Будучи прежде духовно мертвым во грехах, человеческий род воскресает ныне силой и светом излившейся на него Божественной благодати и начинает жить новой жизнью. Как говорит об этом преподобный Иустин (Попович) , «воистину Бог как человек на земле родился! Для чего? Чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин. 4:9 )». Кроме того, святые отцы в своих праздничных проповедях на Рождество Христово не устают свидетельствовать о том, что плодом явления в мире Бога Слова стала новая встреча и затем новый обновленный союз любви и духовного единства в теле Церкви Христовой Бога и Его верных, их молитвенное общение с Ним и мистическое соединение с Господом в таинствах. И главнейшим из этих церковных таинств, по убеждению святых отцов, является Евхаристия – приобщение за Божественной литургией истинных Тела и Крови Сына Божия. Именно устремленность к Евхаристическому Приобщению, по убеждению святых отцов, и лежала в самом основании Боговоплощения: Бог пришел во плоти, чтобы дать нам ее в снедь, в пищу. На этой мысли решительно настаивает святитель Григорий Великий (Двоеслов) , припоминая, что само название места, где родился Спаситель, – Вифлеем – означает в переводе «дом хлеба». Так на какой же иной хлеб может духовно указывать нам это название, как не на Тот, что за Божественной литургией делается истинным и собственным Телом Рожденного в Вифлееме Хлеба Жизни (ср. Ин. 6:35 )? На Кого оно указывает, как не на Того, Кто свидетельствует: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6:48 )? На Кого, как не на Того, Кто наставляет: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 )? На Кого, как не на Того, Кто ясно призывает Свою Церковь вкусить Его Евхаристическую Плоть: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:54–56 )? Как обобщает эту мысль святитель Григорий, «хорошо и то, что Он (Христос) рождается в Вифлееме, потому что Вифлеем значит „дом хлеба“. Ибо Сам же Он говорит: Я есмь хлеб, сшедший с небес ( Ин. 6:41 ). Следовательно, место, в котором Господь рождается, прежде наименовано „домом хлеба“ потому, что совершенно было предназначено к явлению на нем во плоти Того, Кто внутренним насыщением восстановит души избранным».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

В это время священник трижды поклоняется престолу со словами: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое» — и целует дискос, чашу и престол. И потом, если он служит не один, то отходит немного вбок от престола, а другой священник подходит и целует тоже престол, потом подходит к возглавляющему священнику, а если это архиерей, то к архиерею. И старший священник говорит младшему: «Христос посреди нас», а сослужащий отвечает: «И есть и будет», и здесь полагается братское целование миром. Они целуют друг друга в правое и левое плечо и руку с этими словами. В это время открывается завеса, и после возгласа дьякона: «Двери, двери, премудростию вонмем» — начинается пение Символа веры . «Двери, двери» — это возглас тоже отчасти архаичный, который здесь употреблялся в древности для того, чтобы приставленная стража, которая называлась по-гречески архалуфы, стоявшая у дверей, следили за тем, чтобы никто из оглашенных или неверных не вошел в храм, чтобы в храме присутствовали только верные, потому что здесь начинается уже самая главная часть литургии верных, и никто из неверных не может здесь присутствовать, это тайное служение, служение только для посвященных. Поэтому возглас «Двери, двери» означает: смотрите за дверями, чтобы никто не вошел в это время. Но прежде чем пели Символ веры в древности, здесь все верующие тоже целовали друг друга. Мужчины целовались с мужчинами, а женщины с женщинами. В древности они стояли врозь. И это целование мира, конечно, тоже символично. Сам возглас дьякона «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» все объясняет. Прежде чем мы хотим исповедовать свою веру, то есть ее провозгласить вслух (а пение Символа веры есть исповедание веры), мы должны как бы засвидетельствовать свое единство, свою любовь друг к другу. Иначе говоря, служение литургии невозможно по-настоящему, если мы не едины в любви. Поэтому священники говорят друг другу: «Христос посреди нас, и есть и будет», вспоминая как бы слова Христа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так же и весь народ вдохновляется этими же словами и этой же мыслью: присутствует среди нас Христос, Сам Христос между нами. И мы должны приступать к Нему с любовью и свое дело исповедовать должны, сохраняя Его заповедь. А заповедь Господню вы помните: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга. По тому узнаю, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Невозможно быть учениками Христа, невозможно называться христианами, если не будет между нами любви.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

версии) и Св. Духа (в вост. версиях и в «Завете Господа нашего Иисуса Христа») для безукоризненного служения Богу; доксология. Научный консенсус относительно оригинального состава центрального прошения молитвы отсутствует (напр., см.: Gelston. 1988; Cuming. 1988; Bradshaw, Johnson, Phillips. 2002. P. 132-133). После второго помазания епископ ставит на лоб неофита «печать» (consignans) и целует его (offerat osculum), говоря: «Господь с тобой». На это получивший «печать» отвечает: «И с духом твоим». По совершении всех описанных обрядов принявшие К. впервые участвуют в общей молитве верных и в Евхаристии, причем причащаются они в этот день не только Тела и Крови Спасителя, но и смешанного с медом молока. Это вполне соответствует богословию Ин 3. 5, согласно которому К. понимается как новое рождение. В «Египетском церковном чине» также проводится параллель между причащением неофитов молоком и медом и обещанием Бога вывести израильский народ из Египта в землю, где течет молоко и мед (Исх 3. 8; Лев 20. 24). Отдельная чаша с водой упоминается только в лат. и эфиоп. версиях «Египетского церковного чина»: она необходима для того, чтобы «внутренний человек, т. е. душа, мог получить то же самое, что и тело» (см.: Bradshaw, Johnson, Phillips. 2002. P. 120). Такая практика засвидетельствована также в Веронском Сакраментарии (1-я четв. VII в.) в разделе, посвященном крещальной литургии на Пятидесятницу (см.: Sacramentarium Veronense/Ed. K. Mohlberg. R., 1956. P. 26). Происхождение этой практики неясно: возможно, она появилась под влиянием типологии, содержащейся в Свящ. Писании, напр. слов из Евангелия: «...вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4. 14); «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин 7. 38-39) и т. п. (подробнее о чашах на крещальной литургии см.: Bradshaw, Johnson, Phillips. 2002. P. 134-135; Kilmartin. 1993). «Каноны Ипполита» В этом литургико-каноническом памятнике, к-рый был предположительно составлен в Египте ок.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Да не будет позволено никому из числа мирян входить в священный алтарь, хотя по некоторому древнейшему обычаю это отнюдь не возбраняется царской власти и могуществу, когда та захочет принести дары Сотворившему. Толкование Святой алтарь предназначен для посвященных, поэтому настоящее правило запрещает входить в него какому-либо мирянину, за исключением царя, но и ему позволяет не как мирянину, а как тому человеку, который наделен властью и могуществом и есть помазанник Божий. Ему разрешается по древнейшему обычаю входить в алтарь, когда он хочет принести дары сотворившему его Богу и причаститься [ 303 ] . Согласование Поэтому правило Лаодик. 44 и запрещает женщинам входить в алтарь. А 1-е правило патриарха Николая ради уважения к монашескому образу разрешает тем монахам, которые не повинны ни в каком преступлении, входить в святой алтарь, чтобы зажигать лампады или свечи. Кроме того, св. Никифор в своем 15-м правиле говорит, что монахини могут входить в святой алтарь для того, чтобы возжигать лампады и свечи, украшать и подметать его. Однако если кто-то еще не монах, а только послушник, то он не должен входить в алтарь, как говорит Вальсамон в толковании 1-го правила Николая, которое и прочти. Правило 70 Да не будет позволено женщинам говорить во время Божественной литургии, но, по слову ап. Павла, да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих ( 1Кор. 14:34–35 ). Толкование Настоящее правило запрещает женщинам говорить во время Божественной литургии (несомненно, и во время всех собраний верных, бывающих в церкви). Они должны молчать, как пишет Павел, потому что им не позволено говорить, а заповедано подчиняться и слушать, как и в законе Моисеевом сказано о женщине: К мужу твоему (будет) обращение твое, и он будет обладать тобою ( Быт. 3:16 ). Если же они хотят узнать что-либо, пусть спрашивают об этом дома у своих мужей. To же самое определяют и «Апостольские постановления» (кн. 3, гл. 6) 304 . И один внешний мудрец говорит: «Женщину украшает молчание» 305 [ 306 ] . Правило 71

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк.24:50–51 ). «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:10–11 ). В конце Литургии поется приличный дню причастен: «Взыде Бог в воскликновении, и Господь во гласе трубнем», и когда потом, по отверстии царских дверей, Св. Дары переносятся с престола на жертвенник (это действие в Литургии знаменует вознесение Иисуса Христа на небо), лик восклицает псаломский стих, усвоенный только настоящему празднику: «Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя!» Церковное торжество праздника Вознесения Господня продолжается восемь дней и оканчивается в четверток перед Пятидесятницей. III. Так, братие, с любовью и благодарением, с песнями и хвалениями Церковь сопровождает своего Господа от земли на небо! Она не предается ни скорби, ни унынию от того, что Господь скрылся от чувственного взора ее: ибо знает, что Он с ней во все дни до скончания века» и что Он восшел на высоту для того, чтобы ходатайствовать о верных Своих перед Отцом Небесным и изливать от Духа Своего на всякую плоть ( Деян.2:17 ). (Сост. по «Письмам о Богослужении» А. Муравьева). Приложение к беседе 2 А. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника Вознесения Господня 1) «Нисшедшее естество Адамово , в дальнейшия страны земли, Боже, новосотворивый Собою превыше всякого начала и власти, возвел еси днесь: яко бо возлюбив спосадил еси, якоже помиловав соединивый еси Себе, яко соединивый спострадал еси, яко безстрастен пострадав, и спроспавил еси. Но безплотнии, кто есть Сей, глагалаху, красный муж; но не человек точию, Бог же и человек, совокуппенно и, являемо» 70 . «Недр отеческих не разлучся, сладчайший Иисусе, и с земными яко человек пожив, днесь от горы Елеонския вознеслся еси во славе и падшее естество наше милостивно вознес, Отцу спосадил еси» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ибо всякий раз, когда вы будете есть этот Хлеб и пить эту Чашу, вы будете возвещать смерть Сына Человеческаго и исповедовать Его Воскресение, пока Он не прииде " . Призывание. " (Вспоминая) ... Страдания... смерть... спасительный Крест, гроб, Воскресение, восхождение на небеса... " Иерей говорит: " Чтобы, сойдя на нас и на предлежащие Дары, Дух Святой, Господь Животворящий, Единосущный и Совечный Отцу и Сыну, Единосущный и Соцарствующий, излившийся на святых Его учеников в виде огненных языков в горнице святаго и славнаго Сиона, освятил и содеял хлеб сей — святым Телом Христовым, а чашу сию — честною Кровию Христовою, и чтобы для достойно и верно причащающихся они были во оставление грехов, в жизнь вечную и в сохранение души и тела " . Ходатайство. " (Помяни) святый и славный Сион, Мать Церквей во всей вселенной, святую Божию кафолическую и апостольскую Церковь, утвержденную на камне веры, Единый, явившийся безгрешным среди людей... " Молитва (Господня). " Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь " . (Мф. 6:9). Возношение. Иерей, после освящения этой бескровной жертвы, возвышает Хлеб Жизни и показывает его всем, и тогда диакон возглашает: " Вонмем " . Иерей, воздев руки к нему, говорит громким голосом: " Святая святым " . Народ: " Един Свят, Един Господь Иисус Христос, Которому слава со Святым Духом " . Преломляется Хлеб. Причащение. Иерей подает святое причастие клирикам, после них отрокам (вероятно, прислужникам). Народ подходит и, сложив ладони крестообразно, принимает Тело и, приложив к глазам, устам и челу, причащается божественнаго угля. Диакон держит святую Чашу и подает (ее верным). Схема евхаристического богослужения по " Corpus Areopagiticum " Литургия оглашенных Каждение. Иерарх, закончив священную молитву у божественного жертвенника, начинает от него каждение и идет во всякое место храма. Затем описывается чтение Священного Писания и удаление оглашенных, одержимых и кающихся. Литургия верных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Литургия верных начинается «лобзанием мира». Этот обряд заключается в следующем. Предстоятель произносит: «Мир Господа да будет всегда с вами». Народ отвечает: «И со духом твоим». Хор поет антифон, сложенный на основе слов Спасителя из Евангелия от Иоанна ( Ин.14:27 и Ин.13:34 ). Предстоятель же целует сослужащих ему и всех помогающих в алтаре, приветствуя словами «Мир тебе и церкви». Приветствуют друг друга и священноцерковнослужители по чину: старшие – младших. Преподание мира заканчивается молитвой предстоятеля. Затем поется Символ веры . В это время диакон подходит к престолу, развертывает антиминс и, приняв благословение, идет в приалтарное помещение, где принимаются приношения верующих, чтобы совершить здесь проскомидию. Проскомидия заключается в том, что, стоя у жертвенника (mensa oblationis), диакон осеняет себя крестным знамением, произнося слова Апокалипсиса «Блаженны званые на брачную вечерю Агнца» ( Откр.19:9 ). Сделав копием знак креста над хлебом, он произносит: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). Потом, вырезав из хлеба часть кубической формы, надрезает ее крестообразно, произнося; «Агнец, Который был заклан и соделал нас царями и священниками Богу нашему» ( Откр.5:12, 10 ). Агнец полагается на дискосе. Диакон вливает в чашу вино, смешанное с водой, произнося: «Из ребра Его истекла кровь и вода. Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца» ( Ин.19:34 ; Откр.21:9 ). Потом он ставит на дискос звездицу, а сам дискос – на чашу, и все это закрывает воздухом, говоря: «Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнцами жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» ( Откр.19:6–8 ). По совершении проскомисания совершается перенесение приготовленных Даров на престол, соответствующее великому входу восточной православной литургии. Хор поет «Да молчит всякая плоть человеча». Диакон несет Дары к престолу, а иподиакон (или пономарь) – блюдо с хлебами, составляющими приношения верующих. Диакон ставит чашу на правой стороне антиминса, снимает воздух и, сняв с чаши дискос, поставляет его в левой части антиминса. Потом берет у иподиакона блюдо с хлебами, принесенными верующими, и поставляет его сбоку от антиминса (частицы из этих хлебов не вынимаются). Предстоятель кадит Дары и омывает руки. Далее следует чтение диптихов. Диакон, стоя на амвоне, поминает ветхозаветных праотцев и патриархов, пророков, затем – Божию Матерь, Предтечу, апостолов, учителей, святителей, мучеников, праведников и переходит к поминовению живых членов Церкви, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епископа. Чтение диптихов заканчивается тайной молитвой предстоятеля, которую он читает, возложив руки над принесенными хлебами. (Сослужащие священники также возлагают правую руку.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Ошибка католиков –  в том, что для них основание Церкви – это иерархическая должность. Ошибка протестантов – та, что для них основание Церкви – доктрина о Христе как о Сыне Божием; Православное учение о КАМНЕ Церкви – то, что основание Церкви не только вера в Иисуса Христа как в Сына Божия, но прежде всего – Сам Христос, Сама Его Божественная Личность, Которая и есть фундамент и основание Церкви, основание, которое мы евхаристически переживаем. И как я часто напоминаю Вам, природа католической церкви клерикальна (иерархична), природа протестантской церкви доктринальна (догматична), а природа Православной Церкви соборна, потому что евхаристична. Мы все – и духовенство (клирики), и миряне (лаики) причащаемся от одной Чаши Тела и Крови Сына Божия. И нет у нас соборности без духовенства; и нет у нас соборности без мирян. Именно ко Христу относятся и следующие слова: «Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» ( Мк.12:10 ). Обычно под «строителями», отвергшими Камень-Христа, понимаются только иудеи. Но иерархически отрицают Христа и латиняне (католики), и последующие им более мелкие паписты; а литургически отвергают Христа протестанты и нео-протестанты, не верующие в силу Крови и Тела Сына Божия; и только православные христиане истинно почитают Христа Главою любого собрания верных и литургически не расстаются с Ним. В свое оправдание католики говорят, что римский Папа управляет Церковью как наместник (то есть заменяющий Христа) за Его, Христа, отсутствием. Такой позиции явно не хватает и логики, и здравого смысла, ибо сказано было Сыном Божиим: «… и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:20 ); и еще: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Впрочем, говоря об отсутствии Христа, место Которого занимают Римские папы, католики могут быть и правы: у них Христос отсутствует, но не у нас, «ибо мы Им, живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). Протестанты, отвергающие пресуществление Святых Даров, подпадают под еще грозное библейское обвинение. Сказано: «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста…» ( 1Ин.4:3 ) В настоящее время эти слова надо толковать евхаристически: всякий дух, не верующий в то, что Христос сходит телесно на Святые Дары, и есть дух антихриста, то есть дух, отрицающий преложение Святых Даров Тела и Крови Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Путник, идущий в Эммаус вместе с апостолами, делает вид, что хочет идти дальше, когда они, уставшие после дороги, останавливаются на ночлег. Они приглашают Его остаться с ними на трапезу, потому что «день уже склонился к вечеру». В этот момент многое решается в судьбе этих апостолов. И всегда решается в такие моменты в судьбе каждого человека. Ибо самый великий, самый опасный дар – дар свободы – может быть употреблен нами в погибель. Бог не навязывает Себя никому, Он очень бережно относится к нашему выбору. Оттого, что эти ученики проявляют милосердие – приглашают Его быть вместе с ними, – они сподобляются встречи со Христом воскресшим. Каждый из нас может принять Бога в свою жизнь, а может навсегда пройти мимо Господа, неузнанного нами в других. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3, 20 ). Именно это и происходит с апостолом Клеопой и другим учеником, имя которого не названо в Евангелии. Узнавание Воскресения Христова совершается постепенно. Христос ведет от одной тайны к другой, от одной глубины к большей глубине. Он жив. Но что значит это слово? Может быть, Он снова жив, как снова живым стал воскрешенный Им Лазарь? Вслед за этим ученики слышат, что, пострадав, Он вошел в славу Свою. Наконец, они узнают, что Христос воскрес. Нам необходимо дорожить словом Божиим, если мы хотим встретить Христа на нашем пути, – вернее, узнать Его, потому что Он всегда рядом с нами. Святые отцы говорят, что Священное Писание – это рай, посреди которого ходит Бог. Кто будет часто, каждый день, открывать эту книгу, умом и сердцем погружаясь в нее, тот встретит Бога, ходящего в этом Божественном саду, в этом цветущем благоухании, священном насаждении истины. Но этого недостаточно. Необходимо сделать еще один шаг. Христос был узнан учениками в преломлении хлеба, то есть, в Евхаристии. Господь взял хлеб, благословил его, преломил и дал им. Тогда открылись их очи, и они узнали Его. Евангелие становится частью литургии. Когда мы читаем Евангелие за литургией – это часть литургии, литургия оглашенных. Но она неотделима от литургии верных. Литургия целостна от начала до конца, она вся есть преломление хлеба. Все слова молитв, которые произносятся за Божественной литургией, тем более слова Писания, имеют отношение к этой тайне. И когда совершается преломление хлеба, слова евангельские раскрываются в полноте, и открываются очи наши к узнаванию Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разве вы не чувствуете, если вы спирит и спирит, стремящийся к выполнению сатанинского стремления объединить христианство со спиритизмом, что первые слова приведенного выше текста: «не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской», относятся именно к вам , который вчера от глубокой полночи быть может до сегодняшнего утра проводил время в трапезе бесовской, привлекая к себе под видом своих умерших друзей и сродников, – демоническую силу, и испивая чашу их лукавого и коварного назидания, сейчас идете к Божественной литургии Святой Православной Церкви. Дерзаете не только оставаться на литургии верных, – заметьте, – Господу Нашему Иисусу Христу, но даже, что случается довольно часто среди спиритов, дерзаете, о ужас! быть участниками трапезы Господней и приближаться своими оскверненными устами к чаше Господней ? И усыпленная сатаной на это время, ваша совесть забывает великое вопрошание апостола Христова: что общего между Господом Иисусом Христом и Велиаром 169 ? И кто-то в этот дивный момент выкрадывает из вашей памяти только что прочитанные у великой чаши глубокие и трогательные по мысли и по внутреннему содержанию слова: «Не лобызание Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, исповедаю Тя: помни мя, Господи, во Царствии Твоем»; равно как и слова апостола Павла: «посему кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против тела и крови Господней. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и не мало умирает». 170 О как много страдают за это повторное предательское лобызание те из спиритов, которые сейчас же от сеансового радения, от беседы с духами, от дел против Христа, идут к Его благодатной Тайной Вечере, чтобы снова затем на утеху сатане идти на беседу с ним и его клевретами. Если мы только на одно мгновение припомним схему черной мессы оккультистов и сатанистов, которая состоит из двух частей: молитвенного вызывания Христа, как Бога и как Спасителя мира, а затем из кощунственных, непередаваемых человеческим языком хулений Его и восхваления сатаны, то нам ясно станет, что приведенная выше форма отношений к Таинству Евхаристии спиритов, приходящих непосредственно от совершения сеанса к совершению Причастия, а затем снова к совершению сеанса, являет собой ничто иное, как перефраз, воспроизведение той же самой «черной мессы», только по другой схеме и в несколько измененном порядке.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010