3 . Суббота, как и все праздничные дни, начиналась с кануна вечера, откуда произошло употребление наших первых вечерен, и оканчивалась с захождением солнца. Пища и другие необходимые предметы должны были быть заготовляемы в пятницу, отчего и дано шестому дню недели в Новом Завете название παρασκευ ( Мф.27:62 и т. п.). Новомесячия 1 . Начало месяца (календы или новомесячия), 1420 которое было обозначаемо появлением новой луны, праздновалось чрезвычайным всесожжением, приносимым между двумя ежедневными жертвами, утреннею и вечернею; оно состояло из двух молодых быков, одного овна и семи агнцев с обычными приношениями и возлияниями. К этому присоединяли еще молодого козла в жертву за грех ( Числ.28:11–15 cp. 1Цар.20:5–6,18:29 ). Астрономические знания этой эпохи не позволяли наперед определить день новолуния; первые, кто наблюдали его появление, возжигали великий огонь на высоте, и этот сигнал переносили с горы на гору до Иерусалима, 1421 и жертва имела место на другой день. Жертва новомесячий была предписана, как род протеста против язычников, которые почитали новолуние. 2 . Первый день седьмого месяца, бывший началом гражданского года, был особенно почитаем, по раввинскому преданию, в память сотворения мира; закон приказывал хранить в этот праздник субботний покой ( Лев.23:24 ; Числ.29:1 ), что не было предписано для других календ. Даже более, так как он начинал месяц субботний, в который праздновали великий день очищений, то он служит приготовлением к этому торжеству. – Во время жертвы праздников и новомесячий и в частности, новомесячия седьмого месяца, трубили из труб ( Числ.10:10 ). Год субботний и год юбилейный 1 . Точно так же, как освящали каждый период семи дней, освящали и каждый период семи лет. Седьмой год носил название субботнего года, потому что тогда предоставляли покой земле и не засеивали ее; то, что она производила сама собою, отдавалось бедным ( Исх.23:11 ; Лев.25:1–7 ); во время праздника Кущей закон был читаем народу пред Святилищем ( Втор.31:10–13 ), кредиторы не требовали платы с должников, как бы ни были просрочены их долги; рабы получали свободу в седьмой год рабства ( Исх.21:2 ; Втор.15:12 ; Иер.34:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

38,14); зерно братья Иосифа засыпают в «кули» (Быт. 42,25) и едут на «телегах» (Быт. 45,27); превосвященник облачается в «льняные порты» (Исх. 28,42) и опоясывается «кушаком» (Исх. 29,9); народ израильский управляется «стряпчими» (Исх. 5,14) и суд происходит «на вече» (Втор. 25,7); соседи — горцы — «дикари» (Пс. 72,9) и живут в «аулах» (Пс. 83,7); в Израиле есть и «витязи» (Пс. 52,3), и «сыны барские» (Пс. 62,10), и даже «крамольники» (Числ. 20,10). С определенной долей вероятности желанием локализации библейского текста можно объяснить использование Л.И. Мандельштамом привычных русскому читателю славянских слов и даже грамматических конструкций: «Волу быть заброшену каменьями и мясу его не быть употреблену в пищу, владельцу быть предану смерти» (Исх. 21, 28), «Быть сожжену ему» (Лев. 4, 12). Явной отсылкой к славянскому тексту также является именование Красного моря — «Чермным» (Пс. 106, 9), головного убора первосвященника — «митрой» (Исх. 28, 4), телки — «юницей» (Быт. 15, 9), а барана — «овном» (Быт. 15, 9). К особенностям перевода Л.И. Мандельштама относится о то, что в отличие от большинства переводчиков Ветхого Завета на русский язык, он стремится переводить поэтические разделы не буквально, но двустишиями, жертвуя содержанием ради формы: «Чем-то я прокляну? Ведь не проклял Творец! Чем-то я похулю? Не хулил же Господь» (Числ. 23, 8)   «Они разбиты как будто пальма Садам подобны вблизи реки Как бы алоэ — Господь садил Подобны кедрам вблизи воды» (Числ. 24, 6)   «Дождем пусть прольется ученье мое Росою зареет пусть слово мое Как пряди дождя на былие сходит Как крупные капли на зелень-траву» (Числ. 32, 2) Часто давая довольно свободный перевод, Л.И. Мандельштам все же неодобрительно отзывался о тех, кто предлагал ему в своей работе «совершенно откинуть древние, восточные формы Библии, и перевести только мысли, а не слова ее» [xix] . По этой, очевидно, причине у него встречаются пассажи, несущие черты древнееврейских грамматических конструкций, явно несвойственных русскому языку: «Воспоминая вспомнит» (Исх.

http://bogoslov.ru/article/385577

Да обратит Он к лучшему настоящее положение, да покажет снова в милости лице Свое и таким образом поможет ему (ст.4) 585 . Или еще долго Бог в гневе своем будет отвращать лице Свое от народа (ст.5) 586 , не препятствовать бедственному его положению (ст.6) 587 и торжественному высокомерию соседних языческих народов (ст.7)? – Нет! Он должен помочь нам (ст.8)! Бог не может предоставить погибели Свое дело, которое Он так величественно начал и продолжал; Он должен пособить ему. Такова основная мысль, связывающая ст.9 с предыдущим. Подобно винограду Господь пересадил народ Свой из Египта в Палестину и, устранивши ему здесь все препятствия, доставил широкое распространение и прекрасное произрастание (ст.9–12) 588 ; как же Он мог бы оставить его беззащитным (раскопание стен виноградника) и предать на расхищение хищническим соседним народам (мимоходящие путем) (ст.13) и особенно одному дикому врагу (ст.14) 589 ? Не долго Бог может терпеть это; да посетит же Он скорее Своею милостию (ст.15–16) 590 Свой виноградник, о котором Он прежде так заботился и который теперь так сильно поврежден (ст.17), и Своим всемогуществом снова да восстановит его. Тогда Израиль не будет уже больше отступать от заповедей Божиих и, освободившись от опасности погибели (оживиши ны), будет прославлять Бога (ст.19). Псалом 80. К испытанию совести на праздник труб (новый год). Изъяснению этого псалма необходимо предпослать некоторые археологические замечания. Еще во время странствования в пустыне Бог повелел, чтобы израильтяне торжественно праздновали ( Лев.23:24 ; Числ.29и д.) новолуние седьмого месяца (впоследствии названного Тишри). Правда и каждое уже новолуние имело свое богослужебное отличие (особенные жертвы; Числ.28:11–15 ; трубить в трубу), но этот день не был днем покоя. Новолуние же седьмого месяца (субботнего) – подобного наибольшим годовым праздникам – было днем самого строгого субботнего покоя; кроме обычных новомесячных жертв оно отличалось еще особенною праздничною жертвою ( Числ.29:1–6 ) и главнее тем, что в этот день торжественно трубили в трубу (шофар – κερατνη – рог).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Аарон Аарон [евр. Ахарон], значение имени точно не установлено, возможно, соответствует егип. «великое имя». А. был потомком Левия, сыном Амрама и Иохаведы ( Исх. 6:20 ; Числ. 26:59 ). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея ( Исх. 7:7 ). А. был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды ( Числ. 1:7 ). Она родила ему четырех сыновей – Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара ( Исх. 6:23 ). Призвав Моисея быть вождем и освободителем Израиля, Бог назначил А. говорить к народу вместо его косноязычного брата. А. должен был стать «устами» Моисея ( Исх. 4:16 ) и его пророком ( Исх. 7:1 ). Братья встречаются в пустыне ( Исх. 4:27 ), выступают перед старейшинами Израиля ( Исх. 4:28–31 ) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трех казнях египетских А. владеет жезлом ( Исх. 7:9.19 ; Исх. 8:5.17 ), который позднее действует только в руках Моисея. А. и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта ( Исх. 12:31 ) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, А. вместе с Ором поддерживает его руки ( Исх. 17:12 ). А. вместе с Моисеем восходит на гору Синай ( Исх. 19:24 ), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом ( Исх. 24:1.9 ). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя А. и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14). В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить А. и его сыновей в священники (гл. 28; 29). Потомки А. получили право наследовать первосвященство ( Исх. 29:29 ). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение – все это устанавливается Самим Богом ( Числ. 4:18 ). В то время как Моисей находится на горе, А. уступает давлению народа и воздвигает изваяние быка (золотой ⇒ Телец ). Здесь А. проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ ( Исх. 32 ). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего ( Втор. 9:20 ) и по сооружении скинии собрания посвящает А. и его сыновей в священство в соотв. с волей Господа ( Лев. 8 ). Особое положение А. подчеркивает прежде всего ⇒ наперсник с 12 драг. камнями, а также урим и туммим (⇒ Свет ). В день посвящения старшие сыновья А. ⇒ Надав и ⇒ Авиуд «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»; за такое своеволие они были наказаны смертью ( Лев 10 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Бог в Ветхом Завете требовал в приношение Себе непорочного однолетнего агнца, и на это прямо указывалось Самим Господом Богом как на жертву умилостивления. Приносите всесожжение в приятное благоухание Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев [без порока] ( Числ.28:27 ). Вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов [без порока]; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу ( Лев.23:18 ; Исх.29:18 ; 25; 41; Лев.1:9 ; 13; 17; Числ.15 ; 28; 29 главы). Но  Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли… не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё ( Деян.17:24-25 ). Т.е. реально Господь не нуждался а агнцах как однолетних без порока, так и во всех прочих. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и всё, что наполняет её. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня ( Пс.49:12-14 ). Бог не нуждается в жертвоприношениях, но в них нуждался человек, чтобы привести своё сознание к пониманию своей вины пред Богом. Таким образом, полезная для человека мысль облекалась в эту юридическую систему, которая была лишь наиболее удобной формой откровения. Сам Бог не мыслил в тех категориях, в которых предлагал мыслить человеку для его духовной пользы. Отсюда неизбежно следует что, и новозаветный Агнец также не мог служить ни умилостивлением, ни приятным благоуханием Богу. Необходимость в умилостивлении появляется тогда, когда в умилостивляемой личности поведение определяется временными настроениями, а также тогда, когда в том, кого умилостивляют предполагается изначальная недоброжелательность. Иллюстративным примером здесь может послужить умилостивление Иаковом брата своего Исава. Скажите: вот, и раб твой Иаков [идёт] за нами. Ибо он сказал сам в себе: умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примёт меня ( Быт.32:20 ). Мотив умилостивления и даров Иакова ярко засвидетельствован в словах его молитвы Богу: Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми… (11 ст). Иаков в своём поступке исходил из самых добрых побуждений, но нельзя не заметить, что мысль о необходимости умилостивления рождается из испуганного сердца и недоверчивого разума. Страх и отчуждённость – отец и мать “удовлетворений”, “заслуг” и “умилостивлений”.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Ветхозаветные гигиенические предписания в отдельных случаях простираются в область, к-рая у др. народов не подлежит правовому регулированию и предоставлена обычаю и личному усмотрению, напр., относительно устройства отхожих мест вне стана и способов пользования ими (Втор 23. 12-13), об удалении из стана и последующих омовениях в случаях ночного осквернения (Втор 23. 10-12). При этом часто предписания, касающиеся омовений, имеют по преимуществу не гигиенический, но религиозно-символический характер и относятся уже к сфере собственно религ., культового права. Уголовное право Основополагающий принцип ветхозаветного уголовного права - закон равного или пропорционального возмездия, т. н. закон талиона: «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх 21. 24-25). Этот принцип исходит из идеи справедливости, насколько она могла быть воспринята древним евр. народом до пришествия в мир Мессии - Христа. Наказания, к-рые предусматривались В. п., могут быть разделены на 3 основных вида: смертная казнь, бичевание и др. телесные наказания, денежные штрафы. Самым обычным способом смертной казни было побивание камнями. При этом первым должен был бросить камень свидетель обвинения (Втор 17. 7). Смертной казнью карались религ. преступления: идолослужение, богохульство, колдовство, намеренное убийство и др. тяжкие преступления против личности, в частности похищение человека, изнасилование замужней жены или обрученной невесты другого, избиение или оскорбление родителей и вообще непочтительное отношение к ним, содомия, скотоложество, кровосмешение, супружеская неверность жены или обрученной невесты, казни подвергался и тот, кто вступил в связь с чужой женой или невестой (Исх 22. 18-20; Лев 20. 27; 24. 15-16; Втор 21. 18-21; 22. 22-25). Смертной казни подлежали и виновные в преступной небрежности, когда результатом ее явилась гибель человека (Исх 21. 29). В редких случаях применялся и такой вид смертной казни, как усечение мечом. Так, царь Давид приказал одному из своих воинов убить, очевидно, мечом убийцу царя Саула, к-рый, впрочем, убил помазанника Божия не по злой воле, но по повелению самого Саула (2 Цар 1. 15). Наиболее тяжкие преступления карались сожжением. Такой вид казни предусматривался за связь с тещей (Лев 20. 14), за блуд дочери священника (Лев 21. 9). За вероотступничество в нек-рых случаях в качестве наказания полагалось повешение: Господь повелел Моисею осудить на повешение начальников народа за то, что народ израильский в Ситтиме стал приносить жертвы Ваал-Фегору (Числ 25. 1-5). Тело повешенного при этом нельзя было оставлять на дереве на ночь (Втор 21. 23).

http://pravenc.ru/text/158294.html

Чтобы осуществлять священство, потомки Аарона должны были обладать безупречной репутацией, избегать осквернения, к.-л. нечистоты и не иметь телесных недостатков (Лев 21; 10. 9). Позднее, когда священников стало много, их разделили на 24 класса (череды), каждый класс имел главу и в свою очередь исполнял свои обязанности (1 Пар 24). Левиты были стражами и служителями святилища. В пустыне они брали на себя перенесение скинии и ее принадлежностей. Позднее хранили храм: отпирали и запирали его, поддерживали чистоту, приготовляли хлеб предложения. Во времена царя Давида левиты ведали храмовым пением и музыкой (1 Пар 23-26). Они не имели права входить внутрь скинии и во всем были подчинены священникам. Священные времена Суббота (  ,  ) - 7-й день недели, «день покоя». Праздник имеет домоисеево происхождение (ср. Исх 20. 8). Уже в древних правовых текстах ВЗ суббота упоминается как день покоя (ср. глагол  ,   - прекращать). Данное установление относится как к человеку, так и к животным (Исх 23. 12; 34. 21). В обоих вариантах Декалога (Втор 5. 12; Исх 20) дается различное обоснование заповеди о субботе как покое в каждый 7-й день. В кн. Второзаконие суббота получает социально-историческое обоснование: отдых работников в память о том, что сами израильтяне были рабами в Египте. В кн. Исход говорится о покое Бога в 7-й день (ст. 8-11), т. е. дается богословское обоснование заповеди о субботе. Субботний покой связывается также с творением мира (ср. Быт 2. 1-3), ритм существования к-рого, а также всей человеческой жизни задается и благословляется Богом. Суббота как дар Бога миру является целью и итогом творения. Соблюдение субботы упоминается уже допленными пророками (Ам 8. 5; Ос 2. 11-13; др. ранние тексты: Исх 16. 29-30; 4 Цар 4. 23; 11. 5, 7, 9). В этот день израильтяне могли посещать «людей Божиих» (4 Цар 4. 23). Семидневный ритм жизни и значение числа 7 для всего, что связано с религ. жизнью, неоднократно подчеркивается в ВЗ (Быт 29. 27-28; Иов 2. 13; Нав 6. 4-5; Лев 12. 2; 1 Цар 31. 13; Есф 1. 5). Во время вавилонского пленения, когда храмовое богослужение и жертвоприношения были невозможны, соблюдение субботы получило большое значение - она стала знаком Завета (ср. Исх 31. 13-17; в Числ 16. 31 - суббота как заповедь). Этот день, к-рый Господь благословил и выделил из всех остальных (Быт 2. 3), в период плена, возможно, воспринимался как противоположность вавилонскому дню полнолуния (  ), когда люди не работали, опасаясь к.-л. несчастья. Из текстов пленного и послепленного периодов видно, как росло значение субботы (Ис 56. 2-6; 58. 13-14; 66. 23; Иер 17. 21-27). Соблюдение субботы пытался защитить Неемия (Неем 10. 31, 33; 13. 15-22). В книгах Паралипоменон соблюдение субботнего дня становится уже обычным явлением (1 Пар 9. 32; 23. 31; 2 Пар 2. 4; 8. 13; 31. 3; ср.: Иез 45. 17; 46. 12). В Пс 91. 1 дается пример «Песни в день субботний».

http://pravenc.ru/text/158292.html

С 9 ава связана лишь одна счастливая ассоциация: по старому еврейскому преданию именно в этот день должен родиться Машиах (ивр. «помазанник», по греч. «христос»), который соберёт евреев со всех концов земли в Эрец-Исраэль (ивр. «земля Израиля», земля обетованная, Ханаан), вернёт ей свободу и устроит небесный Иерусалим, в котором устроится мир, распространяющийся на всю землю, и восторжествует царство Торы. Элул Шестой месяц еврейского календаря ( Неем.6:15 ). Продолжается летняя жара и сбор винограда ( Числ.13:21:24 ), фиников, миндаля, олив. В этом месяце нет праздников, но он весь посвящён духовному укреплению в преддверии Рош-Ашана. Тишрей или Афаним Седьмой месяц еврейского календаря ( 3Цар.8:2 . 2Пар.5:3 ). Начало сезона ранних дождей. Сбор урожая фиников и олив. Время пахоты и сева. Этот осенний месяц особенно богат праздниками. 1–2 тишрей – Рош-Ашана (ивр. «голова года») – праздник Нового года. Во времена Ветхого Завета в первый день месяца отмечался праздник Труб ( Лев.23:24 . Числ.29:1 ), который позднее сформировался в праздник Нового года. Во время двух дней Рош-Ашана в синагогах трубят в шофар (рог барана) и читаются особые молитвы. Если один из этих дней приходится на субботу, то шофар должен молчать. Цикл праздников первой декады Нового года называют ещё «Десятью днями раскаяния». Их цель – переосмысление жизни и подготовка к начинающему году. В это время с особым усердием занимаются благотворительностью, помогают бедному подарками, ссудой и т.д. Ещё за несколько недель до Рош-Ашана евреи начинают приветствовать друг друга словами «лешана това тикатейву» – «пусть вас запишут на хороший год». Еврейская традиция считает, что судьба человека на предстоящий год решается Богом между Рош-Ашана и Йом-Кипур: быть ли ему записанным в «Книгу жизни» или «Книгу смерти»; кто будет жить, а кто должен умереть. Поэтому, чистосердечное раскаяние, совершение справедливых поступков и молитвенные службы могут повлиять на решение Бога. Таким образом, основная тема Рош-Ашана направлена на человеческую личность, на вопрос жизни и смерти, на то, что Бог примет их раскаяние и продлит им жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Посему новолуние года называется по преимуществу днем и праздником трубного звука ( Числ.29:1 . Лев.23:24 ). Жертвы в новолуние приносимы были в сугубом количестве против обыкновенных дней, в благодарность за продолжение благодеяний Божиих, для испрошения благословения на новый месяц и прощения грехов, сделанных в протекший ( Чис.28:11–15 ). В праздники новолуния израильтяне имели благочестивое обыкновение ходить к пророкам для слушания слова Божия и духовного назидания ( 4Цар.4:23 ). В синагогах читали весь 118 псалом и в молитвах своих благодарили Бога за создание луны, которая есть прекрасное дело рук Его. По окончании Богослужения, вечером устраивались общественные трапезы, или вечери ( Кол.2:16 ), в коих участвовали чистые по закону ( 1Цар.20:5, 18–19 ). К священной трапезе приглашались, кроме домашних и друзей, левиты, пришельцы, вдовы, сироты и бедные, чтобы все могли вкушать радости жизни, и Господь благословил питающего во всяком деле рук его ( Втор.12:11–12. 14:29. 26:11–13 . Лк.14:12–14 ). Приглашенные собирались в назначенное время в приличном одеянии ( Мф.22:9–12 ). Во время возлежания за трапезою занимались назидательными и полезными рассказами, загадками и особенно духовной музыкой. Возлежавшие получали подарки, иногда одежды; бедные часто брали с собою и самую пищу. Итак, праздничные пиры евреев имели человеколюбивую цель – благотворить бедным, чтобы они в своем злосчастии не имели повода роптать на Бога и на ближних ( Неем.8:10 ). Новолуния не были такими праздниками, в которые строго запрещено было иудеям трудиться и делать дела свои. Праздничным временем в новомесячия – свободным от дел мирских – было только время Богослужения. Эта свобода занятий во дни новолуния, может быть, делала их особенно приятными для израильтян и была причиною праведного гнева. Божия на новомееячия ( Ис.1:14 ). Но новолуние седьмого месяца – Тисри, которое служило началом года, было совершенным и торжественным праздником. В это новолуние предписано было евреям священное собрание и полное празднование с прекращением работ и трудов житейских ( Лев.23:24–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Словами тимпан, псалтирь с гусльми и труба – названы здесь различные музыкальные инструменты, которые в царствование Давида введены были в употребление при богослужении у евреев ( 1Пар.16:6,42 ). Отдавая начальнику хора составленный псалом, пророк обращается к певцам и музыкантам и убеждает тех и других составить из себя стройные хоры для восхваления Господа, причем одни из них должны петь псалом, а другие играть на лирах, на тимпанах и гуслях. Таким предисловием пророк начинает сей псалом, без сомнения, потому, чтобы напомнить верующим о том, что если они желают воспеть славу Богу, то должны совершать это славословие с чувством радости и веселия, не тяготясь и не обременяясь служением Богу, Который нам всегда и во всем помогает: Радуйтеся Богу помощнику нашему. Воскликните, т.е. пойте хвалы Богу громогласно. Богу Иаковлю – то же, что Богу Израилеву (см. в объяснении псалмов: Пс.19:2, 23:6, 45:8, 12 ; Пс.74 и Пс.75 ). Первый день каждого новомесячия у древних евреев был днем священным, о нем возвещалось звуками труб, и празднование его сопровождалось жертвоприношениями, как повелевал Закон ( Числ.28:11 ), но кроме того был у них и особый праздник труб, в первый день седьмого месяца ( Лев.23:24 ). Звук труб напоминал евреям о трубном гласе на Синае, о Богоявлении и даровании Закона ( Исх.19:16,19, 20 ), также и об освобождении от рабства египетского. «Посему изображаемые в псалме сем, – говорит блж. Феодорит, – справедливо убеждают сподобившихся Божественной помощи, вместе с другими орудиями, употребить и трубы», – для возблагодарения Господа Бога с. 390]. Трубы и вообще музыкальные орудия употребляемы были в ветхозаветном богослужении не без причины: Господу Богу угодно было грубый и нравственно неразвитый народ еврейский приготовить к пониманию и усвоению высшего духовного служения Богу в христианском Богопочтении, а потому, по прошествии сени законной и по пришествии благодати Христовой, миновала надобность в музыкальных орудиях, которые всецело заменены воспеванием и проповедию евангельского гласа Самого Сына Божия. Выражением благознаменитый день праздника вашего означаются как все вообще главные праздники ветхозаветной Церкви, в которые иудеи приходили к скинии и потом в храм Иерусалимский, для участия в общественном богослужении, так, в особенности, праздник Пасхи, установленный в память Синайского законодательства и названный днем нарочитым ( Числ.29:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010