Скачать epub pdf Май 23 Леонтий, епископ Ростовский Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, – пишет святой Симон, – мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша». Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру. В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников – епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Града Ростова святыя 220. Святый Леонтий епископ Ростовский чудотворец преставися в лето 6500, обретены святыя мощи его в лето 6672 месяца маиа в 23 день Постриженник Печерский, пришел в пещеру преп. Антония не ранее 1032 года, когда преп. Феодосий нашел там одного только Никона. По выражению Симона, епископа Владимирского, он был первопрестольник в том смысле, что первый из Печерских иноков возведен на святительский престол, следовательно не позже 1051 года (рукопись Новг. Соф. собора N 503, л. 132 об.), когда удостоился епископского сана и вторый из постриженников преп. Антония – блажен. митрополит Иларион. В Ростове святитель встретил язычников упорных, суровых и диких, от которых уже принуждены были бежать два его предместника: епископы Феодор и Иларион. Леонтий решился не оставлять вверенного ему стада. Он поселился за городом, построил малый деревянный храм архистратига Михаила и, встречая упорное сопротивление от язычников, окрепших и устаревших в язычестве, он обратился к полоению юному, еще неиспорченному. Святитель стал приглашать к себе детей, кормил их и ласкал; дети охотно ходили к нему, а он учил их началам веры Христовой и крестил. Дикие язычники с большим ожесточением устремились на него и подвергали его мучениям и побоям; но мученик Христов не ослабевал в своем труде, пока не просветил верою врагов своих. Однажды, когда они с оружием и дреколием собрались вокруг церкви, где он обучал детей и положили между собою не только изгнать его из города, но и умертвить, Леонтий облекшись во все святительские одежды, с крестом в руках и сопутствуемый освященным собором также в полном облачении, явился пред ними; язычники, пораженные чудным видением, поверглись все на землю, как бы мертвые. Леонтий простер к ним слово, исполненное духа и силы: они уверовали во Христа и крестились. С того времени своим учением и чудесами св. Леонтий привлек ко Христу многих жителей Ростова, но не успел довершить своего апостольского подвига, который окончился мучительскою кончиною. Летописцы молчат о времени преставления великого святителя; по всей вероятности можно полагать, что св. Леонтий умерщвлен в 1073 году, когда в земле Ростовской совершались страшные злодейства проповедниками чудского язычества – волхвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

VII. Восстановление пещерного придела св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец, – град Ростов мало не весь и соборная церковь сгорела и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли». При великом князе Андрее и Ростовском епископе Несторе, 12 мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23 мая, обретены были мощи Ростовских епископов Леонтия († 1073 г. ) и Исаия († 1089 г. ), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ Ростовский Лука, в 1185–1189 гг., расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25 апреля 1213 года князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым в последствии – 1238 г. – татарами на р. Сити), храм был достроен и 25 февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре Ростовским епископом, приложил не мало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и с предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапез, сосуды же, и рипиды, и двери церковныя прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святыхъ в раках прекрасных, в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Двадцать третий день. Поучение 2-е. Святитель Леонтий, Ростовский чудотворец. (Больший должен быть слугою всех). I. Где родился святитель Леонтий, память коего совершается ныне, неизвестно; некоторые считают его греком, прибывшим из Царяграда; другие с большею достоверностию думают, что он из иноков печерских был посвящен в епископа Ростовского, около 1050 года. Трудное дело предстояло ему. Жители Ростова, изгнавшие двух епископов, не с радостию встретили и третьяго. Сильно приверженные к язычеству, они стали всячески оскорблять святого проповедника слова Божия и, наконец, изгнали и его; но Леонтий решился не отступать от благого дела. Несмотря на грозившую ему опасность, он стал жить вблизи от города, около потока. На этом месте впоследствии он соорудил церковь во имя архангела Михаила. Тут он варил кутью и раздавал ее маленьким детям, стараясь таким образом привлечь их к себе силою любви и кротости христианской. Он рассказывал им о Господе Иисусе Христе, и дети стали охотно приходить к нему и слушали его. Потом пришли и несколько взрослых. Наставления и слова святого проповедника проникли в их души, и они приняли святое крещение. Но когда об этом узнали в городе, то самые закоснелые язычники пришли с палками и дрекольями, чтобы умертвить святого епископа. Он бесстрашно встретил их угрозы, и язычники, пораженные необычайным светом, озарившим его лицо, пали ниц перед ним. Они все внезапно ослепли, но Господь, по молитве святого епископа, исцелил их, они уверовали и просили крещения. С этих пор утвердилось влияние святого Леонтия на жителей Ростова; он сильно действовал на них словом, чудесами, примером святой благочестивой жизни, и очень многих обратил к Господу Богу. Он преставился около 1073-го года. Спустя много лет, мощи его были обретены нетленными, и он был причислен церковию к лику святых. Много чудесных исцелений совершалось при гробе его, и память его дорога жителям Ростова. II. Св. Леонтий, отдавший всю свою жизнь на служение ближним, на просвещение язычников светом Христова учения, научает нас, братие, той истине, что больший должен быть слугою всех, первый – рабом всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ Свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский (с 1073/75 по 1076/77?). Данные источников о Л. противоречивы. Согласно древнейшей, проложной редакции Жития Л. (см. ниже), он стал 3-м епископом Ростова после Феодора и Илариона . Как и оба его предшественника, Л. был по происхождению греком, род. и воспитывался в К-поле, после чего «за многую добродетель» был поставлен на Ростовскую кафедру. В другом изводе этой редакции мотив поставления развернут: «...русьскый же и мирьскый (мерский, мерянский: первоначальным населением Ростовской земли было поволжско-фин. племя мери.- А. Н.) языкъ добре умеяше, книгам русьским и гречьским велми хитръсловесен сказатель; от уности оставль мира и бысть черноризець чюден». Перед Л. стояла непростая задача, ибо и Феодор и Иларион «избегоша, не терпяще досаженья людий»; действительно, о диких полуязыческих нравах обитателей Ростовского края в XI в. свидетельствуют и ранние летописные данные. Свт. Леонтий, еп. Ростовский. Икона. Сер. XVI в. (Ризница мон-ря Хиландар, Афон) Свт. Леонтий, еп. Ростовский. Икона. Сер. XVI в. (Ризница мон-ря Хиландар, Афон) Подробностей деятельности Л. в Ростове Житие не сообщает, кроме чуда, сопровождавшего проповедь святителя детям. Епископ сознательно «оставль старца младенца учаше», «яко сама истина Христос рече, яко вино ново в новы мехи вливати». Разгневанные язычники ополчились на проповедника, но тот, ободряя бывших с ним пресвитеров и диаконов, облачился с ними в священные ризы и с крестами вышел навстречу толпе. При виде Л. язычники пали словно замертво, но «святый молитвою вся сдравы створи и научи веровати Христови и крести я в Святую Троицю». Л. скончался в мире и был погребен в Успенском соборе Ростова, который построил «преже бывший епископ». Иную информацию приводит в 1-й четв. XIII в. Владимиро-Суздальский еп. св. Симон в послании к киево-печерскому мон. Поликарпу , к-рое вошло в состав Киево-Печерского патерика .

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Леонтий, священномученик, епископ Ростовский († 1073; память 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых) О происхождении святителя существуют различные мнения. Одни считают его русским, другие греком. Эти разногласия некоторые из историков объясняют следующим образом. Леонтий в молодости получил хорошее начальное образование, а затем был послан продолжить свое образование в Константинополь. Это обстоятельство послужило основанием предположения о его греческом происхождении. Полагают, что и монашество он принял в Константинополе. Около 1032 года возвратился в Россию и пришел в Киево-Печерский монастырь к преподобному Антонию, откуда был призван к епископскому служению. Около 1051 года (или в 1054 году) хиротонисан во епископа Ростовского. Епископ Владимирский Симон называет его «первопрестольником», так как Леонтий первый из киево-печерских иноков возведен во епископский сан. Трудный путь предстояло пройти святителю в Ростове. Там еще господствовало язычество. Закоренелые ростовские язычники не хотели и слушать евангельского слова святителя. Однако святитель не падал духом. Поселившись при соборном храме, он прежде всего занялся просвещением клира церковного. В назидание клиру им было написано «Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец». Одновременно с «наказанием» клириков святитель Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам-язычникам из многолюдного племени дикой чуди, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их. Несколько раз его прогоняли от себя, потом совсем изгнали из города. Тогда он построил за городом небольшой храм во имя Архистратига Михаила. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Дети охотно шли к нему, он учил их началам христианской веры и крестил. За детьми приняли христианство и некоторые их родители. Успех его миссионерской деятельности ожесточил сердца ростовских язычников, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. Он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися по его приказанию в священные одежды, вышел из храма к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Страдание святых сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском Память 10 июля Нечестивый царь Ликиний 4589 , принятый Константином Великим и управлявший восточными странами, издал по всей своей области повеление предавать различным мукам и смерти христиан, не желавших поклоняться идолам, и имущество их отнимать на перестройку городов. Когда это повеление пришло в Никополь армянский, язычники начали готовить муки и различные орудия мучения для христиан и стали многих верных брать и отводить на мучение; тогда более сорока рабов Христовых собрались и решились, не дожидаясь, пока их схватят нечестивые, самим по своей воле пойти на суд, исповедать имя Христово и отдаться на мучение. Из них главнейшие были Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр, люди знаменитые и своим родом, и образованием и отличавшиеся добродетельной жизнью; они пошли все вместе к игемону армянской области и объявили, что они христиане. Игемон удивился единодушному согласию стольких людей и мужеству, с каким они по собственной воле шли на мучения, и спросил их: – Откуда вы? и кто вас научил не поклоняться нашим богам? Отвечал святой Александр: – Мы здешние, одни из города, другие из сел, эта земля наша родина, отец же наш – Христос небесный; Он научил нас не поклоняться ложным богам, глухим и слепым, делу рук человеческих. Игемон сказал: – А где ваш Христос? ведь Он был распят и умер? Святой Леонтий отвечал: – Ты знаешь, что Христос умер? так узнай же, что Он и воскрес из мертвых и вознесся на небо; Он умер за нас по Своей воле, но воскрес снова, как Сын Божий. Игемон сказал: – Жив теперь Христос? Леонтий отвечал: – Игемон! ваши боги не живут после смерти, а Господь наш живет вечно, хотя и умер на некоторое время ради нашего спасения; смертью же Своей Он избавил нас из вечной смерти, дал нам жизнь и научил нас умирать ради Него, чтоб жить с Ним бесконечной жизнью. А игемон начал хвалить своих богов Зевса, Аполлона, Асклипия 4590 и других. На это Леонтий сказал: – Разве Зевс великий бог?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ярославль. Церковь Леонтия Ростовского на Леонтьевском кладбище. Леонтьевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Леонтьевская - кладбищенская каменная, одноглавая, бесприходная, зимняя, прочная. О трех престолах: во имя Святого Леонтия, Ростовского Чудотворца, Святых девяти Мучеников Кизических, и Святого великомученика Феодора Стратилата. Построена в 1791 году иждивением ярославского городского общества. На отведенном ярославскою городскою управою в полутораверстном расстоянии от церкви участок земли под холерное и больничное кладбище, имеется деревянная часовня; построена в 1901 году. Земли под кладбищем 17 дес, 1495 кв. саж. Церковных домов пять: два двухэтажных каменных, один двухэтажный деревянный и два одноэтажных деревянных. Из них первые три для жительства причта, четвертый для жительства помощника церковного старосты и церковных сторожей и пятый для жительства рабочих по кладбищу. Церковного капитала в % бум. 16213 руб. Прихожан при церкви не имеется, кроме проживающих временно. На расстоянии 80-ти сажен от церкви, в общественной Леонтьевской богадельне ярославских мещан в колич. 60 д. муж. п. и 155 ж. При церкви церковно-приходская школа с ученическою при ней библиотекою и вышеозначенная Леонтьевская общественная богадельня. Школа с библиотекою содержится на средства церкви, богадельня же - на средства ярославской городской управы. По штату положено быть трем священникам, диакону и трем псаломщикам. Причтового капитала (в процентных бумагах) 43448 руб. (по данным на 1908 г.). Леонтьевская церковь находится на территории Леонтьевского кладбища. Первоначально Леонтьевский приход в Ярославле располагался в Земляном городе, недалеко от Кирилло-Афанасьевского монастыря. В 1635 г. на месте старого деревянного храма сооружается новый каменный во имя святителя Леонтия, епископа и чудотворца Ростовского, с приделом Девяти Мучеников Кизических и колокольней над входом. Крупным вкладчиком нового храма был ростовский купец Василий Федотов Мальгин. В 1688 г. прихожане строят на месте сгоревшей деревянной вторую каменную церковь - пятиглавую церковь Рождества Христова, а также каменное здание богадельни. Среди храмоздателей выделяется имя прихожанина Леонтьевской церкви, известного своей благотворительностью ярославского купца Ивана Ивановича Мякушкина. В начале XVIII в. приход состоял из 61 двора, а число прихожан вместе с проживающими в богадельне составило около 200 человек.

http://sobory.ru/article/?object=09676

Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году, собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец,– град Ростов мало не весь, и соборная церковь сгорела, и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли 1 ». При великом князе Андрее и ростовском епископе Несторе, 12-го мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23-го мая, обретены были мощи ростовских епископов Леонтия († – 1073 г.) и Исаия († – 1089 г.), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ ростовский Лука, в 1185–1189 годах, расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25-го апреля 1213 года, князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым впоследствии (1238 г.) татарами на р. Сити), храм был достроен, и 25-го февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре ростовским епископом, приложил немало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапезе, сосуды же, и рипиды, и двери церковные прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче, же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святых в раках прекрасных в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, – летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно. В 1280 году епископ ростовский Исаия (святой) покрыл соборную церковь оловом, а пол сделал из красного мрамора 2 . В 1408 году, при архиепископе Григории, в Ростове случилось страшное бедствие, равносильное татарскому погрому: «Погорел град Ростов, и церковь каменная соборная святая Богородицы падеся, и колоколы разлишася; и иных церквей погоре 14, и людии многие истопе, июня 24 3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

Ростовская Учреждена в 990 году Кафедра в Ростове Ростовская и Суздальская Владыки иногда назывались по месту своего преимущественного пребывания – то Ростовскими, то Суздальскими, то Владимирскими. Феодор (первый) епископ, свт., рукоположен вскоре покинул Ростов, вернулся на кафедру в 1010 Иларион епископ, назначен в 991 по 993 бежал «восвояси» (возвратился в свое отечество); † неизвест. Феодор епископ, свт., повторно ок. 1010 до 1014 удалился, изгнан язычниками; † 8.06.1023 Леонтий епископ, сщмч., рукоположен с 1051 (1054) † 1073 (1070, 1077) Исаия епископ, свт., рукоположен с 1077 или 1078 † 15.05.1090 Ефрем епископ, управлял с 1090 по 1119 † 1119(1147) Прохор епископ, рукоположен с 6.12.1119 † 21.09.1130 Иоанн I епископ, упоминается с 1131 по 1146 † 1.10.1158 Нестор епископ, рукоположен с 20.07.1149 (1147) по 1157 лишен кафедры; † 7.11.1161 Леон епископ, рукоположен с 25.03.1155 (1158) по 1159 изгнан, по возвращении изгнан вторично в 1162, † 1.05.1171 Ростовская, Суздальская и Владимирская С 1164 года Нестор II епископ, рукоположен Симон епископ Владимирский, свт.. управлял с 1160 по 1175 † неизвест. Феодор (Феодорец) епископ, рукоположен с 16.06.1170 †8.05.1172 (казнен) Кафедра пустовала 11 лет. Николай епископ, рукоположен с 1183 по 1184 переведен на Полоцкую кафедру, т.к. не принят кн. Всеволодом Юрьевичем; † неизвест. Лука епископ, свт., рукоположен с 11.03.1185 † 10.11.1189 Иоанн II епископ, свт., рукоположен с 23.01.1190 † 12.05.1214 Ростовская, Переяславская и Ярославская С 1214 года Пахомий епископ, рукоположен с 10.11.1214 Кирилл I (в схиме Кириак) епископ, управлял с 1216 по 1229 оставил кафедру. 16.09.1229 принял схиму † 17.04.1230 Ростовская, Ярославская и Угличская С 1226 года Кирилл II епископ, свт., рукоположен с 1231 (6.04.1230) † 21.05.1262 Игнатий епископ, свт., рукоположен с 19.09.1262 † 28.05.1288 Тарасий епископ, рукоположен с 1288 по 1299 на покое; † 1304 Симеон епископ, бывший еп. Владимирский и Суздальский с 1299 по 1311 оставил епархию; † 1314

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010