Архив Пн Братское послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 12 апреля 2005 г. 15:30 6 октября 2001 года под председательством Святейшего Патриарха Алексия II  состоялось  очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. Участники заседания обратились с братским посланием к членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, назначенного на 23 октября 2001 года. Всечестные архипастыри и пастыри участники Собора, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Еф. 1:2)! В преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей Священный Синод, епископат, клир и вся Полнота Русской Православной Церкви с особым усердием возносят молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения чад Матери-Церкви, в рассеянии сущих, со своими единоверными братьями в России. Минул трагический двадцатый век, в котором Россию и ее Святую Церковь постигла година тяжких искушений. Великим грехом богоотступничества соблазнилось народное сердце. В духовном помрачении разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась дарованная человеку Богом свобода, хитон церковный раздирали враги внутренние и внешние. Русская Церковь взошла на свою Голгофу и исполнилось евангельское пророчество Спасителя, когда в богоборческом соблазне предал… брат брата на смерть, и отец сына; и восстали дети на родителей, и умертвили их (Мф. 10: 21). Однако верен Бог в Своих обетованиях, и, восходя на крест, православная Россия верила в свое воскресение. Ведь, по слову Апостола, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 38-39). Кровью сотен тысяч мучеников и исповедников был омыт лик Земли Русской, и наша страна выстрадала свое исцеление от тяжкой болезни. По святым молитвам новоявленных угодников Божиих пало, наконец, иго воинствующего безбожия.

http://patriarchia.ru/db/text/4896310.ht...

Беседа 85 «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя». ( Матф. 26:67–68 ) Безмерность преступления ругавшихся над Христом. – Страдания Спасителя – наша похвала. – Причина отречения Петра. – Согласие повествований Матфея и Марка об этом событии. – Бесполезность раскаяния Иуды. – Сознание преступления лишает оправдания осудивших Христа. – Преступление осудивших обличается их собственными действиями. – Против милости, приносимой от прибытков любостяжания. – Скорбь проповедника о необходимости заниматься служителям церкви мирскими попечениями ради дел милосердия. 1. Для чего они это делали, если хотели умертвить Его? Что была за нужда в таком издевательстве? Разве та, чтобы видел ты наглый нрав их? Подлинно, как будто найдя добычу, они обнаруживали свое исступление: порывались бешенством, совершая это торжество, со злобной радостью бросались на Него, выказывая убийственный свой нрав. Подивись же любомудрию учеников: с какой тщательностью они повествуют об этом! Здесь ясно обнаруживается их любовь к истине; то, что кажется бесчестным, они пересказывают со всей точностью, ничего не утаивают, ничего не стыдятся, но еще и за великую честь считают, – и справедливо, – что Владыка вселенной благоволил понести за нас такие страдания. Это показывало неизреченную Его попечительность и непростительную злобу тех, которые со столь кротким и тихим поступали так, как только может поступать лев с агнцем. Ничего, ничего здесь не опущено, ни с Его стороны – в кротости, ни с их – в злобе и жестокости на словах и на деле. Все это предвозвестил и пророк Исаия, так, в кратких словах, выражая это поношение: «как», говорит, «многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих» ( Ис. 52:14 ). Что может сравниться с этим оскорблением? На то самое лицо, увидев которое устыдилось море, от которого солнце, узрев на кресте, скрыло лучи свои, – на то самое лицо плевали, то самое лицо заушали, били по голове, безмерно увлекаемые своим неистовством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Благодарю Господа, даровавшего мне слезы покаяния и умиления во грехах моих и с ними жизнь из мертвых, мир, свободу духа. От нищего ушел домой, а ему было надо получить милостыню. Грешник, грешник! Искренно ли каешься? Сознаешь ли ты хорошо бесконечную важность дела твоего спасения и весь ужас вечной погибели, ожидающей грешников нераскаянных? Чувствуешь ли сердцем всю истину этих слов Спасителя: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мк. 8, 35 – 37 )? А между тем ты это делаешь, с жадностью собирая имение, особенно деньги, и предаваясь жестокосердию и немилосердию, скупости относительно бедных или невоздержанию, чревоугодию, лакомству, честолюбию – вообще живя миру, а не Богу, плоти, а не духу! Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу совершить сегодня (четверг Пятой недели поста, 27 марта) утреню с великим каноном святого Андрея Критского и литургию Преждеосвященную. Благодарю Господа, возвеселившего меня неизреченно, как младенца на руках матери, причащением пречистых, бессмертных, животворящих и страшных Своих Таин Пречистого Тела и Крови Своей. Благодарю Господа, отъявшего от сердца моего тесноту в гимназии, когда я восчувствовал в сердце неприязнь к директору за долговременное обхождение меня наградою. Я раскаялся в этом чувстве, счел эту награду за пустое тщеславие. Благодарю Господа, отъявшего опять тесноту мою сердечную во время повечерия в церкви, когда я заметил дьячку Зрелову, сидевшему в алтаре, что он скоро устает. Раскаялся и в этом, молил Господа, да помилует, да исцелит, да пременит неприязнь мою на любовь – и стало так, и я успокоился, и широко стало на сердце моем. Опять после повечерия, когда стала теснота на сердце от невыговаривания прощения пред мирянами, я обратился к Господу с покаянием и, вышедши из алтаря, воззрел на лик Его, ввел Его мысленно в сердце свое, облекся в Него, как в ризу правды, – и вдруг почувствовал мир и свободу. Слава Господу за всё сие! Не оставляет меня грешника Господь, но непрестанно посещает милостью и спасением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» . Народ оцепенел. Новые, неслыханные слова! Из какой дивной книги взял Он их? И снова поднял Христос руку Свою, и снова благословил народ. Как один человек все тихо опустились на колени, и только несколько детей робко подошли к Нему. Старушка Макаровна, торговка семянками, рыдала, прижимаясь морщинистой головой к сырой земле. – Батюшка… родименький… – шептала она, – пришел Утешитель, Спаситель наш. Уже больше никто не спрашивал: «Кто это?» Сердце узнало – Кто. Долгие годы оно ждало этих слов, этого голоса. Теперь оно рвалось навстречу Ему. – Говори, говори, Учитель!.. А Он стоял, и светлый лик Его становился задумчив, тень скорби ложилась на нем. Расталкивая народ локтями, городовой кричал: – Это что за толпа? Что тут такое?… Где? Кто тут?… – Он искал глазами. – Расходитесь, расходитесь… Вам говорят! Добром просят… Толпа медленно стала расходиться. А с холма снова раздался таинственный голос: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» . Толпа снова замерла. Городовой с удивлением посмотрел на холм: – Ты что орешь?! По какому праву народ собрал? Проходи, а то в участок отправлю. Ну, слышишь!.. И вы, братцы, расходитесь… а не то… Он стал расталкивать народ в разные стороны. – Дай послушать-то доброго человека, – сказал старичок. – В церковь ступай, там и слушай. А не то – в участок. – Нехристь ты… – Ну, не разговаривать! И снова с холма, словно радостный звон, прозвучал тот же голос: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня…» – Да что я, шучу, что ли! – закричал городовой. – Марш с холма! Что за беспорядок! Толпа нерешительно потянулась к городу. Христос, опустив голову, пошел за ней. – Обязательное постановление читал? – строго спросил его городовой. Христос молча покачал головою. – Не велено сборищ делать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

«Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 ). »В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего для очищения грехов наших» ( 1Ин. 4:10 ). " Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» ( Рим. 5:10 )... ... Но вот совершилось все, определенное в Предвечном Совете Святой Троицы, составлявшее «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым» Божиим ( Кол. 1:26 ). После напряженнейших событий на Голгофе наступила необычная, полная трепетного величия тишина. Благообразный Иосиф с Никодимом приступили к последнему благоговейному служению Умершему... И вместе с тишиной пришел суд! – Не тот последний Страшный суд, который совершится при конце мировой истории. Не то неотвратимое праведное воздаяние за всякое дело и слово человеческое, которое имеет произойти во второе и славное пришествие Сына Человеческого. Но суд человеческой совести, суд, зовущий к покаянию и обращению, суд, стремящийся пробудить человека, спасти его от душевной черствости, суд напоминающий, умоляющий, милующий... Но при всем том неустранимый после того, как «свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ). И теперь, пред этим смертным ложем нашего Искупителя, стоим и мы с вами, возлюбленные братия и сестры, на этом предварительном суде, о котором возвещал еще пророк Божий Малахия, говоривший: »Кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» ( Мал. 3:2 ). Всмотримся прилежно в этот умиротворенный и благостный Лик Прекраснейшего «паче всех сынов человеческих» ( Пс. 44:3 ), в эти сомкнувшиеся очи и уста Божественного Всеведца и Учителя Правды, в эти спасительные язвы принесенного на алтаре Правды Божией в жертву за нас Предвечного Агнца, взявшего на Себя грех мира!.. Разве не для того сомкнулись эти очи, чтобы мы поняли, что в небрачной одежде души, в раздранной и безобразной ризе наших страстей и пороков невозможно нам устоять пред всевидящим взором нашего Создателя и Судии, о Котором Тайнозритель Иоанн Богослов говорит нам, что «очи Его – как пламень огненный» ( Откр. 1:14 )... Разве не потому сомкнулись эти уста, что мы, омраченные множеством грехопадений, еще так нравственно далеки от возможности приблизиться к Нему и услышать Его святые призывающие слова: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 )... Разве не слышится нам в этой священной тишине, в «веянии тихого ветра» ( 3Цар. 19:12 ) благодати Божией, осеняющей этот Живоносный Гроб, кроткий молящий призыв нашего Господа: сын Мой . . . дочь Моя! Я все сделал для тебя . . . «отдай сердце твое Мне» ( Притч. 23:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Божественная же благодать делает всякого человека, с верою прибегающего ко Спасителю, новым (см.: Еф.2:14, 4:24 ; Гал.6:15 ; Кол.3:10 ), свободным (см.: 2Кор.3:17 ) творением: Итак, кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор.5:17 ), мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10, 4:21–24 ). Она преображает людей (см.: 2Кор.3:18 ), сообщает им чистоту чувств и мыслей перед лицом Бога (см.: Гал.5:22–23 ; Еф.4:29–32 ), научает, чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. ( Тит. 2:12–14 ). «Те же, которые худо пользуются своей свободной волей и противятся благодати, своей нераскаянностью и греховным образом жизни, сами обрекают себя на погибель и духовную смерть, то есть на лишение возможности находиться в общении с Источником вечной жизни» 146 . В 1-й главе Послания к Римлянам апостол Павел раскрывает ход отпадения человека от Бога, от истинного боговедения и богопочтения к идолопоклонству и (в результате умножения чувственности) в грех блуда и телесную нечистоту (см.: Рим.1:21–31 ): – Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили ( Рим.1:21 ). «Первая степень нисподения, по толкованию святителя Феофана Затворника , есть богозабвение, когда выпадает из сознания пресветлый и предивный лик Божества; Бог забывается, – и помышление о Нём редко вспадает на ум. Вместе с сим охлаждаются и религиозные чувства к Богу, и страх Божий испаряется. Бог превращается в нечто мысленное и перестаёт заправлять всеми внутренними движениями человека. Сердце уже не славит и не благодарит Бога, хотя язык читает славословия и благодарения» 147 ; – ...но осуетились в умствованиях своих ( Рим.1:21 ). Вторая степень – когда все помышления, все планы и все цели жизни заключены в одном: «...как устроить земное счастие, чувственными услаждаясь благами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 614 году персы, по-теперешнему жители Ирана, – овладели Иерусалимом и храмом и похитили Крест Господень. Через 14 лет, в 628 году Крест был снова возвращён в Иерусалимский храм. С этого времени установлено было во Вселенской Церкви повсеместное празднование Воздвижения Животворящего Креста Господня для всеобщего поклонения ему. Все мы знаем, братия и сестры, что всеобщее поклонение Кресту Господню установлено потому, что на нём Господь перенёс мучительные страдания и самую смерть ради нашего спасения. В сегодняшнем евангельском чтении святая Церковь напоминала нам, как Спаситель был судим, приговорён к распятию и как был распят на Кресте Голгофы. Во дворе Пилата сначала били Его, терновым венцом окровавили главу и лик Его, потом кричали Пилату: распни, распни Его. Когда Пилат сказал толпе, что не находит в нём вины, то они ещё сильнее кричали: возьми, возьми, распни Его. Тогда, – говорит евангелист, – он предал Его им на распятие ( Ин. 19:16 ). И распяли Его на голгофском Кресте и с Ним двух разбойников по ту и другую сторону от Него. Если разбойники, братия и сестра, были распяты потому, что были разбойниками, по делам своим ( Лк. 28:41 ) получившие наказание, то за что был распят невинный, безгрешный, никому никакого зла не сотворивший Христос? – Он был распят не за Себя, не за Свои дела, а за дела людей, за их грехи, за наши грехи и не по Суду Пилата и Синедриона, а по изволению Божию ( Ин. 19:11 ), допустившему этот суд по неизреченной любви Божией, пожелавшей через искупительные страдания и смерть Христа избавить нас от грехов, мучений и вечной смерти за них. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ...ибо не судить мир, но спасти мир пришёл на землю Христос ( Ин. 3:6, 17 ). И вот смотрите, что произошло на Кресте Голгофы. На Кресте Он изъязвлен был за грехи наши, мучим за беззаконие наши, наказание мира нашего на Нём, язвою Его мы исцелились ( Ис. 53:5 ). Как переносил, как чувствовал на Кресте невинный Страдалец? На Кресте Он молился за распинателей Своих! Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Лк. 23:34 ). На Кресте Он поручил осиротевшую Мать Свою возлюбленному ученику Своему, сказав: Жено, се Сын Твой, а ученику: Се Матерь Твоя ( Ин. 19:26–27 ). На Кресте Он помиловал уверовавшего разбойника и даровал ему Царствие Небесное, сказав: Сегодня же ты будешь со Мною в раю ( Лк. 23:43 ). На Кресте Христос никого не забыл. Он забыл только Себя Свои страдания. И когда пришёл им конец, Он сказал: Совершилось и, склонив голову предал Дух Свой Отцу Своему ( Ин. 19:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

В его святости есть две стороны: первая то, что он невинно пострадал, за то он и называется страстотерпцем. Он не за веру Христову пострадал. Нет. Но он пострадал невинно, такие люди называются страстотерпцами, они тоже есть среди Всех Святых. Вторая сторона святости – то, что он еще был младенец. Вспомним при этом слова Господа: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в царство небесное» ( Мф. 183 ). Детскому возрасту дана особая благодать от Бога – воспринимать все так просто, как оно есть. Вспомним, как Святая Церковь молится об умерших по воле Божией во младенческом возрасте: «Еще молимся о упокоении блаженного младенца (имя его), и о еже по неложному Своему обещанию, небесному Своему царствия того сподобить». Итак, хотя мы и молимся об упокоении его души, но тем не менее мы уже веруем, что Господь исполнит в отношении его Свое неложное обещание: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть царство Божие» ( Мк.10:14 ). Каждый должен сам понять, в чем же заключается особое свойство детей? Мы живем на земле, стараемся трудиться, подвизаться, сделать что-то хорошее и самим стать лучше. Мы должны двигаться вперед и становиться лучше, и хотя многие из нас этого достигают, но каждый должен вспомнить о том, каким же он был еще ребенком, и не потерял ли он тех добрых детских свойств? Какие же детские свойства можно отметить? Правдивость, искренность; дети легко воспринимают благовестие святой веры, принимают его сразу, почему и сказал Спаситель: «Кто не примет царствия Божия, как дитя, тот не войдет в Него» ( Мк.10:15 ). Потому что для того, чтобы войти в Царство Небесное, нужна вера, и эта вера должна быть самой простой, самой легкой, такой верой, которую имели мы в детстве. Надо наблюдать за собой, не ожесточились ли мы? Не помрачилась ли вера наша какой-нибудь жестокостью, или сомнением, или равнодушием? Нам надо вернуться к тому, что мы имели в детстве, и этому пример – святой царевич Димитрий – отрок, и страстотерпец, и молитвенник о душах наших. Отрок, которого Господь принял в лик Святых Своих и сделал велики чудотворцем. Его же молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

В западной церкви существует предание об образе св. Вероники, которая подала Спасителю, идущему на Голгофу, полотенце, чтобы Он вытер Свое лицо. На полотенце остался отпечаток Его лика, который позже попал на запад. В Православной Церкви принято изображать Спасителя на иконах и фресках. Эти изображения не стремятся передать в точности Его внешний вид. Они скорее являются напоминаниями, символами, возводящими нашу мысль к Тому, Кто на них изображен. Глядя на изображения Спасителя, мы вспоминаем Его жизнь, Его любовь и сострадание, Его чудеса и учение; вспоминаем, что Он, как вездесущий, пребывает с нами, видит наши трудности и помогает нам. Это настраивает нас молиться Ему: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас!» Лик Спасителя и все Его тело запечатлелось также на так называемой Туринской плащанице – длинном полотне, в котором, по преданию, было завернуто снятое с Креста тело Спасителя. Изображение на плащанице удалось увидеть только сравнительно недавно с помощью фотографии, специальных фильтров и компьютера. Воспроизведения лика Спасителя, сделанные по Туринской плащанице, имеют поразительное сходство с некоторыми древними византийскими иконами (совпадая иногда в 45-ти или 60-ти точках, что, по мнению специалистов, не может быть случайно). Изучая Туринскую плащаницу, специалисты пришли к выводу, что на ней отпечатлелся человек лет 30-ти, ростом 5 футов, 11 дюймов (181 см. – значительно выше своих современников), стройного и крепкого сложения. Учение Господа Иисуса Христа О своем учении Иисус Христос говорил так: Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины, слушает гласа Моего ( Ин.18:37 ). Поэтому мы должны с благоговением принимать каждое слово Христа как абсолютную и непреложную истину и на нем строить свое мировоззрение и жизнь. О Себе Самом Иисус Христос учил, как о Спасителе человечества: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее... пришел для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (искупления – выкупа, спасения; Мф.18:11,20:28 ). Сын Божий взял на Себя миссию спасения людей, исполняя волю Своего Отца, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

в) На Литургии антифоны заимствуются из тех псалмов, в которых изображается небесная проповедь, исходящая во весь мир ( Пс.18 ) – ясный образ проповеди евангельской, на которую посвящены апостолы огненными языками Духа; – обещается помощь от Святого и заступление от Сиона ( Пс.19 ) – совершеннейшее исполнение чего видим ныне в Сионской горнице, – и воспевается Божия сила и благословение благостынное, венчающее верного помазанника Божия ( Пс. 20 ) – Самого Иисуса Христа, Которому Бог Отец желание сердца дал есть, и хотения устну Коего не лишил – в ниспослании апостолам Св. Духа. Лик присовокупляет к стихам псаломским моление к Спасителю и к Св. Духу: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас! Спаси ны, Утешителю благий, поющия Ти: аллилуиа!» Апостол представляет величественное описание воспоминаемого события: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать... Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их.. говорящих на разных языках о великих делах Божиих» ( Деян.2:1–11 ). В Евангелии ( Ин.7:37–52 ) Господь возглашает к народу: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, – говорит евангелист Богослов, – Которого имели принять верующие в Него». Последняя, таинственнейшая, часть Литургии, самым священнодействием напоминает нам сошествие Св. Духа. Заметим при сем, что при освящении Даров священник всегда молитвенно воспоминает ниспослание Св. Духа на апостолов, и призывая того же Духа, говорит: «Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися» г) Вечерня непосредственно следует в сей день за Литургией. Молитвы, читаемые на Вечерне с коленопреклонением, возвышают душу к самому престолу всесвятой Троицы и вместе заставляют глубоко чувствовать всю нашу бедность и виновность перед Богом, возбуждают и утверждают веру, любовь и упование, и столь полны, что объемлют всех, не только живых, но и умерших, отец и братий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010