Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1881  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 174  голоса:  4.4 из  5) Страстная (Великая) седмица отличается особо торжественным и скорбным чином церковного богослужения, — ведь в это время вспоминается великая Голгофская Жертва Спасителя за весь род человеческий. Представленные здесь песнопения относятся к трём вершинным дням Страстной седмицы. В Великий Четверг отмечается установление Самим Господом Таинства Евхаристии (Причащения) на Тайной Вечери, Его последней трапезе с апостолами. В Страстную Пятницу, во время чтения Двенадцати Евангелий и выносе Плащаницы, мы переживаем вместе со Христом Страсти (страдания) Господни. В Великую Субботу вспоминается погребение Христа, но в этой великой скорби предощущается торжество Христова Воскресения и победы над смертью. Исполнители: Лауреат международного конкурса — Праздничный хор Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. Регент — Георгий Сафонов. Архимандрит Лука (Пинаев). Архидиакон Герман (Дубов). Владислав Косарев. –:– 05:38 Стоп через Великая ектения Диакон: Миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имя), и о господине нашем преосвященнейшем митрополите (или архиепископе, или епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве и о всем причте и людех, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. О граде сем, (или о веси сей, или о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

http://azbyka.ru/audio/strastnaya-sedmic...

Монахиня и бродяга Христос пришёл и явился в Южно-Сахалинске 14 февраля, 2014 Христос пришёл и явился в Южно-Сахалинске «В Москве — пятнадцать часов» — звучит в детской памяти голос диктора, который был знаком и монахине Людмиле, и Владимиру, потерявшему кров. Был час третий, и распяли Его (Мк. 15:25). «В Южно-Сахалинске 23 часа…» …Из кого состоит Церковь? Каков лик её? Черна ли она, но красива? Грозна ли, как полки со знамёнами? Каков лик её, лик, обращенный к Брату своему, Пастырю, пасущему среди лилий? Церковь… Она из тех, кто вошёл в неё, полюбил её, отдал ей всё — и даже сына, ставшего монахом и священником. Она — из пожилых, любящих и трудолюбивых матерей, что всегда — в храме, что всегда — готовы помочь, будь то теплым и вкусным хлебом, добрым словом или добрым взглядом. Добрая церковная, верующая бабушка. Старая мать, ещё не одряхлевшая, не устающая, поднимающаяся до рассвета, чтобы бросить закваску в тесто и напечь хлеба для всей большой семьи. Церковь приветливо смотрит на вопрошающих, смотрит ликом матушки Людмилы. Церковь… Из кого она состоит? Из тех, кто вбежал в неё, чтобы положить жизнь свою за других? За тех, кто даже и не друг — кто не считал своим другом попрошайку, бомжа с паперти. Но он, бродяга-бомж, считал их — друзьями. Он побежал их спасать. И с ним, с Владимиром, устремился спасать Христос Бог, назвавший нас друзьями — ибо спасать есть дело Его. Каков лик Церкви? Она с виду — как добрая церковная, верующая бабушка. Старая мать, ещё не одряхлевшая, не устающая, неутомимая, неунывающая, больная, но никогда не жалующаяся, поднимающаяся до рассвета, чтобы бросить закваску в тесто и напечь хлеба для всей большой семьи. А перед угрозой смерти не бежать, хотя выход рядом, а одну руку протянуть к безумцу — «Сынок, опомнись!», а вторую — к телефону, чтобы спасти остальных, чтобы позвать на помощь. Какая трезвость, какое благородство, какое мужество! Просто — и бесстрашнее, и выше, чем славная ветхозаветная жена Иаиль, спасительница многих, та, что «левую руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его» (Суд. 5:25). Здесь женщина-христианка, монахиня, воительница Христова не прикрыла даже лика своего рукой, принимая смерть, защищая многих. О, женщины были неустрашимее львов и спорили с мужами в мужестве не только во времена, близкие ко времени Златоуста…

http://pravmir.ru/iz-kogo-sostoit-cerkov...

Разделы портала «Азбука веры» Последование молебного пения в праздник св. равноапостольного князя Владимира и в память Крещения Руси В Избранное Протодиакон: Благослови, Владыко. Предстоятель: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Протодиакон: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Лик: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. И возглашает протодиакон: Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Стих: Обышедше, обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им. Стих: Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Стих: Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших. Лик: Бог Господь… во глас 8, к коемуждо стиху. Таже тропарь Живоначальней Троице, глас 8: Благословен еси, Христе Боже наш,/Иже премудры ловцы явлей,/ниспослав им Духа Святаго,/и теми уловлей вселенную,/Человеколюбче слава Тебе. Тропарь Всем святым, в Земли Русстей просиявшим, глас тойже: Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния,/Земля Русская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия./Тех молитвами в мире глубоце/Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь Крещения Руси, глас тойже: Благословен еси, Христе Боже наш,/Землю Русскую Крещением просветивый,/людем ея низпослав Духа Святаго,/ихже и ко спасению приведый,/Человеколюбче, слава Тебе. Тропарь равноапостольному князю Владимиру, глас 4: Уподобился еси купцу ищущему добраго бисера,/славнодержавный Владимире,/на высоте стола седя матере градов,/Богоспасаемаго Киева,/испытуя же и посылая к Царскому граду/уведети православную веру,/обрел еси безценный бисер, Христа,/избравшаго тя, яко втораго Павла,/и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную./Темже празднуем твое успение, людие твои суще:/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/molitvoslov/posledovani...

II 12 Русский государственный герб образовался путем историческим и наследственным. История этого герба тесно связана с историей печа­тей Московских государей, в которых он проявлялся. Употребление печатей на Руси вообще восходит до отдаленных времен договоров древних Руссов с Греками. Печати употреблявшиеся удельными и великими князьями древней России изображали лик Христа Спасителя, Бого­матери с Младенцем, или же особенно почитаемого Святого, а чаще всего лик Святого, во имя которого дано было имя князю, владетелю печати. Так что в первый период русской истории не выработалось определенной, формы печатей Русских государей, – не было и однооб­разного русского государственного герба. И в частности у великих князей Московских до первого Самодержца всей Руси, до Царя 13 и великого князя Uoahha III , не была выработана постоянная форма герба. Проследив снимки с печатей, помещенных в части первой Собрания Государственных Грамот и Догово­ров, находим, что великие князья Иоанн Калита и сы­новья его Симеон Гордый и Иоанн II употребляли печати с изображением лика, соименного им Святого 14 . Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской употреблял две печати: одну с изображением лика, соименного ему Свя­того, а другую двойную, с изображением головы в шлеме с одной стороны и нагой фигуры с другой стороны. 15 У великого князя Василия Дмитриевича также два типа печати: на одной изображение лика, соименного ему Свя­того, а на другой изображение, скачущего вправо, всадника с поднятым в руке мечом 16 . На печатях великого князя Василия Васильевича еще больше разнообразия: на них изображена женская голова с головным древневосточным убором; двойная, где изображены четыре коня, бегущие по два в правую и левую сторону, а по средине какая-то фантастическая фигура, на оборотной же стороне была печать с изображением льва, пожирающего змея; еще двойная печать с изображением всадника на одной стороне, а на оборотной двух нагих фигур 17 . Печати великого князя и Царя Uoahha III Васильевича до 1497 года представляют также несколько типов: на одних имеется изображение двух вооруженных встре­чающихся всадников; на других – двух фигур, стоящих на облаках и в поднятой руке одной венок, а другая держит меч; иные же печати его двусторонние, с изоб­ражением двух фантастических фигур на облаках с одной стороны, а с другой изображение льва, пожираю­щего змея 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

- В поселке Нижний Архыз три православных храма, которые сейчас находятся в ведении республиканского историко-археологического музея-заповедника. Из них действующим является только один – Ильинский, самый древний из храмов Московской Патриархии, которая арендует его у музея. Музейная вывеска гласит, что это храм десятого века, хотя по внешнему виду он выглядит гораздо древнее. Некоторые историки относят дату его строительства к шестому веку – временам императора Юстиниана Великого. Храм очень маленький, его здание самых простых форм, но чувствуется, что место очень благодатное, намоленное. В 2000 году в ущелье напротив Ильинского храма местный охотник обнаружил на скале, метрах в пятидесяти от земли, изображение Нерукотворного Лика Христа Спасителя, который получил название Архызский Лик. Исследователи относят время его появления к X веку, хотя есть версии о том, что изображение более позднего происхождения. Удивительно, но лик обращен прямо на Ильинский храм. Православные очень почитают образ, к нему совершаются паломничества. Рядом с Ильинским находится Георгиевский храм византийской архитектуры. Именно здесь, в начале Х века, когда Алания приняла христианство, находилась епископская кафедра. Акустика в нем - необычайная. Несколько лет назад он был отреставрирован, но постепенно начинает приходить в упадок. Третий храм в честь Живоначальной Троицы. Слава Богу, на нем начали восстанавливать кровлю, а стены там будут стоять еще тысячу лет. Перед революцией в 1889 году в храмах Нижнего Архыза был основан Александро - Афонский Зеленчукский мужской монастырь, в котором жили афонские монахи из Хилендарской и Свято-Пантелеимоновой обителей. Жили по афонскому уставу. Часть братии, избрав отшельничество, селилась в горах. Их келлии находят до сих пор. После революции все было разграблено. Отшельников перестреляли, на них просто охотились, как на диких зверей. Позже в зданиях монастыря устроили детский дом, потом турбазу, а сейчас действует музей. Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан обратился к правительству республики, предлагая вернуть храмы Нижнего Архыза Церкви, но встретил резкое противодействие. Сейчас местные краеведы и историки собирают подписи под обращением к главе республики с требованием " не уступать национально-исторические ценности " , утверждая, что это нанесет археологии невосполнимый ущерб.

http://pravoslavie.ru/4564.html

И.Л. Тузов Вместо предисловия I. Изображение Господа нашего Иисуса Христа в ветхом завете Великая картина эта рисована в продолжении пяти тысяч лет. Станем y заключенных врат Рая эдемского и устремим взор свой вперед до Вифлеема, Голгофы, Элеона, и увидим дивный Лик Спасителя нашего. Живописавшие лик Спасителя, до явления Его по плоти, восходили от простейших черт к более сложным, от общих к частным, от многообъемлющих к подробнейшим; но самыми яркими красками изобразили все, что нужно было для полноты Образа, на который нельзя не засмотреться с благоговением. Первая черта – спасительное семя жены имевшее стереть главу змия. 1 Слышанное прародителями, оно пережило долговечных патриархов, потоп, смешение языков, и обновлено в обетованиях Аврааму, Исааку и Иакову – всем одними и теми же словами: благословятся о семени твоем все люди, – все языцы, – все концы земли. 2 Вскоре за тем патриарх Иаков видит уже нового скипетродержца-Примирителя 3 ; далее, ходатай израильского народа – Моисей указывает ему Пророка с заповедью – слушать Его; 4 a Царь Давид указывает нового Иерея, по чину Мелхиседекову. 5 В ряд с этими изречениями шли разительные прообразы. Вот жертвоприношение сына отцом в Исааке ( Быт.22:1–19 ), указавший на крестную смерть и воскресение Мессии ( Ин.8:56 ), – вот союз неба с землею – в лествице Иакова ( Быт.28:10–22 ) – вот спасение чрез отверженного и проданного – в Иосифе; далее – купина, горевшая, но не сгоравшая, столп облачный, переход чрез море, и услаждение древом горьких вод Мерры, манна, источение воды из камня, медный змей, все устройство скинии – все это сень грядущих благ, как уверяет Апостол ( Евр.10:1 ; снес. Кол.2:17 ). См. Догм. Богосл. Антония § 167. Таковы общие и таинственные черты, указывающие Образ будущего Избавителя! Просвещенное и согретое верою сердце способно было ощущать сокрытую в них силу; как ощутил это Авраам ( Ин.8:56 ). Но нельзя было не желать яснейшего истолкования таинственного и подробнейших очертаний для многообъятного. И вот, когда народ Божий образовался уже в царство и успел войти в славу при Давиде и Соломоне; воздвигается пророк за пророком и прилагается черта за чертою к изображению Лика Христа Спасителя; так что все предсказания в совокупности составляют полное Евангелие, преднаписанное в ветхом завете.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Молебный канон перед Дарами волхвов Предлагаем вашему вниманию перевод канона на церковнославянский язык. 10 января, 2014 Предлагаем вашему вниманию перевод канона на церковнославянский язык. На Афоне в наше время был составлен «Молебный канон пред святыми и честными дарами Спасителя нашего, златом, ладаном и смирною, пребывающими во святой обители преподобного Павла». Молебный канон перед Дарами волхвов pdf — скачать Священник глаголет: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Священник: Слава тебе Боже наш, слава Тебе. Лик: Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: трижды. И чтем псалом 142: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услышимя в правде твоей: И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тяуповах: скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: дух Твой благий наставит мя на землю праву. Имене твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою: И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающия души моей: яко аз раб Твой есмь. Слава, и ныне. Аллилуия, трижды. Таже, Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне. Стих 1: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Стих 2: Обышедшеобыдошамя, и именем Господним противляхся им. Стих 3: Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Стих 4: Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших.

http://pravmir.ru/molebnyj-kanon-pered-d...

Скачать epub pdf 2.07 (переходящая) Служба Собору Псково-Печерских святых В Неделю 4-ю по Пятидесятнице В субботу вечера, на малей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры воскресны на 4, глас 3. Слава, святых, глас 6. Подобен: В се отложивше: Приидите, Христолюбивых людей множество, пресвятый собор преподобных восхвалим днесь, иже во обители Псково-Печерстей подвиги мноземи угодиша Христу Богу, чудную Богоматерь славяще и в молитвах Ю присно призывающе. Темже и ныне я, всеблаженныя, величаем. И ныне, Богородичен воскресен малыя вечерни, глас 3: П ревелие чудо: На стиховне едина стихира воскресна, глас тойже: С трастию Твоею Христе: И стихиры подобны святых на 3: Стихиры святых на стиховне, глас 2. Подобен: Е гда от древа: Приидите, монашеское сословие, любовию воспоим святых собор, иже во обители Пречистыя Псково-Печерстей житием своим равноангельным, верою же и труды смиренными и Божественными дарованьми улучиша у Христа Бога спасения блага вечная. Того ради и похвалим я достойно. Стих: Ч естна пред Господем смерть преподобных Его. Ублажим днесь лик Богоносный, преподобныя Марка, Иону и Вассу, матерь нашу, иже страну Псковскую благодатию напаявше, учением Христовым вся люди просвещаша, и Крест спасительный, яко древо жизни вечныя, в дебри Псково-Печерстей утвердивше, освятиша место сие труды и молитвами своими. Темже и Дом Пречистыя, яко рай чуден, зде явиша нам. Стих: Б лажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Похвалим песньми честными светоносный лик отец наших: преподобномученик двоицу Корнилия и Вассиана, яко содруги быша даже и до смерти, и Дорофея, иже образом Пречистыя Печерским на стране далече Ярославстей люди освяти; почтим и Лазаря праведна, благодати таинника. ихже и молитвами святыми спаси, Христе, души наша. Слава, святых, глас 1, Подобен: Н ебесных чинов: Земли Псковския радование, обители Печерския крепкое предстательство, соборе святых дивный, ныне к вам вси прибегающе, молитвы приносим теплыя и любовию чтим память вашу. И ныне, Богородичен, глас тойже: С е исполнися Исаиино проречение:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Илл. 1. Сергей Куракин. Устроение смотрящего совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. 1994 4 октября 2018 г. 14:58 Брань у Белого дома, или Президент с Матиасом Рустом на «иконе» ПЯТЬ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ИКОНОПИСАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Профессиональное сообщество иконописцев пришло в движение. В этом году сразу на нескольких престижных площадках прошли содержательные дискуссии, в рамках которых ставились непростые вопросы о путях развития иконописи, о сковывающих ее развитие барьерах и о возможных способах их преодоления. Суммируя сказанное в ходе обсуждений, «Церковный Вестник» сформулировал пять главных проблем современного иконописания и предлагает экспертам их прокомментировать. Проблема 1. Смешались в кучу змеи, люди… Оставим за скобками лжетворчество ряда горе-новаторов, которые создают обладающие некоторыми признаками икон (например, круглым «нимбом» вокруг лика) изображения Сталина, Ленина (с надписью «Живее всех живых») или Юрия Гагарина (по окружности вокруг гермошлема которого выводится «СССР»). Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Однако, в конце концов, вряд ли кто-то всерьез считает эти продукты творчества иконами. Но вот маленький шаг в сторону «серьезности» - и перед нами программная миниатюра Сергея Куракина, описывающая… брань у Белого дома (Илл. 2). Да-да, так и написано по-славянски в верхней части изображения, а чтобы не оставалось сомнений, рядом пояснено (почему-то арабскими, а не славянскими цифрами): «1993». Историчность полная: «воины Кремля» с хоругвью, на которую нанесен лик Спасителя, по горбатому мостику идут на приступ башни под предводительством «ангела Господня»; им противостоит ощерившееся штыками войско «путчистов». Но этого мастеру показалось мало, и прямо под цитаделью он изображает пару волонтеров, копающих могилы для захоронения павших товарищей. Достается и почившим первым лицам – Предстоятелю Церкви и главе государства. В опусе того же автора с немного загадочным названием «Устроение совета смотрящего. 1994» изображенный в царской мантии «правитель Руси Борис» передает Русской Православной Церкви в лице Патриарха Алексия ни много ни мало... Храм Христа Спасителя (Илл. 1). Спасибо, что хоть тут обошлось без нимбов. Пытливый исследователь, правда, быстро сообразит, что это ничто иное как посвященное воссозданию Храма Христа Спасителя 13-е клеймо Новорусской иконы Божией Матери, явившейся, по словам автора, ему «в воздухе». Кстати, в других клеймах этой «иконы» тоже много интересного. Например, сюжет «Архангел Михаил побивает сатану на Красной площади», трактующийся как... проекция на события, связанные с приземлением Матиаса Руста в центре Москвы (так гласит комментарий).

http://e-vestnik.ru/church/putch_v_ikono...

  Обращение деятелей науки и культуры по поводу событий 18 января в Музее Сахарова     В редакцию поступило открытое обращение известных православных писателей, художников, скульпторов с осуждением кощунственной выставки в музее Сахарова " Осторожно, религия " . В числе подписавших: писатели Валентин Распутин, Василий Белов, кинорежиссер Никита Михалков, математик Игорь Шафаревич, актер и режиссер Николай Бурляев, художник Илья Глазунов, скульптор Вячеслав Клыков, историк Михаил Назаров и другие.   Обращение   14 января 2003 г. в музее и общественном центре им. Андрея Сахарова открылась выставка под названием «Осторожно, религия!», на которой группа «художников», выставила свои «работы», представляющие собою кощунственное глумление над Православными христи­анскими святынями. Куратор выставки - Арутюн Зулумян. Среди участников - скандально известные своими кощунственными богохульными эпатажами А. Тер-Оганьян, О. Кулик, А. Косолапов и другие, всего более сорока «авторов». 17 января «Независимая газета» напечатала статью, в которой были опубликованы фотографии некоторых кощунственных «экспонатов» выставки. В числе представленных на выставке «шедевров» - имитация иконы Спасителя «Великий Архиерей» большого размера с прорезями вместо лика, рук Спасителя и Евангелия. По замыслу автора В. Мамышева-Монро посетителям предлагается вставить свое лицо в прорезь и сфотографироваться в таком виде на установленный напротив фотоаппарат на треножнике, на котором висит табличка «Фото недорого». Именно так изображен сам автор на фотографии, опубликованной в «Независимой газете». Другой «экспонат», фотография которого представлена там же, представляет собой щит с логотипом « Coca- cola», на котором изображен лик Спасителя и надпись «Сия есть Кровь Моя» по-английски. Среди «экспонатов» - большого размера постер с фотографией обнаженной женщины, сфотографированной как бы распятой на кресте. Другие «экспонаты» -композиция из водочных бутылок, украшенных церковными куполами, кощунственная пародия на икону Божией Матери, стенд с изображениями иконографии Спаса нерукотворного, вместо лика Которого вставлены различные изображения, фотография Животворящего Креста с развешенной на нем гирляндой сосисок; под потолком помещения - развешенные в форме креста непристойные изображения обнаженных людей.

http://moral.ru/news03_0120_Muzei2.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010