См. Симбирский Спасский. Спасский Слободский монастырь См. Слободский Спасский. Спасский Староруский монастырь См. Староруский Спасский. Спасский Севский монастырь Мужской. Находится в Орловской Епархии от города Севска в 1½ вёрстах к югу на низменном месте. Основан в 1618 году Новгород-Северским Архимандритом Корнилием, который по заключении мира между Россией и Польшей, когда Новгород-Северск уступлен был Польше со всей утварью церковной, монашествующими и монастырским имуществом, переселился в Севск, и по благословенно Патриаршему соорудил этот монастырь весь деревянного строения. Потом около 1720 года вместо соборной деревянной церкви сооружена каменная, в то же наименование Преображения Господня; а с того времени и прочие здания устрояемы были каменными же, и во-первых, ограда при Архимандритах Варлааме, Иларионе и Нектарии, также колокольня и кельи. В настоящее время здания в этом монастыре имеются следующие: 1) посреди монастыря – Соборная ЦЕРКОВЬ каменная великолепная во имя Преображения Господня; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Пророка Илии; 3) КОЛОКОЛЬНЯ каменная над воротами построена в конце XVIII столетия вместо прежней обветшавшей; 4) при Ильинской церкви – Архиерейские КЕЛЬИ деревянные; 5) братские КЕЛЬИ, певческие и Консистория каменные. Всё это устроено вновь при Преосвященном Кирилле, Епископе Севском, кроме соборной церкви, которая, как было сказано, сооружена около 1720 года, а при нём возобновлена только, возвышена накладкой и украшена иконостасом; 6) СЕМИНАРИЯ в 5 деревянных связях заведена и устроена Преосвященным Амвросием, Епископом Севским (что ныне Митрополит Новгородский); 7) ОГРАДА кругом монастыря каменная; 8) таковая же ОГРАДА кругом плодового сада. До Штатов 1764 года крестьян было за этим монастырём 497 душ. По Штатам же положен в 3 классе степенью 75 с Настоятельством Игуменским вместо Архимандричьего, которое с самого начала монастыря продолжалось до оных Штатов. Но в том же 1764 году по учреждению Севской Викарной Московских Преосвященных Епархии этот монастырь обращён в Архиерейский Дом, каковым и доныне состоит. Спасский Тарский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

(Капитальное издание путешествия Даниила, совершенное Археографическою Комиссиею в 1864 г., уже указано было под 152) Древне-русское (неофициальное) паломничество ко св. местам Востока вообще и путешествия русск. раскольников в те же места в частности, Н. Докучаева, Приб. к Черниг. Епарх. Изв. 1867, 2, 3, 4 и 7, стр. 8–27, 48 – 74, 110–128, 157–170, 303–318. (Но о раскольничьих путешествиях не сказано ни единого слова). 153) Древне-русское официальное паломничество ко св. местам Востока, в связи с отношениями Р. Церкви к Восточной и взглядами русского народа на Восток, Н. Докучаева, Приб. к Черниг. Епарх. Изв. 1869, 14 и 16, стр. 349, 369 и 402. 154) Иерусалим, Палестина и Афон, по русским паломникам XIV – XVI веков, ст. архим. Леонида, Чтения в Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1871, кн. 1, отд. II, стр. 1–122; есть и отд. оттиски. Текст паломников осторожно исправлен и снабжен примечаниями объяснительными. 155) Паломники-писатели петровского и после-петровского времени, или путники в св. град Иерусалим, с объяснительными к тексту примечаниями архим. Леонида, Чтения в Моск. Общ. Ист. и Древн. 1873, кн. 3 и отд. брошюрой, М. 1874, б. 8 , IV и 129 стр. Сюда вошли: 1) Макарий, иеромон. новгород. северск. монастыря с иеромонахом Сильвестром, 1704 – 1–07; 2) моск. свящ. А. Игнатьев, 1707; 3) иеромон. киево-печ. Лавры Варлаам, 1712; 4) инок Мотронинского монастыря, Киев. губ., Серапион, 1749–1751. Оба последние издания архим. Леонида снабжены немалыми примечаниями редактора «Чтений», О.М. Бодянского. Цена 50 коп. Отдел IV. Иностранные путешественники (В хронологическом порядке). 156) Путешествие одного египтянина в Палестину, Сирию и Финикию в XIV в. пред Р. Х., А.А. Олесницкого , Труды К. Дух. Ак. 1876, март, 452–509. 157) Слово о Георгии, игумене синайстем, како ангелом восхищен в Иерусалим и паки в свою келлию, Велик. Минеи м. Макария, марта 26, стр. 1241, 1581. 158) Путешествие блаженного Иеронима с Павлою и ее спутницами по св. местам Востока в 385–388 годах, перевод из Тьерри, М.П. Терновской, Труды Киев. Дух. Акад. 1869, т. I, стр. 22–51; том III, стр. 23–44. Перевод неокончен; он был готов вполне и послан в Пешт, прот. К. Кустодиеву , для отдельного издания заграницею, но смерть достойного отца Кустодиева прервала издание и перевод остался в его бумагах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2012/10/11, 21:18:33 Безмерно благодарна Вам за присланный мне поясок Богородицы! Храни Вас Господь! Евгения 2012/10/11, 19:42:43 Матерь Божья! Прошу тебя помоги р.Б.Татьяне и р.Б.Артему стать счастливыми родителями! Просим тебя простить нам все грехи наши вольные и невольные. Прошу тебя Матерь Божья вымоли у Господа нашего детишек для нас. Не могу забеременеть 7 лет. Если можно вышлите мне пожалуйста 2 пояска Богородицы. Заранее спасибо. Адрес: Украина, г.Харьков, почтовое отделение 61058, Колесова Татьяна Ивановна. Татьяна 2012/10/11, 00:54:09 Прошу простить меня... я написала только письмо 11 октября с просьбой прислать поясок (по причине трудностей деторождения), а адрес забыла указать: индекс:601280. Россия, Владимирская обл., Суздальский р-н, с.Богослово, ул.Совхозная, д.13. для Юлии Колотовой 2012/10/04, 19:07:05 Добрый вечер! Очень прошу Вас прислать нам поясок, мы с мужем не можем зачать ребеночка, уже несколько лет. Очень ждем и надеемся на Вашу помощь. Будем очень благодарны за поясок. Елена и Иван. Наш адрес: 410008, г.Саратов, ул.5-ый Товарный проезд, (частный дом). 2012/10/03, 16:23:33 Простите меня пожлуйста не верно указала адрес Россия Томская область Город Северск Индекс 636035 улица Мира 12а квартира1 Лобова Татьяна.Во имя Отца и Сына и Святого духа! Татьяна 2012/10/02, 18:28:48 Здравствуйте уважаемые братья. Болезни все время преследуют мою семью. 12 лет у нас с мужем нет детей. Слезно прошу Вас выслать нам пояски Пресвятой Богородицы. Помогите нам пожалуйста. Адрес: Россия Индекс 400120, г. Волгоград, улица Череповецкая д.3, кв.54. Гриб Оксане Николаевне Оксана 2012/09/30, 18:19:58 Пресвятая Богородица, Матушка божия! Просим тебя, прости нас грешных р.б.Наталью и р.б.Юрия за все наши грехи вольные и не вольные, вымоли у Господа нашего прощения нам. Пусть Господь поможет нам зачать, выносить и родить здорового ребёночка. Мы так долго его ждём!!! Молимся, надеемся и верим!!! Наталья 2012/09/30, 11:03:00 ошибка в предыдущем сообщении исправляю : Адрес: 450055,Россия , Республика Башкортостан г. Уфа, ул. Российская,д 84. кв 39 Спаси Господи!

http://isihazm.ru/?id=1710&c_pid=20

В 1500 г. Чернигов, Брянск, Новгород-Северск и Стародуб, захваченные Польшей, были возвращены России. При взятии Брянска (в мае 1500 г.), епископ его (Иона) был отправлен в Москву. Епархия распалась на польскую и русскую стороны, и здесь более ста лет не было своего епископа. Неизвестно, кто управлял польской стороной, а русская перешла в ведомство смоленских епископов, которые с этого времени именовались смоленскими и брянскими: Гурий – на стоглавом соборе 1551 г. и преемник его Симеон 8 . На Московском соборе 1589 г., при учреждении патриаршества в России, предположено было основать Брянскую и Черниговскую епархию отдельной от смоленской. Поэтому Смоленский архиепископ в соборном определении назван смоленским и дорогобужским. Но определение собора почему-то не состоялось. По деулинскому миру (1618 г.) северская сторона перешла от России к Польше, а Брянск, Севск, Карачев и Комарицкая область, оставшиеся за Россией, были причислены к области патриарха московского 9 . Остальные же церкви и монастыри польской 10 половины Черниговской епархии были поручены смоленским архипастырям, которые и приняли титул смоленских и черниговских 11 . Так смоленским и черниговским именовал себя Исаия Копинский 12 на киевских соборах 1628 и 1629 г. Грамота Яна Казимира, короля польского, данная г. Нежину от 10 сентября 1639 г., подтвердила права смоленских архипастырей 13 . Остерская сторона в конце XVI и начале XVII в. принадлежала королю польскому 14 . В половине XVII в., при учреждении Могилевской епархии, города Гомель, Рогачев и некоторые другие отошли в ее состав, а остальные церкви и монастыри Черниговской епархии киевский митрополит Исаия принял в свое ведение, чтобы своей личной деятельностью охранять православие от неистовства папизма 15 . Но пределы черниговской паствы не допускали подобного соединения епархий, и для успеха борьбы с папизмом требовали самостоятельного архипастыря. Поэтому на исходе первой же половины XVII в. Черниговская епархия была восстановлена, причем ее составили церкви в полках Стародубском и Черниговском (Страдомский).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Черниговский епископ Евфимий, не желая подчиняться Литовскому лжемитрополиту Григорию, оставил свою кафедру и удалился в Москву, где и получил в управление епархию Суздальскую. Но это было личное переселение епископа, а бывшая его епархия продолжала оставаться в ведении Литовской митрополии и до конца XV в. имела своих епископов. Уже в 1500 г., когда Чернигов, Брянск, Стародуб, Новгород-Северск перешли от Литвы к России, когда епископ Брянский и Черниговский был взят в плен и отправлен в Москву, значительная часть Черниговской епархии воссоединилась с Московскою митрополиею . Но, может быть, потому, что это была только часть, для нее не захотели назначать особого епископа, а причислили ее к другим епархиям, если не к одной — Смоленской: по крайней мере, Брянск около половины XVI в. несомненно числился за Смоленскими иерархами, которые назывались и Брянскими . Сама Смоленская епархия присоединилась к Московской митрополии в 1514 г. После того как Смоленск был взят русскими войсками и бывший там епископ Варсонофий подвергся справедливому гневу великого князя Василия Иоанновича и сослан на Кубенское озеро — о чем нами сказано было прежде,— в Смоленске начался ряд новых епископов, поставлявшихся в Москве, и этот ряд не прекращался до самого конца настоящего периода . Таким же образом совершилось присоединение и Полоцкой епархии к Московской митрополии, хотя это было только на время. Взяв Полоцк (в 1563 г.), царь Иоанн Васильевич отправил тамошнего епископа Арсения как пленника в Москву, а на место его прислан был из Москвы бывший Суздальский епископ Трифон, возведенный в сан архиепископа. После Трифона управляли Полоцкою епархиею один за другим еще три архиепископа, приходившие из Москвы, пока польский король Стефан Баторий не отнял (в 1578 г.) Полоцка у России и не возвратил этой епархии Литовскому митрополиту. Достойно замечания, что в 1569 г., без сомнения по распоряжению Московского митрополита, отправлены были в Полоцк из Новгорода тридцать три священника и диакона соборных церквей — знак, что в Полоцке чувствовался недостаток образованных пастырей .

http://sedmitza.ru/lib/text/435981/

По соединении двух губерний в одну Казанскую епархию, число церквей в ней, сравнительно с другими «знатно» увеличивалось. Хотя польза дела требовала открытия самостоятельной епархии в Симбирской губернии, но Св. Синод ограничился только учреждением викариатства в Казанской епархии. 1169 IV. Второклассную Черниговскую епархию, по мнению Св. Синода, следовало составить одну из всей Малороссийской губернии. Но так как в этой губернии «без мала» 2000 церквей, из них 1486 в ведении черниговского епископа, остальные в управлении коадъютора Киевской митрополии, епископа переяславского, то, в видах удобства управления, Св. Синод счел за лучшее разделить Малороссийскую губернию на две совершенно самостоятельные епархии: Черниговскую и Переяславскую. а) Из 20 городов Малороссийской губернии в состав Черниговской епархии отнесены 10 городов г.г. Чернигов, поветовые – Козелец, Нежин, Сосница, Конотоп, Ромен, Глухов, НовгородСеверск, Стародуб и Мглин. В этих городах с поветами в ведении черниговского епископа оставалось в начале XIX в. только 1009 церквей. б) Переяславскую епархию составили остальные 10 городов – Переяславль, Прилуки, Пирятин, Лубны, Гадяч, Золотоноша, Хороль, Зеньков, Полтава и Кременчуг. После разделения Малороссийской губернии на две епархии, переяславскому епископу не велено именоваться коадъютором Киевской митрополии, и находясь вне всякой зависимости от Киевского митрополита, быть местным архиереем III класса с кафедрой в Переяславле, где имели пребывание прежние коадъюторы и откуда только 5 августа 1799 г. был переведен в Киев епископ Сильвестр (Лебединский) . В самом начале XIX в. в Переяславской (Полтавской) епархии насчитывалось 914 ц. 1170 V. Коломенскому епископу, в ведении которого состояли церкви Тульской губернии, частью Московской и Рязанской, велено ведать только церкви одной Тульской губернии в виду того, что церкви в городах Московской губернии (Коломне, Серпухове, Бронницах и в округах Верейском и Звенигородском) отходили к Московской епархии и Рязанской – (в Зарайске с уездом, Егорьевске и в Рязанском округе – 2) – к Рязанской. Пребывание архиерею назначалось в Туле, в тамошнем третьеклассном Предтечеве монастыре, который по этому случаю обращен в архиерейский дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Еще труднее оказались эти сношения у духовных протопопских правлений. 1003 После учреждения наместничеств церкви некоторых протопопий оказались в различных уездах всех трех малороссийских наместничеств, например, приходы Прилуцкой протопопий распределялись между Прилуцким, Глинским и Роменским уездами, Черниговского наместничества, и Пирятинским уездом Киевского наместничества. 1004 Выше было изложено, как Св. Синод и Сенат в 1784 году отнеслись к вопросу о приведении епархиальных границ в соответствие с губернскими – наместническими, чтобы устранить неудобства, происходившие от несоответствия границ. В связи с территориальным переустройством епархий предположено было несколько епархий закрыть и вместо них открыть новые так, чтобы в одной губернии не было двух архиереев. Из трех малороссийских кафедр две – Киевская и Переяславская оказались в городах одного Киевского наместничества, между тем вновь образованное Новгород-Северское наместничество оставалось без своего архиерея. Поэтому в 1784 году, при выработке проекта о распределении епархий, в частности малороссийских, соответственно губернскому делению, Св. Синод и Сенат оставляли кафедры киевского митрополита и черниговского епископа в прежних городах, приписав к ним только те города и церкви с монастырями, которые находились в Киевской и Черниговской губерниях, самостоятельную Переяславскую кафедру решено упразднить, а переяславского епископа перевести на новую кафедру в Новгород-Северск, предоставив ему место жительства в нештатном Спасском монастыре, в версте от города над р. Десной. В виду того, что «по древнему обычаю» (до 1733 г.) у Киевского архиерея был викарий, то по проекту 1784 г. ему давался викарий, только без титула. По старому обычаю он должен жить в Переяславле и довольствоваться тем, чем довольствовался прежний самостоятельный переяславский епископ с прибавлением доходов от Слуцкого заграничного монастыря, «в коем ему остаться архимандритом». С прикрытием самостоятельной Переяславско-Бориспольской епархии, расположенной по частям на территориях двух губерний Черниговской и Киевской, киевскому митрополиту предполагалось дать титул «Киевского и переяславского», черниговского и новгород-северского епископов – называть по губернским городам только «черниговским» и «новгород-северским».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

б) Лебедь, или о причинах распространения магометанства, на польск. яз. в Новгор. Сев. 1679 г. Перевод у Толстого II, 26. Опровержение Алкорана Магометова – Алкоран Магометов от когелета Христова разрушенный, изданный на польск. яз. в Чернигове 1688 г. Сочинение посвящено царям Иоанну и Петру Алексеевичам. Переводчик посольского приказа Гадзеловский перевел его на русский язык (Опис. рукоп. Толстого I, 236). в) Боги поганские, изд. на польско-русском яз. в Чернигове, в 1686 г. Сочинение посвящено царевне Софии. 3. Иоанникий особенно славился, и стоил славы своей как полемист. Никто с такою ловкостью и с таким знанием дела не обличал еще иезуитов, никто с таким торжеством не оставался победителем над ними, как Голятовский. Даже униаты спешили читать сочинения его. а) Беседа Белоцерковская была первым и блистательным опытом полемики Иоанникиевой с иезуитами. В половине XVII столетия иезуиты и униаты, на словах и на бумаге, разносили самые грязные хулы против восточной церкви, называли ее новою, ариянскою, схизматическою. «От Малороссийския церкви», пишет Гавриил Домецкий, в письме 1706 г., избраны были для ответов Фанатикам «известные богословы архиепископ Черниговский Лазарь да архимандрит Иоанникий Голятовский». Беседа Белоцерковская составляет тот разговор, который имел Иоанникий в 1663 г. с иезуитом Пекарским в местечке Белая церковь . Предметом беседы было церковное священноначалие. Беседа издана была на польском языке, вместе с Скарбницею, в Чернигове, в 1676 г.; она помещена и в летописи Велички II, 42–76. Русский перевод Беседы остается в рукоп. библиотек Патриаршей, Софийской, Румянцева 376. Опис. стр. 555). б) Старая восточная церковь новой западной церкви показывает исхождение Св. Духа от единого Отца. Сочинение писано в опровержение двух сочинений: против сочинения Николая Циховича об исхождении Духа Св. от Сына (изд. в Кракове 1659 г.) и против книги иезуита бенед. Боймы – о власти папы и об исхождении Духа Св. (изд. в Вильне 1668 г.). Голятовский в сочинении своем 1) приводит положительные доводы относительно происхождения Духа Св. от Отца, доводы Св. Писания, учителей восточной церкви, учителей западных; 2) разбирает и опровергает доводы Римской церкви об исхождении Духа Св. от Сына, доводы, заимствуемые из Св. Писания, из учителей церкви, из постановления соборов, из разума; 3) в частности разбирает те места учителей, где текст поврежден или взят из подложных сочинений. Сочинение писано на польском языке и изд. в Новгороде Северск. 1678 г. 82 и 102 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Краткие сказания об иконе входят в сборники повестей о чудотворных иконах и относятся к кон. XVII - нач. XVIII в. (сказания о Богородичных иконах: сб. «Богоматерь Курская», XVII в.- РГБ. Соф. 1428. Л. 460 об.- 461 - явление 8 сент. 1295; сб. «Солнце Пресветлое», 10-20-е гг. XVIII в., принадлежал сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (НБ МГУ. 293), и его копия, принадлежавшая в 1730 Федору Мурыгину (ГИМ. Муз. 42. Л. 83 об.- 85), и др.). Они содержат краткий пересказ основных эпизодов сказания до переноса иконы в Знаменский мон-рь и отличаются рядом дополнений. Так, в них уже указана точная дата обретения иконы - 8 сент. 1295 г. Она имеет легендарный характер, но с кон. XVII в. закрепляется в сборниках сказаний, а затем входит в месяцесловы. В книге С. И. Ларионова «Описание курского наместничества» (1786) дата обретения приводится со ссылкой на то, что она фигурирует в подписи к К. и. на одном из печатных листов с изображениями почитаемых Богородичных икон. Сомнения в столь ранней дате обретения образа были высказаны и аргументированы в дореволюционной литературе ( Сенаторский. 1913. С. 6-7) и в современной ( Раздорский, Холодова. Курская икона). Заключение о времени появления иконы можно сделать, опираясь на текст «Сказания...». Упомянутый в нем рыльский кн. Шемяка (Шемятич) - Василий († 1529), сын Ивана Дмитриевича Шемяки, бежавшего в 1454 г. в Литву от преследований вел. кн. Василия II Васильевича,- так Шемяки получили во владение Рыльск и Новгород-Северск. Василий Шемяка перешел на сторону Московского кн. Иоанна III Васильевича. Был обвинен в связях с Литвой, умер в Москве в заточении. Кроме того, согласно «Сказанию...», рыльский иерей по прозванию Боголюб был уведен в плен крымскими татарами (в кратких сказаниях и краеведческой лит-ре закрепилась ошибочная дата его пленения - 1383), создание гос-ва к-рых, Крымского ханства, относится к сер. XV в. Союзником Иоанна III в борьбе с польско-литов. кор. Казимиром IV выступал тогда хан Менгли-Гирей, и рус. послы часто ездили в Крымскую орду. В один из таких визитов Боголюб и мог быть выкуплен из плена. Т. о., время обретения иконы относится к кон. XV - нач. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

По настоянию русских послов Москве уступили все волости боровские, медынские и можайские, попавшия было в списки литовских земель 54 . Князья новосильские, все одоевские, воротынские и белевские перешли к Москве с отчинами и дань, вместо Литвы, стали платить Москве; только мезецким князьям представлялась свобода служить, кому хотят. Переход князей, служивших Литве, усилился, когда литовское правительство стало принуждать к перемене веры. В Литве принимались очень сильные и заманчивые меры к окатоличению русского края. Старались склонить к принятию католичества Елену, жену Александра литовского, чрез которую отец её московский великий князь Иван III думал влиять на Литовскую Русь 55 . За содействие в этом деле смоленскому епископу предлагали Киевскую митрополию. Излишняя ревность к пропаганде католичества только повредила Литве и помогла усилению Москвы. Православные князья бежали и принимались в Москве, несмотря на договор Руси с Литвой не принимать князей-перебежчиков с их отчинами. Религиозные притестения заставили перейти на сторону Москвы даже заклятых московских врагов, и Иван III принял их. Он принял к себе на службу внука Шемяки с городами: Рыльском и Новгород-Северским. С Шемячичем принят сын приятеля Шемяки Ивана Андреевича можайского, князь Семен Иванович (стародубский) с городами: Черниговом, Стародубом, Гомелем и Любечем. Потянули к Москве и менее значительные князья мосальские, хотетовские – все по причине гонений за веру и обид со стороны Литвы. Но этим дело не кончилось. Литовский князь был страшно недоволен действиями московского князя. Московский князь, а с ним вся Москва, в свою очередь возмущались религиозной нетерпимостью Литвы. Таким образом политические интересы Москвы и Литвы осложнились религиозными, и Москва стала в открытую борьбу за веру, объявив войну Литве. Началась война тестя с зятем, окончившаяся после долгих и сложных переговоров перемирием на шесть лет от 25 марта 1503 г. до 25 марта 1509 года. По миру Александр (ум. 1506 г.) обязался не трогать московских, новгородских, рязанских, пронских земель и земель князя Семена стародубского, Василия Шемячича, князя Семена бельского, князей трубецких и мосальских; там были города Чернигов, Стародуб, Путивль, Рыльск, Новгород-Северск, Гомель, Любеч, Почеп, Трубчевск, Родогощ, Брянск, Мценск, Любутск, Серпейск, Мосальск, Дорогобуж, Белая, Торопец, Острей – всего 19 городов, 70 волостей, 22 городища, 13 сел 56 . С возвращением этих последних русско-литовская граница в самом начале XVI в. далеко двинулась к западу и дошла почти до Днепра с левым его притоком р. Сожем, а к югу – до р. Десны, где стоял г. Острей (Остер).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010