Примечай, христианин: 1) Что все сии действия и плоды любви от того следуют, что любящий с любимым сердцем и любовью соединен, так что из двух становятся единым. Ибо любовь из двух сердец и душ едино сердце и душу делает не вещественно, но духовно и единомудренно, как о христианах, во время апостолов бывших, Лука святой повествует: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4:32). 2) Видишь, как сильна и крепка любовь, так что союза ее ничто разрушить не может. 3) Как без любви всякое дело мертво и непотребно, так любовью всякое дело оживляется и благоприятно всякому бывает. Без любви никакое не может быть добро, а где любовь, там все добро. 4) Истинная ко Христу любовь происходит от истинной во Христа веры и от Духа Святого. Вера представляет Христа верному, ибо Он есть истинная жизнь, истиннее блаженство, истинная и вечная радость и сладость, кроме Него истинного блаженства не может быть. И так верою просвещенное сердце через благодать Святого Духа разжигается к любви высочайшего того добра, которое есть Иисус Христос, Сын Божий, со Отцом и Святым Духом. И чем более познается Христос, ощущается благодать Его в сердце верного, тем более горячая к Нему любовь возжигается, ибо чем более познается добро, тем более любится. Ибо любить добра без познания его не можем, как сладости меда познать не можем без вкушения меда. Потому написано: Вкусите и увидите, как благ Господь (Пс. ЗЗ:9). 5) Отсюда видишь, что бесстрашное и беззаконное житие как с верою, так и с любовью Христовою совместиться не может, как Сам Христос говорит: Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14:24). Также сердце, пристрастившееся к миру, как веры, так и любви никакой ко Христу не имеет, какие бы ни делал человек внешние дела. Все, что противно Христу и от произволения бывает, веру и любовь Христову из сердца изгоняет. А оттуда следует, что апостол написал: Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4:4). Страшно сие, но истинно. Ибо сколько раз человек грешит от произволения, столько раз закон Божий и вечный разоряет и противится Законодавцу, и сколько раз к миру уклоняется и прилепляется, столько раз с Адамом к заповеданному древу руку свою простирает. Бог заповедал: Не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2:15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

б) Из пунцового разрезного бархату с большими серебряными четырехконечными крестами и серебряным гасом: 6 фелоней с епитрахилями и поясами, 2 палицы, 2 набедренника, 12 пар поручей, 10 стихарей, 7 орарей, 6 подризников штофных. Из того же бархату устроены одежды с покровами на престолы и жертвенники для всех трех алтарей, такие же одежды с пеленами на 7 аналоев и одна перемена воздухов. От частого употребления при архиерейских служениях, во время исправления Казанского Собора в 1841–42 годах, и эта ризница обветшала, и исправленная с сокращением нумеров в 1860 г., все-таки недалека от окончательного распадения, (по преимуществу в передних частях), не смотря на редкое ныне ее употребление. В настоящее время на ней оплечье серебряного глазета, с нашивными звездами и крестами, исключая причетнических стихарей, на которых оплечья гладкие. в) Кроме сих облачений, устроено было еще 6 риз и 12 стихарей с принадлежностями, равно и одежды на престолы, жертвенники и аналои из парчи, для вседневных служений, и из черного бархату 3 фелони, 7 стихарей с принадлежностями и одежды на все престолы и жертвенники, также на аналои – с пеленами. Из этой последней ризницы парчовой уцелели в ветхом и полинявшем виде одежды на престолах и жертвенниках в боковых приделах и риза со стихарями (уже не употребляемые) переделанные из одежд главного алтаря; а из траурной одежды, в главном и одном придельном алтаре. Есть уцелевшие ветхие ризы и стихари, но они впоследствии уже сделаны из одежд третьего алтаря. Всей суммы на первоначальную ризницу употреблено 19 200 руб. сер. В пособие ей поступила ризница из монастырской церкви, которая впрочем, через 10 лет почти уже не существовала, и потому в 1845 г. причт просил опекунский совет о пополнении ризницы, которая в 1846 г. и была пополнена 17 фелонями с принадлежностями, 5 набедренниками, ЗЗ парами поручей, 22 стихарями, 14 орарями, 6 подризниками и одеждами с пеленами на 3 престола и жертвенника, 4 аналоя и столик для благословения хлебов. Материалами были: разноцветная парча, бархат, штоф и шелковая материя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

2 мая 1891 года в актовом зале Академии состоялось Общее Собрание членов Братства Преподобного Сергия. К этому высшему органу управления Братства поступил на окончательное решение вопрос об организации помощи бывшим воспитанникам Московской Духовной Академии, поднятый Московскими братчиками. Общим Собранием Братства 2 мая относительно устройства вспомоществования нуждающимся бывшим воспитанникам Академии было постановлено: „I., Открыть со дня настоящего Собрания в приходо-расходных книгах Братства особый счет сумм, назначаемых исключительно на посо6ие бывшим воспитанникам Академии. „II., Эти суммы образуются: а., из единовременных пожертвований и постоянных взносов с особым назначением на помощь бывшим воспитанникам Академии. Для составления капитала с подобным назначением предложить членам Братства обозначать определенно: для какой цели должны быть употребляемы членские взносы их – для помощи недостаточным студентам или бывшим воспитанникам Академии; далее в посылаемых разным лицам и учреждениям подписных листах сделать две соответствующие графы, объяснив под чертою листа, что сочувствующие Братству лица могут вписывать свои взносы в ту или другую графу. Пожертвования же и взносы без определенного назначения должны причисляться к общему капиталу Братства. б., Из указанных в § 9 Устава сборов от устройства публичных чтений и духовных концертов, устраиваемых со специальной целью образовать фонд для посо6ия нуждающимся бывшим воспитанникам Академии. в., Из отчислений в означенный фонд единовременных пособий из расходных сумм, назначаемых на вспомоществование недостаточным студентам Академии, в количестве, определяемом каждый раз Общим Собранием Братства (§ 2 лит. в). Такое отчисление, согласно § 2 Устава, может иметь место только „при значительном расширении средств Братства» и по покрытии всех расходов, обозначенных в том же § под лит. а и б. „III., Прием, расходование и поверка сумм особого фонда для вспомоществования бывшим воспитанникам Академии производится в точном согласии с ныне действующим Уставом Братства (§§ 10, 11, 16 – лит. е и ж, 24 – лит. а, г, е, ЗЗ и З4).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

920 Отчет за 1905 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л.ЗЗ, Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году. – С. 96. Наличие в погребении деформированных черепов так называемых макрокефалов указывает скорее всего на время не ранее второй половины III в. и не позже V–VI вв., когда в городе появилось незначительное количество этнических элементов сарматского и аланского облика (см.: Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес//МИА. – 1959. – – С. 256–258; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 49). 921 Косцюшко-Валюжинич К.К., Скубетов М.И. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе в 1907 году//ИАК. – 1911. – Вып. 42. – С. 55, 922 Белов Г.Д. Раскопки в северной части Херсонеса в 1931–1933 гг.//МИА. – 1941. – – С. 222; Белов Г.Д. Античный дом в Херсонесе (по раскопкам 1947–1948 гг.)//ВДИ. – 1950. – – С. 114; Белов Г.Д. Археологические раскопки в Херсонесе в 1949 г.//ВДИ. – 1959. – – С. 231; Кленина Е.Ю. Керамические сосуды II–III вв. н.э. из усадьбы «Близнецы» (хора Херсонеса Таврического). – Познань, 2004. – С. 70, тип 2. 923 Белов Г.Д., Стржелецкий С. Ф., Якобсон А.Л. Квартал XVIII [Херсонеса]: (Раскопки 1941,1947 и 1948 гг.)//МИА. – 1953. – Археологические памятники Юго-Западного Крыма. – С. 184–197, рис. 38 д; Рыжов С. Г. Керамический комплекс III–IV вв. н.э. из северо-восточного района Херсонеса//Античная культура Северного Причерноморья первых веков нашей эры. – К., 1986. – С. 130–138, рис. 7, Рыжова A.A. Стеклянные канфары из собрания Херсонесского заповедника//X сб. – 2003. – Вып. 12. – С. 157, рис. 4:7. 924 Нессель В.А. Светильники из раскопок храма Юпитера Долихена и военного поста на высоте Казацкой//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2006. – Вып. 2. – С. 514, рис. 3: 1 (автор приводит указание на существование таких светильников в римских провинциях уже во второй половине I – первой половине II в., хотя в самом Херсонесе и его округе они чаще встречаются в слоях III–IV вв.). 925 Сидоренко В.А. Раскопки в южном секторе между храмом 1958 г. и оборонительной стеной//Отчет о раскопках на участке античного театра в Херсонесе в 1973–1974 годах//Архив НЗХТ. – Д. – А. 8; Кутайсов В.А. Отчет о раскопках на участке четырехапсидного храма в Херсонесе в 1978 году//Архив НЗХТ. – Д. – А. 13 –14, рис. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

89. Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих язв погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили сего падения. Если кто в это вникнет, то найдет, что между теми и другими такое различие: первые предаются нерадению, а вторые при безнадежии держатся и подвига, что одно другому противно. Но от первого исцеляют воздержание и благонадежие, а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить. 90. Мы не должны удивляться, как чему-либо чрезвычайному, когда видим, что некоторые творят дела злые, а слова вещают добрые, ибо и змия оного, витийствовавшего в раю, гордость, вознесши, погубила (жж). 91. Во всех твоих начинаниях и во всяком образе жизни, в подчинении ли ты находишься или неподчинении, видимое ли твое делание или духовное, да будет тебе сие законом и правилом: испытывай, истинно ли они Бога ради совершаются? Например, если мы, будучи новоначальными, делаем что-нибудь с прилежанием, но от сего делания не умножается в душе нашей прежде снисканное смирение, то не думаю, чтобы труд наш был по Богу, мал ли он или велик. Ибо в нас, младенчественных, признак того, что делание наше согласно с волей Божией, есть успеяние в смирении; в средних – прекращение внутренних браней; а в совершенных – умножение и изобилие божественного света. 92. Малое у великих может быть и немало; а великое у малых, без сомнения, несовершенно. 93. Когда воздух очистится от облаков, тогда солнце показывается во всем своем сиянии; так и душа, которая сподобилась прощения грехов и прежних навыков, без сомнения, видит Божественный свет. 94. Иное есть грех, иное – праздность, иное есть нерадение, иное – страсть, а иное – падение. Кто может познавать это о Господе, да распознает (зз). 95. Некоторые больше всего ублажают чудотворения и другие видимые духовные дарования, не зная того, что есть много превосходнейших дарований, которые сокровенны и потому безопасны от падения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1058 «Нет! – писал молодой Иннокентий, – есть ли человеку суждено на сей земле не видеть истины – такой, которая могла бы успокоить его ум, то я всегда лучше соглашусь с Шеллингом теряться в бесконечном, нежели с Кантом и ему подобными быть запертым, подобно птице, в клетке категорий и других форм» (Письмо к А. И. Белюгову от 10 июня 1825 г.//Киевская Старина. 1882. С. 518). 1059 «Воскресное чтение». 4.1. С. 360–365. Без подписи (Перепечатка в «Маяке». 1844. Т. XVII. Кн.ЗЗ. Раздел «Новые книги». С. 22–28). Вопреки свидетельству «Маяка» Аскоченский приписывает эту статью Амфитеатрову. См. биографию последнего, написанную Аскоченским (Киев, 1857. С. 151). 1065 В статье Авсенева «Поучение дня и ночи в природе» (Воскресные Чтения. Ч. III. 1839/40. 21. С. 207–208. Без подписи) читаем: «Нощь не погружается в совершенную бесчувственность – мертвенный сон. Она спит, но сердце ея, можно сказать, бдит. Она в тайне поучается премудрости – разуму дня, втайне слагает в сердце своем глаголы дня; поучаясь, умудряется, и извещает премудрость и разум другой ночи». В «Поучении ночи в природе» (Там же. Ч. XVII. 1853/54. 19. С. 183) слышим о ночи – «глубокотаинственном, многодетельном и многопоучительном времени». 1066 VI. С. 277. И в этом – родство Иннокентия с Авсеневым. «Всем памятные лекции его о болезнях, о сне, о лунатизме, о смерти повергали весь класс в самое глубокое раздумье», – говорится в некрологе Авсенева (ЖМНПр. 1853 г. LXXVII, отд 7. С. 104). В статье [Авсенева] «Предъизображение бессмертия в состоянии сна» (Воскресное Чтение. Ч. II. 1838/39. 3. С. 21–23) речь и о сне, и о сновидениях, и о сомнамбулизме. В другой статье «Как должно отходить ко сну?» (Там же. Ч. III. 1839/40. 30. С. 285–288) читаем: «Время сна должно быть важно для христианина, как время особенной близости и нередкого общения души с мiροм духовным... Душа становится тогда ближе Mipy безтелесному, удобнее подчиняется наитию сил горних и приемлет от них высшие внушения» (С. 287). В этой статье находим аналогию спящего человека и растения. Mip сновидений и Mip растительный таинственно переплелись. В статье «Поучение ночи в природе» (Там же. Ч. XVII. 1853/54. 19. С. 182) читаем о таинстве сна, о сне как жизни будущей в ея зачатках. Ср. еще «Сон» (Воскресное Чтение. Ч. V. 1841/42. С. 220–224) с упоминанием о «совершающейся еженощно, в каждом из нас, по замечанию медиков, лихорадке» (Там же. С. 221). В особенности см. о приближении во сне к Mipy духовному (Там же. С. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сказанное может быть еще более очевидным также и на примере наших собственных дел. Ты ведь знаешь, что пока мы не присоединились к новшествам Паламы, наше благополучие шло вперед на всех парусах и никакой противный ветер бедствий не дул нам навстречу, но, хотя над нами тогда и царствовали другие, мы пользовались большей властью, чем сами царствующие, и слава этого царского достоинства доставалась больше нам, чем владельцам оного: их оно считалось, а нашим было. А с тех пор, как мы сами предались тому, чтобы участвовать в борьбе на стороне последователей Паламы, наказание тотчас последовало по пятам 148 . Ибо мы сразу же стали претерпевать, говоря кратко, всяческое злополучие, и случилось, что мы потеряли всю прежнюю славу вместе со всем богатством, подобно тому как просыпающиеся оставляют позади бывшие во сне видения. И теперь, когда мы восприняли, наконец, царскую державу, мы стали безудержно несчастны. Я думаю, это потому, что мы расходуем царскую власть не на исправление, а на преследование тех, кто выступает в защиту веры отцов. Говоря тебе это, я не упрекаю тебя за эти несчастья, но оплакиваю собственные беды. Ты же мне не чужой! Ведь, помимо всего прочего, мы оба – родители одних и тех же детей, и у меня, если и не больше твоего, то по крайней мере столь же сильно разрывается сердце из-за их нынешних обстоятельств. Ты, конечно, не станешь отрицать этого! Или пусть кто-нибудь придет и скажет мне, чего еще ради я, женщина, несмотря на то что такой холод охватил землю и окружающий ее воздух и такая буря обрушивается со всех сторон на наше государство, беру на себя такой труд – [путешествовать] отсюда до Орестиады и Дидимотихона, стремясь положить конец проблемам наших общих детей и всем замешательствам и смутам, какие только могут быть». Книга 26, раздел ЗЗ 149 В слезах окончив беседу об этом, они встали, и императрица со всем усердием стала готовиться к отъезду, а император, направив посланников к Гиркану, властителю Вифинии и своему зятю, просил его не помогать генуэзцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Того же автора: " Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения (из давних времен христианской церкви)» (Москва, 1900 г.). Здесь для наших целей наиболее интересны отделы: «поучительные черты домашней и семейной жизни древних христиан»; «церковные доходы в первые века и их употребление на дела благотворительности»; «рассказы из истории христианской аскетической жизни: аскетические пощения, – аскетические лишения в одежде и жилище» (=см. первое из названных сочинений А. П-ча) и проч., – особенно «приложение» к одной из «статей», говорящее о «происхождении монашества». Свежесть мысли, оригинальность взглядов всегдашняя – авторская-необыкновенная ученость, всюду проглядывающая и проч. и проч. – все это делает весьма ценными произведения первоклассного европейского историка, давшего нечто и для целей Нравственного Богословия. – д) Огромный вклад в последнее внесли многочисленные произведения проф. А. Ф. Гусева 802 , из которых назовем следующие: аа) «О браке и безбрачии. Против Крейцеровой сонаты и Послесловия к ней графа Л. Толстого» (2-е изд. Казань, 1891 г.). Недавно этот труд вышел в свет уже 3-м изданием 803 . бб) «Необходимость внешнего Богопочтения» (2-е изд. Казань, 1891 г.) – «против, графа Л. Толстого»; вв) « О клятве и присяге. Против о современных отрицателей её» (Каз. 1891 г.); гг) «Любовь к людям в учении графа Л. Толстого и его руководителей» (Каз., 1892 г.); дд) «Основные правила в нравоучении графа Л. Толстого» (Москва, 1893 г.); ее) «Религиозность, как основа нравственности. Против автономистов» (2-е изд. Казань, 1894 г.); жж) «Отношение евангельского нравоучения к закону Моисееву и к учению книжников и фарисеев по нагорной проповеди Иисуса Христа. Апологетический этюд» (Харьков, 1895 г.) и зз) «Вынужденный отклик на брошюру А. Смирнова : Ответ г. Гусеву» (Казань, 1895 г.). Первое, второе, четвертое и пятое сочинения направлены автором против Л. Толстого и блистательно опровергают его лжеучения. Третье имеет в виду его же, но вместе с некоторыми другими мыслителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Одна миниатюра на полях Псалтири заставляет нас внимательнее отнестись к этому изображению и уточнить его смысл. Мы имеем в виду иллюстрацию Хлудовской Псалтири к 105-му псалму, ст.9–11: «И запрети Чермному морю и изсяче, и настави я в бездне, яко в пустыне, и избави я из руки врагов», где изображен переход евреев, ведомых Моисеем, через Чермное море 833 . Композиция этой сцены чрезвычайно близка рассматриваемой нами сцене (особенно на иконе из Острова). Замысел иконописца станет более ясным, если сопоставить миниатюру и изображение псковских икон с иконами «Страшного Суда». Так, на иконе из погоста Лядины середины XVI в. к Престолу Уготованному с обеих сторон подходят народы: слева праведники, а справа грешники. Над последними надписи: «жидове», «турци», «армение», «тотарове» и т.д. Перед группой грешников изображен пророк Моисей (!) с развернутым свитком и высоко поднятой по направлению ко Христу-Судии правой рукой. Надпись у руки: пророк показует Гда жидомъ» – не оставляет сомнения в атрибуции этого персонажа. Над всей группой людей еще одна надпись: «отоидете от мене во огнь дсяволу и агглом его». Такая же композиция представлена на иконе из Третьяковской галереи, но там впереди группы грешников изображен Иоанн Богослов 834 . Обращаясь к содержанию 105-го псалма, следуст отмстить, что все его стили можно рассматривать как прославление Господа и мольбу грешного человека «призреть сго Богом»: «поссти мсня спасснием Твоим, дабы мне видеть благоденствие избранных» (ст. 4–5), покаяние его в содеянных согрешениях. Праведники, «хранящие суд и творящие правду во всякое время», ставятся в пример грешникам, «не помнящи милостей Божиих», возмущавшимся у Чермного моря и роптавшим в пустыне. Но и их Господь спасает «от руки ненавидящих» (ст.10). Вновь забывших благодеяния Бога, «променявших славу свою на изображения вола» Божиим промыслом «поглощает земля», «пламень попаляет нечестивых» (ст.18). «И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в разселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубить их» (ст.23). Даже Моисей, «погрешивший устами своими», был наказан: ему не суждено было ступить на Святую Зсмлю. Лишь покаяние спасает избранный народ (ст.ЗЗ–46). Последние стихи псалма взывают к Богу о спасении всего народа 835 . Иллюстрация Хлудовской Псалтири, соотнесенная с текстом ( Пс. 105:9–11 ), изображая историческос событие – переход евреев через Чермное морс, – явно имсет прообразовательный смысл: выход человска из царства грсха к правде. Посох в руках Моисея и идущий народ еврейский есть символ человеческого пути – от рождения к смерти. Не случайно та же тема – переход через Чермное море, как мы уже наблюдали, неоднократно звучит в богослужебном последовании Великой Субботы – дня, ведущего от смерти Христа к Его воскресению.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Протоиерей Димитрий Струев: Я однажды пришел на концерт «Черного Лукича», Димка сюда в Липецк приезжал. Царство Небесное Диме Кузьмин — один из постоянных участников нашего фестиваля, один из отцов-основателей сибирского панк-рока, как направления, от которого он потом пришел потом к чему-то такому светлому, чистому и жизнерадостному. Концерт был в кафе. Я пришел, и то, что происходило, было мне невыносимо. Ходит официант, люди заказывают еду, совершенно не в тему чокаются стопками со спиртным, произнося тосты. Я после концерта ему говорю: «Дим, как ты можешь во всем этом петь? Как тебе это удается? Как ты можешь?» Он говорит: «Знаешь, я в самом начале прихожу на концерт, глазами нахожу одного человека, который пришел слушать и будет слушать все. И пою только для него одного, других просто не вижу».  Елена Фролова: А мне легче закрыть глаза и никого не видеть. Андрей Анпилов: Можно и так. Это вопрос бытования жанра. Я недавно написал песню о том, как песня рождается. Не написание ее рождается, а как она начинает звучать. Из освещения, из разговоров, из вида из окна, из вкуса воздуха, из какой-то обстановки. Сидят люди за столом, все говорят, шуршат, и вот — гитара зазвучала наравне со всем. А потом что-то такое поднимается и все начинает играть. Это особое искусство. Я думаю, из этого вкуса воздуха, из этой акустики конца 50-х — начала 60-х и родилась авторская песня — Визбор, Окуджава. Не зря она завелась на московской кухне. Потом она стала другой, но естественность ее рождения, сгущения из духа времени и настроения была именно такой. Протоиерей Димитрий Струев: Вот этот твой «вкус воздуха» перекликнулся со строчками Галича — «Раздавался пропахший светом голос дудочки в тишине». Андрей Анпилов: Это в Греции очень заметно и в Израиле — запах разлитого света вокруг. В воздухе висит сухая пыль, зз-за этого свет как будто имеет небольшую плотность. Пылинки, морские капельки — из-за этого свет имеет «запах».  Вернемся к теме сотворчества. Я думаю, сотворчество — это вопрос настройки инструмента, резонанса. Можно срезонировать на микроскопические обыденные вещи — во сколько магазин открывается, где гречку подешевле дают, и так далее. Просто прочитать мир, как обыденный порядок вещей. Но понять и срезонировать на музыку сфер, на Замысел, хотя бы на черты Замысла, понять, зачем все это, могут только пророки и поэты. Это определенная способность — возвращение человека к своему призванию. Царь Давид был поэт. Ефрем Сирин был поэтом. Много поэтов в Библии, в античности и так далее. Правильная философия должна быть поэтической. Если в философии нет черт поэзии, то это инструктаж. Даже в сухопаром Иммануиле Канте есть поэзия, как минимум в главных его элементах — моральный императив, звездное небо над головой… Для этого нужно быть поэтом.

http://pravmir.ru/vojti-v-rezonans-s-pri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010