:17-21). Завистливыми и злобными хулим был, но сердечные помышления их видел (Мф. 12:25). С грешниками ел, но грехи их, кающихся, очищал (Лк. 15:2-7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

1 . В Евангелии ты читаешь: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился» ( Лк.4:1 ), а в Деяниях апостолов сказано о них, что они «исполнились Духа Святого» ( Деян.2:4 ). Остерегись думать, что апостолы находятся наравне со Спасителем; уразумей, что Иисус, апостолы и все прочие исполняются Святым Духом согласно способности сосуда Его вместить. Как, например, если сказать: «Эти сосуды наполнены вином или маслом», то это вовсе не будет означать, что все они содержат одинаковое количество жидкости – один сосуд, например, может вместить секстарий, другой – урну, а третий – амфору 10 ; так и Иисус и Павел исполнены Духа Святого. И хотя большой сосуд Павла способен вместить меньше, чем сосуд Иисуса, тем не менее, оба они исполнены Святого Духа в свою меру. 2 . После крещения Иисус, «исполненный Духа Святого», нисшедшего на Него с небес, «как голубь», «поведен был Духом в пустыню» ( Лк.4:1 ). «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи» ( Рим.8:14 ). Но Он – Сын Божий в прямом смысле, не так, как все прочие, поэтому подобало Ему, чтобы Святой Дух вел Его. Итак, далее сказано: «И поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола» ( Лк.4:1–2 ). Сорок дней искушали Иисуса, и мы не знаем, какие это были искушения. Возможно, описание их опущено, потому что они были слишком велики, чтобы доверить их бумаге. И как необходимо сказать, что «самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ) о том, что Христос говорил и делал, так не вместились бы и те сорок дней, когда дьявол искушал Господа, если бы Писание рассказало о них. Довольно для нас знать, что «сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» ( Лк.4:2 ). Непрерывным и неослабным постом умерщвлял Он чувства плоти. 3 . «А по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» ( Лк.4:2–3 ). «Вели этому камню». Какому камню? На какой камень указал дьявол, предлагая, чтобы он превратился в хлеб? Что это за искушение? «Какой из вас отец, когда сын попросит у отца хлеба, подаст ему камень?» ( Лк.11:11 ). Но противник, непостоянный и лживый, дает вместо хлеба камень. Все ли это, что хотел дьявол, – чтобы камень стал хлебом, чтобы люди ели не хлеб, но камень, на который указал дьявол ? Думаю, что и по сей день дьявол, указывая на камень, искушает каждого человека сказать: «Вели этому камню сделаться хлебом». Так как Господь облекся в плоть, то Он подвергается в первую очередь тем искушениям, которые претерпевают люди. Господь искушается для того, чтобы, победив, дать и нам возможность одержать победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010