55 . Кроме того, сынами грома в Евангелии названы Господом два брата–апостола 47 . Глас Отца, обращенный к Сыну: И прославил и еще прославлю (Ин. 12:28), иудеи сочли громом 48 . С такой силой возгремело тогда свидетельство Отца о Сыне, что хотя присутствующие и не смогли вобрать в себя всю благодать истины, но вопреки своей воле исповедали свершившееся таинство. Также и в Книге Иова Писание говорит: А гром могущества Его кто сможет уразуметь? (Иов. 26:14). Если бы Писание говорило нам о естественном громе, то не представляло бы его грядущим событием, но уже совершившимся. 56 . Об этом громе Господь сказал, что звук его прошел по всей земле 49 . В обсуждаемом стихе мы объясняем дух как принятую Христом душу, мыслящую и совершенную, так как Писание часто словом «дух» называет человеческую душу. Например, мы читаем: Образовавший дух человека внутри него (Зах. 12:1), и Господь называет Свою душу духом: Вруки Твои предаю дух Мой (Лк. 23:46). 57 . Убеждая тебя в том, что Амос говорит о сошествии Господа Иисуса на землю, Писание добавило: Возвещает людям Христа их (Ам. 4:13). Его Отец возвестил в крещении: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение (Лк. 3:22), возвестил на горе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте (Лк. 9:35), и устами сотника, когда во время крестных страданий солнце померкло и земля с морем сотряслись, Писание возвещает нам: Воистину Он был Сын Божий (Мф. 27:54). 58 . Итак, слово «дух» из Книги Амоса нужно понимать или в его прямом значении — как воздух, который вдыхают для поддержания жизни, или же как тайну тела Господня. Если бы здесь говорилось о тварности Святого Духа, об этом было бы сказано и в других местах Писания, как часто говорится в нем о Сыне Божьем, что по плоти Он создан и сотворен. 59 . Величие Сына мы признаем в том, что ради нас Он принял плоть и мы узрели силу Божью в воспринятом теле. Мы читаем, что тайну Господнего воплощения совершил Отец, совершил и Дух, видим мы, что и Христос совершил Свое воплощение. Совершил Отец, как написано: Господь Меня сотворил (Притч. 8:22) 50  — и в другом месте: Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону (Гал. 4:4). Совершил эту тайну и Дух: Мария имеет во чреве от Духа Святаго (Мф. 1:18).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

…великого короля-гугенота Генриха IV. – Генрих IV – король Франции (1553—1610), первый из династии Бурбонов. Подписал в 1598 г. Нантский эдикт, гарантировавший религиозную неприкосновенность французским протестантам (гугенотам). 58 …неприятная притча о свиньях. – Мтф., 8, 28—32, Мк., 5, 1—2, Лк., 8, 32—33. 59 …блудный сын… живущий во грехе среди свиней. – Лк., 15, 15—16. 60 …как кричал… корень мандрагоры. – Согласно поверьям, стон «человекоподобного» корня мандрагоры предвещает смерть тому, кто его услышит. 61 Съезд методистов. – Методисты – протестантская секта; основана английским проповедником Джоном Уэсли (1703—1791). В 1907 г. на съезде методистов три крупнейших секты слились в Объединенную методистскую церковь. 62 Ритуалисты – представители т.н. оксфордского движения, стремившегося вернуть Англию в лоно католической церкви (вторая половина XIX в.). Лидер движения Э. Пьюзи (1800—1882) ратовал за возвращение от идей Реформации к средневековой теологии. 63 Гилберт Уайт (1720—1793) – английский писатель, священник, автор трудов по естественной истории. 64 Уолтон Исаак (1593—1683) – английский писатель, автор книги «Искусный рыболов» (1653). 65 …потребую голову Ливсона на блюде. – Ср.: «Дай мне на блюде голову Иоанна». Мтф., 14, 18. 66 Фулон (1717—1789 – французский финансист и администратор времен французской революции. Ему принадлежат слова: «Что ж, если у этой швали нет хлеба, пусть жуют сено». 22 июля 1789 г. был схвачен и повешен толпой; рот ему набили сеном. 67 …не езжу на ослах… Боюсь исторических аналогий. – Верхом на осле в Иерусалим въезжал Иисус Христос. Мтф., 21, 7; Мк., 11, 7; Лк., 19, 33—35; Ин., 12, 14. 68 …забыл о Боге в саду. – Речь идет о грехопадении Адама и Евы. (Быт., 3.) 69 «Амброзийные ночи» – Публиковавшиеся в «Блеквуд мэгезин» литературно-философские диалоги шотландского писателя Джона Уилсона (1785—1854; наст. имя – Кристофер Норт). 70 Вулф Тоун Тибалд (1763—1798) – ирландский революционер, один из основателей общества «Объединенные ирландцы» (1791). После ирландского восстания 1798 г. приговорен к повешению. Покончил с собой накануне казни. 71

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Мф.27:58 .  он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; (Ср. Мк.15:43–45 ; Лк.23:52 ; Ин.19:38 .) Обыкновенно римляне оставляли тела казненных преступников на крестах. На этот раз иудеи не хотели оставить тел на крестах по случаю наступления великого дня – пасхальной субботы. Таким образом, просьба, обращенная Иосифом к Пилату, была в настоящем случае согласна и с желаниями самих иудеев, и, конечно, Пилата, который знал, что предал казни невинного Человека. Таким образом, удовлетворение просьбы Иосифа не могло встретить препятствий ни с чьей стороны. Он и Никодим хотели теперь отдать последний долг своему Учителю. Так как до наступления субботы оставалось мало времени, то с погребением нужно было спешить. Мф.27:59 .  и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею (Ср. Мк.15:46 ; Лк.23:53 ; Ин.19:38–41 .) Подробнее других евангелистов рассказывает о погребении Иоанн. Оно совершилось обычным способом. Враги Христа успокоились после Его казни и не принимали почти никаких предосторожностей. Плащаница по-гречески у всех синоптиков σινδν – тонкая льняная или бумажная материя иноземного происхождения, получавшаяся из Индии («синд», «инд», «Индия») и, по свидетельству Геродота («История», II, 86), употреблявшаяся у египтян ( λοσαντες τν νεκρν κατειλσσουσι πν ατο τ σμα σινδνος βυσσνης – омыв мертвого, оборачивают все тело его льняным синдоном). Обряды погребения у египтян, описанные у Геродота, интересны и могут служить к объяснению евангельских мест. Сравнивая известия о погребении Христа с этими египетскими обрядами, можно прийти к заключению, что Иосиф и Никодим намерены были тело Христа набальзамировать. Мф.27:60 .  и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Ср. Мк.15:46 ; Лк.23:53 ; Ин.19:41–42 .) Лука и Иоанн добавляют, что в этот гроб «еще никто не был положен»; Матфей и Иоанн называют гроб новым. В этом гробе Иосиф хотел похорониться сам, почему у Матфея и встречаем выражение: ν τ καιν ατο μνημε. Вероятно, большой камень, приваленный ко гробу, был не вне его, а в самой пещере. Об этом можно заключать из Ин.20:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

55. Быт.3:6. 56. Рим.1:20. 57. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 58. Пс.54:23. 59. Мф.6:25. 60. Мф.6:33. В тексте заменено ищите (ζητειτε) на " просите " (αιτειτε) и после этого опущено δε πρωτον. 61. Лк.10:41-42 62. η μθεξις - причастие, у преп. Никиты встречаются три термина - η μετουσα, η μετληψις и η μθεξις, которые используются как синонимы. 63. Кол.1:17. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2 Гл.11(25). C.148(PG94. 916C). 64. Цитата из св. Иоанна Дамаскина: " Древо же познание и добра, и зла есть рассмотрение многоразличного зрелища, то есть познание собственной природы " (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149). 65. Еф.4:13 66. Прем.13:5. 67. η ξις - навык; приобретаемое упражнением, привычкою изменение природных свойств человека. Навык к добру, приобретаемый аскетом, называется добродетелью, а навык ко злу - страстью, пороком. (Зарин С.М. Аскетизм... С.684). Преп. Никита (Сотницы 1:72) определяет навык в добродетели как " восстановление сил души в первородное их благородство " (Добротолюбие. Т.5. С.101). 68. О постоянном навыке добродетели, например, у св. Григория Богослова в 36-м слове (Св. Григорий Богослов. Собрание творений. Т.1. С.507-508). 69. κρεττων - сравн. ст. к κρατς и αγαθς - более сильный; лучший; превосходящий; господствующий. Преп. Никита говорит, во-первых, о лучшем из двух наших естеств, а именно мыслимое выше видимого, например, в Сотницах 3:14; 3:40 (Добротолюбие. Т.5. С.149,151). Во-вторых, о лучшей части души (разумной) в гл.27 трактата. В-третьих, о лучших из помыслов, например, в Сотницах 1:26 (Там же. С.89). Наконец, претворение в лучшее связывается с причастием лучшему. Сотницы 2:94 (Там же. С.141). О разделении лучшего от худшего идет речь в гл.58, причем ранее в гл.33 уточняется, что это различение творящей причины и созданного. 70. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149 (PG 94. 917В). 71. Быт. 2:17. 72. το λειον των ηδονων - своеобразное выражение, которое встречается у бл. Диадоха Фотикийского (SC5.137), им пользуется и преп. Максим Исповедник в " Вопросоответах к Фалласию " . например, Вопрос 50 (Творения преп. Максима Исповедника. Т.2. С.165).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

«Свои творения, – отмечает проф. Сидоров А. И. , – преп. Максим начал создавать уже будучи зрелым мужем, обретя трудный опыт подвижнической жизни. К написанию их он приступил в возрасте примерно 45–46 лет, и в течение последующих 10 лет были созданы главные его произведения (хронологию их можно установить лишь весьма приблизительно). Литературное наследие преподобного весьма обширно… По объему, жанровым особенностям и т.д. творения его чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаются классификации… Логика жанра редко выдерживается преп. Максимом, и он часто нарушает границы жанровых форм, следуя развитию внутренней логики богословской мысли» (Указ. соч. С. 58–59). «Несмотря на то, что жизнь Максима, – пишет проф. Муретов М. Д. – мало благоприятствовала литературной деятельности, ему принадлежат многочисленные и разнообразные сочинения: догматико-полемические, богословско-эгзегетические, нравственно-аскетические, мистико-литургические, частные письма и гимны», и приводит их перечень с указанием тома и колонок в «Патрологии» Миня (90–91 тома). Богословско-эгзегетические: 1) Объяснение трудных мест Писания, Migne 90, 247–789; 2) Вопросы и ответы, М. 90, 785–856; 3) К Феопемпту схоластику на Лк. 18, 6–6, 29 и Ин. 20, 27 . М. 90, 1393–1400; 4) Толкование на 59 псалом. М. 90, 855–872; 5) Краткое толкование на молитву Господню М. 90, 871–910. Сюда же относятся Схолии к трудным местам сочинений Дионисия Ареопагита и Григория Богослова . М. 91, 1031–1418. Догматико-полемические: 1) Письмо к Иоанну против Севера. М. 91, 459–509; 2) К Петру против того же Севера. М. 91, 509–533; 3) К нему же догматическое. М. 91, 533–544; 4) К Косьме об общем и свойстве (личном), то есть о личности и ипостаси. М. 91, 544–576; 5) О двух природах. М. 91, 145–149; 6) К Феодору о качестве, свойстве и различии. М. 91, 245–257; 7) В защиту Халкидонского Собора. М. 91, 257–260; 8) Главы о сущности и природе, ипостаси и лице. М. 260–264; 9) К Иулиану о церковном догмате о Воплощении Господа. М. 91, 580–584; 10) От лица Георгия, префекта Африки, к монахиням, отпавшим от Кафолической Церкви в Александрии. М. 91, 584–589; Сюда же относится Диспут с Пирром. М. 91, 287–353; несколько писем к разным лицам. М. 91. 1–132, 141–216, 227–246, 265–286, 589–597; письмо к пресвитеру Марину об исхождении Святого Духа. М. 91, 133–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

на 719 стр. печатного оригинала) святых, а также и канонизованных грузинских святых. Если тот или другой прихожанин, прибывший из другой местности, в которой есть местночтимый святой, будет просить дать новорождённому имя этого святого или отпеть ему молебен, то «Верный Месяцеслов» может показать: есть ли такой местно чтимый святой, относительно которого просит христианин, и поможет отличить канонизованного святого от неканонизованного (Верн. Месяц., 55–58 стр.). Таким образом, по вышеприведённым данным (см. также Ц.Вед. 1907, 35; 1909, 7), при наречении имён следует руководствоваться вышеозначенными Месяцесловами, в которых перечислены только имена святых, общецерковно или местно празднуемых в настоящее время Грекороссийской Церковью. Изданный в 1900 г. Москов. Синод. типографией «Христианский Месяцеслов» (см. 718 стр. печатного оригинала) тоже относится потрудившимся над ним архиеп. Владимирским Сергием (ныне почившим) к числу указанных Месяцесловов 396 (см. Полн. Месяц. Вост., II т., V, VII стр.; Верн. Месяц., 58 стр.). – Подр. об этих Месяцесловах см. выше, 718–719 стр. 397 печатного оригинала. Некоторые святые имеют по два имени, как-то: Владимир называется ещё Василием (15 июля), Ольга – Еленою (11 июля), Всеволод – Гавриилом (22 апр.), Борис – Романом, Глеб – Давидом (24 июля). 398 Церковная практика показывает, что можно давать в честь этих святых или то, или другое имя (Ц.В. 1889, 38; 1894, 37); в вышеуказанных нами (см. 957 стр. печатного оригинала) алфавитах имён под означенными числами упоминаются и те, и другие имена; впрочем, думается, что в этих случаях лучше давать то имя, которым святой, имеющий два имени, называется в посвящённых в честь его церковных песнопениях. 399 По указанию Евангелия в повествовании о наречении имени Спасителю и Иоанну Крестителю (Мф.1:20–21; Лк.1:30–31, 59–63 ), а также по преданию церковному (св. Симеон Солун., гл. 59) и по общеустановившейся современной церковной практике избрание имени новорождённому принадлежит родителям последнего 400 ; взрослые сами выбирают себе имя (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

58. Тот, кто действительно обогащен этими плодами и дарами Святого и поклоняемого Духа, уже вошел отсюда в тот рай, в который вошел божественный апостол Павел, восхищенный из третьего в то небо 109 , он полностью насладился от Древа Жизни, услышал оттуда изречения, которые невозможно услышать человеку ( 2Кор.12:4 ) страстному и порабощенному грехом, и не был поврежден от Древа знания, которое является Познанием и добра и зла. Или, лучше сказать, он сам целиком стал божественным раем и жилищем нераздельной Троицы, имея в центре сердца своего насажденное Древо Жизни, Самого Бога, одаренный бессмертными плодами Бога и Святого Духа Его, он не поврежден от Древа познания добра и зла, я говорю, от этих своих собственных чувств, хорошо разделив лучшее от худшего, рожденный от одного цельного действия Святого и Божественного Духа. 59. Это и является Царством, мы знаем, Небесным и Божиим Царством, мы верим, поучаемые так Господом и Богом нашим, когда Он говорит: " Царство Небесное внутри вас есть» ( Лк.17:21 ), в другой же раз побуждает таким образом молиться Отцу: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф.6:10 ; Лк.11:2 ), поэтому уже и отсюда оно стало для нас достижимо, как было доказано в ходе беседы, благодатью и человеколюбием Господа Нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу, сила со Святым и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. 2 о αγν – 1) борьба, состязание, соревнование, бой; 2) забег, дистанция, поприще ( Евр.12:1 ); 3) забота, тревога. Вообще, труд, исполненный борьбы и опасностей. В 21 главе трактата преп. Никита называет его «необходимым и полезным духовным подвигом». 3 κατα πρτην θεωραν – «согласно исходному значению» или «согласно первому созерцанию», т.е. буквальному, возможно также, «с первого взгляда». 4 ο προξενος – «состоящий на правах взаимного гостеприимства с каким-либо городом или народом; гостеприимен, друг (защитник, заступник) какого-либо города, государства или народа, проксен. Так назывался тот, который по предложению какого-либо иностранного государства добровольно принимал на себя обязанность защищать интересы его в своем отечестве, а именно: оказывать гостеприимство и всякое содействие гражданам его и в особенности его послам, и вообще быть посредником между ним и собственным своим государством. За эти услуги проксен пользовался разными правами и преимуществами в том государстве, интересы которого он представлял» (словарь Вейсмана). В христианском словоупотреблении это понятие обладает широким диапазоном смысловых оттенков (Христос как «Проксен», т.е. Заступник и Податель правды; Крест – «проксен» вечной жизни и т.д.), оно применяется и в отношении добродетелей, например, у преп. Максима Исповедника в «Главах о любви, Вторая сотница, 34» это бесстрастие и ведение (Творения преп. Максима Исповедника . Т.1. С.112).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

В 5-м стихе отрывка говорится, что И. Христос предан был иудеям на распятие «пред первым днём опресноков, праздника их». Что определяя таким образом день смерти И. Христа, псевдо-евангелист следует в этом случае не первым трём евангелистам ( Мф.26:17 ; Мк.14:12 ; Лк.22:1, 17 ), а хронологически более точному повествованию евангелиста Иоанна ( Ин.18:28, 19:14 ), – это, полагаем, ясно и без особых объяснений. Выражение: «пред первым днём опресноков» значит у псевдо-евангелиста то же, что у св. Иоанна «пред праздником пасхи» ( Ин.13:1 ) или в «пятницу пред пасхою» ( Ин.19:14 ), т. е. указывается именно день 14 Нисана, с вечера которого начался праздник пасхи и опресноков. По хронологии же первых трёх евангелистов выражение автора псевдо-евангелия означало бы, что Христос был распят 13 Нисана, так как для них уже 14 Нисана было первым днём праздника опресноков 98 . В пятом же стихе слова Ирода: «мы Его (Христа) погребли бы, поскольку и суббота рассветает», напоминая последней фразой замечание евангелиста Луки ( Лк.23:54 ), по смыслу напоминают ещё более замечание у евангелиста Иоанна, что иудеи сами спешили скорее покончить с осуждёнными, дабы не оставить тел на кресте в субботу (ибо та суббота была день великий) ( Ин.19:31 ). Только из Евангелия Иоанна знаем мы, что ученики И. Христа оставались в Иерусалиме в течение всей пасхальной недели ( Ин.20:26 ); такого же рода известие встречаем и в отрывке псевдо-евангелиста (стихи 58–59): ученики уходят из Иерусалима лишь по окончании праздника опресноков. Далее, следовал ли псевдо-евангелист в своём кратком описании распятия И. Христа, (стихи 10–20) сравнительно более также краткому, чем у первых трёх евангелистов, повествованию евангелиста Иоанна, – трудно сказать с определённостью 99 ; во всяком случае неоспоримо, что Иоанново именно повествование лежит, между прочим, в основе двух, передаваемых в этом отделе псевдо-евангелистом, явно тенденциозных историй: разумеем, во-первых, рассказ его о том, что будто бы Иудеи повелели не перебивать голеней одному из распятых злодеев за то, что он поносил их (стихи 13–14), и затем – что многие из иудеев, приняв ошибочно внезапно наступившую среди полудня тьму за ночь, садились за стол для вкушения пасхального агнца, – садились как раз в тот момент, когда умер распятый Господь (стихи 18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

И Я приемлю ее избранную, и будет она в числе праведников, возлюбивших Меня, и отпущены ей будут ее прегрешения. Имя же ее не изгладится во веки веков, но что сделала она, из рода в род будет пересказываемо в память ее. И все, слыша о поступке ее, сами сделаются любителями добрых дел и причастниками богатых и вечных благих даров». О если бы и нам стать подражателями ее, и, исповедав нечистоту душ своих, очистить слезами и сподобиться человеколюбия святого Бога! Ему слава – Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь. Сказания о святом апостоле и евангелисте Луке Память его – 18 октября. I. Евсевия, епископа (+ 340 г.) Кесарийского 58 Лука, родом из Антиохии, художеством врач, большею частью находился при Павле и ревностно обращался с прочими апостолами. Переняв от них искусство врачевать души, он оставил нам доказательства этого в двух богодухновенных книгах: во-первых, в Евангелии, которое начертал, говорит, якоже предаша ему, иже исперва самовидцы и слуги бывшие Словесе ( Лк.1:2 ), и в котором следовал всем им с самого начала; во-вторых, в апостольских Деяниях, которые написал уже не по слуху, но как самовидец. Полагают, что о его-то Евангелии упоминает Павел, когда, будто о каком-то собственном, говорит: по благовествованию моему ( 2Тим.2:8 ). II. Преп. Иеронима, пресвитера (+ 419 г.) стридонского 59 Лука, антиохийский врач, знакомый, как показывают его послания, с эллинскою образованностью, последователь апостола Павла, спутник его во всех путешествиях, написал Евангелие. О нем Павел говорит: «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование» ( 2Кор.8:18 ), и к Колоссянам: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» ( Кол.4:14 ), и к Тимофею: «один Лука со мною» ( 2Тим.4:10 ). Есть у него и другое прекрасное сочинение, подписанное: «Деяния апостольские», в котором он доводит историю апостолов до двухлетнего пребывания Павла в Риме, т. е. до четвёртого года царствования Нерона, из чего и узнаем, что сочинение это написано в том же городе. Полагают, что Павел всякий раз, когда говорит в своих посланиях «по благовествованию моему» ( Рим.14:24 ; 2Тим.2:8 ), разумеет здесь книгу Луки, и что Лука научился Евангелию не только от апостола Павла, который не обращался с Господом во плоти, но и от прочих апостолов. Об этом сам он ясно говорит в начале своей книги: «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителям Слова» ( Лк.1:2 ). Итак, Евангелие свое он написал по слуху, а Деяния апостольские изложил как самовидец. Останки его находятся в Константинополе, куда мощи его вместе с останками апостола Андрея перенесены были на двадцатом году царствования Констанция. III. Святого Иоанна Дамаскина (+ 754) 60

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В псалмах этого часа (см.: Пс. 53 и 139) снова слышатся пророчества о крестных страданиях Спасителя и снова звучит последующая им слава. Потрясают своей силой слова " ветхозаветного евангелиста " — пророка Исаии, изобразившего за 800 лет страдания Христовы так ярко, как будто он сам стоял у креста: …Несть вида Ему, ниже славы; и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты, но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих... [ 58 ] (Ис. 53, 2–3). Более того, пророк говорит и о том, что страдания Господни — ради нас, из-за наших грехов и ради нашего спасения: Сей грехи нашя носит, и о нас болезнует Той же язвен бысть за грехи нашя и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом во смирении Его суд Его взятся, род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его, ради беззаконий людей Моих ведеся на смерть и со беззаконными вменися, и Той грехи многих вознесе, и за беззакония их предан бысть [ 59 ] (Ис. 53, 4–5, 8, 12). Заканчивается ветхозаветное чтение пророчеством о многочисленности спасенных страданиями Агнца Божия Его последователей: Возвеселися, неплоды нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая, яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа [ 60 ] (Ис. 54, 1), которое можно понимать, как предуказание на Христову Церковь. В апостольском чтении говорится, что Сын Божий воплотился, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола; и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския. В немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи [ 61 ] (Евр. 2, 14–18). Евангельское повествование (см.: Лк. 23, 32–49) снова описывает распятие, страдания и смерть Спасителя, но в этом повествовании мы видим раскаяние — раскаяние благоразумного разбойника, раскаяние сотника и раскаяние народа, " сшедшегося на это зрелище " . Здесь мы слышим слова Спасителя, произнесенные Им с креста: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят (Лк.

http://pravoslavie.ru/78516.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010