СОСТРАДАТЬ ВМЕСТЕ СО ХРИСТОМ Радостные слова Спасителя заключают в себе большое утешение для нас, но в то же самое время возлагают на нас ответственность. Сын Человеческий дарует Церкви Духа Утешителя, Духа Силы для того, чтобы мы жили и в свой черед могли стать утешением для всех, кто находится рядом с нами. Об этом пишет апостол Павел коринфянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор. 1, 3-4). Господь пришел в мир не для того, чтобы ответить на вопросы о причинах и смысле страдания, через которое человеку суждено пройти в жизни, и не для того, чтобы упразднить страдание. Он пришел для того, чтобы все преобразить светом Своего присутствия. Спаситель сумеет утешить плачущих, если они будут неразлучны с Ним. Как Бог утешает человека? Неужели это похоже на то, как мать утешает своего ребенка? Да, именно так и следует понимать слова пророка Исайи: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме» (Ис 66, 13). Пророческим основанием этого блаженства могут послужить слова апостола Павла: «Имейте те же чувствования, какие были и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). Апостол говорит, что мы, христиане, должны учиться испытывать в своей душе те же самые чувства. Итак, Спаситель был плачущим при виде человеческого греха, который по своей глубинной сути является не чем иным, как отказом любить. Он сам пришел в мир как дар Божией любви к человеку. Поэтому будем оплакивать наши грехи. В Евангелии мы видим Спасителя, сокрушенного сердцем при виде человеческого страдания: обездоленные, увечные, вдовы, сироты, Иерусалим и люди, которые сердцем откликнулись на Евангелие Царства. Вслед за Ним мы призваны, по слову апостола Павла, «плакать с плачущими», то есть уметь принять на себя чужое страдание и скорбь. В истерзанном лице ближнего христианин видит скорбный и спасительный лик Христа. Если мы оказываемся достаточно мужественными и смиренными, наши слезы становятся знаком глубокой сопричастности Его миссии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/45...

Справедливости ради надо сказать, что церковный устав предписывает читать Апокалипсис во время утрени в дни памяти св. Иоанна Богослова. В западной церкви эта книга «воцерковилась» в самой глубокой древности, и я надеюсь, что придет время для богослужебного освоения Апокалипсиса и в восточной церкви. Но вот когда мне грустно, я читаю именно Апокалипсис, потому что это светлая и утешительная книга, это книга о Христе. Он — главный персонаж, это все о Нем, и посмотрите, как автор Апокалипсиса описывает Спасителя. Как много образов у Него! Когда я открываю эту книгу, мне вспоминается легендарный Авгарь, прокаженный царь, пославший своего художника написать портрет Христа, и опытный мастер не смог выполнить такой простой работы: лик Спасителя постоянно менялся, не давал себя «схватить» в каком-то одном образе, будто сопротивляясь идолотворению. Так и в книге святого Иоанна Христос то кроткий и страдающий Агнец, то Владыка, степенно восседающий на троне над стеклянным морем, то всадник грозный на белом коне, с волосами белыми, как снег, с очами, как пламень огненный. Он смело разит, низвергает врагов и утешает своих друзей и братьев, ведет свидетелей своих на источники вод. Тайнозритель никак не может «поймать» какого-то одного Образа Христа, и это изобилие «портретов» есть лучшее свидетельство о Том, Кто подлинно Сущий, Кто воистину Есть, Кто есть Сама Неуловимая и Неописуемая Жизнь и Жизнь с избытком. Не язвы и кары — главный предмет Апокалипсиса, не антихрист, которого даже и не удостаивают имени, лишь брезгливо помечая змеевидным числом. Этой книгой святой Иоанн утешал своих братьев и сестер в те смутные времена, когда уже не оставалось никакой надежды, и утешал свидетельством о том, что снова видел своего Искупителя и приобщился той радости и «тишины неизглаголанной», что ждет нас при последней и желанной Встрече. Он смело и радостно описывает, то, что подлинно видел, в чем был снова удостоверен, и сердце каждого читателя и слушателя поет, как у Иова: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов 19 :25—26).

http://foma.ru/apokalipsis.html

Уже два раза обращались к нему с вопросом: «И ты не из учеников ли Этого Человека?». И два раза он отрекся от Учителя. Вот снова подходят. «… И этот был с Иисусом Назореем…». «Ибо… речь твоя обличает тебя». И Петр снова с клятвой отрекается. И в это время запел петух. И вспомнил Петр слова Учителя: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. По церковному преданию, с этих пор глаза святого апостола Петра всегда были красными от слез. Несмотря на то что Спаситель после Своего воскресения простил ему этот грех, он сам себе не мог его простить; каждую ночь, когда пел петух, он вставал и горько плакал о грехе своего отречения. Прошло тридцать лет. Святой апостол Петр — в Риме. Верные его ученики услышали, что их учителя ждет смерть, и упросили его покинуть опасный город. И апостол уступил. Вот он вышел из ворот Рима, идет по дороге, и вдруг его остановило видение. Навстречу ему — Господь, его Учитель, Сын Божий, Христос. «Куда Ты идешь, Господи?» — «Иду в Рим распяться второй раз, потому что ты не хочешь быть распятым за Меня». И святой апостол со слезами пал ниц и, поклонившись Учителю, вернулся в город, чтобы принять смерть. В этих повествованиях есть нечто общее. И там и здесь вскрывается духовная близость святого апостола к Учителю. Всю жизнь Спаситель стоит перед ним, перед его мысленным взором. Ни одной минуты не забывает святой апостол своего греха, своего отречения. Святой лик Господа пред ним, руководит его в путях Своих. А когда он решился на шаг, не угодный Господу — Сам Господь встал на пути Петра к делу, которое Ему было не угодно. Подобное мы видим и в истории с апостолом Павлом. Гонитель Церкви Божией Савл стал апостолом Павлом, всем пренебрег ради Христа. Ни расстояние, ни угрозы, ни трудности путешествия, ни болезни, ни опасности от врагов, ни пытки, ни сама смерть не остановили святого апостола Павла на этом новом благодатном пути проповеди святого Евангелия. Он больше всех апостолов потрудился в деле распространения святой веры и больше всех пострадал за Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

10:4); то есть если будет понимаем духовно: и этого ясным образом также может служить случившееся при Мерре. Ибо древо означает крест Спасителя, или таинство Его; и если оно принято будет последователями закона, то они и горькое найдут сладким. Для верующих во Христа закон не служит обвинителем и карателем, но уже оживотворителем, коль скоро история правильно прелагается нами в созерцание духовное и путеводит ко Христу, Который есть жизнь и животворящий. Тогда-то, и только тогда закон будет определять нам оправдания и суды, так как приведет к тому, что угодно Богу, покажет стезю, ведущую ко всему наилучшему и поставит вне страха наказания. Ибо всяку язву, сказано, «юже наведох египтяном, не наведу на тя» (Исх. 15:26). Итак, для тех из подзаконных, которые приняли сие таинство, остается благая надежда избежать наказания. И это-то, думаю, сказал сам Спаситель народу Иудейскому во время своего пришествия: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). И еще: «веруяй... в Сына не будет... осужден» (Ин. 3:18). Итак, когда мы примем оправдания Христовы, тогда, и только тогда прийдем и в Елим, что значит «восхождение». Ибо мы восходим от древнего нашего младенчества в ум совершенный и, достигнув меры «возраста исполнения Христова» (Еф. 4:13), будем услаждаться источниками мысленных вод. А оные двенадцать источников изображают нам лик святых Апостолов. Апостолов же изображают и семьдесят финиковых стеблей; ибо написано, что после святых Апостолов «избрал Господь и других семьдесят» (Лк. 10:1). А что Божественные ученики суть поистине источники, источающие нам Божественное, спасительное и необходимое для жизни слово, на это весьма ясно указывает оправданным в законе Бог всяческих, так говоря: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). О всяком же святом божественный Псалмопевец говорит: «праведник яко финике процветет» (Пс. 91:13). И не удивляйся сему; поелику и Сам Христос таким же названием именуется в богодухновенном Писании.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

12:2—3). И еще: «свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною» (1Цар. 12:5). Но еще яснее блаженный Давид едва не обвиняет неразумие иудеев, их необузданную дерзость против Христа, суетность в намерениях и ребячество в помыслах, говоря: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс. 2:1—2). Ибо подлинно тщетны замыслы невежества иудеев против Христа; потому что не умирает Жизнь, и не может быть удерживаем во вратах адовых Тот, Кто и самим духам преисподней сказал: и тем, которые во тьме: (Ис. 49:9). Оплакивает и пророк Иеремия Иерусалим, как город нечестивый, как Господоубийцу, как скверный и неблагодарный город. Именно он так говорил: «Дух лица нашего помазанный Господь ят бысть в растлениих их: о немже рехом, в сени его поживем в языцех» (Плач. 4:20). Ибо между тем как им должно было бы избрать благодать чрез веру, как путь спасительный, они изобличаемы были как богоборцы. Итак, Содетель бытия всяческих, единородное Слово Божие, допустив себя до истощания, помазан был от Отца и соделался подобен нам. А цель истощания та, чтобы спасти живущих на земле. Так и пророк Софония благовествовал, говоря: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла» (Соф. 3:14—15). Имя же ему: Иоседек, то есть «правда Божия»; потому что мы оправданы в Нем, и притом «не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3:5). Посему и говорит Бог и Отец: «близко спасение Мое и откровение правды Моей» (Ис. 56:1). Милостью и правдою от Бога и Отца соделался для нас Христос, Которого сим самым именем называл и светлый лик святых. Так блаженный Самуил, славнейший из пророков, обращал речь к израильтянам говоря: «я же ходил пред вами от юности моей и до сего дня; вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его» (1 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

14 . Боже, во святем путь Твой. С Евр.: «Боже! свят путь Твой». Т.е. все пути или дела Твои святы. «Под словом: святый, – говорит св. Афанасий, – разумеет или освященный лик Апостолов, чрез которых совершил необычайные Бож. знамения, или то, что не может никто прийти к Отцу, как только чрез Христа, Который по истине свят как Бог». 15 . С Евр.: «Ты Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов». 16 . Избавил еси мышцею Твоею люди Твоя – т.е. «освободил от рабства Египетского народ Твой» (Бл. Феод.). Св. Афан. – избавил Христом. 17 . Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася, т.е. убоялись и вострепетали воды Чермного моря, – «явился на море, и разделилось море» (Бл. Феод.); св. Афанасий: «воды убоялись, когда Спаситель запретил морю и оно умолкло». 18 . Глас даша облацы: ибо стрелы Твоя преходят. Глас – гром, стрелы – молнии. См. Пс. 17:15, 143:6 ; Авв. 3:11 . По св. Афан. – под облаками разумеются св. Апостолы, под стрелами – действия св. Духа. С Евр.: «Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали». 19 . Глас грома Твоего в колеси. С Евр.: «Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». Т.е. ударами грома связал Ты колеса колесниц Египетских ( Исх. 14:24–25 ), поясняет Бл. Феод.; под молниями разумеет здесь свет чудотворений, который, подобно молнии, протек всю вселенную, когда все народы исполнились страха, о котором говорила и Раав соглядатаям ( Нав. 2:9–10 ). Св. Афан. разумеет Евангельскую проповедь. 20 . И следы Твоя не познаются. Т.е. на Чермном море. «Ты, невидимо предводительствуя народом, не показал нам и следа Твоего шествия» (Бл. Феод.). По св. Афан. – морем здесь называется мир, многими водами – различные в нем поколения людей. Поскольку же Господь невидимо шествовал с св. Апостолами, то следы или пути Божии были невидимы, не познались неверующими. С Евр.: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы». 21 . С Евр.: «Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

(21) Когда ты это делал, Я молчал; ты подумал, что Я буду таким же, как и ты. [Но Я еще] изобличу тебя, разложу [грехи твои] пред глазами твоими. (22) Поймите это, забывающие Бога, как бы Я не растерзал, а спасителя не будет. (23) Кто приносит жертву исповеди, тот чтит Меня, тому, кто следит за путем своим, Я явлю спасение Всесильного». 51. (1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида, (2) когда пришел к нему пророк Натан, после того, как он вошел к Бат-Шеве. (3) Помилуй меня, Всесильный, по милосердию Твоему, по множеству милости Твоей сотри преступления мои. (4) Многократно омой меня от греха моего, от прегрешения моего очисть меня. (5) Ибо преступления мои я осознаю, прегрешение мое всегда предо мною. (6) Пред Тобой одним я согрешил, злое в глазах Твоих сотворил, так что справедлив Ты в приговоре Твоем, чист в правосудии Твоем. (7) Вот, я в грехе родился, в прегрешении зачала меня мать моя. (8) Вот, истину Ты возжелал в скрытых мыслях, внутри [меня] Ты мудрость мне открыл. (9) Очисти меня иссопом, и я очищусь, омой меня – белее снега буду я. (10) Дай мне услышать радость и веселье, и возликуют кости, Тобою сокрушенные. (11) Отврати лик Твой от прегрешений моих, сотри все грехи мои. (12) Сердце чистое создай мне, Всесильный, дух правильный обнови во мне. (13) Не отвергни меня от лика Твоего, духа святости Твоей не отнимай у меня. (14) Возврати мне радость спасения Твоего, духом щедрости поддержи меня. (15) Научу я преступников путям Твоим, грешники к Тебе возвратятся. (16) Избавь меня от кровей, Всесильный, Всесильный [Бог] спасения моего, язык мой воспевать будет правду Твою. (17) Господь, открой губы мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: (18) ибо не желаешь Ты жертвы – я дал бы ее, к всесожжению не благоволишь. (19) Жертва Всесильному – дух сокрушенный; сердце разбитое и угнетенное, Всесильный, не презирай. (20) Облагодетельствуй волей Твоей Сион, отстрой стены Иерусалима. (21) Тогда Ты возжелаешь жертвы правды, возношение и всесожжение, тогда будут возлагать на Твой жертвенник быков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

2, 9. Богочеловек в Иерусалиме Близился к концу третий год общественной службы Спасителя. Слава о Его милосердии, чудесах и Божественной мудрости разнеслась по всему иудейскому царству. Нищие и больные, все истомившиеся и исстрадавшиеся с верой и упованием произносили Его имя, считая великой милостью Божией слышать Его Божественное слово, видеть Его лик и касаться Его одежд. Женщины, старики, дети — все слабые и немощные с огромной радостью слушали рассказы о святом Защитнике всех обидимых, и все во всех краях с нетерпением ожидали Его прихода. Одним словом, все, кто был угнетен и слаб, обрели в Нем надежду и уверовали в Божие слово Учителя.Только книжники и фарисеи со своими приспешниками были обеспокоены учением Господа Иисуса Христа, ибо слышали в Нем укор и осуждение своей неправды. В школах и синагогах им не удавалось оспорить Его ясные, святые и всем понятные слова; явно вызвать Его на публичный суд им не хватало смелости, и они пытались настроить против Христа народ, обвинить Его в нарушении закона, объявить преступником. Но народ не верил фарисеям и жаждал слышать святые слова и наставления великого Учителя.Уже по всей Палестине разнеслась весть о чудотворении Христа, всюду повторяли Его слова, которые Он произнес перед народом в Своей Нагорной проповеди:Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.Блаженны плачущие, ибо они утешатся.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5, 3–12).И далее: Не собирайте себе сокровищ на земле [ 1 ], не ищите земной славы, и богатства, и счастья — посвятите себя Господу и добрым делам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

2. Два мира – видимый и невидимый, мир сей и Царство Небесное – имеют между собой настолько принципальные отличия, что их непосредственная встреча невозможна. Явление Божественной Сущности во всей чистоте, силе и славе было бы губительно для видимой эмпирической реальности и для человека. В силу своей душевно-телесной природы человек не может познавать Бога непосредственно. Адам в раю общался с Богом и видел Его. Грехопадение воздвигло между Богом и человеком непроходимую преграду. Впервые после грехопадения увидеть Бога возжелал пророк Моисей. Но узреть Лик Божий – Его сущность, естество, природу – человеку невозможно, видеть он может лишь «задняя» ( Исх.33:20-23 ) и «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» ( 1Кор.13:12 ), видеть тень, образ, т.е. нечто доступное непосредственному чувственному восприятию. И познавать Бога человек может лишь благодаря Божественным энергиям, которые излучает естество Божие. Икона (естественная, словесная, изобразительная) – необходимое условие самой возможности Боговедения и Богообщения. Божественная энергия являет себя через икону, нисходит к человеку, чтобы затем возвести его к Первообразу. Икона есть плод и источник невербального, внепонятийного Боговедения. Свидетельская функция. Св. апостол Иоанн в самом начале первого Послания особенно подчеркивает, что он не просто говорит о пришествии Спасителя, но свидетельствует о Нем, поскольку видел Его. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь», – пишет Апостол ( 1Ин.1:1-2 ). Сын Божий воплотился, Его видели апостолы и ученики; и не только видели, но и «осязали». Сын Божий – Образ Бога невидимого – явился на земле в видимом богочеловеческом образе, стал описуем и изобразим. Боговоплощение фактически положило начало иконе и иконописанию. Икона есть свидетельство воплощения Бога Слова, а иконопочитание есть особый вид исповедания веры в истинность Боговоплощения.

http://azbyka.ru/funkcii-ikony-ikona-i-o...

2) Деве нужно было иметь свидетеля ее бессеменного зачатия и сподвижника в имеющемся совершиться. По устроению Божию, Исиф соделался Ее обручником ( Лук.1:23–27 ). 3) Имя Девы, Мариам, значит госпожа. Она обладала всеми добродетелями, в высшей степени – чистотой, девством и целомудрием. Была девой, госпожой и потому, что зачала и родила Господа всяческих. 4) Безпечальное зачатие и безболезненное рождение поставило ее выше всех раждающих в болезнях. 5) Смущение Пр. Девы и страх Ее, когда Она услышала от Архангела благовестие, обнаружили Ее девство, а слова Архангела се зачнеши во чреве и родиши Сына, показывали, что рождение Сына Вышнего произойдет без нарушения девства. Наконец 6) указывая на предсказание Пророка Исаии: се дева во чреве приимет и родит Сына и проч. Св. Палама говорит, что рожденный от Пресв. Девы есть Спаситель, истинный Бог и человек, Царь во веки и Патриарх, или родоначальник всех благочестивых, что Пресв. Дева с великим смирением приняла благовестие Архангела, что Она есть купина несгораемая, и клеща виденная Пророком Исаией, невредимо приявшая в Себя Божественный огнь Спасителя мира. Она есть Ходатаица наша пред Богом, начало, источник в непреложный корень нашей надежды на небесах. 7. Беседа в неделю Ваий из текста: во время приятно послушах тебе и в день спасения помогох ти ( 2Кор.6:2 ). – Приблизившееся время воспоминания страданий Господних есть время благоприятно и день спасения, в который прилично отложить дела тьмы, и делать дела света, как днем, ходить благообразно, дабы предвоспеть Господа, воскресившего Лазаря и освобождающего от смерти, выводящего души из ада и дарующего душам и телам жизнь вечную. И так желающие живота и спасения, да удержат язык свой от зла и устне свои, еже не глаголати льсти. Да уклонятся от зла и сотворят благо. ( Пс.33:14,15 ) Исчислив виды грехов и пороков и противоположные тем и другим виды добродетели, св. Григорий Палама говорит, что добро доступно всякому и добродетели не труднее злых дел, что злые подвергают себя большим неприятностям, нежели добрые и что наконец забота и внимательность нужна нам всем: славным и не славным, начальствующим и подчиненным и вообще людям всякого пола, возраста, звания, сословия и состояния для того, чтобы от своей души отогнать пороки и на место их водворить лик добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010