Сама духовная брань ведется христианами «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). А тот факт, что Сын Божий и «сущий над всем Бог» (Рим. 9:5) принял плоть от Пресвятой Девы Марии, как представительницы народа израильского, ставится Апостолом в заслугу этой нации. Словосочетания «плоть и кровь» (σρξ κα αμα, Лев. 17:11; Прем. 7:2 ; Сир. 17:30; Соф. 1:17; Мф. 16:17; Ин. 6:54–56; 1 Кор. 15:50; Еф. 6:12; Евр. 2:14), «мясо и кровь» (κρα κα αμα, Лев. 6:27; 16: 27; Числ. 19: 5; Втор. 12:23. 27; 32:42; Иез. 39:17; Пс. 49:13), а также «плоть и кости» (Быт. 2:23; Иов. 10:11; Пс. 37:4; Лк. 24:39; Еф. 5:30) употребляются либо для того, чтобы обозначить вещества тел жертвенных животных, либо чтобы подчеркнуть физическую сторону человеческой природы. При этом, кроме нейтральных и негативных контекстов употребления этих формул, мы находим и сугубо положительный, когда, например, речь идет о единой природе человека в мужском и женском естествах (Быт. 2:23), а также о полноте восприятия Сыном Божиим человеческой природы для победы над диаволом (Евр. 2:14). Также несомненно присутствие положительного богословского значения в ветхозаветных жертвенных мясе и крови, которые явились прообразами Евхаристических плоти и крови Христа Спасителя (Лев. 6:27; Иез. 39:17; Ин. 6:54–56; Евр. 9:13–14). Так, например, пророчество Иезекеиля «о великой жертве (θυσαν μεγλην) на горах Израилевых» (Иез. 39:17), куда призываются верные «есть мясо и пить кровь» и которая будет связана с явлением славы Господней «между народами» и излиянием Духа Божия «на дом Израилев» (Иез. 39:21. 29) имеет прообразовательное значение Голгофской и Евхаристической жертв 309 . Мы оставляем за рамками нашего обзора подробный анализ употребления термина «тело» (σμα), ввиду очень широкого круга его возможных значений, многие из которых не имеют прямого отношения к телу человека. Относительно же использования термина «σμ» к человеку отметим только характерный сдвиг (по сравнению к понятию «плоти») в понятийной нагрузке термина к более целостному описанию человеческой природы. Однако зачастую значение этого термина практически тождественно вышерассмотренному понятию «плоть» 310 . В исследовательской литературе мы найдем зачастую противоположные мнения: как в пользу качественного различия 311 , так и в пользу отождествления понятий «плоть» и «тело» у апостола Павла 312 . Для традиции православного богословия характерно понимание учения о воскресении именно как восстания преображенной человеческой плоти. К сожалению и удивлению нашему, даже среди православных богословов мы встречаем сегодня значительный крен в оценке этого таинственного события в сторону восстановления бытия хотя и «целостной природы», но только психо-соматического личностного порядка, которая признается «ничего общего не имеющей с телом погребенным в могиле» 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

А это значит, что и Александрия, и «вся область Египта, и весь Восток» 44 будут праздновать Пасху в тот день, который указан в этой таблице, а именно 29 фармути (24 апреля). На этом послание можно было бы и закончить. Но Протерий, не желая, чтобы его ответ сочли в Риме за безапелляционное продавливание необоснованного мнения 45 , далее начинает пространно разъяснять принципы александрийской пасхалии, указав, что именно Египетская Церковь «является матерью такого рода работы (mater hujuscemodi laboris extitit)». Эти принципы можно сформулировать следующим образом: 1) еврейская пасха отмечается в 14-й день луны ( Втор.16:1 ; Исх.12:2 ; Лев.23:5 ; Числ.28:16 ); 2) Иисус Христос – «Тот самый Господь, Который сказал это через Моисея» (qui haec per Moysen locutus est Dominus) 46 – отпраздновал пасху с учениками в четверг, был распят в пятницу в 15-ю луну и воскрес в 17-ю, в воскресенье; поэтому христиане всегда празднуют Пасху в воскресенье после 14-й луны; 3) если сама пасхальная 14-я луна попадает на воскресенье, то в этот день праздновать Пасху нельзя, но ее необходимо перенести на следующую неделю (septimana), так как а) именно в эту неделю попадает «трехдневное таинство» (triduanum mysterium) от Страстей до Воскресения 47 и б) не положено (non rite) прерывать пост в 13-ю луну 48 . Далее Протерий приводит примеры переноса Пасхи по александрийскому правилу: – в 373 г. («при блаженной памяти отце нашем и епископе Афанасии»), когда Пасха отмечалась 31 марта (14-я луна 24 марта); – в 377 г., когда Пасха отмечалась 16 апреля (14-я луна 9 апреля); – в 387 г., когда Пасха отмечалась 25 апреля (14-я луна 18 апреля); – в 444 г., когда Пасха отмечалась 23 апреля (14-я луна 18 апреля) 49 Еще раз повторив свои аргументы, архиепископ не удовлетворяется утверждением точности даты Пасхи, установленной на 455 г. – 24 апреля, но и, во избежание будущих споров, уведомляет папу, что через 28 лет, в 482 г., когда ситуация повторится, сдвинувшись на один день (14-я луна – в воскресенье 18 апреля), Пасха будет отпразднована 25 апреля 50 . Далее Протерий опровергает аргумент, который, по-видимому, использовался Римом в полемике: одним из обоснований римского предела 21 апреля служило то, что вводился некий виртуальный «пасхальный месяц», начинавшийся в день весеннего равноденствия 21 марта и завершавшийся 21 апреля. И те, кто празднуют Пасху позже, якобы выходят за рамки этого «пасхального месяца». Нелепость такого аргумента очевидна каждому, кто знаком с устройством пасхалии. Но Протерий терпеливо разъясняет, что лунные месяцы все время перемещаются по солнечному году, и в 455 г. пасхальный месяц – первый месяц года – начался не 21 марта, а 4 апреля, а потому 24 апреля оказывается 21-м днем лунного месяца и никаким образом не может считаться попавшим «во второй месяц» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

Как вы помните, главным содержимым ковчега были скрижали завета ( Исх.25:21 ), и в небесном храме Сидящий на престоле имел в деснице Своей книгу, запечатанную семью печатями, которые снял Агнец закланный ( Апок. 5 ). Надлежало, чтобы и в земном святилище было нечто подобное. — И вот на трапезе вы видите лежащее Евангелие Иисуса Христа — новые скрижали завета и раскрытая Книга судеб Божиих. Кроме этих священных предметов пред ковчегом завета лежал Жезл Ааронов процветший «в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Бога, и они не умирали» ( Числ.17:10 ). У нас же на престоле лежит несравненно более великое знамение Сына Человеческого ( Мф.24:30 ), Животворящий Крест, на котором Сам Бог установил новое священство по чину Мелхиседекову, превзошедшему Аароново священство ( Евр. 7 ). Сам наш жертвенник освящен преемником апостолов чрез помазание святым Миром так же, как это было и в Ветхом Завете. «И освяти их, и будет святыня великая; все прикасающееся к ним осветится» ( Исх.30:22-29 ). — А что это за стол слева? Зачем он нужен и вообще почему у вас в православии все так сложно? — Стол этот называется столом предложения, созданный подобно его Ветхозаветному прообразу ( Исх. 25:23-30 ). На нем постоянно предлагаются Господу хлебы предложения «в память, в жертву Господу… Это великая святыня» ( Лев.24:5-9 ). В нашей Церкви они называются просфорами, которые приносятся в напоминание Богу о живых и умерших христианах. Чрез них Господь совершил многие чудеса над верными. Но главным предназначением этого стола является приготовление хлеба и вина, используемых для Литургической жертвы. А Православие так сложно потому, что оно создано Богом для того, чтобы ответить на бесчисленные вопросы израненного и безмерно глубокого сердца человеческого, ведомого только Богу ( 1Ин. 3:20 ). В нашей жизни встречаются две бездны — море сердца людского и непостижимость Ума Божия. Мы не сами выдумали Православие. Оно дано нам Тем, о Ком Давид пел: «Путь Твой в море, и стези Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы.

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

После страданий Израиля в плену, его ожидает блаженная жизнь. Она начнется воскресением. Последнее изображается пророком в особом видении (37:1–14). Так как изображение состояния грешников в шеоле у прор. Иезекииля сходно с описанием его у Исаии, то мы и ограничимся разбором 37 главы. Иез. 37:1–14 . Пророк описывает бывшее ему видение. Когда он был в духе, приведен был рукою Иеговы на поле, наполненное костями (, LXX добавляют: στων νθρωπνων) 157 . После тщательного осмотра костей оказалось очень много и они были очень сухи – в доказательство полной невозможности их оживления. Обращая внимание на кости, Господь спрашивает пророка: оживут ли они? – Ты знаешь ( – ср. Иов. 19:25 ), Господи, – говорит пророк. С одной стороны, собственное смирение, с другой – вера в Божественное всемогущество, воскрешавшее некогда мертвых, выразились в этом признании пророка. После этого, по повелению Божию, пророк произносит пророчество сухим костям: Кости сухие! слушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот я введу в вас дух, и оживете. После этого общего, как бы предварительного описания события, пророк излагает частности его. И обложу вас жилами (), и выращу на вас плоть ( – Быт. 2:21, 23–24 ), и покрою вас кожей( – Лев. 13:2 ; Мих. 3:2 ), и дам вам дух ( – Еккл. 12:7 ; Числ. 11:29 ), и оживете, и узнаете, что я Господь. Божие повеление быстро начало выполняться. Разбросанные кости начали соединяться в цельные огра-низмы, но духа () не было в них. Итак, образование телесного организма не влечет неминуемо за собою появление духа. Тогда Господь велит пророку изречь пророчество духу (): от четырех стран ( ) приди дух () и дохни ( – Быт. 2:7 ) на этих убитых ( –мечом. 21:11; 23:10), и они оживут (). Слово Господне скоро выполнилось, и из убитых организмов образовалось большое собрание людей. Затем, Господь уподобляет виденному пророком восстанию костей будущее восстание иудейского народа. Тогда Господь выведет израильский народ из его гробов (), сообщит ему Свой дух и введет в Палестину. Как понимать все видение Иезекииля? – Вот давний предмет спора между богословами. Иустин Философ , Ириней, Тертуллиан , блж. Феодорит, Иероним, из новых: Витринга, Гезениус, Генстенберг, Геферник, Гитциг – признавали в видении Иезекииля предсказание не только возвращения Израиля из плена, но и воскресения. Ориген , Ефрем Сирин и Иаков Эдесский, Гроций, Аммон, Штейдель, Штраус и Рейс признавали только пророчество об освобождении Израиля 158 . Какое же из этих мнений более справедливо? Сообразно объяснению видения в 11 стихе, нужно согласиться с последним мнением, но контекст речи заставляет не отвергать и первого. – Участниками будущего торжества должны быть не одни только оставшиеся в живых, но и убитые иудеи. Живые будут только собраны из мест своего порабощения (21 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И сделали так Моисей и Аарон и вее общество сынов Израилевых с левитами ( Числ. 5:17, 8:7, 19, 20 ). «Ангел Господень по временам входил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнию» ( Иоан. 5:4 ). Освещение мира. «И сделал миро для священного помазания и курение благовонное, чистое, искусством составляющего масти» (37:29). Стояние при молитве. «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши» ( Мк. 11:25 ). Священническое благословение. «Обняв их, возложил руки на них и благословил их» ( Мк. 10:16 ; сравн. 24, 50). «Поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех , всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ» ( Лев. 9:22–23 ; ср. Сирах. 50:22–23 ). Именословное благословение. Колену Левиину «постановлено в вечный завет и семени его на дни неба, чтоб они служили Ему, и вместе священнодействовали, и благословляли народ Его именем Его» ( Сирах. 45:7,19 ). Хождение на богомолье. «Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому как я пришел в Иерусалим для поклонения» ( Деян. 24:11 ). – Поставление в храме хлеба и других приношений. «Если же приносишь жертву приношения хлебного из печеного в печи, то приноси пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные помазанные елеем» ( Лев. 2:4 ). «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что ни будь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5:23, 24 , ср. 24, 17, 27; ср. Лук. 11:42 ). Устроение в праздники общих трапез при храме. «Сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним, – большое собрание, сошедшееся от входа в Емаф до реки Египетской, пред Господом Богом нашим, (и ели, и пили, и молились пред Господом, Богом нашим, у построенного храма) – семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней» ( 3Цар. 8:65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Нет нужды говорить в подробности, о том, как празд­новался этот семидневный праздник 850 ; какие разнооб­разные воззрения полагались в основу символического об­ряда возлияния силоамской воды на жертвенник и на ка- —248—­ кие мысли наводил этот обряд массы иудеев, собирав­шихся отовсюду к храму на радостный праздник, тор­жественнейший из всех еврейских праздников. (Ср. Иоиль.2:23–24 . Зах.14:8:16–19 . Иез.47:1–12 ). Не можем только не отметить одной черты, характеризовавшей этот праздник еврейский. В книге Неемии чи­таем: «нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах. И потому объ­явили и провозгласили по всем городам и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви паль­мовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному. И пошел народ, и при­несли и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на пло­щади у Водяных ворот... Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жили в кущах... Радость была весьма великая. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего. И празд­новали праздник семь дней, и в восьмой день попразднество по уставу (8:14–18) (ср. Лев.23:36–44 . Числ.29:35 . 2Макк.10:6). В обычные годы в дни Кущей в храме заканчивалось чтение Моисеева закона, начатое после прошлогоднего празд­ника и продолжавшееся в различных местных синаго­гах. В субботний же год в этот праздник прочиты­вался весь закон и даже женщины обязаны были тогда присутствовать при этом чтении 851 . И вот, когда с окончанием праздника прекратился обряд возлияния воды на алтарь до следующего года; когда умолкло на время и чтение слов ветхого закона, бывших для духовной гортани истинного Иудея сладчайшими меда ( Пс.118:103 . ср. Пс.18:8–11 ), – «в последний великий день праздника Иисус, как основатель завета нового, возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей! Кто верует в Меня, – у того, как сказано в Пи­сании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В более поздние времена к убийству приравнивалось прямое оскорбление человека, если оно приводило к тому, что лицо человека становилось красным от прилившейся крови. Жизнь, дарованная Господом, является настолько бесценным даром, что умаление всех ее проявлений: физической, физиологической, семейной, культурной, научной, социальной, сакральной и других, есть действие против жизни, т.е. становится грехом.  Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти ( Исх. 21:12 ); Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти ( Исх. 21:28-29 ); Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь ( Исх 22:2-3 ). Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти ( Числ. 35:16 ); и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти ( Числ. 35:17 ); или если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти ( Числ. 35:18 ); или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударившего должно предать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его ( Числ. 35:21 ). И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти ( Числ 35:31 ). Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти ( Лев 24:17 ). Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти ( Лев 24:21 ). Прелюбодеяние Прелюбодеяние — церковнославянское слово, которым сегодня часто обозначается грех соединения двух людей, как правило, мужчины и женщины, вне брака. Но его точное значение — это нарушение супружеской верности. Если же соединяются неженатый мужчина и незамужняя женщина, то это называется любодеяние.

http://azbyka.ru/smertnye-grehi-v-svyash...

1) всякий грех, т.е. действие, противоречащее Божьей воле, ведет к нарушению общения между Богом и отдельным человеком или народом Божьим; Бог гневается за соверш. грех и заставляет испытывать его последствия (напр., посылая поражение в войне или голод) до тех пор, пока люди не искупят этот проступок, осудив виновных в нарушении Заповедей Бога, и тем заслужат примирение. Поэтому Ахан был истреблен вместе со всем своим семейством ( Нав. 7 ), а за кровавую вину Саула Давид выдал на казнь гаваонитянам семь его потомков ( 2Цар. 21 ). Только кровь грешника способна искупить такой проступок и привести народ или страну к примирению с Богом (ср. Числ. 35:33 ). Во всяком случае, это касается преднамеренных прегрешений, совершаемых «дерзкою рукою», и тяжких грехов, напр. грехов священников из дома Илия ( 1Цар. 3:14 ); 2) наряду с этим у израильтян существовал и установл. Богом порядок, при котором определ. прегрешения, прежде всего невольные ( Лев. 4:2 ; Лев. 5:17 ), могли и должны были искупаться кровью жертв. животных, замещающей кровь грешника (см. особенно книгу Левит). Примирять таким способом народ Израиля, т.е. общество Господне как целое, с Богом, освобождая израильтян от последствий совершенного в их среде греха (ср. Втор. 21:1–9 ), было задачей служения Аарона и его сыновей ( 1Пар. 6:49 ) и вообще задачей храмового служения ( Неем. 10:33 ; ср. 2Пар. 29:24 ). В любом случае средством такого примирения была ⇒ кровь (животного). «Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» ( Лев. 17:11 ). Действуя так по указанию Бога, священник, т.е. человек, достигал в указ. случаях, т.е. прежде всего при невольных прегрешениях ( Числ. 15:22–29 ), примирения, так что Бог прощал вину данному человеку или всему народу; 3) ветхозаветные жертвоприношения ограничены не только в своей «сфере действия», но и по сути своей не могут приводить к полному и продолжит. примирению с Богом. «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек» ( Пс. 48:8.9 ). На вопрос: «С чем предстать мне пред Господом?» ( Мих. 6:6 ), – Михей отвечает так: «О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих. 8 ). Но сделать человека достаточно чистым для того, чтобы он мог свободно предстать пред Господом (ср. Ис. 6:3–5 ), ветхозаветные жертвоприношения не могли. Это указывало на необходимость нового, всеохватного примирения, которое должен был сотворить Сам Бог и намек на которое содержится у Исаии ( Ис. 6:7 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3 . Итак, что Спаситель был погребен, вы ясно слышали в предшествовавшей беседе слова Исаии: Он отходит к миру (ср. Ис.57:2 ). Ибо Он примирил небо с землею, приведши грешников к Богу. Также, что праведник восхищается от зла ( Ис.57:1 ), и: будет с миром погребение Его ( Ис.57:2 ), и назначили гроб со злодеями ( Ис.53:9 ). И пророчество Иакова, находящееся в Писании, говорит: Преклонился Он, лег, как лев и как львица: кто поднимет Его? ( Быт.49:9 ) И подобное ему в книге Чисел: Преклонился, лежит как лев ( Числ.24:9 ). Многократно также слышали вы слова псалма: и Ты свел меня к персти смертной ( Пс.21:16 ). Само место мы уже означили, приводя сии слова: Взгляните на скалу, из которой вы иссечены ( Ис.51:1 ). Впрочем, нам следует показать теперь свидетельства о самом воскресении Его. 4 . Итак, во-первых, Он говорит в одиннадцатом псалме: Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь ( Пс.11:6 ). Но некоторые слова эти считают обоюдными, так как многократно Он восставал и на гнев, для отмщения врагам. Итак, обратись к пятнадцатому псалму, в котором ясно говорится: Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю ( Пс.15:1 ); и потом: я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими ( Пс.15:4 ). Поскольку они отвергли Меня, Царя своего, избрали в оного кесаря. И несколько спустя: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс.15:8 ); и тут же: даже и ночью учит меня внутренность моя ( Пс.15:7 ); и после сего весьма ясно говорит: ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Не сказал: не дашь святому Твоему увидеть ( Пс.15:10 ) смерти; в таковом случае Он и не умер бы, но говорит: «Истления не увижу Я и под властию смерти не останусь». Ты укажешь мне путь жизни ( Пс.15:11 ). Смотри, как ясно возвещается жизнь после смерти. Обратись теперь к двадцать девятому псалму: Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною ( Пс.29:2 ). Что ж это значит? От врагов ли ты избавился, или от биения свободился? На это Сам Он весьма ясно говорит: Господи! Ты вывел из ада душу мою ( Пс.29:4 ). Там говорит пророчески: не оставиши; а здесь, говоря, возвел еси, говорит как уже о случившемся, что имело случиться, оживил меня, чтобы я не сошел в могилу ( Пс.29:4 ). В какое же время долженствовало случиться? вечером водворяется плач, а на утро радость ( Пс.29:6 ). Вечером для учеников был плач, а наутро радость о воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Библейская традиция употребления чисел также связана с религиозными, антропологическими, космологическими и иными представлениями древнего человека. Кроме того, на ней сказались особенности самого текста Библии, который носит сакраментальный, символический и поэтический характер. Первое, что необходимо отметить в библейской нумерологии - это то, что в ней, как вообще " в древних семитских культурах не слишком заботились о математической точности, как ее понимают в нашей современной цивилизации. Зато (в ней - М.И.) очень часто пользовались числами как в их условном, так и в символическом значении " (Словарь библейского богословия. Брюссель, 1974. С. 1255). Так, например, число 7, за которым в литургической традиции закрепилось лишь значение символическое, в Библии иногда используется как довольно значительное (т.е. большое) число: " Кто убьет Каина, (тому - М.И.) отметится всемеро " (Быт. 4,15); " семь раз упадет праведник и встанет; а нечестивые впадут в погибель " (Притч. 24,16); " сколько раз прощать брату моему, -вопрошает ап. Петр. - ... до семи ли раз " (Мф. 18,21). Число 40 условно может обозначать период одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно: 40 лет странствования по пустыне (Числ. 14,34), 40 лет мирной жизни, которая устанавливалась в период правления каждого Судьи (Суд. 3,11,30; 5,31), 40 лет царствования Давида (2 Цар. 5,4), " сорок дней и сорок ночей " , в которые шел дождь во время Потопа (Быт. 7,4). Подобным же образом используются числа 60, 80 (Песн. 6,8), 100 (Лев. 26,8; Еккл. 6,3), " сто крат " ( " получит во сто крат " (Мф. 19,29), 1000 (милость Божия действует " до тысячи родов " (Исх. 20,6); для Бога " тысяча лет как день вчерашний " (Пс. 89,5). Помимо условных значений большие числа (100, 1000, " тьма " (т.е. 10000) имеют и гиперболическое значение. В библейской поэзии имеет место прием, состоящий в увеличении числа путем прибавления к нему еще большего числа: " Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это " (Пс. 61,12); " ... все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живым " (Иов. 33,29-30). Или: " Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не могу узнать " (Притч. 30,18).

http://zavet.ru/inn-ivanov.htm

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010