В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из этого 118-го псалма: Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое ( Пс. 118:97–101 ).Как правильно читать 17-ю кафизму. Дома она читается так же, как и всякая другая. 1-й, 2-й, 12-й, 22-й, 25-й, 29-й, 37-й, 58-й, 66-й, 72-й, 73-й, 88-й стихи кафизмы читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)». Окончательные стихи первой половины кафизмы (92-й, 93-й): Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня – поются трижды. После этого еще раз повторяется припев. Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи 94-й, 107-й, 114-й, 121-й, 131-й, 132-й, 133-й, 142-й, 153-й, 159-й, 163-й, 170-й читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)». В заключение поются трижды конечные стихи 118-го псалма (175-й, 176-й): Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. После них еще раз повторяется припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся. После «Славы» читается молитвенное прошение. После кафизмы читаются положенные тропари (они указаны сразу после 118-го псалма в молитвослове), а за ними 50-й псалом и тропари непорочны, или тропари за упокой (всего их восемь) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках). 1) Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую: да обрящу и аз путь покаянием; погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя (Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я – потерянная овца. Спаситель! Воззови, подай мне голос, найди и спаси меня).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Вот восстану! Злокозненным отомщу! Дуновеньем спасительным повею на угнетенных. Слово Господне — добро, речения Его ясные, истинные. они — беспримесное серебро, семижды и семижды очищенное. Господи! Укрой же слабого, невинного защити! Пусть след потеряет враг, преследователь собьется с пути. И, как возвысился низостями злодей, — так да падет, и станет презренным в глазах людей. Псалом 12. Канонический русский перевод 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? 3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]? Доколе врагу моему возноситься надо мною? 4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; 5 да не скажет враг мой: . Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь. 6 Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, [и буду петь имени Господа Всевышнего]. Н. Гребнев - Псалом 12 Я говорил и говорю опять: Ты, Боже, будешь забывать доколе Меня, что страждет здесь в земной юдоли, Ты лик свой будешь от меня скрывать доколе? Доколь печали быть в душе моей И скорби в сердце у меня гнездиться? Врагу, что и грешней меня и злей, Доколе надо мною возноситься? О Господи, мне очи просвети И не сведи со своего пути, Не дай уснуть мне сном без пробужденья. Не сделай так, чтоб недруг мой посмел Гордиться, что меня он одолел. Призри меня, услышь мои моленья! Не дай мне, Господи, дойти до края, Чтоб я поколебался пред врагом. Молюсь я о спасении святом И на Твою лишь милость уповаю, Чтоб славу петь Тебе своим псалмом! Н. Басовский - 13-й псалом (Давида) Доколе, о Боже, Ты будешь не помнить меня? Доколе Твой лик будут застить обычные лица? Доколе мне жить, своё сердце печалью казня? Доколе врагу моему надо мной возноситься? Услышь меня, Боже, и выставь злодею предел, и смертные сны отведи ослепительным светом, чтоб враг не сказал никогда, что меня одолел, чтоб он не гордился, что я пошатнулся при этом.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

...Впереди беды, наказания, отступление благодати, муки – и, может быть, – такое страшное отпадение от истины в заблуждение, что концом будет – ад... ...Не все это сразу переживалось, – но страх и боль стояли в душе... И вдруг: «Не бойся: Я – твой Искупитель!»... То есть что же это означало?.. Вот тут-то нужно бы не «говорить», – а другого человека поставить на тот момент в душу мою, чтобы он «видел» своими глазами... Но все же расскажу... Господь Иисус Христос, – именно Он, Сын Божий, Богочеловек, Искупитель, а не Бог Отец, не Бог «вообще», – предстал моей душе... Предстал БЛАГИМ. Уже это как дорого было... Предстал... в тяжелую минуту (или даже дни недели), предстал, явился , чтобы помочь душе скорбящей. Предстал САМ. То есть не ангела послал, не святого ко мне, – а Сам Господь, Сын Божий, – предстал. Если бы вы спросили: « Как предстал? " Конечно, это не было «видение», а внутреннее ощущение близости или появления Его. Однако я хорошо знаю, что Он предстал не как «Бог», – а как Богочеловек, как сродный нам , людям, как « наш » (припомните объяснение на Рождество). И притом – как ПОСРЕДНИК между Богом (Отцом) и многими вообще людьми... ...Казалось мне, что Он и человеческий лик имел. Но это для меня тогда не имело значения; я не останавливался на этом, как на несущественной стороне. Было более важно другое, – не человеческое в Нем, а наоборот, – Божественное, что Он – ГОСПОДЬ: ибо только Бог МОГ успокаивать с такою властью и основанием (то есть имея на то успокоение вседовлеющие основания). Ибо никакой «человек» не мог бы даже и дерзнуть (скажу образно) «загораживать собою» другого «от Бога» – или «укрывать», «покрывать»... Это имел власть и силу сделать только Тот, Кто имел на это право... Только равномогущий Господь Бог ! Сын Божий! И я знаю, что «Представший» есть Бог! Человеческий же лик нужен был для того, чтобы показать, что Он не только Бог, – и Человек... даже более: потому-то Он и Посредник, ЧТО ОН ЧЕЛОВЕК, – что мы – Его . Как «наш Ходатай», Он близок нам – «свой»; Он – «Спаситель» наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И потом возглашает: Слава Тебе Богу благодетелю нашему во веки веков. Лик: Аминь. Потом поют Славословие: «Слава в вышних Богу» и «Святый Боже». Или, вместо этого, поют песнь св. Амвросия, епископа медиоланскаго: Тебе 2450 Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем. Тебе превечнаго Отца вся земля величает: Тебе вси Ангели, Тебе небеса и вся Силы, 2451 Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными гласы 2452 взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея! Тебе преславный апостольский лик, 2453 Тебе пророческое хвалебное число, 2454 Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство; 2455 Тебе по всей вселенней исповедует святая Церковь : Отца непостижимаго величества, покланяемаго 2456 Твоего истиннаго и единосущнаго Сына, и Святаго утешителя Духа. Ты Царю славы Христе, Ты Отца присносущный Сын еси: Ты ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго 2457 чрева, Ты, одолев смерти жало, 2458 отверзл еси верующим царство небесное: Ты одесную 2459 Бога седиши во славе Отчей: 2460 Судия приити веришися. 2461 Тебе убо просим, помози рабом Твоим, их же честною кровию искупил еси: сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя Господи, и благослови достояние 2462 Твое, исправи я 2463 и вознеси 2464 их во веки; во вся дни благословим Тебе, и восхвалим имя Твое во век и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя; на Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки, аминь. Диакон: Премудрость. Поющие: Честнейшую Херувим; Слава и ныне, Господи помилуй (трижды). Благослови. Иерей творит обычный дневной отпуст. По отпусте, десницею благословляя народ, говорит: Благословение Господне на Вас, Того благодатию, и щедротами, и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Апостол к Тимофею Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех, Ему же честь и слава во веки веков, аминь. Апостол к Ефесянам

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем (97). Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною (98). Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих (99). От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое... (101). Как правильно читать 17-ю кафизму. Дома ее читают так же, как и всякую другую. Стихи кафизмы: 1, 2, 12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88 – читают с припевом: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея)». Окончательные стихи первой половины кафизмы (92, 93): Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня, – поют трижды. После этого еще раз повторяют припев. Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи: 94,107,114,121,131,132, 133,142,153,159,163,170 – читают с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего(ей) раба Твоего (рабы Твоея)». В заключение поют трижды конечные стихи 118-го псалма (175, 176): Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. После них еще раз повторяют припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся. После каждой «Славы» читается молитвенное прошение. После кафизмы читаются положенные тропари (они указаны сразу после 118-го псалма в молитвослове), а за ними 50-й псалом и тропари непорочны, или тропари за упокой (всего их восемь) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках). Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. [Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я – потерянная овца. Спаситель! воззови (подай мне голос, найди) и спаси меня]. Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим. Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати. (Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как овцы, и переселившиеся туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется, молите Его усердно, чтобы Он даровал нам прощение грехов).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

койно взирать на тихий, кроткий лик Спасителя, слабо освещённый лампадой, лик, перед которым обыкновенно изливаю и свои скорби, и свои радости. В молитве своей теперь могу сказать или даже воскликнуть всем моим существом: Спаситель мой, теперь мне не стыдно больше стоять перед Тобой... Я засвидетельствовал, исповедал свою веру и не торгую более Твоим святейшим именем. Епископ Евдоким 25 марта 1905 года. Мышцын В.Н. Раб Иеговы (Исаии XL–LXVI)//Богословский вестник 1905. Т. 2. 7/8. С. 425–435 (3-я пагин.) —425— Он взошёл перед ним, как отпрыск и как росток из сухой земли. Не было в Нём ни красоты, ни величия. Мы видели Его; но не нашли ничего, что привлекало бы нас к Нему. Он был презренным и ничтожным из людей, мужем скорбей и болезней; и мы отвращали от Него лицо своё. Все Его презирали, и мы ни во что ставили Его. Но Он был таков потому, что взял на Себя наши немощи и наши болезни. Мы думали, что Бог изливает на Него праведный гнев Свой, поражает Его, наказывает и уничижает; но Он изъязвлён был за грехи наши, мучим был за беззакония наши. Он принимал наказание, мы приобретали мир, Его ранили, а мы исцелялись. Как овцы блуждали мы, совратившись с пути истины; а Господь возложил на Него все наши грехи. Его истязали, но Он был терпелив и не открывал уст Своих, как овца ведомая на заклание и как агнец пред стригущими его. Смерть освободила Его от уз и суда, но кто из знавших Его подумал: Он исторгнут из земли живых за Преступления народа Моего, за них претерпел Он казнь. Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его. Господу угодно было поразить Его и Он предал Его мучению; но когда душа Его совершит жертву умилостивительную, тогда Он узрит потомство вечное, и рука Его будет исполнять волю Господню. За подвиг души Своей Он будет смотреть и радоваться. Через познание —426— Своё Он, праведник и раб Божий, оправдает многих и преступления их на Себе понесёт. Посему Бог возвеличит Его и возвысит за то, что предал душу Свою на смерть и к злодеям был причтён, тогда как понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По евангельскому сказанию, Иисус Христос возмутился духом при пророчественном созерцании будущих развалин этого прекраснейшего храма и плакал при мысли о предстоящем разрушении самого великого града ( Лк. 19:41–44 ). Он же, по преданию, Сам благоволил отобразить Лик Свой на полотне, когда этот Лик не мог быть воспроизведен искусством живописца, дав через это людям такое художественное произведение, которому в живописи, конечно, не могло быть ничего равного. Религиозно-нравственную живопись признавали и одобряли св. отцы Церкви. Св. Григорий Нисский , как мы видели, относил такого рода живопись к искусствам, происходящим, по его мнению, от Бога 489 . Даже скульптуру, вообще не пользовавшуюся сочувствием в древнем христианстве, признавали св. отцы и готовы были удивляться искусству ваятеля, когда он «из распадающейся глины мог образовать невообразимую красоту художественного произведения» 490 . В христианской Церкви, с первых времен существования принявшей некоторые из этих искусств под свое покровительство, все, по возможности, носит печать красоты: внешнее и внутреннее устройство ее богослужения, ее обряды, торжественные и печальные, и проч. – все исполнено св. поэзии и высокой художественности. Конечно, много не поэтического вносится в это исполнителями ее предначертаний и уставов, но это уже делается не по ее вине, а вопреки ее желанию 491 . Итак, христианство высоко ценит все истинно прекрасное. Что сказал Спаситель, когда одна женщина, по всей вероятности, Мария, сестра Лазаря, во время вечери в Вифании, в доме Симона прокаженного, «приступила к Нему с аловастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» ( Мф. 26:7 ; Мк. 14:3 ; Ин. 12:3 )? «Ученики Его при этом вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» ( Мф. 26:8–9 ). Господь же сказал им: «Что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возлив миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

речи наши гладкие, нам власть, нам почет». Скажет Господь: — Грабить ли попущу? Из груди бедняка исторгать стоны? Вот восстану! Злокозненным отомщу! Дуновеньем спасительным повею на угнетенных. Слово Господне — добро, речения Его ясные, истинные. они — беспримесное серебро, семижды и семижды очищенное. Господи! Укрой же слабого, невинного защити! Пусть след потеряет враг, преследователь собьется с пути. И, как возвысился низостями злодей, — так да падет, и станет презренным в глазах людей. ПСАЛОМ 12 Канонический русский перевод 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? 3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день [и ночь]? Доколе врагу моему возноситься надо мною? 4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; 5 да не скажет враг мой: . Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь. 6 Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, [и буду петь имени Господа Всевышнего]. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 12 Н. Гребнев ПСАЛОМ 12 Я говорил и говорю опять: Ты, Боже, будешь забывать доколе Меня, что страждет здесь в земной юдоли, Ты лик свой будешь от меня скрывать доколе? Доколь печали быть в душе моей И скорби в сердце у меня гнездиться? Врагу, что и грешней меня и злей, Доколе надо мною возноситься? О Господи, мне очи просвети И не сведи со своего пути, Не дай уснуть мне сном без пробужденья. Не сделай так, чтоб недруг мой посмел Гордиться, что меня он одолел. Призри меня, услышь мои моленья! Не дай мне, Господи, дойти до края, Чтоб я поколебался пред врагом. Молюсь я о спасении святом И на Твою лишь милость уповаю, Чтоб славу петь Тебе своим псалмом! Н. Басовский. 13-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский 13-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Доколе, о Боже, Ты будешь не помнить меня? Доколе Твой лик будут застить обычные лица? Доколе мне жить, своё сердце печалью казня? Доколе врагу моему надо мной возноситься?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Сияние лица и одежд Христа . Итак, в момент Преображения Господа этим нетварным Светом благодати просияли и Его лицо, и Его одежды. И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет ( Мф.17:2 ); И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею ( Лк.9:29 ); Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить ( Мк.9:3 ). Авторы святоотеческих проповедей на Преображение неоднократно говорят о значении сияния лика Христова, блистания Его главы. Так, например, святитель Андрей Критский учит, что явленный на Фаворе блеск лика Спасителя – это сама открываемая апостолам красота Бога Слова. А блаженный Августин полагает, что сияние главы Христовой на горе есть духовный образ того, что Спаситель есть Источник Божественного Света для всей Своей Церкви, как для единого с Ним Его Тела. Ведь, по слову апостола Павла, Он есть глава тела Церкви ( Кол.1:18 ), ее Лицо; Церковь же есть Его телесность, Его члены: мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ). Блаженный Августин обращает внимание на важную деталь евангельского рассказа о Преображении: здесь говорится, что на Фаворе сиял лик Спасителя, но ничего не сказано о том, что сияло все тело Господа. По убеждению блаженного Августина, такое новозаветное свидетельство следует воспринимать духовно – в отношении Христа и Его Церкви. Пока что, в нашем нынешнем веке, сияет только Глава Тела Церкви, ее Лик – Сам Христос, сияние же Его церковного Тела остается до времени сокрытым. В полноте такое сияние Церкви, как совершенное блистание славы святых, по мысли блаженного Августина, будет явлено в жизни Будущего века. Тем самым Фаворское откровение Христова сияния является призывом для всей Церкви, как для единого со своим Главой Тела, просиять единым с Господом Светом славы. Святитель Андрей Критский понимает сияние одежд Господа на Фаворе еще и как образ чистоты и святости всех слов и дел Спасителя во время Его земной жизни. А вот блаженный Августин сравнивает сиявшие на Фаворе одежды Господа с Его Церковью, в которую, как в некую прекрасную сияющую ризу, облачен сегодня Сын Божий.

http://azbyka.ru/propovedi/preobrazhenie...

У Бога все живы, – жив и Сократ, и предстанет он вместе с нами на суд Божий, как предстанут ниневитяне и царица южная, и не осудить ли он, не изменивший своим убеждениям даже перед лицом смерти, не осудит ли он своим молчаливым присутствием на суде Божием нас, родившихся и выросших в недрах церкви Христовой, с рождения носящих на груди крест Христов, с детских лет взирающих на чистейший Лик нашего Спасителя и внимающих Его святейшему слову, охотно подчеркивающих, что мы-де не то, что язычники или иудеи? Ведь, нам, бр., дано неизмеримо больше, нежели тому языческому мудрецу: мало того, что мы знаем Христа, Которого не знали ни ниневитяне, ни царица южная, ни афинский мудрец – мы облечены во Христа, ибо «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»; у нас в руках книга, хранящая в себе глаголы живота вечного – книга, которой не было у них, – святое Евангелие; перед нами целый сонм ветхозаветных праведников, которые умерли, не получив обетований, а лишь издалека взирая на них, которые «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке: умирали от меча; скитались по пустыням и горам, по пещерам, и ущелиям земли, терпя недостатки, скорби, озлобления» –а ведь это были люди, ихже не бе достоин весь мир, – и которые, тем не менее, не потеряли веры – все они, по слову апостола, умерли в вере и, хотя не дождались исполнения обетований, все-таки радовались, с верою взирая на их исполнение в будущем, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле, и своею крепкою верою творили чудеса веры: побеждали царства, содевали правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих (Евр., 11); перед нами – далее – лик новозаветных исповедников и мучеников, своею кровию, словно багряницею и виссоном, украсивших церковь Христову, и своими страданиями, иные и мученическою смертию запечатлевших верность Христу, – собор святых мужей, открыто и мужественно говоривших правду в лицо тем, от которых зависела их земная судьба, каковы, напр

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010