Как и другие Благовещенские главы, указание о совпадении Благовещения с Великой субботой в византийской традиции впервые фиксируется в Типиконе Великой церкви, памятнике константинопольского кафедрального богослужения IX–XI вв. (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle/Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). P. 256). Здесь говорится о том, что богослужение в этом случае нужно совершать так же, как и при совпадении Благовещения с Великим четвергом, а именно: «После тритекти [постовой аналог дневных часов в древней кафедральной традиции — д. М. Ж.]… исходит лития и восходит на Форум, и идет в Халкопратию [один из главных Богородичных храмов Константинополя — д. М. Ж.], и там певцы поют: “Слава… и ныне…” — и тотчас Трисвятое, прокимен, Апостол, алиллуия, Евангелие, сугубая и просительная ектении и “С миром изыдем”». Вечерня, паремии (после первой из которых Константинопольский патриарх исходил в баптистерий для преподания оглашаемым таинства Крещения, а во время последней — возвращался вместе с новокрещеными в храм и, когда они входили, помазывал их св. миром), литургийные чтения и литургия свт. Василия Великого совершались в храме Св. Софии в свое положенное время. Иными словами, в древней кафедральной практике Константинополя при совпадении Благовещения с Великой субботой в честь Благовещения совершались крестный ход (праздничный крестный ход был одной из главных богослужебных особенностей праздника Благовещения в византийской традиции) по улицам города и литургия оглашенных — без литургии верных — в Халкопратийском храме. Тем самым, литургийные чтения Благовещения и Великой субботы были разнесены по самостоятельным службам и звучали в разное время в разных храмах; а о том, как соединялась (если соединялась) гимнография этих важнейших дней года, Типикон Великой церкви ничего не говорит. Но уже в современном Типикону Великой церкви Студийском синаксаре — послеиконоборческом богослужебном уставе константинопольских монастырей — описано, как именно соединять гимнографические тексты Благовещения и Великой субботы (комплекты которых в византийской традиции уже в основном сформировались и имели вид, близкий к тому, который содержится в принятых ныне в Православной Церкви Минее и Триоди) во время вечерни вечером в Великую пятницу, утрени ночью с Великой пятницы на Великую субботу и вечерни вечером в Великую субботу, а также указан порядок следования благовещенских и великосубботних литургийных чтений друг за другом в рамках одной службы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204769...

Монашество – это многогранный институт как с точки зрения своего внутреннего устройства, так и с внешней точки зрения, если рассматривать его историю в контексте истории Церкви. Если об истории и богословии монашества написано относительно много, то круг литературы о законодательстве монашеской жизни более узок. В первой половине XX в. два канониста Д. А. Петракакис (1907) и бенедектинский иеромонах Плакида Дэ Мээстер (1942) – представители восточного и западного христианства – оставили две фундаментальные монографии на греческом и на латыни, которые остаются важными обобщающими трудами по законодательству византийского и восточного монашества . Хотя суть и смысл монашеской жизни были определены уже в новозаветную эпоху, о монашестве как об институте можно говорить только с IV в. – того века, когда вокруг монастырей стали строиться стены, а монахи стали носить специальное монашеское одеяние и, что самое главное, произносить монашеский обет или обеты. В монашеских правилах свт. Василия Великого, составленных во второй половине IV в. в Каппадокии, впервые говорится об монашеском обете-исповедании как о каноническом акте, фиксирующем полную готовность кандидата в монашество отречься от мира и – по образцу новокрещенного - заново родиться в монашеской общине. При этом самым главным источником для монашеских обетов является не христианская богословская или даже каноническая письменность, а литургические чины пострижения в великую или малую схиму , в которых три монашеские обета – несмотря на крайнее разнообразие в последовательности и содержании частей – оставались в целом неизменными, начиная с древнейших чинов монашеского пострига . Это единство монашеских обетов соответствует взгляду на то, что монашеский постриг един, впервые сформулированному прп. Феодором Студитом в конце VIII - нач. IX в.: «Не давай, как говорят, малую схиму, а затем годы спустя другую как великую. Ибо схима одна как и крещение, как говорили святые отцы» ( Ο δοης περ λγουσι μικρν σχμα,  πειτα μετ χρνους τερον ς μγα· ν γρ τ σχμα σπερ κα τ βπτισμα) . Этот взгляд сохранял свой канонический авторитет впоследствии , в частности в традиции афонского монашества .

http://bogoslov.ru/article/3516854

Не только священнослужители, но и миряне старались узнавать все, что касается молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими, любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением [Там же, 229–230]. Сравнительный анализ состава последований утреннего и вечернего правила показал, что ряд элементов были заимствованы из состава повечерия и полунощницы (в том числе Обычное начало, 50й псалом, Символ веры и ряд песнопений), но в основную часть последования личного молитвенного правила, а именно, 11 утренних и 10 вечерних молитв, имеющих особые надписания и авторство, вошли только две молитвы из состава полунощницы, а именно 5я и 6я молитвы свт. Василия Великого — в утренние молитвы. Что касается остальных молитв, то было найдено подтверждение того, что они начинают появляться в рукописях XVI в. Рукопись РГАДА Син. тип. (ф. 381). 220, включает в себя Часослов, который содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения. В составе этих молитв нами были определены три молитвы, которые вошли в молитвословы и сохранились в них до нынешнего времени. Проведенное исследование позволило проследить процесс расхождения ежедневной личной молитвы с общецерковным богослужением и сделать вывод о том, что личное молитвенное правило как последование утренних и вечерних молитв, представленных в молитвословах, сформировалось из двух частей. Первая часть представляет собой остатки повечерия и полунощницы – богослужений суточного круга, которые исполнялись келейно. Вторая часть включает в себя молитвы, которые возникли как дополнение к келейному монашескому правилу (полунощнице и повечерию). Это дополнение со временем «оторвалось» от повечерия и полунощницы, захватив из них часть, и послужило основой для самостоятельного последования, которое заменило собою всё богослужение суточного круга, некогда включавшее в себя утреню, вечерню, часы, изобразительные, повечерие и полунощницу. Именно к утреннему и вечернему правилу сводится в настоящее время «суточный круг» богослужения в обиходе православного верующего, члена Русской православной церкви.

http://azbyka.ru/lichnoe-molitvennoe-pra...

О том, как Святая Церковь проникается светом Воскресения, мы узнаем из других мест Пасхального канона, в которых содержится описание самой пасхальной утрени, единственной в своем роде в богослужебном году. Хотя по древнему церковному уставу празднование Пасхи начиналось с вечерни, совмещенной с Литургией свт. Василия Великого , но благодаря влиянию монастырей именно эта ранняя пасхальная утреня стала со временем ассоциироваться со встречей самого момента Светлого Христова Воскресения: Очистим чувствия и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и «радуйтеся» рекуща ясно да услышим, победную поюще. — «Давайте очистим наши чувства, чтобы увидеть Христа, блистающего неприступным светом воскресения, и ясно услышать Его говорящего: “Радуйтесь!”, воспевая (Ему) победные песнопения» (1й тропарь первой песни). Ныне вся исполнишася света: небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается. — «Нынче все наполнилось (благодатным) светом: Небо, земля и подземный (загробный) мир; пусть все творение празднует воскресение Христово, в котором оно получило крепкую поддержку» (1й тропарь третьей песни). Древний обычай обильной иллюминации храмов и города в пасхальную ночь, горящие в руках людей свечи вызывают у песнопевца ассоциацию с притчей о Десяти девах, тем более что не все люди готовы были ждать пасхальных разговин до утра, как это делали монахи: Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба, яко жениху, и спразднуим любопразднственными чинми (правильнее — любопразднственным чином) Пасху Божию спасительную. — «Давайте подойдем, держа в руках светильники, ко Христу, исходящему из могилы, словно жених (из чертога. — Мф.25:6 ), и будем праздновать вместе с сонмами любителей праздников (монахами) спасительную Пасху Божию» (2й тропарь пятой песни). Но этот же обычай символизирует и наполненность всего мироздания светом Христовым: Яко воистинну священная и всепразднственная сия спасительная нощь и светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница, в нейже безлетный свет из гроба плотски всем возсия. — «О, сколь действительно священна и всепразднична эта спасительная и светозарная ночь, будучи провозвестницей светоносного дня Воскресения, в который не связанный временными рамками Свет (Христос) ощутимым образом воссиял для всех из могилы!» (3й тропарь седьмой песни). Плоды Воскресения

http://azbyka.ru/molitvoslov/obyasnenie-...

Память мучеников включена в Мартиролог блж. Иеронима под 15 мая. Под этим же числом, а также под 17 мая она есть в нек-рых визант. синаксарях (SynCP. Col. 684, 691). Перевод греч. синаксарного сказания был включен с слав. Стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 9. С. 48) с исправлением имени Декн на Декий, а затем в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 173. 2-я паг.). Свт. Димитрий Ростовский при изложении Мученичества П., Дионисия, Павла и Христины ориентируется на лат. сказание (с отречением Никомаха и казнью мучеников в Лампсаке по приказу Оптима при имп. Деции), однако сохраняет имена мучеников по греч. традиции, т. е. у него не фигурирует Дионисия, а упомянуты Дионисий и Христина (ЖСв. Май. С. 575-580). Ист.: BHL, N 6716-6717; ActaSS. Mai. T. 3. P. 452-453; MartRom. P. 219; PG, 117. Col. 460 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 99-100. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 186-187; Sauget J.-M. Pietro, Dionigi, Cristina, Andrea e Paolo//BiblSS. Vol. 10. Col. 823-826; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 388-389; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 242-244. О. Н. Афиногенова Гимнография В Типиконе Великой церкви IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. и пострадавших с ним отмечена 15 мая без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 292). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, 18 мая указана служба П. и пострадавшим с ним, включающая стихиры, канон 4-го гласа авторства Иосифа и седален плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 455). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой южноиталийскую редакцию Студийского устава, и в афонском Георгия Мтацминдели Типиконе (ок. 1042) память П. указана 18 и, соответственно, 15 мая без богослужебного последования ( Arranz. Typicon. P. 152; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 263). В древнейших слав. рукописных Минеях студийской эпохи (XI-XII вв.) последование П. и пострадавшим с ним 18 мая включает 5 стихир, канон и седален ( Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 63).

http://pravenc.ru/text/2580258.html

Редакция «Вмале сказания», вошедшая в Степенную книгу в середине XVI века, уже через 100 лет перешла в основные значительные собрания житий. К их числу относятся Милютинские минеи 1646-54 гг. и Печатный пролог 1661-62 гг. Широко известно, что большинство древнерусских житий содержат одинаковые повторяющиеся элементы: рассказы о детстве святых и благочестии их родителей, упоминание о добродетельной юности, подвигах, праведной кончине и посмертных чудесах. При этом употребляются одинаковые библейские цитаты, используются общие сравнения или противопоставления, эпитеты и метафоры. Все это говорит не о скудости мысли древних авторов, но об их желании соответствовать идеальной форме изложения. О существовании устойчивых житийных эпизодов говорят А.П. Кадлубовский и, в большей степени, Хр.М. Лопарев . Академик Д.С. Лихачев развивает концепцию соответствия формул и эпизодов различным жанрам, вводя понятие т.н. «литературного этикета». В агиографии это явление также получило название житийного канона. Он выражается не только в употреблении определенных выражений или стиля, но и в выборе конкретных житийных эпизодов или ситуаций. Несмотря на то, что одно из назначений житийного канона состоит в создании произведений, близких друг другу по стилю, языку, содержанию и литературным приемам, каждое житие от всех прочих отличает собственная уникальная совокупность элементов канона. Анализ житийного канона «Вмале сказания» вносит большой вклад в изучение процесса формирования образа благоверной княгини Евдокии Московской в летописных и агиографических источниках Древней Руси. Как и в большинстве агиографических произведений этого периода, в житии благоверной княгини Евдокии сохраняется трехчастное композиционное деление. Первая глава содержит введение, которое также можно разделить на три основные части: начальную формулу, мотив уподобления и развернутую формулу представления главного героя. На первый взгляд начальная формула «Вмале сказания» отличается от аналогичных частей других житий. Довольно часто повествование начинается славословием или благодарением и может быть достаточно обширным. Во «Вмале сказании» начальная формула состоит из одного предложения. «Кто доволен изглаголати силы Господня или поведати вся чюдеса его (так!), колика же и какова; и милость Его в роды и род на боящихся Его и на творящих святую Его волю» . Первая часть предложения напоминает слова одной из евхаристических молитв Литургии свт. Василия Великого: «И кто доволен возглаголати силы Твоя, слышаны сотворити вся хвалы Твоя, или поведати вся чудеса Твоя во всяко время» . В этих словах также можно увидеть отголосок ветхозаветной Псалтири. Так, в Псалме 105: «Кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его» (Пс 105:2)? В Псалме 25: «Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя» (Пс 25:7). Вторая часть начальной формулы – явная цитата из гимна Богородицы: «и милость Его в роды родов боящимся Его» (Лк 1:50).

http://bogoslov.ru/article/4879246

С историей Старицкого Успенского монастыря тесно связана и жизнь первого Московского и Всероссийского патриарха свт. Иова, который был отдан в монастырь мальчиком, там получил солидное по тому времени образование и там же скончался в сане патриарха. Собор 1589 г. положил быть на Руси Патриаршеству. Божие благословение всей Тверской земле - так было справедливо понято тверитянами избрание в первые Российские Патриархи именно тверитянина - святителя Иова. Будущий Патриарх (в миру Иоанн) родился в г. Старице Тверской епархии. Родители его были посадскими. О благочестии родителей Святейшего убедительно свидетельствует письменный источник, содержащий перечень имен ближайших родственников первого Патриарха, в том числе и родителей: «Род Святейшего Патриарха Иова: инок Серапион (отец?), инок Кирилл, Матфей, инокиня Пелагея (мать?), князь Иосиф, священноархимандрит Авраамий, инок Феодосий, Феодор, Елиазар, Дионисий, Иона, Феодосий, Никифор». Родители хотели женить сына, нашли ему подходящую невесту, и день венчания был уже определен, но Иван, не чувствуя стремления к жизни семейной, отпросился сходить к своему духовнику. Тот, не мешкая, постриг юношу по его просьбе в иноки. «От архимандрита Германа (его духовника, настоятеля Старицкого Успенского монастыря) был воспитан в грамоте и всему благочинию изучен, и страху Божию добре обучен». В той же обители «Иоанн изволи мира сего суетного отлучитися и восприяти святый ангельский образ (…) наречен бысть во иноцех Иов». У того же архим. Германа Иов «в послушании и покорении бысть». Иноческие труды будущего Патриарха в старицкой обители продолжались пятнадцать лет, затем Иов был избран братией в настоятеля. В сане архимандрита Иов упоминается под 1569 г. Его возвышению немало способствовало и благоволение к нему царя Иоанна Грозного, наезжавшего в свою старицкую вотчину и любившего беседовать с необычным иноком. Благодаря феноменальной памяти, Иов прекрасно знал церковный Устав, читал наизусть некоторые длинные и редкоупотребительные молитвы, знал наизусть весь текст литургии Василия Великого.

http://sobory.ru/article/?object=00001

Слова святого звучали особенно грозно в преддверии революции. Глубокую, сознательную веру невозможно было потерять так стремительно, а заменить одни обряды другими не составило труда. Толстой умилялся простоте народной веры в рассказе “Три старца” о монахах, которые молились словами “трое вас, трое нас, помилуй нас”, не смогли выучить Молитвы Господней, но без труда пошли по воде. Св. Иоанн Кронштадский не разделял умиления Толстого. Он, безусловно, помнил молитву Литургии свт. Василия Великого “о наших согрешениих и о людских невежествиих”. Познав пастырским опытом соприродность греха и невежества, он писал: “Совершая таинство покаяния … видишь и чувствуешь, что при глубоком невежестве людеи, при неведении ими истин веры и грехов своих, при их окамененном нечувствии духовнику надо крепко, крепко молиться за них и учить их днем и ночью, рано и поздно. О, какое невежество! Не знают Троицы, не знают, кто Христос, не знают, для чего живут на земле!” Нет вариантов, кроме просвещения и невежества. А невежество никогда еще не приносило плодов веры, надежды и любви. Обесценить просвещение — значит превратить священника в жреца или идеологического работника, а его паству — в легко контролируемую массу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 июля, 2010 15 июня, 2010 23 августа, 2016 29 апреля, 2021 16 марта, 2021 14 марта, 2021 9 марта, 2021 23 января, 2020 5 октября, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/obestsenit-prosveshhen...

Старожилы вспоминают, что во время Великой Отечественной войны был здесь священник, совершались службы, церковные таинства: крещения, венчания... При освобождении села в 1943 г. возле церкви находился опорный пункт фашистов. Жители села рассказывают, что здесь держало оборону какое-то особенное немецкое подразделение. Залпом «Катюши» была повреждена колокольня церкви, в 60-е г.г. ХХ в. её и вовсе разобрали для «удобного въезда тракторов». В начале 60-х г.г. ХХ ст. церковь была закрыта и переоборудована под складские помещения. В 1985 г. на должность председателя колхоза в с. Берёзовку был назначен Леонид Васильевич Иванов. По его распоряжению постепенно церковь освободили от тюков соломы и сена, и уже в хозяйственных целях она не использовалась. В начале 90-х г.г. сделали ремонт крыши и поставили железные двери. Со временем церковное здание было передано Кировоградско-Александрийской епархии. 28 сентября 2001 г. в этот приход был назначен настоятелем храма священник Виктор Бежин. Первые три месяца отец Виктор служил только молебны, панихиды, т. к. не было евхаристического набора. Постепенно в основной части храма обсыпалась штукатурка, продолжать службы в таких условиях было не безопасно, храм нуждался в капитальном ремонте. Поскольку денег на капитальный ремонт всего храма не было – поэтому и приняли решение пока временно оборудовать под небольшую церковь притвор. В арке между основной частью храма и притвором заложили в полкирпича стенку, в притворе сделали ремонт и оборудовали его под небольшую церковь. Несколько лет здесь совершалась Литургия и все необходимые церковные службы и таинства. В декабре 2004 г. в соседнем с. Войновка была открыта домовая церковь во имя свт. Василия Великого, где по совмещению также служил отец Виктор Бежин, со временем он и вовсе перешел в этот приход, а церковь Иосифа Обручника снова опустела на некоторое время. С открытием новой Александрийско-Светловодской епархии церковь Иосифа Обручника как один из приходов Александрийского благочиния также вошла в состав новообразованной епархии.

http://sobory.ru/article/?object=49473

Тебе предстоит совершать труды в Талдыкорганском викариатстве, решением Священного Синода учрежденном на территории Астанайской и Алма-Атинской епархии, входящей в состав Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Высок и ответственен сей жребий, нелегок, но спасителен крест архипастырского служения. Тебе надлежит со тщанием и смиренномудрием заботиться о вверенном твоему попечению уделе. Твоя задача заключается не только и не столько в том, чтобы создать новую административную единицу Митрополичьего округа. Тебе предстоит оправдать оказанное Священноначалием высокое доверие, стать верным и надежным соработником владыки Александра, дабы ваши совместные усилия, направляемые на дальнейшее развитие церковно-приходской жизни в Казахстане, Господь увенчал успехом. Совершая архипастырское служение, важно не только право править слово Христовой истины , священнодействовать, проповедовать, наставлять, вразумлять и увещевать пасомых, но личным примером благочестия и преданности Церкви возгревать в их сердцах огонь живой веры, приносящей добрые плоды. Всякий раз, когда ты проповедуешь, когда ты наставляешь, соотноси слова твоей проповеди со своей собственной жизнью, а потом в келье анализируй и спрашивай самого себя: а что из всего того, чему я сегодня учил народ, я в полной мере исполняю? И если почувствуешь, что не в полной мере, сделай все для того, чтобы твои слова соответствовали твоей жизни и твоим делам. При этом следует помнить, что залогом духовной стойкости и действенности православных общин является то, что на богословском языке мы называем христоцентричностью, которая утверждается, прежде всего, вовлеченностью людей в литургическую жизнь, их участием в Таинстве Святой Евхаристии, где Господь Сам вся, во всех первенствуяй (чинопоследование Литургии свт. Василия Великого). Во всем этом обнаруживается и проявляется подлинная сущность церковной жизни. Но соотнося, как я уже сказал, свою жизнь с великим служением Святой Евхаристии, с проповедью слова Божия с архиерейской кафедры, ты всегда сможешь пред лицом Божиим и пред своей совестью определить, где остается еще тот зазор между идеалом и реальностью, который тебе надлежит восполнить.

http://patriarchia.ru/db/text/5923680.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010