А знаете ли, к какому стаду вы присоединены? К святому и избранному стаду Христову, к обществу избранных Божиих. Вы присоединены к Церкви Христовой, к святому Телу Христову, коего Он есть Глава. Думаете ли вы об этом? Дорожите ли этим? Благодарите ли Господа? Любите ли Его? Просите ли Его помощи на то, чтобы вам уподобиться Ему в благости, правде, кротости и прочих добродетелях? Желаете ли вечного Его царствия, к которому вы позваны через крещение? Какой почести сподобляет Господь душу верующую и любящую Его, называя Себя ее Женихом, а душу Своею невестою, если она вся предается Ему всем существом! Христос возлюбил Церковь (верующих) и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 26-27). Какая требуется от нас жизнь, какая святость! Нетленные вечные блага ожидают верных христиан. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). А враг льстит здешними благами (мнимыми) и всякой суетой. Человек, где ты? Куда ты пошел? Господь ждет тебя, иди навстречу, отзовись! Вот я, заблудший, оставивший Тебя, Живота моего и Источника всех благ. Господи! Взыщи нас, влеки нас. Не будьте, как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе (Пс. 31,6), когда они не идут к Тебе. Слава Тебе, Господи, долготерпящему нам! Потерпи и еще на нас и привлеки к Себе силою благодати Твоей! В какой высокой среде поставлен христианин, к какому высочайшему святому обществу он приписан как христианин и член Церкви! Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2,19-20). Помни это, христианин, и живи достойно звания, во всякой добродетели. Помни, в каком святом, духовном, небесном, Божественном союзе ты состоишь (разумею Церковь небесную и земную), в союзе живом и самом тесном (причастие Св.Таин) с Самим Богом, с Богоматерью, со святыми ангелами, со всеми святыми человеками и с земною Церковью - со всею иерархией) и верными христианами. (Состав проскомидии и литургии оглашенных и верных.) Достигай этого союза и мудрствуй и чувствуй сообразно. В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В древней Церкви рукоположение священника и епископа совершалось с согласия народа, причем, как правило, в эти степени возводились лица, избранные народом: в чине рукоположения до сих пор сохраняется возглас народа «аксиос» (греч. «достоин»), выражающий одобрение посвящяемому. В Церкви существует три иерархических степени: епископы, священники и диаконы. Епископы возглавляют церковные области – епархии, состоящие из какого-то количества приходов. Священники возглавляют отдельные приходы – храмы. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении Литургии. Трехстепенная иерархия существует в Церкви с глубокой древности, хотя, вероятно, не с самого момента ее основания. В посланиях апостолов мы не видим четкого различия между епископами и пресвитерами – оба термина чаще всего употребляются как синонимы: «Для того я оставил тебя в Крите, – пишет апостол Павел Титу, – чтобы ты довершил недоконченное и поставил по городам пресвитеров, как я тебе приказывал, если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных... Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель» ( Тит. 1:5–7 ). Во времена апостолов еще не было различия между епархией и приходом, так как церковная община, будь то на Крите, в Эфесе или в Риме, включала в себя всех верных этого города (или страны) и являлась «поместной» Церковью (т.е. Церковью этого «места»). 146 Но по мере расширения Церкви возникла необходимость в старших пресвитерах, возглавлявших общины одного округа и обладавших правом рукополагать пресвитеров в эти общины. Уже во II веке священномученик Игнаний Богоносец ясно указывает на епископа как возглавителя Церкви и пресвитеров как его сослужителей, находящихся в полном единомыслии с ним и подчиняющихся ему: «Пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре». 147 Повинуясь епископу, пресвитеры повинуются Самому Христу в его лице. Для святого Игнатия епископ олицетворяет всю полноту Церкви, и несогласие с ним означает разрыв с Церковью. К иерархии нужно относиться с уважением: «Все почитайте диаконов как заповедь Иисуса Христа, а епископов как (самого) Иисуса Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Евхаристии мы причащаемся всего последнего Адама: и нетленной Плоти Его и Крови, и Животворящего Его Духа, «ибо тело без духа мертво» ( Иак.2:26 ), а Церковь причащается не смерти, а жизни во Христе Иисусе, как наш Господь и заповедал (см. Ин.6:51 ). Но неверующие сектанты могут сказать: какой же Плоти и Крови причащались Апостолы на последней Вечере, то есть когда Христос был ещё в смертном теле? Здесь нужно заметить, что Христовы слова: «Дух животворит; плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ) необходимо понимать в тесной связи с 1Кор.15:45 : «...первый человек Адам стал душею живущею, а последний Адам есть дух животворящий». Разве трудно ответить на этот вопрос знающему Библию? Ведь написано: «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки Тот же» ( Евр.13:8 ) и: «Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын Человеческий, Сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Так как сшедший с небес Сын Человеческий – Он же в одно и то же время и сущий на небесах, ибо непременно то и значит Ин.3:13 , – потому Христос, принявший бренную человеческую плоть приблизительно на тридцать три с половиной года Своей земной жизни, вместе с тем ни на миг не прекращал и небесного Своего пребывания в небесном же славном Своем Теле. Поэтому Христос мог причастить и причастил Апостолов Своих, еще до прославления Своего, не тем Своим телом, которое умерло на Кресте, а Тем, что воскресло, потому что нат неизменный Бог есть не смерть, а Воскресение и жизнь вечная (см. Ин.11:25 ), или иначе – Дух присноживотворящий» [ 53 ] . Что же касается того, что Христос, причащая Собой учеников, «стоял перед ними целый и невредимый», то Господь не только тогда, но и всегда, причащая верных, остаётся «целым и невредимым», и никак иначе. Или протестанты думают, что православные считают, что они, вкушая Христа, вредят Ему и повреждают Его целостность, то есть постепенно Его съедают? Плоть Христа духовна, и могущество Его не ограничено, и если Господь пятью обычными хлебами накормил множество людей, и хлеба не стало меньше, то как можно думать, что Сам Он, Хлеб Небесный, уменьшится или потерпит ущерб, питая им верных? Потому, разделяя на литургии Плоть Христа, священник произносит слова: «раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый , всегда вкушаемый и никогда не иждиваемый (т.е. не съедаемый, не уменьшающимся) но причащающихся освящающий» (см. сноску 20).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Впрочем, давайте вернемся к вышеупомянутому письму. Итак, после такого протокольно-грамотного обращения к участникам Критского Собора с целью «привлечь внимание глав Православных Церквей к положению их ЛГБТ-верных» идет подзаголовок «Мы не снаружи – мы внутри». Нет, я не вздрогнул в ужасе: «Они среди нас!!!» А ну как мы не знаем?.. И не только знаем, но и общаемся периодически. Кстати, по-моему, никто из тех, у кого были, а то и есть проблемы этого плана, не может пожаловаться на то, что я в общении проявил ненависть или презрение к ним лично. Так вот, само словосочетание «ЛГБТ-верные» – это абсурд. Как говорится, «или крестик снимите, или трусы наденьте». Или вы ЛГБТ, или верные. Потому что, если вы практикующий гомосексуалист или последователь еще какого-нибудь новоявленного направления по выявлению собственного сексуального/гендерного лица, отличного от природной данности и заданности, вы – «верный» чисто формально, только в силу того, что продолжаете стоять в храме за Литургией верных и причащаетесь, но вы неверный, потому что не только образом жизни, но еще и своей позицией, оправдывающей и обосновывающей свой грех, вы отвергаете основы христианской антропологии (учения о человеке), отлучая себя от Бога и ставя себя вне Церкви. Блудный грех, отягощенный противоестественной ориентацией, да еще и оправдываемый, как и не грех вовсе – это погибель души. Кто говорит вам иное, дорогие мои братья и сестры во Христе, запутавшиеся в своих идентичностях, не любит вас, но лжет и губит, служа (вольно или невольно, не вем сего) тому, кто «лжец и отец лжи» и «человекоубийца от начала» (Ин. 8; 44). Вспомните слова Апостола: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6; 9–10). Как вы, вероятно, заметили, тут сказано не только о гомосексуализме, но и о других грехах, которые давно стали обычны в христианской среде. Вам кажется несправедливым, что пьянствовать и предаваться злоречию можно, никто за это не отлучает, не выгоняет, «а мы-то чем хуже?!!»

http://pravmir.ru/vperedi-sobornogo-paro...

Вспомним определение Таинства Крещения… Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. То есть Крещение – это духовное рождение человека. Об этом говорит нам и Спаситель в беседе со святым праведным Никодимом: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:5, 6). Человек некрещеный – это еще ветхий плотяной человек, не привитый к лозе Христовой, не ставший частью Его тела – Церкви Христовой. Она же есть началом Царствия Божия на земле. Потому, конечно же, молитва в храме о некрещеных невозможна ни в каком виде. Они не являются частью церковного организма. Кроме того, сердцевиной церковной жизни есть Евхаристия. Но вспомним служение древней апостольской Церкви первых веков. Даже оглашенные (т. е. некрещеные люди, желающие креститься) не могли присутствовать на Литургии верных, где происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. А возле дверей ставили специальных церковных служителей – параномарей-привратников, чтобы никто, кроме верных (крещеных православных), не смог войти в храм во время Таинства Причастия. Запрещение церковного поминовения некрещеных, еретиков, раскольников, язычников во время храмового богослужения отображено в каноническом сознании Церкви. В первую очередь это несколько правил Лаодикийского Поместного Собора (ок. 360 года): «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем» (Правило 33), «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними» (Правило 37), «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9).

http://pravoslavie.ru/97781.html

Исходя из данного расположения молитв, можно сказать, что оглашаемые слушали чтение Священного Писания и поучение, затем произносились о них молитвы и предстоятель читал над ними молитву руковозложения, после чего они удалялись из храма и все дальнейшее чинопоследование уже относилось к литургии верных. После перечисленных двенадцати молитв в Евхологионе имеется приписка: «Все эти молитвы читаются перед молитвой приношения» 78 . Источником сведений о предъевхаристическом синаксисе Малоазийских Церквей является XIX правило Лаодикийского Собора 79 . В эпоху римского владычества на Востоке Лаодикия была одним из экономически мощных и культурных центров Фригийской провинции (не следует смешивать с Лаодикией Сирийской – родиной ересеарха Аполлинария). Лаодикийская Церковь была основана апостолом Павлом, что видно из Послания к колоссянам: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано в Лаодикийской Церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (4,16). Вторично Лаодикийская Церковь упоминается в Откровении апостола Иоанна Богослова в числе семи малоазийских Церквей: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (3,17–18). Возможно, что духовная нищета жителей Лаодикии при наличии у них материального благосостояния, о чем писал апостол Иоанн, со временем проникла в церковную среду, что вызвало необходимость соборных определений – шестидесяти правил, касающихся прав и функций разных членов клира, взаимоотношений христиан с язычниками и еретиками, церковной дисциплины и богослужения. В частности, XIX правило гласит: «Подобает, во-первых, по беседах епископских (что подразумевает предварительное чтение священных книг. – К У.) особо творити молитву об оглашенных, а по исшествии оглашенных быти молитве о кающихся; когда же и сии приидут под руку и отыдут, тогда совершати молитвы верных три: едину, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Между тем священник преломляет Агнца (hostiam) посредине на две части и, взявши одну част, делает из нее пят частиц и полагает на дискосе по прямой линии (сверху вниз) эти частицы, из которых каждая имеет свое название, как-то: «воплощение», «рождество», «обрезание», «богоявление», «страдание». Подобным образом, взявши другую част, делает из нее четыре частицы, из которых каждая также имеет свое название, и полагает по бокам предыдущих частиц, именно две частицы с названиями: «смерть» и «воскресение», по правую и левую сторону частицы «рождество», а остальные две с названиями: «слава» и «царство», с левой стороны под частицею: «воскресение» (сверху вниз) 1317 . И тотчас, очистив хорошо персты и покрыв чашу, тайно молится за верных живых или совершает поминовение за живых. Всё это исполняется в то время, как хор поет Символ веры . Перед молитвой Господнею священник говорит (например, в день Рождества Христова) 1318 : То, что Путь показал нам для следования, что Жизнь преподала нам для изречения, чему Истина научила нас для соблюдения, мы с трепетом сердца взываем с земли Тебе, верховный Отче: Отче наш, сущий на небесах. Отвечают: Аминь. Священник Да святится имя Твое. Отвечают: Аминь. Священник Да приидет царствие Твое. Отвечают: Аминь. Священник Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Отвечают: Аминь. Священник Хлеб наш насущный дай нам на этот день. Отвечают: Ибо Ты – Бог. Священник И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Отвечают: Аминь. Священник И не введи нас в искушение. Отвечают: Но избавь нас от лукавого. Священник говорит: Избавившись от зла, укрепляясь всегда в добре, да сподобимся служить Тебе, Богу и Господу нашему. Здесь он ударяет себя в грудь и продолжает: Положи, Господи, конец грехам нашим, даруй радость угнетенным, подай свободу пленным, здравие больным, покой умершим, даруй мир и безопасность во все дни наши; сокруши дерзость врагов наших и услышь, Боже, молитвы рабов Твоих, всех верных христиан, в этот день и во всякое время, через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который с Тобой в единстве Духа Святого живет и царствует, Боже, во все веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитва (у) седалища (при) жертвеннике Владыка Господи, Боже сил, спаси народ Твой 406 и проч. Молитва ектении Господи Боже наш, прими усердное моление это от рабов Твоих 407 и проч. Молитва (об) оглашенных перед святым возношением, Златоуста Господи Боже наш, Живуший на высоте и Призирающий на смиренное, Пославший для спасения рода человеческого Единородного Твоего Сына и Бога, Господа нашего Иисуса Христа, призри на рабов Твоих оглашенных, приклонивших Тебе выю свою 408 , и удостой их в благоприятное время бани возрождения, оставления грехов и одежды нетления, присоедини их к Святой Твоей Соборной и Апостольской Церкви и сопричисли их к избранному Твоему стаду. Гласно: Чтобы и они с нами славили всечтимое и великолепное... Молитва верных первая по распростертии илитона Благодарим Тебя, Господи, Боже сил, сподобившего нас предстать и теперь перед святым жертвенником Твоим и припасть к щедротам Твоим за наши грехи и за грехи неведения народа; прими, Боже, молитву нашу, сделай нас достойными приносить Тебе молитвы и моления и бескровные жертвы за весь народ Твой и сделай способными нас, которых Ты назначил на Твою службу эту, силой Святого Духа Твоего неосужденно и непреткновенно, с чистым свидетельством совести нашей призывать Тебя во всякое время и (на всяком) месте, чтобы, внимая нам, Ты был милостив к нам по множеству благости Твоей. Гласно: Ибо Тебе приличествует всякая слава, честь и поклонение. Молитва верных вторая Опять и многократно припадаем к Тебе и молимся Тебе, Благий и Человеколюбивый, чтобы, призрев на моление наше, Ты очистил наши души и тела от всякой скверны плоти и духа и даровал нам неповинное и неосужденное предстояние перед святым Твоим жертвенником. Даруй же, Боже, и собирающимся ( συνοιχομνοις) 409 с нами преуспеяние в жизни и вере и разумении духовном; дай им всегда, со страхом и любовию служа 410 Тебе, неповинно и неосужденно причащаться святых Твоих Таин и сподобиться Небесного Твоего Царства. Гласно: Чтобы мы, всегда хранимые под державой Твоею, Тебе возносили славу и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Евхаристии оказались участники ее и присутствующие на ней. Одновременно с этик понятие участия в Евхаристии подвергается значительному суживанию. Евхаристические молитвы начинают читаться тайно в алтаре. Народ запечатлевает не их, а отдельные возгласы священнослужителей, которые являются заключительными словами молитв. Через много веков в литургической жизни возрождается «disciplina arcani», но не в отношении неверных, а самих верных. Затем алтарь отделяется от верующих иконостасом, который скрывает от них совершение Евхаристии 86 . Евхаристия становится великой мистерией, но не в новозаветном смысле, а почти что в эллинистическом. «Я от Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал…» ( 1Кор. 11:23–24 ), но все это оказалось закрытым от верных. Великая тайна совершается в алтаре, но верные в совершении ее не имеют участия. На их долю осталось только причащение. Для мирян оно отделилось в отдельный сакраментальный акт. Как таковое, он не связан с делом Церкви или служением народа. Евхаристия совершается теми, кто получил возможность через посвящение ее совершать. При таком понимании причащения, как индивидуального сакраментального акта, естественно возникает вопрос, как часто можно его повторять, т. к. он обусловлен личным состоянием того, кто его принимает. Это в свою очередь ставит вопрос о подготовленности или неподготовленности, о достоинстве или недостоинстве приступающего к св. дарам. Как дело Церкви, объединяющее всех, и совершающееся народом, собранным со своим предстоятелем, Евхаристия исключает постановку такого вопроса. «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор. 11:26 ). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мессия не может быть без народа, но народ, который приобрел Христос, собран в Его теле, а потому Христос неотделим от Церкви, и христианство неотделимо от Христа, а следовательно оно все заключено в понятии Церкви. Отдельный христианин без других не принадлежит Христу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Он, Который «дышит где хочет» ( Ин.3:8 ), говорил устами того из верных, кого избирал. Так не священники и не дьяконы, но весь церковный народ являлся совершителем и не только совершителем, но, по благодати Духа, и творцом богослужения. Поразительную картину такой общественной, благодатной и творческой молитвы рисует ап. Павел в 1 Послании к Коринфянам. Мы видим здесь, как потоки благодати, переливаясь за края сознания верующих, не вмещались ни в какие грани, проливались в бурном экстазе, порой проявляясь в формах, какие неведомы дальнейшей истории богослужения. Как преподобный Ефрем Сирин молился к Богу – «ослаби ми волны благодати Твоея», – так ап. Павел должен был умерять безудержный экстатический порыв пламенеющих в молитве. Но, стремясь сохранить гармоничную стройность в молитве, апостол отнюдь не идет по пути «угашения Духа», отнюдь не стремится закрыть пути для выражения каждым своего религиозного порыва. Напротив, всем христианам он предоставляет право активного и творческого участия в богослужении. Мы уже приводили апостольский завет по этому предмету. «Итак, что же, братие? – пишет апостол. – Когда вы сходитесь и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование: все сие да будет к назиданию» ( 1Кор.14:26 ). Конечно, такая свобода и такая активность всех давали широкий простор злоупотреблениям. В церкви порой раздавался не только голос Духа Христова, Духа света, но также и голос духа тьмы, духа антихристова. Некоторые из верующих делались его орудиями и тогда уже твердили не молитвословия, но хулы. Ап. Иоанн научает верных отличать духа Божия от духа заблуждения. «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедает Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин.4:2–3 ). Но и здесь, как в вопросе об агапах, злоупотребления долго не влекли за собою изменения самого института, в данном случае умаления свободы верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010