Утреня Неизменяемые части утрени: шестопсалмие ( Пс 3, 37, 62, 87, 102, 142 ), 50й псалом, библейские песни, хвалитные псалмы ( Пс 148–150 ), утреннее славословие «Слава в вышних Богу», Трисвятое. Шестопсалмие, с которого начинается наследует древней христианской традиции ночной молитвы. Согласно уставу, утреня должна начинаться до рассвета, что предполагает чтение шестопсалмия еще в темноте (поэтому, когда утреню служат вечером, на время чтения шестопсалмия в храме гасят свет). Все псалмы шестопсалмия пронизаны покаянным настроением: человек осознает тяжесть своего положения, вызванного собственными грехами и нападениями врагов, но твердая надежда на помощь Божию укрепляет его дух. Кроме того, в этих псалмах содержатся указания на утро как время их произнесения. 50й псалом продолжает покаянную тему. В нем также говорится о том, что подлинная жертва Богу невозможна без духовного очищения ( Пс 50:18–21 ). Именно в этом состоит предназначение утрени: помочь осмыслить начинающийся день, а следовательно, и всю жизнь христианина как добровольную жертву Богу. Следующая часть утрени представляет собой ряд библейских песней — поэтических отрывков из Ветхого и Нового Завета, не входящих в состав Псалтири, но издревле употребляемых наравне с псалмами в качестве неизменяемых частей суточных богослужений. В серии библейских песней отражены события священной истории. Первая песнь — гимн, воспетый израильтянами после перехода через Красное море во время Исхода ( Исх 15:1–19 ). Вторая — обличительная речь Моисея из книги Второзаконие, предупреждающая о недопустимости нарушения Завета с Богом ( Втор 32:1–43 ). Третья — песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар 2:1–10 ), который помазал на царство первого израильского царя. Четвертая — пророчество Аввакума ( Авв 3:1–19 ) о рождении Христа Спасителя. В пятой, которая взята из Книги пророка Исаии ( Ис 26:9–19 ), говорится об утреннем времени содержится пророчество о воскресении мертвых. Шестая песнь — молитва Ионы из чрева кита ( Ион 2:3–10 ). Седьмая составлена из двух частей: молитвы Азарии, в которой тот приносит Богу покаяние за грехи своих соплеменников ( Дан 3:26–45 ), и песни трех вавилонских отроков, брошенных в раскаленную печь ( Дан 3:52–56 Восьмая песнь представляет собой продолжение песни трех отроков ( Дан 3:57–88 ). Девятая песнь составлена из двух частей: песни Пресвятой Богородицы, воспетой Ею в ответ на пророческое приветствие Елисаветы, матери Иоанна Предтечи ( Лк 1:46–55 ), и пророчества Захарии, отца Иоанна Предтечи, произнесенного сразу после рождения у него сына ( Лк 1:68–79 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

И вот картина, всю седмицу богослужители читают псалмы Давида – “песни степеней”, описывающие скорби, надежды и утешения Израиля; а далее, пройдя субботу благословенную, и приступая к чтению Благой Вести о Воскресении Господа на Воскресной Утрени, мы слышим зти же псалмы, претворенные в песни Духу Святому. Только воспевая славу Духу Святому, мы можем воскликнуть – “Воскресение Христово видевше!”, ибо “никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым” ( 1Кор.12:3 ). Четвертый вид употребления текстов Ветхого Завета, близких по содержанию и своему значению к псалмам, зто – пение и чтение “библейских песен”. Ветхая Церковь выделила несколько событий Священной истории и постоянно воспоминала их, воспевая словами Священного Писания славу Божию. Первая такая песнь прозвучала из уст Моисея когда народ израильский спасся от руки Фараоновой после Исхода из Египта: “Поем Господеви, славно бо прославися” ( Исх.15:1–19 ). Следующая песнь Моисея “Вонми небо” ( Втор.32:1–43 ) пелась при Утренней жертве в Иерусалимском Храме. В разное время оформились другие библейские песни, находившие употребление как в ветхозаветной Церкви, так и в развитии христианского богослужения Утрени – песня Анны “Утвердися сердце мое” ( 1Цар.2:1–10 ), Аввакума – “Господи, услышах слух Твой” ( Ав.3:2–10 ) и другие. Позднее в состав библейских песен вошла новозаветная песнь, состоящая из песни Богородицы “Величит душа Моя Господа” с присоединением к ней песни пророка Захарии отца Иоанна Предтечи “Благословен Господь Бог Израилев” ( Лк.1:68–79 ). В настоящее время от периода Ветхозаветной Церкви нам оставлены для постоянного воспевания следующие песни Священного Писания. Для удобства понимания предлагаю синодальный перевод зтих песен, но ключевые по смыслу стихи даны курсивом на церковно–славянском языке, потому что как и в случае в Песнями степеней зти ключевые слова станут ключевыми словами ирмосов канонов. Первая песнь – “Песнь Моисея” – “Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На 9: Благословите, источники, моря и реки, киты и все движущееся в водах, Господа, воспевайте и превозносите Его во веки. На 8: Благословите, все птицы небесные, звери и весь скот, Господа, воспевайте и превозносите Его во веки. На 7: Благословите, сыны человеческие; благослови, Израиль; Господа, воспевайте и превозносите Его во веки. На 6: Благословите, священники Господни, рабы Господни, Господа, воспевайте и превозносите Его во веки. На 5: Благословите, духи и души праведных, праведные и смиренные сердцем, Господа, воспевайте и превозносите Его во веки. На 4: Благословите, Анания, Азария к Мисаил, Господа, воспевайте и превозносите Его во веки. На 3: Благословите, Апостолы, пророки и мученики Господни, Господа, воспевайте и превозносите Его во веки (Дан. 3; 57–88). Слава и ныне. Песнь 9 На 12: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему и воздвиг силу спасения нам в дому Давида, Отрока Своего. На 11: Как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих. На 10: Что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас. На 9: Сотворит милость с отцами нашими и вспомнит святой завет Свой. На 8: Клятву, которою клялся он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших. На 7: Служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей. На 6: И ты, Младенец, наречешься пророком Всевышнего; ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему. На 5: Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их. На 4: По благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас восток свыше просветить сидящих во тьме и тени смертной. На 3: Направить ноги наши на путь мира (Лк. 1, 68–79). Слава и ныне. В понедельник на 6 часе прокимен, гл. 4 Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Стих: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных (Пс. 1, 6.1). Прокимен 2, гл. 3: Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Стих: Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное (Пс. 2, 11.1).

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

1, 68–75, 77–79). Учение о спасении Нового Завета Приходит наконец время родиться Самому Востоку свыше. Ангел является во сне Иосифу и повелевает ему назвать рождающегося Младенца Иисусом. «Ибо , — говорит ангел, — Он спасет людей Своих от грехов их » (Мф. 1, 21). В этом спасении от грехов полагал Свое призвание и Сам Господь Иисус Христос. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» . В чине пострижения прибавляется: «обремененные грехами », и эта прибавка вполне оправдывается дальнейшим ходом речи. В чем состоит предлагаемое Христом упокоение? «Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем: и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 28–29). Покой, спасение — в перемене нравов. Верный Своему призванию «взыскать и спасти погибшее», Сын Человеческий приходит в дом Закхея и говорит: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он (Закхей) сын Авраама» . Слова же! эти сказаны были в ответ на Закхея: «Господи, половину имения моего отдам нищим и, если кого обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 10, 9, 8). Мытарь, сребролюбец по самому своему положению вдруг разрешается от уз своей страсти. Господь и называет это спасением. Св. апостол Петр убеждает своих читателей благодушно переносить все скорби здешней жизни, чтобы «достигнуть, наконец, верою спасения душ» . «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках… зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни , преданной от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Пет. 1, 9, 15, 18–19). Св. апостол Павел так описывает спасение, совершенное Иисусом Христом: явившаяся благодать Божия потому и «спасительна всем человекам» , что «научает нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благо-честно жили в нынешнем веке» . В этом и цель, и смысл дела, совершенного для нас Иисусом Христом, так как «Он дал Себя за нас (для того именно), чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам » (Тит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

50. Ср. у нас чтение символа веры на полунощнице и повечерии. 51. Иос. Фл. Antiqu. IV, 8, 13. 52. Лк 10, 26. 53. Schürer, Gesch. d. I. V. II, 541. 54. Хотя некоторые их молитв Шемонеесре, именно начальные и конечные, даже новейшие еврейские ученые (Herzfeld, Gesch. d. V. I. II, 5, 1, 13, 186, III, 200 ff. Zunz, Got. V. 367 f.) склонны относить ко временам Ездры, но упоминания о них начинаются только в раввинов конца I b. по Р. Х. и теперешний свой вид они, должно быть, получили около 70–120 г., судя по указаниям в них (14-я и 17-я) на разрушение Иерусалима и прекращение жертвенного культа. Позднейшая из этих молитв та, которая заключает в себе проклятия на минимов (еретиков). Она прибавлена рав. Самуилом младшим учеником Гамалиила II, внука Гамалиила I — учителя ап. Павла. По Талмуду (Berach. f. 28) под минимами разумеются саддукеи; по отцам церкви (св. Епифаний. Прот. ер. 29, 9. Блж. Иероним на Ис 5, 18, 19) эта молитва заключила проклятие на назореев, т. е. христиан; недавно открытый Каирский текст этой молитвы имеет название нозрим т. е. назореи (Schürer, Gesch. D. I. V.II, 543–544). Естественно, что в первые времена христианства могло быть внесено в молитвы проклятие на переходивших в христианство иудеев, которое впоследствии вероятно было исключено и заменено общим проклятием на отступников и врагов иудейства. 55. В них указывают сходные выражения с молитвой Господней: «Оставь нам, Отец наш, ибо мы согрешили, прости нам, наш Отец, ибо мы преступили». В песни прп. Захарии при рождении Иоанна Предтечи (Лк 1, 68–79), начинающаяся словом «благословен», также указывают сходные выражения с этими молитвами. Никитин, Синагоги 228. (Ср. проф. Богдашевский, экзегетические заметки, вып. 4-й стр. 29 и д. — Ценз.). 56. Талмуд. Berachoth III, 3, IV, 1. 57. Талмуд вавилонский, Berachoth IV, 3, f, 29a (перев. Переферковича, Спб. 1909). Ср. у нас различное количество стихир на Господи возвах. 58. Талмуд. Berachoth IV, 7. 59. Талмуд. Berachoth V, 2, Талмуд, Мишна и Тосефта. Пер. Пеферковича. Спб. 1899, т. I, стр. 43–46. — Такие легкие изменения для праздников в тексте обычных молитв употребительны в римско-католическом богослужении (ср. наши отпусты), так же как и деление церковного года по климатическим временам года: римско-католический Breviarium (богослужебная книга, соответствующая нашей Месячной Минее и Триоди) делится на partes: hiemalis, verna, aestiva, antumnalis.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

65 Ср. Or., Cels. 4.63: р. 334.18=PG 11, 1132А. 66 Мф. 12:45. 67 Понятие «приобретенное» (πκτητον) восходит к Платону и является синонимом слова «сущность» (οσα). Вещи природные, естественные (τ φσει ντα) противопоставлены вещам не природным, приобретенным (τ πκτητα). Палама говорит здесь о вещах, противных совершенной человеческой природе, то есть привнесенных в ум врагом. 68 То есть все страсти (досл. «от дурной чеканки»). 69 Противопоставление телесного и душевного в материи восходит к Филону Иудею: δυς δ παθητς κα διαιρετς λης (De spec. legg. 3, 180) и святоотеческому языку не свойственно. Возможно также влияние рассуждения Никиты Стифата, который говорит о «вещественной двоице неразумной части души» (О рае, § 32). Согласно античному учению о душе это гнев и вожделение. 70 Ср. Пс. 37:14. 71 То есть нетварными божественными энергиями. 72 Ср. Dion. Аг., d. n. 134, 11: τελς δ ν τος τελεοις ς περτελς κα προτλειος. 73 Досл. «со всех ног». 74 Ср. Песн. 1:3; Ис. 61:10. Ср. тж. Plot., епп. 6, 7: 32, 31-32 (δναμις ον παντς καλο νθος στ, κλλος καλλοποιν: «итак, потенция всякого блага есть Цветок, Красота, производящая благо»). Говоря о том, что внутренний человек должен «благорасположить к Первообразу» свою красоту, Палама призывает монашествующих «понравиться» Богу, «украсив» себя духовным цветением ума. 75 Пс. 83:6. 76 Ср. Xenoph., Сугор. 3, 3, 69. 77 Ср. Dion. Аг., d. n. 1.4 (=PG 3, 592С). 78 Arist., de an. 428а. 79 Пс. 75:5. 80 Ср. Мф. 8:12; Мф. 22:13 etc. Ср. § 47. 81 Ср. Лк. 10:42; Кол. 1:12. 82 Из описаний Святой Горы Иоанна Комнина (нач. XVIII в.) и Макария Тригониса (1772 г.) выясняется, что пещера преподобного находилась в южной части полуострова, между Великой Лаврой и скитом св. Анны. Подробнее о локализации этого места см. у А. Риго (Rigo 1999, pp. 43-45). 83 Палама развивает «змеиную» тему Николая Монаха, превращая в змея самого лукавого. 84 Исх. 17:8 sqq. 85 Амалик — родоначальник амаликитян, традиционно символ плоти, восстающей на дух: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик... брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17:8-16). Таким образом, Палама сравнивает здесь прп. Петра с Моисеем.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1319

66. Мф. 10. 16. См. житие великомученицы Варвары. Четьи-Минеи, 4 декабря. 67. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф. 10. 34–35). 68. Лествица. Слово 3. 69. Пс. 118. 54. 70. …странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 38. 13). 71. … в вечные обители (Лк. 16. 9). 72. Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей (Ср.: Пс. 118. 105). 73. За чужими же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10. 5). 74. …идет перед ними (Ин. 10, 4). 75. Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21). 76. … совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте (Евр. 1. 3). 77. …приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам… (Мф. 25. 34). 78. Покайтесь и веруйте в Евангелие! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1. 15; Мф. 4. 17). 79. Преподобный Пимен Великий. См. Патерик Скитский. 80. Преподобный Макарий Великий. Слово 7, гл. 2. 81. Там же. 82. И беззаконник, если обратится от всех грехов свих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иез. 18. 21–22). 83. И зачем вам умирать, дом Израилев? (Иез. 18. 31). 84. Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33. 11). 85. Святой Иоанн Лествичник. Слово 4. 86. Преподобный Исаак Сирский. Слово 90. 87. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло… Тогда придите — и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю (Ис. 1. 16, 18). 88. Благость Божия ведет тебя к покаянию (Рим. 2. 4). 89. Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Рим. 2. 5–9).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1:46—55) и Benedictus (Лк. 1:68— 79)   . На восходе солнца звучат победоносные псалмы 148, 149, 150 (латинские хваления), после чего раздается возглас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», а затем следует доксология (Великое славословие), отображающее христианскую радость и уверенность в Богоданном спасении. Вечерня очевидно нацелена на подчеркивание «старого», «прежнего положения человека, почему развитый византийский обряд включает чтения из Ветхого Завета только в чинопоследование вечерни. Утреня, напротив, просвещается в определенные назначенные дни чтениями из Евангелий. Недельный круг также обыгрывает тему «старого» и «нового», сосредоточивая ее в воскресном дне, который считается «восьмым днем»  , «днем Господним» и днем Его Второго пришествия, днем Его воскресения и Его присутствия в Евхаристии. Тем не менее «старая» еврейская суббота не просто отбрасывается: суббота есть день ожидания, поминания усопших, ожидающих воскресения, а также день, в который Христос, будучи во гробе, нисходил во ад, дабы уверить умерших в грядущем освобождении. Потому суббота считается, наряду с воскресеньем, евхаристическим днем, даже во время Великого Поста. Праздник Пасхи служит подвижным центром всего годичного круга. В годичном цикле имеется период подготовки (Великий Пост) и пятидесятидневный период празднования (Пятидесятница), и их датировка определяет последующий литургический год. Для каждого из названных периодов предусмотрена своя литургическая книга, содержащая соответствующую гимнографию: Triodion (Триодь Постная) для Великого Поста, Pentekostarion (Триодь Цветная) для периода между Пасхой и Пятидесятницей и «Октоих» (Восьмигласник), содержащий восьминедельный цикл, повторяющийся на протяжении всего периода между вторым воскресеньем по Пятидесятнице и началом следующего Великого Поста. Наконец, двенадцатитомный Menaionu (Минеи — книга–месячник) содержит чинопоследования служб для каждого дня в календарном году. Огромное количество гимнографического материала, постепенно вносившегося в «Минеи» на протяжении столетий, по качеству было очень неровно, зато службы главных праздников и главным святым украшены гимнами, сочиненными лучшими литургическими поэтами Византии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Девять песней канона составлены по подражанию библейским. Первая, подобно благодарственной песни, воспетой Евреями по переходе через Чермное море, славит Господа, избавившего нас от плена греховного ( Ис. 15:1–21 ). Вторая, по примеру Моисеевой: вонми небо и возглоголю ( Втор. 32:2–23 ), угрожает за грехи наказанием и поется только в. каноне. Третья имеет основание в молитве св. Анны, матери Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: утвердися сердце мое в Господе, и просит утверждения нам в Боге ( 1Цар. 2 ). Четвертая, по подражанию песни Пр. Аввакума, с благоговейным трепетом созерцавшего славу пришествия Божия: Господи, услышал слух твой и убоялся, величает таинство воплощения Сына Божия ( Ав. 3 ). Пятая, по подобию песни Прор. Исаии: от нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже, воспевает избавление Церкви от врагов ( Ис. 26:9–21 ). Шестая, подобно Ионе, молившемуся во чреве рыбы: возопих в скорби моей ко Господу Богу, просит Господа о избавлении нас от греховных волн ( Ин. 2:1–7 ). Седьмая, по примеру трех отроков в Вавилонской пещи певших: благословен еси Господи, Боже отец наших, прославляет Св. Троицу ( Дан. 3:26–45 ). Осьмая слагается по содержанию песни тех же св. отроков, и призывает все дела Господа петь и превозносить Его во веки ( Дан. 3:52–60 ). Девятая , заключающая похвалу Богоматери, в основании своем имеет песнь Захарии, отца св. Предтечи: благословен Господь Бог Израилев, иже посети и сотвори избавление людям своим ( Лк. 1:68–79 ), и предваряется обыкновенно песнию самой Богоматери: величит душа моя Господа ( Лук. 1, 46–55 ). Песни канона во имя Св. Троицы разделены на три части, из коих каждая оканчивается малою ектениею. По 3-ей песни полагается седален; по 6-й произносятся кондак и икос. Кондак (краткий) есть краткая песнь в честь и память праздника Господня или Святых, и в память усопших. Икос есть пространнейшая песнь одинакого с кондаком содержания. Седален, кондак и икос служат раскрытием содержания канона. § 40. При конце утрени приближается дневный свет, явление коего есть новое для нас благодеяние Божие. Посему утреня при дневном разсвете оканчивается прославлением Бога, дающего свет дневный, и молением о ниспослании нам духовного света благодати. Молитвы в Господу Светодавцу особенно слышим мы на девятой песни канона, причем умножаются светильники; Церковь восклицает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и продолжает славословить и молить Господа и Святых о духовном озарении нас, стихирами называемыми – светильнами, в коих Церковь прославляет Господа Светодавца и просит просветить нас благодатным светом; хвалитными, кои имеют пред собою стихи псалмов 148, 149 и 150, в которых многократно произносится: хвалите Господа, и славословием великим, составляющим продолжение прославления, начатого в светильнах. После славословия произносится ектения просительная, великая сугубая и обычный отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

К первым принадлежат: 1) „Чин совершения вечерни Господней (The order for the administration of the Lord Supper or Holy Communion»), 2) „Чин совершения повседневного утреннего богослужения» и 3) „Чин совершения повседневного вечернего богослужения». Порядок совершения вечери Господней уже изложен мною при раскрытии учения американской церкви о таинстве причащения и потому я опускаю его. Что касается утреннего богослужения, то оно начинается произнесением отдельных стихов из Библии ( Аввак. 2:20 ; Псалм. 121:1; 18:15 и Фил. 1:3 ), и чина исповедания и отпущения грехов, уже изложенного мною при раскрытии учения американской церкви о таинстве покаяния. По окончании исповеди и прочтения „Отче наш...» поются или читаются псалом 94-й и другие псалмы, положенные на каждый день по уставу. Затем следует „первое чтение» мест из Ветхого Завета, положенных по календарю, пение или чтение славословия „Тебе Бога хвалим...», или песнь трех отроков, бывших в пещи Вавилонской: „благословите, вся дела Господня Господа..» ( Дан. 3:57–88 ). Потом совершается „второе чтение», заимствованное из Нового Завета опять по календарю, сопровождаемое пением или чтением Лк. 1:68–79 : „благословен Господь Бог Израилев»... или псалма 99-го: „воскликните Гоеподеви, вся земля»... После этого читается апостольский или никеоцареградский символ со вставкою слова filioque, произносятся краткие ектенийные возгласы и читается целый ряд коллект: а) коллекта дня, в коей испрашивается, чтобы Господь очистил мысли и сердца молящихся, б) коллекта о мире, в которой испрашивается, чтобы Господь избавил верующих от врагов, в) коллекта о благодати, в которой испрашивается, чтобы все наши деяния были управляемы промыслом божественным. Далее читаются несколько молитв: 1) за гражданскую власть, во главе с президентом, в которой испрашивается, чтобы Господь „благословил Своего раба – президента Соединенных Штатов... и исполнил его благодатью Св. Духа, дабы он постоянно следовал Его воле и ходил по Его путям...”; молитва за клир и народ, в которой испрашивается, чтобы Господь „излил животворный Дух благодати на епископов, священников и на все общины, вверенные их попечению, дабы они могли благоугождать Ему“...; молитва о соединении верующих, в которой испрашивается, чтобы Господь всех людей привел к познанию истины (христианской) и соединил их воедино.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010