А когда оные ученики видели славу и торжество Христа Спасителя своего по тридневном Его воскресении и преславном вознесении; когда посетил их пришествием Своим Пресвятый и Животворящий Дух ( Деян. 2:4 ): тогда тот же Петр, ни мало не страшась и всего сборища книжников, фарисеев и сильных мира сего, взывал сими словами: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите ( Деян. 4:19 ); тогда тот же Иоанн исследовал неисследимую глубину таин и возлетел на недоведомую высоту богословия; тогда все Апостолы не только не боятся страха иудейского, но и радуются, когда сподобляются терпеть бесчестие за Имя Его ( Деян. 5:41 ) Отсюда каждый может воочию видеть и то, как он сам по себе слаб и бессилен по собственной природе своей, искаженной грехом; и как, с другой стороны, когда благодать духовная приидет, в нем совершается великое и предивное изменение. Ибо, как вода, нагреваемая огнем, забыв свою природу, тяготеющую к земле, быстро подъемлется горе: так и человек, наделенный благодатию и даром Пресвятого и Животворящего Духа, возносится над слабостию своей бессильной природы, и взывает: вся могу о укрепляющем мя Христе ( Флп. 4:13 ). А если, как сказано, существует столь великое различие между сим первым и вторыми преображением, – то какое может быть сравнение сих обоих с оным третьим, которого ожидают все, от века угодившие Богу? Ибо иное дело – те утешения, которыми Милосердый Господь утешает нищих, плачущих и рыдающих в сей юдоли плача; а другое – те, которыми Он возвеселит другов (Своих) радующихся и наслаждающихся в оном всех веселящихся жилищ ( Пс. 86:7 ). Иное дело – подкрепления, которыми Он укрепляет воинов, находящихся еще на поле брани; а другое – те почести, которыми Он венчает победителей, воспевающих радостную песнь после одержания победы. Итак, если одна только крупица от сей пребогатой трапезы, данная Апостолами на горе Фаворской в подкрепление, столь напитала их, что они, не только забыв, но и возгнушавшись всех сладостных снедей мира сего, и не желая сходить с оной горы, взывали: добро есть нам зде быти: то, что же будет в то время, когда дано будет в полноте наслаждаться ею? И если в то время, когда Христос Спаситель наш обнажил только малую зарю Божества Своего, как воспевает Церковь Божия, и показал малый луч оной присносущной славы Своей Своим ученикам, они исполнились столь великих, превосходящих ум и сердце, утешений и радостей: то что же будет тогда, когда Он откроет не зарю некую, но самую славу Божества Своего, и когда уже не чрез какую-либо завесу или прикрытие, но благословит ясно и самым делом созерцать ее, – когда узрим Его, по слову возлюбленного ученика Христова, якоже есть ( 1Ин. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В отношении же к сей горе сия вторая скиния есть как бы некая, поставленная на время для краткого пребывания, куща, которая должна быть снята по преселении обитателей ее в оное горнее жилище. Так же, как и оная первая скиния, с явлением сей второй, в которой теперь мы пребываем, разрушена. Куща Моисеева и храм Соломонов носили образ и прообразование двух Христовых Церквей, – той, которая – на земле, и той, которая – на небесах. Прообразом Церкви, которая есть на земле, была куща Моисеева; прообразом же Церкви, которая – на небесах, был храм Соломонов, созданный на горе. Две сии Церкви – по числу, но одна – по вере. О той, которая – на земле, сказал Господь: На сем камени созижду церковь Мою ( Мф. 16:18 ); а о небесной говорит Апостол: Приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, церкви первородных на небесех написанных ( Евр. 12:22–23 ). Как тогда скиния Моисеева в пустыни была переносима многократно с места на место, и тех, которые в ней пребывали, соделывала странниками и пришельцами, так и Церковь Христова, находящаяся на земле, есть куща, пустынным житием светящаяся. А посему Церковь есть также куща, поставленная не от человек, но от Господа. Ибо как куща, или шатер, она во время гонения переносится с одного места на другое по воле Того, Который сказал: аще гонят вас во граде сем, бегайте в другий ( Мф. 10:23 ). Но, пременяя таким образом места, она не изменяет своему месту, ибо бегает от града во град, но не бегает от благочестия в нечестие, или от Боговедения в безбожие, от Православия в ересь. Как тогда Моисеева скиния была переносима туда и сюда, и пребывала на многих местах, а Соломонов храм, созданный на горе, стоял неподвижно, и никоим образом не мог поколебаться, доколе оставался храмом Божиим: так и Церковь Христова на земле, как в далекой стране пребывающая, имеет в себе благочестивых странников или пришельцев, а вышняя Церковь первородных на небесах уже не имеет странников или пресельников, но благочестивых обитателей и граждан.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Угнетения и преследования заставляли православных переходить в унию или прямо в католичество. Перед православной шляхтой стоял выбор: или верно хранить Православие предков и отказаться от всех сословных преимуществ, или принять католичество и удержать за собой эти преимущества. И к концу XVII века православная шляхта почти вся олатинилась. Даже потомки такого выдающегося поборника Православия, каким был на грани XVI-XVII веков князь К.К.Острожский, вскоре после его кончины перешли в католичество. Эти обстоятельства лишали православных того сословия, которое в то время имело возможность защищать их. Лишившись поддержки влиятельной шляхты и оставшись религией непривилегированных классов, Православие испытывает дальнейшее ограничение своих прав. Не лучше обстояло дело и с православной иерархией. К концу XVI века большая часть ее во главе с митрополитом " Киевским Михаилом Рогозой приняла провозглашенную на Брестском соборе 1596 года унию и признала над собой власть Римского епископа. Но православный народ мужественно встал на защиту своей веры и борьбу с Брестской унией. Эта борьба охватила все православное население Украины и Белоруссии. Время «религиозной борьбы» XVI -XVII веков выдвинуло целый ряд ревностных поборников Православия: князя К. К. Острожского, князя Курбского, виленского архимандрита Леонтия Карповича, киево-печерских архимандритов Елисея Плетенецкого и Захария Копыстенского, митрополита Киевского Иова Борецкого и особенно митрополита Киевского Петра Могилу. Благодаря его заботам возвращались бесконечно нарушаемые католиками права православных, основано в Киеве высшее учебное заведение, имевшее большое влияние на ход просвещения во всей Руси, восстановлены из развалин вековые памятники народной святыни — древнейшие киевские храмы, был издан требник, составлено изложение православного вероучения и проч. [ 15] Немало было написано православными деятелями полемических сочинений, направленных на защиту своей веры от посягательств со стороны инославия и прежде всего латинян .

http://sedmitza.ru/lib/text/441222/

После публикации в братской типографии антикатолич. и антиуниатского соч. Смотрицкого «Θρνος, to jest Lament, iedyney s. powszechney apostolskiey Wschodniey Cerkwie, z obiasnieniem dogmat wiary» (Плач единой святой соборной апостольской Церкви, с объяснением догматов веры) последовал королевский указ об уничтожении книг, изданных Виленским братством. На нек-рое время типография прекратила свою деятельность, вскоре она возобновила работу в Евье. В 1618 г. в Евье было напечатано соч. «Киновион, или Изображение евангельского иноческого общего жития», исследователи считают его уставом В. м. Насельники обители занимались переводами с греч. на церковнослав. язык и на просту мову (западнорус. лит. язык); в братской типографии были изданы «Молитвеник, или Требник... Из греческаго языка на словенский преведеныи и истинно изследованыи» (Вильно, 1618), «Евангелие учителное, албо Казаня на кождую неделю и свята урочистыи» Каллиста, Патриарха К-польского (Евье, 1616), «Духовныи беседы о доконалстве христиан православных» прп. Макария Египетского (Вильно, 1627), толкование свт. Иоанна Златоуста на молитву «Отче наш» - перевод Леонтия (Карповича) - «На Отче наш выклад з грецкого на руский» (Вильно, 1620). Патроны правосл. мон-рей Литвы, бессильные самостоятельно противостоять натиску гос-ва и католич. Церкви, отдавали находившиеся на их землях правосл. обители под опеку Виленского братства и В. м. Под управлением последнего состояли мон-ри: Петропавловский муж. в Минске (передан братству в 1613 основательницей мон-ря Е. Г. Стецкевич), минский Петропавловский жен. мон-рь (передан В. м. в 1618), Селецкий жен. в Минском воеводстве (основан ок. 1609), Цеперский Крестовоздвиженский муж. (основан К. Б. Долматом в 1618 как подчиненный В. м.), Успенский мон-рь в Евье (основан кн. Огинским в 1619 как подчиненный В. м.), Преображенский, основанный в 1609 г. кн. А. Корибутом-Вишневецким, слуцкий Троицкий, Купятицкий (создан в 1629/30 как подчиненный В. м.), Сурдегский Свято-Духовский (передан Виленскому братству А. Ставецкой-Городенской в 1636) и др. мон-ри. В. м. посылал в подчиненные ему обители исправных в иноческой жизни насельников, ставил настоятелей.

http://pravenc.ru/text/158674.html

Решение короля не восстановило мира между православными и униатами. 841 Напрасно Филиппович старался о подтверждении прав православных в г. Бресте. Несмотря на королевскую подпись, подтверждавшую прежние привиллегии, канцлер и подканцлер отказались приложить к ним печати. Папа, говорили они, заказал нам под клятвою, чтобы греческая вера тут не множилась. Горькое чувство снедало ревнителя церкви Божией. «Убогие мещане, говорит он, из Люблина, Сокаля, Орши, Пинска, Бельска, Кобрина, Берестья и из других мест и местечек плачем плачут, что не имеют людей, с которыми могли бы отстаивать свою церковь . Не стало отца и мужа святого, Леонтия Карповича, архимандрита виленского, и отца Иосифа Бобриковича старшего виленского. Не стало достопамятных мужей Михаила Крапивницкого, Лаврентия Древинского и господина Мефодия Киселя с товарищами в рыцарном коле, чтобы домогаться основательного успокоения церкви православной». В 1643 г. Филиппович явился на сейм в Варшаву и подал королю и сенаторам жалобу на утеснения православных, и своими энергическими действиями, выходившими из глубокой ревности, навлек на себя неудовольствие и гнев не только католиков и униатов, но даже некоторых старших из православного духовенства, бывших на сейме. После разных истязаний, отправили его в Киев, где он в консистории судим был, «яко злочинца некий». Но м. Петр Могила восстановил его в прежнем звании брестского игумена. В 1644 г. он опять подал в Кракове королю супплику о защите веры православной и уничтожении унии, но едва возвратился, как взят был в Варшаву и посажен в тюрьму. По прошествии года тюремного заключения, Афанасия отправили в Киев, где он оставался до смерти митрополита П. Могилы. Бывший на погребении митрополита луцкий епископ Пузина ваял его, как принадлежащего к луцкой епархии, с собой и опять послал в Брест. Но во время начавшейся в 1648 г. казацкой войны, Афанасий схвачен был по подозрению в сношениях с казаками и предан мученической смерти (5 сент. 1648 г.). О кончине его сказано, что «сего езувиты, жиды и униаты лютою смертью, гвоздь в главу убивше, умориша», а честное тело его осталось нетленно. 842

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1618 году при братском Петропавловском монастыре основан был на земле, подаренной княгиней Анной Огинской, женский православный монастырь, получивший благословенный лист от Виленского архимандрита Леонтия Карповича, а затем, в 1624 толу, и от Киевского митро- . —341— полита Иова Борецкого 453 . Первой игуменьей этого монастыри была Евгения Шембеловна 454 . В заключение этих сведений о нововозникших церковных братствах упомянем ещё о существовавшем около 1618 года православном братстве в г. Холме, которое возникло также для защиты православия против посягательств на него иноверцев. К сожалению, ближайших сведений об этом братстве не имеется, хотя известно, что в первой четверти XVII века в г. Холме существовала русская богадельня и приходская школа для православных детей 455 . Внешние успехи братского дела стояли в прямой зависимости от развития религиозно-просветительной деятельности церковных братств, вследствие которой пробуждались в русском народе также здоровые национальные чувства. Эта деятельность была направлена на церковное благоустройство и народное образование. Лучшие деятели наших братств сознавали, что слабость, обнаружившаяся к концу XVI века среди православного общества, проистекала вследствие отсутствия народного образования и недостатка патриотизма, особенно у лиц высшего сословия. Неизвестный по имени священник Львовского православного братства, написавший в начале XVII века сочинение под названием «Предостережение» («Перестрога») указывал на роковую ошибку наших предков, строивших во множестве храмы и монастыри, обеспечивавших их земельными угодьями, украшавших их драгоценными иконами и утварью, но не делавших того, что было «наипотребнейшим», а именно —342— не устраивавших народных школ («школ посполитых не фундовали»). Это пренебрежение образованием, незнание начал своей веры и истории своего народа привело высшее сословие «науками не выученное» к любостяжанию, к эгоизму, к вечным распрям и междоусобиям, к призыву на помощь против своего соседа и собрата иноплеменников, как-то: ляхов, венгров и литовцев, которые постепенно забирали власть над русскими, внедряя среди них свои нравы, обычаи, науку и затем веру. «Итак, говорит автор, выражая как бы мнение всех своих опечаленных и угнетённых единоплеменников и единоверцев, «вельми много зашкодило панству Русскому, же не могли школ и наук посполитых разширяти, и оных не фундовано: бо коли бы были науку мели, тогда бы за неведомостью своею не пришли до таковые погибели» 456 457 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

163 Ныне, как известно, все Православные Христиане, как туземцы, так и пришельцы, погребаются в одном месте, на Сионском кладбище. Каменной же погребальный погреб, о котором упоминает ниже наш паломник, существует и доселе. 164 Здесь, очевидно, идет дело о развалинах зданий, находящихся близ кладезя не Иова, а Иоава, полководца Давыдова. 165 И у Коробейникова, как и у других наших паломников, Силоамскою купелью называется тот источник, который у Западных писателей назван источником Пресвятые Богородицы. 166 Здесь разумеется та самая пещера, которая находится близ юго-восточнаго угла Гефсиманской церкви. Латине, завладев ею в XVII столетии, начали с тех пор утверждать, что будто это место моления о чаше, вопреки древнему Православному преданию, указывающему это место близ северо-восточнаго угла Гефсиманскаго вертограда (сада); также находящегося в исключительном владении Латин. 167 У современника нашему Даниилу, Греческаго писателя Фоки, читаем: «Между монастырем Предтеча и Иорданом находятся небольшой холм, называемый Ермовским, на котором стоял Спаситель в то время, когда Иоанн, указывая на него народу, возгласил: «Се агнец Божий, вземляй грехи мира». В одной из проповедей Св. Иоанна Дамаскина на Преображение Господне, приводимой нашим знаменитым проповедником XVII века, Леонтием Карповичем (Архимандритом Виленским), находится согласное сему место: «Возрадовалася гора Фавор часу (времени) Преображения, возрадовался и Ермон пагорок (холм), Иордану реце прилеглый, часу (времени) крещения». (См. в слове на Преображение Господне Архимандрита Вилевскаго, Леонтия Карповича, напеч. в Евью 1615 г.). Из этого видно, что предания Палестинския усвояли издревле название «Малаго Ермона» холму, прилежащему к Иордану, подле места крещения Христа Спасителя. Иоанн же Дамаскин, как инок Саввинской Лавры, без сомнения, не раз и сам посещал этот холм находившийся во владениях Иорданскаго монастыря Св. Предтечи. Холм этот и по ныне существует: я двукратно восходил на него, посещая Иордан с иноками Саввинской Лавры, в 1858 и 1864 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Полные Иерусалимские типиконы появляются на Афоне с 13 в. В 1172 г. Иерусалимский устав направляется с Афона в Грузию, в монастырь Шио Мгвимского (сохранилась копия 13 в.). Ряд рукописей этого устава, датируемых 13–14 вв., имеется в России. В 1319 г. архиепископ Никодим, ранее – архимандрит афонского Хиландарского монастыря, переводит Иерусалимский устав на сербский язык. Все это свидетельствует о широком распространении Иерусалимского устава на всем православном Востоке. Начиная с 13 в. в Типиконе складываются т.н. Марковы главы (приписываются Марку, епископу Отрантскому [ум. ок. 911]) – на основе обширных уставных замечаний и приписок на полях к текстам древнейших рукописей 9–10 вв. Один из первых примеров сведенных воедино уставных замечаний дает греческая рукопись 456 Московской Синодальной библиотеки (13 в.), содержащая «Марка грешного иеромонаха свод, составленный на недостающее Типикона». Большое количество типиконов собрал А.А. Дмитриевский , включая Устав Великой константинопольской церкви (имеющийся в рукописях Патмосского монастыря 266, к. 9 в.; бывшей Королевской библиотеки в Дрездене 140, не позднее 1–й пол. 11 в.; Иерусалимской патриаршей библиотеки, ранее – библиотеки Крестного монастыря, 40, 950–970 гг., опубликована о. X. Матеосом), Типикон константинопольского Евергетидского монастыря (имеется в рукописи библиотеки Афинского университета 788, 12 в.) и др. Типикон Великой церкви издан в Афинах в 1913 г. В 1969 г. о. Арранц издал Типикон монастыря Спасителя в Мессине (Cod. Messanensis gr. 115) 1131 г. (см. также: Mancini A. Codices graeci monasterii messanensis S. Salvatoris. Messina, 1907). 961 См.: [ Фикара, святогорец] . Вертоград душевный, сиречь собрание и сочинение молитв исповедательных и благодарственных, блаженной памяти иноком Фикарою святогорцем/Переклад [архим.] Леонтия Карповича. Вильно, 1620; Плач кающегося грешника: Покаянные молитвенные размышления на каждый день седмицы инока Фикары, подвизавшегося на святой горе Афонской. 7–е изд. М., 1896 (репр.: СТСЛ, 1994; ряд переизданий). См. также: Ляушун Л. Tpaдыцыi icixaзmy i беларускае праваслаунае адраджэнне канца 16 – пачатку 17 ст.: Да пытання пра агульную мemaдaлariчhyю аснову старажытнай усходнеславянскай khuiжhacцi/Xpыcцiяhcmba i беларуская культура. Мн., 2001. С. 87 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (Трофимович-Козловский; † 15.03.1651, Киев), игум., сподвижник Киевского митр. св. Петра (Могилы) . Учился, по одним сведениям, во львовской братской школе, по мнению Я. Д. Исаевича, в виленской братской школе ( 1966. С. 138), затем, возможно, продолжил образование в католич. учебных заведениях. И. был иеромонахом в виленском Свято-Духовом мон-ре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ) при жизни основателя мон-ря прп. Леонтия (Карповича ; † сент. 1620). Впосл. переселился во Львов. В 1631 г. во Львове при освящении построенной Львовским братством Успенской ц. в присутствии преподавателей братской школы И. и мон. Сильвестра (Косова) архим. Петр (Могила) дал письменный акт о создании школ в Киеве и пригласил обоих духовных лиц преподавать в них. И. переехал в Киев, вошел в братию Киево-Печерского монастыря и вступил в Киевское братство , среди членов к-рого он записан как «Исаия Трофимович, инок монастыря Киево-Печерскаго». В 1631 г. И. стал первым (и единственным) ректором школы, основанной Петром (Могилой) при Троицкой больничной ц. в Киево-Печерском монастыре («лаврский гимназиум»). С сент. 1632 по 1638 г. И. возглавлял Киево-Могилянскую коллегию , образовавшуюся в результате объединения киевских монастырской и братской школ (по-видимому, И. преподавал в коллегии богословие, современники называли его «премудрым богословия учителем»). Одновременно И. являлся настоятелем мон-рей: в 1631-1634 гг.- приписного к Киево-Печерской обители Дятловицкого Преображенского монастыря в с. Дятловичи Пинского повета (совр. Белоруссия), в 1634-1638 гг.- киевского Братского в честь Богоявления мон-ря . После легализации православной иерархии в Речи Посполитой и избрания Петра (Могилы) на митрополичью кафедру в 1632 г. И. стал его духовником и ближайшим помощником. В 1633 г., получив от польск. кор. Владислава IV Вазы охранную грамоту, вместе с настоятелем киевского Кирилловского монастыря Леонтием И. ездил к К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису за благословением для Петра (Могилы) на Киевскую митрополию. И. помогал митр. Петру в деле возвращения православным церквей и монастырей, захваченных униатами, в т. ч. киевского Софии Св. собора . В 1638 г. И. был поставлен настоятелем киевского Пустынно-Никольского мон-ря, полученного Петром (Могилой) от короля. В 1635 г. вместе с наместником Киево-Печерской обители Филофеем (Кизаревичем) отстаивал право мон-ря на земельные владения в споре с Межигорским в честь Преображения Господня мон-рем .

http://pravenc.ru/text/674844.html

Белорусская земля дала целую плеяду выдающихся мыслителей, церковных и общественных деятелей. Среди них можно назвать имена Афанасия Брестского, Леонтия Карповича, Георгия Конисского и др. Говоря о судьбах христианства в Беларуси, нельзя обойти и трагические события в нашей истории. Речь идет о насильственном окатоличивании белорусов сначала в Великом Княжестве Литовском, а затем и в Речи Посполитой. Наступление на генетически первичное на белорусских землях православие велось в двух направлениях. Во-первых, оказывалось давление на православную аристократию и шляхту путем отнятия привилегий и запрета занимать государственные должности. Во-вторых, сильнейшему давлению подвергались православные иерархи. От них требовали подчинения Римскому папе. После заключения политической Люблинской унии 1569 г., процесс вытеснения православия пошел ускоренными темпами. Одним из способов проведения такой политики явилось насаждение униатства. Начало этому процессу положила Брестская церковная уния 1596 г. Уния была искусственным образованием, механическим соединением римско-католической догматики с православным богослужением. Догматическую и каноническую ущербность унии понимали сами ее вдохновители, но закрывали на это глаза ради достижения политических целей — подчинения западнорусских земель Римскому престолу. Иными словами, уния стала церковно-политическим инструментом римско-католической экспансии, проводившейся настойчиво и целеустремленно на протяжении 17 и 18 столетий. Христианские идеалы любви, мира, милосердия были принесены в жертву клерикально-политическим целям и на деле вели к разъединению, враждебности, жестокости, кровопролитию. Выдающийся богослов Георгий Флоровский писал: «Уния в действительности была и оказалась расколом. Она расколола западнорусскую церковь, разъединила иерархию и народ. Это было, прежде всего, клерикальное движение. Уния была делом епископов, действовавших в отрыве от церковного народа, без его свободного и соборного согласия». Несмотря на ожесточенное сопротивление православного народа и рядового духовенства властям (церковным и светским) удалось щедрыми посулами, угрозами и репрессиями насильственно насадить унию на белорусских землях. К концу 18 в. около 80% крестьян Беларуси были униатами. Лишь с разделом Речи Посполитой и вхождением белорусских земель в состав России начался обратный массовый переход из унии в православие. Процесс этот шел в основном мирно, за исключением отдельных эксцессов, связанных с обострением политических противоречий.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010