С послами св. Анатолия св. Лев послал еще письма к императору Маркиану (LXXVIII), св. Пульхерии (LΧΧΙΧ) и Юлиану Косскому (LXXXI). Все эти письма имеют ту же дату что и предыдущее к св. Анатолию (от 13 апреля 451 года). В письме к Маркиану св. Лев выражает радость по поводу получения его послания и хвалит за усердие его в защите святой вселенской истины от вражеских козней. В письме к Пульхерии св. Лев указывает на заслуги её в деле искоренения ересей. Так, от неё, как служительницы и ученицы истины, не укрылась изукрашенная ложь болтуна (loquacis hominis) – Нестория; он неё не скрылось и то, что диавол замышлял против церкви чрез Евтихия. Затем св. Лев благодарит св. Пульхерию от лица всей римской церкви за благодеяния, оказанные вере: за милостивый прием римских легатов, за возвращение к своим церквам тех епископов, которые несправедливо были осуждены на разбойничьем соборе и за перенесение в Константинополь мощей св. Флавиана. Далее св. Лев говорит о сообщении епископа Анатолия и своих легатов относительно епископов, подписавших акты разбойничьего собора и желающих вступить в общение с православными. Если они осудят свои прежние заблуждения, то их можно принять. Об этом сообща рассудят его легаты и св. Анатолий. В заключении св. Лев поручает вниманию св. Пульхерии Евсевия Дорилейского, Юлиана Косского и Константинопольских клириков, оставшихся верными св. Флавиану. Наконец в письме к Юлиану Косскому св. Лев выражает сочувствие по поводу тех опасностей, которым подвергался Юлиан на востоке за свое православие. Св. Лев выражает желание видеть его в Риме и поговорить с ним лично о коварстве еретиков. Впрочем, благодарение Богу, дела для церкви устраиваются к лучшему; это дает возможность Юлиану опять действовать с постоянным прилежанием в пользу православия. Далее св. Лев говорит (тоже что св. Пульхерии и св. Анатолию) о епископах бывших на разбойничьем соборе. Подробные инструкции к этому делу св. Лев обещается сообщить с посольством, которое он намерен отправить вскоре после Пасхи. Посольство это не было отправлено согласно предположению св. Льва; оно отправилось только в июне 451 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

К. Б. Газе считал, что Лев стал придворным дьяконом уже в 975 г., однако нет никаких оснований утверждать, что молодой Лев так быстро сделал карьеру. Возможно, он еще после смерти Цимисхия оставался при патриархе: он так многословно, так тщательно и благосклонно характеризует патриарха Антония, что можно не сомневаться – автор был одним из его приближенных. Лев ничего не говорит о том, кто вступил на патриарший престол после Антония, как будто патриархи его больше не интересовали. Антоний умер в 979 г. Можно думать, что именно после этого в начале 80-х годов Лев сумел продвинуться на должность императорского придворного дьякона. Нам несколько непонятно, каким образом Лев, вовсе не будучи сторонником законных государей Василия и Константина, мог понравиться императору Василию настолько, что тот приблизил его ко двору. Очевидно, это могло произойти только благодаря связям. Об этих связях можно догадываться: при описании одного похода Цимисхия против арабов Лев совершенно некстати прибавил фразу о гибели некоего «достигшего высокой мудрости» секретаря императорской канцелярии Никиты, который ослушался своего отца и отправился в поход с Цимисхием (X, 1). Чувствуется, что упомянутый отец был близок Льву Диакону – это или его родственник, или хороший знакомый. Не исключено, что именно данная влиятельная персона, неблагоприятно относившаяся к Цимисхию, смогла рекомендовать Льва Василию – и Лев в «Истории» поэтому, видимо, вспомнил о драме отца, потерявшего талантливого сына. После получения должности придворного дьякона Лев сопровождает императора Василия в его походах, причем в 986 г. он чуть не погиб во время крупного поражения византийцев в бою с болгарами. Он переживал все неудачи и бедствия, которые обрушивались на Византию в период самостоятельного правления Василия II вплоть до 989 г., когда историк и закончил описание правления Иоанна Цимисхия. Вероятно, Лев, будучи придворным дьяконом, понимал всю шаткость положения Василия на троне и не верил в благополучный исход событий. Одни за другими следовали восстания, военные неудачи, различные бедствия, космические предзнаменования... Но правление Василия II продолжалось, власть молодого энергичного императора укрепилась. Опубликовать в таком виде «Историю», где восторженно описывались правления Никифора Фоки и Цимисхия (ведь это были «тираны». «похитители престола»), оказалось невозможным. Переделывать всю работу Лев не хотел или не имел времени. И он прекратил писать «Историю».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если ты, человек, обязан Богу столькими благодеяниями и благодатными дарами, как же ты дерзаешь гневить столь щедрого Благодетеля? О, глупец! Если бы тебе кто подарил драгоценную вещь, например, деревню, корабль или тому подобное, дал бы в подарок десять тысяч золотых монет, то разве бы ты не чувствовал себя обязанным служить этому человеку всю свою жизнь, любить его и с душой делать все, что он прикажет? И если стало бы необходимо, ты и кровь бы пролил за него, чтобы не показаться неблагодарным за оказанную тебе услугу. Да, конечно, так бы и было, как мы много раз это видели. Но если человеку за столь малый дар ты так верен и благодарен, то почему не делаешь то же самое по отношению к щедрому Благодетелю, Творцу всего, даровавшему тебе все названное? О, ты безчувственнее животных! Неужели не чувствуешь, как ты неблагодарен? Дикий лев или любой другой зверь никогда не дерзает злодейски поступать со своим благодетелем. В «Синаксаре» за 4 марта рассказывается, как преподобный Герасим набрел на льва, которому в ногу вошла заноза. Преподобный вынул занозу и вылечил рану. С того времени лев его не покидал. Он ему подчинялся всегда, всю жизнь. Преподобный отпускал вместе с ним своего осла, лев его сопровождал и вечером приводил к старцу. Однажды какие-то люди украли осла. Святой подумал, что лев его съел, и возложил на льва обязанность таскать воду вместо осла. И (о чудо!) лев не противился, не рассвирипел по своей природе и не преслушался повеления. Он остался кротким и смиренным. Послушник преподобного нагружал льва, и лев таскал воду в монастырь до следующего года. Тогда как раз случилось, что мимо проходили купцы, забравшие осла. Когда лев его увидел, то схватил веревку, за которую осел был привязан, и привел его к старцу. Старец попросил прощения у льва и дал ему знак идти, куда хочет. Лев, преклонив голову, простился. Но он не забыл о преподобным и каждые восемь дней навещал его. После смерти святого лев пришел по обычаю. Служка сказал ему, что преподобный умер и показал могилу преподобного. Лев лег на ней как человек, скорбя и знаменуя плач. Затем он зарыдал сильным и великим гласом и так скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

3)  на грудь первосвященника, прикрепляясь к ефоду золотыми цепочками и кольцами, возлагался наперсник, или «слово судное», – квадратная ткань, украшенная четырьмя рядами (по три в каждом) драгоценных камней с именами двенадцати колен Израиля; 4)  на наперсник возлагались урим и туммим, составлявшие самую важную принадлежность первосвященнического одеяния – при его наличии первосвященник вопрошал, и Господь открывал ему Свою волю; 5)  ефод на чреслах стягивался поясом из трехцветной шерсти и виссона с золотыми нитями; 6)  на голову надевался кидар с прикрепленной спереди полированной дощечкой из чистого золота с надписью на ней: «Святыня Господня». Посвящение священника сопровождалось обрядами омовения, облачения и помазания миром, трех жертвоприношений (о грехе, всесожжения и посвящения) и священного пира из жертвенного мяса. Обряды посвящения повторялись в течение семи суток при постоянном пребывании посвящаемых во дворе скинии. Служение священников требовало должного приготовления и точного исполнения данных через Моисея предписаний, в противном случае – наказание, которое, как видно из поражения Господом Надава и Авиуда, не заставляло себя долго ждать. Грех этих новопоставленных сыновей Аарона заключался в том, что они принесли в скинию чуждый, то есть употреблявшийся для обычных нужд, огонь (см.: Лев. 10:1 ), были пьяны (см.: Лев. 10:9 ) и вошли во Святое Святых, что разрешалось делать только первосвященникам однажды в год (см.: Лев. 16:2 ). Законы о телесной чистоте (Лев. 11:1 – 16:34) Постановления этого раздела говорят о нечистых животных (см.: Лев. 11:1 – 47 ), рождении детей (см.: Лев. 12:1 – 8 ), кожных болезнях (см.: Лев. 13:1 – 14, 56 ) и истечениях (см.: Лев. 15:1 – 33 ). Постановления об очищении нечистот святитель Кирилл Александрийский истолковывает в преобразовательном смысле. Так, принесение для очищения прокаженного двух птиц говорило, по его мнению, о двух естествах во Христе: человеческое было прообразовано птицей закалаемой, а Божественное – отпускаемой (см.: Лев. 14:5 – 7 ) 270 . Точно так же святитель Кирилл истолковывает и повеление об очищении дома (см.: Лев. 14:49 – 53 ) 271 . Важно то, что в ветхозаветной общине спасения обряды восстановления человека, очистившегося от проказы, напоминают посвящение священников, подтверждая обетование Божие, что избранный Им народ будет царством священников и народом святым (см.: Исх. 19:6 ). Подобный параллелизм свойственен и христианским Таинствам Крещения, Миропомазания и Священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Герасим поручил ему охранять ночью осла, на котором возили в монастырь воду. Лев с усердием и в точности исполнял возложенную на него обязанность: ночью пас в поле осла, а утром приводил его в монастырь. Однажды лев, находясь при осле в поле, уснул и один аравитянин, прогонявший в это время той местностью верблюдов, взял осла и увел его с собою. Лев, пробудившись, долго искал осла и наконец явился в монастырь без него. «Где же осел?» – спросил его Герасим. Лев стоял, потупив глаза в землю. «Верно, ты съел осла? – сказал Герасим. – Знай же, что с этого времени ты будешь вместо осла служить в монастыре». И действительно, с того времени стали возить на льве воду. Но осел нашелся. Аравитянин, укравший его, в одно время вез в Иерусалим пищу для продажи и остановился на берегу Иордана кормить верблюдов. При нем был и монастырский осел. Лев, случившийся в том месте, где аравитянин остановился, узнал своего осла и начал подходить к нему. Аравитянин испугался льва и убежал. Лев подошел к обозу, взял трех верблюдов и осла и привел всех этих животных в монастырь к преподобному Герасиму. Убедившись теперь в невинности льва, Герасим обласкал его и сказал братии: «Вот как несправедливо обвиняли мы льва в том, будто он съел осла». Затем старец приказал льву постоянно быть при монастыре и никуда не отлучаться. Лев целых пять лет не отлучался от Герасима и питался монастырскою пищею. Однажды лев отлучился на несколько дней из монастыря. В это время преподобный Гера сим скончался и уже был похоронен. Возвратившись в обитель, лев долго искал своего благодетеля. Один из учеников почившего старца, по имени Савватий, заметив это, подошел ко льву и сказал ему: «Иордан (так Герасим назвал льва после того, как нашелся осел)! Старец наш оставил нас. Он пошел ко Господу». Лев недоверчиво посмотрел на Савватия и заревел громким и страшным голосом. Тогда Савватий сказал льву: «Если ты сомневаешься в справедливости моих слов, пойдем, я покажу тебе могилу старца». Приведши льва на могилу Герасима, Савватий сказал: «Вот здесь покоится отец наш Герасим», – и сам горько заплакал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Услышав эти слова, преп. Симеон встал и начал спускаться со столпа. Тогда посланный воскликнул: – Не надо сходить, оставайся на своем столпе. Из твоего послушания мы видим, что ты идешь Божьим путем. 5 . Из жития преподобного Герасима . Однажды преп. Герасиму (ум. 475) недалеко от монастыря встретился лев – несчастный и больной, с пораненной большой занозой лапой. Преподобный пожалел зверя, подошел к нему, выдернул ранивший его шип, промыл и забинтовал лапу. Лев поправился и так привязался к преподобному, что всюду ходил за ним, как пес. Преподобный Герасим научил его трудиться для монастыря, и лев сопровождал монастырского ослика, когда тот ходил к реке за водой. Однажды лев заснул, пока ослик мирно пощипывал траву. Проходившие мимо торговцы заметили ослика, забрали его, а лев вернулся в монастырь один. Монахи решили, что лев загрыз ослика. Тогда преп. Герасим сказал льву: – Ты убил нашего ослика. Бог с тобой, ты не должен уходить от нас, но ты будешь трудиться для монастыря вместо ослика. Льву устроили упряжку с бочкой, и он стал каждый день ходить за водой. Немного позднее торговцы, укравшие ослика, опять проходили той же самой дорогой. Ослик вел на поводу трех верблюдов, груженных зерном. Вдруг из-за скалы выскочил лев. В страхе торговцы разбежались, а лев взял в зубы уздечку и привел ослика в монастырь, а за осликом пошли и верблюды. Святой Герасим ласково сказал льву: – Мы тебя обвинили напрасно. Прости нас. Долго прожил лев в монастыре. Когда преп. Герасим скончался, он выл и всюду искал старца. Монахи отвели его на могилу. Лев лег у могилы, положил морду на лапы и умер. Такова была любовь дикого зверя к преподобному. Преподобный Герасим провел несколько лет, живя отшельником в Египте, а потом основал несколько монашеских общин – скитов в Палестине, в окрестностях Иерусалима. Был у него и особый монастырь для начинающих монахов. По мере того как они делались опытнее, они оставляли монастырь и начинали жить в скиту. В скиту было около семидесяти келий, разбросанных в пустынной местности. Пять дней в неделю каждый отшельник жил одиноко, занимаясь каким-нибудь ручным трудом, питаясь хлебом и сырыми овощами. На субботу и воскресенье все сходились в монастыре, к Божественной Литургии, причащались и потом ели приготовленный им обед и получали немного вина. Собираясь, монахи приносили с собой то, что сделали за прошедшие пять дней, – плетеные корзинки, глиняную посуду, сотканные коврики. Ни у кого не было никакой собственности, кроме одной одежды, подстилки для спанья и кувшина для воды. Нельзя даже было закрывать за собой дверь, выходя из кельи, чтобы не соблазниться страхом потерять что-нибудь из своего имущества. В такой бедной общине эти отшельники жили в духе доброты и любви, не только к людям, но и к животным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Эра Христа есть эра апокалиптического свершения, хотя одновременно о последних временах в НЗ говорится в буд. времени, а конец мира связан с буд. всеобщей космической катастрофой. Еще одна характерная особенность христ. А.- отсутствие пессимизма, характерного для совр. НЗ евр. апокалиптической мысли. Апокалипсис для первых христиан не только грозное свершение, исполненное трагизма, но и новая, радостная и ожидаемая встреча с Господом. Евангелия Апокалиптическим содержанием определена уже проповедь Иоанна Крестителя . Сам Христос сравнивает его с прор. Илией , к-рый, согласно ветхозаветному преданию, должен прийти в последние времена (Мф 11. 14; 17. 11-12; Мк 9. 12-13; ср.: Откр 11. 3-11). В проповеди Предтечи известное из евр. апокалиптической традиции понятие Царства Божия занимает центральное место (Мф 3. 2) и понимается как уже существующая реальность, к-рая известна слушателям (Лк 3. 16-17). Его весть сосредоточена на фигуре грядущего за ним Мессии, явление Которого будет означать начало эры последних времен. В проповеди св. Иоанна Крестителя образ Христа получает черты грозного апокалиптического Судии (Мф 3. 10-12; ср.: Лк 3. 7-9, 15-17), для описания Его действий используются воспринятые из евр. А. образы последней жатвы (Иоиль 3. 13; ср.: 3 Езд 4. 30) и огненного Суда (1 Енох 10. 6, 90. 24-26, 100. 9, 102. 1; ср.: 2 Вар 59. 2; 3 Езд 7. 36-38). Но вопреки совр. ему иудейской традиции св. Иоанн Креститель возвещает, что апокалиптическое свершение откроет путь спасения не только избранному народу, но и всем уверовавшим во Христа (Мф 3. 9; Лк 3. 8; ср.: Syb III 710-711, 718, 772-773). Эти слова св. Иоанна Крестителя совпадают с новозаветным универсалистским объяснением спасения (ср.: Мф 8. 11; Лк 13. 29). Низверженный сатана. Икона " Страшный Суд " из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Низверженный сатана. Икона " Страшный Суд " из Благовещенского собора г. Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент Тема приближения конца времен проходит через весь НЗ.

http://pravenc.ru/text/апокалиптику.html

29. Иоиля (Иоиль); 30. Амоса (Ам.); 31. Авдия (Авд.); 32. Ионы (Иона); 33. Михея (Мих.); 34. Наума (Наум); 35. Аввакума (Авв.); 36. Софонии (Соф.); 37. Аггея (Агг.); 38. Захарии (Зах.); 39. Малахии (Мал.); Помимо перечисленных книг, которые называются каноническими , (образцовыми) в Писание входят книги неканонические :  1. Пророка Варуха (Вар.); 2. Послание Иеремии (Посл. Иер.); 3. Премудрости Соломона (Прем.); 4. Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир.); 5. Иудифи (Иудифь); 6. Товита (Тов.); 7. Вторая книга Ездры (2 Езд.); 8. Третья книга Ездры (3 Езд.); 9–11. Три книги Маккавеев (1, 2, 3 Мак.) Авторитет последних книг высок, и хотя некоторые не приравнивают их к каноническим, но, в любом случае, они содержат Откровение Бога. Святитель Афанасий Великий так говорит о них: «…есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим (оглашаемым, вступающим в Церковь. – Ред.) и желающим огласиться словом благочестия» 15 . 15Афанасий Великий, еп. Александрийский, свт. О Каноне Св. Писания (из 39 Послания о праздниках).  http://pravlib.ru/afanasy_39posl.htm  Суть Нового Завета состоит в том, что Бог исполнил Свое обещание и действительно даровал людям Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа, Который искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги.  Законоположительные:  1. Евангелие от Матфея (Мф.).  2. Евангелие от Марка (Мк.).  3. Евангелие от Луки (Лк.).  4. Евангелие от Иоанна (Ин.). Эти книги, Евангелия, благовествуют о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его воплощении на земле от Пречистой Богородицы Девы Марии, о Его жизни на земле, о чудесах, которые Он творил, проповедуя Царство Божие, о Его спасительном учении и, наконец, о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на Небо.  Исторические:  5. Деяния апостолов (Деян.) Она рассказывает о том, как апостолы после сошествии на них Святого Духа проповедали повсюду Благую весть, распространяя Церковь по всей земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«Они (цари Халдейские) избили юношей их (израильского народа) мечом вокруг святаго храма их (Иерусалимского)... И все священные сосуды Господни, большие и малые, и сосуды ковчега Господня и царские сокровища взяли они и отнесли в Вавилон. И сожгли дом Господень и разорили стены Иерусалима и башни его сожгли огнем, и все великолепие его обратили в ничто (2 Езд. 1:53—56).» Как могло случиться, чтобы был ограблен и сожжен великолепный храм Соломонов, на который было потрачено так много золота и других драгоценностей и который был освящен Самим Богом и обвеян молитвами верного Израиля? За нечестие тогдашнего правителя иудейского — царя Седекии, и начальников и священников еврейских, которые в своей безнравственной жизни превосходили окружающих язычников и оскверняли храм Иерусалимский; а также и за неверие иудеев, которые не слушали вестников — Божиих пророков, и смеялись над ними (2 Ездр:1, 47—52; Ср. 3 Цар. 9:6—9). Когда я подумаю о благолепнейших грандиозных храмах православных в стране нашей: Казанском, или Христа Спасителя Московском, или Благовещенском в Харькове, или Преображенском Одессы, или Владимирском в Киеве, отобранных от православных и переданных наглым современным богоотступникам — обновленческим раскольникам, которые, как настоящие враги дома Божьего, постепенно, день за днем, невидимо для постороннего глаза разрушают эти дорогие для нас здания, мне приходит на память разорение и сожжение Иерусалимского храма Соломона. Господь справедлив всегда! За что такая скорбь душе нашей? За неверие, богохульство и кощунство высших, за богоотступничество и богоборство многих из бывших епископов и иереев, ныне обновленцев или раскольников — за равнодушие к святыням и маловерие многих, считающих себя православными! «Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин (2 Езд. 4:26—27).» Как справедливы эти слова Библии! Сколько несчастий совершилось из-за женщин! Вот Рувим, первенец Иакова, крепость и начаток силы его, верх достоинства и могущества, — лишен первородства своего за то, что осквернил ложе своего отца (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

И все священные сосуды Господни, большие и малые, и сосуды ковчега Господня и царские сокровища взяли они и отнесли в Вавилон. И сожгли дом Господень и разорили стены Иерусалима и башни его сожгли огнем, и все великолепие его обратили в ничто (2 Езд. 1:53—56).»    Как могло случиться, чтобы был ограблен и сожжен великолепный храм Соломонов, на который было потрачено так много золота и других драгоценностей и который был освящен Самим Богом и обвеян молитвами верного Израиля? За нечестие тогдашнего правителя иудейского — царя Седекии, и начальников и священников еврейских, которые в своей безнравственной жизни превосходили окружающих язычников и оскверняли храм Иерусалимский; а также и за неверие иудеев, которые не слушали вестников — Божиих пророков, и смеялись над ними (2 Ездр:1, 47—52; Ср. 3 Цар. 9:6—9). Когда я подумаю о благолепнейших грандиозных храмах православных в стране нашей: Казанском, или Христа Спасителя Московском, или Благовещенском в Харькове, или Преображенском Одессы, или Владимирском в Киеве, отобранных от православных и переданных наглым современным богоотступникам — обновленческим раскольникам, которые, как настоящие враги дома Божьего, постепенно, день за днем, невидимо для постороннего глаза разрушают эти дорогие для нас здания, мне приходит на память разорение и сожжение Иерусалимского храма Соломона.    Господь справедлив всегда! За что такая скорбь душе нашей? За неверие, богохульство и кощунство высших, за богоотступничество и богоборство многих из бывших епископов и иереев, ныне обновленцев или раскольников — за равнодушие к святыням и маловерие многих, считающих себя православными! «Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них. Многие погибли и сбились с пути и согрешили через женщин (2 Езд. 4:26—27).»    Как справедливы эти слова Библии! Сколько несчастий совершилось из-за женщин! Вот Рувим, первенец Иакова, крепость и начаток силы его, верх достоинства и могущества, — лишен первородства своего за то, что осквернил ложе своего отца (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010