Иными словами, когда Бог , наш Небесный Отец видит в глубине человеческого сердца расположенность к покаянию, Он приближается и со вниманием следит за каждым сердечным движением, пребывая в состоянии «боевой готовности». И когда Он посчитает нужным, то вмешивается, чтобы в конечном итоге привести нас в Свои объятия. Когда Господь увидел сердце блудной самарянки, Он пошёл в Самарию для встречи с ней ( Ин.4:1–38 ). Когда Христос увидел сердце грешного Закхея, который «искал видеть Иисуса» ( Лк.19:3 ), Он специально отправился в Иерихон, чтобы его встретить ( Лк.19:1–10 ). Увидев сердце «неверующего» Фомы, Он Сам явился ему, чтобы тот Его увидел и уверовал ( Ин.20:24–29 ). Так было и с гонителем христиан Савлом, которому Христос явился и самолично призвал на служение ( Деян.26:12–18 ), и с императором Константином, призванным знамением Креста, и с блудницей Марией, которая после призвания сделалась преподобной Марией Египетской. Никто из призванных Им не сказал Ему нет, потому что Бог прежде этого прочитал их сердца. И Бог всегда один и тот же. Как Он действовал тогда, так поступает и сейчас, и всегда. Где Господь видит в сердце расположенность к покаянию, Он начинает действовать так, как подсказывает Ему Его всесовершенная премудрость. Сколько бывало случаев, когда наш собрат каялся в результате какого-нибудь произошедшего с ним чуда, или после явления какого-нибудь святого, или после знаменательного сна. «Когда я исповедовал в храме, – рассказал мне один почтенный протопресвитер, отец М., – в исповедальню вошёл незнакомый мне господин в немного возбуждённом состоянии. «Отец мой, – сказал он мне, – я впервые пришёл на исповедь, и знаешь почему? Я приехал из Афин в Патры, и, когда проходил мимо вашего храма, некая настойчивая мысль понуждала меня пойти на исповедь. Это меня-то – человека, который никогда не исповедовался! Я робко вошёл в храм, но тут же передумал. Что я тут ищу среди попов? – сказал я сам себе и вышел вон. Однако, когда я стал удаляться от храма, спускаясь к морю, мои ноги буквально прилипли к асфальту, и я не мог сделать ни одного шага! Приложив усилие и понатужившись, я поднял ногу, чтобы идти, но ботинок, как приклеенный, остался на земле. Причём идти обратно, к церкви я мог совершенно свободно, а удаляться от неё не мог. И я понял! Бог желает, чтобы я исповедался! Потому я и пришёл». Бог «ухватился» за это его доброе расположение и таким необычным способом привёл его на исповедь».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Что чудеса эти были истинные, т. е. были события сверхъестественные, доказательством тому служат: 1) Самое их свойство: все они, очевидно, превышают силы и законы природы, и никакой здравомыслящий не станет утверждать, чтобы, например, возможно было человеку одним словом воскрешать мертвых и исцелять всякие болезни, или немногими хлебами насытить целые тысячи, или дать зрение слепорожденному и повелевать стихиями природы и подобное. 2) Образ их совершения. Спаситель совершал Свои чудеса так, что решительно невозможно подозревать в них какого-либо подлога, или искусства. Он совершал их – а) без всяких приготовлений, внезапно, как только представлялся случай; б) совершал одним словом, нередко одним прикосновением или даже мыслию и желанием ( Лк. 6:19 ; Ин. 4:50–54 ; Мф. 8:8, 13 ); говорил расслабленному: «востани, возми одр твой и иди в дом твой», – и расслабленный исцелялся ( Мф. 9:6 ); говорил прокаженному: «хощу, очистися», – и мгновенно оставляла его проказа ( Мф. 8:3 ); воззвал к мертвому: «Лазаре, гряди вон» – и четверодневный мертвец, начавший уже смердеть, вышел из гроба ( Ин. 11:43 ); в) совершал не в одном каком-либо определенном месте и не в одно какое-либо время, в присутствии немногих свидетелей, напротив всегда и везде, открыто и всенародно. Он проходил грады и веси иудейские, нередко сопутствуемый целыми тысячами народа, являлся во Иерусалиме, в местах общественных, в храме, во время великих праздников, на которые собирались иудеи со всех сторон, и везде показывал Свое всемогущество и чудодейственную силу. Исцеленные Им жили, после своего исцеление, в тех же городах и селах, где прежде видели их больными. Как болезни их, так и чудесное исцеление были известны их родственникам, соседям и всем согражданам; целые толпы стекались, например, чтобы видеть воскресшего Лазаря, так что начальники синагоги искали погубить его, «яко мнози его ради идяху от иудей и вероваху во Иисуса» ( Ин. 12:11 ). 3) Цель этих чудес. Цель чудес евангельских была самая высокая, вполне достойная Бога. Она состояла в том, чтобы показать людям во Иисусе Христе истинного Мессию, Сына Божия, расположить их уверовать в Него, принять Его учение и благодать, и таким образом достигнуть вечного спасение ( Ин. 10:38, 15:24 ; Мф. 11:20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

17 Этих слов нет в Св. Писании. См. Пс. 102:11; Ис. 1:18; Иер. 3:19, 22. 18 Что Ной прежде восшествия своего в ковчег, возвещая своевременным ему людям грядущую катаклисму призывал их к покаянию и исправлению своей жизни, эта мысль высказывается у Феофила Антиохийского (Ad Autol., III, 19). 19 Т.е. Божиим. Климент Александрийский, приводя сокращенно эти слова Климента Римского, называет Авраама ιλοι Θεου . См. Ис. 41:8; 2 Пар. 20:7; Иак. 2:23 20 Т.е. к западу 21 Современник Климента, Иосиф Флавий (Antiqu. I, 11, 4) говорит, что он видел этот столп: отцы церкви, напр., Ириней (Adv. haer., IV, 31), также упоминают о существовании его в их время. Но по исследованиям ученых жители той страны подложно выдавали что-либо за столп жены Лотовой (Фрей у Гефеле). 22 Таинственное истолкование знака, по которому спаслась Раав, встречается У !Иустина (Dial c. Tryph., II, III), Иринея (Adv. haer., IV, 20) и др. 23 Разумеется здесь предсказание Раав о том, что Господь отдаст Иерихон израильтянам. В этом смысле Раав называется пророчицею и у Оригена (Нот 3 in Ios. Nave). 24 Эти слова Спасителя в иной форме встречаются в тексте евангелистов: Мф.7:1—2 и Лк.6:36—38. 25 По мнению Якобсона, с которым соглашается Гильгенфельд, должно читать: εαυτοις или αυτοις , которое употребляется не редко в значении αλληλοι Гефеле держится чтения: αυτος , относя это я нарушителям церковного порядка. 26 Эти и последующие слова до начала гл. XVI послания приводятся у Климента Александрийского (Strom. IV, 5). 27 От стыда страдалец скрывает или отвращает лицо свое. 28 Наказание, которому мы, люди. должны были подвергнуться для того, чтобы примириться с правосудным Богом, Он (Спаситель) принял на Себя. 29 Т.е. казнь и мучение Его кончились и тем положено начало Его прославления. 30 В рукописи, по свидетельству Якобсона стоит δωτε , а не δωται , как читали некоторые ученые. 31 И опять Он же, т. е. Христос. 32 Эти слова не находятся в пятокнижии Моисеевом, и неизвестно, откуда взяты. 33 Т. е. христиан. 34 Эти слова из послания Климента и далее до конца XXII главы приводятся, с небольшими изменениями, у Климента Александрийского (Strom. IV, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

4. Терпение в страданиях Терпение есть такая сила и крепость в христианине, по которой он в твердом и непоколебимом уповании на Бога все бедствия и злоключения жизни как приемлет, так и переносит с благоразумием и неослабным мужеством спокойствием духа. Побуждения к терпению для христианина При всегдашней готовности ко всем переменам и превратностям бренной жизни, побуждением для христианина к перенесению превратностей жизни служат: 1.) Уверенность, что все с ним случающееся случается по премудрым и благим советам, хотя часто непостижимым и недоведомым, но всегда досточтимым и благодетельным: О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове его, и неизслдовани путие его ( Рим. 11:33 ); 2.) Что скорби, посылаемые от Бога, служат свидетельством отеческой любви Божией ибо Господь кого любит, того наказует; биет всякого сына, о котором благоволит: Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодйчищи есте, а не сынове ( Евр. 12:7–8 ), а благодушное несение оных служит свидетельством сыновней любви к Богу ( Евр. 12:6–7, 9 ), истинного последования Христу: иже не носит креста своего и вслд мене грядет, не может мой быти ученик ( Лк. 14:27 ), и участия в страданиях его: тмже и страждущии по воли Божией, яко врну зиждителю да предадят душы своя во благотворении ( 1Пет. 4:19 ) ( Евр. 13:13 ); 3.) Божественный пример Иисуса Христа все совершившего, и совершившегося страданиями ( Евр. 2:10 ), аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию, и совершився бысть всм послушающым его виновен спасения вчного ( Евр. 5:8–9 ), на Которого взирать как на подвигоположника: терпнием да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника вры и совершителя Иисуса, иже вмсто предлежащия ему радости претерп крест, о срамот нерадив, одесную же престола Божия сде ( Евр. 12:1–2 ), и примеру Которого последовать ( 1Пет. 2:21 ) ( Флп. 2:5 ) есть главнейшая обязанность христианина ( Мф. 11:28 ), и иже не приимет креста своего и вслд мене грядет, нсть мене достоин ( Мф. 10:38 ) ( Мф. 16:24 ). Утешения в страданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Посмотрите при этом, как велики превосходство и преимущество в такой мене: насколько Бог превосходит человека, настолько и Его сила превосходит человеческие силы, и осуществляющаяся этой силой милость — ту милость, которую мы оказываем людям. Если бы кто просил халки за оболы, и за статиры давал золотые монеты, кто бы не захотел воспользоваться такой меной? Ныне же не «позолоченные медяшки» предлагается обменять на золото — и то и другое металлы почти одинаковой ценности — но предлагается дать то, что люди могут сделать, к взамен получить то, что Бог может дать; требуется, чтобы мы оказали человеческое отношение к людям, что и является нашим естественным долгом: потому что сострадание друг ко другу и оказание друг другу помощи мы долженствуем в силу самой природы вещей. И, вот когда за те многовидные милости, которые мы видели от Бога, Он ничего большего не требует от нас, как только, чтобы мы прощали друг друга, были общительны и человеколюбивы, говоря нам: «Отпущайте, и отпустится вам; дайте, и дастся вам» (Лк 6:37–38), то, если этого требует обстоятельнейшая нужда, как нам не оказать на деле, насколько это в нашей власти, снисхождение и милосердие к тем братьям, которые нуждаются в этом? Беседа на третье воскресенье Евангельских чтений по Луке Плач — символ покаяния Главная польза от плача очевидна: он сопровождает покаяние, усиливает эмоциональный эффект от осознания греха и тем самым способствует его уничтожению. Вот в чем заключается спасительная печаль о Бозе: винить себя самих, а не иного кого в том, что мы сами греховно совершили, и скорбеть о том и, чрез исповедь наших грехов и тяжкое сокрушение о них, умилостивлять Бога. Этому самопорицанию и сокрушению положил начало оный древний Ламех, открыто исповедавший свой грех и судивший самого себя и осудивший себя больше Каина; потому что он говорит: «Яко седмицею отмстится от Каина, от Ламеха же седмьдесят седмицею» (Быт 4:24); и таким образом оплакав себя, как виновного, он, путем болезненного своего сокрушения, избежал Божияго осуждения, как и Пророк в дальнейшем изрек: «Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис 43:26). Это и Апостол также говорит: «Аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были» (1 Кор 11:1).

http://blog.predanie.ru/article/plach-pu...

Пример глубокого и красивого акта покаяния можно видеть в евангельском юноше, который жаждал Божественной вечности и спросил Христа, что должен он сделать, чтобы перейти от времени к вечному. Господь с любовью посмотрел на этого юношу и говорит: – Сохрани заповеди... – Какие? – Не убивай; не прелюбодействуй; не кради... Отвечает юноша: – От юности моей я сохранил это; чего еще не доделал? Тогда Господь говорит ему: – Если хочешь быть совершенным, то оставь все прочее, все твои имения, все твои знания и нищий следуй за Мною. Не выдержал юноша (см. Мф.19:16–22 ). Из евангельского повествования мы видим, что этот юноша был благочестивый еврей того времени, когда свершилось ожидание человечеством Мессии. В нравственном смысле, этически, он стоял на высокой степени, но есть другая, большая, – которая относится уже к сфере Божественного, Нетварного и Изначального Бытия. Итак, этот пример показывает, что есть много разных градаций духовных состояний людей. И переход от временного к вечному кажется невозможным, как невозможен переход от числа к бесконечному в математике. Это две вещи несравнимые. Другой пример: были в Вифании две сестры – Марфа и Мария. Обеих любил Христос, и обе любили Христа и веровали, что это Он – Мессия. И вот, когда Он пришел к ним, Марфа заботилась о многих вещах, оказывая гостеприимство и занимаясь хозяйством, а Мария, когда приблизился к ней Носитель такого Духа, каким был Христос, села у ног Его в жажде слушать каждое Его слово. И что же? – Когда Марфа, перегруженная ежедневными работами и заботами и всеми неловкими вещами хозяйства, обратилась ко Христу и сказала: «Скажи Марии, чтобы она мне помогла», то Господь ответил с любовью: «Марфа, Марфа, ты заботишься с такою любовью сейчас о приеме, но Мария большую часть избрала. Эта часть уже не отымется от нее» (см. Лк.10:38–42 ). Видите, какая разница: план любви этической, или видимой, наших нормальных человеческих отношений, – похвальный, но еще не дающий нам вечности Божественной. А Господь говорит: «небо и земля прейдут, словеса же Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ).Читая эти слова Христа, мы невольно вспоминаем: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Видите, как близко две сестры жили между собою, и вместе с тем какая огромная дистанция была в их жажде. Одна, Мария, готова принять в обстановке небрежности и повседневных недоглядок, и другая же показует всю свою любовь в каждом внешнем проявлении. Видите разницу уровней: один – «В начале бе Слово», и другой – любовь «всем сердцем и всем умом» (ср. Мф.22:37 ), но еще не выходящая за пределы возраста духовного, который мы назвали этическим. Так и в других немногих евангельских примерах находим мы глубочайшие мысли, идеи и проявления жизни, о которых, перейдя на иную терминологию, мы скажем, что это – «вторая ступень», это уже не этика, а онтология.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

1Кор. 4:6 . Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Примеч . Здесь сектанты находят для себя основание отвергать науку, могущую способствовать уразумению свящ. Писания. В этом месте Апостол нисколько не запрещает христианам пользоваться мудростью из разных наук, помимо сказанного в св. Писании, а предостерегает только от пересудов и сплетней, чтобы люди «не превозносились один перед другим». Своим примером ап. Павел, напротив, научает нас благоразумно пользоваться незаписанными в св. Писании мудрыми изречениями и сведениями: 1Фес. 5:21 , и даже приводит слова языческих писателей: Арата – Деян. 17:28 , и Эпименида – Тит. 1:12 а ап. Петр для выяснения предметов веры употребляет иногда простые житейские пословицы: 2Пет. 2:22 . 1. Фес. 5:.21 . Все испытывайте, хорошего держитесь. Деян. 17:28 . Ибо мы Им живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из наших стихотворцев говорили: мы Его и род. Тит. 1:12 . Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». 2Пет. 2:22 . Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается в свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. 2Кор. 3:14 . Но умы их ослеплены; ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. 15 .Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; 16 .но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Примеч . Эти слова сектанты относят к православным христианам. Здесь говорится о том ослеплении ума и сердца «сынов Израиля», которое, при чтении ими Ветхого Завета, закрывало для них соответствие ветхозаветных пророчеств с событиями из жизни Господа Иисуса Христа: Лк. 24:25–27 . Таким образом, ст. 16 совсем не выражает сектантской мысли, будто всякому обращающемуся к Господу открывается полный и истинный смысл св. Писания. (Сравн. 1Кор. 14:38 , Сир. 38:24–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Великие дни полны священными воспоминаниями. Синаксарь Четвертка называет четыре события этого дня: умовение, Тайную Вечерю, установление Евхаристии и «преестественную молитву» Спасителя, предательство. Все эти события воспоминаются в песнопениях дня и, соответственно, только часть их говорит о Тайной Вечери. Обзор их не будет пространным. Повечерие Великой Среды, Трипеснец господина Андрея [Критского] Песнь 4 «Горница постланная npiяmъ Тя Создателя и сътаинники, и тамо пасху скончалъ еси, и тамо содлалъ еси таинства: тамо бо двма посланома нын ученикома Твоима пасха уготовася Теб». На Тайной Вечери Христос Спаситель совершил два действа. Сперва Он по ветхозаветному установлению (Исх. 12, 1–11) совершил установленную пророком Моисеем пасхальную трапезу — вкушение агнца, закланного в воспоминание избавления еврейского народа из египетского рабства. Это освобождение было прообразом спасительной Жертвы на Голгофе, освободившей человечество от рабства греху, от проклятия и смерти (Быт. 3, 16–19). Затем, предваряя сию Жертву, Христос установил Таинство Нового Завета — Святую Евхаристию, священнодействие Плоти и Крови Христовых: таинственно причащаясь их «во оставление прегрешений, Духа Святого общение, в жизнь вечную», мы исполняем цель Домостроительства нашего спасения: «Восхотел еси, нас ради воплощся, заклан быти яко овча, грех ради человеческих…» «Идите ко онсиц, вся вдый предглаголетъ апостоломъ, и блаженъ есть, иже можетъ врно npiяmu Господа: горницу убо сердце предуготовавъ и вечерю блaroчecmie».  Каждый из нас, подобно «онсице» — «такому-то», имя которого в Евангелии не названо, возможно, чтобы не вызывать на него гонений, призван «верно принять Господа», предуготовав свое сердце, как тот предуготовал горницу, где совершилась Тайная Вечеря, и делами, мыслями и чувствами благочестивыми предуготовал саму Вечерю, то есть приготовился к причащению. «Блажен…» — возможно, намек на Мф. 24, 46 и Лк. 12, 38, 43. Седален «Ядый, Владыко, со ученики Твоими, таинственно явилъ еси всесвятое Твое зakoлehie, имже тли избавихомся, честная Твоя noчumaющiu cmpaдahiя».

http://e-vestnik.ru/analytics/o_evharist...

Изгнание из этой земли, лишение удела, доставшегося при разделе ее (при Иисусе Навине) или по наследству, было для еврея величайшим несчастьем, знаком отвержения, лишения Богом наследства; спокойное же и счастливое пребывание (население) в этой земле составляет великое счастье, знак особенной Божественной милости. Поэтому выражения: насели землю, и упасешися в богатстве ея – имеют следующий смысл: уповая на Господа и исполняя Его заповеди, ты спокойно будешь жить в наследии земли твоей и будешь пользоваться всем богатством ее: она принесет изобильные плоды, и ты в довольстве будешь извлекать из нее все для тебя потребное. Но это, конечно, не составит полного твоего счастья и благополучия, для которого недостаточно одних вещественных благ и удовольствий. Этим счастьем довольствуются одни нечестивые. Для благочестивых же и праведных есть особые блага – высшие, и особенные удовольствия – духовные, на которые пророк и указывает здесь словами: Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Наслаждение Господеви состоит в том, чтобы расположить и предать себя тем духовным занятиям, которыми совершается исполнение заповедей Божиих и уравнивается человеку путь спасения. Так, когда приходим в храм Божий и погружаемся в молитву, мы наслаждаемся Господеви, потому что и сами чувствуем духовное, небесное наслаждение и вместе с тем составляем предмет усладительный для Господа. В таком состоянии находился Давид, когда он говорил: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» ( Пс.121:1 ). Равно, когда внимательно слушаем Слово Божие или благоговейно читаем его, в сердце нашем, как в сердцах апостолов, слушавших Самого Господа, возгорается огонь ( Лк.24:32 ), который, конечно, не жжет, а проливает в сердце усладительную теплоту. «Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь», – говорит Давид ( Пс.38:4 ). Эта сладость есть сладость Господеви, потому что она и нам дает ощущать любовь к нам Господа, и в сердце нашем воспламеняет любовь к Господу, тогда и Господь наслаждается человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

От «Войны и мира» до «Жизни и судьбы» великая литература не перестает складывать свой гимн во славу этой обыденности, бедной и немудрящей, но способной победить, в конце концов, Наполеона и Гитлера и противостоять бесчеловечности тех, кто объявляет себя нашим другом, потому что он может забрать у нас всё. Я думаю, что страшная фраза Христа «Любите врагов ваших» имеет в виду и это: не переставайте любить жизнь даже перед лицом тех, кто хочет ее отнять, не переставайте любить жизнь, даже если это жизнь ваших врагов. Перед лицом почти невыносимого горя этих часов я хочу вспомнить один эпизод из Евангелия: « Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им » (Лк. 4:38-39). Встала и служила им. Стала им прислуживать. Вот чудо. Женщина принялась делать то, что делала бы в любом случае, потому что это ее жизнь, это красота ее нормальнейшей, простой жизни (только глупец не понимает, как это красиво: прислуживать). Перед болтливым и запутанным ужасом людей без жизни, без удовольствий, без радости, будем – продолжая жить нашей жизнью – защищать эту великую силу, эту красоту, которую мы часто замечаем только тогда, когда вот-вот потеряем ее навеки. Лука Донинелли/ Ilsussidario.net 24.03.2016 Перевод Ольги Седаковой Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 марта, 2016 3 апреля, 2017 23 марта, 2016 16 июля, 2023 25 апреля, 2023 19 марта, 2023 1 августа, 2021 29 марта, 2021 27 октября, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/normalnoe-chudo-nashey...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010