Не должно ли, с одной стороны, приводит нас в трепет и ужас грозное на неисправимых и беспечных Правосудие Господа? Молчах, – говорит Он чрез Пророка, – еда и всегда умолчу, и потерплю? Терпех, яко раждающая, истреблю и изсушу вкупе ( Ис. 42:14 ). Уже бо и секира при корени древа лежит, по реченному Иоанном, всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо ( Мф. 3:10 ). Кто же поручится, или что обеспечит нас в том, что не решена еще участь наша, также как сказано Господом в притче о бесплодной смоковнице, посечение которой отсрочено, уже в последний раз, на краткое время ( Лк. 13:6, 9 )? Еще менее безопасными можем считать себя от участи, более страшной, какая постигла некогда нечестивых, если последуем пути Валаамову ( 2Пет. 2:15 ) и мерзостям Вавилона ( Апок. 17:5 ). – По свидетельству Слова Божия, в то самое время, как нечестивый в упоении страстей, всего мене опасается суда Божия, рука невидимого посланника Божия пишет приговор казни и гибели ( Дан. 5:25 ). С другой стороны, угрожает погибелью лютый враг нашего спасения. Он всего более пользуется нашим легкомыслием и неосторожною забывчивостью, чтобы устроять и совершать нашу погибель. Тогда как люди спокойно спят, по слову Господню, враг их диавол бодрствует и бросает в сердца их злые семена ( Мф. 13:24–39 ). Отсюда вырастают плевелы, и созревает погибель беспечных. «Какое же безумие! – восклицает человек Божий, – ты не почитаешь душу свою достойною бодрственных и неутомимых попечений, между тем, как диавол ценит ее столь высоко, что не жалеет никаких усилий, чтобы овладеть ею». Устыдимся и устрашимся беспечности, внимая спасительным предостережениям: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф. 26:41 ). Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет. 5:8 ). Если бы даже силою, даруемой нам благодати, и усильными подвигами собственными достигли мы некоторого совершенства в благочестии, и сделали значительные успехи в деятельном обновлении себя по образу Христову, и тогда отнюдь не должно останавливаться на мысли самодовольной, и тогда, опасно прекращать подвиг или ослаблять бодрствование о своем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

26 . (и) выпрямляет (выпрямляющий) согбенных ( Пс. 144:14 ср. Лк. 4:18 из Ис. 52:6 ; Мф. 12:20 из Ис. 62:3 ) 27 . Тебе Единому мы признательны (исповедаемся, благодарим, прославляем) ( Пс. 75:2 ; 1Пар. 23:13 ; Деян. 10:8, 15:14 , 1Пет. 1:3, 3:9 ; Иак 3:9 ; Иуд.1:4, 25 ) К 20 стр. ο βραδνει 2Пет. 3:9 απ. λεγ. – ο νυστζει 2Пет. 2:3 , еще только Мф. 25:5 (в пророчественной речи Господа), – или ργε 2Пет. 2:2 – απ. λεγ. К 21. Можно сближать с идеей воскресения мертвых и сошествия Христа в ад. κοιμω для обозначения умерших 2Пет. 3:4 ; Деян. 7:10 . Ср. Мк. 14:37–42 и пар. Мк. 14:72 и пар. Мк. 5:39 пар. Форма предложения: «не (дремлет и не спит), но (пробуждает). К 22–25: можно сблизить с новозаветными исцелениями больных. К 24: можно сблизить с повествованием Деяний об освобождении апостолов и ап. Петра от уз. К 25: σθενω 1Пет. 5:10 – απ. λεγ. Стр. 21–26 представляют накопление причастий и синонимов. К 27: ср. 5 стр. Вся первая строфа наполнена заимствованиями из ветхозаветной поэзии, преимущественно из псалмов, – и имеет вид хвалебного псалма. В этом отношении она сходствует с подобными же новозаветными творениями: Лк. 1:46–55. 68–79. 29–32 . По этой начальной строфе своей молитва процитирована в Вавилонском Талмуде Pesachim 118. а. нач. Goldschmidt, 134 кон. В нек. опущ. стр. 14–26. В. Вторая строфа: I. 28 . И если бы рот наш наполнился песнопением, как (полно) море, – ( Пс. 126:2 ср. Деян. 2:4, 3:10, 4:8, 31, 5:17 ; Иак. 3:8, 17 ; 2Пет. 2:14 ; Деян. 2:13 ) 29 . и язык наш – ликованием, как шум волн его, – ( Пс. 126:2, 65:8 ; 1Пет. 1:6, 8, 4:13 ср. 2Пет. 3:10 οιζηδν) 30 . и уста наши – славословием, как широты тверди, – ( Пс. 63:3. 5 ; 1Пет. 1:7, 2:14 ср. к стр. 5 Авв. 1:6 ; Ис. 19:1 ; Дан. 3:56 ; Мк. 7:6 и пар из В. З. и 1Пет. 3:10 из Ис. 34:14 ; 1Пет. 5:9 ) 31 . и очи наши светились (были блестящи) как солнце и как месяц, – (Ср. Сир. 17:31; 23:19 ; 2Пет. 1:19 ) 32 . и руки наши распростирались (были распростерты), как орлы поднебесные, – ( 3Цар. 8:54 ; Плач. 4:19 ср Рим. 10:21 из Ис. 65:2 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

2:7 Ин. 14:6 2Пет. 1:4 Ин. 14:23 Житие преподобного Григория Синаита, написанное учеником его святейшим патриархом константинопольским Каллистом. Рукопись Икос канона Предтечи Лк. 1:46-48 Лк. 2:49-50 Толкование святого Иоанна Златоустого на Евангелие от Матфея; также Благовестник, объяснение на приведенное место Евангелия от Матфея. " Нечто человеческое, власть матери над сыном, — замечает блаженный Феофилакт Болгарский, рассматривая обстоятельство, описанное Евангелистом, — выказала Богоматерь: она еще не понимала всего величия, таившегося в Богочеловеке. И потому в то время, как Он говорил поучение народу, она прерывает Его, вызывает к себе, желая от Него как от сына почтения и повиновения себе. По этой причине и Христос, знавший сердечную мысль ее, сказал: Кто есть Мати Моя? и кто суть братия Моя? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя: иже бо аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесех, той брат Мой, и сестра и мати Ми есть. Сказал Он это, не уничижая Богоматерь, но отвлекая ее от тщеславия и от взгляда по ветхому человеку " Деян. 1:14 Преподобный Макарий Великий. Слово 7-е, гл. 11, 12 Апок. 20:6 Ин. 7:39 Bergier. Dictionnaire de Theologie. Article: Marie Bergier. Dictionnaire de Theologie. Article: Marie Bergier. Dictionnaire de Theologie. Article: Marie Лк. 1:43 Быт. 1:28 Мф. 22:29 Быт., гл. 1, 2, 3 Алфавит духовный, кн. 1, гл. 7 и 8 Рим. 6:23 Мф. 19:11 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского Преподобный Григорий Синаит, гл. 110 и 114. Доброт., ч. 1 Слово 15-е, гл. 3 Канон Акафиста Божией Матери, песнь 1-я, тропарь 1-й Мф. 1:25 Мф. 1:18-25 Лк. 1:27 Лк. 2:7 " Благовестник " , Точное изложение Православной веры; Четьи-Минеи и проч Мф. 28:20 Сол. 4:17 Мф. 5:26 Быт. 8:7 Пс. 109:1 Мф. 5:18 Ис. 29:11 Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 14 Это сведение и прочие исторические сведения заимствованы из Четьи-Миней, в которых изложено подробное церковное Предание о Божией Матери, т.е. приведены о ней повествования и рассуждения весьма многих святых отцов Лк. 1:43 Мф. 1:20 Мф. 2:13, 20 Ин. 7:3; Мф. 13:55 Лк. 2:48; ср. Лк. 4:22; Ин. 6:42 Лк. 3:23 Так воскликнули апостолы, увидев явившуюся им Божию Матерь по ее успении. Четьи-Минеи, 15 августа 1Кор. 2:14 Ин. 6:63 Пс. 118:105 Лк. 2:41-50 Лк. 2:51 Ин. 2 Ин. 12:27 Мф. 12:46-49. См. объяснение сего обстоятельства в " Благовестнике " Лк. 11:27-28 Ин. 6:38 Лк. 2:19 Лк. 2:51 Пс. 39:9. По объяснению святого Иоанна Лествичника Ин. 2:5 Лк. 2:35 Так объяснял и блаженный старец Серафим Саровский 1Кор. 6:17 Деян. 1:14 Повествование о успении Пресвятой Богородицы. Четьи-Минеи, 15-го августа Деян. 5:15 Блаженному Серафиму Саровскому Заимствовано из Акафиста Божией Матери  Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Через все свои перемены и метаморфозы вся тварь спешит к своему концу. Проживая все [свои] дни и все [свои] ночи, все люди, а с ними и вслед за ними и все [прочие] создания спешат к последнему дню, в который совершится тайна мира сего и человеческой истории. Все дни, словно белые потоки, и все ночи, словно потоки черные, с великим напором пробиваются через бездны и ухабы бытия, устремляя все создания и всю тварь к последнему дню, в который надлежит этим потокам, слившись воедино, остановить свое течение. Всё жившее и живущее в клетке времени должно вступить в сей последний день, высадиться на его берег. Нет такого существа или твари, которых поток времени, несущийся по руслу пространства, не снесет в этот последний день и не выбросит на его побережье. Этим днем время завершит свое бытие, посему в Божественном Откровении он и именуется – последним днем ( Ин.6:39, 40, 44, 11:24, 12:48 ), великим днем ( Деян.2:20 ; Иуд.6 ). А поскольку это Богом назначенный день, в который Он будет судить вселенную (Деян, 17:31), то он также называется – днем суда (μερα κρσεως) ( Мф.10:15, 11:22, 24, 12:36 ; 2Пет.2:9, 3:7 ; 1Ин.4:17 ), днем гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим.2:5 ). Но так как весь суд передан Сыну ( Ин.5:22 ), а Сын в последний день имеет явиться во славе как Судия, то день этот нарицается еще – днем Сына Человеческого ( Лк.17:22, 24, 26 ), днем Господним ( 2Пет.3:10 ; 1Фес.5:2 ; ср. Иез.13,5 ; Ис.2:12 ; Иоиль. 2:31 ; Соф.1:14 ; Мал.4:1 ), днем Христовым ( 2Фес.2:2 ; Флп.1:10, 2:16 ), днем Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.1:14 ; 1Кор.1:8, 5:5 ), днем суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7, 2:9 ). В этот многозначительный день Господь изречет Свой последний, заключительный суд обо всей истории мира и человека, обо всех людях вкупе и о каждом человеке в отдельности. И как по окончании сотворения мира Господь произвел смотр всех созданных существ и тварей и обо всем изрек Свое суждение, что всё хорошо весьма ( Быт.1:31 ), – так и в последний день совершит Он смотр всех существ и тварей при завершении их пути через историю и изречет Свой суд обо всем и всех. Тогда Он окончательно отлучит добро от зла и проведет между ними непреодолимую границу; тогда изречет Он Свой непогрешимый приговор всем людским ценностям; тогда на абсолютно точных Богочеловеческих весах Своей правды и любви взвесит Он все человеческие дела, все человеческие мысли, все человеческие намерения, все человеческие слова; тогда совершится тайна Божия – το μυστριον του Θεου ( Откр.10:7 ) о человеке, о [прочей] твари, о мире, о вселенной; тогда все добрые и всё доброе унаследуют вечное блаженство, вечный рай, а все злые и всё злое – вечную муку, вечный ад. Время и признаки Второго Христова Пришествия

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Закон бессмертия принадлежит душе и телу, так как сотворен был человек для вечности. В сущности, и воскресение и «вырастание» есть все-таки всемогущественное и непостижимое действие Божье. Не может гордый, глубоко падший ум объяснить первого, да не объяснит и второго: как из земного тела вырастает духовное. Искажать истину человек может, но истребить, уничтожить, прекратить ее бытие не имеет сил, и она, где нужно, сама себя высказывает. Учение о воскресении мертвых (т.е. тел) не есть безумие, как выражались афинские философы, но это учение истинное, основанное и на истинной вере в Начальника нашего воскресения, и на здравом разуме, на понятии о назначении человека, Богом созданного для вечности; а человек от сотворения его состоит из тела, души и духа. Окончательный суд Божий над существами нравственными: всеобщий суд – суд над христианами и над нехристианами Придет некогда день, последний день для этого рода человеческого ( Ин.6:39 ); как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века и мира ( Мф.13:39 ), как бывает день смерти человека, – придет день, установленный Богом, «в который будет праведно судить вселенную» ( Деян.17:31 ), т.е. суд всеобщий и решительный. Этот день потому и называется в Писании днем судным ( Мф.11:22,24 ); днем суда ( 2Пет.3:7 ); днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим.2:5 ); днем Сына человеческого ( Лк.17:22 ); днем Господним ( 2Пет.3:10 ); днем Христовым ( 2Сол.2:2 ); днем Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.1:14 ), потому что Господь Иисус Христос явится на землю уже во славе Своей, чтобы судить живых и мертвых; днем великим ( Деян.2:21 ; Иуд.6 ), по тем великим событиям, которые тогда совершатся (Богословие Митр. Макария Харьк. Т. 2, стр. 618). Второе пришествие на землю Господа Иисуса Христа есть догмат православия и содержится в седьмом члене Символа Веры . В этом же члене изложен и догмат будущего страшного Суда Божьего над человечеством за его земную жизнь, за его дела. Понятно, что открытие суда предворяет пришествие судьи и потом явление на суд судимых: человеков и бесов. Следовательно, все свидетельства св. Писания о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа на землю, о воскресении мертвых – остаются свидетельствами о действительности всеобщего суда. Вот свидетельство Самого Господа Иисуса Христа об окончательном суде, свидетельства св. Апостолов, св. Отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Введение § 1. Понятие о Библейской Герменевтике и разные наименования этой науки Библейская Герменевтика есть наука, в которой преподаются правила, как узнавать и изъяснять подлинный смысл священного Писания. Название Герменевтики взято от греческого слова ρμηνεειν толковать, изъяснять что-нибудь или посредством простого перевода с одного языка на другой ( Ин.1:39,42; 9:7 ; Мф.1:23 ; Евр.7:2 ), или посредством подробнейшего раскрытия предлагаемой мысли ( Лк.24:27,32 ); а Библейскою или Священною называется она в отличие от герменевтики общей. – Некоторые богословы дают этой науке название Экзегетики 1 ; потому что слова ρμηνεειν и ξηγεσϑαι употребляются в священном Писании как тожественные, в одинаковом значении ( Лк.24:27 ; Ин.1:18 ). – Другие называют ее Богословием толковательным, или сказательным 2 , по ее предмету и отношению к составу богословских наук. § 2. Польза ее Священное Писание, как слово Божие, есть нетленное семя, от которого человек возрождается из естественной в благодатную жизнь ( 1Пет.1:23 , сн. Лк 8:11 ); есть хлеб, которым он духовно живет, и вода, которою утоляет духовную жажду ( Ам.8:11,12 ); есть светильник, сияющий в темном месте, пока придет рассвет и заря взойдет в сердце ( 2Пет.1:19 ), и есть самый дневной свет, то есть, живое и блаженное познание Бога и чудес его во времени и в вечности ( 1Ин.5:20,2:8 ). Без слова Божия человек мрачен, гладен, жаждущ и мертв духовно 3 . По сей необходимости священного Писания для истинного и лучшего существования человека, православно-кафолическая Церковь не только позволяет всякому верующему слушать и читать Писание, но и заповедует исследовать оное, дабы веровать сердцем в правду и устами исповедовать во спасение 4 . Но поскольку в нем есть нечто и неудобовразумительное, что не наученные вере и не утвержденные в ней, к собственной своей погибели, толкуют превратно ( 2Пет.3:16 ): то желающий испытывать Писания, могущая умудрити во спасение ( 2Тим.3:15 ; сн. Ин.5:38 ), для вернейшего достижения сей цели, должен предварительно знать правила истинного разумения и изъяснения смысла священного Писания 5 . Сии-то правила и составляют предмет Библейской Герменевтики: здесь предлагается начало, к которому должно обращаться постоянно при изъяснении Писания; здесь назначаются законные пределы для изысканий; здесь указываются средства к правильному уразумению истины, открытых людям в божественном Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Вопрос 9. Для чего нужно и необходимо спасению и блаженству нашему Священное Писание, и ужели кроме оного ниоткуда научиться истине Божией, добродетели и совершенству? Для того, что человек создан от Бога быть блаженным, а средство ему данное – разум и воля – к тому стало быть недостаточное ( 1Кор. 2:8 ), то всему нужному ко спасению и блаженству, всякой истине, и всякой добродетели, и совершенству должен научаться из Божественного Писания ( Ин. 5:39 ), кое едино есть истина и правило жизни, могущее его привести к совершенству ( 2Тим. 3:16 ). Вопрос 10. Что есть священное писание? Священное Писание есть слово Божие, чрез святых пророков и апостолов, непосредственно от Святого Духа вдохновенных, написанное, дабы из него научались люди истинному богопознанию, богопочитанию и всему тому, что к получению живота вечного и Царствия небесного служит ( 2Пет. 1: 21 ; 2Цар. 23:2 ; Лк. 16:29 ). Ветхий Завет писали пророки, а Новый – апостолы. В книгах Ветхого Завета содержатся обеты, прообразования, нравоучения и история о Божием строении от начала мира до Христа. В книгах же Нового Завета описываются исполнения обетований, дело искупления чрез Христа и новый путь совершеннейший к Небу. Итак, Ветхий Завет есть Нового основание, а Новый – Ветхого исполнение. Вопрос 11. Какие суть свойства Священного писания? Свойства Священного Писания, доказывающие вместе, что оно есть истинное слово Божие, суть сии: 1) древность: нет древнейшего писателя, как Моисей, все истории о том гласят; 2) вовсе отменный от других всех писаний слог и самая настоящая, никаким вымыслам не причастная историй справедливость; 3) содержание глубочайших таинств, небесную открывающих премудрость; 4) Божественные Откровения и пророчества, коих событие явно видим; 5) удивительное пророков и апостолов сходство во всем; 6) совершенное довольство всего того, что касается до утверждения в вере, до исправления жизни и истребления пороков; 7) чудное действие, кое производит в человеческих сердцах, где печатлеется духом и истиною; 8) чудное в целости от начала доныне сохранение от вражиих и диавольских коварств; 9) свидетельство всея Церкви, особенно же первенствующия; 10) наказание от Бога, наложенное Писания насмешникам, нарушителям и преступникам; 11) премногие мученические кровопролития; 12) преславные чудотворения, исполнение предсказаний и самое признание врагов. Сюда же еще принадлежат и сии доказательства: 13) свидетельство Святаго Духа ( Лк. 1:70 ); 14) целость и нетление ( Мф. 5:18 ); 15) чистота и изрядство ( Пс. 11:11 ); 16) справедливость и достоинство ( Ин. 10:5, 9 ); 17) ясность ( 2Пет. 1:19 ); 18) совершенства ( Ин. 20:31 ); 19) живность ( Евр. 4:12 ). При сем присовокупи и то, что: 20) ни Пресвятому Богу, открывающему таинство, солгать невозможно, ниже писателям, свидетельствованным от всех, обманывать. Иначе в то самое время, как они писали, всяк бы их обличил и не поверил бы им никто. Крайне грешит тот, кто в сем Писании или погрешностям, или непристойностям каким быть утверждает.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

II. Но придет день, последний день для всего рода человеческого ( Ин. 6:39, 40 ), как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века и мира ( Мф. 13:39 ), как бывает день смерти человека, – придет день уставленный Богом, воньже хощет Он судити вселенней в правде ( Деян. 17:31 ), т.е. произвести суд всеобщий и решительный. Этот день, потому, называется в Писании днем судным ( Мф. 11:22, 24 ), днем суда ( 2Пет. 3:7 ), днем гнева и откровения, праведнаго суда Божия ( Рим. 2:5 ). Называется также днем Сына Человеческаго ( Лк. 17:22, 24, 26 ), Господним ( 2Пет. 3:10 ), Христовым ( 2Сол. 2:2 ), днем Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор. 1:14 ), потому что Он явится тогда на землю уже во славе Своей, чтобы судить живых и мертвых; днем великим ( Деян. 2:20 ; Иуд. 6 ) – по тем великим событиям, которые тогда совершатся. III. Когда придет этот великий, предустановленный день, Господу не угодно было открыть нам, для нашей же нравственной пользы. О дни том и часе никтоже весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един ( Мф. 24:36 ), – сказал Христос ученикам Своим, вопрошавшим Его о сем. И присовокупил: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет ( Мф. 24:42 ). Впрочем, для ободрения праведников и вразумления грешников, бесконечно-Благий и Премудрый, как Сам непосредственно, так и через Апостолов, благоволил предъуказать некоторые знамения Своего второго пришествия и кончины века, некоторые признаки приближения великого дня судного. Главнейшими из таких признаков будут: 1. С одной стороны, необычайные успехи добра на земле, распространение Евангелия Христова во всем мире. И проповестся сие евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком, и тогда приидет кончина ( Мф. 24:14 ), – сказал Сам Спаситель. 2. С другой стороны, необычайные успехи зла и явление на земле Антихриста. В последния дни, – говорит св. Апостол Павел, – настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хульницы... сластолюбцы паче нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшися ( 2Тим. 3:1–5 ), так что Сын Человеческий пришед убо обрящет ли (си) веру на земли ( Лк. 18:8 ). Недовольствуясь обыкновенными своими средствами, диавол воздвигнет тогда, по допущению Божию ( 2Сол. 2:11 ), чрезвычайное для себя орудие в лице Антихриста, чтобы вести через него брань с царством Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Никто другой как именно Герард был отцом теории „amanuenses”, или „notarii”. Хотя пророки и апостолы были простыми писцами Св. Духа, всё же этому не противоречит то, чтобы те канонические книги, в составлении которых они несли писательский труд, назывались их именами. Мы спокойно можем говорить о книге Моисея (liber Mosis), о псалтири Давида (psalterium Davidis), о послании ап. Павла (epistola Pauli), если только такие выражения употребляются в смысле служебной, а не первоначальной причины (ratione ministerii, non ratione causae principalis 45 . Через это не унижается честь Св. Духа, как первого автора (primus auctor, или dictator), но только предполагается, что св. писатель, как верное Его орудие, был автором второстепенным (auctor secundus seu scriptor). Говоря о письменном начертании откровения, Герард указывает несколько важных причин для этого. После всемирного потопа жизнь человеческая сделалась весьма краткой (ср. Быт. 5с Пс. 90:10 ), так что Слово Божье не могло передаваться в прежней чистоте посредством одного Предания. С размножением человечества устная передача Откровения не могла достигнуть всех, что обнаружилось весьма рано ( Нав. 24:2 ; Быт. 25:2 ; Иез. 20:7 . и др.). Сюда нужно присоединить слабость и забывчивость человеческой памяти ( 2Пет. 1:15 ), неизменяемость Божественного Откровения ( Лк. 1:3–4 ; Фил. 3:1 ), появление безбожия и лжеучения. Как средство к спасению, св. Писание было, безусловно, полезно людям ( 2Тим. 3:16 ). Из него они узнали тайны, от природы им не известные. Св. Писание не только предохраняло чистоту учения от искажений ( Мф. 22:39 ), но сообщило людям необходимую уверенность в спасении ( Лк. 1:3 ; 2Пет. 1:9 ), научало и наставляло их в праведности ( Ин. 5:9 ; 1Тим. 4:13 ; 2Тим. 3:15 ). Безусловно ли необходимо св. Писание для христианской Церкви? Современные католические богословы, как например, кардинал Беллярмин, умаляли значение Библии в пользу устного Предания, ограничивая самое изучение её узким кругом церковной иерархии. Лютер и его последователи, наоборот, придавали исключительное значение Библии и считали её единственным судьёй в делах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Каждая точка зрения не бесспорна, но использование греч. глагола poreutheis, указывающего на постоянное и целенаправленное продвижение (сошед в ст. 19 и восшед в ст. 22), позволяет полагать, что Петр здесь пересказывает то, что совершил Иисус в промежутке между Своей смертью и вознесением. 20 Фраза некогда непокорным относится, согласно предыдущей интерпретации, либо к событиям Быт. 6:1–4 , либо к проповеди Ноя (см.: 2Пет. 2:5 ). «Божие долготерпение» в период строительства Ноева ковчега ( Быт. 6:13 ; и ср.: 2Пет. 3:5–9 ) вполне совместимо с обоими этими толкованиями. Немногие: характерное для Библии слово (ср.: Мф. 7:14 ; Лк. 13:23,24 ). В Ветхом Завете эквивалентом этого понятия выступает слово «остаток» ( Ис. 10:20–23 ; Иер. 23:3 ; ср.: Рим. 9:27–29 ). Павел говорит также и о «многих», которые будут оправданы через смерть Иисуса ( Рим. 5:19 ), что представляется побудительным мотивом для евангелизма. От воды: это выражение может иметь двоякое истолкование. Ковчег служил убежищем и спас Ноя и его семью «от воды», в которой, не избежав суда Божьего, погибли другие. Предлог «от» (или через, посредством) предполагает одновременно и средство уничтожения его современников, и средство доставки Ноя и его семьи к новому старту, к началу новой жизни. 21 Подобное сему образу, т. е. символизирует, служит прообразом, прототипом – от греч. слова antitypon, прообраз, которое первоначально обозначало оттиск, оставленный печатью (typos), и тем самым указывало на своего рода почтовый штемпель. Петр усматривает здесь параллель с крещением, поскольку вода символизирует Божий суд над грехом и «доставку» в новую жизнь. Единственный путь выйти из состояния мятежа против Бога и войти в новую жизнь пролегает через воды суда. Ной и его семья прошли это символически в ковчеге. Иисус говорит о Своей смерти как о крещении ( Мк. 10:38,39 ), когда Он за нас испытал на Себе суд Божьего гнева. В Рим. 6:3,4 Павел рассматривает крещение как вхождение в состояние смерти и воскресения Христа. Для Иисуса Его смерть указывала на осуждение Богом греха и была прелюдией к воскресению; для верующего смерть Иисуса служит средством очищения от греха и путем в новую жизнь. Петр уводит своих читателей от всякого рода представлений о крещении как о магии, простым языком объясняя, что действенная сила крещения состоит не во внешней символике «омытия плотской нечистоты», а во внутреннем отклике человека, о движении веры к Богу. Обещание, точнее поручительство, или залог, – термин, который в первом веке использовался при заключении договора как торжественного обязательства одной из договаривающихся сторон. Воскресение Иисуса Христа – величайшее событие, которое сделало реальным и возможным все, что символизирует собой крещение, и именно благодаря этому воскресению мы получили спасение (ср.: 1:3 с 1Кор. 15:1,2,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010