Вопросы князя Антиоха и ответы Св. Афанасия Александрийского Иже во святых отца нашего Афанасиа архиепископа Александрийскаго, ко Антиоху князю, о многих и нужных взысканых вещех, иже в Божественых Писаниях обретающихся. всем христианом ведомо быти должны. 527 Вопрос 1. Первее (Небеса сл.35) убо веровавше и крестившеся в Троицу единосущную, и глаголюще (сл.8) Бога быти Отца, подобне Бога быти и Сына, такожде Бога быти и Духа Святаго, како не глаголем три боги, но единаго Бога точию. Аще единаго Бога токмо чтем и покланяемся, яве яко (сл.5) единоначалие верующе жидовствуем, аще ли три паки боги, то яве (сл.8), яко еллинствуем, многобожие вводяще, а не единому Богу благочестне покланяющеся. Ответ. Неиспытно слово и образ благочестия есть. Верою единою, а не испытованием познаваем и чтим. (Небеса сл. 4) Бог бо постижимый, несть Бог. Аще бо ангели (сл.14. Богослов сл.2. сл.14. Небеса сл.23) или наши души тварь суще постигнути не можем, кольми паче тех Творцу лепо есть быти недоведому, тайне бо сказаем ничтоже есть чудно, тем убо христианом вера, и сих трисоставный 528 Бог , иже един есть составом 529 человекообразен 530 якоже жидовстии отроцы баснословят (Небеса сл.5). Ниже паки трие нецыи бози, друг друга отстояще, отступай еллинскаго баснословия; неразделно бо в триех составех единаго существа Божество, обаче ведети подобает (Небеса сл. 4) яко ни глаголании ни помышлении постигнути, или исповедати что от Божества ум человеческий может ( Василий Великий Шестоднев сл.1. Иоанн Екзарх сл.1). Вси елицы Бога постигнути потщашася, свою сень гониша, елицы же существо Божие рещи восхотеша, бездну измерити своею горстию потщашася, и елицы изобрести непщеваша 531 , во злия ереси превратишася (Небеса сл.8). Отец бо и Бог не якоже аз создан есмь (слово 4). Отец роди Сына несозданна, не якоже аз. ни Сын якоже всем плотским раждаем, Сын рожден бысть (слово 7), ни Дух Святый, якоже человеческий дух есть описан, но неизреченно и несказанно есть Святыя Троицы таинство, и не рцы сим образом, паче бо образа Божественный образ, ниже рцы сим словом, паче бо слова Божественное Слово, но веруй во Отца, не испытуй вещи, покланяйся Сыну, и не испытуй его рождения, воспевай Дух Святый, не изыскуяй святыя Троицы таинство ( Мф.6 . Мк.2 . Лк.10 ). Гряди на Иордан и зри самими вещми явление святыя Троицы силу. Отца убо свыше свидетелствующа. Сына же доле крещаема. Духа же Святаго в видении голубине сходяща ( Мф.70 . Мк.38 . Лк.45 ) и глас глаголющь: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих, того послушайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

О Григории как проповеднике и ораторе см. Donders. Homilet; Gugnet. Orateur. 589 См. Слово 1 и Слово 45. 590 Ср. Сл. 45, 2; PG 36, 624=1.662. 591 Ср. начало Слова 1–го. 592 Ср. начало Слова 38–го. 593 Ср. Сл. 41, 5, 1; SC 358, 324=1.578. 594 Слова 38–41. 595 Пс. 95:1. 596 Пс. 95:11. 597 Ср. 1 Кор.15:47. 598 Ср. Ис. 9:2. 599 2 Кор.5:17. 600 Ср. 2 Кор. 3:6 и Рим. 13:12. 601 Ср. Евр. 7:3. 602 Мф. 3:3. 603 Сл. 38, 1, 1–2, 18; SC 358, 104–106=1.522. 604 В настоящее время Богоявлением называется праздник Крещения Господня. 605 Ср. Еф. 4:22–23. 606 Ср. 1 Кор. 15:22. 607 Сл. 38, 3, 1–4, 7; 108–110=1.522–523. 608 Сл. 38, 4, 17; 110=1.523. 609 Сл. 38, 14, 35–41=1.529. 610 Ин. 1:29. 611 Мр. 1:10. 612 Мф. 4:23. 613 Сл. 38, 16, 1–19; 140–142=1.531. 614 Сл. 38, 4, 13–14; 110=1.523. 615 Сл. 38, 5, 1–6, 7; 110–112=1.523–524. 616 Григорий имеет в виду твердую никейскую позицию Петра Александрийского, главы египетских епископов. 617 Ср. Втор.10:16. 618 Григорий напоминает о том, как в него бросали камни в начале его епископского служения в Константинополе. 619 Т. е. в наказание за вкушение запретного плода в раю. 620 Ср. Мф. 27:48. 621 Сл. 38, 18, 4–24; 146–148=1.531–532. 622 См. Лауенштайн. Мистерии, 52. 623 Ин. 1:9. 624 Куреты — семнадцатилетние юноши, танцевавшие с оружием в руках во время элевсинских мистерий: см. Лауенштайн. Мистерии, 140–144. 625 Корибанты ( " танцоры " " ) - куреты. 626 Триптолем и Келей — имена посвященных Деметры, упоминаемые в 5–м Гомеровском гимне, который исполнялся во время элевсинских мистерий. По сюжету этого гимна, девица Персефона была похищена Плутоном и увезена в Гадес (ад). Ее мать Деметра, приняв облик старухи, блуждала в поисках дочери среди людей. Четыре дочери царя Келея, встретив скорбящую Деметру у колодца, ввели ее в дом Метаниры, где она стала воспитательницей Демофонта. Деметра хотела наделить младенца вечной молодостью, для чего погружала его в огонь, однако Метанира помешала ей. Разгневанная Деметра в течение года не позволяла семенам на полях взойти, после чего испуганные боги умолили Плутона отпустить Персефону. Для примирения с Деметрой они послали Рею, после разговора с которой гнев Деметры против богов угас. Свой гнев против людей Деметра смирила, установив священные обряды (teletai) или оргии (orgiai). Первым мистом Деметры, получившим подробное наставление о порядке совершения мистерий в Элевсине, становится Триптолем. См. Лауэнштайн. Мистерии, 223–225. 627

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

350 . О расколе по Саратовской епархии (Брат. Сл., 1894 г., т. l). 351 . О Рогожском Кладбище. Записка Мозжикова (Брат. Сл., 1889 г.). 352 . Из рассказов и записок В. А. Сапелкина (1865 г. Русск. Вест.). 353 . Вопросы новниковских старообрядцев, поданные Савватию (Брат. Сл., 1883 г.). 354 . Материалы для истории раскола за первое время его существования: том первый: О лицах судившихся на соб. 1666 и 1667 г. (1875 г. Брат. Сл.). том второй: Акты, относящиеся к собору 1666–1667 г. (1876 г. Брат. Сл.). том третий: Акты, относящиеся к истории Соловецкого мятежа (1878 г. изд. Братства св. Петра м.). том четвертый: Челобитная Никиты, соч. Лазаря и подъяка Федора, челобитная кн. Сергия (1878 г. изд. Братства св. Петра м.). —572— том пятый: Сочинения бывшего юрьевского протопопа Аввакума Петрова (1879 г. изд. Братства св. Петра м.). том шестой: Сочинения бывшего благовещенского диакона Феодора (1881 г. изд. Братства св. Петра м.). том седьмой: Христиано-опасный тип веры; челобитная и другие сочинения инока Аврамия (1885 г. изд. Братства св. Петра м.). том восьмой: Новооткрытые сочинения протопопа Аввакума: житие Морозовой и др. (1886 г. изд. Братства св. Петра м.). том девятый: Паисия Лигарида опровержение челобитной Никиты (1894 г. изд. Ред. Брат. Сл.). 355 . Сказание о перемазанском соборе (1779 –1780 г.) (Брат. Сл., 1888 г. и отдельно). 356 . Ивана Алексеева сочинения против мнимого священства поповцев (Брат. Сл., 1889 г., т. 2. изд. отдельно). 357 . Раскольническая повесть об основателе Филиповского согласия (Брат. Сл., 1884 г., т. 1). 358 . Библиография Павла Любопытного (1861 г. Библиографические Записки, и отдельно). 359 . Из книги Щит веры вопросы и ответы о еретической хиротонии (Брат. Сл., 1890 и 1891 гг. Отдельное издание Брат. св. Петра м.). 360 . Богословие Павла Белокриницкого (1887 г. при Брат. Сл. и отдельно). 361 . Сказание инока Нила об Амвросии (1890 г. Брат. Сл.). 362 . Еще сказание об учреждении Белокриницкой иерархии (Брат. Сл., 1891 г., т. 2). 363 . Материалы для истории так называемой Австрийской или Белокриницкой иерархии (1897. изд. при Брат. Сл. и отдельной книгой).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соборные послания II: 682. Собор Апостольский I: XXV–XXVI. 111. Совершенство в христианстве не только теоретическое (интеллектуальное), но и моральное II: 378,1069. Совесть I: 846. II: 22,118. 385. 386. 1038–1040. 1124. 1138. 1146. 1286. Соглядатаи I: 343. Содомляне I: 577,330. Сократ философ I. 673. II: 403,1198. 1133. Сократ Схоластик , церк. истор. II: 928. Соломоновой Премудрости книга см. «Премудрости Соломоновой книга» выше стр. 58–61. Соломоновы псалмы I: 300,83. 561. 828. 833. 853,530. 865. 867–8. 875,555. Соломон–автор книги Премудрости Соломоновой II: 435. 439 сл. σμα (I: 370–1. 372– 374. 620–1), πνευματικν (I: 371 609. 627,502. 629,506. 630,507. II. 230. 404), πουρνιον (I: 699,166. 713,202)· Сон посмертный I: 518. 567,278. 568,283. 631,511. II: 376,1069. Sopherim (трактат) I, 7 (II: 841,76. 80), σωτρ,–ρα I: 435,474. II: 1179–1180. Социн Фр. († 1604 г.) и социниане II: 516,363. 610,617. Сошествие Христа во ад II: 607,599. Спасение в иудействе яко бы универсальное I: 562,267. Спасение христианское есть социальное, коллективное I: 519. σπρμα I: 210. II: 808,1255. 972,990. σπερμολγος II: 926. Спиноза I: 369,271. 579. Стефан архидиакон и его (речи) влияние на Ап. Павла I: XVIII. XXI–XXII. 6. 18. 19. 42. 46,88 59 сл. 64. 88. 97. 115. 116–118,41. 166. 167 182. 196. II: 864. 912. στγματα I: 490. Стихии мира, τ στοιχεα το κσμου I: 690 сл. 694 сл. 697 сл. II: 785. 1003,117. Стоицизм и стоики: материализм (II: 634. 662. 1010 сл. 1033. 1046), пантеизм (II: 1010 сл. 1030. 1063), дуализм (II: 1026. 1067), деизм (II: 1015), детерминизм и предестинация (II: 1014. 1015. 1023. 1032), логология (П: 345,950. 1029–31. 1041), дух (II: 1031. 1033), грех и зло в мире (II: 1016. 1021. 1059), искупление (II: 1017. 1033–4), стоическая мораль (II: 1019 сл. 1021 сл. 1034 сл. 1037. 1059 сл. 1067), причем человек якобы может быть выше Бога (II: 1016. 1031. 1057), апатия (II: 1022. 1059. 1081), свобода (II: 1034 сл. 1155) и рабство (II: 1076 сл. 1106), универсализм (II: 1040 сл. 1059. 1080. 1102) и любовь к ближним (II: 1021,296. 1022,304), брак и положение женщин (II: 1102. 1157), выбрасывание детей и убивание уродов (II: 1022–3. 1058), самоубийство (II: 1017. 1018. 1038. 1060–61. 1067).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

37 сл.. 264,691. 415 сл. 418,1266) и на Ап. Павла (II: 28 сл. 35. 36. 37 сл. 259,673. 349 сл. 357 сл. 386,1114. 415. 418 сл. 420 сл. 577) со стороны Филона, который иногда называется даже отцом Церкви (II: 37. 856,522). Догадки, якобы Ап. Павел изучал филоновские трактаты во время отмеченного в Гал. 1:21 пребывания своего в пределах Сирии и Киликии (II: 30), и обратные утверждения, что ни этот Апостол, ни другие новозав. писатели не читали Филона (II: 420,1278. 423,1297–8). Филон и Ап. Иоанн Богослов (II: 18,93). Отсутствие (широкого и глубокого) влияния филонизма в истории (II: 412 сл.), где иудейство осуждало его (II: 844,96). Филон и гностицизм (II: 344. 415), он предшественник каббалы и Талмуда, гностицизма и неоплатонизма (II: 414,1247)· Философия греч. по влиянию на Н. 3. II: 1108. Философские сборники (с подбором выдержек из философских. изречений и сочинений) II: 545. 937–9. Философумены II: 770,1074. φησ: его значение при цитатах II: 158,310. Флавий Иосиф I: 87. 826,439. 833,463. 860 (об Ангелах). 882,574. φνος I: 76. Фотин ерет. I: 245,57. φωτζειν II: 1164. φωτισμς II: 1176,1570. 1262,162. φθνος I: 75–6. Фотий патр. констант. I: 837. 846,509. II: 874,302. Chaberim (II: 961,916)–chaberuth (II: 962,916). Халеби I: 738. Ханания бен-Хизкиа рав. 91 I: 834,464. Ханина рав. 92 I: 716. 780,329. 805,385. Ханина–«сеган» (глава священников) 93 II: 396,1161. χρις II: 967,945. Харран I: 178. Хасидеи () (I: 866,542. 883,574) то же, что асидеи: см. стр. 22, Хеттура I: 133. Хийя бар-Абба рав. 94 I: 231,157 95 378,286. Хилиазм в иудействе (I: 596–7) и якобы у Ап. Павла (I: 597–9. 600–2. 877,1069). Chizzonim (sepliarim) I: 833,463. 464. 835,475. 880,567. II: 429,1. Хадатаи–адвокаты в равв. I: 407,399. II: 361,1017. Храм иерус. при Траяне II: 849,120. I: 342. Христиане для средневекового раввинизма являлись «прозелитами врат» II: 1270. Христианство якобы готово было еще до Евангелия (I: VIII,18), есть лишь реформа иудейства (I: IX. II: 1275. 1280), происходя из иудейских кругов, по преимуществу же из сектантских (II: 820 сл. 822 сл. 1089. 1090. 1100. 1151. 1154. 1270), напр., из диаспоры Переи и из еретической синагоги (II: 1277–8) или из ессейства (I: 879 сл. II: 4,13. 430,2. 809,1260. 1277); оно синкретическое (II: 816,28. 822. 989. 1282), имеет много мифического (II: 995,116. 1160 сл.), идет от эллинизма (II: 380,1070. 948. 989 сл. 1117. 1155. 1160), возникло из движения пролетариата (II: 1076–7. 1276–7). Иудейство замалчивало христианство (II: 428) и всегда питало антихристианские тенденции (I: 854,531. 878,559. II: 4,14. 13,66. 428,1. 840. 845–852. 868,262. 1094. 1273–4). Христианство по влиянию на развитие иудейства и апокалиптики (I: 341. 342. 391 и прим. 328. 401,371. 843,493. 844,501. 851,523. 876. II: 219). Христианство Церкви–кафолическое есть якобы творение Иринея лион.. и его эпохи (I: LVI) и имеет более сродства с Павлом, чем с Евангелием Иисуса (I: XII,47), ибо в нем возобладал ослабленный, амальгамированные павлинизм (I: LX).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

378 . Переписка Касилова с Захаровым (Брат. Сл., 1867 г., т. 2). 379 . Нижегородский беспоповщинский собор для суда над самокрестами (Брат. Сл., 1895 г., т. 2). —574— III. Сочинения других лиц, редактированные проф. Н. Субботиным и снабженные его предисловиями и примечаниями 380 . Архимандрита Павла статьи, вошедшие в состав четырех томов «Полного собрания» его сочинений, первоначально напечатанные (за немногими исключениями) в Братском Слове, и его же отдельные издания: а) «Замечания на книгу, известную под именем Вопросов Никодима» (из Брат. Сл., 1886 и 1887 гг.); б) «Ответы И. Ф. Пешехонова на вопросы беспоповцев» (из Брат. Сл., 1887 и 1888 гг.); в) Замечания на книгу Поморских Ответов, с приложением замечаний на 21 ответ в книге: Щит веры» (из Брат. Сл., 1889 г.). 381 . Игумена Филарета: а) «Опыт сличения церковных чинопоследований по изложению церковно-богослужебных книг, изданных первыми пятью российскими патриархами» (Брат. Сл., 1875 г.; потом не раз издано Братством св. Петра м.); б) «Чин литургии св. Златоуста по изложению старопечатных, новоисправленного и древлеписьменных Служебников» (Брат. Сл., 1876 г. и братские издания); в) Старопечатный Номоканон и его свидетельство о числе просфор на проскомидии (Брат. Сл., 1876 г. и братские изд.); г) Разбор ответов на восемь вопросов, поданных в старообрядческий Духовный Совет присоединявшимися к православной церкви членами Белокриницкой иерархии (Дважды издано Брат. св. Петра м.), и др. 382 . Е. А. Антонова: а) Разбор ответов на тридцать вопросов, поданных им Антонию (Брат. Сл., 1888 г. и отдельно); б) Замечания на книгу Перетруэнка: «Меч духовный» (Брат. Сл., 1890 г. и отдельно); в) Ответы на сто пять вопросов, сочиненных старообрядцами Австрийского согласия (Брат. Сл., 1891 г. и отдельно); г) Рассмотрение книги нового раскольнического писателя Механикова (Брат. Сл., 1895 г. и отдельно); д) Замечания на раскольническую брань, именующую себя «Бронею правды» (Брат. Сл., 1896 г., т. 2. и отдельно); е) Замечания на ответы, данные поповцами австрийского согласия беспоповцам согласия поморского (Брат. Сл., 1897 г. и отдельно); ж) Рассмотрение изданной поповнами Австрийского согласия книги: «Разбор ответов на

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

344. Замечания о двух мнимо-исторических свидетельствах в защиту старообрядчества Протоиерея А.В. Горского (1876г. Брат. Сл.). 345. Из сочинений протоиерея А.В. Горского (Брат. Сл. 1892г. т. 1). 346. План полного собрания сведений, относящихся к расколам и раскольникам. Надеждина (Брат. Сл. 1876г.). 347. О старшинах Екатеринбургского раскольнического общества. Записка Надеждина (1889г. Брат. Сл. т. 2). 348. Письмо Верховского в Екатеринбург к Казанцеву (Брат. Сл. 1892г. т. 1). 349. Изследования о пермских раскольниках в начале царствования императора Николая Павловича. Из архива С.Д. Нечаева (1893г. Брат. Сл. т. 1). 350. Пять рассказов обратившихся из раскола лиц, заимствованные из бумаг С.Д. Нечаева (1893г. Брат. Сл.). 351. О расколе по Саратовской епархии (Брат. Сл. .1894г. т. 1). 352. О Рогожском Кладбище. Записка Мозжикова (Брат. Сл. 1889г.). 353. Из рассказов и записок В.А. Сапелкина (1865г. Русск. Вест.). 354. Вопросы новниковских старообрядцев, поданные Савватию (Брат. Сл. 1883г.). 355. Материалы для истории раскола за первое время его существования: том первый: О лицах судившихся на соб. 1666 и 1667г. (1875г. Брат. Сл.). том второй: Акты относящиеся к собору 1666–1667г. (1876г. Брат. Сл.). том третий: Акты, относящиеся к истории Соловецкого мятежа (1878г. изд. Братства св. Петра м.). том четвертый: Челобитная Никиты, соч. Лазаря и подъяка Федора, челобитная кн. Сергия (1878г. изд. Братства с в. Петра м.). том пятый: Сочинения бывшего юрьевского протопопа Аввакума Петрова (1879г. изд. Братства св. Петра м.). тот шестой: Сочинения бывшего благовещенского диакона Феодора (1881г. изд. Братства св. Петра м.). том седьмой: Христиано-опасный тип веры; челобитная и другие сочинения инока Аврамия (1885г. изд. Братства св. Петра м.). том восьмой: Новооткрытые сочинения протопопа Аввакума: житие Морозовой и др. (1886г. изд. Братства св. Петра м.). том девятый: Паисия Лигарида опровержение челобитной Никиты (1894г. изд. Ред. Брат. Сл.). 356. Сказание о перемазанском соборе (1779–1780г.) (Брат. Сл. 1888г. и отдельно).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Сл. 21, 26, 26–27, 4; 166=1.320. 1458 См. Сл. 21, 8, 1–9; 124=1.309: Афанасий как достойный преемник св. апостола Марка. 1459 См. Сл. 21, 17, 12–18, 17=1.314–315: сравнение Афанасия с Иовом. 1460 Евр. 4:14. 1461 Сл. 21, 10, 1–5=1.310. Ср. 1 Кор. 2:16; 3:23; 6:15; 12:27; 2 Кор. 10:7; Гал. 3:29 и др. 1462 Сл. 21, 29, 10–23; 170–172=1.322. 1463 Сл. 21, 33, 22–37; 182=1.325. Ссылка на " " Послание к императору Иовиану " " св. Афанасия, содержащее полный текст Никейского Символа веры. Отметим, что в послании нет прямого утверждения о том, что Святой Дух является Богом. 1464 Вариант перевода: " наиблагочестивейшие " " . 1465 Букв. " догматов малых " " . 1466 Т. е. на греческом Востоке. 1467 Т. е. греческий Восток и латинский Запад. 1468 Сл. 21, 35, 8–36, 5; 184–188=1.325–326. 1469 Встреча епископов Востока и Запада произошла на Сардикийском Соборе 343 г., на котором, однако, стороны не объединились, а разделились. 1470 См. Kelly. Doctrines, 253–254. Grillmeier. Christ I, 318–326. 1471 Об учении Илария см. Grillmeier. Christ I, 395–400. 1472 Один из наиболее яркий примеров — разрыв между Александрийской и Антиохийской Церквами в 431 г. и последующее примирение между Кириллом Александрийским и Иоанном Антиохийским в 433 г. Причиной разрыва была разница между александрийцами и антиохийцами в христологической терминологии. 1473 О Троице 2, 9; 5, 15. 1474 О Троице 5, 12; 5, 15–17; 8, 1. 1475 Сл. 21, 35, 6–7; 184=1.325. 1476 Сл. 8, 5, 5–20; SC 405, 254–256=1.178. 1477 Сл. 18, 11; PG 35, 997=1.268. 1478 Сл. 8, 5, 1–2; SC 405, 254=1.178. 1479 Сл. 18, 8; PG 35, 993=1.265. 1480 Философия: здесь — аскетический образ жизни. 1481 Т. е. возглашений от лица народа во время совершения Божественной Литургии. 1482 Сл. 18, 8–10; 993–997=1.266–267. 1483 По этому поводу Григорий написал целую поэму под названием " " На женщин, пользующихся косметикой " " : см. PG 37, 884–908=2.242–250. 1484 Вопросам нравственности и правилам поведения христианина в Церкви и обществе уделяли внимание уже христианские апологеты II в. и в еще большей степени писатели III в. Климент Александрийский (см. Педагог, кн. 2–3) и Тертуллиан (см. его трактаты " " Об убранстве женщин " " , " О покрытии головы у девушек " " и др.). Интерес к подобной проблематике в значительной степени связан с тем, что Церковь в первые века стремилась не только оказывать влияние на духовное развитие своих членов, но и взять под жесткий контроль их повседневную жизнь в обществе. Такая тенденция приведет в VI-VIII вв. к тому, что христианские нравственные и дисциплинарные установки будут определять все аспекты жизни византийского общества. 1485

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Сл. 2, 92, 3–19; 94, 8–95, 9; 208–214=1.56–57. 551 Сл. 2, 110, 2–11, 5; 114, 1–12; 230–236=1.62–63. 552 Ср. Ин. 10:11. 553 Ср. Лк. 12:32. 554 Ср. Ин. 10:14. 555 Ср. Ин. 10:27. 556 Ср. Ин. 10:3–4. 557 Ср. Пс. 22:2. 558 Сл. 33, 15, 14–16, 4; SC 318, 190=1.490. Ср. Сл. 9, 3; SC 405, 306–308=1.190. 559 См. Сл. 2, 80–82; 194–198=1.53–54. 560 Об избрании епископов в древней Церкви см. Болотов. История III, 172–190. 561 Сл. 18, 33–34; PG 35, 1028–1029=1.281–282. 562 Сл. 18, 35; PG 35, 1032=1.283–284. 563 Уже Лаодикийский Собор 13–м правилом запрещал участие народных " " толп " " в избрании епископа. 564 Особенно в после–иконоборческую эпоху. 565 Ср. Евр. 9:7. 566 Сл. 21, 9, 2–21; SC 270, 126=1.309. 567 Иерем. 10:21. 568 Иерем. 12:10. 569 Сл. 21, 23, 4–24, 25; SC 270, 156–160=1.318. 570 Сл. 43, 26, 1–34; SC 384, 184–186=1.620–621. 571 Вариант перевода: " предпочтения по национальному (региональному) признаку " " . 572 Сл. 26, 15, 17–23; SC 284, 262–264=1.382. 573 PG 37, 1231=2.398. 574 Ср. 1 Кор.3:4. Григорий имеет в виду борьбу различных церковных партий на II Вселенском Соборе: мелетиан, павлиниан, восточных, западных и пр. 575 PG 37, 1238–1239=2.400. 576 Телу. 577 В древней Греции при обращении с просьбой к влиятельному лицу проситель в знак почтения прикасался к подбродку (бороде) собеседника. 578 Бриарей — в греческой мифологии чудовище с пятьюдесятью головами и сотней рук. 579 PG 37, 1266–1267=2.395–396. 580 PG 37, 1192–1193 (отсутствует в рус. пер.). 581 PG 37, 1195–1197 (отсутствует в рус. пер.). 582 PG 37, 1233–1236=2.398–399. 583 Ср. PG 37, 1233=2.398 (образ решетки, разделяющей два мира — постоянный и преходящий). 584 " Воронами " " , " галками " " и " " юнцами " " Григорий называет своих противников на II Вселенском Соборе. 585 PG 37, 1242–1243=2.401–402. 586 См. Гимн 58–й в SC 196, 278–308. 587 По мнению некоторых исследователей, именно Григорий Богослов ввел на Востоке раздельное празднование Рождества (25 декабря) и Богоявления (6 января), в согласии с традицией, существовавшей в Римской Церкви с конца III в. См. Usener. Untersuchungen, 260–269; Mossay. Fkemes, 34. Ср. Bernardi. Predication, 205. 588

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Meyendorff. Legacy, 201–204. 487 Восточное монашество на Западе до сих пор называют " " базилианским " " , в отличие от западного " " бенедиктинского " " монашества, в основе которого лежит устав св. Бенедикта Нурсийского. Однако устав св. Бенедикта, в свою очередь, основан на уставе св. Василия: см. Бенедикт Нурсийский. Устав 73,5; ср. Meredith. Cappadocians, 24. Таким образом, Василий Великий может быть назван отцом и восточного, и западного монашества. 488 Meyendorff. Legacy, 203. 489 Meyendorff. Legacy, 202. 490 Букв. " одинокой природой " " . Ср. Василий. Против Евномия 3, 7, 45; О Святом Духе 45, 32. 491 Термин, указывающий на монастырь вообще, а не на женский монастырь (так же, как и термин partheneia указывает на " " девство " " вообще). 492 Четыре термина, из которых первый (asktrion) означает одинокую келлию для упражнения в аскетической жизни, второй (monastrion) - монашескую келлию или небольшой монастырь, третий (koinnikos) - большой общежительный монастырь, четвертый (migas, букв. " смешанный " " ) - монастырь внутри города или селения. 493 " Философия " " — здесь: уединение, пустынножительство. 494 Сл. 43, 62, 1–30; 258–260=1.641–642. 495 Сл. 2, 6, 9–7, 13; SC 247, 94–96=Сл. 3; 1.25–26. 496 О понимании этих обетов Василием Великим см. Gribomont. Basile I, 38. 497 Сл. 2, 6; SC 247, 94=Сл. 3; 1.25. 498 Сл. 2, 100, 7–8; SC 247, 220=1.59. 499 Сл. 36, 6, 14–17; SC 318, 254=1.505–506. 500 В его время, кстати, монашество еще не было институционально оформлено, и место монашества внутри Церкви не было четко определено. Попыткой такого " " оформления " " стали Правила Василия Великого, однако и в них речь не шла о монашестве как определенном институте внутри Церкви. 501 Сл. 3, 1, 3–6; SC 247, 242=Сл. 2; 1.20. 502 Сл. 26, 7, 8–16; SC 284, 240–242=1.376–377. 503 Наставления подвижнические 5 (PG 31, 1360 B). 504 Жизнь Макрины (PG 46, 997 A). 505 Илиада 16, 235. 506 Сл. 4, 71, 8–29; SC 309, 182–184=1.91. Ср. Евр.11:33. 507 Сл. 6, 2, 6–22; SC 405, 122–124=1.146. 508

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010