Для удобства перемещения епископа Илариона в Новгород-Северск спасский архимандрит Евстафий был уволен на покой с пенсией в 500 руб. При этом наместнику монастыря велено последить, чтобы Евстафий чего-нибудь монастырского не присвоил себе, затем обо всем доложить Св. Синоду. Св. Синод долго ждал уведомления о том, как устроился епископ Иларион и сдано ли ему монастырское имущество. Между тем наместник с братией «доразуметь не могли», чтобы послать рапорт прямо в Св. Синод; по старой привычке, они послали его в Черниговскую Консисторию, а та не догадалась послать рапорт, куда следует. Так произошло перенесение епископской кафедры из Переяславля в Новгород-Северск, по именному указу от 27 марта 1785 г. и распоряжению Св. Синода от 31 марта того же года, и образовалась Новгород-Северская епархия, 1006 хотя на очень короткое время. Вновь образованную епархию составило Новгород-Северское наместничество с его одиннадцатью городами и уездами и местечком Батурином, 1007 в ней насчитывалось – 636 церквей. Черниговская епархия вследствие открытия Новгород-Северской епархии потеряла почти 3 / 4 прежней своей территории с городами: Новгород-Северском, Стародубом, Погаром, Мглином и Сосницей с уездами, а в них – 426 церквей. Из старых городов в ней остались собственно два города с уездами – Чернигов и Березна; в них было только – 124 церкви. При введении в границы губернии Черниговская епархия пополнилась, главным образом, за счет Киевской епархии, от которой отошли к Черниговской города Борзна, Нежин, Ромен, Лохвица, Гадяч и Зеньков с уездами; в них числилось – 448 церквей вместе с г. Прилуками и его уездом, отошедшим от Переяславской епархии. В объеме губернии Черниговская епархия имела – 572 церкви. Киевская епархия, введенная в границы губернии, по-прежнему, только небольшой частью своей территории заходила на правый берег р. Днепра, обнимая здесь, кроме Киева, незначительное пространство около него. Она оказалась расположенной преимущественно на левом берегу Днепра в пределах нынешней Полтавской губернии, 1008 заняв почти всю территорию Переяславской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

958 Полн. Собр. Постановл. и Распоряжений по Вед. Правосл. Испов. VII, 2564. Стародубский полк по своему пространству был самым обширным из всех десяти малороссийских полков по левую сторону Днепра. Он составлял большую половину Черниговской епархии. В состав его входили округа двух центров древней Северской земли – Стародуб и Новгород-Северск. По географическому положению Стародубский полк занимал северну часть нынешней Черниговской губернии, составляющую уезды: Новгород-Северский, Стародубский, Мглинский, Суражский и Новозыбковский по бассейнам среднего течения Десны, притоков её Судости, верховьев Снови, среднего течения Ипути, притока Сожи и части среднего течения Беседи. Стародубский полк во второй половине XVII в. делился на десять сотен: 1. полковую Стародубскую, с полковым городом Стародубом, в ней, между прочим, было два монастыря – муж. Успенский Рябцовский и женский Печеницкий; 2. Шептаковскую, во главе с с. Шептаки, в 1655 г. пожалованную Брюховецкому, ей владели гетманы Мазепа, Меньшиков, Апостол, по смерти Апостола Шептаковской волостью до 1750 г. владел Разумовский, а с 17 февр. 1760 г. она была отдана в вечное владение Разумовскому вместе с Батурином, Почепом и Бакланью; 3. Новгородскую, занимавшую местность по обеим сторонам Десны, вокруг Новгородка (Новгород-Северска), причем большая часть сотни приходилась на левом берегу Десны. Главным городом в ней был Новгородок (Новгород-Северск). Главными колонизаторами Новгородской сотни были монахи Спасского Новгород-Северского монастыря, которому вместе с Черниговской кафедрой принадлежала почти половина сел этой сотни; 4. Погарскую – по обоим берегам нижнего течения Судости до её впадения в Десну, во главе с г. Погаром (древний Радогощ). Из Погарской сотни около 1672 г. образовалась Бакланская сотня, главным поселением сотни было м. Баклань на р. Судости; 5. Почепскую, по верхнему течению р. Судости и по берегам её притоков Немолодвы, Уса и Пса и с левой стороны – Рога. Сотенным городом был г. Почеп при р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

7 . КИРИЛЛ Ставровецкий, прозываемый Безбородый, в 1635 и 1637 годах. 8 . ЛАЗАРЬ Баранович, восстановитель попечитель этой обители, с 1653 года. Он, будучи Игуменом Братского монастыря и Ректором Киевской Академии, управлял сим Черниговским Елецким, равно как и во время Архиерейства своего неусыпное имел о нём попечение всего через 16 лет. Скончался в 1693 году, Сентября 3 дня. 9 . ИОАННИКИЙ Галятовский, из Ректоров Академии Киевской и Игуменов Братского монастыря с 1669 года. В 1687 году переведён в Спасский Новгород-Северский монастырь, и там скончался. 10 . ФЕОДОСИЙ Углицкий, с 1688 года. В 1693 году хиротонисан в Архиепископа Черниговского с предоставлением ему и титла Архимандрита Елецкого монастыря. Скончался в 1695 году (см. выше, ч. III, стр. 437). 11 . ИОАНН Максимович, с 1695 по 1697 годы; потом Архиепископ Черниговский. 12 . ДИМИТРИЙ I Савич Туптало, с 1697 по 1699 годы, потом Архимандрит Новгород-Северский Спасский, а, наконец, Митрополит Ростовский. Примечание. Сего святого мужа находятся в монастыре сем собственноручные черновые краткие записки, по которым значится время вступления его в монастырь Елецкий на настоятельство, и выбытия из оного. Для любопытства несколько строк из оных здесь помещается: «Року ахчз (1697), месяца Июня, принявши Архимандрию Елецкую Черниговскую, зревидовалисьмо скриньку скарбцовую. Зличили в ней таляров битых сто, а золотых чехами, а остаток чехов велелисьмо отцу Геннадию Шафару взяти до шафованья на монастырьский росход – – – Року ахч (1699) Сентебрия з (7); отъежаючи с монастыря Елецкаго оставляю господарство таковое и проч.» (здесь прописано частью церковное, частью экономическое монастырское имущество). 13 . НИКОН, с 1700 года. В 1703 году переведён в Новгород-Северск Архимандритом же. 14 . ИСААКИЙ Васенькевич, с 1706 по 1714 годы. 15 . ЕВСТРАТИЙ Самборович, с 1719 по 1722 годы. 16 . НИЛ Березовский. Упоминается в 1722 году. 17 . ТИМОФЕЙ Максимович, с 1724 по 1748 годы. 18 . ДИМИТРИЙ II Белинский. Упоминается в 1750 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

пользовался высоким уважением, как проповедник слова Божия, как духовный оратор ещё задолго до пришествия в Великороссию – в санах иеромонаха, игумена и архимандрита, и до прямой встречи его с явлениями жизни реформационного строя. Эта слава Димитрия началась ещё со времени назначения его официальным «казнодеем» в 1675 г. и с тех пор она постепенно росла и утверждалась. Недаром же Чернигов, Вильна, Слуцк, Батурин, Киев и Новгород-Северск ревниво оспаривали, так сказать, один у другого право слушания у себя назидательного слова Димитрия. Так и в ростовский период пастырское слово св. Димитрия, действительно, высоко ценилось его слушателями, но не потому, конечно, что проповедник «был митрополитом и действовал во время великой эпохи преобразований». Если, допустим, эти чисто внешние условия и могли иметь какое-либо значение для современников святителя, то как объяснить то высокое уважение к пастырским поучениям св. Димитрия, которое питает к ним и современная образованная и народная масса? Объяснять успех пастырской деятельности св. Димитрия такими чисто внешними условиями, не значит ли – произвольно умалять значение этой деятельности, не признавать и не ценить внутреннего содержания и духа его творений? Нет, пастырское слово св. Димитрия получило себе высокую оценку не в силу каких-либо внешних обстоятельств времени или положения, а по присущим ему внутренним достоинствам и свойствам. Исследования сочинений св. Димитрия с этих сторон и недостаёт в книге г. Шляпкина. В суждении автора о значение деятельности св. Димитрия заметно, далее, желание умалить подвиг его в составлении Четьих Миней на счёт славы его, как великого духовного оратора. Но и эта мысль опять исторически не верна. На самом деле, с одной стороны, св. Димитрий и в сане митрополита продолжал трудиться над окончанием Четьих Миней, – с другой стороны, слава его, как списателя житий ни в ростовский период, и никогда после не оттеснялась на второй план никакими другими, хотя и великими заслугами его на пользу церкви. С личностью св. Димитрия народная память неразрывно сочетала славное имя собирателя и составителя

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В первые же дни царствования Шуйского распространился слух, что Дмитрий жив и бежал из Москвы, а в Москве вместо него убит какой-то немец. Вскоре от Шуйского отложились Путивль, Чернигов, Стародуб, Новгород-Северск, Белгород и другие южно-русские города. Для того, чтобы убедить народ, что Дмитрий, сын Uoahha IV , действительно мертв, Шуйский приказал перенести из Углича в Москву мощи царевича Дмитрия. Г. вышел за городские ворота навстречу мученику и на себе нес открытые мощи до церкви св. Михаила. Здесь в приделе Иоанна Предтечи, где лежали тела Грозного и его сыновей Федора и Иоанна, было приготовлено место и для царевича Дмитрия; так как от св. мощей произошло много чудесных исцелений, то они были поставлены поверх земли для всеобщего чествования. Кроме того, Г. учредил три раза в год праздновать память его день рождения, убиения и перенесения мощей из Углича в Москву. Затем, он издал приказание, чтобы по всем церквям предавали анафеме самозванца Гришку Отрепьева. В то же время, по благословению Г., перенесены были из обители св. Варсонофия в троицкую лавру и погребены здесь тела Бориса Годунова, его супруги Марии и сына Федора. Чтобы еще более успокоить народное волнение, царь с благословения Г., решил вызвать в Москву престарелого патриарха Иова, чтобы он простил и разрешил всех православных христиан за совершенные ими нарушения крестного целования и измены. Г. написал к Иову послание, умоляя его именем государя учинить подвиг, приехать в столицу «для его государева и земского великого дела». Иов, дряхлый и уже ослепший старец, приехал из старинного монастыря в Москву 14 февраля 1607 года, а 20 февраля, в пятницу, в 8 часов утра, оба патриарха явились в Успенский собор, где уже собралось бесчисленное множество граждан московских. Совершен был молебен, после которого Г. стал на патриаршем месте, а Иов в простой монашеской одежде вблизи патриаршего места. Тогда все, находившиеся в храме, с воплем и плачем обратились к Иову, просили у него прощения и подали ему челобитную.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Если человек призывает имя Божие, но при этом делает зло и неправду, может ли Господь помогать человеку? Как же Господь будет благословлять и одобрять то зло, которое человек делает? Человек должен отказаться от зла, должен покаяться. Тогда Господь его молитву будет исполнять. Мы сегодня переживаем очень непростое, тяжёлое время. Ещё год назад мы молились Богу, и никто не имел понятия о том, что такое война. Мы слышали, как нам рассказывали о ней. Мне рассказывали мои бабушка и дедушка, потому что родители мои уже войну не застали. Но мы никогда не думали о том, что люди, которые живут в одной стране, являются гражданами одного государства, имеют одинаковые паспорта, вдруг начнут друг друга убивать, причём делать это будут с удовольствием. Как же это произошло? Что же случилось вдруг с людьми, что они забыли эту главную заповедь — «не убий», что они смогли легко её переступить? Сколько учили нас школа, родители, Священное Писание, что нельзя вопросы решать с помощью насилия и оружия! А мы всё это забыли сегодня. И мы видим, как льётся кровь детей, женщин, разрушаются дома, дороги, храмы. Сегодня у нас на Донбассе десятки разрушенных храмов. Иверский монастырь сгорел полностью. В Горловке сгорел храм, было два прямых попадания снарядов. А храмы, рядом с которыми разорвались снаряды, где побиты только стены и окна, мы уже и не считаем. Мы вспоминаем Славянск, Закотное, Северск, Горловку. В Донецке храм праведного Иоанна Кронштадтского разрушен полностью прямым попаданием. В Кировском храм разрушен полностью, люди погибли — во время всенощного бдения снаряд прилетел. Я не говорю о детских садах, школах, жилых домах, газопроводах, дорогах. Это всё разрушается легко. Людей убивают. Едешь — вдоль дороги могилы. Люди, пропавшие без вести. Что произошло? Мы же все православные? Мы христиане. Родители нас приносили в церковь, крестили, крест все на себе носят. На западе страны — Почаевская лавра, в Киеве — Киево-Печерская лавра, здесь, на Донбассе — Святогорская лавра. На Пасху, на Крещение лавры забиты людьми, все молятся. И тут вдруг люди начинают друг друга убивать.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Архив: Послужный список о. А. Мишина (19231927). АЕУА Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Мишин Михаил (18768.12.1941, Болгария), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Ставропольскую Духовную семинарию (1896), диакон (17.9.1899), полковой священник Гундоровского Георгиевского казачьего Донского полка (25.9.1921), эмигрировал в Болгарию (1920), преподаватель Пловдивской Духовной семинарии, протоиерей (27.10.1927), больше сведений о нем не имеется. Архив: Прошения священнослужителей о местах. АЕУА. Мишустов Павел (дата рождения не установлена – сконч. после 1936, Болгария), протоиерей. Из семьи духовенства. Священник, эмигрировал в Сербию (1920), где исполнял пастырские обязанности для беженцев 1-го Донского округа, протоиерей (24.3.1922), затем переселился в Болгарию, настоятель русской общины в г. Свищове (до 1936), протоиерей, состоял в юрисдикции РЗЦ, больше сведений о нем не имеется. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Мищенко Феодор (дата рождения не установлена – 28.11.1963, Ганновер, Германия), священник. Жил в Германии, состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (17.2.1963), священник (24.3.1963), разъездной священник северо-западного викариатства Германской епархии РЗЦ, больше сведений о нем не имеется. Могилев Владимир, священник см. Афанасий, игумен . Могилевский Леонид Андреевич (18.8.1911, г. Новгород-Северск Черниговск. губ. – 31.1.1981, Париж, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Получил среднее образование в родном городе, окончил ускоренные пастырские курсы в Киеве (1942), диакон (25.4.1942), священник (29.5.1942), состоял в клире Украинской Автономной Церкви МП, настоятель церкви с. Полевая-Лосиевка Винницкой епархии (17.6.1942), эмигрировал в Германию и принят в юрисдикцию РЗЦ (1944), помощник настоятеля Воскресенского собора в Берлине (28.2.19441.5.1945), помощник настоятеля Св.-Серафимовской церкви в Мюнхене (4.7.194524.2.1946), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Золльне под Мюнхеном (24.2.19461948), член епархиального совета Германской епархии РЗЦ (19451946), переехал во Францию (1948), принят в клир Русского Экзархата КП (1948), настоятель Св.-Николаевской церкви в Тулузе (1.1.19491950), настоятель церкви в Мораннже (22.11.19501.6.1951), настоятель церкви при старческом доме в Гаренн-Коломбе (1.6.19513.8.1955), протоиерей (20.4.1952), настоятель церкви при старческом доме в Севре (19533.8.1955), настоятель церкви иконы Божией Матери «Державная» в Шавиле (3.8.19551.11.1961), и. д. настоятеля Св.-Николаевской церкви в Лилле (19581961), настоятель Св.-Серафимовской церкви в Париже (1.11.196131.1.1981), по совместительству настоятель церкви при старческом доме в Ганьи ( 19641981), снова настоятель Св.-Николаевской церкви в Лилле (8.12.196513.1.1970), митрофорный протоиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принят Моркотун Трофим казак с. Корнеевки Полтав. губ. Переясл. у. Принят Касьяненко Иван казак с. Корнеевки Принят Крамаренко Петр казак с. Корнеевки Полтавск. губ. Дети, подвергавшиеся конкурсному испытанию 1 августа 1891 года Фамилии и имена Который раз подвер­гаются испытанию Возраст Звание Примечания Банник Александр кр-н м. Янполя Принят Бондаренко Антон мещ. г. Новгор.-Север., Черниговск. г. Бровченко Никита казак с. Орловки, Глуховск. у. Черниг. г. Воскобойников Козьма мещ. м. Буды, Новгород-Северск. у Гайдамак Феодор Данилевский Андрей казак м. Воронежа, Глуховск. у. Данилевский Иосиф казак м. Воронежа Дворниченко Яков кр-н м. Янполя Денисенко Александр кр-н м. Янполя Деркачев Алексей сын псаломщика с. Белокопытовки Принят Дудка Александр мещ. г. Новг.-Север. Исаев Семен Исаев Степан Кизименко Иван кр-н Новозыбковск. у. Принят Козырев Илларион дети кр-н Елецкого у. Орловской губ. Козырев Григорий Коржок Иван кр-н м. Янполя Принят Кравченко Василий казак Кролевецкого у. Крамарев Филипп кр-н м. Марчихиной Буды Кресанов Николай сын купца из Глухова Кудлай Яков кр-н м. Янполя Лешков Владимир сын солдата Литвинов Александр дворянин Мамонов Николай казак м. Янполя Монжалес Андрей сын мещ. м. Воронежа Матьяшевич Василий дети дворянина Полтавск. г. Переясл. у. Матьяшевич Яков Моркотунь Петр казак с. Корнеевки, Полтавск. г. Переясл. у. Принят Мород Павел кр-н м. Янполя Московка Евдоким кр-н м. Янполя Нечипоренко Григорий казак с. Березы, Глуховск. у. Новик Иван кр-н м. Янполя Принят Павленко Даниил Панченко Даниил кр-н Сосницкого у. Принят Подлесный Владимир сын отставного рядов. Прокопенко Семен Пурис Феодор кр-н с. Орловки, Глуховск. у. Пушка Григорий кр-н с. Гремячки Ребенко Лев сын мещ. м. Янполя Принят Ребус Николай сын дворянина Городницкого у. Принят Садовский Михаил Селегень Павел мещ. с. Тростенец, Харьк. г. Ахтыр. у. Соломка Лаврентий кр-н м. Янполя Сухманев Александр сын отставн. майора Принят Сухманев Владимир сын майора Терещенко Феодор кр-н с. Ярославца, Глуховск. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Глава восьмая Малороссийские и западнорусские епархии в XVIII в. Положение Киевского митрополита, после подчинения его Московскому патриархату в 1685 – 1686 гг. I. Киевская митрополия-епархия, её общий состав и границы в конце XVII и начале XVIII в. Протопии Борзенская, Глуховская и Конотопская: спор из-за них между киевским митрополитом и черниговским архиепископом. Укрепление их за Киевской епархией в 1691 г. II. Открытие Переяславского викариатства (коадъюторства) Киевской епархии (1700 г.); область ведения переяславского епископа. Постепенное освобождение переяславских епископов из-под власти киевских иерархов и преобразование Киевского коадъюторства в самостоятельную Переяславскую и Бориспольскую епархию (1733 г.). Состав Киевской епархии до 1764 г. Число церквей и монастырей в ней – собственных и заграничных. Попытка назначить викария киевскому митрополиту (1758 – 1762 гг.). Состав и пределы самостоятельной Переяславской епархии до 1764 г. Присоединение к ней Новосербии с крепостью св. Елизаветы и слободами (1756 г.) и двух протопопий – Крыловской и Новомиргородской (1756 г.). Неудачная попытка ген.-лейт. Хорвата учредить в Новосербии самостоятельную епископию с «единонациональным» епископом (1759 – 1762 г.). Состояние заграничной части Переяславской епархии. III. Черниговская и Новгород-Северская епархия. Постоянство её территории и состава. Неудачная попытка снова возвратить от Киевской епархии три протопопии. Число церквей и монастырей в ней. Состав малороссийских епархий в 1764 г. и после до 1775 г. Изменение состава Киевской и Переяславской епархий в 1776 г. в связи с образованием Славянской епархии (1775 г.). Устройство Новой Днепровской линии и падение новой Запорожской Сечи (1775 г.). IV. Белорусская (Могилевская) епархия, образовавшаяся в пределах России после первого раздела Польши (1772 г.). Гражданское и церковное устройство новоприсоединенной части Белоруссии. Губернии и епархии Псковская и Могилевская (Белорусская). Положение православных в пределах Польши после первого раздела ее. Мысль об открытии заграничной православной епископии с кафедрой в г. Луцке. Проект 1784 г. о переделе малороссийских епархий, соответственно губернскому делению. Упразднение самостоятельной Переяславской епархии с перенесением епископской кафедры в Новгород-Северск, предположение учредить переяславское викариатство Киевской епархии. Осуществление проекта 1784 г. с изменениями его по указу 31 марта 1785 г. Заграничная Переяславская и Бориспольская епархия, коадъюторство киевское, с кафедрой в г. Луцке (1785 г.). Деятельность епископа Виктора (Садковского) на пользу православия в Польско-литовских областях. Его страдания – арест и освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По обстоятельствам времени главная деятельность патриарха Гермогена была посвящена на служение царю и отечеству в их борьбе сперва с самозванцем, потом с польским королем Сигизмундом. Но, служа отечеству, Гермоген тем самым служил Церкви, потому что за самозванцем и Сигизмундом стояли иезуиты с их темными орудиями против православия, с их замыслами ввести в Россию латинство или по крайней мере унию. И эту службу отечеству и православной Церкви Гермоген совершал не один: ему подражали и другие достойные члены отечественного духовенства. Коренная ошибка Шуйского состояла в том, что он был избран на престол не всею Россиею, а только Москвою и не всею даже Москвою, а только своими приверженцами. Потому его не хотели признать многие, особенно бояре, враждебные ему и преданные прежнему царю, называвшемуся Димитрием. И с первых же дней царствования Шуйского разнеслась в народе весть, что Димитрий жив и бежал из Москвы, а вместо него убит какой-то немец. Князь Григорий Шаховский, бывший любимец Лжедимитрия, успел похитить государственную печать во время московского мятежа и, будучи прислан от самого же Шуйского воеводою в Путивль, тотчас объявил гражданам, что царь Димитрий спасся от руки изменников и скрывается до времени, а Шуйский — похититель престола. Жители Путивля немедленно восстали на Шуйского, и их примеру скоро последовали Чернигов, Стародуб, Новгород Северск, Белгород и другие южнорусские города и отложились от Москвы. Царь и патриарх с освященным Собором положили послать в те города Крутицкого митрополита Пафнутия для вразумления восставших, но митрополита не приняли и слушать не хотели. У восставших явился вождь Иван Болотников, который разбил царские войска, а князь Шаховский рассылал указы именем царя Димитрия, прикладывая к ним государственную печать, и к бунту пристали города Средней России — Орел, Мценск, Тула, Калуга, Рязань, Дорогобуж и другие. Только Тверь оказала сопротивление благодаря своему святителю архиепископу Феоктисту, который созвал к себе все духовенство, приказных людей и всех жителей и укрепил их постоять за святые Божии церкви, за православную веру и за крестное целование государю против изменников, обступивших город: тверитяне прогнали скопище злодеев и многих взяли в плен.

http://sedmitza.ru/lib/text/436101/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010