Эти надежды выражались в широко читаемой в то время апокалиптической литературе, пессимистической в отношении современности, но описывающей в самых ярких красках грядущий век. Эти сочинения часто приписывались древним авторитетам.  К этому периоду относится вошедшее в ветхозаветный канон пророчество Даниила (Дан 7–12), а также “Книга Еноха”, “Вознесение Моисея” и ряд других книг. Образец этого рода литературы в христианских писаниях — это книга Откровения Иоанна Богослова, широко использующая иудейские концепции.  Для апокалиптической литературы был характерен полный надежды оптимистический религиозный взгляд, в некотором роде служащий противовесом строго легалистическому толкованию Закона фарисеями. В Палестине были и другие религиозные течения. В отдаленных районах страны, вдалеке от центров официального иудаизма существовало подлинное мистическое благочестие.  Именно им наполнены поздние псалмы, из них вышло такое новозаветное выражение, как “нищие духом”, а также песнь Богородицы и песнь Захарии (Лк 1:46–55; Лк 1:68–79). Из этих же кругов вышел автор так называемых “Од Соломона”. Этот тип благочестия породил пророков покаяния последних времен, из которых наиболее известен Иоанн Креститель. В иудаизме существовала еще одна группа, отличная от фарисеев и саддукеев. Эта группа или семья родственных групп называлась ессеи . Описание их жизни можно найти у Плиния Старшего, Филона и Иосифа Флавия, который имел с ними личный контакт. Ессеи были строго сепаратистской общиной, считавшей себя единственным верным остатком истинного Израиля. Ессеи почитали Закон, но считали, что лишь они одни были по-настоящему просвещены для его истинного толкования и сохранения его подлинного смысла. Их основные поселения находились на западном берегу Мертвого моря, хотя последователей их учения можно было найти и в других местах Иудеи. Кумранская община, которой принадлежала найденная археологами в середине нашего века библиотека, скорее всего принадлежала к ессейскому движению. Ессеи отвергали жертвоприношения и священство, впрочем, как и весь официальный храмовый культ в Иерусалиме. Они глубоко почитали своего основателя, “Учителя праведности”, который был замучен до смерти “недобрым порочным священником”, правящим Израилем.

http://pravmir.ru/korni-xristianstva/

1105 «И окружив там архиерея и просветившись достойным поучением, припали мы к желанной земле и сотворили всю утреню» (пер. И. Калиганова, с.313). Утреня попеременно чередует темы покаяния и надежды, изображает восхождение ко встрече света: десять ветхозаветных песнопений – включая явственно пасхальные Песни Моисея ( Исх. 15: 1–18 ; Втор. 32: 1–43 ) и Песнь трех отроков в Вавилоне ( Дан. 3: 26–56, 67–88 ) – входят в совокупность псалмопений, именуемую каноном и достигающую наивысшей напряженности в сочетании песнопений «Величит душа Моя Господа» – это песнопение именуется Песнью Пресвятой Богородицы (в Уставе – «Честнейшую») ( Лк. 1:46–55 ) – и «Благословен» ( Лк. 1:68–79 ). На восходе солнца звучат победоносные псалмы 148,149,150, после чего раздается возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» и поется доксология (от греч. «слава, радуга») или, по-старославянски, Славословие великое, – содержание этого песнопения отображает христианскую радость и уверенность в Богоданном спасении (см.: Мейендорф И. Византийское богословие. – С. 217). Следует заметить, что утреня была отслужена на острове еще до открытия мощей. 1106 ...средняя пъснь – возможно, один из антифонов, исполняемых молящимися в начальной части утрени (Уханова Е. В. Обретение мощей... – С. 122). Антифон (от греч. antiphonos – звучащий в ответ, откликающийся, вторящий); в церковном богослужении попеременное пение двух хоров (полухоров), одна из древнейших форм церковного пения текста псалмов. В православном богослужении под антифоном понимается попеременно поющийся стих, когда напев, исполненный одним голосом или хором, точно повторяется и другим. Такие антифоны поются на всех церковных службах: на вечерне – в первой кафизме «блажен муж»; на утрени – антифон степенны; на литургии поются антифоны вседневные, изобразительные и праздничные. Тексты их содержаться в Минеях, Триоди, Ирмологии и Апостоле (Антифон//Христианство. – М., 1993. – Т. 1. – С. 90). Согласно литургическому комментарию патриарха Германа (ум. 733 г.), «антифоны – это пророчества, которые предвещали приход Божьего Сына» (Шульц Г. Й. Biзahmiйcьka лrrypiя: Свщчення Bipu та значения символов. – Льbib, 2002. – С. 146).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-я песнь имеет отношение к благодарственной песни Моисеевой, воспетой по переходе чрез Чермное море (Поим, Господеви, славно бо прославися, ( Исх.15 ) и славит десницу Господню, прославленную в крепости, возышая тем дух наш к Божественному победителю ада и смерти, избавившему нас, от плена вечного 12 . 3-я песнь имеет основание в молитве св. Анны, Матери Самуила, благодарящей Бога за разрешение своего неплодства (Утвердися сердце мое о Господе,. ( 1Цар.2 ), и изображает молитвенные чувствования или всей Церкви, прежденеплодной, а ныне веселящейся, о многих святых чадах своих, или каждой души Христианской, просящей утверждения себе в Господе. 4-я песнь, подражая песни Прор. Аввакума (Господи услышах слух твой, и убояхся. Авв. 5 ), с благоговейным трепетом созерцавшего славу пришествия Божия, славит таинство пришествия к нам Сына Божия. 5-я песнь заимствует выражения у Прор. Исаии (От нощи утренюет дух мой в Тебе, Боже. ( Ис. 26:9–21 ), воспевающего избавлеиие Церкви от врагов и торжеетво над самою смертию и молится то о благодатном просвещении, то о мире небесном, и о других плодах божественного искупления. 6-я песнь, подобно Ионе, молившемуся в ките (Возопих в скорби моей ко Господу Богу, Ион. 2 ), обращается к тому, коего тридневное воскресение прообразовал Иона, и просит Его о избавлении нас от житейских волн и от всех опасностей для нашего спасения. 7-я песнь, по примеру трех отроков, в. Вавилонской пещи ( Дан. 3:26–45 . Благословен, еси Господи, Боже отец наших), прославляет, всю св. Троицу, благословенного Бога отец наших. 8-я песнь заимствуется из песни тех же святых отроков. ( Дан. 3:52–60 ), и, подобно ей, призывает все дела Господни петь и превозносить Владыку всех во веки. 9-я песнь имеет в виду новозаветную песнь Захарии, отца. св. Предтечи (Благословен Господь Бог Израилев иже посети и сотвори избавление людем своим. Лк. 1:68–79 ) и предваряется обыкновенно песнию самой Богоматери (Величит душа моя Господа. Лк. 1:46–56 ). Эта песнь посвящена преимущественно похвале Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. ( Лк.1 ) …………… 68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, 69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, 70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, 71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; 72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, 73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, 74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, 75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. 76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, 77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, 78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, 79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.” ( Лк. 1 ) Устав предписывает петь все девять песен в течение всего года, но сложилась практика пения их только в великопостные Утрени. В ранней христианской церкви когда складывался строй Утрени и еще не существовало так называемых “канонов, поемых на Утрени» каждый день воспевалось по три библейские песни: Таблица 4 Неделя (воскресенье) Седьмая – « Молитва отроков » Во все дни поются: Понедельник Первая – «Песнь Моисея по исходе» восьмая песнь – «Благословение трех отроков» девятая песнь – «Песнь Богородицы» Вторник Вторая – «Песнь Моисея во Второзаконии» Третья – «Песня Анны» Четверг Четвертая – «Молитва пророка Аввакума» Пятница Пятая – «Особая молитва «Песнь пророка Исаии» Суббота Шестая – «Молитва пророка Ионы» Церковь Христова выработала, как мне представляется, знаковое исполнение библейских песен и псалмов. Когда вместо “библейских песен” стали воспеваться девятипесенные “каноны Утрени”, то для каждой песни канона был предпослан стих, перефразирующий одну из библейских песен, повторяющий ее тему, осмысленную в новозаветных образах и идеях. Такие перефразы, предшествующие песням канона называются ирмосами. Они являются смысловой связкой исходной библейской песни и христианских гимнов, то есть тропарей канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наверное, стоит их перечислить: пророческая песня (1 библейская песнь) – это песнь Моисея и его сестры Мариамны после перехода через Чермное море ( Исх. 15 ); библейская песнь – предсмертная песнь Моисея (Второзак. 32); библейская песнь – песнь Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар. 1 ); библейская песнь – песнь пророка Аввакума ( Авв. 3 ); библейская песнь – песнь пророка Исаии ( Ис. 26 ); библейская песнь – песнь пророка Ионы ( Иона 2 ); библейская песнь – песнь трех отроков в пещи огненной ( Дан. 3 ); библейская песнь – непосредственное продолжение 7 песни, но более возвышенное и поэтичное. В протестантских изданиях этих пророческих песней (7 и 8) нет. Там 3 глава книги пророка Даниила существенно усечена; 7 и 8 песни относятся к так называемым второканоническим частям Ветхого Завета; библейская песнь – песнь Пресвятой Богородицы («Величит душа моя Господа...» – Лк. 1:46–56 ). пророческая песнь – песнь святого пророка Захарии, отца Иоанна Предтечи ( Лк. 1:68–79 ). Подобно тому как стихиры на «Господи, воззвах» возникли как некоторые припевы к светильничным Псалмам (140, 141, 129 и 116), тропари канонов первоначально стали возникать как припевы к этим библейским песням. Среди ученых-литургистов сейчас господствует мнение, что ранней яормой канона являлся канон неполный, т.е. состоящий не из 9 песней. По всей видимости, начали писать припевы к последним песням, новозаветным, и доныне сохраняется такая литургическая реалия, как трипеснцы и даже есть один двупеснец в современном богослужении, который состоит только из 8 и 9 песней. 9 пророческая песнь – песнь Пр. Богородицы как бы выпадает из общего течения канона в силу ее особой важности, особого положения. Она не соединяется с тропарями. Каждый стих этой песни в современном богослужении имеет один и тот же припев, всем известный: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». К остальным песням припевами как раз и является то, что мы теперь называем ирмосами и тропарями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Св. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные слова, V, 19. 58 Второй частью приобщается священник; третья и четвертая разрезаются «копьем» и погружаются в чашу для причащения мирян. 59 Там же, V, 21. 60 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея, 85. 61 Н. Д. Успенский. Анафора, с. 145. 62 «Запричастный стих» поется ар время причащения духовенства. 63 В память об «агапах». 64 После того как все подошли ко кресту, священник (иди диакон) «потребляет» Св. Дары, оставшиеся в чаше. 65 См.: И. Г. Троицкий. Библейская археология. СПб., 1913, с. 451 сл. 66 В VI в. монах Дионисий Малый сделал первую попытку установить евангельскую хронологию. Он отнес дату Рождества Христова к 754 г. от основания Рима, а дату крестной смерти Спасителя — к 33 г. н. э. Но теперь установлено, что Дионисий ошибся, по крайней мере, на несколько лет (см. прим. 45 и приложение о Пасхе). 67 См. Приложение 7: О дне празднования Пасхи. 68 Пасха в это число не входит, ибо она есть «праздников праздник». 69 До петровской реформы с сентября начинался в России и гражданский год 70 Евангелие Иакова, I–V. 71 См. напр.: Л. Гуляев. История Креста. — «Русский паломник», 1909, 9, с. 143 сл. 72 Первое упоминание о крестном знамении имеется у Тертуллиана (О венке воина, III). Форма складывания пальцев при крестном знамении с самого начала была во многих церквах различной. 73 Евсевий. Жизнь Константина, III, 28. 74 Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные слова, IV, 10. 75 Св. Иоанн Златоуст. Беседа 85. 76 Созомен. Церковная история, II, I. 77 Греки называют этот праздник «Месоспоратисса» (Срединносевная), поскольку он приходился на середину сева. 78 См.: М. Н. Скабалланович. Христианские праздники. Киев, 1916, с. 115. 79 Евангелие Иакова, VII–VIII. 80 Спаситель родился «во дни царя Ирода» (Мф 2, 1; Лк 1, 5), между тем Ирод умер весной 4 г. до н.э. Следовательно, Рождество не могло совершиться позже этой даты. Когда в Иерусалим прибыли волхвы, Иисусу было уже около двух лет (Мф 2, 16). Из этого историки сделали вывод, что Он родился около 7–6 гг. до н.э. Месяц Рождества остается неизвестным, но оно не могло быть зимой, поскольку на зиму пастухи загоняли стада в укрытия (ср. Лк 2, 8). 81

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Гал. 5:22. 1592 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 809С. 1593 6, 10, 31; Ср.: 2, 15, 68. 1594 Афанасий Александрийский, Житие святого Антония, 10 — PG 26, 860А. 1595 Евр. 11:32. 1596 Иоанн Синайский, Лествица, 25 — PG 88, 996А. 1597 Там же, 26 — 1033В. 1598 Там же. 1599 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretienne, v. 5, p. 149. 1600 2 Кор. 3:11. 1601 2 Кор. 3:18. 1602 Григорий Богослов, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1603 Григорий Богослов, Слово 44, 3 — PG 36, 609ВС. 1604 Ср.: Евагрий Понтийский, Деятельные главы к Анатолию, 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах, 18 — PG 79, 1221В. 1605 Иоанн Синайский, Лествица, 7, 57–PG 88, 813 С. 1606 Цитата не идентифицируется. 1607 Т. е. апостолы. 1608 Тропарь Крещения Господня. 1609 Припев 9–й песни канона на утрени Пятидесятницы. 1610 Евр. 12:1. Св. Григорий Палама имеет в виду мучеников. 1611 Буквально: «священный список» (ιερς κατλογος). 1612 Ин. 14:21–23. 1613 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B. 1614 Ис. 6:1. 1615 На самом деле в видении Иезекииля (Иез. 1:1–28), упоминаются не колесницы, а колеса (τροχο). Колесницы же (ρματα) упоминаются в видении Захарии (Зах. 6:1–3). Однако, у некоторых отцов, которым, очевидно, и следует Палама, говорится про видение Иезекиилем «херувимской колесницы» (см., например: Иоанн Златоуст, Толкование на Пс. 76:4; Макарий Египетский, Духовные беседы, 1). 1616 Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22; Ин. 1:32. 1617 Цитата не идентифицируется. 1618 Григорий Богослов, Слово 41, 5 — PG 36, 436А. 1619 Ср.: 3, 1, 2. 1620 В гл. 9. 1621 Великая Лавра преп. Афанасия на Афоне. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1, 68–79), песнь Богородицы (см.: Лк. 1, 46–55), это очень ценный для него материал. Так появляется удивительное Евангелие, объединяющее самые ранние и самые разные (и, вероятно, составленные даже на разных языках) доступные евангелисту источники: записи, воспоминания, беседы, гимнография. — И уж совсем иначе начинается столь непохожее на три первых Евангелие от Иоанна. В начале было Слово, и Слово было у Бога… Это похоже на пророчество. — Евангелие от Иоанна отличается от трех первых. Это отличие настолько разительно, что на него обращали внимание уже ранние христианские авторы. Климент Александрийский называет Евангелие от Иоанна духовным — противопоставляя его трем первым, которые он называет телесными, то есть рассказывающими о земной жизни Спасителя. Именно Иоанну мы обязаны такими замечательными именами Спасителя, как Добрый пастырь, Виноградная лоза, Свет миру, Путь, Истина, Жизнь и, наконец, Слово — имя, которым открывается четвертое Евангелие: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Мы уже видели, как евангелист Матфей, говоря о происхождении, то есть родословной Иисуса Христа, отсылает нас к Книге Бытия. И здесь, в первых словах Иоанна, также очень заметна связь с Книгой Бытия, с самым началом Священного Писания: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Ветхий Завет утверждает, что Бог — Творец мира. А евангелист Иоанн идет еще дальше, он говорит, что в недре Отчем пребывает Слово — Единородный Сын (Ин.1, 18), и это Слово стало плотию , то есть пришло в сотворенный Богом мир, полное благодати и истины (Ин.1, 14), и это Слово есть Бог, и все начало быть через Него (ср.: Ин. 1, 3). Есть мнение, что Евангелие от Иоанна было написано гораздо позднее других, когда его автор был уже глубоким старцем, — где-то в 90х годах I века, то есть спустя примерно 60 лет после описываемых событий. Это последнее Евангелие имеет отличия от Евангелия от Матфея не только в своем содержании, но и в употреблении ветхозаветных цитат. У Матфея так называемыми цитатами исполнения — когда описание новозаветных событий заключается ссылкой на Ветхий Завет с целью показать, что они являются исполнением древних пророчеств, — снабжается первая часть Евангелия; как только Матфей начинает говорить о Страстях Христовых, ветхозаветные цитаты исчезают. И это не случайно. Для евреев, современников земной жизни Спасителя, ожидаемый Мессия был царем, победителем, избавителем Израиля от рабства, духовным, но одновременно и политическим лидером, который должен был освободить и возвеличить Израиль. Конечно, никакого представления о Мессии, умирающем на Кресте, погибающем от рук оккупантов-римлян, у них не было. Поэтому у Матфея при описании Страстей Христовых не было возможности сослаться на общепризнанные мессианские пророчества.

http://pravoslavie.ru/78438.html

Итак, канон строится по определенному плану, по образцу. Что же представляет собой этот образец? Это ряд так называемых библейских песен, которые употреблялись за богослужением с глубокой древности. Сейчас они поются только Великим постом. Не зная о существовании библейских песен, невозможно основательно понять строение канона, поэтому нам нужно хотя бы вкратце ознакомиться с ними. Первая песнь – это песнь Моисея при переходе евреев через Чермное море ( Исх.15:119 ). Практически во всех канонах первая песнь в том или ином виде содержит напоминание об этом событии. Вторая песнь – это предсмертное завещание Моисея израильскому народу ( Втор.32:1-43 ). Третья песнь – это благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар.2:1-10 ). Четвертая песнь взята из книги пророка Аввакума (гл. 3:1–19). Пятая песнь – из книги пророка Исаии (гл. 26:9–19). Шестая песнь – это молитва пророка Ионы (гл. 2:3–10). Седьмая и восьмая библейские песни – это песнь трех отроков в пещи Вавилонской ( Дан.3:26-56 ), ( Дан.3:67-88 ). В ирмосах 7й и 8ой песен любого канона всегда, так или иначе, упоминается об этих отроках или же приводятся слова их песни. Девятая песнь – песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа моя Господа» ( Лк.1:46-55 ). Эта песнь, в отличие от всех остальных, продолжает звучать в нашем богослужении почти весь год (кроме двунадесятых праздников и еще ряда дней). Десятая песнь – это молитва св. прав. Захарии, отца св. пророка Иоанна Предтечи из Евангелия от Луки (гл. 1:68–79). Исследователи считают, что тропари канонов появились как припевы к библейским песням, которые употреблялись наряду с псалмами за раннехристианским богослужением. Первый тропарь каждой песни называется ирмос. Он является как бы связующим звеном между библейской песнью и текстом остальных тропарей. В древности каноны пелись целиком. Сейчас поется только Пасхальный канон, в остальных случаях поются ирмосы, а тропари читаются. При этом вместо библейских песен в подавляющем большинстве случаев перед тропарями канонов произносятся припевы «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и пр. Поется только песнь Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Схема I: Агрипния Шестопсалмие Псалмодия Стасис I Стасис II Пс.51–100 Отче наш Господи помилуй, 50 Чтение 1 и 2 Петр Стасис III Пс.101–150 Отче наш Господи помилуй, 50 Чтение 1, 2 или З Иоанн Восемь библейских песней с Отче наш и Господи помилуй после 3-й и 6-й песни Пс.148–150 Канон С этого времени агрипния, происхождение и развитие которой я не стану здесь рассматривать, поскольку это не имеет отношения к афонской литургической истории, составила основу византийской монашеской литургии, и от нее будет зависеть все дальнейшее развитие неосавваисткого синтеза. Вот почему ежедневный цикл византийского пенсума псалмодии до сих пор начинается с Пс. 1 на субботней вечерне вне зависимости от времени литургического года. Это также объясняет, почему на утрене ежедневно, а не только по воскресным дням, как это было изначально, читается целый канон из девяти песен. Во-первых, конечно, этот канон состоял из библейских песней 295 с рефренами тропарей, а не из поэтических од, которые впоследствии заняли их место. Древнейшие списки тропарей библейских песен – это египетский папирус Rylands 466 и фрагмент Heidelberg 1362, датированные VIII столетием, когда девять песней и их рефрены были систематизированы. 296 Хотя этот девятипесненный поэтический канон является характерной чертой современной византийской утрени и ее центром, 297 трудно представить, что столь большие объемы духовной поэзии, которая испещряла страницы октоиха, триоди, пентикостария и минеи, могли быть предназначены для ежедневного утреннего богослужения. Фактически во время раннего периода триоди, то есть каноны из трех песен, предназначались для будних дней, а тетраоди – для субботы. Х. Матеос, анализируя византийские богослужебные документы по сравнению с более общей традицией, сделал вывод, что изначально песни канона были распределены по дням недели, по две на каждый день: одна изменяемая, другая постоянная (9-я песнь «Величит душа моя Господа» и «Благословен Господь Бог Израилев» Лк.1:46–55:68–79 ), и три на воскресенье из-за соборного бдения. 298 Песнь 1 была закреплена за воскресным бдением. Остальные чередовались с понедельника по воскресенье, (схема II, страта 1).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010