Г. Литургия верных А. Окончательное приготовление даров и верующих к принесению Евхаристической жертвы Беседа 1. О Великом входе I. Окончив объяснение той части Литургии, которая носит название литургии оглашенных, мы приступаем теперь к изложению содержания и значения третьей важнейшей части, так называемой литургии верных. Так называется она потому, что к слушанию её допускались в древности только верные, т. е. уже принявшие Св. Крещение. Литургия верных разделяется на четыре части: а) окончательное приготовление даров и верующих к принесению жертвы; б) принесение жертвы, т. е. совершение Таинства Причащения и воспоминание умерших и живых членов Церкви; в) приготовление к Причащению и самое причащение и г) благодарение за Причащение и окончание литургийной службы. Первая часть литургии верных состоит из Херувимской песни, Великого входа, прошений о духовных благах (просительной ектении), внушения мира и любви, исповедания веры и приглашений ко вниманию. II. Литургия верных начинается следующим возглашением: «Елицы (которые) вернии паки и паки миром Господу помолимся». К тому времени священнодействующий распростер уже на престоле св. антиминс. Постепенным открытием этого изображения напоминается, как Господь постепенно открывал и предвозвещал о Своих Крестных страданиях, о Своей смерти и воскресении ( Мф.12:40,16:4 ; Лк.13:33 ). Подробно Он предсказал об этом за несколько дней ( Лк.9:22 ; Мф.16:21 ) и в самый день ( Мф.17:9,12 ) преображения Своего. Но с особенною подробностью предсказал пред Своим торжественным входом в Иерусалим ( Мф.20:18–19 ). Антиминс, припомните, братия, есть шелковый или льняной плат с изображением положения во гроб Спасителя, освящаемый архиереем вместо престола. Потому-то священник, хотя он уже и предстоял св. престолу, тайно тогда благодарит Господа Бога сил, в первой молитве верных, что Он сподобил его предстать святому Его жертвеннику для приношения молитв о всеобщих грехах. Во время второй ектении верных, составляющей сокращение великой ектении, священник тайно молит Благого и Человеколюбца, дабы Он, призрев на его моление, очистил его от всякия скверны плоти и духа, даровал ему неповинное и неосужденное предстояние у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ И ЕКТЕНИЯ ОБ ОГЛАШЕННЫХ В первые времена Церкви христовой на литургии, вслед за чтениями Апостола и Евангелия, народу были предлагаемы поучения, содержавшие объяснения этих чтений или общее изложение учения веры. Цель, для которой эти поучения надлежало произносить на литургии оглашенных, а не на литургии верных, на которой они предлагаются теперь, была та, чтобы их могли слушать оглашенные, кающиеся и даже еретики, иудеи и язычники, ибо все эти лица на литургии верных присутствовать не могли. С течением времени, когда разряд взрослых оглашенных по случаю умножения числа христиан крещенных в младенчестве уменьшился и в большей части христианских храмов стали присутствовать одни верные, постепенно терял силу обычай произносить поучения на литургии оглашенных и заменялся обычаем говорить их на литургии верных, и притом в конце литургии, для того чтобы удержать верных в храме до отпуста литургии. Ибо еще Иоанн Златоуст сетовал, что многие христиане его времени ходили в церковь только лишь для того, чтобы послушать красноречивых проповедников, и по выслушивании проповеди самопроизвольно, с нарушением церковного благочиния, уходили из храма, лишая себя той духовной пользы, которую могли бы получить от участия в молитвах при совершении Таинства Причащения. Впрочем, обычай в обязательном порядке говорить поучения прямо после Евангелия по местам держался до IX века 45 . Непосредственно за чтениями из Апостола и Евангелия в чинопоследовании литургии оглашенных следует сугубая ектения, вместе с ектенией об оглашенных составляющая заключение литургии оглашенных. Подобно тому, как сугубая ектения составляет заключение вечерни, с которой литургия оглашенных, как мы прежде замечали, сходна. Ектения, значит прилежное моление. Ектения сугубая называется так потому, что каждое ее прошение, или, лучше сказать, каждое возглашение, дьякона, призывающего вознести к Богу то или иное прошение, сопровождается, за исключением первых двух возглашений, не однократным, как в великой или мирной ектении, а троекратным припевом: Господи помилуй .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 128. Литургия верных Смысл и назначение евхаристической службы Пятница 4 седмицы Пятидесятницы. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Итак, мы подошли к теме «Литургия верных». Своё название она получила от того, что в древности на ней могли присутствовать лишь те, кто принял крещение и остался верным крещальным обетам. Во время этого богослужения благодатью Святого Духа совершается преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Затем верующие во исполнение слов Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ) приобщаются их, входя в единение со Спасителем. Начинается Литургия верных возглашением «елицы вернии миром Господу помолимся», которое произносится непосредственно после окончания литургии оглашенных и ухода некрещенных. Примечательно, что в латинском обряде евхаристическая литургия назвается мессой (лam. мissa). Corлacho одной из версий это название эквивалентно cлoby dismissio, чmo в переводе с латинского означает увольнение или отпуск и возникло оно из объявления об отпусте, которое и сегодня звучит в наших храмах: «Елицы (т.е. те которые) оглашении, изыдите…». Впервые этот термин встречается в актах Карфагенского собора 398 года и у блаж. Августина, который свидетельствует, что «после проповеди происходит missa, т.е. роспуск новообращенных, в то время как верные остаются». Для чего они остаются? Для одного — общего для всех их — дела. Какого? О нем прямо говорит нам Тот, Кто сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лук. 22 ;19). А именно: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26; 26-28 ). На это же как единственное дело указывают и установленные правила, и высказывания церковных учителей, и сам чин Божественной Литургии, который сводится к тому, что сначала приготовляются (на престоле) Дары (хлеб и вино) или (как сейчас это делается) переносятся (приготовленные еще до литургии оглашенных) эти Дары с жертвенника на престол; потом приготавливаются верующие к освящению Даров; затем эти Дары освящаются (точнее претворяются в Тело и Кровь); после чего освящаются верующие посредством их, благодарят и расходятся.

http://azbyka.ru/video/128-liturgija-ver...

Об участии верных в Евхаристии РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_105989.html 04 февраля 2015 Об участии верных в Евхаристии Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html Официальный сайт Московского Патриархата Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. Евхаристия – главное Таинство Церкви, установленное Господом Иисусом Христом накануне Его спасительных страданий, крестной смерти и воскресения. Участие в Евхаристии и причащение Телу и Крови Христовым является заповедью Спасителя, через Своих учеников сказавшего всем христианам: " Приимите, ядите: сие есть Тело Мое " и " пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета " (Мф. 26, 26-28). Сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину. Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово. Таинство Евхаристии требует особого к нему приготовления. В Церкви само время – будь то время человеческой жизни или история всего человечества – есть ожидание и приготовление для встречи со Христом, а весь ритм богослужебной жизни – ожидание и приготовление к Божественной литургии и соответственно к причащению, ради которого она и совершается. I. Практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви менялась и приобретала различные формы. Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности – и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор. 10, 16–17; Деян. 2, 46; Деян. 20, 7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований подвергался порицанию: " Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного " (правило святых Апостол 9). Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви.

http://religare.ru/2_105989_1_21.html

В Москве пройдет выставка «Литургия верных» художника Владимира Киреева 28 октября, 2019. Новостная служба В детстве он примерил шлем древнерусского воина. Став художником — пишет картины на исторические темы 28 октября. ПРАВМИР. «Литургия верных» — так называется выставка художника Владимира Киреева, которая откроется 1 ноября в Музее Победы на Поклонной горе. Почему прошлое так близко По словам Владимира Киреева, главная идея выставки – показать зрителям силу и высоту духа русских людей в разные эпохи, во времена войн и мирной жизни. - Для меня важно, - говорит художник, - чтобы зрители почувствовали себя причастными к нашей великой истории, к нашим предкам, которые созидали наше Отечество из века в век. Первая работа в этом цикле – «Князь Святослав». Его образ мне близок с самого детства, помню, как рассказывал про него отец, а потом я сам стал читать исторические книги. На этой же выставке —  портрет нашего современника Александра Прохоренко, героя России, который исполняя воинский долг, погиб в Сирии. Для Владимира история страны мыслится как единое целое, она не делится на отдаленные времена глубокой старины и на то, что было совсем недавно. — На афише выставки – картина  «Богатырское поле», на ней – изображение храма в кольчуге.  Кольчуга для меня — это особый символ, соединение каждого из нас, все мы — звенья одной кольчуги, мы, ныне живущие, и  те, и кто уже ушли в Вечность. Каждый на своем посту: кто-то воин, кто-то пахарь, кто-то врач. У каждого свое место в созидании нашего Отечества. Наша задача в том, чтобы, помня об этом, чувствовать сопричастность к нашей великой истории и ответственность за свою страну, чем бы мы не занимались. Художник Владимир Киреев Фото: http://vk.com/russian_painter Историей Владимир интересовался с детства. Много читал, слушал рассказы отца, смотрел фильмы. — Однажды с отцом мы пошли в Калужский краеведческий музей, — вспоминает Владимир, — там работала папина знакомая, которая предложила: «А хотите я вам шлем древнерусский покажу?» И с этими словами вытащила  древний, со ржавчиной шлем из шкафа и надела мне на голову. Можно представить себе, что почувствовал в этот момент мальчишка-дошкольник! То, о чем мы читали в книжках – про далекое, легендарное, про сечи, про мужественных защитников вдруг стало таким близким-близким. Я прикасался к шлему человека,  который положил жизнь свою за то, чтобы наш народ остался существовать, чтобы через века родился, в том числе, и я. Теперь я воспринимаю это как некий момент посвящения.

http://pravmir.ru/v-moskve-projdet-vysta...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.0 из  5) Предыдущий Следующий 132. Достойная Евхаристия Условия причащения св. Таин Пятница 1 седмицы по Пятидесятнице. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, продолжаем наш разговор касательно «Литургии верных». На предыдущем занятии мы выяснили, что основной целью Литургии является причащение верных, которые должны участвовать в ней как можно чаще, фактически каждый день, как к тому призывают нас слова о хлебе насущном в молитве «Отче наш». Ведь «если мы ежедневно стремимся к пище и питию телесным, тленным, то тем более должны алкать и жаждать пищи и пития нетленных, которые суть Тело и Кровь Начальника жизни нашей Господа Иисуса Христа, — говорит св. Иоанн Кронштадтский … Вместе с тем, - по его словам, - есть много невежд и между образованными, и между неучеными, и даже между учеными монахами и священниками, которые считают неуместным и даже грешным делом — причащаться благочестивым мирянам каждую неделю и даже каждый день». К сказанному им хочется еще добавить, что и среди сторонников частого причащения так же есть свои невежды, злоупотребляющие великим делом богообщения! 1. Знак единения с общиной Например, есть такие, которые воспринимают Евхаристию как некий знак формальной принадлежности к Православию и даже «долг» его членов. Кстати, дореволюционные тексты часто именовали причащение и говенье именно как долг. И сегодня встречаются такие, которые пытаются сделать из акта приобщения ко Христу форму манифестации своего единства с общиной, утверждая, будто Евхаристию следует совершать не для личного освящения, а лишь в качестве «актуализации церковного единства». Конечно, это тоже имеет место быть в совершении «Литургии Верных» и об этом у нас уже заходил разговор совсем недавно (на 128 занятии), однако мы, причащаясь от одного Хлеба ( 1Кор.10:17 ), все же стремимся соединиться в первую очередь со Христом, становясь одним телом с Ним, а уже через Него и друг с другом! Акцент же на единстве людей помимо божественного участия на самом деле коренится в том, что для делающих его, причастие является всего лишь символом, а не реальным Телом Христовым.

http://azbyka.ru/video/132-dostojnaja-ev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Евгений Соколов: «Община о.Иоанна Привалова должна принести покаяние в своей ереси» Руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии о «Заостровском расколе» 28.12.2012 2723 Время на чтение 5 минут 2 6 декабря на сайте «Русской народной линии» была опубликована статья «Заостровский раскол» об антиканонической, раскольнической, сектантской деятельности настоятеля храма Сретения Господня в селе Заостровье Приморского района Архангельской области иерея Иоанна Привалова, который к тому же является последователем известного священника-обновленца Георгия Кочеткова. О происхождении и особенностях так называемого «Заостровского раскола» в интервью «Русской народной линии» рассказывает наш постоянный автор, руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов . Впервые я познакомился с деятельностью общины прихода Сретения Господня в селе Заостровье более 10 лет назад. Однажды в храме ко мне подошла женщина, которую я ранее катехизировал и крестил, и со слезами сказала, что ее выгнали с Литургии верных из заостровского храма. Это сообщение вызвало у меня горечь и изумление. Женщина спросила меня: «Батюшка, неужели Вы неправильно меня крестили? Почему меня оттуда выгнали?» Тогда я даже не нашелся, что ей сказать. Меня захлестнуло возмущение: ну как же так, на каком основании ее выгнали с Литургии верных?! Она рассказала, как остановили богослужение, и все прихожане на нее уставились, вынуждая уйти. Изгнанная из храма женщина призналась мне, что она так и не смогла понять, почему ее прогнали. Потом ей объяснили, что на Литургию верных допускается только тот, кто прошел какое-то специальное оглашение у отца Иоанна Привалова. Поступок священника меня покоробил, я никак не мог понять, как он может так поступать, ведь мы несем служение в одной епархии, сидим рядом на епархиальных собраниях, причащаемся из одной Чаши. И вдруг такой странный поступок. Но дальше – больше. Я стал больше узнавать о заостровской общине, например о том, что богослужение в этом храме идет исключительно на русском языке. Тогда я попытался понять, почему они «паки и паки» заменяют на «снова и снова», а не, скажем, на «опять и опять» или «еще и еще раз». И кто постановил, что именно этот перевод должен использоваться на богослужении? Насколько я знаю, владыка Тихон не благословлял отца Иоанна служить по-русски, и все его начинания были самочинием. А ведь мы приносили священническую присягу, в которой клялись перед Господом «Богослужения и Таинства совершать с усердием и благоговением по чиноположению церковному, ничего произвольно не изменяя».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/28/pr...

Божественная литургия — самое важное богослужение Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 4 декабря, 2005 Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 Содержание статьи Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так они следуют примеру святых апостолов и Самого Господа, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Спасителя, пили из Чаши и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: “Сие есть Тело Мое…” и “Сие есть кровь Моя…”. Божественная литургия Христос заповедал Своим апостолам совершать это Таинство, а апостолы научили этому своих преемников — епископов и пресвитеров, священников. Первоначальное название этого Таинства Благодарение — Евхаристия (греч.). Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело). Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

http://pravmir.ru/bozhestvennaya-liturgi...

Закрыть «Собой вы души верных закрывали» Вечная память священнослужителям и мирянам, невинно убиенным и пострадавшим за веру Христову Яна Сонина   08:42 01.11.2023 824 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором 29 октября в Калязине почтили память священнослужителей и мирян, невинно убиенных и пострадавших за веру Христову в годы гонений на Церковь. В канун Дня памяти жертв политических репрессий в Парке Памяти, который находится рядом с храмом Вознесения Господня, по инициативе общественности была установлена памятная плита, на которой высечены эти слова и отрывок из стихотворения Игоря Алексеева: «Вы на себе несли кресты: Даже тогда, когда их с вас срывали, Пред Богом и страной своей чисты, Собой вы души верных закрывали ... Ваш скорбный путь – России крестный путь, Отмеченный в непознанных скрижалях, И, дай Господь, нам веры не свернуть, Опять в пустыню духа и печали…» Чин освящения плиты прошел после воскресной Божественной литургии, его провел благочинный Калязинского церковного округа иерей Георгий Иванов. Перед собравшимися выступил глава Калязинского района Константин Ильин. Он отметил, что в истории нашей страны было немало трагических моментов, но главное – это их правильная оценка потомками и общее покаяние за совершённые ошибки. Благодарственными письмами главы района были награждены люди, которые своим трудом, финансовыми средствами оказали помощь в установке памятной плиты. Средства пожертвовали калязинцы, предприятия города, иногородние жертвователи, родственники, потомки пострадавших священнослужителей. На плите не высечено конкретных имен, поскольку их открыто уже немало – около ста. Некоторые из репрессированных и убиенных священнослужителей известны нам уже давно и прославлены в лике новомучеников Русской земли, некоторые имена еще только открывает история. Планируется издать брошюру со всеми известными сведениями об этих людях. Во время открытия плиты вспомнили имена о. Павла Фаворитова и о. Илии Чередеева – последних священников Успенского храма в сельце Константиново, расстрелянных в 1937 году. Священника Владимира Введенского из села Скнятино. Их лики смотрят на нас с икон, находящихся в храме Вознесения Господня. Священника Константина Чекалова из села Красное. Их потомки не раз бывали в Калязине, делали доклады о своих родных на Макарьевских Калязинских чтениях. По-разному сложилась судьба многих монахинь Кашинского Сретенского монастыря, сосланных в Сибирь и Казахстан. Среди них немало было простых калязинских крестьянок. Калязинцы были также и в числе тех 49 расстрелянных в 1937 году по резонансному делу о. Григория Шлиссельбургского, который находился в ссылке в Кашине и затем был арестован и приговорен к казни. Недавно в Кашине впервые прошли памятные мероприятия в честь него и того дела.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/01/so...

МЫСЛИ О ЛИТУРГИИ ВЕРНЫХ. Введение Господи, благослови меня коснуться Таин Твоея литургии, где Ты Сам и «приносящий и приносимый». Замечу, что многие мысли, изложенные дальше, есть плод моих размышлений и чувств и потому, естественно, носят характер и неполноты, и субъективности. Несомненно, что можно переживать и объяснять все это и с других сторон, – и гораздо глубже, и полнее, и разностороннее, и даже исторически точнее. Я запишу, что отложилось у меня в результате как некоторого изучения, так и многократных служений литургии. Прежде всего я останавлюсь на том самом основном моменте, который составляет центр ее, и вообще, центр всего православного богослужения. Я разумею так называемый Евхаристический канон. Я вскрою основной лишь смысл Евхаристии, как он открылся мне, и притом недавно – по милости Божией. Есть даже целая книга, где вся литургия истолковывается в приложении к жизни Иисуса Христа. Например, вся проскомидия применяется к воплощению и особенно страданию Христа Господа. Малый вход толкуется как выступление Его на проповедь . Великий вход – как шествие Христа на страдание. Причащение – как Тайная вечеря и Пасха. После него – Воскресение. Унесение Святых Даров – как Вознесение. Такой символизм людям может даже нравиться, потому что таким путем будто бы объясняется вся литургия, и притом представляется молящемуся в простом и даже цельном виде – как целая жизнь Христа Господа. Такое сравнение, однако (по нашему толкованию), является искусственным: на самом деле вся служба образовалась, по нашему мнению, совершенно иначе – и естественнее, и психологичнее. В книге «Строй православного богослужения», показано, что вся служба – от псалмов до причащения – является естественным выражением молящейся души, и литургия является только завершением целонощного моления первых христиан. А потом, ввиду длинности, его разделили на три части: вечернее, утреннее и дневное. Но принцип разделения был один и тот же: основные части моления сохранялись одни и те же. Только «жертвенный» отдел литургии был расширен: введена сюда Евхаристия.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010