В субботы, т.е. в день субботний, в субботу; сеяниями называет поля, нивы. Мф.12:1 .  Ученицы же Его взалкаша и начаша востерзати класы и ясти. ...ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Марк ( Мк.2:23 ) сказал: «и начаша ученицы Его путь творити, востерзающе класы». Так как они проходили чрез средину засеянных полей, то прежде всего срывали колосья, чтобы можно было пройти вперед, а затем и ели сорванные колосья, «стирающе руками», как сказал Лука ( Лк.6:1 ), т.е. растирая. Они хотели есть, так как делали это, побуждаемые голодом. Мало заботясь о теле, они все время были заняты и слушали Спасителя, а потому и взалкали. Мф.12:2 .  Фарисее же видевше реша Ему: се, ученицы Твои творят, егоже не достоит творити в субботу. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Лука ( Лк.6:2 ) говорит, что они сказали так ученикам: «что творите, егоже не достоит творити в субботы?» И Христу, и ученикам говорили одно и то же эти мелочные и докучливые люди. О Христе сказал Матфей, а об учениках – Лука; и часто подобное ты найдешь. Осуждали учеников за то, что они срывали, так как это была работа, а не за то, что они ели. Мф.12:3–4 .  Он же рече им: несте ли чли, что сотвори Давид, егда взалка сам и сущии с ним? Како вниде в храм Божий и хлебы предложения снеде, ихже не достойно бе ему ясти, ни сущым с ним, токмо иереем единым. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? В первой книге Царств ( 1Цар.21:1 и след.) рассказано, что Давид, преследуемый тестем своим Саулом и убегая от него, взалкал; придя в город священников Божиих Номву, он сказал, будто бы был послан царем Саулом по какой-то нужде и просил хлебов; не найдя в то время других, он, понуждаемый голодом, взял хлебы предложения (Предложение – это была трапеза в храме, на которой лежали жертвенные хлебы). Взяв эти хлебы, он ел сам и бывшие с ним. Вот история этого события.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Под именем поста в православной церкви разумеется временное воздержание христиан от пищи, или от некоторых родов ее. Основанием для поста являются или печальные воспоминания Церкви о страданиях и смерти Спасителя и Святых Его, или нарочитые подвиги молитвы и покаяния, предпринимаемые христианами по указанию Церкви. И в том, и в другом случае пост заповедан Господом, Иисусом Христом. Рассмотрим первое основание. Евангелист Лука повествует: однажды пришли ко Христу книжники и фарисеи и спросили: «почему ученики Иоанновы постятся... также и фарисеи, а Твои – едят и пьют? Он же сказал им в ответ: разве могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених; но придут дни, когда отнимется у них жених, и в те дни будут поститься» ( Лк.5:33–35 ). Этими словами Господь ясно указал первое основание для христианского поста: «когда отнимется жених» , иначе говоря, когда настанут, или впоследствии будут вспоминаться, печальные события страданий и смерти Сына Божия. А кому неизвестно, что в дни печали вообще пост бывает столь же естественным явлением, как слезы и чувственный вопль. «Я был в сетовании три седмицы дней, повествует пророк Даниил: вкусного хлеба не ел, мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан.10:2–3 ). Вот почему Церковь и установила посты в дни страданий и смерти Спасителя и Святых Его. Рассмотрим второе основание: Евангелист Марк повествует: «ученики (Спасителя) спрашивали Его: почему мы не могли изгнать (беса) ? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Мк.9:28–29 ). Другими словами, для того, чтобы вступить в борьбу со злом, необходимо уничтожить зло в себе самом, в своей плоти, дабы не дать ей восторжествовать над духом. А для этого необходимо умерщвление плоти, лучшим средством для чего считается пост «Страдающий плотию, говорит Святой Апостол Петр, перестает грешить» ( 1Пет.4:1 ). Вот почему Сам Господь наш, Иисус Христос, хотя и не имел греха в Своей плоти, однако, когда в пустыне подвергался искушению от диавола, то, по сказанию Евангелиста Луки, «ничего не ел в эти дни» ( Лк.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Быт.3:9 . И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? В этом вопросе отнюдь не обнаруживается неведение, а слышится лишь призыв божественной любви, обращенной к грешнику для его покаяния. По толкованию святого Амвросия, Бог спрашивает Адама не столько о том, в каком месте, сколько о том, в каком состоянии они находятся. Быт.3:10 . Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. Вместо искреннего и чистосердечного раскаяния, Адам прибегает к ложным извинениям – самооправданию, чем, конечно, только усиливает тяжесть сей вины. Быт.3:11 . И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Божественное милосердие неизреченно: как бы идя навстречу ложной стыдливости и греховной косности человека, Бог сам предположительно называет его вину; последнему оставалось только, подобно блудному сыну евангельской притчи, из глубины сокрушенного сердца воскликнуть: «я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» ( Лк. 15:21 ). Но человек, по действию греха, оказался неспособным этим непосредственным покаянием восстать от своего падения. Быт.3:12 . Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Вместо должного раскаяния Адам позволяет себе грубое самооправдание, в котором он дерзает даже как бы укорять самого Бога за дарование ему того, что прежде он считал желанным для себя благом ( Быт. 2:18, 20 ). Быт.3:13 . Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. В ответе жены, хотя и не отрицается сам факт нарушения заповеди, но точно также слагается ответственность за него и переносится на другого. Это самооправдание падших прародителей – очень характерная черта всех упорных грешников, свидетельствующая об их нравственном огрубении. Сам факт прельщения жены змием удостоверяется в Священном Писании очень легко ( 2Кор. 11:3 ; 1Тим. 2:14 ). Проклятие змия. Быт.3:14 . И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами и пред всеми зверями полевыми;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После же воскресения пил и ел уже не по нужде, а только для того, чтобы все уверовали в истинность Его телесного естества, равным образом и в то, что Он пострадал добровольно и воскрес, как подобает Богу. Итак, новой пищей и новым питием назвал ту необыкновенную пищу, которую Он ел, и то необыкновенное питие, которое пил вместе с учениками после воскресения, то есть употребляя общую с ними соль и общую пищу. А как это – объяснять не нам, потому что это было нечто необыкновенное, было не потому, чтобы природа требовала пищи, но по снисхождению, с целью доказать воскресение. И открывая им тайны «о Царствии Божием… повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима». Почему повелел им так поступать? Прежде, когда они страшились и трепетали, Он вывел их в Галилею, чтобы они могли безбоязненно выслушать то, что Он имел сказать им, так как они готовы были отказаться от дела, на которое были призваны. Теперь, когда они выслушали и провели вместе сорок дней, «Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима». Почему же это? Потому что как никто не допускает, чтобы воины, имеющие напасть на большую силу противника, вышли против него прежде, чем успеют вооружиться, и как никто не согласится выпустить лошадей прежде, чем сядет возница, так и Господь до сошествия Святаго Духа не позволяет апостолам являться на состязание, чтобы громадное большинство не победило их и не пленило. Впрочем, Господь не позволяет им отлучаться из Иерусалима не поэтому только, но и потому, что и здесь многим предстояло уверовать, а в-третьих, потому, чтобы не сказал кто-либо, что, оставив своих, они отправились искать славы у чужих. Поэтому они распространяют несомненные доказательства воскресения среди тех самых людей, которые убили Господа, которые Его распяли и погребли, и в том самом городе, где имели дерзновение совершить такое беззаконие. Когда же они услышали такое повеление? Тогда, когда Он говорил им: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам» ( Ин. 16, 7 ); и «еще: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» ( Ин. 14, 16 ). Отчего же не при Нем и не тотчас по отшествии пришел Утешитель, но спустя восемь или девять дней, то есть в то время, когда настал день Пятидесятницы? Притом, каким образом, когда еще не сошел Дух Святый, Он говорил: «примите Духа Святаго» ( Ин. 20, 22 )? На это нужно сказать, что Он говорил так с целью возбудить в них желание, готовность и способность к принятию Святаго Духа, а приняли они Его, когда Он сошел; или о том, что имело быть, говорил, как о уже существующем и настоящем, подобно тому, когда Он говорил о возможности «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» ( Лк. 10, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

При виде Петра Корнилий падает к его ногам. Обычай кланяться до земли многократно зафиксирован в Ветхом Завете ( и мн. др.), однако для римского сотника такое поведение было необычным: рядовой офицер римской армии мог кланяться до земли императору, или его статуе, или статуям языческих богов при жертвоприношениях, но не пришельцу-еврею. Останавливая Корнилия словами «встань, я тоже человек», Петр, возможно, имеет в виду языческий обычай обожествлять людей. В Деяниях описывается случай, когда в Листре местные язычники приняли Павла за Гермеса, а Варнаву – за Зевса и хотели совершить им жертвоприношение, но апостолы остановили их словами: «Мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки...» ( Деян. 14:11–15 ). Не исключено, что Петр увидел в поведении Корнилия признаки подобного рода суеверия. В своем обращении к собравшимся Петр первым делом указывает на причину, по которой он пришел: иудеям запрещено общаться с язычниками, но ему Бог открыл, что ни одного человека нельзя считать скверным или нечистым. Петр здесь говорит о видении, которое имел накануне. Если сначала он не понял смысл этого видения, то к моменту, когда он переступил порог дома Корнилия, в его голове сложилось ясное понимание того, что Бог хотел ему сказать. На вопрос Петра о цели, с которой он был приглашен, Корнилий отвечает рассказом о явлении ангела: ...Четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога 298 ( Деян. 10:30–33 ). Данный рассказ содержит дополнительный штрих к тому, что мы уже знаем об обстоятельствах, при которых ангел явился Корнилию: этому явлению предшествовала не только молитва , но и пост. Под постом (евр. ôm) в еврейской традиции понималось полное воздержание от пищи и воды от рассвета до заката: именно такой смысл вкладывается в Ветхом Завете в выражение «поститься весь день до вечера» ( Суд. 20:26 ). Пост мог быть как общим, так и индивидуальным: Моисей постился «сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ); царь Давид в знак покаяния постился семь дней ( 2Цар. 12:16–20 ); пророк Даниил постом сопровождал молитву ( Дан. 9:3 ). Согласно Евангелию от Матфея, Иисус Христос постился в пустыне сорок дней и сорок ночей ( Мф. 4:2 ); Лука говорит, что в течение этого времени Он «ничего не ел» ( Лк. 4:2 ) 299 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Прощеное воскресенье В чем была радость райской жизни? Все было красиво, прекрасно, мирно, а главное, была возможность общения с Господом Богом. И всего была дана лишь одна заповедь: не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Но лукавый прельстил: «Если вкусите, то сами будете, как боги ( Быт. 3:5 )». И люди, которые обладали даром свободы воли, поверили больше диаволу, чем Богу. В этом весь ужас грехопадения первых людей: поверили диаволу, не поверили Богу. А затем, когда Господь Бог вопросил Адама, не ел ли Адам от дерева, с которого Он запретил ему, Адам не ответил: «Прости», а сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел ( Быт. 3:12 ). А Ева сказала: змей обольстил меня, и я ела ( Быт. 3:13 ). Люди поверили диаволу больше, чем Богу и, согрешив, не покаялись, не попросили прощения, а, наоборот, оправдывались: «Не я, а она», – говорил Адам, а Ева: «Меня змей соблазнил». Недоверие и неправда людей оторвали их от Бога, и они потеряли рай. И так было до пришествия Спасителя. Первый со Спасителем вошел в рай благоразумный, покаявшийся разбойник, которому Господь сказал: ныне же будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). Надо каждому из нас почувствовать себя разбойником – грешником. Время Великого поста зовет нас заглянуть в наши души – «даруй ми зрети моя прегрешения» – и с покаянием подойти к Таинству Исповеди, а затем, если Бог даст, к Святой Чаше – «ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!». Великий пост Если бы нам знать, у кого получить мирную, тихую, радостную жизнь для себя, для своих близких, для своего народа! Если бы нам знать, как нам добраться до источника такой жизни! Ведь ради этого можно было бы потрудиться! А в церкви поют: «Ты Источник нашей жизни». Эго ведь про Господа. Господь – Источник жизни. Он может ее исправить, сделать радостной, мирной. Но как нам добраться до Господа, как нам до Него достучаться? Церковь Православная есть тот корабль, который ведет нас ко Господу, к Источнику счастливой, мирной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Так и Господь безмолвно ожидает каждого, кто захочет вернуться к Нему, взывая: «Отче, согрешил я пред Тобою!» Возвращение в дом Отчий — таков смысл «Недели о блудном сыне». В это воскресенье поется песнь изгнанников, псалом 136, «На реках Вавилонсках». Тоска древнего Израиля по утраченной отчизне обретает новый общечеловеческий смысл. Грешник, томящийся на духовной чужбине, вспоминает о доме Отчем. «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя…» СУД БОЖИЙ Третья «неделя», предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром. Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих — ощущалась необходимость нравственного воздаяния. Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться еще в Ветхом Завете, когда грехи народа Божия влекли за собой возмездие. Но небывалую остроту приобрел он с началом проповеди Христа. «Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет» (Ин 3,19). Суд продолжается и ныне, в глобальных масштабах; это было предсказано в Евангелиях и Апокалипсисе. Мы читаем там, что «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк 21,25), что явится Зверь, на челе которого будут написаны имена богохульные («И дивилась вся земля, следя за Зверем… и поклонились Зверю, говоря: кто подобен Зверю сему?»). Отравлены земля, воздух, треть мирового океана, гибнет треть живых существ (Откр 8,7 ел.; 13, 1 ел.). Зверь ведет войну со святыми и «побеждает их». Все кричат:«мир и благоденствие», но новые катаклизмы потрясают землю… Были времена, когда о таких пророчествах говорили с насмешкой. Но в наш век, век Освенцима и Хиросимы, даже люди, далекие от веры, невольно заговорили апокалиптическим языком. Добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает все более ожесточенный характер. Она никого не оставляет в стороне. Исторические бури — предвестники Последнего Суда, точно так же, как все добрые семена, прорастающие в людях, подготавливают конечное торжество Правды Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Тогда Христос сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть... рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними ( Лк. 24, 41–43 ). Фома не был при этом явлении Господа; и когда ему рассказали обо всем происшедшем, он не поверил и Апостолам-очевидцам, уже уверовавшим в Воскресение Христово. На уверения их, что они действительно видели Учителя, что осязали руки и ноги Его, и что Он ел при них рыбу и мед, Фома ответил: если сам не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, то словам вашим не поверю. Вот как велико было недоверие Апостолов к чужим показаниям в таком деле! Через восемь дней Господь опять явился Апостолам, среди которых был и Фома. Фома был поражен, когда Господь прямо обратился к нему с требованием, чтобы он перстом осязал Его раны от гвоздей и рукой – прободенные ребра Его. Фома подошел к Господу, осязанием убедился, что это не только не дух, но именно Сам Христос, руки и ноги Которого были пригвождены ко кресту и ребра Которого были прободены копьем. Не имея уже никакого основания сомневаться в тождестве Явившегося ему с Тем Учителем, Который был распят, умер и погребен, Фома в умилении пал перед Ним и воскликнул : Господь мой и Бог мой! ( Ин. 20, 24–28 ). Вот каких доказательств потребовали Апостолы, чтобы убедиться в действительном Воскресении Иисуса Христа! При чтении этих повествований может показаться даже обидным это маловерие Апостолов в Божественность их Учителя; но при серьезном размышлении об этом маловерии приходишь к заключению, что так было угодно Богу. Да, Богу угодно было привести Апостолов к сознательной вере в Иисуса Христа, как Сына Божия, и устранить всякую возможность обвинять их в вере слепой, в легкомыслии и мечтательности: ведь им надлежало идти в мир и свою веру передать другим; ведь их вера должна была быть крепка, как камень, и на камне том должна была воздвигнуться Церковь Христова! Вот чем объясняется все маловерие, все сомнения Апостолов. Когда Апостолы, потребовав таких обидно-осязательных доказательств, убедились, наконец, в том, что Иисус Христос действительно воскрес не только духовно, но и телесно, тогда только открылись их сердца, до тех пор окамененные. Но их не могла не тревожить мысль: «Почему воскресший Иисус не провозглашает Себя Царем Израилевым? Ведь должен же Мессия открыть Царство Израилево? Ведь об этом писали пророки, начиная с Моисея. Почему же Иисус медлит с таким важным делом, которое составляет цель Его пришествия?»

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010