И если Апостолы, узревши одних только Моисея и Илию во славе и светлости, при оном Всемогущем Царе славы, столь много утешились в оном вожделенном обществе и сопребывании, что не желали никогда разлучаться с ними: то, что же будет в то время, когда не одни только Моисей и Илия, но бесчисленные легионы и воинства бесплотных служителей невещественной славы, а также лики иных святых угодников Божиих, когда прехвальный собор апостольский, хвалебный хор пророческий, победоносный полк мученический, венценосный легион девственников, знаменосное воинство исповедников, пламеннокрыльный лик пустынников; когда все премногое множество оных блаженных граждан вышнего Иерусалима, согласно Божественному слову Превечного Царя славы, просветятся яко солнце ( Мф. 13:43 ). Иисусе Христе, Спасителю наш, Ты, Который ныне показал на Фаворе сияние и луч оной велелепной славы, елико мог вместить взор Апостольский, – Который в нынешнем предивном и хвалебном празднике предначертал образ и подобие второго преславного и величественного пришествия Твоего на суд живых и мертвых ( Мф. 25:31 ), – Который обещал Своим возлюбленным друзьям посадить их за оною пребогатою трапезою, на обильном пиршестве и вечери Своей! Даруй и нам недостойным, по безмерному милосердию Твоему, соделаться участниками сих неистощимых благ Твоих и обильных даров! Даруй насытиться от крупиц сей пребогатой трапезы Твоей ( Мф. 15:27 ); сподоби застать незаключенными двери оного благоукрашенного Чертога Твоего ( Мф. 25: 10 )! Сподоби восприять мзду с оными от единонадесятого часа делателями вертограда Твоего ( Мф. 20 :); сподоби с радостию сретить Тебя, Грядущего на облацех небесных ( Мф. 24:30 )! Сподоби лицом к лицу наслаждаться Твоею неизреченною добротою и красотою, и в бесчисленном оном лике от века угодивших Тебе, и в возлюбленном оном сообществе бесплотных слуг Твоих, – славить и воспевать Тебя, с Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, в бесконечные веки веков. Аминь 242 . 242 В сокращении. См. «Леонтий Карпович, церковный вития православной юго–западной руси в 17–м столетии и два его слова». Изд. Император. Общ. Истор. и Древн. Росс. при Московском Университете. Москва, 1878 г. стр. 1–62. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Спросишь, как же Церковь утешается в сих драгоценностях, и как она лобызает и объемлет их? Во-первых, она твердо, постоянно и неизменно держится правоверия, благочиния и благолепия церковного, который, получив начало на сих местах, как бы из некоего источника, излились по всему широкому кругу мира сего ( Лк. 24:47 ). Во–вторых, она, с постоянною благодарностию и с горячею любовью празднуя воспоминание всех тех деяний и подвигов Христа Спасителя, которые Он благоволил совершать на сих местах, исполняя еже о нас смотрение и имея в достодолжном уважении и охранении все те святые и праздничные дни, в которые воспоминаются тайны Его человеколюбного Промышления и спасения нашего, она празднует их и торжествует, по дивному, умилительному и неизменному чину, составленному по действу Святого и Животворящего Духа. Но особенно дивно Церковь утешается теми праздниками, в которые Бог Отец дал преславное свидетельство о Единородном и присносущном Сыне Своем, и в которые явилось Тройческое поклонение, и написался образ и начертание второго, славного пришествия Его в сей мир, – утешается достославным праздником Богоявления и настоящим – Преображения Господня, и оные празднует и прославляет по особенному чину торжественных обрядов, – те оба спасительные праздника, которые созерцал пророческим взором Богоотец Давид, веселясь духом и взывая сими словами: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася ( Пс. 88:13 ). Ибо возрадовалась, как говорит святой Иоанн Дамаскин , гора Фавор в час Преображения; возрадовался и Ермон, холм, лежащий близь реки Иордана, в час крещения о Пресладком имени Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда пришел к Нему глас: сей есть Сын Мой, возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте ( Мф. 17:5 ). Услышала Церковь Божия сей сладкий и вожделенный Ей глас, пришедший из оного горнего отечества Ее, – и возрадовалась. Услышала она сие верное и непреложное свидетельство, – и, несомненно, ему уверовала. Услышала она, что надлежит слушать Его, и так, а не иным образом, содержит, слушает учения и повеления Его, а не иного. Она не отступает ни на малейшую черту от словес и учения Христа Спасителя своего и от предания свидетелей и самовидцев Его – Апостолов, в целости и не поврежденности сохраненных истинными их преемниками, утвержденных канонами святых Вселенских соборов, Духом Святым собранных, и запечатленных кровию мучеников. Св. Церковь , прияв ризу, истканную от вышнего Богословия, и однажды возложив ее на себя, никогда не слагала ее, и не только не запятнала ее никакою ересью, но и не обезобразила никакою пестротою вымыслов человеческих, и, нося ее на себе с достодолжным почитанием, в ней же исходит и в сретение Жениха Своего, паки Грядущего в мир сей с силою и славою многою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Не без причины Он за шесть дней до сего явления говорил ко всем вообще сии слова: Аще кто хощет по Мне, ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; и иже аще и погубит душу свою Мене ради, обрящет ю ( Мф. 16:24–20 ). Не без причины и при самом оном явлении славы и величия Своего Он беседовал о кресте и смерти Своей, но беседовал о сем, давая знать, что каждый может приходить к оной славе и вечному блаженству не иначе, как чрез крест и страдания. Не без причины, наконец, был слышан в то время и оный глас: Се есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Того послушайте ( Мф. 17:5 ). Ибо, если Возлюбленнейший Сын, исполняя в полноте волю и предопределение Бога Отца Своего, уготовляет Себя на страдание и смерть, ради спасения и искупления человеков, то как же слуга и раб Его непотребный, желая послужить Ему в чем-либо и обрести у Него милость себе, может обойтись без терпения? Если Сын и Наследник по естеству входит в славу Свою чрез страдания ( Лк. 24:26 ), то как же сын по благодати ( 1Ин. 3:1 надеется войти без страданий в славу и наследие, не свое собственное, но принадлежащее Сыну по естеству? Ужели он чрез сие не утратил и самого имени сына? Который бо есть сын, его же не наказует отец ( Евр. 12:7 )? Н кроме сего, если Возлюбленнейшего, Единородного и Соприсносущного Себе, Сына и Слово Бог Отец предает на столь тяжкие страдания, то, как же ты, ничтожный человек, не хочешь с благодарением воспринимать от пресвятой руки Его всякое испытание и посещение? И как ты, ничтожный червь, не будешь почитать всякие обиды и скорби за величайший дар, за несомненный признак милости к тебе любви Отца Небесного? Итак, ты должен слушать Того, Который указует тебе путь ко спасению хотя тесный и прискорбный, однако же прежде Им Самим углажденный, а не мира, который ведет всех своих любителей и сынов своих широким и пространным путем к вечной погибели. Но если сей путь столь тесен, прискорбен, если ярем креста тяжел и неудобоносим, то почему же Христос Спаситель наш называет иго Свое благим и бремя легким ( Мф. 11:30 )? Чтобы получить на сие удовлетворительный ответ и несомненное извещение, ты, человек–христианин, должен знать, что то преображение, которым пременяется душа человека–христианина, соделывает оную горесть крестную – сладкою, оную тяготу ига Христова – легкою и оную тесноту и неудобность пути, приводящего ко спасению, – гладкою, пространною и утешительною.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Потом если он желает насладиться оной пустынной манны, о которой Церковь воспевает в своем песнопении: «Пустынным непрестанное Божественное желание бывает», – то он должен прежде отучить себя от мяс и чеснока египетского ( Чис. 11:4, 5 ); если желает вкусить духовных утешений и наслаждений, то должен прежде удалиться от утех временных и телесных наслаждений. Ибо никто не может утешаться и веселиться и в сем и в оном мире, но тот, кто возжелает достигнуть одного из сих утешений, должен утратить другое. Наконец, как Христос Спаситель наш, восхотев преобразиться и показать пред учениками Своими славу Своего Божества, возвел их на гору, так и мысленное преображение души христианской не бывает и быть не может нигде в ином месте, как только на оной мысленной горе и в оном дому Бога Иаковля. Ибо нигде в ином месте человек не может видеть славы преображения Христа Спасителя нашего, нигде не может преобразиться от славы в славу, яко от Духа Господня ( 2Кор. 3:18 ), как только в сем дому святой восточной Церкви, которая, будучи создана, и крепко основана на вершине оной высокой, явленной в последние дни, горы Божией ( Ис. 2:2 ), т. е., на Самом Христе Спасителе нашем, признает Оного Единою Главою и Женихом своим ( Еф. 1:22 ; 2Кор. 11: 2 ) несомненно верует оному пресладкому гласу Жениха своего: Аз есмь с вами до скончания века ( Мф. 28:20 ), и со тщанием ожидает оного преславного второго в сей мир пришествия Возлюбленного Жениха своего ( Мф. 25:3 ). А в сие время она весьма утешается дорогими предметами, в воспоминание ей от Него оставленными, сладко оные лобзает и объемлет, доколе не преселится к оному вечному браку ( Откр. 19:7 ), и, будучи ведена от Него за руку в оный небесный чертог, будет сладостно обнимать и лобызать уже не драгоценности сии, и не то, что было оставлено ей в воспоминание, но Самого оного, Краснейшего добротою паче сынов человеческих ( Пс. 44:3 ), Жениха своего, и наслаждаться Его неизреченною добротою. Все достославные и достопоклоняемые места страданий Христовых, как то: Назарет, где Он воспитался; Вифлеем, где Он родился; Сион, где совершил спасение мира; Иордан, где Он обновил Адама; Фавор, где предъизобразил царствие небесное; гору Елеон, с которой Он вознесся от нас к Отцу Небесному, – все сии святые и достославные места Бог не напрасно вверил соборной Церкви, но, как таковой, которая есть истиннейшая и достойнейшая чести из всех вер и церквей, между христианами находящихся. И как царь поручает драгоценнейшие вещи и сокровища чертога своего вернейшим слугам своим, так и Христос, от начала пребывания Своего на сих местах, вверил сии достославные места соборной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Не обитают так и те, которые на земле ищут покоя и роскоши; а посему не скорбят по оном вечном своем Отечестве; которые славы от человек ищут ( Ин. 5:41 ) и ею утешаются, а посему славу, яже есть от Единаго Бога, расточают всуе и неразумно; которые, наконец, не хотят идти со тщанием со Христом Спасителем своим на гору, а посему без труда стремглав ниспадают за диаволом в самую юдоль адову. Ибо, хотя искуситель часто возносит их без всякого труда, как некогда Симона волхва, на высоту суетной и прелестной славы; однако же, вскоре, как и оного, повергает на землю. Обитают же в оной горе, в оном горнем Иерусалиме сии: тот, кто, как гость и пришелец, удаляется телесных похотей, воюющих на душу ( 1Пет. 2:11 ); кто во всех делах своих памятует последняя своя ( Сир. 7:39 ); кто всегда уготовляет себя к возвращению из сего странствия в дом отчий; кто со страхом и трепетом время жития своего жительствует( 1Пет.1:17 ); кто, возлюбив свободу от греха, не ищет свободы прикрывающей злобу ( 1Пет. 2:16 ); кто ни с кем не обходится лицемерно и несправедливо, носит правду в сердце, правду и на языке ( Пс. 14:2 ); кто, не умея оскорблять кого–либо, или причинить кому обиду, сохраняет искренность и незлобие голубиные, а также и мудрость и осторожность змииную ( Мф. 10:16 ), охотно отдавая не только имущество на расхищение, но и тело на умерщвление ( Кол. 1:24 ), только бы сохранить главу свою в целости, только бы не быть разлучену от Христа Спасителя – сей истинной и бессмертной Главы своей. Таковый-то восходит на гору со Христом, и Бог не стыдится нарицаться его Богом; таковому Он уготовляет град оный, коего Архитектон ( Евр. 11:16 ), и зодчий есть Сам Он. Но кто надеется достигнуть сего града, идя пространным путем, утопая в наслаждениях, славе, и временном покое, каждый таковый весьма заблуждается и обманывается. Ибо не без причины Христос Спаситель ваш явил славу Божества Своего уже после того, как предсказал ученикам о страдании и Своей добровольной смерти, и остановил Петра, пререкающего сему ( Мф. 16:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Не ведаешь, и сам ты, Петре, яже глаголеши ( Лк. 9:33 ); не ведаешь, соделавшись как бы упоенным: ибо упоила тебя и одна капля оной премирной славы и небесной сладости, которую вкусил ты. Но Господь твой призывает тебя к самому источнику бессмертного наслаждения, которого не достигнешь иначе, если по вкушении сей теперешней сладости не вкусишь плода крестного. Не ведаешь ты, что говоришь: ибо хочешь почить прежде окончания труда, хочешь торжествовать прежде одержания победы. «Тебе надлежит прежде, – говорит тебе Учитель твой, – отвергнуться себя, взять крест свой, подъять за имя Мое страдание и смерть, а потом уже почиешь ты, и не с одним только Моисеем и Илиею, в трех кущах, о которых говоришь, но с бесчисленным множеством преблаженного лика, в оных многих обителях Отца Моего, в оных драгоценных чертогах небесного дома Моего». Воистинну, Петре, добро со Христом Спасителем быти; однако же не на той только горе, но и на каждом месте. Ибо, аще пойду и посреди сени смертныя, – говорит Давид, – не убоюся зла, яко Ты со мною еси ( Пс. 22:4 ). Добро с Ним терпеть: ибо если с Ним страждем, с Ним и прославимся ( Рим. 8: 16 ), – говорит Павел. Добро с ним и умирать: ибо Он есть живот наш ( Кол. 3:4 ), и все, ради Его и в Нем умершие, с Ним воскреснут в воскрешение живота ( Ин. 5:29 ), с Ним явятся в явление неизреченной и бесконечной славы. И в другом отношении не ведаешь, Петре, что говоришь: ибо, имея разум свой восхищенным превыше чувственного разумения, и в оном исступлении как бы вступив в преддверие горнего царствия, изрекаешь исполненные таин глаголы: воспоминаешь три скинии, на подобие троякого состояния в жизни человеческой, т. е., состояния закона, состояния благодати и состояния славы, или оного вечного блаженства. О сих-то трех скиниях и я, недостойный, вознамерился с помощию и благодатию Божией, побеседовать с вами, Православные христиане, и в той беседе рассмотреть троякое преображение, или пременение души истинного христианина. Прежде же всего, прошу истинного Света, просвещающего всякого человека грядущего в мир, дабы Он Сам благоволил, по премногому и неисследимому богатству щедрот Своих, и мне говорящему и вам слушаюшим, открыть душевные очи на зрение Славы Преображения Своего и просветить нас светом Своего Богоразумия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В проповеди на Преображение автор рассматривает не столько событие Преображения Господа, сколько преображение человеческой души, ее переход от погруженности в мирские дела к богообщению. Внимание Леонтия (Карповича) сосредоточено на фигуре ап. Петра, который выступает как собирательный образ христианина, символ человека, стремящегося в Небесный Иерусалим. Автор представляет три скинии, которые хотел воздвигнуть ап. Петр на Фаворской горе, как символы трёх степеней духовного совершенствования: " стан закона " , " стан ласки " (благодати), " стан хвалы оное вечное " (блаженства) - и соответствующих им добродетелей: веры, надежды, любви. Троякую скинию символизирует " небесная ластовица, возлетевшая до третьяго небеси " . Первый этап, сопоставляемый с восхождением Христа и апостолов на гору, предполагает нравственное воспитание человека, точное соблюдение им нравственных законов человеческого общества. Затем наступает " мысленное преображение " , которое можно сопоставить с просветлением ап. Петра на Фаворе. " Мысленное преображение " может происходить " на высокой богомысльности горе, а или под час чистое и набожное молитвы и приобщения Пречистых и Животворящих Таин " . Первый путь - размышление о Боге - не требует посредников; второй путь - " приобщение Пречистых Таин " - возможен только в " Церкви святое Восточное " . Третий этап преображения человека наступит после всеобщего воскресения и Страшного Суда, который представлен не как всемирная катастрофа, но как долгожданное празднество возвращения " пелькгримов " и изгнанников на родину. Уподобляя христианина " жолнеру " , а земную жизнь битве, автор рассуждает о трёх категориях " жолнеров " , награды которым различаются в соответствии с уровнем подготовленности человека к обладанию духовными дарами. Автор также приводит три " почета " (категории) людей, не способных достичь вечного блаженства: те, кто ведут безнравственную жизнь; те, кто думают, что для спасения достаточно внешнего благочестия, " и Богу, и свету заровно догодити хотячи " ; гордецы, считающие себя равными Богу в " богатстве и можности светской " .

http://drevo-info.ru/articles/13680630.h...

Ему могли быть хорошо известны «Тренос» (1610) и «Лямент... на преставление... Леонтия Карповича» (1620), приписанный Мелетию Смотрицкому, «Вирши на погреб Петра Конашевича Сагайдачного» (1622) Касияна Саковича, «Лямент по ... отцу Иоанну Васильевичу» (1628) Давида Андреевича, «Echo alu na gos lamentujcego po nieopakanej mierci... Bobrykowicza» – «Эхо скорби на голос рыдающего о неоплаканной смерти... Бобрыковича» (1635) или, например, «Naeniae...» («Плачи...») на смерть Яна Радзивилла (1621). Но прежде всего, как показывает анализ, он видел перед собой лирический шедевр Я. Кохановского – «Трены» (1580). У Кохановского, писавшего на смерть своей горячо любимой малолетней дочери, Симеон заимствует прежде всего общую идею книги, представляющей единый цикл плачей-элегий, каждый из которых завершается своеобразным философско-поэтическим «утешением». Связь с «Тренами» чувствуется и в изображении автором «Френов...» прежней благочестивой жизни умершей царицы, всеобщей любви к ней, горечи невосполнимой утраты, и в подборе примеров бренности жития, и в том, что в заключение своего произведения Симеон, как и Кохановский, заставляет утешать родных и близких ту, которая «оплакивается» ими. При всем том Симеоном создано цельное и оригинальное произведение. Его «Френы...» из в общем-то привычной на Руси картины «вселенского плача» 21 вырастают в подлинный апофеоз царицы Марии, предвещая грандиозные одические апофеозы у поэтов русского классицизма. Так, в 11 плаче выведена аллегорическая фигура скорбящего «Царствия Российского», которая вещает: Аз – великое Российское Царство, славное в вере святой Государство. Под Водолием не знах себе быти, не чаяху слезных вод на мя приплыти, Орлу моему по водам плывати, не преиде во ум когда обещати. Но днесь... Орел плавает, ведру приученый, тягостне крыле убо омоченый... Вси страждут уды телесе моего, видаще болезни первенца своего... Царица, рекши, во гробе положися, тем Царства тело в конец помрачися... Како не имам аз убо ридати, отътщетившеся сея благодати? Еще более величественная картина открывается в элегии «Вершэ о мэнце Панской».

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

СПб., 1891. 203.       О собрании древних документов по русской истории и письменности у киевского домовладельца П. С. Соломки//Киевское слово. 1891. 1155. 204.       О происхождении и значении змеевиков//Сборник снимков с предметов древности, находящихся в г. Киеве в частных руках. Киев, 1891. Вып. III—IV. 205.       Описание энколпионов, крестиков и образков, принадлежащих Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии//Сборник снимков с предметов древности, находящихся в г. Киеве в частных руках. Киев, 1891. Вып. V. 206.       Бессарабия. Историческое описание. СПб., 1892. 207.       Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Собрание рукописей Московского митрополита Макария (Булгакова), Мелецкого монастыря на Волыни, Киево-Братского монастыря и Киевской духовной семинарии. Москва, 1892. Вып. I. 208.       О медали великого князя киевского Ярополка Владимировича//ТКДА. 1892. 3. 209.       Рукописные заметки на полях книги " Мир человека с Богом " Иннокентия Гизеля, киевской печати 1669 года//КС. 1892. 1. 210.       Местечко Полонное, Новоградволынского уезда//Киевское слово. 1892. 211.       Новооткрытый киевский проповедник второй половины XVII в. (Варлаам Ясинский)//ТКДА. 1892. 5. 212.       Рукописи Иркутской духовной семинарии южнорусского происхождения//ТКДА. 1892. 10. 213.       Письмо господина Искры графу Платону Александровичу Зубову 17 февраля 1794 г.//КС. 1893. 1, 2. 214.       Иеромонах Ефрем Диаковский, киевский гомилет и проповедник второй половины XVIII века//ТКДА. 1893. 7. 215.       Холмский музей церковной древности//КС. 1893. 10. 216.       Прошение отставного прапорщика Землянского//КС. 1893. 1. 217.       Купятицкая икона Богородицы//Виленский календарь на 1894 год. 218.       IX археологический съезд в Вильно//Виленский календарь на 1894 год. 219.       Западнорусское полемическое сочинение XVII века//ТКДА. 1894. 2—4. 220.       Послание Леонтия Карповича к афонским подвижникам 1619 года//Литовские епархиальные ведомости.

http://bogoslov.ru/person/401224

1878 год Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582–1706), собранные о. архимандритом Леонидом. СПб. Русская Историческая Библиотека, изд. Археографической комиссией, т. V, с. II + XLI+62 стлб.+ 1074 стлб.+б4 стлб. (указатели). Непосредственно актам предшествует (стлб. 1–62) «Исторический очерк Иверской Святоозерской обители в ее патриарший период (с 1653 по конец 1666 года)». Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении. Древности – Труды Императорского Московского Археологического общества, т. VII. Отд.: М„ 1878, 70 с.+5 литографий. Летопись Боголюбова монастыря с 1158 по 1770 г., составленная по монастырским актам и записям игуменом Аристархом в 1760–1769 гг. ЧОИДР, кн. 1, с. 1–24. 1615 г., августа 6-го и 15-го. Казанье двое: одно на Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; другое на Успение пречистое и преблагословенное Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии, Леонтия Карповича, архимандрита Виленского Братского монастыря. Там же, кн. 1, с. 1–118. Махрищский монастырь. Там же, кн. 3, с. I-38. Исторический очерк города Дмитрова в связи с историей его соборного храма и монастырей его области до XVIII столетия. ЧОИДР, кн. 4, с. 17–29. Переписка Петра 1 с патриархом Адрианом 1697 г. (из рукописного летописца). Русский архив, кн. 1, с. 5–9. Родословная Отрепьевых (по рукописи XVII века Ново-Иерусалимского монастыря). Там же, кн. 4, с. 487–489. Первая война русских с турками. Летописное сказание об осаде Чигирина в 1678 году. Там же, кн. 6, с. 273–275. Таинственный колокольный звон. Чрезвычайное происшествие в Цареконстантинове монастыре, 1753 г. Там же, с. 278–279. Черта к жизнеописанию патриарха Никона . Русский архив, кн. 8, с. 473–475. В.Ф. Святловский и А.П. Хрущов (по поводу наступающего столетнего юбилея Первого Московского Кадетского корпуса). Русский архив, 11, с. 405–409. Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010