104. Когда совершишь какие дела добродетели, не высокомудрствуй и не говори в себе: я то и то сделал, потому что если будешь так поступать, мудр не будешь. 105. Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел, Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов. жж) Человекоугодием и лицемерием. 106. Не оставляй воли Божьей, чтоб исполнить волю людей. 107. Божьей заповеди не нарушай из уважения к дружбе человеческой. 108. Не будь лицемером или притворщиком, тем паче лжецом. 109. Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив. зз) Гордостью. 110. Не возносись делами своими, каковы бы они ни были. 111. Не возносись в гордости и не хвались. 112. Гордость далеко отгони от себя, ближнего же твоего и всех людей почитай лучшими себя. 113. Нет больше нечестия, как причинить кому-либо скорбь и возноситься над другими. 114. Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов своих. 115. Не считай себя всезнающим и мудрым (то есть не говори: сам знаю, сам умею делать), иначе пропадет труд твой, и корабль твой напрасно бежал доселе. Заключение 1. Кто не будет исполнять всего прописанного, тот подвигнет Бога на гнев. Я, Антоний, истину тебе говорю. Итак, преклони ухо твое к словесам моим и сокрой их в сердце своем, и знай, что этими заповедями я предаю тебя Творцу. Если ты сохранишь их, – будешь радоваться со всеми Ангелами, а всех злых духов поразишь скорбью. Ходи же в сих заповедях, и Бог будет с тобой и Ангелы Его будут сошествовать тебе, душа же твоя исполнится благоуханием святых и светом блаженных воссияет лицо твое, и станешь ты святилищем Богу, как и все святые, и сретишь наконец Господа с весельем и радостью и услышишь глас оный, говорящий: «добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа своего» ( Мф. 25, 21 ). 2. Не отступай ни от одного из сих наставлений, и Господь наш Иисус Христос даст тебе покой, и совершит в мире дело, к какому приступил ты. Совершенные отцы наши, и те, которые подражали им, от исполнения их стали совершенными.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

145 Благословение Божие за исполнение отцовского завещания. Детям Ионадава, сына Реховова, за то, что они исполняли завещание отцовское не пить внна, довольствоваться самою простою пищею, — было обещано сохранение потомства их во веки (Иерем:35, 6, 19). И что же? Этот народ, известный под именем „Рихават», уцелел даже до наших дней среди разных войн и опустошений, которые сгладили с земли, как известно, и огромные государства. Это племя доселе сохраняется и живет в пустынях аравийских. Доселе же оно и исполняет завещание своего родоначальника. Так долг и каждого доброго сына или дочери исполнить такие завещания своего отца-матери, которые не противны закону Божию и гражданскому. (Сост. по „Душ. чт.» 1864 г. май). 146 Духовное завещание не должно делать прежде времени . Завещание вступает в силу по смерти завещателя. Но случается иногда, что отец семейства еще при жизни распределяет свое имущество между детьми, а сам остается ни с чем, в надежде, что его не покинут дети: это не всегда благонадежно; долг благоразумия требует, чтобы вы хоть над частию своего имущества оставались полным хозяином до конца жизни. Нет воли Божией на то, чтобы родители зависели от детей и кланялись им в своих нуждах. Притом полное отречение от своего имущества в пользу детей подает иногда повод в тяжкому греху неблагодарности со стороны детей. Вот почему премудрый сын Сирахов не советует родителям отдавать при своей жизни своего имущества детям. „Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу, не давай власти над тобою, доколе ты жив, и не отдавай другому своего имущества, чтобы не умолять о нем. Доколе ты жив и дыхание в тебе, не продавай себя никому из смертных; ибо лучше, чтобы дети имели в тебе нужду, нежели чтобы ты смотрел в руки своим сыновьям. Во всем, что ты делаешь, будь сам над собою господином и не навлекай пятна на свою честь. В последний день твоей жизни, и во время кончины разделв свою собственность». (Кн. премудр. Иисуса сына Сирахова, гл. ЗЗ, 19 — 24). Прославленный в одной из трагедий Шекспира английский король Лир, склонившись на льстивые речи двух дочерей своих, при жизни поделил между ними свое королевство; но вскоре он должен был раскаяться в своей неосторожности: ни у одной из них он не мог найти пристанища и нищим должен был скитаться в областях своего королевства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

А. Грехи против шестой заповеди 1. Человекоубийство а) Тяжесть греха человекоубийства. Это преступление есть великий грех пред Богом, вопиющий о праведном наказании ( Быm. IV, 10 ). аа) Убийство есть величайшая обида, какую только можно сделать ближнему, ибо жизнь есть первое благо само по себе и дает возможность пользоваться другими благами в продолжение ее. С отнятием жизни отнимается эта возможность. бб) От убийства происходит много зла для общества, когда у него отнимается полезный член или надежда и подпора целого семейства. вв) В самой природе нашей вложено отвращение в убийству, как об этом свидетельствует всеобщий ужас при взгляде на человекоубийцу, не- вольное содрогание при одной мысли об этом преступлении. гг) Убийца отвратителен в собственных глазах. дд) Он носит наказание за свое злодеяние в собственной совести: известно из опыта, что совесть ни одного злодея не карает своими угрызениями столь ужасно, как человекоубийцу. ее) Известно также по опыту, что человекоубийство никогда не остается неузнанным, – рано ли, поздно ли, убийцу открывают и подвергают законному наказанию. жж) Но страшнее человеческого наказание Божие: убийцам часть в езере, горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая ( Anok. XXI. 8 ). зз) По церковным законам убийцы вольные в древности отлучались от св. причащения на всю жизнь. (Анк. 22). По правилам позднейшим им налагается эпитимия не менее 15-летней. (Вас. В. 56; Григ. Нисск. 5). ии) Однакож есть прощение и этому страшному злодею, если он покается 170 . («Душ. чт.» 1871 г., декабрь). б) Библейские изречения о человекоубийстве. Убийство запрещается: не убивай ( Исх. ХХ – 13 ). – Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не крадь; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать ( Мар. Х – 19 ). Ненависть есть убийство: всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( I Uoah. III – 15 ). Убийство есть дело плоти: дела плоти известны. Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство, и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствии Божия не наследуют. ( Гaл. V – 19, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Возьми этот жезл и общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите камню перед ними, и даст камень воды из себя. И взял Моисей жезл,/64в стоявший перед Господом, и собрал(и) Моисей и общество перед камнем, и сказали народу: – Послушайте нас, непокорные, разве из камня этого изведем вам воду? И воздел Моисей руку свою, Б126 и ударил по камню жезлом (дважды), и потекло много воды, и пили собравшиеся и скот их. И сказал Господь Моисею и Аарону: – За то, что вы не верили (в Меня), (чтобы) явить святость Мою перед народом, за это не введете вы этот народ в землю, которую Я дал им ( Чис. 20:1–12 ). Поэтому «пусть приложится И101 Аарон к народу своему и умрет, чтобы вы не вошли в ту землю, так как вы прогневали Меня спором у воды» ( Чис. 20:24 ) и укором народа. Глава 19 " И возвел Моисей Аарона на гору, как повелел ему Господь перед всем/64г обществом, снял с него святительские одежды, и одел в них Елеазара, сына его, и умер Аарон на вершине горы, на 40-м году исхода сынов Израилевых, прожив 123 года. И увидело общество, что умер Аарон, и оплакивали его 30 дней» ( Чис. 20:24–29 ). «И после этого сказал Господь Моисею: – Взойди на гору Наваливскую и посмотри на землю, которую Я дал сынам Израилевым, и умри там так же, как умер брат твой Аарон на горе, потому что вы прекословили слову Моему о воде, когда был спор в Кадесе, и противились, и не явили святости Моей в народе. Так что увидишь напротив/65а землю – и туда не войдешь» ( Втор. 32:48–52 ). «Моисей же много и много раз молился Богу об этом и говорил: – (Дай мне,) о Владыка Господи, перейдя Иордан, увидеть ту благую землю и Б127 святую гору напротив И сказал ему Господь: – Довольно тебе. Смотри, не подходи ко Мне более говорить об этом, но взойди на верх горы и взгляни у моря, и на севере, и на юге, и на востоке, на благую землю, потому что ты глазами увидишь ее, и туда не войдешь» ( Втор. 3:25–27 ). И написав, по велению Господа, великую песнь ( Втор. 32:44 ) и завет (Втор. ЗЗ:1), и возложив руки свои на Иисуса Навина ( Втор. 34:9 ), чтобы перенял власть его, «взошел на гору Варимскую, она же Авамская. И показал ему Господь всю землю обещанную, и сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– «... Вот вам и осязательное удостоверение, что дух хулы есть в вас вражий: с какой неприязнью он относится к Господу Спасителю?! Ему это натурально, ибо Господь разрушил власть их, так что одно имя Его страшно для них. А нам чего ради внимать этим насеяниям зелий вражеских! Молитесь, да исторгнет Господь из сердца вашего самую возможность таких помышлений. Причаститься св. Таин – очень хорошо! Помоги вам, Господи! – Исповедаться надо полно... Расскажите духовнику все и просите молитв» 89 . – «…Пишут старцы, что, когда нападает искушение, надо отбивать его от сердца неприязненностью к нему, – и затем, или вместе с тем, обратиться к Господу с молитвой. Это сильное, неприятное врагу средство. – К нему надо готовиться в мирном состоянии. Надо настоящую возбудить в себе ненависть против врага и приражений его» 90 . Неделя 7-я по Пятидесятнице Еванг. от Матф. зач. ЗЗ-е, гл. IX, 27–35 ст. 1. Исцеление двух слепых Во время Своего путешествия из Иерусалима в Галилею, Иисус вероятно приходил в Капернаум. В один день за Ним следовали по пути два слепые, не переставая кричать: «помилуй нас, Иисусе, сын Давидов!» Молва о Нем дошла до них, и они были убеждены, что Он есть обещанный Сын Давидов. Поэтому они с верою взывали к Нему, чтоб Он помиловал и исцелил их. На улице они однако не могли остановить Его. Когда же Он пришел в дом, слепые опять приступили к Нему с просьбою, чтоб Он помог им и исцелил их от болезни. Иисус спросил их: «веруете ли, что Я могу это сделать?» Они отвечали ему: «ей, Господи!» Иисус видел исповедание их, видел, что оно исходит у них из сердца, и потому подтвердил и прославил их веру. Он сказал им, прикоснувшись к глазам их: «по вере вашей да будет вам!» И глаза их открылись, и они стали видеть. После этого Иисус строго запретил им, говоря: «смотрите, чтобы никто не узнал!» 2. Утешительное послание преподобного Феодора Студита к некоему Евдокиму спафарию, лишенному зрения Итак, ты лишился зрения. Приключение скорбное! Ибо как не прискорбно потерять светильник тела:? Но, с другой стороны, есть за что и благодарить, когда не видим сует мирских, коими обыкновенно увлекаются умы всех против воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Зачатие происходит и во время принятия большинства других так называемых «контрацептивных» средств, но эти вещества автоматически убивают ребенка в первые же дни. Иисус сказал: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40). Маленький, только что зачатый ребёнок, и есть наш меньшой брат или сестра. Его нельзя убивать ни при каких обстоятельствах. Надо доверять Господу Богу. Иисус сказал дословно так: “Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?, потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.” (Мф 6, З1-ЗЗ). Смертным грехом является не только убийство нерожденного ребенка, но и контрацепция, стерилизация и искусственное оплодотворение в пробирке. Статистика показывает, что из детей, зачатых в пробирке, рождаются менее 5 %. Большинство из тех, которых поставляют в матку, из-за неестественных условий погибают, а многих детей убивают, не имплантируя, или держатживыми в замороженном виде в холодильниках. Нельзя проводить такие диагностические процедуры как, например, ранний амниоцентез, цель которого выявление и убийство больных, еще не родившихся детей! Никто не стал счастливым, убив человека, но можно стать счастливым, служа жизни больного. Грех нельзя совершать ни при каких обстоятельствах. Грех никогда не является решением. ЧТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕШЕНИЕМ? Решение состоит в уважении 10 Божьих Заповедей. Значит, надо любить детей, быть великодушным по отношению к ним, надо не бояться детей. Ради детей стоит идти на жертвы. Необходимо соблюдать добрачную чистоту и брачную верность и принять тот факт, что сексуальная жизнь запрещена вне такого брака, который благословит Бог и который является неразрывным до смерти одного из супругов. Контрацепция, стерилизация, убийство детей с момента зачатия и искусственные оплодотворения, при которых зачатие происходит без специфичного образа брачной любви, — большие грехи. А грех никогда не является решением.

http://pravmir.ru/polyubi-rebenka-i-pozv...

Когда Моисей сказал Богу: «покажи мне славу Твою», последовал ответ: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою…». Когда же Бог на самом деле прошел для того, чтобы провозгласить Свою славу, то сказал следующее: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный. Сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания…» (Исх. ЗЗ:18–19;34:б-7). Таким образом, ясно, что никого из тех, кто не придет к Нему, чтобы получить спасение, Он не оставит без наказания. Подумайте, что было бы, если бы слава Христа не была явлена для нас Им Самим, если бы Он не открыл ее нам? И что было бы, если бы Он не всегда спасал приходящих к Богу через Него? Потому что славу и благость Христа мы никак не можем увидеть нашими телесными глазами, но они открываются нам через деяния Бога в нашей жизни. И я уверен, что Его готовность спасать всегда — это одна из самых возвышенных истин, через которые мы постигаем величие славы и благости Христа. Я знаю, что Его благость имеет много способов, чтобы открыть себя миру такой, какая она есть: но ее величие с наибольшей силой проявляется, когда она прощает и спасает: прощает и спасает полностью и всегда. «Блага мои, — говорит Христос, — Тебе не нужны» (Пс.15:2–3). Другими словами, Он говорит: Отцу Моему не нужны Мои блага, но они нужны Моим святым, и, следовательно, они предназначены в помощь тем, к которым «все желание» Его. «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!» (Пс.30:20). Следовательно, причиной того, почему Христу дано это имя, знаменитое и славное, является Его способность всегда спасать приходящих к Богу через Него. Кто-то может спросить, какое значение имеет слово «может», употребленное в этом стихе? Почему Христос может спасать всегда? Как случилось, что в этом тексте подчеркнута Его способность спасать, а не Его готовность это делать? Ведь то, что Он готов меня спасти, скажет душа, является более приятным для меня? Я хочу сказать несколько слов по этому поводу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

пеки их при глазах их на человеческом кале ( Иез 4,9,12 ). Возгнушался таким хлебом пророк, говоря: душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины и растерзанного зверемя не ел от юности моей доныне (также,4,14), и Бог тотчас же отменил это повеление. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня ( Быт 32,26 ); и получил благословение. Когда преподобный Виссарион шел с учеником к другому пустынножителю, солнце было уже на западе, а путь их был еще далек, старец помолился к Богу: «Молю Тебя, Господи, повели, да остановится солнце, пока я дойду до раба Твоего», так и было: солнце не зашло до прибытия Виссариона к тому старцу. Ясное дело: Бог волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я ( Пс 144,19 ). Кроме того, Бог открывает еще Своим святым угодникам величайшие сокровенные тайны: сказал Господь: утаю ли Я от Авраама (раба Моего), что хочу делать! И тут же повторил обетования Свои отцу верующих и открыл ему тайну казни Содома и Гоморры серой и огнем с неба ( Быт 18,17 ; см.: 19,24). Подобным образом Христос говорит избранным Своим: Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин 15,15 ).  5  Учитель, обучая мальчиков грамоте, складывает иногда у одного ученика его пальцы и показывает, как он может удобнее и красивее начертать буквы и слова; а о другом ученике не заботится. Какая этому причина? Первый ученик подает хорошую надежду: он добронравен, честен, умен и понятлив; а другой – назойливый непоседа: непослушен, нахален, неукротим и ленив во всяком деле. Как тот учитель с учениками, так и Бог поступает со всеми нами: Он волю боящихся Его исполняет, во всякое время охраняет их и направляет их дела к добрым успехам; напротив, злонравным и противящимся Его заповедям говорит: «Когда вы умножите моления ваши, не послушаю вас». «Почему это, – говорят, – Бог не сохраняет нас, не направляет дел наших к успеху, как у других людей?» Вы сами виноваты: ибо очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их (Пс зз, 16–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Покорным Богу обещано: Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя ( Ис 43, 2 ). Воззовешь? и ответит: «Вот – Я!» «Я буду ему, – говорит Господь, – вокруг стеной огненной и в славу ему посреди его!» Сообразующийся с Божественной волей ум человеческий делается как бы Престолом Божиим, на котором восседает Бог как Царь царей; и такого человека никто не дерзнет коснуться без Божия благоволения или попущения. Удачно об этом выразился блаженный Амвросий: «Для нерадивых Господь спит, а для праведных Он бодрствует». И это не потому, будто бы Он первых предал забвению: Он их только наставляет, обличает, возбуждает, бьет; но потому, чтобы ясным образом, многоразличными знамениями явить Свою помощь, Свое Провидение о Своих избранниках. Иаков, когда был спрошен Исавом при встрече с ним: кто это у тебя? – отвечал брату: это дети, которых Бог даровал рабу твоему (Быт зз, 5). Этими кроткими словами вразумил Исава (говорит святой Златоуст): сколь великое было у Бога Провидение и попечение о нем (Иакове). Бог имеет попечение о добрых людях, как о друзьях и детях Своих, о нечестивых же, – как о взятых в плен и о рабах. И если Бог, как бы по принуждению, ради беззаконий наших, изменяет законы самой природы на худшее, то опять тысячекратно восстановляет их на лучшее ради молитв праведников и ради нашего покаяния.  Это дивное Божие Провидение, предызображенное лествицею, которую видел во сне Иаков: она была утверждена на земле и верхним концом достигала до неба, – есть истинное свойство Божие, управляющее вселенной. Все, что делается на небе и на земле, от века видит Бог явственно и отчетливо; ибо Премудрость Божия быстро распространяется от одного конца до другого и все устрояет на пользу ( Прем 8,1 ); Все вообще создал Живущий во веки; Господь один праведен ( Сир 18,1 ), Который все устрояет, о всех имеет попечение. Промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах ( Прем 14,3 ), и многие другие места Священного Писания свидетельствуют о Провидении Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

(Пс. 43; 27, 2). Гл. у «Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, ибо Ты царствуешь во веки». Стих: «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои». (Пс. 9; 33. 2). Гл. 6: «Господи, воздвигни силу Твою и приди спасти нас». Стих: «Пастырь Израиля, внемли! Водящий, как овец, Иосифа», (Пс. 79; 2–3). Гл. 7: «Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца». Стих: «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои». (Пс. 9; 33, 2). Гл. 8: «Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род». Стих: «Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив». (Пс. 145; 10, 1 –2). В праздник поется праздничный прокимен Диакон: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». Священник (9 молитва): «Воссияй в сердцах наших, Человеколюбивый Владыка, нетленным светом Твоего Богопознания; открой наши духовные очи для уразумения Евангельской Твоей проповеди; вложи зз нас благоговейный страх к Твоим Святым заповедям, и мы, отвергши все свои плотские, грешные влечения, поведем жизнь духовную, все помышляя и делая для благоугсждения Тебе, Ибо свят Ты, Боже наш, и во святых почиваешь, и Тебе воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому духу выно и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Диакон: «Все дышущее да хвалит Господа». Стих: «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Народ повторяет: «Все дышущее…..» Диакон: «Чтобы удостоиться нам услышать Святое Евангелие, Господу Богу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». (Трижды). Диакон: «Премудрость. Стойте благоговейно. Услышим Святое Евангелие». Священнику благословляя: «Мир всем». Народ: «И в твоей душе да будет мир». Священник, обернувшись лицом к народу, возглашает: «Чтение Святого Евангелия от (имя Апостола)». Народ: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Священник читает Св. Евангелие лицом к народу; по окончании чтения полагает его на аналой посреди храма для поклонения и лобзания. Народ же поет: «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе»..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010