Отмечая в факте смерти момент оставления душою тела, Откровение не оставляет нас в неведении также и относительно характера состояния душ – этих неуничтожимых субстанций в их обособленном от тела посмертном бытии 7 . Нет, если оно и не всегда говорит, то всегда предполагает их состояние как состояние чисто духовное и Не будем приводить косвенных и, нужно заметить, довольно частых указаний Библии , предполагающих лично-сознательное существование душ по оставлении ими тела 8 , но отметим лишь в данном случае наиболее определенное по своей поразительной очевидности свидетельство Библии, ясно говорящее за личное бессмертие души. Мы имеем в виду идею человека, о которой говорит Библия , когда замечает о творении человека по образу Божию ( Быт.5:1 ; Прем.2:24 ), – идею живой личности, созданной для религиозного союза с живым Богом, для союза живого, свободного и сознательного, никогда не прекращающегося, а потому и предполагающего постоянное лично-сознательное бытие членов этого союза – Бога, с одной стороны, и человека, с другой. Это именно доказательство индивидуально-сознательного существования души человеческой после смерти предложил саддукеям Спаситель, когда сказал, что Бог «несть Бог мертвых, но живых» ( Лк.20:38 ) 9 . Таково в общем краткое, но достаточное для наших целей библейское воззрение 10 на психофизическое единство человеческой природы, и таков естественно вытекающий из этого воззрения взгляд на посмертное состояние душ 11 . Не таковы основания, а поэтому, конечно, и выводы рационалистов. Для большинства из них исходным пунктом, а вместе с тем и источником заблуждения служит обыкновенно противоположное библейскому взгляду представление о тесной связи и неразрывном единстве духа и материи 12 . Крайний, но, тем не менее, естественный вывод отсюда должен быть таков, что душа со смертию тела или прекращает свое бытие 13 , или же в силу своей тесной связи с телом со смертию его лишается в нем своей существенной стороны и поэтому, отделившись от него как от посредствующего органа своей деятельности, должна находиться в бессознательном и бесчувственном состоянии. Но крайности почти всегда вызывают другие крайности. И действительно, хотя многие в своих воззрениях и выходят из того же самого материалистического принципа во взгляде на душу в ее отношении к телу, но в своих выводах приходят к другому, диаметрально противоположному предыдущему, заключению – к признанию того, что душа может существовать и по смерти тела, хотя в обособленном от тела посмертном состоянии, и нуждается в неуничтожимом и неотделимом от нее духовном теле (leib в отличие от korper) 14 . Несмотря на очевидную несостоятельность этих обоснованных на материалистическом принципе воззрений, они не однажды появлялись в истории суждений о посмертном состоянии душ, или, точнее, однажды появившись, никогда не изглаживались в ней, а только со временем более и более разрастались, варьируясь в частностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Своё название «новая» или «либеральная» исагогика получила для отличия от «старой». Основные выводы новой исагогики в самом общем виде можно описать следующим образом: 1) Пятикнижие ведёт своё происхождение от Моисея, но не было им целиком написано. В том виде, в котором оно существует теперь, оно сложилось постепенно на основе нескольких вариантов Моисеева Предания. 2) Исторические книги первого цикла (Второзаконническая история) были написаны в период Вавилонского плена на основе более древних источников, а Исторические книги второго цикла (Хронист) были написаны ок. 300 до Р.Х. 3) Не все псалмы, надписанные «Давидов», принадлежат ему. 4) Книги Иова, Екклесиаста и Притчей в их окончательных редакции были написаны в период Второго Храма. 5) Не вся книга пророка Исайи написана им самим: часть принадлежит его последователям, жившим в период Вавилонского Плена (Второисайя) и после Плена (Тритоисайя). 6) Книга пророка Захарии, написанная самим пророком в VI в. до Р.Х., была дополнена другим пророком ок. IV в. до Р.Х. 7) Книга пророка Даниила написана ок. 165 г. до Р.Х., частично на основе более ранних преданий. Православные и католические представители «новой» исагогики считают, что боговдохновенность, авторитет и духовная ценность Библии обусловлены не авторством и временем написания её книг, а принятием их Церковью в качестве Священного Писания . Сами исагогические теории не относятся к Священному Преданию и поэтому могут быть скорректированы данными библейской критики 10 . Сторонники «старой» исагогики считают, что, хотя можно и нужно применять данные науки, нельзя отвергать Предание. Терминология. Предметом изучения исагогики является собрание книг, признаваемых в качестве священных как христианской Церковью , так и раввинистическим иудаизмом. Эти книги имеют разные названия, которые раскрывают их природу. Писание γραφ [графи] или Писания γραφς [графас]. Это название говорит о той форме, в котором существует Божественное Откровение. Этот термин возник ещё в ветхозаветные времена (см. 1Мак.7:16 ). Возможно, что греческое слово γραφ является переводом еврейского [китвэй ха-кодэш] – «Священное Писание». Именно так называл собрание Священных книг Господь наш Иисус Христос , например: «Исследуйте Писания (γραφς), ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ), а также: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании (γραφ), из чрева потекут реки воды живой» ( Ин.7:38 ), или: «неужели вы никогда не читали в Писании (γραφας [графэс]): камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?» ( Мф.21:42 , ср. Мк.12:10 ), и в других случаях ( Мф.22:29, 26:54 ; Мк.12:24, 14:49 , Лк.4:21 ; Ин.17:12, 13:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Необходимость молитвы для всех и каждого явствует а.) из необходимости внутреннего богопоклонения, состоящего в неразрывном единстве с устною молитвою. Устною молитвою возбуждается и поддерживается в духе молитвенное расположение, или благоговение к Богу: посему сколько необходимо Христианину непрестанно питать в себе чувствования веры, надежды и любви к Богу, и в уме и в сердце своем непрестанно обносить Бога; столько же необходимо молиться. Пренебрегать молитву значит забывать Бога и заключать сердце свое для веры, любви и благоговения пред Богом; б.) из действительности молитвы в отрешении Духа от привязанности земной и возвышении его к Богу. Молитва есть лествица для восхождения к Богу, союз непрерывного общения с Богом, с Ангелами и вообще с духовным миром. Как беседа с Богом есть источник духовного просвещения. Она приучает ум к Богомыслию, очищает духовные чувства, угашает нечестивые помыслы, одушевляет сердце любовию и преданностью к Богу; а посему должна составлять златую нить, которую должна быть переткана вся жизнь Христианина; в.) из особенной силы молитвы к получению от Бога помощи и всех благ. При особенном торжестве и телесных и духовных нужд, а равно и препятствий, часто разрушающих самое благоуспешное течение дел, мы без высшей помощи одними собственными силами не можем благоустроить жизнь нашу; особенно когда часто сами незнаем существенных нужд и благ наших. Посему молитва есть такая сила, которою мы низводим на себя силу Божию не из особенной сокровищницы взимаем для себя и для других и духовные и телесные блага ( Ин. 14:13 ) ( Мк. 11:24 ) ( Лк. 11:9 ). г.) из примера Иисуса Христа, который часто и продолжительно молился ( Мк. 1:35 ) ( Лк. 6:12 ) ( Ин. 17:1–26 ) и на себе самом показал для нас силу Молитвы во 1 х ) в отношении к духовному просвещению, когда среди Молитвы на горе Фаворской просиял небесным светом, беседовал с Моисеем и Илиею и получил свидетельство от Отца ( Лк. 9:29–31, 36 ); во 2 х ) в отношении к утешению в скорбях, когда среди молитвы объятый смертельною Скорбию в саду Гефсиманском ( Мф. 26:38 ) был укрепляем явлением Ангела с небеси ( Лк. 22:43–44 ) и избавлен от страха ( Евр. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Идя по улице, мы каждую минуту можем видеть вокруг себя десятки людей, и мы точно знаем, что у каждого из них есть день рождения, хотя ни к одному из них в паспорт мы не заглядывали. Но как только любой из них станет нам близким человеком, так мы узнаем и о его дне рождения и будем праздновать его вместе с ним. Так почему бы не праздновать Рождество Христово, зная, что оно точно было? Расчетный день Рождества Христа: 25 декабря 4 года до н.э. Действующая сегодня дата прямо не указана, но исходит из текста и смысла Нового Завета и из порядка смены черёд службы священников в Иерусалимском Храме. Так, если брать за точку отсчета дату падения Иерусалима (586 год до Р.Х., 9 ава, ава — название летнего месяца в еврейском календаре), которое согласно источникам, пришлось на следующий день после субботы, и начало служения 1й чреды выпадает на 7 нисана (7 апреля) или на 28 элула (22 сентября). Зачатие пророка Иоанна Предтечи было принято на день 23 сентября. Лк. 1:5–12 Далее, мы знаем, что на 6й месяц после зачатия пророка Иоанна, произошло Благовещение, когда Деве Марии было сказано о том, что у Неё родится первенец Мессия Лк. 1:24–38 Этот день приходится на 25 марта, от которого через 9 месяцев, родился Господь Иисус Христос, что выпадает на 25 декабря. Непосредственно год Рождества Христова установлен по проведённой переписи, о которой говорит Апостол Лука Лк. 2:1–7 Когда в 525 году монах Дионисий Малый по поручению Папы Римского расчитывал новую систему пасхалии (церковных праздников) он ошибся на 4 года, и таким образом реальный год Рождества Христова в календарной системе сместился. Заметим, что год отсутствует, в то время о цифре ничего не знали. И ещё отметим, что из-за слабости инструментов при измерении вращения Земли вокруг Солнца произошло накопление ошибок в высокосных годах. В XVI веке это заметили и сдвинули календарь на 10 дней, и сегодня мы знаем о старом и новом стиле календаря. Русская Церковь календарь не меняла, потому Рождество Христово смещается относительно гражданского календаря, и сегодня у нас выпадает на 7 января. Но уже в следующем XXII веке, эта дата будет выпадать на 8 января.

http://azbyka.ru/vopros/est-li-data-rozh...

В работе форума также приняли участие ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин, руководитель учебно-методического отдела Синодального комитета И.А. Котина, руководитель пресс-службы Синодального комитета Н.А. Селиванова, войсковой священник ВКО «Центральное казачье войско» иерей Марк Кравченко, атаман Московского окружного казачьего общества А.Е. Шустров, директор Московского казачьего кадетского корпуса им. Шолохова Н.Н. Перепеча, атаманы казачьих обществ различных уровней. В адрес организаторов и участников форума поступили приветствия председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.Е. Нарышкина, первого заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Г.Н. Кареловой и других руководителей органов государственной власти. Вела пленарное заседание первый заместитель министра образования и науки РФ Н.В. Третьяк. А.Д. Беглов рассказал о работе, которую провели органы власти и Церковь по восстановлению исторических памятников, объектов культурного наследия в год 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. С докладом также выступил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. 1 октября международная научная конференция продолжила свою работу в здании МГУТУ им. К.Г. Разумовского. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством /Патриархия.ru 4 ноября 2016 г. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Несмотря на попытки некоторых сил внести в церковную жизнь политическую риторику, навязать Церкви ту или иную политическую позицию, Украинская Православная Церковь не вмешивается в политические процессы, поскольку ее миссия заключается в другом. Вместе с тем, мирные инициативы украинской власти, направленные на преодоление кровопролития и поиска путей мирного урегулирования ситуации на Донбассе, Украинская Православная Церковь полностью разделяет и поддерживает. Паства нашей Церкви находится как на подконтрольных, так и на неподконтрольных территориях Украины. Духовенство, монашествующие и миряне, проживающие на неподконтрольных территориях Донбасса, также готовы помочь переговорному процессу и помочь восстановить желаемый и долгожданный мир, территориальную целостность и суверенитет Украины в международно признанных границах. Голос Церкви неизменно звучит на всех уровнях общества, провозглашая, что любые конфликты земной жизни имеют путь мирного решения, и кто ищет этот путь, тот обязательно находит. Мы просим Господа даровать всем, от кого это зависит, мудрость найти этот путь и уверенно им следовать. Призываем всех к усиленной молитве о прекращении войны, о примирении, о установлении мира и спокойствия на Украине! 1 августа 2020 года +Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5672343...

По словам владыки Лонгина, из-за затягивания судебного процесса «потерпевшими», он не может приступить к лечению онкологического заболевания. «Я сегодня предоставил все документы о том, что у меня три года назад было три операции из-за злокачественной опухоли, — рассказал архиерей. — Я должен принимать химиотерапию. Я уже целый год не могу принимать лечение, потому что не позволяют. И я отказался до марта от судов, так как вынужден позаботиться о своем здоровье». Собравшиеся возле суда люди требовали прекратить процесс против митрополита Лонгина, скандировали «Не виноват!» и «Позор!». В тот же день сотни людей приняли участие в митингах в поддержку митрополита Лонгина у посольств Украины в Бухаресте и в Кишиневе. 22 мая с.г. Служба безопасности Украины сообщила о подозрении в адрес митрополита; его  обвинили  в разжигании межрелигиозной розни. В июле владыка перенес тяжелый инсульт. 11 сентября митрополит Лонгин  рассказал , что следствие по его делу закончилось и он получил обвинение, его дело отправили в суд. 17 ноября судебное заседание перенесли по причине неявки «потерпевших».  По материалам Союза православных журналистов Патриархия.ru 1 декабря 2023 г. 23 октября 2023 г. 18 августа 2023 г. 27 июля 2023 г. 19 июля 2023 г. 19 июля 2023 г. 16 марта 2023 г. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

In October 2020, the four hierarchs – Metropolitans Nikiforos of Kykkos, Athanasios of Limassol, Isaiah of Tamassos and Bishop Nicholas of Amathounta – called upon the head of the Church of Cyprus, Archbishop Chrysostomos, to cancel his anti-canonical and invalid decision to recognise the “Orthodox Church of Ukraine.” The Kathimerini-Cyprus journalist asked Metropolitan Isaiah why they had made a public statement against the Archbishop of Cyprus instead of expressing their disagreement with the decision in the Holy Synod. “It would have been more convenient to many people had we kept silent. It would make it considerably easier to manipulate the autocephaly of the Church of Cyprus. But we publicly stated our disagreement because we cannot reconcile our conscience to something that evidently divides Orthodoxy, as had been stated by the esteemed Archbishop Anastasios of Albania,” Metropolitan Isaiah added. “The truth must be told and confessed, no matter how bitter it is. The Archbishop acted publicly, without the approval of and outside the Synod, therefore we also reacted publicly and outside the Synod in order to save the independence of our autocephaly,” the hierarch said in conclusion. DECR Communication Service /Patriarchia.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 7 April 2024 year Share with friends

http://patriarchia.ru/en/db/text/5780147...

– Your Holiness, what do you think of the recent decision of the Patriarchate of Constantinople to allow a second marriage for priests? – It surprised us greatly, because this decision runs counter to all the existing canons. Unfortunately, it is a sign of our times and of the temptation that the Church is going through. – The Serbian Church is also facing difficulties; I mean the Montenegrin shismatics. What do you do to respond to this problem? And is it true that the Serbian priests are being exiled from Montenegro? – Regrettably, Montenegro betrayed Serbia and chose a wrong path. They repudiate their Serbian name and proclaim themselves Montenegrin, a nation independent from Serbia, a nation that has its own culture, its own language. Regrettably, they also formed their own “independent church.” The head of this “church” is a man who was defrocked and who proclaimed himself metropolitan of Montenegro. And it is from Constantinople that they are awaiting recognition. Yes, it is true that currently the clergymen and monastics who came to Montenegro from Serbia and carry out their holy mission there are being subjected to persecutions. Regrettably, the Serbians are being exiled from Montenegro. DECR Communication Service /Patriarchia.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 7 April 2024 year Share with friends

http://patriarchia.ru/en/db/text/5362718...

„Scumpul nostru Prim sfinit ierarh!” a spus, în special, starea. „Noi cu toii simim puterea dragostei Dumneavoastr ctre noi i v mulumim în numele monahiilor, slujitorilor i pelerinilor mnstirii, pentru dorina Dumneavoastr de a vizita mnstirea de la Piuhtitsa, pentru faptul c ai condus acest serviciu divin, pentru bucuria de care ne-am învrednicit s ne rugm împreun cu Dumneavoastr”. În amintirea vizitei la mnstirea de la Piuhtitsa, dumneaei a adus în dar Întâistttorului Bisericii Ruse icoana Preasfintei Nsctoare de Dumnezeu de la Piuhtitsa – o copie contemporan a icoanei, pictat de surorile mnstirii de la Piuhtitsa în anul 1894 pentru sfântul cuviosul Ioan de Krontadt. Apoi Preafericitul Patriarh a rostit  o predic. În semn de dragoste aparte pentru mnstirea de la Piuhtitsa, Întâistttorul Bisericii Ruse a transmis în dar mnstirii icoana ocrotitorilor si cereti - a sfinilor întocmai cu apostolii Chiril i Metodiu. Preafericitul Stpân i-a exprimat sigurana c  mnstirea de la Piuhtitsa va participa i în continuare la acea mrea misiune, pe care au început-o sfinii frai – lumintorii slavilor i care nici pentru o clip nu a contenit în Biserica Ortodox Rus. Stareei mnstirii Preafericitul Stpân i-a druit icoana Maicii Domnului de la Kazani. Serviciul de comunicare al DREB/Patriarchia.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3046353...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010