Мф. 9:3238 в связи с Лк.10 и Лк.11 , также Лк.12:24 сл. в связи с Лк.13 . В каком отношении указанный отдел евангелия Луки находится к евангелиям Матфея и Марка, в таком же отношении к первым трем евангелиям находится по своей значительной части евангелие Иоанна, которым дополняются евангелия синоптические: последние описывают преимущественно деятельность Христа в Галилее, а евангелие Иоанна главным образом изображает Его иудейскую деятельность. И снова нет оснований для несомненного хронологического распределения повествований синоптических евангелий среди событий евангелия Иоанна. Помимо этого, затруднения для научной истории жизни Иисуса Христа, проистекающего от различия в общем плане каждого из четырех евангелий, также во многих частностях нет никакой возможности восстановить хронологическую последовательность евангельской истории и объективный, внешне-исторический облик каждого из ее событий. Так, напр., не разрешимы вопросы: следовали ли второе и третье искушения Христа по евангелию Матфея ( Мф.4:5–8 ), или по евангелию Луки ( Лк.4:5–9 )? Как относятся между собою повествования евангелистов о жене, помазавшей Христа миром? У Мф. 26:12; 613 и Мк.14:19 жена не называется грешницею, помазание было в доме Симона прокаженного в Вифании, за два дня до последней Пасхи; у Луки ( Лк.7:3650 ) жена называется грешницей, Симон – фарисеем, помазание происходило в одном из галилейских городов много раньше Пасхи страданий Христовых; по ев. Иоанну ( Ин.12:18 ) событие имело место за шесть дней до Пасхи в Вифании, в доме, где служила Господу Марфа, а помазание совершено ее сестрою Мариею. В какой из последних дней жизни Христа совершено Им очищение храма по синоптикам: в день ли торжественного входа в Иерусалим ( Мф. 21:1. 12. 17 и Лк. 19:37. 45 ), или на другой день ( Мк.11:11. 12 )? Какую пасху совершил Христос с учениками пред Своими страданиями: прежде ли иудейской ( Ин. 13; 18:28 ) или вместе с иудеями ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:7 )? Какая была надпись на кресте Иисуса Христа ( Мф. 27:37 ; Мк. 15:26 ; Лк. 23:38 ; Ин. 19:19 )?..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

О Господнем, Мессии, сказано: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» ( Ис.49:6 ). Во Храма период обособление иудеев усиливается, но мотивы универсализма не исчезают из священной письменности. Об этом свидетельствует содержание Книг Руфи и Ионы. В Книге Товита звучит призыв к израильтянам проповедовать Бога язычникам, среди которых они рассеяны ( Тов.13:3–4 ). Этот призыв стал осуществляться главным образом в период (см. статью Таким образом в диалектике Универсализма и партикуляризма подготавливался переход от национальной ветхозаветной Церкви к Церкви Вселенской, Христовой. Новозаветное учение. Уже в описании детства Христа Спасителя содержится тема универсализма. У Мф. язычники-волхвы приходят поклониться Младенцу-Мессии ( Мф.2:1 сл.). В сказании Лк. о Благовещении Христос назван Сыном Давида, грядущим царствовать «над домом Иакова» ( Лк.1:32–33 ); Его приход исполняет обетование, данное Аврааму ( Лк.1:54–55 ). Но в то же время Он есть «Свет к просвещению язычников» ( Лк.2:32 ). Универсалистская тенденция проявляется у Лк. и в том, что в отличие от Мф. он ведет Спасителя не от предка еврейского народа, а от праотца всего человечества ( Лк.3:23–38 ). Свое земное служение Господь Иисус ограничивает пределами ветхозаветного народа Божьего ( Мф.10:5–6 ; ср.15:24). Однако уже в этот период к Нему обращаются и эллины ( Ин.12:20 сл.). После Воскресения, согласно ( Мф.28:19–20 ), кончается национальный этап священной истории. Христос посылает апостолов «научить все народы». Проповедь иноплеменникам начинают находящиеся в Иерусалиме еврейские «эллинисты» (выходцы из стран которые рассеялись из города после гибели первомученика Стефана ( Деян.11:19–21 ). Среди первых обращенных неевреев были главным образом прозелиты (эфиопский евнух, сотник Корнилий). Но настоящую, широко задуманную миссию среди язычников начал апостол Павел со своими сподвижниками. После первых его успехов в Церкви возник трудный вопрос: нужно ли неофитам из язычников принимать на себя все, чего требовал Закон от иудеев? Мнения на этот счет разделились, и вопрос горячо дискутировался на иерусалимском апостольском «соборе» (ок.49; см. Деян.15 ). В итоге было решено, что христиане-евреи сохраняют прежние обычаи, а от христиан из язычников требуется лишь соблюдение некоторых правил, которые предписывались прозелитам (в раввинистической традиции они иногда именуются «заповедями сынов Ноевых»). Сам апостол Павел соблюдал ветхозаветные обряды лишь ради традиции ( Деян.21:17–26 ), не признавая за ними сотериологического значения (см. статью апостола послания). Он стал выразителем высочайшей ступени библейского универсализма, возвестив, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. Укоренению этого взгляда провиденциально способствовал многонациональный характер Римской империи, где христианство распространилось в первые века своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3 . Свое основное призвание И. выполняет теперь в области религиозной. Иудеи отовсюду обращаются к нему ( Дан 6, 11 ). Сюда же направляются паломничества ( Пс 121 ), и паломники радуются пребыванию в нем ( Пс 83 ). Это эпоха великолепных богослужений в храме ( Сир 50, 1–21 ). Псалмы прославляют местопребывание Ягве ( Пс 45; 47 ), называют его всех народов (греч и слав Пс 86 ). В псалмах подчеркивается созвучие названия города Иерушалаим со словом мир (шалом) ( Пс 121, 6–9 ), и И. призывается хвалить Бога ( Пс 147, 12 слл). Последние пророческие тексты ВЗ изображают его местом последнего ( Иоил 3, 9–17 ) и радостного пира, предлагаемого всему ч-ству ( Ис 25. 6 слл); они предвещают его освобождение и конечное преображение ( Зах 12; 14 ). Заранее описывая в поэтических выражениях блаженство, к-рое уготовляет ему Бог (ср Тов 13 ), они призывают его к упованию ( Вар 4, 30–5, 9 ). Однако новое испытание предстоит ему: осквернение царем Антиохом (1 Макк 1, 36–40). Но в контрасте с этой, часто далеко не блестящей, исторической действительностью, евр. апокалипсисы дают все более фантастический образ будущего Града. По их представлениям уже теперь существует некий небесный И. – город же Давидов есть лишь его несовершенное воспроизведение. В последние времена этот небесный И. будет открыт Богом людям и сойдет на землю. Можно ли лучше выразить эту трансцендентность будущего устроения по сравнению с историческим опытом, уже содержавшим его, насыщенный смыслом, НЗ В Евангелиях Мк, Лк и Ин И. занимает все возрастающее по своему значению место. Лучше всего его роль подчеркнута у Лк при переходе от Евангелия к Деяниям. 1 . Согласно Еванг. от Марка, отзвук проповеди Иоанна Крестителя дошел до И. ( Мк 1, 5 ). Но проповедь Евангелия Царства Иисус начал в Галилее, и на первых порах она не выходила за ее пределы (1, 28, 39). Иисус обратился к И. только после того, как Он столкнулся с неверием галилейских городов (6, 1–6; 8, 11 сл.; 9, 30) и трижды возвестил Свои будущие Страсти; Он направился в И. только для совершения Своей жертвы (10, 32 слл). С этого момента развертывается драма НЗ: согласно Писанию, Иисус торжественно входит в город (11, 1–11) и действует там как пророк – очищает храм, изгоняя из него торгующих (11, 15–19). Здесь Он действует как власть имеющий, но вскоре встречается с враждебностью иудейских начальников (11, 27–12, 40) и, предвидя Свою близкую смерть (12, 6–9), предрекает наказание города и осквернение храма (13, 14–20), конец отжившего религиозного распорядка и начало окончательного свершения (13, 24–27). И действительно, Иисуса, отвергнутого народом (15, 6–15) и осужденного его вождями (14, 53–64), распяли вне И. (15, 20 сл.). В час Его смерти завеса в храме раздирается в знак потери древним святилищем его свящ. характера (15, 33–38). И. становится местом великого отвержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2) Христос – истинный Бог, – есть в то же время и истинный человек. В евангельском изображении Он является во всей полноте психо-физических обнаружений истинно-человеческой природы. Подобно всем людям, Христос подвержен всем обычным невинным слабостям человеческой природы: испытывает чувство голода ( Мк.11:12 ; Лк.4:2 ) и жажды ( Ин.4:7 ; Ин.19:28 ), чувствует утомление ( Ин.4:6 ) и потребность сна ( Мф.8:24 ), подвержен страданиям и смерти ( Мф.26–27 и пар.). Он переживает свойственные человеку душевные состояния любви ( Мк.10:21 ; Ин.11:5 ; Ин.13:23 ) и сострадания ( Мф.9:36 ), радости ( Лк.10:21 ) и скорби даже до слез ( Лк.19:41 ; Ин.11:35 ); возмущается духом при мысли о предательстве ученика и предстоящих страданиях ( Ин.13:21 ; Ин.12:27 ); воспламеняется гневом за поругание святыни ( Лк.19:45 ) и переживает минуты тяжкого томления и борения духа ввиду крестных страданий ( Лк.22:44 ; сн. Евр.5:7 ). Он обладает истинно человеческой волей ( Мф.26:39 ; Ин.6:38 ), подверженною искушениям ( Мф.4:1 сл.; Мф.16:23 ), и, хотя всегда пребывает в повиновении воле Божией, но не без тяжких, порою, усилий ( Мф.26:38 ; Лк.22:42 ). Обладая такою совершенною человеческою природой во всей полноте ее составных частей, способностей и проявлений, Христос проходит, по изображению Евангелия, и чисто человеческий путь жизненного развития, постепенно раскрывая духовно-телесные силы своей природы и, вместе с годами, «преспевая премудростию и благодатию у Бога и человеков» ( Лк.2:40,52 ). Истинно-человеческий облик Спасителя выражается и в отношениях Его как к окружающей среде, так и к Богу, своему Отцу. В семейных отношениях Он является покорным и заботящимся о своих родителях сыном ( Лк.2:51 ; Ин.19:26 ), в социальных, как член своего народа и общества, Он повинуется всем национальным законам и исполняет народные обычаи ( Лк.2:22 ; Мф.26:17 и др.); в отношении к Богу – представляет высочайший образец служения Богу, проводя всю жизнь в послушании Его святой воле ( Ин.6:38 ) и молитвенном общении с Ним ( Мф.14:23 ; Мк.1:35 ; Лк.3:21 ; Лк.5:16 ; Ин.11:41 и др.). Словом, везде и во всем Христос являет образ истинно-человеческой жизни и притом в высочайшем и прекраснейшем смысле слова. Вот почему Он Сам Себя называет «человеком» ( Ин.8:40 ), а название «Сын Человеческий» является обычным и излюбленным в Его устах наименованием Своей личности. Хотя это название и не может быть признано тождественным с понятием «человек», поскольку служит для обозначения всего лица Спасителя, как Мессии, несомненно однако, что в нем прежде всего дается указание на теснейшее органическое отношение Христа к человеческому роду, как члена этого последнего, происшедшего от него и усвоившего Себе духовно-телесную природу в той целостной полноте, к какой она принадлежит членам этого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Типология в пределах Ветхого Завета . Сами ветхозаветные священные писатели сознательно пользовались прообразовательной символикой для раскрытия новых фаз Откровения и истории спасения. Так, для пророка Исайи история человечества, начавшаяся в Эдеме, завершится возвращенным Эдемом ( Ис.11:6 сл.); пророк Амос интерпретирует старое понятие Дня Господня (торжество Израиля) в апокалиптическом аспекте (Суд Божий над Израилем и другими народами, Ам.5:18 сл.); призыв вернуться в землю обетованную в ( Ис.40–66 ) звучит как призыв к новому исходу. Подобные Прообразы служили подтверждением непрекращающегося Домостроительства Божьего и непреложности обетования. «Исторические благодеяния Божьи Израиль вспоминает лишь для того, чтобы с большей верой ожидать эсхатологического благодеяния, прикровенно возвещаемого этими предзнаменованиями, вписанными в ход истории» Ветхозаветная типология в Новом Завете . Христос Спаситель в Своей проповеди часто обращается к Прообразы . Он делает землю обетованную символом грядущего Царства Божия ( Мф.5:5 ), Моисеева змея – знамением Своего креста ( Числ.21:4 сл.; Ин.3:14 ), события из Книги Ионы – символом Своего служения и смерти ( Мф.12:38 сл.; Мк.8:12 ; Лк.11:29 сл.), небесный хлеб, манну – предызображением небесного Хлеба, который Он дарует людям ( Ин.6:32 ). Тайная Вечеря Господня пронизана ветхозаветнысм пасхальными Прообразами . Точно так же и евангелисты усматривают в типологии Ветхого Завета прообразы Нового Завета (ср. Ис.40:3 ; Мф.3:3 ). У апостола Павла символическое созвучие двух Заветов приобретает характер определенной богословской концепции. Так странствования Израиля в пустыне прообразуют, согласно апостолу, земное странствование Церкви ( 1Кор.10:1 сл.). По-видимому, приемы типологического толкования Павел заимствовал у периода. В Евр. ветхозаветное богослужение и обряды Очищения представлены как Прообразы первосвященнического служения Христа. В 1 Петр. события Исхода являются Прообразом для исторического бытия Церкви. Весь Апокалипсис насыщен ветхозаветной типологией (особенно тесно он связан с Ис., Иез., Дан.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

болченъ – одетый. б нъ полъ – по ту сторону, за. боюду – с обеих сторон. братити – поворотить; превратить ( Пс.65:6 ). брокъ – жалованье. брст – найти. бути – обессилить, потерять силу. бит – обступить ( Пс.21:13 ; Ин.10:24 ); окружить ( Пс.31:7; 117:12 ; Лк.19:43 ). – Пс.117:11 – бышедше быдоша – обступили, окружили. бти – обхватить руками, обнять, теснить. бычно – обыкновенно. бсити – повесить. бшенъ – повешен. вча – овца. – овечий. въ, вый –иной, другой. венъ – баран. гнь – 1) огонь; 2) горячка ( Мф.8:14 и 15; Мк.1:30 и 31; Лк.4:38 и 39; Ин.4:52 ). гнь сотворше – ( Ин.18:18 ) разведши огонь. гнь лежащъ – разложенный огонь, костер. градити – обнести вокруг оградой. деждитис – одеться. держати – окружать ( Лк.8:45 ): объять ( Лк.5:9 ). десную – по правую сторону. дестствовати – давать десятую часть; получать десятину. дръ – кровать, постель. женитис – жениться. женс – женившись. злобити – оскорбить. зобати – оглодать, пожрать. каменити – обратить в камень; сделать жестоким. канный – несчастный. ко – глаз; чи и чеса – глаза. кормити – направить корму корабля к пристани; успокоить. крестъ – вокруг, около. мега – омега, название последней греческой буквы; в иносказательном смысле значит: конец. Азъ есмь Алфа и мега – Я начало и конец. мерзити – делать мерзким, противным. меты – полы у платья, подол. на – они оба, они вдвоем. нагрь – дикий осел. нд – там, в ином месте. нсица – такой-то; тот то. нъ, оный – тот. нъ полъ – другая сторона реки, другой берег. плотъ – ограда. прснокъ – пресный хлеб (без дрожжей); иудейский праздник пасхи. – брань, война. провергнути – опрокинуть. рати – пахать. санна – (слово еврейское) – спаси, сохрани. – ослиный. скорбти – опечалиться. скордъ – большой топор. слабити – облегчить, простить. саь, – ослиный. слосленок. смогласникъ – церковная книга ( ктихъ) с песнопениями на восемь различных напевов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1) Истина о божеств. достоинстве И. Христа засвидетельствована Его собственными многократными указаниями на Свое отношение полнейшего единства с Б.Отцом, – единства в отношении бытия ( Ин.10:38 ; Ин.14:10 сл.), жизни ( Ин.5:26 ), мощи ( Ин.10:29,30 ) и деятельности ( Ин.5:17 сл.), словом, – единства по всему ( Ин.16:15 ). Указание на это единство дается, равн. обр., и в наименовании «Сын Божий», которое, хотя и служит, для обозначения всего лица Спасителя и употребляется для выражения мессианского Его достоинства ( Ин.1:50 ; Ин.11:27 ; Лк.4:41 ), не тождественно, однако, с названием «Мессия». Оно выражает, прежде всего и ближайшим образом, мысль о божеств. происхождении, о божеств. достоинстве, почему и вызывало со стороны иудеев, понимавших его в метафизическом смысле, обвинение Христа в богохульстве ( Ин.10:36 ; Ин.5:18 ; Ин.6:1 ; Мф.26:63–65 ), тогда как признание Его Мессией повода к такому обвинению никому не подавало ( Ин.6:14–15 ; Ин.10:24 и др.). Не отрицая правильности иудейского понимания, а даже решительно утверждая его ( Мф.26:63,64 ; Мк.14:61,62 ), Христос данным названием указывает на то, что Он – Сын Божий не в теократическом смысле (как напр. Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Пс.81:6 и др.), а в собственном, что Он – Сын, бывший у Отца от вечности. Согласно с этим, Он решительно свидетельствует о Себе, что Он имел славу у Отца прежде бытия мира ( Ин.17:5 ; сн. Ин.8:58 ), что бы от Бога изшел ( Ин.8:42 ), пришел с небес ( Ин.3:13 ; Ин.6:38 , сн. Ин.6:51:58,62 ). В силу такого отношения единства с Отцом, Христос усвояет Себе и все божественные предикаты, называя Себя Жизнью ( Ин.6:35,48,51 ; Ин.11:25 ), Светом ( Ин.8:12 ; Ин.9:5 ; Ин.12:35,36 ) и Истиной ( Ин.14:6 ), – не в том смысле, что чрез Него, как посредство, изливается на человека жизнь и свет истины пославшего Его и обитающего в Нем Отца, но в том, что Он Сам есть все это – и Жизнь, и Свет, и Истина, – по существу своему, что Он обладает всем этим как своею собственностью, имеет «в Себе», что Он Сам есть творческий принцип всякой жизни, начало, оживляющее в жизнь вечную, сама абсолютная истина и источник света для мира. Как обладающий всей полнотою Божества Отца, Христос обнаруживает и чисто божественную деятельность: властно прощает грехи ( Мф.9:2 ; Мк.2:7 ; Лк.5:21 ), принимает молитвы ( Ин.14:13,14 ), спасает и судит мир ( Ин.10:9,28 ; Ин.5:22,27 ; Мф.25:31 сл.), и в силу того является таким же предметом веры и почитания, как и Отец ( Ин.5:23 ; Ин.6:29,40,47 ; Ин.12:44 сл.; Ин.17:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава 22 1–13. Иуда у первосвященников и книжников. Приготовление пасхальной вечери. – 14–23. Установление Евхаристии и предсказание Христа об измене Иуды. – 24–30. Спор о первенстве. – 31–34. Предсказание об отречении апостола Петра. – 35–38. Слово о мече. – 39–53. Молитва на горе Елеон и взятие Христа воинами. – 54–71. Отречение апостола Петра и осуждение Христа. Лк.22:1 .  Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, Лк.22:2 .  и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Лк.22:3 .  Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, Лк.22:4 .  и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Лк.22:5 .  Они обрадовались и согласились дать ему денег; Лк.22:6 .  и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Лк.22:7 .  Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, Лк.22:8 .  и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Лк.22:9 .  Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Лк.22:10 .  Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, Лк.22:11 .  и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? Лк.22:12 .  И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Лк.22:13 .  Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. О путешествии Иуды к первосвященникам и книжникам евангелист Лука говорит согласно с Марком, опуская только историю помазания ( Мк.14:1–16 ; ср. Мф.26:1–16 ). «Праздник опресноков, называемый Пасхою» (стих 1). Евангелист Лука отожествляет оба названия, потому что в самом деле опресноки полагалось вкушать уже в день Пасхи. «Боялись народа» (стих 2; см. Лк.19:48, 21:38 ). «Вошел же сатана в Иуду» (стих 3). Трудно сказать, что здесь подразумевает евангелист: действительное ли вхождение сатаны или же только влияние его на душу Иуды. За первое предположение говорит то обстоятельство, что словом «входить» ( εσρχεσθαι) у Луки обозначается вхождение бесов в тела ( Лк.8:30, 32 и сл.; Лк.11:26 ), а за второе – то соображение, что Иуда ничем не показал того, что он одержим сатаной (ср. Ин.13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иудея Иудея . По употреблению в Свящ. Писании это слово означает прежде всего землю колена Иудина и поселившегося в его участке колена Симеонова ( Нав.15:1 сл. Нав.19:1–9 ), а затем область двухколенного царства, состоявшего из колен Иудова и Вениаминова ( 3Цар.12:20–21 ), в противоположность области царства десятиколенного ( 3Цар.12:32 ср. ст. 23. 24, 2Пар.30:25 , Ис.7:5–6 , Иер.3:6–7 , Иез.27:17 ). Но так как по возвращении из плена вавилонского весь израильский народ стал называться иудейским, то имя Иудея было усвоено и всей св. земле ( Агг.1:1,14 , Агг.2:2 ; Лк.1:5 , Лк.23:5 ; Деян.10:37 ). Иудея в собственном смысле, в отличие от Самарии и Галилеи ( Нав.20:7–8 ; 1Макк.10:30,38; 1Макк.11:34, 1Макк.5:14,17,20; Мф.4:12–16,23–25 ; Мк.3:7 , Ин.4:3–4 , Ин.7:1 . Деян.1:8 , Деян.8:1 , Деян.9:31 ), занимала южную часть Ханаана, граничащую на севере с Самарией, на юге с пустынею Каменистой Аравии и пустыней Син, отделявшей ее от Идумеи на западе с Средиземным морем и на востоке с Мертвым ( Нав.15 ). Во времена Димитрия Сотира и Ионафана Маккавея к Иудее были присоединены три самарийские округа (1Макк.10:30,38). Впоследствии, по указанию Иосифа Флавия (Иуд. Война 3, 3:5), Иудея простиралась с севера на юг, от Ануаты (неизвестный город, находившийся, по всей вероятности, на пути из Иерусалима в Сихем) до Иордана (на границе Каменистой Аравии) и с запада на восток от Иоппии до Иордана. По побережью же Средиземного моря она доходила до Птолемаиды. Наконец, по свидетельству Птоломея (5, 16:9), к Иудее принадлежали и некоторые заиорданские местности (ср. Мф.19:1 ). После смерти Ирода в. Иудея вместе с Самарией и Идумеею перешла, согласно его завещанию, к Архелаю ( Мф.3:22 . Иосифа Фл., Древн. 17), но в 6 г. по Р. Хр. была приписана к римской провинции Сирии (Иосиф Фл., Древн. 17, 13:5. 18, 1:1) и управлялась особым прокуратором из всадников до 66 г., за исключением времени от 41 до 44 г., когда она еще раз (и уже последний) побывала под властью потомка Ирода – Ирода Агриппы 1-го (Иосиф Фл., Древн. 19, 5:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Евангельская Этика является Этикой Нового Союза между Богом и человеком и поэтому не может рассматриваться лишь как продолжение ветхозаветной Этики . Господь Иисус Своей властью переоценивает и преобразует нравственные заповеди Ветхого Завета (см. статью проповедь). Одни из них Он сохраняет, другие дополняет, а некоторые упраздняет. Он подтверждает заповедь о браке ( Быт.2:24 ; Мф.19:5 ), о чистоте сердца ( Пс.23:4 ; Мф.5:8 ), о смирении ( Пс.50:19 ; Мф.11:29 ), о правде и справедливости ( Ис.33:15 ; Мф.5:6 ), o милосердии ( 2Цар.22:26 ; Лк.6:36 ). Любовь к ближнему, по слову Христову, является одной из двух главных заповедей ( Лев.19:18 ; Мк.12:28 сл.), но понятие «ближний» в Евангелии не тождественно «добропорядочному» соплеменнику или единоверцу, а включает всякого человека ( Лк.10:25 сл.). Более того, этим человеком может быть и тот, кто причинил зло ( Мф.5:43–48 ). В Нагорной проповеди Иисус углубляет заповеди Декалога «не убий» и «не прелюбодействуй», указывая, что даже гнев и нечистые помыслы являются грехом ( Мф.5:21–30 ). Немалое число принципов ветхозаветной Этики Евангелием полностью упраздняется. Вместо требования соблюдать клятву ( Исх.20:7 ) оно призывает к правдивости, для которой клятва не нужна и даже оскорбительна ( Мф.5:33–34 ). Юридический принцип «око за око, зуб за зуб», оправдывающий месть, заменяется законом прощения ( Мф.5:38 сл.). Допускаемый в Ветхом Завете развод ( Втор.24:1 сл.) приравнивается к прелюбодеянию ( Мф.5:31–32 ). Христос отменяет и деление пищи на чистую и нечистую ( Мф.15:11 ). Евангельская Этика предполагает абсолютную ценность каждой человеческой души ( Мф.18:10 сл.). Бог является для людей любящим Отцом ( Лк.15:11 сл.), из чего вытекает идея человеческого братства. Христос не учит о человеке как о существе добром от природы. Грех коренится в его сердце ( Мк.7:20–23 ) и делает человека своим рабом. Путь избавления от греха есть путь к свободе ( Ин.8:31–36 ). Первый шаг на этом пути – покаяние. С призыва к нему и начинает Христос Спаситель Свою проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Когда Он говорит, что пришел призвать не праведников, но грешников ( Мф.9:13 ), Он имеет в виду людей, которые, подобно мытарю из притчи ( Лк.18:10 сл.), сознают свою греховность. Не случайно этот мытарь противопоставлен самодовольному фарисею, человеку, считающему себя праведным. Формально он не нарушал заповедей, но по существу оказался дальше от Бога, чем мытарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010