На Трулльском Соборе (691-692) были утверждены апостольские и соборные определения о канонических и неканонических книгах. При этом оказались принятыми отличающиеся друг от друга положения, сформулированные на Лаодикийском Соборе и Ап. 85 (в обоих проводятся различия между каноническими и неканоническими книгами) и Карф. 37 (где различия между каноническими и неканоническими книгами специально не оговариваются). В дальнейшем неоднократно предпринимались попытки согласовать возникшие противоречия (Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон и др. канонисты; Кормчая книга) ( Юнгеров. Канон. С. 288). В XVII в. проблема объема канона вновь рассматривалась в контексте споров протестантов и католиков. В ряд написанных по примеру протестантов и католиков правосл. исповеданий веры (Патриарха Кирилла Лукариса, митр. Петра (Могилы), Патриарха Досифея и др.) был включен вопрос о каноне. В XVIII в. как в рус., так и в греч. Церквах существовали тенденции к признанию только ограниченного канона, но в наст. время большинство богословов выступают за признание пространного канона. Вопрос о неканонических книгах сохраняет свою актуальность и требует церковно-авторитетного решения (см. ст. Канон библейский ). Окончательная форма канона католич. Б. была установлена на Тридентском Соборе (1546), к-рый, подтвердив решения Иппонийского (393) и 4-го Карфагенского (401) Соборов, распространил статус канонических на все книги, входящие в Вульгату, и причислил к каноническим («второканоническим»): 1 Езд (как 3 Езд), Иудифь, Тов, 1 и 2 Макк, Прем, Сир, Вар, Посл Иер, а также добавления в греч. текстах книг Есфири и Даниила. Основанием для канонизации этих книг послужил тот факт, что с древнейших времен эти книги помещались в рукописях среди остальных книг ВЗ и признавались Церковью авторитетными. Протестанты вернулись к палестинскому (иудейскому) канону, оставив порядок расположения книг, принятый в Вульгате. В совр. протестант. изданиях Б. второканонические книги иногда публикуются в качестве приложения и обозначаются как «апокрифы».

http://pravenc.ru/text/БИБЛИЯ I ОБЩИЕ ...

Марк Мангано (протестант) Книга пророка Аггея. Гари Холл Исторический и культурный фон Судя по ссылке в первом стихе, книга Аггея, в контексте общемировой истории, была написана в послепленную эпоху, во времена правления царя Дария. Великий царь Кир, нанесший поражение вавилонянам, основавший Персидскую Империю и позволивший иудеям вернуться в Палестину, умер во время сражения в 530 году до н.э. Его трон перешел к сыну Камбузу (530522). Камбуз не оставил после себя наследников. Кроме того, он казнил свое брата, и поэтому у ближайших родственников появилась возможность занять престол после него. Таким родственником был Дарий, сын Гистаспеса. Узурпатор по имени Гаумата попытался захватить трон, но был быстро смещен Дарием. Дарию также потребовалось усмирить других бунтовщиков, но уже ко второму году своего правления он полностью контролировал империю. Дарий правил до 486 года до н.э. Вторым годом правления Дария был 520 год, поэтому точно датированные послания Аггея передавались в течение четырех с половиной месяцев 520 года до н.э. Если говорить еще точнее, то его первое послание было передано 29 августа, второе – 17 октября, а последние два – 18 декабря. 1089 Книга Захарии, датированная октябрем 520 года (см. Зах.1:1 ), указывает на то, что эти пророки служили в одно и то же время. Служение Аггея было кратким, и нам неизвестно, что стало с ним после. Захария же выступил, чтобы продолжать выполнение миссии Аггея, который, после своих проповедей, исчез с исторической арены. Первые пленники вернулись в Иерусалим после указа царя Кира в 539 году до н.э. Кому-то может показаться, что иудеи должны были бы вернуться в огромном количестве, но большинство решило остаться в Вавилоне, где они уже обосновались и прижились (см. Иер.29:49 ). Вернуться же решили около 53 тысяч иудеев ( Езд.2:64 ). В Иерусалиме их ожидали руины, опустошенные дома, целинная земля и неприятие со стороны самаритян и местного населения. Вернувшиеся иудеи восстановили алтарь и заложили основание храма, но на этом их активность прекратилась. И только благодаря вдохновенной проповеди Аггея и поддержке царского двора, 16 лет спустя, в 520 году, работы были продолжены ( Езд.16 ). Храм был, наконец, восстановлен, в 516 году до н.э. Это время было названо «Периодом Второго Храма», который продолжался до разрушения Иерусалима и храма царя Ирода римскими легионами в 70 году н.э. Текст и автор

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Следует сделать все, чтобы полюбить Священное Писание. Любовь поможет понять то, чего не постигает разум. Ибо полюбить Библию, значит полюбить Бога. Ветхий Завет Состав книг Ветхого Завета Название Сокращенное название Второзаконие Книга Иисуса Навина Книга Судей израилевых Книга Руфи Первая книга Царств 1 Цар. Вторая книга Царств 2 Цар. Третья книга Царств 3 Цар. Четвертая книга Царств 4 Цар. Первая книга Паралипоменон 1 Пар. Вторая книга Паралипоменон 2 Пар. Первая книга Ездры Книга Неемии Вторая книга Ездры нек. 2 Езд. Книга Товита нек. Тов. Книга Иудифи нек. Иудифь. Книга Есфири Книга Иова Псалтирь Притчи Соломона Притч. Книга Екклезиаста, или Проповедника Песнь Песней Соломона Книга Премудрости Соломона нек. Прем. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова нек. Сир. Книга пророка Исаии Книга пророка Иеремии Плач Иеремии Послание Иеремии нек. Посл. Иер. Книга пророка Варуха нек. Вар. Книга пророка Иезекииля Книга пророка Даниила Книга пророка Осии Книга пророка Иоиля Книга пророка Амоса Книга пророка Авдия Книга пророка Ионы Книга пророка Михея Книга пророка Наума Книга пророка Аввакума Книга пророка Софонии Книга пророка Аггея Книга пророка Захарии Книга пророка Малахии Первая книга Маккавейская нек. 1 Мак. Вторая книга Маккавейская нек. 2 Мак. Третья книга Маккавейская нек. 3 Мак. Третья книга Ездры нек. 3 Езд. Ветхий Завет заключает в себе первую часть Священной истории человечества. Она начинается с рассказа о происхождении мира, составленного по преданиям, хранимым с незапамятных времен, и особо открытым Богом Своему великому пророку и боговидцу Моисею. Но настоящая история богоизбранного народа начинается с той поры, когда никому не ведомый кочевник из окрестностей Ура Халдейского услышал в своей душе голос Бога, поверил Ему. И за то Бог сделал его вестником Своим и повелел, чтобы он порвал с мерзким многобожием и язычеством, окружавшим его. Это был Авраам, родоначальник избранного народа Божия. Ветхий Завет и есть история потомства этого человека, первым заключившим союз с Богом – Завет.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

28 наперсник. Наперсник представлял собой сложенный вдвое кусок ткани, на внешнюю сторону которого прикреплялись двенадцать драгоценных камней с вырезанными на них именами двенадцати колен Израилевых. 28 цепочки витые. С помощью золотых витых цепочек наперсник прикреплялся к нарамникам ефода. 28 будет входить во святилище. Аарон, входя в святилище, нес на своей одежде двойное напоминание об Израиле. 28 урим и туммим. Букв.: «свет и совершенство». Эти два древнееврейских слова начинаются первой и последней буквами алфавита (ср. альфа и омега в Откр. 1,18 ). Очевидно, что урим и туммим символизировали право первосвященника на получение откровений от Бога ( Чис. 27,21 ; Втор. 33,8 ; 1Цар. 23,6–13; 28,6 ; Езд. 2,63 ). Предполагают, что урим и туммим представляют собой еврейский алфавит буквы, которыми записано слово Божие. 28 ризу к ефоду. Под наперсником и ефодом Аарон должен носить голубую ризу с колокольчиками, прикрепленными к ее подолу, чтобы люди, не видя первосвященника, находящегося в скинии перед лицом Господа и совершавшего служение, слышали его. 28 Святыня Господня. К кидару (см. ком. к ст. 39) Аарона прикреплялась золотая пластинка диадима святыни (29,6; 39,30; Лев. 8,9 ); вырезанные на ней слов «Святыня Господня» получались как бы на лбу первосвященника. Эта золотая пластинка являлась символической печатью святости прообразом «печати Дух Святого» (см. 2Кор. 1,22 ; Еф. 1,13; 4,30 ; Откр. 7,4.5 ). 28 кидар. Головной убор (тюрбан). 28 сделай... хитоны... поясы и головные повязки. Первосвященнические одежды, кратко описываемые здесь, полагалось носить в присутствии Бога. Рядовые священники носили простые хитоны, не столь богато украшенный пояс и головные повязки, отличавшиеся от тех, которые носили первосвященники. 28 нижнее платье льняное. Нижнее платье, обязательное для всех, предназначалось для того, чтобы не нарушать повеления, изложенного в 20,26. Обнажение во время совершения культовых церемоний было принято в древних языческих религиях. В Израиле же подобные действия строго запрещались. Глава 29

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Возобновил он свою деятельность лишь в 1976 году с приездом греческого монаха, архимандрита Хризостома (Тавулареаса). Сегодня в монастыре проживает около 30 насельников, включая монахов из Болгарии, Греции, Румынии, России и Кипра. Символы и предания монастыря [ править править код ] Лев Иордан [ править править код ] На всех фресках и иконах монастыря изображаются лев и осел. Эти животные связаны с историей жизни Герасима Иорданского. Последнее сообщение о существовании подвида азиатского льва на территории современного Израиля упоминается в XV веке. Традиционно считается, что Святой Герасим шел по Иорданской пустыне и встретил льва, который протянул ему лапу. Лапа была настолько сильно воспалена, что лев умоляюще смотрел на монаха. Герасим понял, что в лапу льва попала колючка, ставшая причиной его страданий. Святой удалил занозу, очистил рану от гноя и обернул её тканью. С тех пор лев всюду следовал за Герасимом как „ученик“. Святой Герасим был удивлен львиному уму, кротости и готовностью есть хлеб. Льву предоставили жилье в монастыре. И с тех пор лев стал символом монастыря. Осел [ править править код ] У Монахов был осёл, который носил воду из реки Иордан. Льву поручили сопровождать осла к реке, охраняя его. Однажды лев уснул на солнце, оставив осла пастись. Случилось так, что проходил мимо арабский купец со своим караваном верблюдов и увидел осла. Думая, что это бродячее животное, он привязал его к каравану верблюдов и забрал с собой. Когда лев проснулся, он стал искать осла, но нигде не нашел. Зверь вернулся в монастырь и сразу же направился к Святому Герасиму, который, заметя его удрученное выражение лица, решил, что лев съел осла, и спросил: „Где осел?“ Лев стоял молча, опустив голову от стыда. Старец похвалил льва, чтобы тот не убежал после своего злодеяния и с тех пор поручил ему выполнять работу осла. Монахи загружали большую бочку на спину льва, как это они делали раньше с ослом, и посылали его к реке за водой. Однажды в монастырь пришел воин, чтобы помолиться, и, увидев льва, несущего воду, пожалел его и дал монахам три золотых монеты, чтобы те купили другого осла.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

1) ТРЕБОВАНИЯ К СВЯЩЕННИКУ. С. должен был быть без физич. недостатков ( Лев. 21:17–24 ). В отношении культовой чистоты и вступления в брак для С. действовали более строгие нормы, чем для рядовых израильтян ( Лев. 21:1 ; Лев. 22:1 ). В свою очередь предписания для ⇒ первосвященника, были более строгими, чем для остальных С. Все это указывало на святость Бога Израиля, а вместе с тем и на посредничество С. между народом и святым Богом (⇒ Святость, святое); 2) МЕСТА, ГДЕ ЖИЛИ СВЯЩЕННИКИ, И СОДЕРЖАНИЕ СВЯЩЕННИКОВ. В Ханаане С. жили в 13 из 48 городов, выделенных для проживания левитов. Все эти левит. города находились близ Иерусалима, а именно в уделах Иуды, Симеона и Вениамина ( Нав. 21:4 ). С. жили за счет даров, которые Израиль должен был приносить Господу. В Числ. 18:8–19 перечислено, что из жертв. приношений должно было идти на содержание С. кроме того, левиты, которые могли претендовать на ⇒ «десятину из всего, что у Израиля» ( Числ. 18:20–24 ), отдавали десятую часть от полученного ими как святой дар («святыня», «возношение Господне») С. ( Числ. 18:25–32 ). Израильтяне из потомков Аарона, имевшие физич. недостатки и поэтому не имевшие права совершать жертвоприношения (см. выше), тем не менее могли питаться от этих приношений ( Лев. 21:21–23 ). 3) ОДЕЯНИЕ СВЯЩЕННИКОВ. Во время богослужения одеяние С. состояло из льняного нижнего платья, тонкого льняного хитона, пояса и головной повязки ( Исх. 28:40.42 ). С. совершали службу босыми, как это видно из Исх. 3:5 ; 4) ПОСВЯЩЕНИЕ В СВЯЩЕННИКИ. При посвящении, ритуал которого описан в Исх. 29:1–35 и в Лев. 8:1 , в жертву за грех приносили одного тельца ( Лев. 8:14–17 ), в жертву всесожжения – одного барана ( Лев. 8:18–21 ) и в жертву посвящения – одного барана ( Лев. 8:22–29 ); С. кропили жертву оливковым маслом (⇒ Помазание). Из Исх. 28:41 ; Исх. 40:15 ; Лев. 8следует, что вместе с Аароном, как первосвященником, маслом были окроплены и его сыновья; это означает, что все С. должны были принять помазание. Возможно, что впоследствии помазание стал принимать только первосвященник. Помазание должно было символизировать посвящение С. Господу через дарование ему Духа Господня;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Кузнецов В. А. 168 Куркутэ – архонт пачинакитов 170 Куруп (Абд-эль-Азиз) – критский эмир 229 Кутригур – легендарный царь гуннов 83 Кылич-Арслан II – иконийский султан 264, 265, 270 Кылич-Арслан IV (Рукн ад-Дин) – иконийский султан 312 Лазарь (Сот, Сотас?) – куманский племенной вождь (?) 259 Лев I – византийский император (457–474) 46, 48, 52, 56, 142 Лев II – византийский император (474) 142 Лев III Исавр – византийский император (717–741) 122, 124, 125 Лев IV Хазарин – византийский император (775–780) 125, 126, 193 Лев V Армянин – византийский император (813–820) 107, 182 Лев VI – византийский император (886–912) 139, 142, 176, 185 Лев – византийский полководец 222 Лев Ватац 271 Лев Диакон – византийский историк 165, 189, 190, 216, 224, 234 Лемерль П. 148 Леон – епископ 270 Леонтий – византийский император (695–698) 193 Леонтий Кесарио-Каппадокийский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Леос (Леой) – один из афинских героев-эпонимов; для прекращения поветрия принес в жертву богам своих трех дочерей 20 Либерий – епископ Римский 37 Литаврин Г. Г. 261 Лиэй – одно из имен бога Диониса 34 Людовик де Блуа – граф Фландрии 291, 292 Мавр – патрикий 120 Мавр Бесс – патрикий, военачальник 121 Маврикий – византийский император (582–602) 94, 95, 97, 100, 103–106, 111, 112, 114 Македоний – епископ Константинопольский, ересиарх 37 Максим – узурпатор 61 Максим Исповедник – византийский богослов, борец с монофелитством, преподобный (ок. 580–662) 115 Максимин – византийский придворный 42 Малапецис (Малапетци?) – стратиг крепости Отранто 247 Малх Филадельфийский – византийский историк 46, 139 Манойлович Г. 148 Мануил I Комнин – византийский император (1143–1180) 252, 257–267, 269–273, 279, 281 Мануил – сын Андроника I 280 Мануил Комнин – византийский посол 266–268 Мануил Ласкарь – византийский полководец 308 Мануил Эротик – византийский полководец 266 Маргарита Венгерская – дочь Белы III и супруга Исаака II Ангела 274, 301 Марин – знатный апсилиец 124, 125 Мария – супруга Иоанна Цимисхия 196, 220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Председательствовать на соборе (synodo convenit praesidere) должен епископ Пасхазин». Во втором письме (ХС) св. Лев просит Маркиана не допускать рассуждений о вере, как о чем-то сомнительном, требующем рассуждения. Нужно держаться Никейского Символа, удаляя всякие еретические толкования его. 24 июня (одновременно с LXXXIX письмом к Маркиану) св. Лев написал письмо (LXXXVIII) к Пасхазину. К этому письму приложил свое «догматическое послание» к св. Флавиану (Ер. XXVIII), подтвержденное свидетельствами святых отцов церкви. После краткого указания в чем состоит заблуждение Евтихия, св. Лев говорит, что его послание к св. Флавиану подписано Константинопольскою и Антиохийскою церквами. Далее св. Лев поручает Пасхазину заняться вопросом о времени празднования Пасхи на 455 год, в виду разногласия в этом Римской и Александрийской церквей. 26 июня помечены, кроме письма ХС к Маркиапу, письма к св. Анатолию (ХСИ), Юлиану Косскому (XCI) и послание собору (XCIII). В письме к св. Анатолию св. Лев выражает удивление (mirati sumus) по поводу созыва собора в такое тяжелое и при том в столь короткое время. Св. Лев жалуется, что такого короткого времени недостанет даже для своевременной рассылки приглашений к епископам явиться в назначенное место и «составить по истине вселенский собор». Но не желая казаться противником желанию императора, уступая желанию самого Анатолия, он посылает с своей стороны легатов, которые заменят его на соборе. В письме к Юлиану св. Лев уполномочивает его быть легатом вместе с Пасхазином, Люценцием и другими. Св. Лев просит его помогать легатам своим советом и знанием всего, что происходит на востоке. В послании к собору св. Лев просит собравшихся отцов «отложить дерзость спорить против веры, от Бога нам внушенной. Не следует защищать того, чему не должно веровать. (Что касается того, чему должно веровать), то это ясно и полно изложено в послании, которое было послано к блаженной памяти Флавиану. (Отсюда каждый может узнать), каково должно быть благочестивое и искреннее исповедание, относительно таинства воплощения Господа нашего Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Лев.24:14 .  выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями; Если злословивший отца или мать был умерщвляем ( Исх 21.17 ), то тем более должен был быть побит камнями, и именно перед свидетелями преступления, хулитель имени Иеговы (ср. Лев.24:23 ). Побиение камнями могло совершиться только вне стана, так как смертная казнь вообще не совершалась на месте суда и на людной улице. Возложение рук свидетелей на голову казнимого выражало непричастность их к его преступлению и как бы жертвенное очищение всего общества смертью преступника от гнева Иеговы. Традиция иудейская требовала от свидетелей хулы на Бога раздирания одежд (ср. Мф 26.65 ), а от судей возложения рук на голову преступника со словами: dimcha beroschcha («кровь твоя на главе твоей»). Лев.24:15 .  и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; Лев.24:16 .  и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти. По поводу случая с сыном египтянина и израильтянки дается общий закон о хуле, подобно другим законам (некоторые из них приводятся здесь же), обязательный одинаково как для евреев, так и для пришельцев. Традиция иудейская и блаж. Феодорит (вопр. 33), на основании разности в выражениях Лев.24:15, 16 о вине и о наказании – в Лев.24:15 о хуле на Бога, Elohim, а в Лев.24:16 – о хуле на имя Иеговы, причем в 1-м случае о преступнике говорится лишь, что он понесет грех свой, а во 2-м прямо назначается побиение его камнями от всего общества, – полагали, что хула на общее имя «бог» (при чем мог быть разумеем и бог языческий) наказывалась лишь ударами, но не смертью, проклятия же на имя Иеговы безусловно каралось смертью: различение, однако, едва ли необходимо требуемое библейским текстом. Лев.24:17 .  Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Лев.24:18 .  Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

—172— желания новому рассаднику духовного просвещения 1263 . – Отопление в новой семинарии паровое, исполнено берлинской фирмой Шеффер и Балкер, вода проведённая. При семинарии выстроен храм во имя преп. Иоанна Рыльского в старом церковном стиле, по образцу храма св. Софии в столице. Закладка храма совершена 14 июля 1264 . Строящиеся здания часто посещали и следили за постройками члены Св. Синода, а в декабре 1902 г. вновь выстроенное здание семинарии посетили болгарский князь Фердинанд вместе с русским министром иностранных дел Ламздорфом и вынесли наилучшие впечатления, причём болгарский князь изъявил желание приобрести всю требующуюся утварь в новое здание на свои личные средства, за что Св. Синод благодарил князя. 20 декабря специально назначенная Св. Синодом комиссия, после осмотра, приняла от подрядчика новую семинарию. В одном из летних заседаний Св. Синод постановил богословское четырёхклассное училище обратить в полную семинарию с шестигодичным курсом (введено преподавание греческого и латинского языков и внесены другие перемены в программу). Новая программа начнёт применяться с первого семинарского курса, а воспитанники II, III и IV-ro классов окончат курс по прежней самоковской программе. В первой половине января 1903 г. прибыла в Софию учительская корпорация из Самокова во главе с ректором Я. Бакаловым и вновь назначенным инспектором архимандритом Феофилактом, бывшим управителем пансиона при самоковском училище. 20 января после благодарственного молебствия и водосвятия, совершённого высокопреосвященным Парфением, митрополитом софийским, начались правильные занятия в великолепном здании софийской семинарии. Воспитанников в ней 150. Величественное здание семинарии с храмом выстроено главным образом на пожертвования благотворителей, духовных и светских лиц, во главе с князем и митрополитами. Вот список более крупных пожертвований. Митрополит виддинский Ки- —173— рилл пожертвовал 50 т. левов (франков). По 20 т. лев. пожертвовали монастыри Рыльский и Св. Богородицы вместе с монастырём „Св. Врачей“ при селе Кричиме, в пещерском округе. По 10 т. лев. пожертвовали болгарский князь Фердинанд, митрополит сливенский Гервасий и известный болгарский добротвор Георгий Шопов. Елешенский монастырь, с благословения софийского митрополита, пожертвовал 4 т. лев. Троянский монастырь – 3 т. лев. Митрополит терновский Анфим – 2 т. лев. По 1 т. лев. пожертвовали Стефан, архимандрит капиловского монастыря терновской епархии и иеромонах троянского монастыря Давид. По 500 лев. – протосинкелл терновской митрополии иеромонах Варлаам и иеромонах банковского монастыря Дионисий Москов. По 300 лев. – митрополит вратчанский Константин и иеромонахи терновской митрополии Иларион Витовский и Герасим Ракаджиев. Варненский приходский священник иеромонах Мефодий Димитриев пожертвовал 200 лев. Зографский монастырь через игумена архимандрита Григория принёс в дар семинарии 60 турецких лир.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010