И наконец, Она именуется тем преславным царственным градом, к которому главным образом относятся оные пророческие слова: преславная глаголашася о Тебе, Граде Божий ( Пс. 86:3 ). И действительно, преславные, великие и предивные глаголы изречены были о сем преславном одушевленном Граде присноцарствующего Царя, – были изречены и в законе, и у пророков, и никогда не перестанут быть повторяемы: ибо не престанет язык христианский прославлять Матерь Божию, не престанет разум не только человеческий, но и Ангельский удивляться Ея славе, не престанет боголюбивое сердце любить Ее и утешаться Ею... Сам превышний Творец благоволил устроить сей Град одушевленный для Себя Самого: Премудрость созда Себе дом ( Притч. 9:1 ). Премудрость оная превышняя, Премудрость оная превечная – Христос Спаситель наш создал для Своего пребывания сию одушевленную Палату: сколь же должна быть она чудна и прекрасна! Премудрый Творец неба и земли благоволил предначертать сей Рай , сей Град Свой одушевленный, в разных прообразах и изречениях ветхозаветных. Во–первых, в раю, в той чистой земле, из которой Он создал чистого и невинного человека, предъизобразил ту мысленную Землю, от Которой, по слову Пророка, Истина – Христос возсиял ( Пс. 84:12 ). Во–вторых – в ковчеге Ноевом, в котором сохранены от всемирного потопа всякие творения, Бог предъизобразил тот мысленный ковчег, в котором природа человеческая спасена от вечного потопа огненного. И во многих различных образах Ветхого Завета Она прообразована. Моисеева купина, огнем горящая и несгораемая, прообразовала сию Купину, в которую, вселившись, Огнь Божества не опалил Ее, а только просветил. Море Чермное, как до перехода, так и по переходе чрез него Израильтян непроходимое, прообразовало бессеменное рождество Бога Слова и пренепорочную прежде рождества и по рождестве чистоту девства Богоматери. Чудесно процветший жезл Ааронов прообразовал сей мысленный Жезл из корене Иессеева, из которого процвел чудным и непостижимым рождеством Цвет Христос Спаситель наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О сем прекрасно воспевает Церковь Божия в одном песнопении, составленном святым канонописцем Космою по внушению Духа Святого, – в следующих словах: «Побеждаются естества уставы в Тебе, дево чистая, девствует бо рождество и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасавши присно, Богородицу Тя величающих». Как рождество Твое непостижимо и превыше всякого слова и разума (ибо, пребывая и до рождества Девою, Ты зачала от Святого Духа, и по рождестве Сына Еммануила осталась Девою): так и преставление Твое дивно и превыше естества, ибо только Ты Едина, по любви и особенной благодати Сына и Бога Твоего, воскресла прежде оного всеобщего в день второго Его пришествия воскресения, и уже живешь жизнию Божественною в Теле Своем прославленном и возвеличенном, предстоя одесную Сына Своего «в ризах позлащенных одеянная и преукрашенная» ( Пс. 44:10 ). Ты не умираешь смертию, как первая Ева; не преходишь из сего мира в болезни, как она, – не слышишь сих слов: земля еси, и в землю отъидеши ( Быт. 3:19 ), но слышишь из пресладких уст Сына и Бога Твоего оное весьма сладостное и утешительное слово: востани, прииди, Ближняя Моя, Добрая Моя, Голубице Моя, яко се зима прейде, дождь отъиде, отъиде себе: цвети явишася на земли, время обрезания приспе ( Песн. 2:10–12 ). Итак, за те дни, в которые Ты испытала безмерную горесть и скорбь в земном Иерусалиме, вкушаешь теперь неизреченные блага в Иерусалиме небесном, – за те дни, в которые Ты была уничижена и исполнена сердечною болезнею паче всех жен в мире, – теперь Ты награждена и возвеличена паче всех сынов и дщерей первой Евы, и не только паче их, но и превыше Ангелов и Архангелов, Сил и Властей, Престолов, Херувимов и Серафимов превознесена и преукрашена Божией славою, так что не напрасно Церковь воспевает Тебе, Одушевленной Церкви, сию песнь: «Твое славят успение Власти и Престоли, Начала и Господства, Силы, Херувимы и страшнии Серафимы. Веселятся земнороднии, о Божественной Славе Твоей красящеся; припадают Царие со Архангелы поюще: обрадованная, радуйся! Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

(Из слова на Успение Богоматери, святителя Леонтия Карповича, произнесенного в начале XVII столетия) 629. Черниговский святитель-чудотворец Вот уже с лишком 200 лет открыто почивают в Чернигове, в пещере под кафедральным собором, нетленные мощи святителя Феодосия Углицкого. Жил он в одно время со святителем Митрофаном Воронежским , и сведений о его жизни сохранилось столь же мало, как о святителе Воронежском. Мы гораздо больше знаем о его чудесах по смерти, чем о его деяниях при жизни. Он был сын священника из дворян Подольской губернии; учился в Киево-Братском училище и по любви своей к подвигам благочестия рано поступил в монашество. В 1662 г. он был избран в игумена Корсунского монастыря (в Каневском уезде), а в 1664 г. переведен во игумена Киевского Выдубицкого монастыря. Монастырь этот был почти разорен пред тем униатами, и Феодосии много потрудился над обновлением обители. За его святую жизнь и опытную мудрость в управлении бывший тогда блюстителем Киевской митрополии Черниговский архиепископ Лазарь Баранович назначил его, еще тогда игумена, своим наместником по митрополии. Этот святитель, желая приготовить себе преемника, вызвал потом Феодосия в Чернигов и в 1688 г. определил архимандритом тамошнего Елецкого монастыря. Старец святитель поручал ему на рассмотрение дела по епархии, и когда увидел, что Феодосии может быть ему хорошим помощником, то в 1691 г. отправил его в Москву к Патриарху Адриану с просьбой определить его таким помощником. А чрез год престарелый архиепископ пожелал, чтобы Феодосии был посвящен в сан святительский. Послано было прошение к Царям Иоанну и Петру Алексеевичам и Патриарху Адриану, и в этом прошении архиепископ Лазарь и гетман Мазепа свидетельствовали, что Феодосии – «муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной мудрости, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и Черниговской епархиею». Летом 1692 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Аминь. (Из слова святителя Леонтия Карповича на Преображение Господне, произнесенного в начале XVII столетия) 628. Небесная слава Матери Божьей «Прославляющия Мя прославлю, говорит Сам Господь» ( 1Цар. 2:30 ). Какой же славой? Славой воистину великой, славой неизреченной. «Что будет тому мужу, которого хочет прославить царь?» – спросил Артаксеркс Амана ( Есф. 6:6 ). Тем справедливее мы можем сказать теми же словами: «Что будет тому человеку, которого хочет прославить Царь царей и Господь господей?» Конечно, кого всемогущий, щедрый и всесодержащий Господь хочет почтить, тот получит в дар не кое-что, не что-нибудь. Он – велий Господь и величию Его несть числа; Он есть бездна милосердия и Отец щедрот: посему – какова же та слава, которой прославляет Он тех, кого хочет прославить на земле и на небеси? – А именно такая, о коей Сам говорит к Богу Отцу Своему: «Аз славу, юже дал еси Мне, дах им» ( Ин. 17:22 ). А если Он дает, то кто может ее отнять у них? Бог прославляет, кто же смеет уничижать их? Мне же зело честны «быша друзы Твои», Боже ( Пс. 138:17 ). Ибо знаю, что прославляя их, я славлю пречестное и великолепное имя Твое, от которого они получили все то, чем утешаются, и для которого они с весельем переносили тягчайшие беды и скорби и претерпели самые страшные и жестокие муки. Похваляя их преславные деяния, ужели я не отдаю хвалы Тому, о Ком пророк говорит: «дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» ( Пс. 67:36 )? И воистину дивен Он и предивен и славен в святых Своих; дивны и славны и все святые угодники Божии в Том, Кто их в Себе, а Себя в них благоволил удивить и прославить! А если так велика слава, которой Господь прославляет Своих слуг и угодников, то какова же должна быть та слава, которой Он прославил Пречистую и Преблагословенную Свою Матерь? Поистине, как солнце превосходит все звезды своей светлостью, так и Она всех угодников Божиих превышает славой, величием и своими заслугами. Посему Святое Писание именует Ее не только звездой утренней и зарей ( Песн. 11:6, 9 ), не только луной, но и самым солнцем ( Пс. 18:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

–       48.       Пельгримация или путешественник честного иеромонаха Ипполита Вишенского, постриженца святых страстотерпец Бориса и Глеба катедры Чернеговской, во св. граде Иерусалим, 1707 – 17 9 гг. Издано и объяснено. IV , стр. 16 – 142. –       49.       Переписка царя Петра с патриархом Адрианом. IV, стр. 238 – 243 . –       50.       Два стихотворения А. С. Цурикова: 1) Завет моим детям. 2) Дедушка Суворов (сообщил архим. Леонид). IV, смесь, стр. 2 59 – 264. 1877.       51.       Историческия заметки о московских монастырях Спаса-старого, ныне Заиконо-Спасского, и Николы Чудотворца Старого (ныне Никольского греческого), в связи с летописью московских пожаров с XIV по XVIII в. I, стр. 98 – 109 . –       52.       Письма мвтрополита Филарета к Д.П. Голохвастову по случаю издания Домостроя“ Сильвестра. I, стр. 1 2 5 – 12 6 . –       53.      Летопись Калужская по 1840 г. Издана и объяснена. II, стр. 44 – 174 . 1878.      54.      Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 г., составленная по монастырским актам и записям игуменом Аристархом в 1760 – 1769 гг. I, стр. 1 – 24. –       55.      1615 г., августа 6-го и 15 го. Казанье двое: одно на Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, другое на Успение пречистое и преблагословенное Владычицы нашое Богородицы Приснодевы Марии, Леонтия Карповича, архимандрита Виленского Братского монастыря. I, стр. 1 – 118. –       56.       Махрищский монастырь. стр. 1 – 38. –       57.      Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописям и печатным источникам в 18 4 1 году А. В. Горским, с приложениями архимандрита Леонида. IV и 1879 , II. Отд. изд. М. 18 79. 1879.       58.       Греческия сказки об армянской вере, перешедшия в нашу древнюю русскую письменность. (Из рукописи XV в., библ. Троице-Сергиевой лавры). I I , стр. 1 – 4. –       59.       Вифанския келии митрополита московского Платона. IV, стр. 1 – 16 . 1880.       60.      Заметка об      одной старопечатной книге (книга о Вр 1625 г.). I, стр. 1 – 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

172 «Граматика, сложена от различных грамматик, студеями, иже в львовской школе. В друкарни братской». Строева опис. книг Толстого стр. 64. 173 Грамоты Патриарха и короля во 2 ч. виленских грам. 3, 4. Король подтверждал свою волю в 1593 г. там же 2, 116–123. С 1590 г. братство уже издавало книги, напр. виленский апостол 1591 г. 175 В 1618 г. князь Константин Долмат Цеперский отдал недвижимое свое имение в пользу монастыря цеперского и в заведование братского монастыря святого Духа, но с тем непременным условием, чтобы в случае отступления виленского братства в унию имение оставалось собственностью православия. Собр. вилен. грам. 2, 40. 176 В Евю изданы братством псалтырь и новый завет 1611 г., часослов 1612, диоптра 1612 г., анфологион 1613 г., евангелие учительное 1616 г., грамматика 1619 г. Киновиан, или изображение иноческого общего жития 1618. 177 В Вильне изд. об антихристе и грамматика Зизания 1596 г., повседневные молитвы 1596, служебник 1617. Требник 1618, вертоград душевный Фекары (с предисловием Архимандрита Леонтия Карповича) 1620 г., грамматика (букварь) 1621 г., псалтырь и новый завет 1623 г., беседы Макария 1627 г. и пр. Особенности в содержании служебника у Сахарова в лет. книг 166 (Спб. 1849). 179 Максимовича киевлянин на 1841 г. здесь грам. Патриарха Кирилла и фундаторы братства и пр. стр. 60–67. 304–323, Памятники киевск. комм. 1845 г., здесь а) грамота короля Сигизмунда 1619 г.; б) четыре патриаршии грамоты; в) первый устав луцкой школы; г) второй устав луцкой школы и несколько других документов луцкого братства. 180 Королевская грамота Спасскому братству в Велор. Арх. ч. 1 стр. 36. 43. Другам с гневом по жалобе униата Бролепицкого в Могилев. губерн. ведом. 1347 г. 6. Третья 1602 г. утверждающая постановления братства Церкви Входа Господня между прочим о школе – там же 10. Патр. грам. 1633 г. – там же 1. Грамота патриаршего представителя Никифора 1597 г. там же 41. Сл. ист. иер. 3, 440. 441. 181 Ист. киевской академии Киев 1843 г. Иоан. Голятовским написано наставление, как сочинять слова (изд. при книге: ключ разумения, в Киеве 1660 г). Петр Могила Митрополит киевский, в прибавлении к творениям отцов Церкви 1846, кн. 1. Участие других Пастырей в поддержании Киевской коллегии: в грам. 12 июля 1640 г. «Иосиф Горбацкий, Епископ витебский, мстиславский, оршанский, могилевский и игумен киевский михайловский и Иосиф Чаплиц Шпановский Епископ луцкий и острожский архимандрит» обещают жертвовать братству каждый год по 500 злотых; а «Дионисий Балабан, Епископ хельмский и бельжский, и Антоний Винницкий, Епископ перемышльский и самборский» обещают давать по 200 злотых в год. (Киев. Памятн. 2. 199).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Остаток своих дней он провел в богатом Дерманском монастыре, который находился в ведении униатов. Скончался архиепископ Мелетий 27 декабря 1633 года. Труды: Антиграфи. – 1608. Фринос, или Плач Восточной Церкви. – 1610. Грамматики славенския правилное синтагма... – 1619, 1629, 1648, 1721, 1755. Казанье на честный погреб пречестного и превелебнаго мужа, господина и отца Леонтия Карповича. – 1620. Оправдание невинности. – 1621. Защита оправдания. – 1621. Обличение. – 1622. Юстификация. – 1623. Супликация. – 1623. Апология путешествия на Восток. – 1628. Протестация. – 1628. Паренезис (Увещание) к Виленскому Свято-Духовскому братству, а в лице его и ко всему тамошнему русскому народу. – 1629. Экзетезис – 1629. Литература: Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 491, 494. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 229. Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники: в 2 т. – Киев, 1883–1898, т. 1, гл. 3. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 133. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 498. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 31. Труды Киевской духовной академии. – 1869, сентябрь. – С. 364. –»– 1870, июль. – С. 113, 120. Журнал Московской Патриархии. – М., 1951, 1. – С. 48. Исторический вестник. – СПб., 1884, июль. – С. 178. –»– 1890, февраль. – С. 418–420. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 19 (кн. 37). – С. 23–24. Русская Православная Церковь 988–1988. Очерки истории I-XIX вв. – М., 1988. – Вып. 1. – С. 60. Короткий В. Г. Мелетий//Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1993. – Вып. 3, ч. 2. – С. 346–350. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. – Минск, 2000. – С. 205–221.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

18. Мартиниан. 19. Вассиан, хиротонисан в 1487 году митрополитом Киевским Симеоном, по смерти которого участвовал в избрании на его место митрополита Макария, убитого впоследствии татарами; присутствовал на Виленском соборе в 1509 году 18 января; упоминается ещё в 1511 году. 20. Иона, упоминается в 1513 году. 21. Пафнутий, упоминается в 1514 и 1525 годах. 22. Геннадий, упоминается в 1540 году. 23. Иоанн Борзобогатый (Красевский), упоминается в 1548 и 1566 годах. 24. Феодосий, упоминается в 1566 и 1568 годах. 25. Даниил, упоминается в 1568 году. 26. Мелетий Хрептович-Богуринский, хиротонисан в 1570 г, из архимандритов Киево-Печерской Лавры; он и будучи епископом, удержал за собою почётное титло архимандрита Печерского, по желанию братий, признательной к нему за его ревностное содействие к возвращению Лавре древних её преимуществ и впредь надеявшейся на защиту его, как человека рода знатного. В 1590 г. 26 октября, незадолго до своей кончины, он для поддержания православия, которому в то время угрожала уния, учредил в г. Бресте при приделе Борисоглебской Николаевской церкви церковное братство со школой. Умер во Владимире в 1592 г. 27. Леонтий Карпович, хиротонисан в 1616 г. из архимандритов Виленского Св.-Духова монастыря (он был его строителем и первым настоятелем). Ревностный защитник православия в борьбе с унией. Его сочинение «Обличение на унию», где он описывает унию, как очевидец Брестского сейма 1595 г. Умер в 1620 г. Блаженная кончина его была оплакана в прекрасной беседе Мелетия Смотрицкого – «Казанье на честный погреб отца Леонтия Карповича, еп. Владимирского и Берестенского» 19 . (Вильно, 1620 года). 28. Иосиф, по другим – Иезекииль Курцевич, хиротонисан в 1620 г. в Киеве иерусалимским патриархом Феофаном. Это был последний православный Владимирский епископ и-то, можно сказать, только титулярный, потому что, вследствие усиленных гонений со стороны польского правительства и униатов, не мог жить в своей епархии. Умер в России 20 . Кроме Владимирской епископской кафедры, существовала на Волыни ещё другая также самостоятельная епископская кафедра в г. Луцке. О ней Волынский летописец (Ипатьевский список.) упоминает под 1288 и 1289 гг., когда говорит о жизни Галицко-Волынского князя Владимира Васильковича, но имён первых епископов Луцких не сообщает. Епископы этой кафедры именовались епископами Луцкими и Острожскими. Известны следующие православные епископы Луцкие:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Но что говорю души, когда и самое пречистое тело Ее, не увидев нетления, перенесено в тот же небесный чертог: Тот, Кто благоволил вселиться в сие пречистое тело, Он же и воскресил его прежде всего общего воскресения и взял в Свои небесные чертоги. Не подобало, воистину не подобало обратиться в персть тому пресвятому телу, которое породило Спасение мира. Если ветхозаветный кивот деревянный не мог быть поставлен ни в каком ином месте, кроме славного храма Соломонова, то что удивительного, если и сей одушевленный Кивот нашел себе упокоение в оном горнем Иерусалиме, построенном не рукой и художеством какого-либо земного художника, а рукою Самого Творца? Итак, на небесах, или лучше сказать, превыше всех небес подобало уготовить место для того одушевленного Неба, в которое вселилось Солнце правды! О сем прекрасно воспевает Святая Церковь в одном своем песнопении: Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая, девствует бо рождество, и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасавши присно, Богородице, наследие Твое. Как рождество Твое непостижимо и превыше всякого слова и разума, так и преставление Твое дивно и превыше естества: только Ты едина воскресла прежде всеобщего воскресения и уже живешь жизнию божественною в теле Своем прославленном, предстоя одесную Сына Твоего в ризах позлащенных одеянная и преукрашенная. Молися же Сыну Твоему, да не удалит Он и нас, грешных, от Себя и от Тебя, о Мати наша преблагословенная! Аминь. (Из слова святителя Леонтия Карповича на УсПение Богоматери) 732. Откуда плевелы на Христовой ниве? От времен святого князя Владимира полюбили русские святую веру Православную; они привыкли называть свою родную страну Русью Святою, а себя – людьми православными, и не было им милее и почетнее этого достолюбезного имени: «православные» – так величают они и теперь друг друга, когда собираются решать свои дела общественные на своих сходках мирских; «православные» – так обращаются к ним и пастыри их, служители Церкви Христовой, в своих поучениях. За кого идет умирать христолюбивый русский воин? Прежде всего – за веру Православную, потом – за царя самодержавного и за Святую Русь... Святая Церковь Православная – вот кто был сердобольной матерью народа русского; это она взрастила и воспитала его до великого самодержавного царства Русского; она хранила его от погибели в тяжкие времена злой татарщины; она дала ему силу прогнать ляхов со всеми их клевретами в лютую годину междуцарствия; она соединила во единую нераздельную братскую семью и Великую, и Малую, и Белую Русь, и все эти многочисленные племена, населявшие пространство нашей матушки России в стародавние времена. Вот почему разные инородцы, обитающие по окраинам Русской земли, называют веру Православную – верой русскою: «Он принял веру русскую», – говорят они о своих соплеменниках, когда те принимают Святое Крещение. Да и наш простой народ только того и считает чисто русским человеком, кто свято блюдет святую веру Православную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   Ведь могла Премилосердная Целебница иным каким образом исцелить раба Своего, словом или прикосновением, однако этот странный способ врачевания явила: те уста Девическим покропила млеком, что каждый час Девицу Пречистую восхваляли, здесь еще, на земле, мзду воздавая им. Чтобы все, видя и слыша, возблагодарили едиными устами и единым сердцем препрославленную Деву Богородицу. Это прочтя, дивился я такой благости Богородичной и подвигу усердному оного клирика, но, будучи ленив и уныл, не смог последовать его добродетели. Приняв же повеление от преосвященного пастыря моего постараться с помощью Божией и Богородичной, описать чудеса, бывшие от чудотворного образа в Ильинском монастыре, замыслил я, хотя бы немного подражая тому блаженному клирику, описать двадцать четыре чуда с беседами и нравоучениями на похвалу и славу Деве Богородице, по числу часов, которые день с ночью в себе заключают. Пусть не только молитвами, но и чтением каждый час прославляется преблагословенное имя Девы Марии отныне и до века. КРАТКОЕ СЧИСЛЕНИЕ ИСЦЕЛИВШИХСЯ от различных болезней у чудотворного образа Пресвятой Богородицы в Ильинском монастыре     От слепоты и болезней глаз исцелившиеся: Андрея Рачкевича, в замке Черниговском капитана, дочка младшая, с пелен слепая на оба глаза, прозрела. Леонтия Полуботка дочка Мария от болезни слепа была, прозрела. Павла Клевца, черниговского мещанина, дочка Татьяна, на правый глаз слепая, прозрела. Тарасий Петрович Забеленко, больной глазами, выздоровел. Петр Макарович из Стародуба, слепой, прозрел одним глазом.     От хромоты исцелившиеся: Анна Пенская с Брагинщины. Стефан Бондарь из Коропа. Вас иль Ларченко из села Бобровицы.     От радикулита исцелившиеся: Екатерина, жена Петра Ворошилы. Анна Розсудовская с Брагинщины. Татьяна, дочка Андрея, священника Борзенского.    От паралича: Жена Вера из мозырского повета.     От бесовского мучения избавленные: Ермола из села Холявина. Девица одна из села Мокишина. Другая — из села Жоввинки. Михайло с Полесья. Демьян из Минска. Клим, челядник Василия Болдаковского. Пархом из Чернигова. Стефан из села Смолина. Стефан Скрипка, черниговский. Татьяна, сирота из Седнева, служанка Кирилла Давидовича. Детина малый, Ивана Любартовского, мужского пола, именем Прокопий. Ермола Кириллович из села Сядич. Симон Карпович из Чернигова. Стефан Сердюк, полку Герасимова. Иван Павлович, москаль, барабанщик сотни Гавриловой, Башов.     От заворота головы, от мечтаний, страхов бесовских избавление получившие:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010