Такие переводы бывали домашние и классные (compositiones domesticae et scholasticae). Последние делились на простые и о местах (de locis) т. е. лучше написавших садили выше. 1199 Сочинения эти соответствовали проходимым правилам. 1200 Предлагались такие правила для перевода: «Да делает в начале чин грамматически единою и трижды (faciat in principio ordinem grammaticam semel, bis ceu ter), потом да рассмотрит все регулы Альвара; аще ему прилучится имя, да помыслит коего рода и коего склонения; аще обрящет глагол, да разсмотрит, кий то глагол, действительны или страдателны и коего спряжения, такожде и предлог да весть с коим падежем полагати». 1201 Затем учитель исправлял переводы, указывал в них ошибки (errata), ученики отмечали поправки в своих тетрадях и затем в свободное время (vacationibus) переписывали их на бело. Иногда эту переписку брал на себя сам учитель. В этом виде учебники и дошли до нас. 1202 В начале, в младшем возрасте, и примеры, и упражнения отличаются простотой мысли и выражения. Большею частью они заключают в себе или нравственные наставления, или шутливые замечания насчет учеников, или фразы из обыденной жизни. Так упоминается о путешествующих за границу, о ростовских раскольниках и т. п. 1203 Рядом с этим находим и примеры из классического мира. Приводится рассказ Овидия об Актеоне и Плиния об Арахне, и выводится нравоучение на тему: «смиряяй себя вознесется, возносяй себе смирится». 1204 Тут же встречаем и басни о сверще и мравии и о волке и журавле. 1205 Затем начинаются примеры, наполненные фигуральными выражениями. Ученик, лучше всех написавший сочинение, подобен кедру ливанскому, второй – кипарису, третий – финику, «аще же кто от вас на высшее место не пресадится, будет простою ракитою или горькою осиною». 1206 Прославляя Леонтия Ростовского, учитель говорит, что половина его есть лев (leo), посему и вы (ученики) «льва мысленнаго держите, да укротить зверей сущих в вас, яко серну боязни – ходити в школу, медведя грубости, волка лютости, лисицу лести, зайца прыткаго бегания».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Конечно, в этих случаях много значило само время, примирявшее язычников с христианством; но, кроме того, имела значение деятельность самих князей, духовенства и нарочитых миссионеров. Сам Ярослав хорошо понимал, что на насаждение христианства очень влияет просвещение, и потому существенной своей задачей считал насеять книжными словесы сердца людей 64 ; при нем действительно разрастается переводная литература, преимущественно христианская, до видных размеров. Особенно старался он ввести христианское просвещение в среду пастырей, которые по самой должности своей обязаны просвещать народ. Для этого он набирал детей поповских и старостиных и велел учить их книгам 65 , сам давал духовенству приказ учить людей и умножал количество таких профессиональных просветителей Руси 66 . Хорошо понимали обязанности пастырей в этом направлении и сами высшие иерархи Церкви. Например, Иоаким Новгородский наставлял своего преемника Ефрема Учити люди новопросвещенныя, понеже русская земля вновь крестися, чтоб мужи и жены веру христианскую твердо держали, а поганския веры не держали и не имели б 67 . Просвещение влияло так, что давало народу возможность увидеть превосходство христианской веры перед языческой, сознательно утвердиться в первой и отречься от последней. Просвещенные христианские лица, когда появлялся волхв и хотел своею проповедью восстановить язычество, говорили ему решительно Бес тобою играет на пагубу тебе, между тем невегласи – непросвещенные слушатели волхва, бросали христианство и шли опять в язычество 68 . При Владимире первые два епископа ростовских, Феодор и Иларион, напрасно добивались крещения ростовцев; не терпя неверия и многих досаждений от людей, они оставили кафедру 69 . Преемнику их, святому Леонтию, посчастливилось в Ростове. Он оставил мысль своих предшественников о крещении взрослых, упорно державшихся язычества, и взялся за христианское Просвещение детей; первые озлобились и задумали убить Леонтия. Но тот вышел к ним в священных ризах, с священниками и дьяконами; лицо его будто бы светилось, как лицо ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Но Ефрем был единственным агиографом подобного рода. Что касается других писателей-агиографов, то они не решались составлять такие полные, обстоятельные жития и, когда являлась необходимость, ограничивались небольшими заметками о святых людях и подвижниках своей местности. Сюда относятся первые редакции сказаний о Ростовских епископах Леонтии и Исаии и первоначальные записи о святых Новгородских. Все они кратки и просты, сообщают только некоторые события из жизни святых, дополняя недостающее обычными типическими выражениями, усвоенными при чтении греческих литературных образцов. Сказания эти написаны в большинстве для церковного употребления, но составители их старались дать не только назидательное чтение, но и действительные факты из того времени, когда жили и подвизались святые. Это свидетельствует, что усвоенная первыми киевскими агиографами традиция – давать в житии и исторические сведения – сохраняла свою силу и здесь. Постигшее Русь в начале XIII века нашествие монголов и долго тяготевшее над нею их иго причинили неисчислимые бедствия русской земле и сильно задержали то быстрое культурное развитие, которое наблюдается в первый киевский период жизни нашего народа. Неблагоприятно отразились они и на дальнейшем развитии русской письменности, в частности и на агиографии. Разрушенный в 1240 г., Киев надолго утратил свое прежнее значение. Центр государственной и церковной жизни перенесен был на север, в область Владимиро-Суздальского княжества, и здесь русским книжникам пришлось снова начинать то дело, которое так успешно развивалось в киевский период. Мало способствовали книжным занятиям и те тяжелые условия, в которых приходилось жить русским людям под игом татар. Неудивительно поэтому, что от XIII и XIV века мы имеем только несколько отдельных житий да незначительное количество агиографических сборников 44 , ни одного списка Четиих-Миней от этого времени не сохранилось, да их, вероятно, и не было. Насколько мало тогда было грамотных людей, знакомых с делом составления житий, свидетельствует, напр., следующий факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти старей, да будет всем раб» ( Марк. 10, 44 ), – вот что сказал Иисус Христос в Евангелии. Мы стремимся выситься, а нам заповедуется смиряться, мы желаем подчинять себе других, управлять и господствовать, а нам повелевается служить всем и каждому. Может ли мирское своекорыстие и самолюбие примириться с таким правилом? Нет оно говорит: служить всякому, быть рабом для всех – разве это осуществимо? Люди способнейшие должны занимать господствующее, по отношению к другим, положение, и каждый должен заботиться об устройстве своего положения. Но такие видимые несообразности – только воображаемыя, мнимыя. Господь не может возлагать на нас обязанности невыполнимыя, которых мы не в силах исполнить. а) Больший, по слову Спасителя, должен быть слуга всех, первый должен быть для всех рабом. Что же тут недоуменнаго? Что естественнее – то ли, чтобы сильное и могущественное подавало помощь слабому, высшее поддерживало низшее, или, наоборот, слабое и низшее укрепляло высшее и сильное? Если мы занимаем какое-либо высшее положение, то ужели служение общему благу и служение низшим себя может унижать это положение, а не возвышать? Отнюдь нет. Посмотрите – кого из своих предков чтит потомство благодарною памятию? Тех ли, которые искали собственной пользы, или тех, которые стремились к пользе общественной? Оно чтит доблестных воинов, павших славною смертию за веру, царя и отечество, чтит государственных мужей, отдавших все свои силы благу народа, чтит людей науки, пожертвовавших всеми утехами мира ради того, чтобы обогатить отечество полезными открытиями, изобретениями, или внести свет правды и добра в жизненную среду современного им общества, чтит милостивых, устроителей храмов, учредителей школ для юношества, больниц для недужных, богаделен для старых, приютов для сирот и убогих; – чтит всякого, безкорыстно и самоотверженно послужившего общему, а не своему только личному благу. б) Правда, трудно преодолеть свое самолюбие, трудно заглушить в себе своекорыстные стремления, трудно заставить себя быть слугою и рабом для всех, но эта трудность не должна устрашать христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что же касается до отношения славян, переселенцев к основному финскому населению, то это отношение обоих народов отличалось совершенно мирным характером. Древние писатели (Тацит, Иорнанд) называют финнов самым мирным племенем из обитателей европейского севера. Тоже впечатление мирного, уступчивого, забитого племени финны произвели и на русских. Древняя Русь, встретившись с финскими племенами, кажется, сразу почувствовала свое превосходство над ними, назвав все эти племена ироническим именем «Чуди белоглазой». Финны или сливались с славянами, теряя свою самобытность, или же уходили все далее и далее на север и восток. Но это обрусение края и заселение совершалось не вдруг, а шло в начале чрезвычайно медленно. До начала XII века Ростовско-Суздальская земля считалась бедной, глухой и отдаленной окраиной, в которой первые русские князья даже не хотели жить постоянно, предоставляя управление краем наместникам своим, а сами лишь изредка наезжая сюда, или если уж и давали здешним городам князей, то самых младших из княжеского рода. Слабо проникало сюда, в эту отдаленную окраину, и христианство до XII века. Хотя позднейшие летописцы в сказании о крещении Руси и повествуют, что сам князь Владимир вместе с епископами проповедовал христианскую веру в Ростовско-Суздальской земле, «наказуя люди и крестя», но несомненно, что христианство начало здесь распространяться и укрепляться значительно позднее, – лишь во времена Леонтия и Исайи, епископов Ростовских, живших во второй половине XI века. С конца XI и первой половины XII века положение Ростовско-Суздальской земли начинает изменяться. Славянское население ее быстро начинает увеличиваться, Ростовско-Суздальская земля начинает быстро расти, увеличиваться, богатеть и наконец к началу XIII в. достигает цветущего состояния. Главная причина этого быстрого возвышения и усиления Ростовско-Суздальской земли заключалась в обильном притоке на север славянского населения из южной Руси, – притока, вызванного, с одной стороны, неблагоприятными условиями жизни южной Руси того времени, с другой – мудрою и энергичною деятельностью Ростовско- Суздальских князей и главным образом – мудрой политикой первого великого князя северной Руси, Андрея Юрьевича Боголюбского.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Леонтий» найдены статьи: ЛЕОНТИЙ (Козлов Василий Владиимирович; род. 25 сент. 1970, Москва), епископ Сызранский и Шигонский ЛЕОНТИЙ еп. Ростовский (с 1073/75 по 1076/77?), свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЛЕОНТИЙ († 1492 (?)), прп. (пам. 18 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Карихова мон-ря ЛЕОНТИЙ (XIV-XV вв.?), канонарх, прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 18 июня, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛЕОНТИЙ (Карпович Лонгин; ок. 1580 - 1620), прп. (пам. 24 сент.), 1-й настоятель виленского Свято-Духова мон-ря ЛЕОНТИЙ Степанович Гримальский (1869 - 1938), прот., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ЛЕОНТИЙ Клименко (1887 - 1920), свящ., сщмч. (пам. 29 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ Леонтий Иосифович Строцюк (янв. 1878 - 1941), диак. , сщмч. (пам. 21 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские ЛЕОНТИЙ (Карягин Лаврентий; 1870 - 1918), мон., прмч. (пам. 28 авг., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ мч. (пам. греч. 4 мая) - см. в ст. Афродисий, Милд, Макровий, Валериан, Леонтий, Антоний (Антонин), мученики ЛЕОНТИЙ мч. К-польский (пам. 9 авг.) - см. Иулиан, Маркиан, Иоанн, Григорий, Иаков, Алексий, Димитрий, Леонтий, Фотий, Петр и Мария, мученики К-польские († 726 или 730) ЛЕОНТИЙ мч. Никомидийский (пам. 24 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий и Лонгин и др. мученики Никомидийские ЛЕОНТИЙ (Стасевич Лев Фомич; 1884 - 1972), архим., исп. (пам. 28 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНТИЙ († после 1492), Христа ради юродивый, Устюжский, блж. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских свят

http://pravenc.ru/text/Леонтий .html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ярославские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских Святых Дни памяти Святых указаны по новому стилю СВЯТИТЕЛИ Александр, епископ Переславский — 27 мая и 5 июня Антоний, епископ Ростовский (+1336) — 23/5 июня Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский (+ 1772) — 12 марта Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (t+1481) — 5 апреля Вассиан II, архиепископ Ростовский (+ 1516) — 7 февраля Григорий Премудрый, архиепископ Ростовский (+ 1416) — 16 мая Димитрий, митрополит Ростовский (+ 1709) — 4 октября и 10 ноября Дионисий Грек, архиепископ Ростовский (+1426) — 31 октября Ефрем, епископ Ростовский (+1119) — 5 июня Ефрем, архиепископ Ростовский (+1454) — 9 апреля Иаков, епископ Ростовский (+1391) —10 декабря Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский и Черноморский (+ 1867) - 13 мая Игнатий, епископ Ростовский (+1288) — 10 июня Иннокентий, епископ Иркутский (+1731) 9 декабря — и 22 февраля Иоанн II, епископ Ростовский (+1214) — 23/6 июля Иоанн III, епископ Ростовский (+1356) Иоасаф (Болотов), епископ Кадьякский (+1799) — 5 июня Иов, Патриарх Московский и всея Руси (+1607) — 18 апреля и 2 июля Исайя, епископ Ростовский (+1090) — 7 июня Кирилл I (в схиме Кириак), епископ Ростовский (t1230) — 5 июня Кирилл II, епископ Ростовский (+1262) — 3 июня Кирилл, епископ Ростовский (+1384) — 5 июня Леонтий, священномученик, епископ Ростовский (t1073) — 5 июня Лука, епископ Ростовский (+1189) — 23 ноября Митрофан, епископ Воронежский (+ 1703) — 6 декабря Питирим, епископ Великопермский, Устьвымский (+1455) — 11 февраля и 1 сентябя Прохор, епископ Ростовский (+1130) — 5 июня Прохор, в схиме Трифон, епископ Ростовский (+1328) — 20 сентября Симон, епископ Ростовский ((+1226) — 5 июня Стефан, епископ Пермский (+ 1396) — 9 мая Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (+1925) — 7 апреля и 9 октября Трифон, архиепископ Ростовский (+1468) — 12 января и 14 февраля Феодор, архиепископ Ростовский (+1394) — 11 декабря

http://pravicon.com/info-3614

Лазарь, муч. Персидский в 327 г., с Ионой и Варахисием. 28 марта. Лазарь писец, преп. Цареградский, исповедник при Феофиле. 17 ноября. Лазарь, преп. Галисийский. 7 ноября и 17 июля. (Перенесение мощей его). Лазарь, князь Сербский, ум. 1389. 15 июня. Лампад, преп. Иринопольский. 5 июля. Лаодикий, страж темничный, муч. траянопольский при Антонине Философе (138–161), с Гликерией. 13 мая. Ларгий, муч. Римский ок. 306 г., с Маркеллом папой и др. 7 июня. Ларис мученица из 26 мучч. Готфских, 4 века. 26 марта. Леандр, еп. Севильский 6 в., с муч. Ерминингелдом. 1 ноября. Леввей-Иуда, ап. из 12. 19 июня. Левий, из 12 патриархов. В нед. праотец. Левкий исповедник, еп. Врунтисиопольский, при Коммоде (180–193). 20 июня. Левкий, муч. Кесарийский (в Вифинии) при Декии, с Фирсом и Каллиником. 14 дек. Лев, папа Римский, ум. 461. 18 февр. Лев, еписк. Катанский 8 в. 20 февр. Леонид и с ним жены: Хариесса, Ника и др., мучч. Коринфские, ок. 251 года. 16 апр. Леонид, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Леонид, муч. Фиваидский при Диоклетиане, от Арриана. 20 мая. Леонид муч., с Елевферием. 8 авг. Леонилла, мученица 2 века, с Спевсиппом и др. 10 янв. Леонтий, Ипатий и Феодул воины, мучч. Трипольские (в Сирии) при Веспасиане (69–79). 18 июня. Леонтий, муч. (Никомид.) 303 г., с Евсевием и др. 24 апр. Леонтий, муч. Киликийский при Диоклетиане, с Космой и Дамианом. 17 окт. Леонтий, Аттий, Александр и другие, 10 мучч., постр. в Пергии Памф. при Диоклетиане. 1 авг. Леонтий, из 45 мучч. Никопольских ок. 320 года. 10 июля. Леонтий, из 10 мучч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Леонтий, муч. алсксапдрииискиии, с Кронидомги и Серапиочом. 13 сспг. Леонтий, преп. Ливийский, 6 века. В субб. с. Леонтий, муч. Цареградский при Льве Исавр., с Иулианом и др. 9 авг. Леонтий, еписк. Никейский, муч. Болгарский ок. 815 г., с Мануилом и др. 22 янв. Леонтий, еп. Ростовский, ум. ок. 993. 23 мая. Леонт воевода, муч. Болгарский ок. 815 г., с Мануилом и др. 22 янв. Ливерий, папа Римский, исповедник от ариан, ум. 366. 27 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Скачать epub pdf Май 23 Леонтий, епископ Ростовский Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, – пишет святой Симон, – мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша». Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру. В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников – епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Великий Устюг. Церковь Леонтия Ростовского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя святого Леонтия епископа Ростовского. Являлась одной из самых древнейших приходских церквей. Вот что написано о ней в писцовой книге за 1676 – 1683 годы: «За острожною же осыпью на верхнем конце посаду церковь холодная Леонтия Ростовского чуд. древяная рубленая клетцки ветха об одном верху. Колокольня на столбах, верх покрыт тесом, а на ней 6 колоколов». Деревянный Леонтьевский храм состоял из двух церквей: холодной во имя святого Леонтия епископа Ростовского и теплой во имя святых Флора и Лавра, а также колокольни с 6-ю колоколами. Каменная Леонтьевская церковь двухэтажная с шатровой колокольней. Первый этаж – холодный, во имя Леонтия епископа Ростовского чудотворца. Второй этаж – теплый, во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Первый этаж построен по грамоте епископа Великоустюжского и Тотемского Луки, освящен в 1742 году (строился 1738 – 1741 годы). Второй этаж построен по грамоте Варлаама епископа Великоустюжского и Тотемского выданной 7 июня 1754 года, освящен Иоанном епископом Великоустюжским и Тотемским 6 мая 1770 года. Церковь построена на средства прихожан. В феврале 1930 года из-за больших налогов Леонтьевская церковь закрылась. После закрытия ломали и уничтожали иконостасы. Впоследствии помещение церкви использовалось под мастерские. В северной части набережной Великого Устюга находится Леонтьевская церковь. Первоначально на этом месте стояли две деревянные церкви – холодная во имя Леонтия Ростовского чудотворца и теплая во имя святых Флора и Лавра. Рядом находилась деревянная колокольня с шестью колоколами. Храмы были центром пригородного села Леонтьевское, которое в XVII веке вошло в состав посада. Существующее каменное здание церкви был возведено в два этапа. Первый этаж построен в 1738–1741 годах, а верхний, увенчанный граненой ярусной главкой, между 1754 и 1770 годами. Ранняя часть храма повторяет формы архитектуры XVII века: наличники здесь имеют кокошники с килевидным завершением, плоскость стен разделяют полуколонки. Восьмигранная шатровая колокольня на двухъярусном четверике также напоминает образцы устюжского зодчества предыдущей эпохи. К первой половине XVIII века относятся украшающие апсиду изразцы. Верхняя часть храма представляет собой образец барочной архитектуры. Оконные проемы оформлены вычурными сандриками-бровками, над ними и под ними расположены фигурные картуши, плоскости стен венчают полукруглые фронтоны.

http://sobory.ru/article/?object=06416

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010