1966 Во внешнем же благоустроении обители, по прежнему и еще более прежнего, живое участие принимал упомянутый благочестивый Московский гражданин С. Л. Лепешкин, щедротами которого между прочим, распространен, благоукрашен был и тот храм во имя Пресвятые Троицы, освятить который решился сам архипастырь Московский, 1967 произнесший при этом и проповедь, в коей, на основании текста: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий ( Пс.126:1 ), живо изображает историческую судьбу обители в связи с характеристикою её основателя, блаженные памяти старца Зосимы. Святитель Филарет решился сам совершить освящение этого храма, как сам и выражается в официальном о сем сообщении, «из благодарности к благотворителю сей обители, уже почившему», 1968 т.е. упомянутому С. Л. Лепешкину. 1969 Ради этого важного для обители события, освящение храма было отложено, 1970 до возможности святителю прибыть в обитель. Так не ближе как октября означенного 1855 года состоялось освящение храма. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий, гласит боговдохновенная песнь ( Пс.126:1 ), так начал свою беседу по освящении храма впервые лично посетивший обитель архипастырь Московский. – Слово Духа Божия изрекает, без сомнения, точную и непререкаемую истину. Итак, если справедливо, что дом созидается благоуспешно и благонадежно только с Богом, под покровительством Провидения Его, с благословением Его, с помощью Его; то равномерно справедливо, при виде дома, благоуспешно и благонадежно созданного, сказать: видно Господь создал сей дом, когда не всуе трудишася зиждущии, видно, дарованы сему делу Божие благословение, Божия помощь. Видим здесь не только дом, но и дома, добрым устроением созданные, не только дома жительства человеческого, но и дом Божий, дом молитвы, Таинств и славы Божией, и уже не один дом Божий, но уже четыре алтаря, 1971 уготованные для приношения Богу умилостивительной, бескровной, но живой и жизнодательной жертвы. Как же не помыслить, и не сказать, по мысли священного песнопевца: видно Господь создал все сие, видно Его благое Провидение и помощь споспешествовали, чтобы не всуе трудились зиждущие, видно, есть над сим местом Его блавословение и покров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В начале 1960-х годов в этой церкви-пристройке к Казаковской колокольне в селе Петровском служил знаменитый пастырь и проповедник, «миссионер для племени интеллигентов» о. Александр Мень. Хотя о. Александр пробыл в Петровском-Алабино около пяти лет, Покровская церковь стала знаковой в его жизни: она была первой, где он служил в сане священника. Мень характеризовал свою деятельность в должности настоятеля Покровский церкви как «революцию – во внешнем смысле». По инициативе священника были заменены иконы, замазаны изображения на стенах, выполнены новые росписи в стиле Васнецова. Специально для настенных работ о. Александр нанял художника Б.И. Мухина, а для храмовой иконы Покрова Богородицы пригласил известного реставратора и иконописца М.Н. Соколову (монахиню Иулианию). Новый настоятель также совершил «изгнание торгующих из храма»: церковная лавка была перенесена в отдельный притвор. О. Александр Мень в шутку называл приход в Петровском своим «аббатством». При храме проходила вся жизнь священника: здесь он жил с семьей, общался с прихожанами, писал богословские книги. В этом подмосковном «аббатстве» собирались единомышленники и собратья отца Александра по служению – около десяти московских священников – для обсуждения богословских вопросов и проблем церковного управления. Побывал на этих встречах в Петровском-Алабино и известный в то время калужский епископ Ермоген (Голубев). Активность на Покровском приходе в Петровском вызвала раздражение у местных властей, и в середине 1960-х годов «аббатство» было разогнано, а о. Александра Меня перевели служить в Пушкинский район. В конце 1920-х годов село Петровское оказалось связано с жизнью святой подвижницы XX столетия Афанасии (Лепешкиной). Игуменья Афанасия – в миру Александра – родилась в 1875 году в семье московского купца Василия Николаевича Лепешкина. Эта фамилия фабрикантов была широко известна в столице, в том числе благодаря щедрым пожертвованиям на храмы. Семен Логинович Лепешкин, двоюродный прадед игуменьи Афанасии, был меценатом и строителем подмосковной Троице-Одигитриевой Зосимовой пустыни. Несколько поколений купцов Лепешкиных были также старостами и жертвователями московской церкви преподобного Марона Пустынника – редкого святого, к которому обращаются страдающие от лихорадки.

http://sobory.ru/article/?object=03478

Иоанна Предтечи четырех малых колоколов весьма недостаточно, как по значительной высоте башни, так и для сохранения приличия в звоне, почему он предлагал пополнить звон на Боровицкой башне еще пятью колоколами, употребив для того один колокол с Троицкой башни, из числа находившихся там без всякого употребления, и сверх того 4 колокола, хранившиеся в инвалидной роте. По осмотру архитектора, эти колокола были найдены подходящими к помещению на Боровицкой башне. При сем один подрядчик, принимавший участие в устройстве церкви в Боровицкой башне, а именно – Леонов, выразил свое желание пред благочинным снять один большой колокол с Троицкой башни и повесить на Боровицкую с производством всех нужных для сей цели работ без всякого вознаграждения от казны. За поднятие четырех колоколов, хранившихся в кладовой инвалидной роты, за устройство ко всем колоколам железных языков и укрепление их моржовыми ремнями и железными пряжками и за подвеску к балкам всех пяти колоколов на своих железных хомутах с болтами и щеколдами и с вырезом на большом колоколе надписи, означающей время, случай и причину перенесения его на Боровицкую башню, колокольных дел мастер Богданов назначил 80 р. Для подвески же колоколов на Боровицкую башню оказалось необходимым положить крестообразно два бруса и для укрепления их сделать откосы и стойки из бревен 41 . Усердием же частных благотворителей был устроен небольшой иконостас при входе на лестницу, ведущую в храм. Во главе сих благотворителей стоял бывший в то время церковным старостою московских придворных соборов и церквей купец Лепешкин, который в 1867 г. обратился к вице-президенту московской дворцовой конторы, князю Трубецкому, с просьбою о разрешении ему устроить на свой счет иконостас при входе на лестницу к церкви св. Иоанна Предтечи, указав в объяснение своей просьбы на то, что, по возобновлении на Боровицких воротах икон, многие из жителей Москвы, проходя чрез оныя ворота, изъявляли свое благоговение к сим иконам 42 . С течением времени не могли не обнаружиться следствия сырости самого помещения, которое занимала новая церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В 1727 году был пристроен теплый придел во имя преподобного Марона. В 1730 году священник Сергий Анисифоров обратился к великой государыне императрице Анне Иоанновне с ходатайством о помощи в построении каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Марона чудотворца, которому от Господа дана благодать «огневицу и трясавицу утолять, бесы прогонять и от различных недугов и скорбей и болезней освобождать, с верою приходящим и просящим исцеление подавать». 12 июня 1730 года указом императрицы Анны Иоанновны велено вместо деревянной ветхой Благовещенской церкви построить новую каменную во имя того же храма с приделом преподобного Марона. Сильно пострадала церковь во время Отечественной войны с французами 1812 года. Мароновская церковь оказалась оскверненной; антиминса в Мароновском приделе не оказалось; и, хотя престолы с одеждами остались целы и неповрежденны, некоторое время богослужения в храме не совершались. После этого храм шесть лет не имел своего причта, будучи приписан к соседней церкви святителя Николая Чудотворца в Голутвине. Постепенно, благодаря заботам священника Алексия Попова и благодетеля, сына московского купца, Логгина Кузьмича Лепешкина — Василия Логгиновича, храм был восстановлен. В 1828 году Василий Логгинович стал церковным старостой. В течение 74 лет, с 1828 по 1902 год старостами храма были члены семьи Лепешкиных. В апреле 1831 года ктитор храма Василий Логгинович Лепешкин построил новый придел в честь Рождества святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, при этом был расширен храм и подняты своды. Заботясь о причте храма, ктитор купил двухэтажный дом на смежной с церковью земле, принадлежавшей камергеру Юрию Ивановичу Трубецкому, и устроил на нижнем этаже богадельню, поселив на бесплатное жительство бедных женщин. Второй этаж сдавался в наем, а средства шли в пользу священноцерковнослужителей и на благолепие храма. Сын Василия Логгиновича Лепешкина Николай стал старостой храма в 1840 году. На его средства в 1841–1844 годах храм был обновлен внутри и снаружи.

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_Маро...

В начале XX века обитель была душевной врачебницей и нравственной школой не только для ее насельниц, но и для всех окрестных жителей. Так продолжилось дело утверждения и окормления женских обителей, начатое в XIX столетии преподобными Серафимом Саровским и Зосимой (Верховским) . 19 июля 1995 года в день Собора Радонежских святых был совершен акт канонизации иеромонаха Варнавы (Меркулова) Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Свято-Троицкой Лавры. Его мощи обрели под полом пещерной келийки преподобного. 22 октября 2000 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Свято-Никольском храме города Наро-Фоминска состоялось торжественное богослужение в честь преподобного Варнавы Гефсиманского . Отец-наместник Черниговско-Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Феофилакт (Моисеев) 454 передал частицу мощей преподобного Варнавы в наро-фоминский Никольский храм, – и святой Варнава как бы вернулся на землю, где прошло его отрочество. Вернулся, чтобы испрашивать у Бога милость всем чадам Православной Церкви 455 . Сестры из возрожденной Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, где преподобный Варнава впервые узнал духовные законы монашеской жизни, ежедневно возносят величание пред иконой святого с частицей его мощей. Устроение обители Сразу по утверждении общежития в храм был назначен священник Михей Павлович Богрецов, 69 лет, незадолго до того овдовевший в 1841 году. Он был сыном пономаря, в школах не обучался, служил сначала дьячком. В 1797 году посвящен в дьякона, в 1804 – в священника, за 1812 году награжден бронзовым крестом. Перед переводом в пустыньку последним местом его служения было село Горбово Звенигородского уезда. Чтение, пение, катехизис знал он «довольно хорошо», поведения был «очень доброго» 456 . Видя обитель утвержденной, Семен Лонгинович Лепешкин стал обустраивать ее во славу Всевышнего. В пустыни благодаря его благодеяниям появились каменная ограда, один большой и два малых каменных корпуса, каменные погреба.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Максимов Спасо-Преображенской, на Болвановке, церкви свящ. В. В. Воронцова: Свящ. В. В. Воронцов Троицкой, в Вешняках, церкви свящ. С. В. Страхова: Свящ. С. В. Страхов Н. А. Ленивов M. В. Перепелова Троицкой, в Кожевниках, церкви свящ. В. И. Левитского: Свящ. В. И. Левитский Троицкой, в Больших Лужниках, церкви свящ. А. П. Крылова: От неизвестного Успенской, в Кожевниках, церкви свящ. А. И. Птицына: Ф. Михайлов и сын Замоскворецкого сорока, 2-го отделения. О. Благочинного, протоиерея Спасской, в Наливках, церкви Н. А. Копьева: Протоиерей Н. А. Копьев —45— 193. Благовещенской, в Пыжах, церкви протоиерея К. И. Орлова: От неизвестного Введенской, что при доме Мариинского Епархиального женского училища, церкви свящ. С. С. Гречанинова: Свящ. С. С. Гречанинов Воскресенской, в Кадашах, церкви протоиерея Н. А. Воскресенского: П. Калашников Георгиевской, Иверской тож, на Большой Ордынке, церкви свящ. Н. И. Мячина: Свящ. Н. И. Мячин Марг. Дав. Карпова Н. К. Лебедев И. Д. Иванов А. Н. Дружинин Григорие-Неокейсарийской, на Большой Полянке, церкви протоиерея С. Лебедева: От неизвестного Екатерининской, на Всполье, церкви протоиерея И. П. Ключарева: Протоиерей И. П. Ключарев Иверской, при Иверской Общине сестер милосердия, церкви свящ. С. К. Махаева: Свящ. С. К. Махаев Иоакиманской, на Якиманке, церкви свящ. А. Д. Крылова: Свящ. А. Д. Крылов Церковный староста П. Сурков —46— 201. Космо-Дамианской, в Кадашах, церкви свящ. В. В. Молчанова: От неизвестного Д. А. Мочалин В. О. Мочалина Мароновской, в Старых Панех, церкви свящ. С. В. Лаврентьева: M. Р. Лепешкин И. И. Росляков Николаевской, в Береславле, церкви свящ. Д. Г. Горетовского: Свящ. Д. Г. Горетовский Николаевской, в Голутвине, церкви прот. П. Шумова: Прот. П. Шумов Н. Н. Кокушкин Николаевской, в Толмачах, церкви свящ. М. П. Фивейского: И. Д. Аблаженов Петропавловской, на Калужской ул., церкви протоиерея И. Ф. Мансветова: Прот. И. Ф. Мансветов От неизвестного Александро-Невской, в приюте Императора Александра II, церкви свящ. Н. П. Попова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чрез несколько лет Донской Архимандрит Афанасий пожертвовал в сию новоустрояемую пустыню большое резное распятие в рост человека. Для приличнейшего помещения сего большего Креста Отец Зосима выстроил на уединенном месте часовню, куда сам и сестры ходили для уединенной молитвы; имея великую веру, любовь к матери Божией, он назвал новоустроенную Обитель свою Одигитриевская; и потому что с греческого языка Одигитрия значит путеводительница и наставница, и потому что будучи сам уроженец Смоленской губернии, где Смоленская чудотворная Икона называется Одигитрия, пожелал, чтобы сие Божественное Имя из родины его отозвалась в его пустынной Обители. А когда для Одигитриевской своей Обители пожелал Отец Зосима заказывать в день Праздника Одигитрии обедню в Приходской Церкви, то узнал, что в этот день Священник никогда не бывал дома, а уезжал с вечера в большое казенное селение Рыжково, где с вечера служил всенощную, а на другой день, во весь день – молебны. Тогда только узнали они, что в этом селении в часовне находится чудотворная Икона Божией матери Одигитрии, и весь народ празднует там в этот день. Таким образом, основал свою пустынную Одигитриевскую Обитель, Пустыннолюбивый Старец Отец Зосима. Глава IX. Предчувствие кончины, намерение удалиться в Соловки, болезнь и блаженная кончина Года три Отец Зосима неусыпно трудился в устроении новой пустынной Обители. Часто ездил в Москву, сам ходил по благодетелям для испрашивания помощи, сам всегда покупал все нужное для сестер и для Обители. Когда некоторые знакомые говорили ему: «Зачем Старец пустынник так суетишься и хлопочешь, а не безмолвствуешь?» – он отвечал: «Всякой вещи время, лучше мне таскаться в море, нежели Богу посвященным девицам; если я упаду на мостовой и умру, то почту себя счастливым, что для пропитания бедных чужестранных сирот, для охранения их спасения, для устроения пустынной Обители положил душу мою». Видя такое самопожертвование, один Боголю6ивейший Почетный Гражданин Московский Семен Логинович Лепешкин и его добродетельнейшая супруга – и любя усердно и с благоговением пустынного Отца, и сожалея о его трудах, обещали снабжать его Обитель всем необходимым, чтобы только он успокоился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Т. е. даже разрешение на организацию подобной дружины было дано, впрочем, не вполне ясно представителем какой власти был этот человек, в то время мудрено было разобраться. Однако, для ЧК эти мелочи не имели значения, и 28 октября о. Леонид Поликарпов вместе с другими 7 односельчанами был расстрелян. 12 ноября расстрелян вернувшийся в Казань о. Феодор Гидаспов, настоятель Пятницкой церкви г. Казани. Известны имена еще нескольких священников, убитых в период с августа по декабрь, даты или обстоятельства смерти которых остаются невыясненными. В Царевококшайске был убит священник Входо-Иерусалимской церкви о. Антоний Николаевич Николаев (р. 1873 г., рукоположен во диакона в 1898 г., во священника — в 1902 г., окончил Учительскую Семинарию, законоучитель). В селе Кукмор Мамадышского уезда был убит почтенный 64-летний протоиерей Михаил Николаевич Мансуров, бывший еще в 1909 году благочинным всех единоверческих церквей Казанской епархии (р. 1852 г., псаломщик с 1871 г., рукоположен во диакона в 1876 г., во священника — в 1884 г.), а в селе Сунгурова того же уезда был убит другой известный и заслуженный протоиерей, благочинный 3го округа приходских церквей Казанского уезда о. Николай Николаевич Филантропов (р. 1872 г., окончил КДС, рукоположен во священника в 1886 г.). В селе Чирки-Бебкеевы Тетюшского уезда был убит священник Андрей Брагин (родился в 1872 г., окончил Учительскую школу, священник с 1902 г.). Видимо, о. Андрей был переведен в с. Чирки-Бебкеевы незадолго до мученической своей кончины, поскольку в архиве был обнаружен рапорт о. Андрея (тогда еще священника села Ае-вашева Спасского уезда) на имя митрополита Иакова: «Считаю долгом довести до Вашего Высокопреосвященства, что я судим судом Спасского революционного трибунала как контрреволюционер за непризнание и неповиновение Советской власти, заключен в тюрьму с 10 мая сего (года. — А. Ж.) на шесть месяцев и со дня решения нахожусь в тюрьме. В приходе моем требоисполнение совершают соседи мои собратия с. Масловки о. Лепешкин и с. Лебедина о. Нестеров. Всегда болея душой о благе народа и в особенности о благе вверенной мне паствы, я во дни сии — во дни великих испытаний и бед нашей горемычной и истерзанной Родины, всегда стоял и буду стоять на страже истинных интересов народа по заветам Христа, не страшась пострадать даже и до крови. Неослабною проповедию слова Божия среди своих пасомых, я за короткий период снискал себе душевное их расположение и вот они выступили на мою защиту, ходатайствуя о моем освобождении; но — волею судьбы — я еще в тюрьме. Ходатайство их имеется и в Спасском Совете и в Казани у Комиссара Юстиции, но результаты еще неизвестны; если благоугодно будет Вашему Высокопреосвященству соблаговолить ускорить мое освобождение из тюрьмы, то прошу командировать кого-либо из Епархиального Совета с ходатайством о моем освобождении. — Комиссару Юстиции подано 21 сего мая 1918 г. Мая 23 дня. Священник с. Левашево Андрей Брагин» .

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

Оба участка она пожертвовала в пользу Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни 595 . Жила ли Елизавета Дмитриевна в Зосимовой пустыни раньше или позже обозначенного времени, с точностью неизвестно, но в ноябре 1883 года монастырь принял от нее еще одно земельное пожертвование в количестве 47 десятин 596 . В конце 1888 года, в ноябре, подольская купчиха Наталия Александровна Ломтева пожертвовала в пользу монастыря недвижимое имение, принадлежащее даче села Руднева (в урочище Волково) и прилегающее к деревням Зверево и Селятино 597 мерой 166 десятин 598 . В июне 1890 года благодаря доброй воле верейского купца Петра Васильевича Стрепихеева 599 монастырь вошел во владение дачей Михайловской, стоящей на речке Березанке (площадь составляла 60 десятин с саженями). В 1894 году последовало пожертвование от титулярного советника Дмитрия Федоровича Самарина – лесная дача (более 38 десятин), по своему расположению смежная с северовосточной стороны с монастырем 600 . 29 июля 1892 года скончался один из самых щедрых благодетелей Зосимовой пустыни – второй сын Семена Лонгиновича, Дмитрий Семенович Лепешкин. Его духовное завещание утвердил к исполнению Московский окружной суд 14 июля того же года. Между прочими в нем значился следующий пункт: «...внести в какое-либо государственное или частное кредитное установление на имя Троице-Одигитриева монастыря Московской губернии Верейского уезда тринадцать тысяч рублей с тем, чтобы проценты с десяти тысяч рублей поступали в пользу монастыря, а с трех тысяч рублей в пользу священноцерковнослужителей сего монастыря за ежедневное поминовение меня и сродников моих» 601 . В эти же годы не оставляла своими благодеяниями Зосимову пустынь семья Лепешкиных 602 . Пожертвования в обитель приходили от монахинь и их родственников 603 . Известно также об одном денежном пожертвовании, поступившем в октябре 1898 года по духовному завещанию дочери священника девицы Анны Артемовны Богдановой из города Белева 604 . Говоря о судьбе обители в конце XIX столетия, нельзя оставить в стороне строительство железных дорог, которое охватило тогда всю Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

13/26 февраля 1930 года. 219-я беседа в Морском соборе: Необходимость рассмотрения пагубных действий греха для охранения себя. С. 132–137. Р-1365. 6/19 февраля 1930 года. 218-я беседа в Морском соборе: Чем грех соблазняет человека? С. 126–130. Р-1365. 27 февраля/12 марта 1930 года. 221-я беседа в Морском соборе: Действие греха на всего человека. С. 142–147. Р-1365. 20 февраля/5 марта 1930 года. 220-я беседа в Морском соборе: Помрачение ума как следствие греха. С. 137–142. Р-1365. 9/22 июля 1931 года. Беседа в Морском соборе: О любви к ближнему. С. 181–182. Р-1365. 13/26 августа 1931 года. 241-я беседа в Морском соборе: О молитве. Различные виды молитв. С. 215–221. Р-1365. 20 августа/2 сентября 1931 года. 242-я беседа в Морском соборе: Праздники и посты. С. 223–228. Р-1365. 27 августа/9 сентября 1931 года. 243-я беседа в Морском соборе: О любви к самому себе. С. 229–233. Р-1365. 10/23 сентября 1931 года. 244-я беседа в Морском соборе: Попечение о душе. С. 235–240. Р-1365. 17/30 сентября 1931 года. 245-я беседа в Морском соборе: Попечение о теле. С. 243–248. Р-1365. 2/15 октября 1931 года. 247-я беседа в Морском соборе: Идеал христианской жизни. Тишина духа. (По Поселянину.) С. 257–263. Р-1365. 24 сентября/7 октября 1931 года. 246-я беседа в Морском соборе: Христианский взгляд на удовольствия и бедствия жизни. С. 249–254. Р-1365. 11 октября/28 сентября 1931 года. Беседа в неделю 19-ю по Пятидесятнице. Объяснение апостольского чтения ( 2Кор.11:31–12:19 ), С. 709–710. Р-1366. 21 сентября/8 октября 1931 года. 248-я беседа в Морском соборе: Путь нравственной жизни христианина. Начало христианской жизни. (По епископу Феофану. «Путь ко спасению».) С. 265–273. Р-1365. 15/28 октября 1931 года. 249-я беседа в Морском соборе: Как начинается христианская жизнь в таинстве крещения. С. 273–280. Р-1365. 22 октября/4 ноября 1931 года. 250-я беседа в Морском соборе: Как начинается и возрастает христианская жизнь у детей. (По епископу Феофану «Путь ко спасению».) С. 281–288. Р-1365. 28 октября/10 ноября 1931 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010