В частности, Алляций, приводя сообщение из «Церковной истории» Сократа Схоластика о многообразии богослужебной практики его времени, высказал предположение, что слова историка «в Александрии в среду и в так называемую пятницу читаются Писания, и учители толкуют их, и бывает все, относящееся к синаксису, кроме совершения Тайн ( δχα της των μυστηρων τελετς) " 4  можно понимать как указание на существование в Александрии литургии Преждеосвященных Даров 5 . На этом основании Смирнов-Платонов, переводя данную цитату, одновременно и комментировал ее как указывающую на литургию Преждеосвященных Даров. После слова «пятницу» он внес в скобках «в Четыреде-сятницу»; слово «синаксис», которое обозначало молитвенное собрание вообще, не только евхаристическое, он заменил словом «литургия», а слово « τελετς» перевел словом «освящение». В результате получилось: «В Александрии, в среду и в день, называемый пятком (в Четыредесятницу), читаются Писания, и учители изъясняют оные, и бывает все, что принадлежит до литургии, кроме освящения Тайн» 6 . Оставалось подтвердить комментированное таким образом сообщение Сократа, и подтверждение было найдено в незадолго до этого опубликованном трактате под названием «Слово Софрония, патриарха Иерусалимского, содержащее всю церковную историю и подробное объяснение всего совершающегося в Божественном священнодействии» 7 , где сказано: «Ныне более прочих в употреблении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоуста , с литургией Преждеосвященных, о которой одни говорят, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра, верховного апостола, а иные – других» 8 . Этих слов было достаточно для обоих исследователей, чтобы относить происхождение литургии Преждеосвященных Даров ко временам апостольским 9 . Не избежал этого «искушения» и молодой проф. Киевской духовной академии А. А. Дмитриевский . Найдя в Синайской библиотеке рукопись с диаконскими прошениями для литургии Преждеосвященных апостола Иакова 10 , он по этому поводу писал: «Несомненно, что чин литургии Преждеосвященных Даров св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

апостола Иакова явился в практике Иерусалимской Церкви очень рано… Отсюда он проник в патриархат Антиохийский и Синайскую архиепископию… Василий Великий … сообразно с потребностями своего времени пересмотрел этот последний чин, сократил его и внес даже молитвы собственного сочинения. В этом вновь проредактированном виде чин литургии Преждеосвященных Даров, усвоив себе даже имя последнего редактора, был введен в богослужебную практику Константинопольской Церкви, а оттуда распространился по всему христианскому Востоку, вытеснив окончательно чин литургии Преждеосвященных Даров св. апостола Иакова, о существовании которого хранили довольно неопределенные слухи лишь литературные источники того времени» 11 . Но гипотеза вскоре была отвергнута, когда проф. Η. Ф. Красносельцев опубликовал свои наблюдения в области древних толкований литургии 12 . Сличив трактат, приписываемый Софронию, патриарху Иерусалимскому, со «Сказанием церковным и тайноводственным» с именем Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) 13 , и с «Кратким рассуждением о тайнах и образах Божественной литургии» Феодора, епископа Андидского 14 , он установил, что первая глава Софрониева «Слова» буквально повторяет XXXII главу «Краткого рассуждения» Феодора Андидского, следующие семь глав «Слова» местами совпадают со «Сказанием» Германа, а остальные 12 глав «Слова» – почти целиком с текстом Феодора Андидского 15 . В конечном итоге проф. Η. Ф. Красносельцев пришел к выводу, что «сочинение, изданное Май под именем Софрония, есть произведение позднейшего неизвестного компилятора, жившего не ранее XII века, т. е. позднее Феодора Андидского 16  (с толкованием которого оно имеет большое сходство), или же двух: одного, жившего не ранее VIII века, и другого – не ранее XII века. Сочинение это есть та же самая „История церковная», которая в более или менее переработанном и интерполированном виде встречается в византийской литературе чрезвычайно часто то без имени автора, то под разными именами» 17 . В настоящее время в науке нет двух мнений по поводу «Слова» с именем Софрония, патриарха Иерусалимского 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Что касается исчисления постных дней Четыредесятницы, то в этом вопросе в разных Церквах была различная практика. Так, Евсевий в своем сочинении «О Пасхе» исчисляет пост в шесть недель, включая сюда и Страстную; таким образом, по нему, получается 42 постных дня, из коих 40 составляют Четыредесятницу, а два дня – Пятница и Суббота нашей Страстной недели – дни собственно предпасхального поста. Другой памятник – «Постановления апостольские» – говорит: «Да сохраняется у вас пост Четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем, а совершайте пост этот прежде поста пасхального, начиная его со второго дня (т. е. с понедельника), а оканчивая в пятницу. После этих дней, отпостившись, начинайте святую седмицу Пасхи (т. е. Страстную), в оную со страхом и трепетом поститесь, начиная со второго дня (т. е. с Понедельника) до Пятницы и Субботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье – воду. В Пятницу же и Субботу совершенно поститесь… Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: «Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк.2:20 ), а Он в эти-то дни и был отнят у вас» 4 . Наконец, западная паломница Сильвия Аквитанка, посетившая в IV веке Иерусалим, пишет об иерусалимском исчислении Четыредесятницы: «Здесь перед Пасхой соблюдаются восемь недель. И потому соблюдаются восемь недель, что в дни вокресенья и в субботу не постятся, за исключением одного (т. е. Великого) Субботнего дня, в который бывает пасхальное бдение и в который поститься необходимо… Итак, из восьми недель, за вычетом восьми воскресений и семи суббот, остается 41 день, проводимый в посте» 5 . Разнообразие исчисления Четыредесятницы существовало до IX века, и результатом его явилась сырная седмица, имеющая, с одной стороны, великопостные поклоны, а до XIV века-и литургию Преждеосвященных Даров 6 , с другой – разрешение на «сыр». Другим следом этого разнообразия является пение на вечерне в Пятницу шестой седмицы поста стихир «Душеполезную совершивше Четыредесятницу», тогда как отпуст за всю Четыредесятницу с чтением молитвы «Владыко многомилостиве» и чин прощения «Благословите, отцы святии, и простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей Святей Четыредесятнице» по уставу отправляется по окончании чина изобразительных в Среду Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Благовест в приготовление храма к богослужению Вечерня Вечерняя лития Утреня Утренняя лития Заключение Справочный аппарат Произведения древнехристианских авторов Древнерусские рукописи Цитируемая и упоминаемая литература Именной указатель Предметный указатель Сокращения Содержание II тома. Византийская литургия: Историко-литургическое исследование. Анафора: Опыт историко-литургического анализа Предисловие (диакон М. С. Желтов) Предисловие Глава первая. Литургия до шестого века (условно) Глава вторая. Антифоны, Малый Вход и Трисвятое Источники исследования Антифоны, Малый Вход и Трисвятое Глава третья. Великий Вход Ранние иерусалимские источники Константинопольские источники Херувимская песнь Глава четвертая. Целование святых (поцелуй мира) Глава пятая. Из истории молитвы «никтоже достоин» Молитва по приготовлении Святого Жертвенника Молитва Святого Евангелия Молитва Катапетасмы Анафора: опыт историко-литургического анализа Предисловие Глава первая. Евхаристия в век апостольский Глава вторая. Анафора в доникейский период Глава четвертая. Святоотеческое учение о евхаристии и воз­никновение конфессиональных расхождений Содержание III тома. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав От редакции Раздел первый. Православная литургия: историко-литургические исследования Тайная вечеря и трапеза Господня Литургия преждеосвященных даров: историко-литургический очерк Спасающие и освящающие действия Божии через Святого Духа в богослужении и таинствах О служении двух литургий К вопросу о «православной литургии западного обряда» Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в 17 веке Участие верных в истории русского богослужения до Петра Великого Раздел второй. праздники, тексты, устав История и значение праздника Рождества Христова в древней церкви Святая Четыредесятница: историко-литургический очерк Чин Воздвижения Креста: историко-литургический очерк Тропарь апостолу Луке в греческом его подлиннике Устав пения тропарей и кондаков по входе на литургии

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Настольная книга священнослужителя: [В 8 т.]. Т. 1. М., 1992; Т. 4. М., 2001. Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. (Репр.: М., 1995). Попов Е. , протоиерей. Письма по православно-пастырскому богословию. СПб., 2000. (На обл.: Пастырское богословие). (Б-ка клирика). Поправки в служебнике//Церковный вестник. М., 2003. Ноябрь. Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 2000. Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики. Киев, 2005. Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. М., 2004. Служебник. М., 2004. Смолич И. История Русской Церкви. 1700–1917. Ч. 1//История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. М., 1996. Соколов Д. , протоиерей. Учение о богослужении Православной Церкви. Минск, 2004. Софроний (Смук), игумен. Божественная литургия Преждеосвященных Даров//Церковный вестник. СПб., 2000. (То же: http://www.liturgica.ru/bibliot/smuk.html). Субботин К., священник. Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1994. Успенский Н.Д. Богослужебные отпусты//Журнал Московской Патриархии. 1963. 12. Успенский Н.Д. О сентябрьской преступке евангельских чтений//Православный церковный календарь на 1971 год. М., 1970. С. 48. (То же: http://www.pagez.ru/jc/025.php). Успенский Н.Д. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М., 2007. («Литургическая библиотека»). Успенский Н.Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения (η αγρυπνα) на Православном Востоке и в Русской Церкви. М., 2004. Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права: Учеб. пособие. Клин, 2004. Чин Божественныя литургии Преждеосвященных иже во святых отца нашего Григория Двоеслова /Сост. игумен Софроний (Смук). СПб., 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«Der unvollständig erhaltene Commentarius Liturgicus ist unrecht (XII Jh.)» («сохранившийся неполный литургический комментарий подложный (XII века)»), – читаем в «Патрологии» Б. Альтанера 19 относительно «Слова» с именем патриарха Софрония. Генезис литургии Преждеосвященных ученые видят в самопричащении, т. е. в домашнем причащении святым хлебом, принесенным из евхаристического собрания. Такого мнения держались также Смирнов-Платонов и Малиновский, но они относили возникновение этой благочестивой традиции к апостольскому времени, тогда как согласно Василию Великому эта традиция возникла в условиях гонений. «Нимало не опасно, – писал он, – если кто во время гонений, за отсутствием священника или служащего, бывает в необходимости принимать причастие собственной своей рукой; излишним было бы это и доказывать, потому что долговременный обычай удостоверяет в этом самим делом» 20 . Уже во время Иустина Мученика христианам, по какой-либо причине не участвовавшим в Евхаристии, диаконы приносили Евхаристию на дом 21 . Тертулли-ан говорит о самопричащении, как об обычном, повседневном явлении. В письме к жене он увещевает ее в случае его смерти не выходить замуж за язычника и как на одну из причин к этому указывает на самопричащение. «Не заметит ли он (т., е. муж-язычник. – Н. У.), что ты как будто нечто втайне отведываешь прежде вечери? И когда узнает, что это не что иное, как хлеб, то что он в состоянии подумать на твой счет в своем невежестве?» 22   Климент Александрийский сообщает, что при преломлении евхаристического хлеба каждому из народа позволялось уносить некоторую часть его домой 23 . С прекращением гонений самопричащение не прекратилось. Напротив, Василий Великий одобрял его и придавал ему богословское обоснование. «Хорошо и преполезно, – писал он, – каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос говорит: „Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный " … Все монахи, живущие в пустынях, где нет иерея, храня причастие в доме, сами себя приобщают.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

А в Александрии и в Египте и каждый крещеный мирянин по большей части имеет причастие у себя дома и сам себя причащает, когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от самого преподавшего. Ибо и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее; и таким образом собственной своей рукой подносит к устам. Потому одну имеет силу, приемлет ли кто от иерея одну часть или вдруг многие части» 24 . В житии св. Василия Великого , приписываемом Амфилохию Иконийскому , говорится, что Василий, совершив первую Евхаристию составленными им молитвами, одной частью святого хлеба причастился, другую убрал в ковчежец в виде голубя, висевший над престолом, а третью взял с собой, чтобы ею причаститься перед смертью 25 . Св. Григорий Богослов в надгробном слове на кончину его сестры Горгонии, повествуя о ее чудесном исцелении, говорит, что оно совершилось после ее самопричащения 26 . Среди канонов церковных имеется один, запрещающий принимать святое причастие в ковчежцы. Это – CI правило Трулльского Собора: «Человека, созданного по образу Божию, божественный апостол велегласно нарицает телом Христовым и храмом. Выше убо всякия чувственныя твари быв поставлен, спасительными страданиями небеснаго достоинства сподобившийся и ядущий и пиющий Христа, непрестанно преобразуется к вечной жизни, и душу и тело освящая причащением Божественныя благодати. Посему аще кто хощет во время литургии причаститися Пречистаго Тела и едино с Ним чрез причастие быти, руки да слагает во образ креста, и тако да приступает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или инаго вещества, вместо руки, некия вместилища устрояющих для приятия Божественнаго дара, и посредством оных пречистаго общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Аще же кто усмотрен будет пресвятое причащение преподающий приносящим та-ковыя вместилища, да будет отлучен и сей, и приносящий оныя».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

II. Литургия оглашенных: 1. Каждение жертвенника, престола, алтаря, храма, святых икон и молящихся. 2. Начальный возглас. 3. Великая (мирная) ектения. 4. Молитвы антифонов. 5. Пение антифонов (изобразительных). 6. Малый вход. 7. Молитва Трисвятого пения. 8. Пение прокимна. 9. Чтение Апостола. 10. Пение Аллилуария. 11. Чтение Евангелия. 12. Сугубая ектения. 13. Раскрытие антиминса. 14. Ектения об оглашенных. 15. Молитва об оглашенных. III. Литургия верных: 1. Ектения и молитвы о верных. 2. Херувимская песнь. 3. Молитвы Херувимской песни. 4. Великий вход. 5. Поминовение Патриарха, епископа, священнослужителей и всех верных. 6. Поставление чаши и дискоса на престол; чтение тропарей. 7. Каждение Честных Даров. 8. Просительная ектения. 9. Молитва приношения. 10. Лобзание мира. 11. Пение Символа веры . Евхаристический канон: 12. Молитва «Достойно и праведно». 13. Пение славословия «Свят, Свят, Свят». 14. «С сими и мы блаженными силами». 15. Установительные слова Таинства: «Приидите, ядите», «Пийте от нея вси» (анамнезис). 16. Возношенне Святых Даров. 17. Призывание Святого Духа (эпиклезис). 18. Каждение престола. 19. Прославление Божией Матери. 20. Поминовение живых и усопших. 21. Приготовление молящихся к Святому Причащению. 22. Молитва Господня. 23. Закрытие завесы Царских врат. 24. Возглас: «Святая – святым». 25. Причащение священнослужителей: а) Раздробление Агнца; б) Погружение Агнца; в) Вливание теплоты; г) Причащение; д) Молитва благодарения; е) Разделение частей Агнца и погружение их в чашу. 26. Причащение мирян. 27. Последнее явление Святых Даров молящимся. 28. Благодарственная ектения. 29. Заамвонная молитва. 30. Потребление Святых Даров. 31. Отпуст. В последовании Преждеосвященной Литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет Проскомидии; б) Литургия предваряется службой 3-го, 6-го, 9-го часов с последованием изобразительных; в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть Литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной Литургии; г) на Литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и пресуществлению Святых Даров. Краткий очерк истории евхаристического богослужения литургических обрядов

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

...Собор не был ученым конгрессом: нужды того времени побуждали членов Собора от вопросов о церковных реформах перейти к делу укрепления и спасения церкви, чтобы помочь гибнущему государству. И сам Б.А. был не только ученым, не только одним из редкостных членов Церкви, но также и одним из лучших сынов России. Развал великого государства, гибель культуры, духовная и особенно моральная дикость, проявившаяся при этом, действовали на его впечатлительную и идеалистическую душу особенно угнетающим образом. В сущности, его кончина есть только результат моральной агонии, начавшейся с 1917 г.», - писал выдающийся русский литургист проф. И.А. Карабинов. В 1922 году проф.И.А.Карабинов (1879 - 1937) так же, как и ректор Петроградского Богословского института прот.Н.К.Чуков, был обвиняемым на Петроградском процессе, но был оправдан. В дальнейшем служил в Главархиве, в Академии материальной культуры. Основные работы И.А.Карабинова: Евхаристическая молитва (анафора). Опыт историко-литургического анализа (Спб. 1908); Постная Триодь. Исторический очерк, ее план, состав редакций и славянских переводов (СПб.1909); К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне//Христианское чтение. СПб.1911. 5-6. С. 627-643; Лекции по литургике, читанные студентам (LXIX и LXX) курсов СПбДА в 1911-1912 гг. (Спб. 1912); Рецензия на книгу: Кекелизде К., прот. Иерусалимский Канонарь VII века: Грузинская версия.//Христианское чтение. СПб. 1912. 5. С. 646-651; К истории Иерусалимского устава//Христианское чтение. СПб. 1912. 3. С. 360-382, 4. С. 483-494; Святая Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. СПб. 1915. 6. С. 737-753, 7-8. С. 953-964; Отзыв о труде протоиерея М. Лисицына «Первоначальный славяно-русский Типикон...». СПб. 1911; Студийский типик в связи с вопросом о реформе нашего богослужебного устава (Пг. 1915). На второй сессии Поместного Собора, 15 марта 1918 г., на заседании «Отдела о богослужении проповедничестве и храме» Б.А.Тураев представил Собору доклад, в котором, в частности, замечал, что «в наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве , и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/27/...

Но Вальсамон толкует это правило как нацеленное против недопустимой обстановки, которая создалась в Константинополе ко времени этого Собора в связи с употреблением ковчежцев. Когда-то христиане делали ковчежцы и украшали их из чувства глубокого благоговения перед Святыми Дарами, ко времени же Трулльского Собора ковчежцы стали предметом кичения богатых перед бедными, принимавшими Святое Тело в руки 27 . Поэтому самопричащение продолжалось и после Трулльского Собора. В житии преп. Феоктисты († 881) говорится, что она причащалась сама из ковчежца 28 . Даже в XV веке Симеон Солунский говорит о самопричащении монахов, хранивших Святые Дары в дарохранительницах ( ν πυξφ). При этом он допускает, что и миряне «ради великой нужды» могут причащать умирающих 29 . Более того, самопричащение перешло от греков к южным славянам и в Русскую Церковь 30 , где оно существовало до XVII века включительно. Как совершалось самопричащение, в какое время дня, об этом трудно что-либо сказать из-за крайней скудости сведений о самопричащении. Иоанн Мосх в одном случае говорит о женщине, что «она пошла к соседке, чтобы приобщиться» 31 . Отсюда можно заключить, что самопричащение не носило характер исключительно индивидуального священнодействия. Если у отшельников оно в силу образа их бытия было индивидуальным, то миряне могли совершать его сообща. Относительно молитв, которыми сопровождалось самопричащение, можно иметь некоторое представление на основании описания предсмертного причащения преп. Марии Египетской († 522). Когда старец Зосима принес ей святое причастие, она попросила его прочитать Символ веры и «Отче наш». После этого она поцеловала старца и причастилась. Затем подняла руки к небу, вздохнула, прослезилась и сказала: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое» 32 . Возможно, что Символ веры и молитва Господня были тем «минимумом», без которого не обходилось ни одно самопричащение. На протяжении всей истории Церкви верность апостольскому вероучению считалась критерием действенности таинства Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010