Фестиваль продлится до 22 ноября. Кинопоказы пройдут в духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской лавры , в Государственном музее истории религии и в культурно-просветительских центрах других конфессий, участвующих в фестивале: Армянской Апостольской Церкви, Римско-Католической Церкви, Евангелическо-Лютеранской Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии. Будет представлено несколько тематических программ: «Подвижники» — цикл фильмов о людях, посвятивших жизнь созиданию и сохранению культурных ценностей; «Без срока давности» — цикл фильмов о Великой Отечественной Войне и о том, как события тех лет отзываются в жизни современного человека; «Кино в руинах» — программа экспериментального короткометражного кино. На фестивале будет представлено несколько выставок.  В духовно-просветительском центре «Святодуховский» пройдут два творческих вечера с кинопоказами: писателя, историка и публициста Валентина Курбатова и выдающегося артиста балета, хореографа, режиссера, художника и писателя Владимира Васильева. В рамках фестиваля также пройдет вечер, посвященный 100-летию игумении Таисии, основательницы Леушинского монастыря, и исторический семинар «Католики в СССР». Вход на все мероприятия свободный. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru 4 ноября 2016 г. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

- В каноне ко Пресвятой Богородице в честь Введения Ее во храм Мария именуется так: «трилетствующая плотию, но многолетствующая Духом». Мариам еще младенец, но сердцем Своим Она понимает и принимает происходящее с Нею... - Да, удивительно, что подвиг возлагается на плечи Ребенка, маленькой, хрупкой Девочки. Но что мы наблюдаем? Полнейшее согласие, принятие воли Божией и полное отсутствие страха. Великолепие храма, величественный вид священников - все это не пугает Ее. Вот почему предание подчеркивает, казалось бы, малозначащую подробность - то, что Она свободно поднялась по высоким ступеням храма. Она в трехлетнем возрасте добровольно приносила Свою жертву, отрываясь от родительской любви, исполняя еще не произнесенные слова Своего Божественного Сына: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). - Протоевангелие Иакова хранит трогательный диалог между родителями Пресвятой Девы: Иоаким спешит исполнить данный Богу обет и привести Дочь в храм, но Анна просит супруга подождать еще год - до трехлетия, чтобы Младенец «не стал искать отца или мать». В нашем сегодняшнем сознании это не укладывается: трехлетняя Девочка должна - не искать своих родителей, легко оставить то, что необходимо любому ребенку - близость матери, ее тепло и ласку... - В этой Девочке было то, что позволило Ей это сделать, а потом произнести: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). Как пишет митрополит Владимир (Иким), «от умирающего древа человечества отломилась единственная живая ветвь, чтобы упасть в плодородную землю религии и пустить корни, и принести плод». Заметьте, именно отломилась. Мария уходит от своих! Но это расставание для Встречи, грусть для Радости. В кондаке праздника подчеркивается исключительная роль единственного на земле Человека, участвующего в тайне Боговоплощения: «Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в Дом Господень, благодать совводящи». Мы привычно называем ее Божией Матерью и при этом забываем, насколько это велико: то, что человек участвует в этой тайне. Слово облекается в плоть; плоть это человеческая, нашей подобная. Святость Марии, Ее превысшее смирение сделали Ее сотаинницей Боговоплощения; никто другой не достиг такой святости.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

В.Н. Катасонов отметил, что в своих письмах И.Н. Крамской предлагает и свое понимание христианства. «Его Христос явно двоится: перед тяжелым опытом жизни, опытом зла, разлитого в мире, он предлагает два ответа: один — это насильственное устранение зла, другой — нравственная проповедь. Обсуждение первого пути — революции, свержения несправедливого общественного строя. Эти идеи кипят в жизни демократической интеллигенции России 1860-1870-х годов. Рахметовские идеалы разночинной интеллигенции, подпольные революционные организации, покушение Д. Каракозова на императора Александра II, убийство студента И. Иванова нечаевцами, " Колокол " А.И. Герцена, анархические учения М. Штирнера и М.И. Бакунина — вот это и есть атмосфера современной И.Н. Крамскому жизни. Все это входит в его мировоззрение. А второй путь — это путь нравственной проповеди, и здесь Евангелие, сам образ Христа предлагают идеал для ищущих людей. На этом идеале и сосредотачивается И.Н. Крамской. Но сосредоточившись на этом, художник понимал Христа не как Искупителя и Основателя Церкви, а как секулярного учителя нравственности. В этом заключалась творческая трагедия русского гения, попавшего в идеологический плен европейского гуманизма», — заключил В.Н. Катасонов. Лекторий «Крапивенский 4» организован Российским православным университетом святого Иоанна Богослова, Всемирным русским народным собором и Русской экспертной школой. Руководитель лектория «Крапивенский 4» — первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, доктор политических наук А.В. Щипков . Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/5898748.ht...

В состав правления регионального отделения вошли: митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; А.В. Шипилов; А.В. Маганова; Н.В. Бойко, заместитель председателя общественной организации «Родительский комитет Югры», главный бухгалтер, заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации Ханты-Мансийской митрополии; Е.С. Блинова, юрист, индивидуальный предприниматель, член правления общественной организации «Родительский комитет Югры»; С.В. Семенова, директор негосударственного частного общеобразовательного учреждения «Православная гимназия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»; Л.В. Гегина, член правления общественной организации «Родительский комитет Югры»; В.А. Расщупкина, главный бухгалтер Воскресенского кафедрального собора г. Ханты — Мансийска, член правления общественной организации «Родительский комитет Югры»; Е.Е. Исламуратова, директор автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Окружной Дом народного творчества»; Д.М. Сафиолин заместитель генерального директора Фонда «Центр гражданских и социальных инициатив Югры. Сопредседателями отделения избраны митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, А.В. Шипилов, А.В. Маганова. Руководителем секретариата регионального отделения избран секретарь Ханты-Мансийской епархии игумен Антоний (Кирпичев). В состав ревизионной комиссии отделения включены благочинный Ханты-Мансийского округа протоиерей Сергий Кравцов, Н.В. Бойко, В.А. Расщупкина. Ханты-Мансийская митрополия / Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/6063707.ht...

Говоря об отсутствии мотивации проходить оглашение у желающих креститься, священник Константин Кокора указал, что отказ крестить в такой ситуации как раз-таки позволяет людям переосмыслить свои мотивы и они возвращаются для более обстоятельного знакомства с церковной жизнью. Но не для того, чтобы прослушать лекции, которых по тематике оглашения сейчас полно в Интернете — в Церковь человек приходит через общение с другим человеком, видя в нем достойный опыт веры. Исходя из своего опыта оглашения, священник обратил внимание еще на одну проблему: зачастую у людей не хватает веры в то, что они могут измениться, недостаточно понимания, что каяться — не стыдно. В дискуссии на тему, кем должно проводится оглашение, эксперты единодушно высказались, что первым встретить человека на пороге церкви и сопроводить в церковную жизнь важно непосредственно священнику. Притом, что приходская община, которая состоит в большей степени из мирян, также должна помогать новоначальному. В мероприятии приняли участие более 200 человек из епархий России и Белоруссии — руководители и сотрудники профильных епархиальных отделов, приходские педагоги и катехизаторы, директора воскресных школ, неравнодушные к тематике просвещения прихожане храмов. В ходе дискуссии эксперты ответили на вопросы из зала участников семинара, касающиеся опыта приходского просвещения. Полную запись семинара можно посмотреть на официальном УоиТиве-канале «Православное образование» по ссылке . «Православное образование» /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/5928759.ht...

— Для задач объединения русский язык — один из главных факторов, ведь русский мир строится по культурно-языковому принципу. На Украине русский язык еще и символ нашего национального сопротивления. На остальном постсоветском пространстве его роль ниже, но тоже ощутима, поэтому постсоветские этнократии и устраивают культурные чистки. Долго считалось, что нужно лишь выделить деньги, провести какие-то мероприятия — и международные связи укрепятся. Нет, русскую культуру надо продвигать системно, не боясь идеологизации, как культуру «нового справедливого мира». Для этого необходима национальная стратегия. Будет стратегия — будет и культурно-языковое влияние, а иначе позиции русского языка утратятся. — Какую роль играет Православная Церковь в развитии дружбы и взаимопонимания братских народов? Какое значение в этих процессах имеет современная русская литература? — Да, христианство проповедует именно братство людей и народов, ибо «несть ни эллина, ни иудея». Но в данный момент мировое Православие пребывает в тяжелейшем кризисе и частично находится под игом атлантизма и неонацизма. Одна из церквей —  Константинопольский патриархат  — активно помогает разжигать религиозную рознь на Украине. Если мы решим эту проблему — победим европейский неонацизм, никто не будет мешать Церкви объединять людей. Важная задача Церкви — своей проповедью воспитывать в людях иммунитет против нацистских, расистских, колониалистских идеологий. И русская литература могла бы ей в этом помочь, если бы подхватила эту тему. Парламентская газета /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6033820...

Интригующее начало придумал преподобный Андрей. Хорошая завязка: прочитать до этого момента и замолчать. Дети обязательно попросят продолжения. И мы будем читать дальше – уже как ответ на запрос наших слушателей: «Сделаю к Деве обращение, возвещу Ей о чуде, приближусь к Ней, сделаю Ей приветствие и кротко воззову: радуйся!” Приветствие будет для меня счастливым вступлением в свободный с Нею разговор. Слово радуйся!” послужит мне залогом позволения беседовать с Нею; только глас радуйся” ни мало не устрашит, но усладит Ее душу. Итак, возвещая Ей радостное веление, я начну воззванием: радуйся!” На самом деле, прилично приветствовать Царицу благовестием радости…Это воля Божия о спасении и начало радости безмерной!» Так мы обратим внимание детей на это слово, на обращение – «радуйся!» Можно дальше рассказать о Благовещении своими словами, а можно просто дочитать детям эту проповедь до конца. Андрей Критский живо описывает каждое слово, каждый момент этого великого события. Но если мы говорим с маленькими детьми, то лучше пересказать текст своими словами. Может быть, иногда зачитывая из проповеди какие-то фрагменты. А можно после вступительной интриги из проповеди святителя Андрея Критского сразу прочитать Евангельский текст – ср. Лк. 1, 24–38. Этот отрывок будет читаться в храме во время праздничной литургии. Так мы уже подготовимся к богослужению. Радость в тропаре празднику Для того, кто живет в ритме церковной жизни, даже для маленьких детей, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – долгожданный. Он нарушает строгий ритм покаянных дней – нарушает даже тем, что среди недели на Благовещение бывает полная литургия. Нарушает наглядно – голубыми облачениями вместо фиолетовых и черных, по-настоящему праздничным торжеством и радостью. Радость этого дня – и в Евангельском чтении, вообще в содержании праздника, и насквозь во всем богослужении, и прямо озвучена в тропаре. Этот тропарь мы вместе с детьми готовим, чтобы петь его дома перед едой и на ночь, и вместе с хором петь в храме – а потом снова дома.

http://pravoslavie.ru/120378.html

Маслина, или олива, является знаком мудрости в пяти мудрых девах. Она является знаком милосердия в самарянине, возлившем елей на человека, израненного иерихонскими разбойниками. Она есть знак царства в помазании Давидовом от Самуила, она есть и знак радости в псалме Давидовом, говорящем: «помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости» ( Пс. 44:8 ). Она является знаком мира и покоя в тех масличных ветках, с которыми встречали Христа у Иерусалимских врат и воспевали: «Осанна! Благословен Грядущий! Мир на небесах!» (см. Лк. 19:38 ). Бог Отец – корень всей мудрости, всего милосердия, всей царственной власти, всего покоя. Он – «Царь мира, Отец будущего века» (см. Ис. 9:6 ) и всей радости, согласно апостолу: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа... утешающий нас во всякой скорби нашей» ( 2Кор. 1:3–4 ). А что же есть Бог Сын? Как ветвь, рожденная от корня, от Отца, Он является единой с ним Премудростью, согласно написанному: «мы проповедуем Христа... Божию Силу и Божию Премудрость» ( 1Кор. 1:23–24 ). Он – самое милосердие: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» ( Пс. 102:17 ). Он – Царь всей твари. «Его Царствию не будет конца». Он – радость наша, ибо говорит: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин. 16:22 ). Он – покой наш, согласно написанному: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» ( Еф. 2:14 ). Тот же сучок масличный, который был принесен голубем от Небесного Ноя, Бога Отца, – это Дух Святой, ниспосланный в виде голубя. Он принес как бы масличную ветвь в утробу Пречистой и Преблагословенной Девы, совершив в ней воплощение Слова: «И Слово стало плотию» ( Ин. 1:14 ), – и тем даровав миру спасение, что утверждает и тропарь Благовещенского праздника, говоря: «Днесь спасения нашего главизна». Отступили от земли воды всенародной клятвы, которые упали на род человеческий за Адамово преступление и в которых потонуло было наше естество; отступил потоп гнева Божия, и явилась суша; высохло клятвенное, греховное болото: «Клятва потребися» 3 (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Не следует, – советует священномученик Ириней Лионский, – у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В нее, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили всё, что принадлежит истине. Каждый желающий может пить из нее воду жизни, она есть дверь жизни» (Против ересей. Кн. 3. Гл. 4). Особым достоянием церковной сокровищницы является вероучение, имеющее богооткровенный источник. Кто систематически изучал догматическое учение нашей Церкви, не мог не изумляться стройности и внутренней согласованности его частей. Все необходимые для нашего спасения догматы с предельной ясностью и лаконичностью заключены в Символе веры, который был выработан на I (325) и II (381) Вселенских соборах. Он входит в чин Божественной Литургии. Трижды произносится при совершении огласительной части Таинства крещения. Отец Георгий для готовящихся к крещению составил свой «символ веры»: «Верую во Единого Святого Живого Бога – нашего Небесного (Духовного) Отца и Творца всего мира материального, душевного и духовного; и в Превечное Живое Творческое Премудрое и Единородное Слово (Логос) Его, Духом и Силой Божьей (см.: Деян. 10: 38) явившееся в мир и воплотившееся в Сыне Человеческом – Родившемся от целомудренной Жены (см.: Галл. 4: 4), Девы Марии (Мариам), и Распятом по зависти и неприятию, но Воскресшем (Восставшем) по Любви Божьей и Единству со Отцом – Иисусе (Иешуа) из Назарета, Который был Божьим Пророком, сильным в деле и слове (см.: Лк. 24: 19), и Божьим Сыном – Помазанником (Машиах " ом, Мессией-Христом), предвиденным древними пророками, и Который стал Судией всех живых и мертвых (см.: Деян. 10: 42) и нашим Единым Господом-Освободителем от рабства миру сему, лежащему во зле (см.: 1 Ин. 5: 19), и немощным и бедным вещественным началам этого мира (см.: Галл. 4: 3, 9), и Спасителем нашим, милосердно прощающим все грехи всем верующим, кающимся и крестящимся во имя Его (см.: Деян. 10: 43; Мк. 16: 16); и в Животворящего и Пророчественного Святого Духа – Единого Утешителя (Параклита), Которого Господь вместо Себя посылает от Отца нашего в мир как удостоверение Полноты нашей вечной Жизни в Царстве Божьем Небесном, как Дар Своей единой, святой, кафолической (соборной) и апостольской Церкви, то есть миру Божьему, и особенно всем искренне любящим Его и истинно верующим в Него, а через Него, благодатью Божьей, верующим в Личного Бога и в способного к сообразованию с Богом и богоуподоблению всякого человека» («В начале было Слово». Катехизис для просвещаемых. М., 1999. С. 10–11).

http://bogoslov.ru/article/3123502

Но когда Господь пришел к человеку, Он не нашел его там, где оставил: на возделывании поля, в кругу семьи, близ Эдема, а нашел ссорящимся с себе подобным, поклоняющимся идолам, погрязшим в самых тяжких грехах. Человек дошел до скотского состояния, как говорит сам Давид: «а человек, в чести сый, не разуме, приложися скотом несмысленным, уподобися им» (ср.: Пс. 48: 13). Там нашел Бог человека, потому и родился Он в яслях скотских. Человек стал рабом диавола, заключенным в темницу всех грехов, как говорит снова пророк: «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему» (Пс. 141: 8). Он даже стал обитателем ада, ведь до пришествия Спасителя ни одна душа не спаслась, но все содержались во мраке адовом, от Адама до Иоанна Крестителя . И из этого места никто не мог изъять человека, кроме Сына Божия. Об этом напоминал Давид, говоря: «Возвел еси от ада душу мою» (Пс. 29: 4). А патриарх Иаков говорил: «Не сводите седину мою с печалью в ад» (ср.: Быт. 42: 38). Вот куда пал человек и откуда должен был вывести его Иисус Христос. Однако недостаточно было одного смиренного боговоплощения для воздвижения человека из преисподних земли. Да, ни Божественных чудес, ни поучений Господа не было достаточно для спасения мира. Нужны были страдание, Крест, кровь, чтобы омыть грех Адама. Потому, поскольку Иисус Христос «до конца возлюбил нас» , Он пожелал и пострадать за нас. Отдал Себя человеку даром, чтобы спасти его даром. Продан был ценою Бесценный. Били Его по лицу, водрузили на плечи Крест, повесили между разбойников земли, и страдал Он, умер, воскрес. Всё претерпел, всё, что у Него было дорогого, отдал: и жизнь, и Тело, и Кровь Свою, даже одежды Свои бедные, – чтобы получить всё, что есть самого дорогого на земле: душу человека. Сделал всё, чтобы получить всех и всё. А когда наполнилась чаша искупления, Христос воскликнул на Кресте: «Совершилось!» . Так искуплен был сын человеческий Сыном Божиим. А после славного Своего Воскресения Он более не явил Себя миру, но только Своим ученикам, самым близким. Он являлся им несколько раз в течение сорока дней в теле Своем обоженном, утешая их, затем уча и объясняя им тайну искупления. И когда ученики были собраны в Иерусалиме, явился им в последний раз Господь, говоря: «Мир вам». Успокоив их, ибо они были взволнованы, и вкусив перед ними «печеной рыбы и сотового меда» (Лк. 24: 42), Он вывел их вон на гору Масличную, что близ Вифании, научил их оставаться в Иерусалиме, «доколе не облекутся силою свыше», затем, «подняв руки Свои, благословил их» – и в этот миг вознесся на небеса, охваченный светлым облаком (см.: Деян. 1: 9).

http://pravoslavie.ru/79424.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010