Если исключить из Евангелий от Матфея и Луки весь материал, общий у них с Марком, и весь особый материал каждого из этих двух евангелистов, то останется общий для Матфея и Луки материал объемом примерно 240 стихов, который, как полагают, восходит к «источнику Логий» (Q). Этот источник заключал в себе преимущественно поучения Спасителя и немного повествовательного материала (проповедь и деятельность Иоанна Предтечи, искушения в пустыне, исцеление слуги сотника и др.) и заканчивался учением о последних временах, не включая в себя повествования о Страстях и Воскресении. Подробно общий материал Евангелий от Матфея и Луки, который был почерпнут ими из источника Q, можно представить в следующем виде: проповедь Иоанна Предтечи – Лк. 3, 7–9 ; Мф. 3, 7–10 искушения Христа в пустыне – Лк. 4, 1–13 ; Мф. 4, 1–11 Поучения из Нагорной проповеди: блаженства – Лк. 6, 20–23 ; Мф. 5, 3, 4, 6, 11, 12 о любви к врагам – Лк. 6, 27–42 ; Мф. 7, 1–5; 10, 24–25; 15, 14 слушатели и делатели словаЛк. 6, 47–49 ; Мф. 7, 24–27 Повествования: исцеление слуги сотника – Лк. 7, 1–10 ; Мф. 7 , 28а; 8, 5–10, 13 вопрос двухучеников Иоанновых о Христе – Лк. 7, 18–20 ; Мф. 11. 2, 3 ответ Спасителя – Лк. 7, 22–35 ; Мф. 11, 4–19 Различные поучения: об ученичестве – Лк. 9, 57–60 ; Мф. 9, 37, 38; 10, 9–15 наставления апостолам перед отправлением на проповедь – Лк. 10, 2–12 ; Мф. 9, 37, 38; 10, 9–15 «горе» Галилейским городам – Лк. 10, 13–15 ; Мф. 11, 20–24 молитва Господня – Лк. 11, 2–4 ; Мф. 6, 9–13 Божественный ответ на молитву – Лк. 11, 9–13 ; Мф. 7, 7–11 о веельзевуле – Лк. 11, 14–22 ; Мф. 12, 12–32 о роде лукавом – Лк. 11, 29–32 ; Мф. 12, 32–42 светильник тела есть око – Лк. 11, 33–36 ; Мф. 5, 15; 6, 22–23 «горе» фарисеям и книжникам – Лк. 11, 37–12, 1 ; Мф. 23, 1–36 об исповедничестве – Лк. 12, 2–12 ; Мф. 10, 19, 26–33 попечение о земном – Лк. 12, 22–34 ; Мф. 6, 19–21, 25–33 о бодрствовании – Лк. 12, 39–46 ; Мф. 24, 43–51 не мир, но меч – Лк. 12, 51–56 ; Мф. 10, 34–36; 16, 2, 3 о примирении с противником – Лк. 12, 57–59 ; Мф. 5, 25, 26 притчи о горчичном семени и о закваске – Лк. 13, 18–21 ; Мф. 13, 31–33 плач об Иерусалиме – Лк. 13, 34–35 ; Мф. 23, 37–39 о самоотречении христианина – Лк. 14, 26–35 ; Мф. 10, 37–38; 5.13 служение двум господам – Лк. 16, 13 ; Мф. 6, 24 Царствие Небесное силою берется – Лк. 16, 16 ; Мф. 11, 12–13 о разводе – Лк. 16, 18 ; Мф. 5, 32 о дне Пришествия Сына Божия – Лк. 17, 22–27, 33–37 ; Мф. 24, 26–28, 37–39 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

  Глава восьмая 1 Ин 4, 35; Мф 9, 37—38; Лк 10, 2. 2 Берахот, V,5; Песахим, 86; Авот рабби Натана, VIII; Епифаний. Панарион, I,128. 3 Из Лк 6, 12 сл. явствует, что «Нагорная проповедь» была произнесена перед началом миссии Двенадцати апостолов. 4 Мф 9, 36. 5 Мф 10, 7—10; Мк 6, 7—13; Лк 1—6; 10, 4—11; ср.:Мф 19, 28; Лк 22, 30. Как отмечает еп.Кассиан, «выделение Двенадцати было началом организации» (еп.Кассиан. Христос и первое христианское поколение, Париж, YMCA, 1950, с.31). 6 Мф 10, 5—6; ср.:Мф 15, 24. В Послании к Римлянам, написанном в 57 г., ап. Павел говорит о том, что евангельская проповедь обращена к «каждому», однако в соответствии с замыслом свящ.истории сначала ее должны услышать иудеи, а лишь потом эллины (Рим 1, 16). 7 Мф 10, 16 сл.; Мк 13, 9 сл.; Лк 10, 3; 12, 11; 21, 12—19. 8 Мф 10, 32 сл., Мк 8, 38; Лк 12, 8—9; 14, 26—27. 9 Мф 10, 40; Лк 10, 16. 10 Ин 20, 21, 23; Мф 18, 18. 11 1 Кор 11, 1; Гал 2, 20. 12 См.Лев 18, 6,16. 13  Флавий И. Арх. XVIII, 7, 1 сл.; Мф 14, 1—2; Мк 6, 14—16.   Глава девятая 1 Мф 4, 24—25; Лк 6, 17—19. 2 Эти слова сохранились в неизвестном древнем Евангелии (см.: Александрийский Климент. Строматы, I,24; Ориген. На Псалмы, 4,4; Медиоланский Амвросий. Послания, I,36). 3 Мф 14, 13—21; Мк 6, 30—44; Лк 9, 10—17; Ин 6, 1—13. Согласно Мф и Мк, умножение хлебов происходило дважды (второй раз после возвращения Христа из Финикии). В этом, по мнению некоторых толкователей, содержится указание, что священная Трапеза была введена Христом еще до Тайной Вечери как постоянный обряд, как «знамение» Церкви. Слова εχαριστσαζ и χατχλασεν «благодарив» и «преломил», имеют евхаристическое звучание. Согласно Лк 24,30—31,35, «преломление хлеба» было священным жестом, по которому ученики узнали Господа. Ин не говорит о Евхаристии на Тайной Вечери. Экзегеты думают, что это было возможно лишь потому, что она не раз уже совершалась прежде. Знаменательно, что умножение хлебов, как и Тайная Вечеря, произошло в предпасхальные дни (Ин 6,4). 4 Мф 14, 22—36; Мк 6, 45—56; Ин 6, 14—21.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Первые намеки на организованное противостояние появляются, когда чудеса Иисуса вызывают у очевидцев вопрос о Его божественном авторитете. Сын Человеческий исцеляет парализованного и говорит, что имеет власть прощать грехи (Лк 5. 17-26), и исцеляет сухорукого в субботу (Лк 6. 6-11). Иисус возвещает, что Его задача - призвать грешников к покаянию (Лк 5. 32). Он зовет сборщика податей Левия (Лк 5. 27-28) следовать за Ним. Евангелист приводит споры Иисуса с Его противниками: о трапезах Иисуса «с мытарями и грешниками» (Лк 5. 30), о том, почему Его ученики не постятся, и дважды о субботе (Лк 5. 29 - 6. 11; в Лк 5. 36-38 приводится притча о старом вине и ветхой заплате). После описания избрания 12 апостолов (Лк 6. 12-16) излагаются основы нравственного учения Иисуса Христа, которое сконцентрировано в т. н. проповеди «на ровном месте» (Лк 6. 17-49). В отличие от др. Евангелий в Евангелии от Луки акцентирована критика высшего слоя общества; за 4 «блаженствами», адресованными нищим, алчущим, плачущим, гонимым, следуют 4 провозглашения «горя» (Лк 6. 24-26): богатым, пресыщенным, смеющимся и тем, о ком хорошо говорят «все люди» (ср.: Лк 11. 44: «...горе вам, книжники и фарисеи»). Провозглашения «горя» возвещают эсхатологический приговор Суда Божия, но их истинной целью является не осуждение, а призыв к покаянию. Призывая к состраданию и неосуждению (Лк 6. 27-38; «...будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» - Лк 6. 36; неосуждение обосновывается притчей о слепом проводнике (Лк 6. 39-40), логиями о соринке в глазу (Лк 6. 41-42), о дереве и плоде (Лк 6. 43-45), о делании по слову Господа (притча о человеке, строящем дом на камне - Лк 6. 46-49)), Иисус далее Сам являет образец милосердия, исцеляя слугу сотника (Лк 7. 1-10) и воскрешая сына вдовы в Наине (Лк 7. 11-17). Последующие перикопы, рассказывающие о призвании учеников, об учении и о чудесах Иисуса, евангелист посвящает вопросу: кто есть Иисус? Иоанн Предтеча посылает учеников ко Христу с вопросом: «Ты ли Тот, Который должен прийти?» (Лк 7. 19). Отвечая на него, Христос указывает на то, что Его статус подтверждают эсхатологические события - исцеления и проповедь (Лк 7. 18-35; ср.: Ис 29. 18; 35. 5-6; 61. 1; в проповедь включен рассказ о помазании, к-рое совершила грешница - Лк 7. 36-50). Он начинает говорить притчами (Лк 8. 4-21; центральное место занимают притча о сеятеле (Лк 8. 4-8) и ее толкование (Лк 8. 9-15); приводятся также изречения о светильнике (Лк 8. 16-17) и о Его Матери и братьях (Лк 8. 19-21)).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

См. Bernardi. Predication, 161. По утверждению ученого, Слово произнесено Григорием в 379 г. в Константинополе. 1417 Ж. Коман, например, считает, что Григорий сознательно смешал " " латинского " " Киприана Карфагенского с " " греческим " " Киприаном Антиохийским для того, чтобы продемонстрировать единство христианства на Западе и Востоке: см. Coman. " Deux Cyprien " , 369–370. Эта гипотеза не представляется нам сколько-нибудь заслуживающей доверия. 1418 Сл. 24, 4, 5–17; SC 284, 46–48=1.348. 1419 Сл. 24, 5, 11–12; 48=1.348. 1420 Букв. " статуей природы " " . 1421 Сл. 24, 6, 1–7,5; 48–52=1.348–349. 1422 Сл. 24, 8, 15–12, 26; 54–66=1.350–352. 1423 Сл. 24, 8, 3–4; 52–54=1.349. 1424 Классическим примером такого подхода является " " Житие преподобной Марии Египетской " " , написанное св. Софронием Иерусалимским (VI в.), одно из самых популярных в Византии житий. 1425 Сл. 24, 15, 3–7; 72=1.354. 1426 Сл. 24, 16, 4–6; 76=1.355. 1427 Сл. 24, 18, 6–11; 78–80=1.356. 1428 Ср. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры 4, 15. Св. Иоанн, в частности, говорит, что в ветхозаветные времена всякий, кто прикасался к мертвому телу, считался нечистым, однако останки мучеников не есть " " мертвые " " тела, но храмы Святого Духа. Выше (см. раздел " " Обожение " " в гл. IV) мы также упоминали о том, что идея обожения тела была чужда неоплатонической традиции. Естественно, что и культ мощей не вызывал у неоплатоников никакой симпатии. Юлиан Отступник, например, обрушивался на христиан за почитание мощей святых: " Вы все наполнили могилами, хотя нигде нет прямого повеления воздавать поклонение гробам… Если Иисус говорит, что гробы полны грязи (ср. Мф.23:27), как можно призывать на них Бога? " (цит. по Успенский. История, 88–89). 1429 Ср. Еф. 6:16; 6:11. 1430 Мф. 25:34. 1431 Сл. 24, 19, 4–33; 80–84=1.356–357. 1432 Григорий так начинает Слово: " Хваля Афанасия, буду хвалить добродетель… А хваля добродетель, буду хвалить самого Бога… " (Сл. 21, 1, 1–7; SC 270, 110=1.305). Глагол epain (хвалить) четко определяет жанровую принадлежность Слова, которое написано в форме " " похвалы " " (epainos). 1433

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

(Парем. общие Ап. единого.) Преп. Симона, еп. Суздальского, чуд. Печерск. Пр. Исидоры юрод. и Таисии. 11. Обновление Царяграда. С. мч. Мокия, пресвитера. Апостол. Евангелие. Пр. Мефодия и Константина, нареч. Кирилла, еписк. Моравск. 12. Св. Епифания, архиеп. Кипрского. Св. Германа, архиеп. Констант. Сл. см. 2 Мая. 13. Мчц, Гликерии и мч. Лаодикия. Мч. Александра Римского. 14. Мч. Исидора иже на острове Хиосе. – Св. Исидора, Христа ради юродив., Ростовского чудогворца. Сл. Преп. Ев. Мф. 10: Преп. Серапиона синдонита. 15. Пр. Пахомия великого . Апостол. Евангелие. – Св. Исаии, еписк., Ростовского чуд. Сл. см. 9-го Мап. – Убиение благов. царевича Димитрия, Московск. и всея России чуд. Сл. Муч. Преп. Евфросина, Псковского чудотворца. 16. Пр. Феодора освященного. – Пр. Ефрема Перекомского, Новгородск. чудотв. Сл. Препод. Блаженн. откровицы Музы. 17. Ап. Андроника и иже с ним и Иунии помощницы его. Мч. Солохона. – Св. Стефана архиеп. Цареградского. 18. Муч. Феодота, иже во Анкире и Мучц. 7-ми дев: Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. Муч. Петра, Дионисия, Павла, Христины, Ираклия, Павлина и иже с ними. 19. С. мч. Патрикия, еп. Прусского и 3-х пресвит. Акакия, Менандра и Полиена. – Преп. Корнилия, чуд. Комельского. Сл. Препод. 20. Мч. Фалалея. Мч. Аскалона. х –+ Обрет. мощей св. Алексия, митроп. Моск. и всся России. Сл. см. 9 Мая. х 21+ Св. равноапост. царя Константина велик. и матери его Елены. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) –+ Сретение иконы пресв. Богороицы, Владимирск. Сл. Богор. – Св. благов. кн. Константина и чад его Михаила и Фоодора, Муромских чудотвор. Сл. что и царю Константину. Преп. Кассиана Грека, Угличского чудотворца. 22. Мч. Василиска. 23. Пр. и испов. Михаила, еп. Синадского. Пр. мч. Михаила, черноризца. Пр. Евфроспиин Полоцкой. – Обрет. мощей св. Леонтия, еп. Ростовского, чудотворца. Апостол. Евангелие. (Парем. общие Святителя.) 24. Преп. Симеона столпника, иже на дивной горе. Апостол. Евангелие. – Пр. Никиты столпника, Псреясл. чудотв. Сл. Препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Сл. Лиски – прежде называлось Петропавловскою (по церкви в честь св. Ап. Петра и Павла). В этой слободе вскоре по открытии Воронежской епархии было подворье Архиерейского дома, где проживали монахи, заведывавшие лугами, землею и др. угодьями, принадлежавшими Воронежскому Архиепискомскому дому; церковь в этой слободе была построена в начала XVIII века (не позже 1705 года). Сл. Залужная – населена, вероятно, выходцами из сл. Лиски; она населилась не ранее конца прошл. (XVIII) столетия; сл. Щучья (или Переезжая, так названа по перевозу здесь бывшему через р. Дон), первая церковь в Щучьем была построена ранее 1721 г. Колыбелка – старинное и главное местопребывание фамилии г. Тевяшовых (Острогожских полковников) названо оно Колыбелкою потому что будто бы послужило «колыбелью», началом обширных Тевяшовских владений (простиравшихся до р. Богучара). Первая церковь здесь была построена, вероятно, в конце XVII века, так как при этой церкви в 1712 г. было три причта. Сл. Костомарова – населена во 2-й половине прошлого столетия, к тому же времени относится население хутора Коловерть. Сл. Колодезная имела уже у себя храм в 1750 годах, следовательно население ее можно относить к 1-й половине прошлого столетня. Сл. Карибут населена не ранее 1760 г. и первые поселенцы были «вышедшие по малороссиской вольности, из разных мест ». Церковь была построена в 1780 г. Сл. Белогорье-на месте нынешней слободы было население великорусское; у первоначальных жителей была уже церковь , перенесенная в 1711 г. в с. Татарину, (Бирюч, уезда), куда были переселены жители Белогорья; с 1711 года Белогорье было населено малороссами. Сл. Семейки – населена в прошлом столетии. Первая церковь в сл. Семейках была посвящена евангелисту Луке. Бывший город Калитва. Населен в первой четверти прошлого столетия. В 1722 году Император Петр 1-й приказал заселить заднепровскими казаками дачи над р. Доном близ р. Черной Калитвы, в иснолнение какового указа полковник И. И. Тевяшов переселил из Ендовшц. сотни казаков; с 1725 по 1765 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

822 Смирнова Э. С. Живопись Новгорода. Середина XIII – начало XV в. М., 1976. С. 22 и сл.; Шилина И. А. Икона «Святой Николай» из Свято-Духова монастыря: Литургический смысл и экклезиологизация образа//ДРИ. XIII в. СПб., 1997. С. 356 и сл. 823 Немалое значение для восприятия святого в этом ключе сыграла легенда о «заушении» Ария, вошедшая в текст акафиста Св. Николаю, созданного на Руси, а также его имя Νικολαος – Победитель, или, как его называли в русских служебниках, «Победы именитый» (см.: Верещагин Е. М. Церковно-славянская книжность на Руси. М., 2001. С. 399 и сл.). 827 ГТГ. Каталог. 26 (с предшествующей литературой); Лифшиц Л. И. Заметки о стиле житийной иконы «Илья-пророк» из села Выбуты близ Пскова первой половины – середины XIII в.//ДРИ. Русь. Византия. Балканы. XIII и. СПб., 1997. С. 326 и сл.; Реформатская М. А. Об особенностях композиционного построения житийной иконы «Илья-пророк» из села Выбуты//Там же. С. 344 и сл. 834 Наименование связано с владельческой записью на л. 1 конца XVI в.: «Служебник великого чудотворца Варлаама его собинной, прислал ему из Царяграда Никифор патриарх в честь» (Рубан Ю. И. Служебник Варлаама Хутынского//Ученые записки. Российский Православный университет им. Ап. Иоанна Богослова. М., 1996. Вып. 2. С. 99 и сл. (с литературой); Пуцко В. книга у та XIV–XVIII ст. 1993. С. 45 и сл.; Попова О. С. 1) Русская книжная миниатюра XI–XV вв.//ДРИ. Рукописная книга. Сб. 3. Μ., 1983. С. 24 и сл.; 2) Миниатюры Хутынского служебника раннего XIII в.//ДРИ. XIII в. СПб., 1997. С. 274 и сл.; Popova О. Allrussische Buchmalerai. 8; Запаско Я. П. Пам’ятки книжного мистецтва. рукописна книга. 1995. С. 213 и сл. 835 Возможно, это как-то соотносилось с тем обстоятельством, что литургия св. Иоанна служилась постоянно, а литургия св. Василия – лишь несколько раз в году. Русские служебники (евхологии) открывались литургией Иоанна Златоуста . Помещение первой литургии Василия Великого , иногда встречающееся в русских служебниках, следует традиции византийских евхологиев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

319 . Еще пятнадцать лет служения церкви борьбою с расколом. Моя переписка с архим. Павлом за 1879–1895 гг. Выпуск первый: 1879–1886 гг. (1902 г. Вера и Церковь. Издано отдельной книгой). II. Издания памятников древней письменности, имеющих отношение к расколу, сочинений прежних полемистов против раскола и раскольнических писателей, снабженные предисловиями и примечаниями проф. Н. Субботина 2389 320 . Точные снимки с двух знаменитых памятников древности (Евангелий Мстиславова и Юрьевского), представляющие свидетельство о имени Иисус (1872. изд. Братства св. Петра м.). 321 . Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинех (Стоглав) М., 1890 г. 322 . Деяние московского собора, бывшего в царских палатах в лето от создания мира 7162, от воплощения же Божия Слова 1654. (1873 г. изд. Братства св. Петра м.). 323 . Деяния Московских соборов 1666 и 1667 годов. (1881 г. изд. Братства св. Петра м.). 324 . Древний назидательный пример терпимости к обрядовым разностям церквей. Послание патр. Антиохийского Петра к патр. Константинопольскому Михаилу (1894 г. Брат. Сл., т. 2. и отдельно). 325 . Так называемое Феодоритово Слово в разных его редакциях (1876 г. Брат. Сл. и отд. издания). —570— 326 . Прение Панагиота с Азимитом в древнейших его списках (1899 г. Брат. Сл.). 327 . Мнение Новгородского митр. Димитрия и Псковского еп. Гедеона о Единоверии и о клятвах собора 1667 года (1883 г. Брат. Сл.). 328 . Иеросхимонаха Иоанна сказание о обращении раскольников заволжских (1875 г. Брат Сл. и отдельная книга). 329 . Протоиерея Алексия Иродионова сочинения о расколе. Выпуск первый: Беседословие о расколе российском (1884 и 1885 гг. Брат. Сл. и отдельно); выпуск второй: Послание к Даниловским раскольникам (1890 г. Брат. Сл. и отдельно); выпуск третий: Обличение раскольнического лжеучения (1891 г. Брат. Сл. и отдельно). 330 . Его же: Замечания на Поморские Ответы (Брат. Сл. 1887 г., т. 1). 331 . Григория Яковлева извещение праведное о расколе беспоповщины, с приложением карты «Суземка раскольнического» и «Летописца Выговского». (1888 г. Брат. Сл. и отдельно).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

-VIII- нием соединенная, любовь к Богу» (126, 200, – I, 6, 22, 25, 210, – II, 516). Соответственно разделению богословия на положительное и отрицательное (II, 492), даются двоякие определения существа Божия. Отрицательные: Богу не подобают никакие определения конечного бытия. Положительные: Бог есть «сущность, причина и цель», вследствие чего всё сущее причастно божественному бытию, идеально существует в Боге, есть и называется часть Бога. С этими определениями Платона и Аристотеля объединяется библейско-христианское представление «личности»: Бог есть ум, воля, жизнь, любовь, – и триипостасности: Бог есть Отец, Сын и Дух (54 сл., 60 сл., 90, 198, 200, 212, – I, 209, 429 сл., 461 сл., 479:511). Для уяснения идеи троеличности Божества М. пользуется аналогией с человеческими νος, λγος или σοφα и ζω, – или называет Сына лично существующим Именем, а Духа – царством Отца, – или Отца называет благоизволяющим, Сына самодействующим, Духа содействующим или исполняющим (I, 17, 31, 211, 346, 350:355). Логос от вечности содержит в Себе и в временном мире осуществляет чрез Себя божественные идеи всех вещей. Он есть начало как различия и обособления (творения), так и единства и примирения (спасения) бытий и всех противоположностей в мире – между собою и с Богом (54 сл., 296). Святой Дух исходит от Отца чрез Сына (I, 671, – II, 70 сл.). Мир есть дело премудрости и любви Бога и Его свободного произволения, – осуществление Логосом божественных идей в бытии временно-пространственном, условно-ограниченном, состоящем из частных противоположностей (чувственные и духовные существа, небо и земля, рай земной и вселенная, мужеский и женский пол и пр.), подлежащих быванию, прехождению, качественно-количественным определениям (54, 146, 156, 160 сл., 166, 287 сл., 383, – I, 444 сл.). Мир духовный состоит из ангелов добрых и злых (I, 29 сл., 37, 55, 57, 61, 229, 432, 530, 597 др.). Человек есть микрокосм, средина бытий, объединяющая в себе все противоположности. Его идеальное назначение состоит в том, чтобы чрез свое единение с Божеством привести к примирению и единению между собою и с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

740 Дом Богородицы в Эфесе, Её приход к Иоанну Богослову, огромная базилика Марии, а также Эфесский собор, утвердивший почитание Марии как Богородицы. 741 Селицкий А. А. Система росписей собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. Μ., 1988. С. 177 и сл. (см. также: Алексеев Л. В. Полоцкая земля: Очерк истории северной Белоруссии в IX и XIII вв. Μ., 1966; Штыхов Г. В. Древний Полоцк. IX–XIII вв. Минск, 1975. С. 117 и сл. (с дореволюционной и польской библиографией). 743 Sinkevi I. The Monumental Painting at Neresi: Architecture, Programme, Patronage. Wiesbaden, 2000; Овчарова О. В. Монастырское богослужение и декорация церквей комниновского времени//Историческая роль Константинополя: Тез. докл. XVI сессии византинистов. Μ., 2003. С. 85. 744 Недавно появилась тенденция рассматривать все особенности русского искусства как проявление характера провинциальных источников, с которыми оно взаимодействовало, с чем можно согласиться лишь отчасти. 745 Карпабед А. А. Новые данные о памятниках Чернигова//ДРИ. Художественная культура X – первой половины XIII в. Μ., 1988. С. 38 и сл.; Раппопорт П. А. Киевское зодчество рубежа XII и XIII вв.//Литература и искусство в системе культуры. Μ., 1988. С. 278; Седов Вл. В. Тема колонны в древнерусской архитектуре XII–XIII вв.//Архитектура мира. Μ., 1994. Вып. 3. С. 32 и сл. 746 Более или менее полная сводка о таких постройках, анализ их взаимосвязи со столицей Византии приведены в кн.: Высоцкий А. Μ. Об одной группе памятников в архитектуре Руси конца XI – начала XIII в. (еще раз о первой церкви Апостолов в Константинополе и её наследии в средневековом мире)//ДРИ. XIII в. С. 179 и сл. 749 Иоаннисян О. Μ. Храмы-ротонды в Древней Руси//Иерусалим в русской культуре: Сб. ст./Под ред. А. Μ. Лидова. Μ., 1994. С. 100 и сл. 750 Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв.//Свод археологических источников. С. 35 и сл., 38, 69 и сл. 751 В других регионах в это время употребляли равномерную кладку. П. А. Раппопорт связывал её с киевской традицией, пришедшей сюда вместе с киевской артелью, переданной в Полоцк князем Всеволодом Ольговичем Черниговским, между тем генезис полоцких построек кажется более сложным (см.: Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. С. 59 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010