Затем уже последует второе, всеобщее воскресение мёртвых, всеобщий суд и всеобщее вечное мздовоздаяние. Это учение известно было в двух видах. Одни говорили, что Христос восстановит Иерусалим во всей красе, снова введёт исполнение обрядового закона Моисеева со всеми жертвами и что блаженство праведников будет состоять во всевозможных чувственных удовольствиях. Так учил в первом веке еретик Керинф и другие иудействовавшие еретики: евиониты, монтанисты, а в четвёртом веке Аполлинарий. Другие, напротив, утверждали, что это блаженство будет состоять в чисто духовных наслаждениях. В этом, последнем виде мысли о хилиазме были высказаны впервые Папием Иерапольским ; встречаются они затем у св. Иустина Мученика , у Иринея, Ипполита, Мефодия и Лактанция ; в позднейшие времена оно возобновлено, с некоторыми особенностями, анабаптистами, последователями Шведенборга, мистиками-иллюминатами и адвентистами. Надо, однако, видеть, что ни в первом, ни во втором виде учение о хилиазме не может быть принято православным христианином, и вот почему: 1) По учению хилиастов, воскресение мёртвых будет двукратное: первое за тысячу лет до кончины мира, когда воскреснут одни праведники, второе – перед самою кончиною мира, когда воскреснут и грешники. Между тем Христос Спаситель ясно учил лишь об одном всеобщем воскресении мёртвых, когда воскреснут и праведники, и грешники, и все примут окончательное мздовоздаяние ( Ин. 6:39, 40 ; Мф. 13:37–43 ). 2) Слово Божие говорит только о двух пришествиях Христовых в мир: первом, в уничижении, когда Он приходил искупить нас, и втором, во славе, когда Он явится судить живых и мёртвых. Хилиазм вводит ещё одно – третье пришествие Христово за тысячу лет до кончины мира, какового не знает Слово Божие. 3) Слово Божие учит только о двух царствах Христовых: Царстве благодати, которое будет продолжаться до кончины мира ( 1Кор. 15:23–26 ), и Царстве славы, которое начнётся после Страшного Суда и не будет иметь конца ( Лк. 1:33 ; 2Пет. 1:11 ), хилиазм допускает ещё какое-то среднее третье Царство Христово, которое будет продолжаться только 1.000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех. Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше — Словом Божиим, выводит его на путь заповедей Христовых, и путь неправды отставляет от него Душа, оживленная Истиною, воспевает вместе с вдохновенным пророком: Путь заповедей Твоих текох, егда разширил ecu сердце мое. Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим Такая душа непременно соделывается причастницей Святого Духа, который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, который в таинственном Своем совете со Всесвятою Истиною вещает о себе так: Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя Человек доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться он неспособен к служению Богу. Одна вера во Христа доставляет познание Истины; вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа, как и боговдохновенный пророк сказал: Привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах Один истинный христианин, христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, поклоняющимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиною. Аминь. Ин. 4:23 Ин. 14:6 Ин. 17:17; Кол. 1:16 Ин. 1:1, 3; Кол. 1:16 Ин. 1:14 Ин. 1:18 Ин. 1:16-17 2Пет. 1:4 Ин. 15:26; 16:13 Ин. 15:26 Ин. 14:26 Гал. 4:6 Ин. 16:13 Ин. 16:14-15 Еф. 2:22 Еф. 3:16-17 Ин. 14:6 Рим. 8:16 Гал. 4:6 Ин. 14:6 1Ин. 2:23 Ин. 3:36 1Кор. 12:3 Рим. 8:9 Марк Подвижник. О Законе Духовном. Доброт., ч. 1, гл 2 Быт. 8:21 Матф.7:11; Лк. 11:13 Мф. 10:39 Ин. 8:31-32 Ин. 8:43 Пс. 118:29 Пс. 113:32-34 Пс. 118:63, по объяснению преп. Пимена Великого, помещенному в Алфавитном Патерике Рим. 8:26 Пс. 118:131  Поучение в неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии Возлюбленные братия! Господь наш Иисус Христос по исцелении слепорожденного, о чем мы слышали сегодня в святом Евангелии, сказал: На суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут Этих слов Господа не могли равнодушно выслушать гордые мудрецы и праведники мира, каковыми были иудейские фарисеи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вот почему слово Божие с такою силою настаивает на познании и искании Бога: «Сия есть жизнь вечная, говорит Спаситель, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). А познать Бога человек может, ибо то, что можно знать о Боге, ему открыто Самим Богом, с одной стороны, в видимой природе, с другой, в откровенном слове Божественном. ( Рим.1:1920 ; Ин.5:39 ; Лк.24:27 ). Те, которые не знают Бога, безответны и безнадёжны в мире сем, их участь – страшные наказания в пламенеющем огне и вечная гибель ( Рим.1:20 ; Еф.2:12 ; 2Сол.1:8 ). И это потому, что незнание Бога и воли Его сказывается прежде всего в ослеплении ума, отчуждении от жизни Божией и порочной жизни, конец которой – праведный суд Божий и вечная гибель ( Еф.4:1819 ; 2Сол.1:8 ). Напротив, познание религиозной истины делает человека свободным не только от невежества и умственной темноты, но и освящает и очищает его от скверн мира, значит, делает его и нравственно свободным ( Ин.8:32 ; 2Пет.2:20 ). Вот почему познание истины, искание Христа составляет, по учению слова Божия, цель всей жизни человеческой ( Деян.17:2628 ). Жизнь, история точно так же свидетельствуют, что религиозное знание было началом и основою духовно-нравственного развития человечества у всех народов, во все времена. И это понятно – почему. Религия, как нравственный союз человека с Богом, появилась на земле вместе с человеком. Тогда же должны были возникнуть в первых людях и религиозные понятия или истины, которыми определялись их отношения к Богу, Творцу и Промыслителю мира. Эти религиозные понятия, по свидетельству св. Библии, сообщены были первому человеку непосредственно Самим Богом через явления, откровения и райские беседы ( Быт.12:16, 3:8 ). Таким образом, прежде чем познавательная деятельность человека была направлена к изучению видимой природы и к изысканию удобств земной жизни, человек владел уже религиозным знанием, которое он и передавал преемственно последующим поколениям сначала путем устного предания, а потом и через письмена. Первоначальные истины веры, сообщенные человеку вначале непосредственно Самим Богом, в последующие времена были дополнены, раскрыты и уяснены новыми божественными откровениями, особенно в Новом Завете. И сам человек прилагал все усилия к тому, чтобы путем естественного разумения так или иначе постигнуть, разгадать мировые тайны, решить мучившие его вопросы бытия. История человеческого развития докладывает нам, что вопросы о Боге, мире и человеке во все времена были первым и главным предметом научно-философских изысканий человека, что религиозное знание у всех народов, на всех степенях развития, как мира христианского, так и до-христианского, давало характер и направление как семейному, так и общественному воспитанию и обучению молодых людей. Вот почему и ныне наука о религии входит, как главный и основной элемент умственного и нравственного образования человека, в программы всех существующих (по крайней мере, у нас на Руси) учебных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Мессия будет иметь Предтечу: Мал. 3:1 ; Ис. 40:35 ; 2 . Ему принесут дары и поклонение: Пс. 71:10–11 ; срав. Ис. 60:6 ; 3 . На него сойдет Дух Святый: Ис. 11:1–3; 42:1; 61:1 ; 4 . Он начнет проповедь в Галилее: Ис. 9:1–2 ; 5 . Будет проповедовать в притчах: Пс. 77:2 ; 6 . Мессия будет творить чудеса: Ис. 35:3–6; 26:19 ; 7 . Войдет в Иерусалим на жребяти: Зах. 9:9 ; 8 . Будет предан учеником: Пс. 40:10 ; 9 . Будет предан за 30 серебреников: Зах. 11:12–13 ; 10 . Восстанут против Него лжесвидетели: Ис. 34:11–12; 40:8–9 ; 11 . Подвергнут Его осмеянию и унижению: Пс. 21:7 ; 12 . Будет заушен и оплеван: Ис. 50:6 ; 13 . Его осудят на смерть: Пс. 93:21 ; 14 . Пронзят Его руки и ноги: Пс. 21:17 ; Зах. 12:10 ; 15 . Мимоходящие поругаются Ему: Пс. 21:8–9 ; 16 . Разделят одежды Его по жребию: Пс. 21:19 ; 17 . Подадут Ему оцет с желчью: Пс. 68:22 ; 18 . Во время страданий, Он будет кроток: Ис. 53:7 ; 19 . Будет молиться за врагов: Пс. 108:1–5 ; 20 . Умирая, воззовет к Отцу: Пс. 141:2–4 ; 21 . Померкнет солнце, потрясется земля: Ам. 8:9 ; Агг. 2:7 ; 22 . Мессия низойдет во ад: Пс. 15:10 ; 23 . Воскреснет: Пс. 70:20 ; срв. 48:16; 3:6; 24 . Воскреснет в третий день: Ос. 6:2 ; 25 . Вознесется на небо и сядет одесную Бога: Пс. 67:19; 109:1 ; ниспошлет Св. Духа на верующих: Иоил. 2:28 . Господь наш Иисус Христос и Св. Апостолы навсегда останутся наивысшими образцами для православных миссионеров: а они, доказывая, что Иисус Христос есть истинный обетованный еврейскому народу Мессия, ибо на Нем со всею точностью исполнились все ветхозаветные пророчества ( Ин. 5:39 ; Лк. 4:17; 24:27 ; 2Пет. 1:16–21; 3:2 ; Деян. 10:43; 24:14 ; Рим. 3:21 ; 1Кор. 15:3–4 и др.), таким образом приобретали для Царствия Божия неверующих иудеев. 4. Прыгуны и скакуны 234 Сухость и однообразие молоканских богомолений были причиной того, что из молоканства в 50-х годах прошлого века многие выделились, усвоив хлыстовские радения и основав, таким образом, секту прыгунов, сопунов или сканунов, которые, впрочем, сами себя называют только «духовными христианами», «сионцами», «веденцами», так как хлыстовским способом они достигают (будто бы) «ведения духа».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Когда вступает человек в христианскую жизнь, первые слова, которые он слышит, это: «Крещу тебя во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Так начинается погружение человека в таинственную бездну троической жизни. «… И били Его по голове тростью, и плевали на Него… и повели Его, чтобы распять… сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен». (Мк. 15, 19-20, 28). Тот, Кто домирно, т. е. прежде сотворения мира, уже был — становится человеком. Тот, Кто имел бого-равное бытие и обитал в неприступном свете, никем из людей не виденном (1 Тим. 6, 16), — родится простым человеком; при этом — в стойле для скота (Лк. 2, 7). Из ослепительного царства Божией Славы (Ин. 17, 5; 2Пет. 1, 17; 2 Кор. 3, 7; 1 Сол. 2, 12; Евр. 1, 3) Сын Божий, обладающий, по эссенциальному равенству с Богом, Божественной Славой, вселяется в наш мир. И живет в низком, ни от кого и ни от чего не защищенном социальном положении, приняв и в этом образ раба. Терпит бичевания, пощечины, плевки и, наконец, «жесточайшее и омерзительнейшее истязание», как назвал Цицерон крестную муку и смерть. Таково уничижение Бога, обнищание Господа Славы (Флп. 2, 7; 2 Кор. 8, 9; 1Кор. 2, 8). Оно доходило и до того, что, как человек, Он боролся в душе со страхом смерти и с ужасающей тоской оставленности Самим Богом в последние минуты жизни и страданий (Мк. 15, 34; Мф. 26, 39). Так надо было, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, был бы Вождем спасения в крайнем уничижении Божества, в истощении Его (Евр. 2, 10). Так должно быть (Мф. 26, 54). И вот, стоим мы с вами, слушатели сегодняшней беседы о Кресте Господнем, перед непонятным «надо было» и «должно быть», перед превосходящим ум парадоксом зачем-то понадобившегося уничижения Самого Бога. Попробуем приблизиться к какому-нибудь его пониманию, чтобы укрепить в себе всем нам столь нужную уверенность в действительной возможности своего благодатного возрождения. Попробуем сделать это, обратившись к тому опыту, о котором шла речь в прошлый раз. Христианское понимание тайны воплощения Бога неотделимо от личностного, персоналистического понимания Божественного Триединства.

http://pravmir.ru/ognennoe-dvizhenie-lyu...

В качестве внешнего признака сверхъестествен­ного Откровения на ряду с чудесами поставляются пророчества. Сам Иисус Христос, ссылаясь в до­казательство Своего Божественного посланничества на совершаемые Им чудеса ( Ин. 5:36 ), указывал также и на ветхозаветные писания, пророчески сви­детельствующие о Нем ( Ин. 5:39 ; Лк. 24:44 ). Пророчество является существенно необходимою со­ставною частью Откровения. Откровение, как извест­но, имеет историю своего развития, которая, будучи единой и нераздельной по своей сущности, рас­падается однако на части, сообразно различным пе­риодам в раскрытии самого Откровения. Но уже в гражданской истории народов наблюдается закон, по которому ни один период, никакая новая часть ее не стоят вне связи с предшествующим, но в нем имеют свое основание и свой зародыш. От­сюда часто даже гражданские историки, проникая в настоящее и прошедшее истории, приблизительно точно предугадывают отдаленное будущее ее. Так­же тесно связаны между собою Ветхий и Новый За­веты, как главные периоды одного и того же Божественного Откровения. И если Откровение заключает в себе слово или учение и дело, то как в событи­ях ветхозаветных должны быть семена или заро­дыши последующих – новозаветных, так и в учении ветхозаветном должно содержаться преду­казание на будущие судьбы царства Божия на земле. Отсюда объясняется происхождение прообразов и пророчеств ветхозаветных. – Сущность сверх­ъестественного Откровения сводится к идее вечного спасения людей. И если обетование о спасении было дано вслед за грехопадением первых людей ( Быт. 3:15 ), то тогда же должна была начаться самая исто­рия спасения, хотя бы подготовительно, в форме про­рочественно-прикровенных образов этого будущего спасения. И, действительно, каждый из ветхозаветных пророков возвещает об этом спасении, смотря по потребности своего времени и по мере сво­его озарения от Бога. Слово «пророк», равно как и самый термин «про­рочествовать», в Священном Писании Ветхого и Новаго Завета употребляются не в одинаковых смыслах. Означая вообще провозвестника и истол­кователя воли Божией (Исх. 7:1), а также рели­гиозно-одушевленного человека, выступающего со словом назидания, увещания и утешения ( 1Кор. 14:3, 31 ), слово «пророк» имеет более узкий смысл «прозорливца» ( 1Цар. 9: 9 ; ср. 1Пар. 21:9 ), созерцателя тайн Божиих ( Am. 3:7 ), пред­сказателя будущих событий ( Иер. 28:8 ). Но во всяком случае пророчество мыслится, как дар Божий, озарение от Бога. Это – общее представление Ветхого и Нового Завета (напр., 1Цар. 10:6 ; 2Пет. 1:21 ) и даже язычников. В сочинении Цицерона de divinatione проводится та мысль, что если суще­ствуют пророчества, то должны быть боги, а если есть боги, то существуют и пророчества. Продолжая это умозаключение, нужно признать, что где истин­ный Бог, там должны быть истинные предсказа­ния будущего. Действительно, в невозможности предсказать будущее прежде осуществления его боги языческие и обнаруживают свое ничтожество ( Ис. 41:21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/k...

Потому что грех близок и весьма праведным, а покаяние не всем удобно, по близости смерти и прежде нее - отчаяния. Итак, хорошо не падать, или падать и восставать; если же случится пасть, хорошо не отчаиваться и не отчуждать себя от человеколюбия Владыки. Ибо Хотящий (всем спастись) может оказать милость нашей немощи, только не будем удаляться от Него, не будем отягощаться понуждением к исполнению Его заповедей, и, не в силах будучи достигнуть (высоты) их, не предадимся изнеможению, но познаем, что пред Господом един день яко тысяща лет, и тысяща лет яко день един (2Пет.3:8). Не будем слишком ретивы, не будем и ослабевать, но всегда полагать начало. Пал ли ты - восстань. И опять пал - восстань; только не оставляй Врача, чтобы чрез отчаяние не подпасть осуждению, худшему - самоубийцы. Но пребывай при Нем, и Он окажет тебе милость или обращением, или искушениями, или другими действиями Промысла, без твоего ведома. Ибо диавол имеет обычай возлагать на душу то, к чему находит ее готовою: или радость и самомнение, или печаль и отчаяние, или чрезмерные труды или совершенную леность, или безвременно и сверх надобности дела и мысли, или помрачение и безрассудную ненависть ко всему существующему. И просто: какое находит в каждой душе вещество, то и возлагает на нее, чтобы оно не сделалось ей полезным. Хотя это может быть и благое и угодное Богу (дело), но - если оно будет направляемо людьми, могущими судить о вещах и постигать намерение Божие, сокрытое среди окружающих его шести страстей: того, что выше и ниже его, по правую и левую его сторону, вне и внутри его. Ибо дело ли то будет по Богу или знание, но (всегда) благое намерение его бывает окружено шестью противными страстями. Потому, при всяком деле, человек должен спрашивать (совета), по слову святого Антония; но спрашивать не у всякого, а у имеющих дарование рассуждения, чтобы не впасть обоим по неопытности в яму, по евангельской притче (Лк.6:39). Потому что без рассуждения ничто не бывает добрым, хотя не знающим кажется и очень добрым, или потому что не своевременно, или сверх надобности, или сверх меры вещи, или крепости сил человека, или знания его и по многому другому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/955/...

и силы небесные поколеблются“ ( Мф.24:29 ). Все эти знамения, по словам адвентистов, также уже исполнилось. „19 мая 1780 года, читаем мы в трактате 379 американского международного общества, солнце и луна помрачены были дивным образом. В этот день в Ново-Англии был такой темный день, что все лица побледнели, и народ был в ужасе. В селе, где жил Эдуард Ли, было большое смятение; люди изнемогали от ужаса и думали, что настал страшный суд; соседи собрались у этого блогочестивого человека, лампа которого была к их услугам и горела во время этой сверхъестественной тьмы ярче чем когда-либо. Такое же явление и в тот же день было наблюдаемо и во всей северной части Североамериканских Соединенных Штатов. 12 Следующая за этим днем ночь была такая темная, какой, вероятно, еще никогда не замечали с тех пор как мир сотворен Всевышним. Я тогда не мог отделаться от мысли, что мрак не был бы более густым, если бы все светила вселенной были погружены в такую тьму или прекратили бы свое существование. Лист белой бумаги на недалеком расстоянии казался таким же невидимым, как черный бархат. Что касается до пророчества относительно падения звезд, то исполнение его адвентисты относят к 13-му ноября 1833 года. Тогда, говорится в одном из их листков, ночью был замечательный метеорологический звездный дождь. Вследствие этого явления, продолжавшогося три часа, сотни и тысячи людей разных сословий были чрезвычайно встревожены и смущены, потому что думали, что настал конец мира. Яркие огненные шары в таком же количестве, как и звезды, падали с неба. Казалось, будто все звезды небесные разом сошли со своего пути и падали на землю. Все видевшие это зрелище нашли, что оно было ужасным. 13 Наконец, заметное уменьшение числа христиан, ведущих духовную жизнь ( 2Тим.3:1–5 ; 2Тим.4:3–4 ; 1Тим.4:12 ; Мф.24:11–13 ), размножение ругателей, глумящихся над учением о втором пришествии Христовом ( 2Пет.3:3–4 ; Иуд.17:18 ст.), будут говорить: мир и безопасность ( 1Сол.5:3 ; Мф.24:48–51 ), сходства последнего времени со днями Ноя и Лота ( Мф.24:37–39 ; Лк.17:26–30 ) и скопление земных сокровищ ( Ин. 5, 1–9 ) – все эти явления, по мнению адвентистов, наблюдаются в настоящее время и в связи с вышеуказанными признаками служат ясным указанием на близость скорого второго пришествия Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Подтверждение реальности события. Во-вторых, если Христос не воскрес в физическом, вполне материальном теле, то факт Воскресения становится неверифицируемым. Невозможно доказать, что Он действительно воскрес, если Он не воскрес в том же самом осязаемом, физическом теле, в котором умер и был похоронен. Если воскрешённое тело было по своей сущности нематериальным, «как у ангелов» (Harris, Raised Immortal, 53, 124, 126), то невозможно подтвердить, что Воскресение произошло. Явления людям в таком образе, как у ангелов, не доказывают телесность воскресения. В лучшем случае, такие явления доказывают, что существует дух, способный материализоваться после выхода из тела. Даже ангелы, которые представляют собой чисто духовные существа ( Евр. 1:14 ), наделены способностью «материализоваться» (ср. Быт. 18 ). Явившиеся Аврааму ангелы приняли зримый облик ( Быт. 18:8; 19:3 ). Но это никак не доказывает, что от природы они обладали физическими телами. Фактически, ангелы ими не обладают; они суть духи ( Мф. 22:30 ; Лк. 24:39 ; Евр. 1:14 ). Не было в этих явлениях ангелов и физической преемственности с прежним земным телом, как в случае явлений Христа в воскрешённом теле. При своих явлениях ангелы на время принимают зримый облик, чтобы облегчить общение с человеческими существами. Относить явления Христа к этой категории – означает сводить сам факт Воскресения просто к теофании. Сравнение воскрешённого тела Христа с телами ангелов не только предполагало бы недооценку его истинной природы, но также аннулировало бы его значение для свидетельства. Ведь существует реальное различие между явлениями ангелов и явлениями в настоящем, физическом теле. Воскресение в нематериальном теле никак не доказывало бы, что Христос победил смерть Своего материального тела (ср. 1Кор. 15:54–56 ). Нематериальное воскрешённое тело не порождает никаких существенных отличий от случая, когда тело вообще не воскресло. Богословские, соображения. Проблема творения. Бог, сотворив материальный мир, провозгласил, что это «хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ; ср. Рим. 14:14 ; 1Тим. 4:4 ). Грех нарушил устройство мироздания и принёс в него тление и смерть ( Быт. 2:17 ; Рим. 5:12 ). Всё материальное творение попало в рабство греху ( Рим. 8:18–25 ). Однако благодаря Искуплению тление и смерть будут преодолены. Ибо «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению» ( Рим. 8:21 ). Действительно, «вся [материальная, физическая] тварь совокупно стенает [...] ожидая усыновления, искупления тела нашего» ( Рим. 8:22–23 ). Бог снимет проклятие с материального творения через материальное Воскресение. Любое другое средство, меньшее, нежели воскресение физического тела, не восстановило бы совершенства Божьего творения как творения материального. Поэтому нематериальное воскресение противоречило бы замыслу Бога о творении. Точно так же, как Бог обновит в акте творения физическую Вселенную ( 2Пет. 3:10–13 ; Отк. 21:1–4 ), Он в том же роде преобразит материальное человеческое тело, восстанавливая то тело, которое умерло.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Во время совершения нами земного странствования, оно, по извращенному в нас падением ощущению бессмертия, представляется нам бесконечным, исполненным обильнейшей, плодоноснейшей деятельности. Это ощущение имеют и дитя, и юноша, и муж, и старец: все они созданы бессмертными, бессмертными по душе; они должны бы быть бессмертны и по телу! Падения своего, поразившего смертью и душу и тело, они или вовсе не знают, или знать не хотят, или знают его вполне недостаточно. Оттого взгляд ума и ощущение сердца по отношению к земной жизни ложны и исполнены самообольщения; оттого она обманчиво представляется всякому возрасту вечным достоянием человека. По совершении земного странствования, во вратах смерти, путь, представлявшйся бесконечным в будущности, в прошедшем является самым кратким, а обширная деятельность, совершенная не для вечности, является пагубнейшею, безвозвратною потерею времени и всех средств, данных для спасения. Очень верно выражают свое обольщение люди века сего, обыкновенно называя смерть неожиданным, бедствием, в каком бы возрасте ни постигла она их родственников и друзей. И для дряхлого старца, обремененного летами и недугами, давно склонившегося во гроб, но не думавшего о смерти, удалявшего от себя всякое напоминание о ней, она – неожиданное бедствие. В полном смысле она – бедствие для всех, не приготовившихся к ней. Напротив того, блаженни раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящими, трезвящимися, правильно смотрящими на земную жизнь, помнящими смерть и готовящимися к ней как к могущей прийти при всяком возрасте и при всяком состоянии здоровья ( Лк. 12:37–39 ). Надо совершать путь земного странствования с величайшим вниманием и бодрствованием над собою: надо совершать его, непрестанно взывая к Богу молитвою о помощи. Светильником нашим при путешествии да будет Евангелие, как воспел Давид: светильник, ногама моима закон Твой, и свет стезям моим. ( Пс. 113:105 ). Идем не только по тесному пути: идем ночью ( 2Пет. 1:19 ) 653 . Постоянное трезвение ума вам необходимо, чтоб не увлечься нашим падшим естеством, чтоб не увлечься увлеченными им отцами и братиями нашими, чтоб избежать всех козней и препятствий, устраиваемых многочисленными и разнообразными соблазнами мира, устраиваемых неистовою злобою и непостижимым для человека лукавством падших ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010