Политической целью Юлия II было полное освобождение Италии из-под французского владычества. Он проводил подлинно европейскую по масштабам политику. Для этого был необходим хорошо организованный и отлаженный дипломатический механизм, и из папской церковной дипломатии вырастает дипломатия политическая. Папские послы (легаты) имели конкретные задания и одновременно выполняли церковные инспекторские функции. Организация постоянных папских нунциатур началась ок. 1500 г. (апостольские нунции). Нунции тоже не были чисто светскими послами, они одновременно являлись и церковными визитаторами (инспекторами), которые под предлогом церковно-управленческих поручений выполняли и политические функции – папские поручения дипломатического характера. Политика Юлия II была последовательно антифранцузской. Но в борьбе с французами папа не был склонен опираться на помощь извне, со стороны другой великой державы, опасаясь новой угрозы. Однако вскоре выяснилось, что, проводя свою великодержавную политику, Юлий II тоже не мог обойтись без союзников, и он заключил союз с Габсбургами. Папа и император Максимилиан объединились в 1508 r., чтобы противостоять сухопутной экспансии Венеции. Членами созданной ими Камбрейской лиги стали, наряду с итальянскими городами, и французы. Хотя поражение Венеции усилило французское влияние в Северной Италии, по-настоящему в выгоде остался папа: в 1509 г. он приобрел Перуджу и Болонью и отвоевал всю Романью. После победоносной войны против Венеции Юлий II стал подогревать итальянское национальное чувство против французских завоевателей. В созданной по его инициативе новой Священной лиге из итальянских городов приняла участие только Венеция, так что для войны против французов нужна была внешняя помощь. К Священной лиге присоединились Швейцария, испанцы, затем германский император и даже английский король. В результате военного похода 1512 г. французов выбили из Милана, и только Генуя осталась в их руках. Людовик XII попытался использовать против папы церковно-политические средства: он потребовал созыва Вселенского собора. Ренессансные папы всячески уклонялись от проведения Вселенских соборов, видя в них серьезное ограничение своей власти. Однако по инициативе Людовика профранцузски настроенные кардиналы решили созвать Вселенский собор в Пизе в 1511 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Вост. Европе Папский престол пытался претворить в жизнь декрет «Christianae religionis». Иннокентий IV ежегодно обращался с призывом к крестовому походу против татар. Уже после ухода татар венг. кор. Бела IV (1235-1270) начал выдавать магнатам разрешения на строительство крепостей в их владениях, что ранее было категорически запрещено. Однако главные усилия Иннокентия IV были направлены не на организацию военного отпора, а на создание союзов как католич., так и правосл. гос-в для совместной обороны. Это направление политики католич. Церкви включало также миссионерский аспект и было тесно связано с вопросом о заключении унии с русскими князьями. Так, рассчитывая на помощь Запада, галицко-волынский кн. Даниил Романович (1205-1264, с перерывами) согласился с предложением главы папского посольства францисканца Джованни дель Плано Карпини заключить унию с Римско-католической Церковью (после переговоров, проведенных в 1246-1247), добившись также договоренности об оборонительном союзе. Даниил Галицкий обязался сообщать в Римскую курию о действиях татар, а папа Иннокентий IV обещал ему помощь крестоносцев и католич. государей Европы. После 1246 г. в Вост. Европе оформились военные союзы Венгрии, Тевтонского (Немецкого) ордена , Польши и Галицкой Руси. Однако они (за исключением союза кн. Даниила и кор. Белы IV) оказались непрочными из-за различий интересов сторон и неспособности организовать совместную борьбу с татарами. Церковная уния также оказалась недолговечной. Не получив реальной поддержки от папы, Даниил Галицкий в 1248 г. прервал с ним отношения. В 1252 г. (либо в 1248) при посредничестве Белы IV переговоры были возобновлены, а в 1253 г. папский легат Опицо из Медзано совершил коронацию Даниила. Тем не менее в 1257 г. произошел окончательный разрыв; в послании 1257 г. папа Римский Александр IV (1254-1261) упрекал Даниила за отступничество ( Potthast. RPR, N 16731). Т. о., постановление Л. С. о борьбе с татарами практически не было выполнено. Ист.: COD. P. 268-282; Battelli G. Transunti di Lione del 1245//MIÖG. 1954. Bd. 62. S. 336-364; MGH. Const. T. 2. N 401. P. 513-515; Documents Illustrative of English History/Ed. H. Cole. L., 1844. P. 351; MGH. SS. T. 28. P. 256-268.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

Основным повествовательным источником сведений по истории Л. С. является «Brevis Nota» (Краткое сообщение; также «Relatio de Concilio Lugdunensi»). Его автором был клирик, входивший в число служащих Римской курии, что определило пропапскую направленность сочинения ( Karajan. 1850. S. 83; Tangl. 1891. S. 247-250). Главное внимание в нем уделяется литургическим и процедурным вопросам. Изучение «Brevis Nota» затруднено из-за отсутствия критического издания; в последнем издании (MGH. Const. T. 2. N 401. P. 513-515) не учтены неск. рукописей, открытых в XX в. Ценным источником является «Appellatio» (Documents Illustrative of English History. 1844. P. 351) - краткое изложение некоего документа, составленного вскоре после Л. С. (возможно, письменного отчета английских послов перед кор. Генрихом III (1216-1272)). В 1-й части составитель «Appellatio» опирается на сообщение «Brevis Nota», затем следует вставка о присутствовавшем на Соборе посольстве англ. короля. Др. фрагмент также повторяет текст «Brevis Nota». В конце документа практически дословно воспроизведена апелляция магистра и великого юстициария имп. курии Фаддея Свесского. Самое пространное описание Л. С. приводится в «Chronica maiora» (MGH. SS. T. 28. P. 256-268). Несмотря на то что Матвей Парижский не присутствовал на Л. С., он был осведомлен о его ходе. Автор довольно точен в вопросах хронологии, однако в нек-рых случаях фальсифицирует документы и вносит сознательные искажения в повествование. Хронист испытывал симпатию к Фридриху II, однако изменил свое мнение в 1245 г., что было связано не с низложением императора, а с обнародованными им планами реформы Церкви, в т. ч. возвращения ее «к первоначальной бедности» ( Vaughan. P. 126-148). Подготовка к созыву Л. С. К 40-м гг. XIII в. перед католич. Церковью стояло множество нерешенных вопросов; серьезной проблемой являлся длительный конфликт Папского престола с имп. Фридрихом II. В 1239 г. папа Григорий IX отлучил императора от Церкви. Обе стороны использовали в своих целях идею вселенского Собора, к-рый должен был положить конец данному противостоянию.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

Несмотря на важность соборных постановлений, цели, поставленные перед Л. С., в целом не были достигнуты. Церковные реформы носили поверхностный характер, а меры по организации крестового похода на Св. землю не были осуществлены из-за смерти Григория X (1276) и растущих противоречий между европейскими гос-вами (см. ст. Крестовые походы ). Лионская уния, рассматривавшаяся имп. Михаилом VIII Палеологом лишь как средство реализации политических задач, не нашла широкой поддержки в К-польской Церкви и была отменена после вступления на престол имп. Андроника II (1282). Ист.: Decrees of the Ecumenical Councils/Ed. N. Tanner. 1990. Vol. 1: Nicaea I to Lateran V. P. 303-331; Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276)/Ed. A. Tutu. Vat., 1953. N 29. P. 78-84; Laurent V., Darrouz è s J. Dossier grec de l " union de Lyon, 1273-1277. P., 1976. (ArchOC; 16); Il Concilio II di Lione (1274): Secondo la «Ordinatio Concilii generalis Lugdunensis»/Ed. A. Franchi. R., 1965. (Studi e testi francescani; 33); Les registres de Grégoire X (1272-1276) et de Jean XXI (1276-1277): Recueil des bulles de ces papes/Éd. J. Guiraud. P., 1960. Лит.: Martin J.-B. Conciles et bullaire du diocèse de Lyon. Lyon, 1905; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 1914. T. 6 (1). P. 153-209; Grumel V. Lyon, IIe concile cuménique de//DTC. 1926. Vol. 9. Pt. 1. Col. 1374-1410; Kuttner S. Conciliar Law in the Making: The Lyonese Constitutions (1274) of Gregory X in a Manuscript at Washington//Miscellanea Pio Paschini. R., 1949. Vol. 2. P. 39-81; Emery R. The Second Council of Lyons and the Mendicant Orders//CathHR. 1952. Vol. 39. N 3. P. 257-271; Roberg B. Die Union zwischen der griechischen und der lateinischen Kirche auf dem II. Konzil von Lyon, 1274. Bonn, 1964; idem. Das Zweite Konzil von Lyon, 1274. Paderborn etc., 1990; idem. Einige Quellenstücke z. Geschichte des II. Konzils von Lyon//AHC. 1989. Bd. 21. S. 103-146; idem. Zur Frage des ökumenischen Charakters der beiden Lyoner Konzilien von 1245 und 1274//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2110520.html

Неожиданные несимпатичные ноты мы слышим у Тьерри из Шартра, когда он пишет в начале своего главного сочинения, как трудно уйти от клеветников и негодяев; или в раздражении Роджера Бейкона, когда он жалуется, как его собратья францисканцы заключили его фактически в монастырскую тюрьму, держа впроголодь и не выдавая денег на покупку письменных принадежностей, и как во всей Европе нет приличного мастера, способного изготовить хорошие астрономические инструменты, которые приходится поэтому закупать у мусульман; или в абсурдной придирчивости идеологических обвинений парижского архиепископа в адрес мнимых аверроистов; или в нервной раздражительности тех сочинений вагантской поэзии, которые дают волю мрачной критике всего уклада человеческой жизни, начиная с церковного разврата. В так называемой средневековой амбивалентности не нужно видеть особенной загадки. Она оттого, что в темноте ушедшего от вопросов и долженствующего пребывать в благочестивом смирении человеческого существа неизвестно что на самом деле происходит. Этот другой, скандальный голос Средневековья, недовольство окружением, раздражение на людей, упреки состоянию мира в целом, жалобы на интриги, несправедливости, обиды, ворожбу заглушается общим непременно благочестивым тоном. Нужно было дожидаться Данте и Петрарки, чтобы дребезжащая раздвоенность человеческого существа оказалась преодолена некосвенным словом. Фома Аквинский сделал только половину шага к прямой речи и сам понимал это, когда перед своей скоропостижной смертью (по дороге на Лионский собор) назвал свои сочинения всего лишь соломой. 19. Поэтическая философия. Средневековье конечно читало это место именно так, как стоит в Евангелии, без разжижения. Было ясно, что в самых корнях сердца и слова притаился убийца человека, он готов прокрасться в речь, и тогда оно выйдет в мир вредоносной. Человек не в силах справиться с премудрым змием, лукавый хитрее; на то он и лукавый, чтобы всегда уметь обмануть человека, опутать, обвести вокруг пальца. Но святое слово не обманет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

По свидетельству Проспера Аквитанского, К. боролся с ересью пелагианства , изгнал из Италии Целестия , ученика и последователя Пелагия (Целестий добивался пересмотра решения об осуждении Пелагия - Prosper. Contr. Collat. XXI 2). В связи с этими событиями Проспер описывал миссию св. Германа , еп. Автиссиодурского (Осерского), в Британию. Проспер Аквитанский писал, что усилиями некоего Агриколы, сына еп. Севериана, пелагианство получило широкое распространение в Британии (ecclesias Brittaniae dogmatis sui insinuatione corrumpit). В 429 г. К. направил в Британию еп. Германа Автиссиодурского, наделенного полномочиями папского легата (uice sua), к-рый вернул британцев к истинной вере (deturbatis hereticis Britannos ad catholicam fidem dirigit - Prosper. Chron. 1301//MGH. AA. T. 9. P. 472; Idem. Contr. Collat. XXI 2//PL. 51. Col. 271). Однако в Житии св. Германа, составленном Констанцием Лугдунским (Лионским), ничего не сказано об участии К. в организации миссии Германа. Согласно Житию, прибывшие из Британии делегаты известили галльских епископов о распространении пелагианства. Был созван Собор, участники к-рого отправили в Британию св. Германа и св. Лупа, еп. г. Трикассы (ныне Труа), к-рым удалось искоренить ересь ( Const. Lugd. Vit. Germ. 12-18). Проблемы, связанные с противоречивыми свидетельствами источников и обстоятельствами миссии св. Германа и св. Лупа, в наст. время остаются предметом внимания исследователей (см.: Markus R. A. Pelagianism: Britain and the Continent//JEcclH. 1986. Vol. 37. N 2. P. 191-204; Bonner G. The Pelagian Controversy in Britain and Ireland//Peritia. 2002. Vol. 16. P. 144-155; Barrett A. A. Saint Germanus and the British Missions//Britannia. L., 2009. Vol. 40. P. 197-217; Charles-Edwards T. M. Wales and the Britons, 350-1064. Oxf., 2013. Р. 181-185). Под 431 г. в «Хронике» Проспера Аквитанского сообщается о том, что К. направил в Ирландию 1-го еп. Палладия (Ad Scottos in Christum credentes ordinatus a papa Caelestino Palladius primus episcopus mittitur - Prosper.

http://pravenc.ru/text/1684145.html

Ни раньше, ни потом вероучительные различия между Востоком и Западом не обсуждались так подробно, как в спорах, имевших своим средоточием Лионский Собор 1274-го года и особенно Флорентийский 1439-го года. Дискуссия кончилась ничем, единение не состоялось, но форма, которую вероучительные вопросы обрели за эти два века, и впредь определяла характер взаимоотношений между двумя Церквами. Роль Флорентийского Собора в реформаторском богословии 15-го века мы рассмотрим в 4-м томе, здесь же заметим, что как Флорентийская уния, совершившаяся менее чем за пятнадцать лет до падения Константинополя, так и ее отвержение должны рассматриваться как одно из свидетельств последнего расцвета византийского православия. Кроме того, в 16-м и 17-м веках все это помогло Востоку определить самобытные черты православного вероучения. Определение восточной самобытности Переговоры о воссоединении, пришедшиеся на поздний период существования Византийской империи и проходившие в Лионе и Флоренции, показали, насколько неясной остается позиция Востока по многим вопросам. Скажем еще раз, что только в ответ на критику Запада и его вероучительные формулы Восток впервые смог достичь некоторой концептуальной ясности в изложении своего вероучения. Например, чудесное изменение, совершающееся в евхаристии, греки именовали словом «metousiosis», что представляло собой буквальный перевод схоластического термина «транссубстанциация» пресуществление 2802 и что, вероятно, никогда не стало бы концепцией греческого богословия, если бы не пришло с Запада. Однако этот же пример дает основание считать, что сами по себе споры в Лионе и Флоренции были недостаточными для того, чтобы поднять вопрос об окончательном определении сути восточного вероучения, поскольку, несмотря на предысторию своего появления в греческом богословии, термин «metousiosis», не стал официально признанной частью восточного вероучения и оставался таковым до тех пор, пока на арену не вышел третий участник полемики между Востоком и Западом – богословие протестантизма. О роли Реформации в развитии вероучения мы подробно поговорим в 4-м томе, однако в силу ее влияния на греческое христианство этот вопрос касается и того, о чем мы говорим сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как высший законодатель в церкви, папа властен созывать вселенские соборы, председательствовать на них, предлагать им свои намерения и утверждать соборные решения, диспенсировать от канонов и последующих постановлений, канонизировать святых, объявлять новые мощи, устанавливать, отменять и переносить праздники и посты и проч. Как высший администратор, папа полномочен назначать кардиналов, избирать епископов, утверждать или отстранять избранных, низлагать их, назначать коадъюторов и титулярных епископов, учреждать епископии, разделять, соединять и ограничивать их, посылать в разные страны викариев, отчуждать церковные имущества, давать на это согласие или воспрещение и проч. Как высшему церковному судье, папе принадлежат права штрафовать всех епископов, судить и низлагать их, разрешать споры между собой разных епископов, настоятелей монастырей и монашеских орденов, защищать невинных, кто бы они не были и от кого бы не страдали и вообще решать все судебные дела в последней инстанции (см. Vermanender, S. 289–290; Richter, S. 201–202; Schulte, S. 188–189). 1735 Frantz, S. 104; Vermanender, S. 293; Richter, S. 203; Schulte S. 193–194; Phillips. В. V, S. 599–608. 1738 Может ли что-либо, кроме смерти, лишить папу его полномочий в церкви – этот вопрос, в современном католическом праве, впрочем, ещё не решён. Но, с провозглашением папской непогрешимости, он, кажется, и не может быть решён иначе, как в отрицательном смысле. 1739 См. Schulte, § 25; Phillips, S. 729–839; Richter, § 139; Vermanender, § 170. Современный чин папского избрания основывается главным образом на постановлениях соборов: латеранского III (от 1179 г.), лионского II (1274), венского (от 1311 г.). (Richter, S. 268; Vermanender, S. 283). 1740 Phillips. В. V, S. 853–891; Schulte, S. 199; Vermanender, S. 283–286; Richter, S. 268–269; Frantz, S. 105–107. 1748 Frantz, S. 113–114; Vermanender, S. 320; Richter, S. 215–216. Кроме архиепископов, в современной церковно-правительственной номенклатуре католической церкви встречаются ещё названия: «патриарх» и «примас».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Сохранилось ок. 400 рукописей с Новеллами Иннокентия IV (см.: Казбекова. Рукописная традиция. 2014); в большинстве из них Новеллы даны как приложения или вставки в «Liber Extra» и реже как самостоятельный свод. Текст Новелл из разных собраний сохранился также в относящихся к сер. XIII в. папских регестах и в одном из статутов папской канцелярии, в «Chronica maiora» англ. хрониста Матвея Парижского , а также в составе «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (кроме Новеллы «Praesenti decreto» (Collectio III, N 2 - нумерацию Новелл принято давать по наиболее полному своду «Collectio III»)). В ватиканских регестах Иннокентия IV (Archivio Segreto Vaticano. Regesta. T. 21. Fol. 210r-211v) зафиксированы 12 из 22 Новелл, входивших в состав «Collectio I». Вместе с 5 главными декретами Л. С. (о финансовой помощи Латинской империи и другим гос-вам крестоносцев («Arduis mens», «Perennis obtentu»), о новом крестовом походе на Св. землю («Afflicti corde»), о борьбе против татар («Christianae religionis»), об улучшении финансового положения обремененных долгами капитулов и мон-рей («Cura nos»)) они без указания даты и под неправильным, как полагал Куттнер, титулом «Institutiones (вместо Constitutiones) facte in concilio generali apud Lugdunum» помещены в конце раздела, содержащего litterae curiales Иннокентия IV за 2-й год его понтификата (июнь 1244 - июль 1245). В регестах представлен один из ранних вариантов Новелл (по мнению исследователей, litterae curiales - грамоты, составлявшиеся по инициативе Римской курии, а не ходатаев,- регистрировались не по оригиналам, а еще на стадии черновиков - Bresslau H. Handbuch der Urkundenlehre f. Deutschland und Italien. Lpz., 19122. Bd. 1. S. 117; Kuttner. 1940. S. 102); вероятно, текст этих Новелл близок к соборной редакции. Последовательность постановлений в регестах отличается от окончательной редакции «Collectio I» (Collectio III, N 1, 2, 5, 9, 12, 14, 16, 3, 17, 18, 26, 37; см.: Kuttner. 1940. S. 80-81). Восходящий к папским регестам текст вводной буллы «Cum nuper» и 8 Новелл-постановлений из «Collectio I» (Collectio III, N 1, 2, 5, 9, 12, 14, 16, 3) был включен в состав статутов (ordines) Римской курии, оформившихся в понтификат Иннокентия IV ( Tangl M. Die päpstlichen Kanzleiordnungen von 1200-1500. Innsbruck, 1894. S. 55-57). Известны 2 поздних списка кон. XIV - нач. XV в. в кодексах Paris. lat. 4169 и Vat. Ottob. lat. 911 (тексту буллы и Новелл предпослан заголовок «Sequuntur alique constitutiones facte in concilio Lugdunensi»). Помимо 8 декретов Л. С., касающихся работы куриальных судов (статуты 2-9), в текст статутов включены еще 9 постановлений о делопроизводстве и судопроизводстве в папской курии (статуты 10-18), к-рые, как полагал издатель этих статутов М. Тангл, были составлены в Лионе в первые годы понтификата Иннокентия IV (Ibid. S. XLV).

http://pravenc.ru/text/2110518.html

Лит.: Karajan T., von. Zur Geschichte des Concils von Lyon, 1245//Denkschriften der Kaiserlichen Akad. der Wiss. in Wien. Phil.-Hist. Cl. 1850. Bd. 2. S. 67-118; Tangl M. Die sogenannte «Brevis Nota» über das Lyoner Concil von 1245//MIÖG. 1891. Bd. 12. S. 246-253; idem. Die päpstlichen Kanzleiordnungen von 1200-1500. Innsbruck, 1894; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. 1913. T. 5(2). P. 1633-1679; 1914. T. 6(1). P. 153-209; Vernet F. Lyon, Ie concile oecuménique de//DTC. 1926. Vol. 9. Pars 1. Col. 1361-1374; Kantorowicz E. Kaiser Friedrich der Zweite. B., 1927. 2 Bde; Kuttner S. Die Konstitutionen des ersten allgemeinen Konzils von Lyon//Studia et documenta historiae et juris. R., 1940. Bd. 6. S. 70-131; Kessler P.-J. Untersuchungen über die Novellengesetzgebung Papst Innocenz " IV//ZSRG.K. 1942. Bd. 31. S. 142-320; 1943. Bd. 32. S. 300-383. 1944. Bd. 33. S. 56-128; Грабарь В. Э. Вселенские соборы XII-XV вв. как органы международного общения//ВИ. 1945. Вып. 3/4. С. 86-98; он же. Вселенские соборы зап.-христ. церкви и светские конгрессы XV в.//СВ. 1946. Вып. 2. С. 253-277; Watt J. Medieval Deposition Theory: A Neglected Canonist «Consultatio» from the 1th Council of Lyons//Stud. in Church History. L., 1965. Vol. 2. P. 194-214; Cleve T., van. The Emperor Frederick II of Hohenstaufen: Immutator mundi. Oxf., 1972; Wolter H., Holstein H. Lyon I, Lyon II. Mainz, 1972. S. 141-266; Kempf F. Die Absetzung Friedrichs II im Lichte der Kanonistik//Probleme um Friedrich II/Hrsg. J. Fleckenstein. Sigmaringen, 1974. S. 345-360; Horst E. Friedrich der Staufen: Eine Biographie. Düsseldorf, 1979; Vaughan R. Matthew Paris. Camb., 1979; Benois-Mechin J. Frédérick de Hohenstaufen ou le rêve excommunié (1194-1250). P., 1980; Hilpert H.-E. Kaiser- und Papstbriefe in den «Chronica majora» des Mattaeus Paris. Stuttg., 1981. S. 191-204; Stadler H. Päpste und Konzilien: Kirchengeschichte, Personen, Ereignisse, Begriffe. Düsseldorf, 1983; Roberg B. Zur Überlieferung und Interpretation der Hauptquelle des Lugdunense I von 1245//AHC.

http://pravenc.ru/text/2110518.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010